Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Организационно-педагогические условия творческой деятельности будущего учителя начальных классов в педагогическом колледже Строкова Елена Константиновна

Организационно-педагогические условия творческой деятельности будущего учителя начальных классов в педагогическом колледже
<
Организационно-педагогические условия творческой деятельности будущего учителя начальных классов в педагогическом колледже Организационно-педагогические условия творческой деятельности будущего учителя начальных классов в педагогическом колледже Организационно-педагогические условия творческой деятельности будущего учителя начальных классов в педагогическом колледже Организационно-педагогические условия творческой деятельности будущего учителя начальных классов в педагогическом колледже Организационно-педагогические условия творческой деятельности будущего учителя начальных классов в педагогическом колледже Организационно-педагогические условия творческой деятельности будущего учителя начальных классов в педагогическом колледже Организационно-педагогические условия творческой деятельности будущего учителя начальных классов в педагогическом колледже Организационно-педагогические условия творческой деятельности будущего учителя начальных классов в педагогическом колледже Организационно-педагогические условия творческой деятельности будущего учителя начальных классов в педагогическом колледже
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Строкова Елена Константиновна. Организационно-педагогические условия творческой деятельности будущего учителя начальных классов в педагогическом колледже : диссертация... кандидата педагогических наук : 13.00.08 Липецк, 2007 236 с. РГБ ОД, 61:07-13/1665

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. Теоретический аспект организации творческой деятельности будущего учителя начальных классов в процессе профессиональной подготовки 14

1.1 Исследование проблемы организации творческой деятельности в отечественной и зарубежной философской и психолого-педагогической литературе 14

1.2 Креативно-деятельностный подход в индивидуальном развитии будущего учителя 35

1.3 Определение организационно-педагогических условий творческой деятельности будущего учителя в процессе профессиональной подготовки 50

ГЛАВА 2. Мониторинг организации творческой деятельности будущего учителя начальных классов в педагогическом колледже 78

2.1. Диагностика уровней подготовленности будущего учителя начальных классов к профессиональной творческой деятельности 78

2.2. Креативно-организационная модель профессиональной подготовки будущего учителя начальных классов 97

2.3. Динамика совершенствования творческой деятельности будущего учителя начальных классов в педагогическом колледже 134

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 156

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 162

ПРИЛОЖЕНИЕ 186

Введение к работе

Поступательное социально-экономическое развитие общества во всех сферах настоятельно требует активного включения в общественный оборот интеллектуального, творческого потенциала практически каждого человека. Эта установка особенно актуальна для образования, важнейшая задача которого - предоставить каждому возможность полностью раскрыть свои задатки и развить способность к творчеству.

Творчество - социально-исторический феномен саморазвития человека в процессе материального и духовного освоения мира. Творческая деятельность реализуется в различных сферах общества, в силу чего существуют различные её виды, в том числе и педагогическое творчество.

В современной педагогической теории должны происходить существенные изменения в определении содержания, способов и методов работы по активизации творческого потенциала, развития личности будущего учителя в процессе профессиональной подготовки, что позволит мобилизовать творческую активность студентов и подготовить конкурентоспособного специалиста. Поддержка творчески работающих педагогов является одним из приоритетных направлений национального проекта «Образование».

Актуальность темы исследования обусловлена потребностью современного общества в коренном обновлении системы образования. Сегодня в образовательной сфере нашей страны осуществляется стремительный переход от традиционной школы, единых программ, учебных планов, форм и способов организации педагогического процесса к вариативным и авторским. Идет активное создание новых, альтернативных технологий, методик, условий организации учебной деятельности.

В этом потоке информации, открытий, нововведений педагог не может оставаться слепым исполнителем инструкций и рекомендаций. А это значит,

что повышаются требования к подготовке студентов в педагогических учебных заведениях. Поэтому одним из основных направлений педагогики является креативное (творческо-созидательное) направление.

Актуальность избранной темы определяется также и особенностями деятельности учителя начальных классов. Сложившиеся в настоящее время тенденции развития начальной школы предполагают усложнение обучающей деятельности учителя, усиление творческого характера преподавания, умение вести работу в условиях многовариантных, комплексных программ.

Сама идея творческого характера педагогической деятельности не нова, и в истории педагогической мысли достаточно тому подтверждений. Практически все классики отечественной педагогики так или иначе обращались в своих трудах к данной проблеме (К. Д. Ушинский, П.П. Блонский, СТ. Шацкий, В. А. Сухомлинский).

В современной науке идея изучения творчества как механизма развития личности обоснована В. И. Андреевым, Д. Б. Богоявленской, И. И. Калошиной, В. И. Коротяевым, Г. В. Кудрявцевым, 10. Н. Кулюткиным; творческая природа познания раскрывается в трудах В. С. Библера, Н. А. Бердяева, А. В. Брушлинского, В. В. Давыдова, Л. С. Занкова; сама сущность педагогического творчества определяется В. В. Загвязинским, В. И. Ильиным, В. А. Кан-Каликом, Н. Д. Никандровым, М. М. Поташником.

Важно отметить, что прочным основанием для творческой педагогической практики явились фундаментальные разработки выдающихся как отечественных (Л. С. Выготский, Ю. Н. Кулюткин, А. Н. Леонтьев, Я. А. Пономарёв, С. Л. Рубинштейн, П. М. Теплов и др.), так и зарубежных (Г. Айзенк, М. Вертгеймер, Д. Гилфорд, О. Зельц, А. Кестлер, Л. С. Кюби, Г. Линдсей, Е. Торенс, Г. Уоллес и др.) психологов.

Как и творчество в целом, в психолого-педагогической литературе педагогическое творчество принято рассматривать в двух аспектах: процессуальном и личностном. В связи с этим и возникает проблема

индивидуально-творческого стиля деятельности педагога. На существование стиля деятельности указывают многие авторы (В. И. Андреев, В. И. Загвязинский, 3. С. Левчук, А. К. Маркова, Н. Ю. Посталюк и др.). Не менее важная проблема - развитие творческих способностей студентов (В. И. Андреев, Н.М. Анисимов, А.И. Еремкин, И.А. Карпачева, В.П. Кузовлев, А.В. Музальков, Н.Ю. Посталюк), которые часто отождествляют с понятием креативности.

В исследовании содержания подготовки учителя начальных классов определилось несколько направлений: первое направление характеризуется разработанной системой квалификационных характеристик, в которых определяется содержание и система теоретических знаний, перечень педагогических умений и навыков, необходимых для выполнения учебно-воспитательных функций учителя начальных классов (работы И. П. Иванова, Р. И. Мительмана, А.Ж.Овчинниковой и др.). Большое значение для профессиональной подготовки учителя начальных классов играет «Концепция подготовки учителя начальных классов» (составители А. Е. Дмитриев, М. Р. Львов).

Второе направление характеризуется исследованием проблемы формирования специалиста в процессе профессиональной подготовки. Это исследования Н.М. Анисимова, Е.П. Белозерцева, З.В. Видяковой, Е.Н. Герасимовой, Л.Н. Голубевой, Ф. Н. Гоноболина, О.В. Долженко, К. М. Дурай-Новаковой, А.И.Еремкина, В.Н.Карташовой, В. Ф. Кривошеева, В.П. Кузовлева, Н. В. Кузьминой, В.Е. Медведева, Ю.Н. Меренкова, А.В.Музалькова, С. А. Николаенко, А.Ж. Овчинниковой, И.Ф. Плетеневой, Н.Г. Подаевой, В. А. Сластёнина и других.

Вся система профессиональной подготовки будущих учителей начальных классов мало учитывает позицию творца, а главным образом, исполнителя педагогической деятельности. В результате снижается мотивация, не развиваются навыки творчества.

В связи с этим возникает противоречие: между высокими профессиональными требованиями к творческой личности учителя начальных классов, с одной стороны, и недостаточной разработанностью организационно-педагогических условий творческой деятельности в среднем профессиональном образовании - с другой стороны.

Остаются мало исследованными и другие вопросы: условия организации творческой деятельности в процессе профессиональной подготовки; содержание и структура подготовки студентов при изучении психолого-педагогических дисциплин; методы и приёмы самостоятельной творческой деятельности; технологии учебной, внеаудиторной, исследовательской и практической деятельности студентов в педагогическом колледже.

Таким образом, определилась проблема исследования: при каких организационно-педагогических условиях творческая деятельность будущих учителей начальных классов в педагогическом колледже будет способствовать формированию креативных и профессиональных качеств личности?

Необходимость решения проблемы обусловило выбор темы исследования: «Организационно-педагогические условия творческой деятельности будущего учителя начальных классов в педагогическом колледже».

Цель исследования: выявить и научно обосновать комплекс организационно-педагогических условий творческой деятельности будущего учителя начальных классов в педагогическом колледже.

Объектом исследования выступает профессиональная подготовка будущего учителя начальных классов в педагогическом колледже.

Предмет исследования - организационно-педагогические условия творческой деятельности будущего учителя начальных классов в системе профессиональной подготовки в педагогическом колледже.

В соответствии с проблемой, целью, объектом и предметом исследования были поставлены следующие задачи:

1. Уточнить сущность и содержание проблемы организации творческой
деятельности будущего учителя.

2. Выявить организационно-педагогические условия творческой
деятельности будущего учителя; определить структурные компоненты,
критерии и показатели креативно-организационной модели
профессиональной подготовки будущего учителя начальных классов в
педагогическом колледже.

3. Разработать систему мониторинга качества творческой деятельности
студентов в учебном заведении среднего профессионального образования,
определить комплекс диагностических методик, уровни подготовки.

Гипотеза исследования. Творческая деятельность студентов педагогического колледжа в системе профессиональной подготовки будущего учителя начальных классов будет способствовать формированию креативных и профессиональных личностных качеств если:

- доминирует креативно-деятельностный подход в осуществлении
профессиональной подготовки будущего учителя в педагогическом
колледже;

- используется интегративно-модульная технология обучения
(интеграция учебной, внеаудиторной, исследовательской и практической
деятельности), стимулирующая творческую деятельность будущего учителя
в педагогическом колледже, способствующая реализации креативно-
организацион-ной модели профессиональной подготовки будущего учителя
начальных классов.

Методологической основой исследования являются:

- положения философии, психологии и педагогики о сущности
творчества и творческой деятельности (Н. А. Бердяев, Д. Б. Богоявленская,
В. И. Загвязинский, А. Кестлер, Н. В. Кузьмина, А. Н. Леонтьев, А. Я. Поно-

марёв, С. Л. Рубинштейн, К. С. Станиславский, Б. М. Теплов, Г. Уоллес и

др-);

- концептуальные идеи личностно-ориентированного, деятельностного и
интегративно-модульного подхода в образовании (В.А. Беликов,
Е.В. Бондаревская, Л.Г. Вяткин, И.С. Зимняя, М.С. Каган, В.В. Краевский,
Г.А. Петрова, А.В. Петровский, В.В.Сериков, И.С. Якиманская,
Н.М. Яковлева).

Теоретическую основу исследования составляют:

теория развивающего обучения (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов);

теории творчества в педагогической деятельности (В. И. Андреев, С. А. Гильманов, М. А. Данилов, В. И. Загвязинский, И.П.Иванов, В. А. Кан-Калик, И. Я. Лернер, Н. Д. Никандров, Н. Ю. Посталюк, М.М.Поташник, В. А. Сластёнин, В. С. Шубинский, В. А. Якунин и др.);

теории креативности (Д. Б. Богоявленская, Д. Гилфорд, Н.М. Гнатко, В. Н. Козленко, А. Г. Маслоу, Д. Р. Мэй, Я.А. Пономарев, К. Роджерс, Е. Торренс, Г. Уоллес и др.);

исследования вопросов педагогической технологии (Ю.К.Бабанский, В. Ф. Башарин, В. П. Беспалько, М. И. Махмутов, П. Н. Решетник, Г. К. Се-левко и др.);

- концепции реформирования профессиональной школы
(Е.П. Белозерцев, Л.Н. Голубева, О.В. Долженко, В.П. Кузовлев,
A.M. Новиков и др.)

Для решения поставленных задач был использован комплекс исследовательских методов: 1) абстракция и конкретизация; 2) анализ и синтез; 3) сравнение и сопоставление; 4) анализ философской, психолого-педагогической, учебно-методической литературы; 5) изучение передового педагогического опыта; 6) наблюдение; 7) монографическое изучение личности будущего учителя; 8) изучение продуктов творческой деятельности; 9) социолого-педагогические измерения (опрос,

собеседование, анкетирование, тестирование, рейтинг, ранжирование, диагностирование, социометрические методы); 10) изучение педагогической документации; 11) контент-анализ; 12) моделирование; 13) прогнозирование; 14) педагогический эксперимент; 15) количественный и качественный анализ экспертных оценок; 16) статистическая обработка материалов; 17) графические методы.

Экспериментальная база исследования. Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе ГОУ СПО Лебедянский педагогический колледж. Исследование проводилось в несколько этапов.

На первом этапе (поисковом, 2002 г.) выявлено современное состояние проблемы, определены цель, задачи, гипотеза и методы исследования.

На втором этапе (теоретико-экспериментальном, 2003-2005 гг.) разработана система мер, помогающих выявить условия организации творческой деятельности будущего учителя начальных классов в педагогическом колледже. Апробированы основные идеи и положения исследования.

На третьем этапе (аналитическом, 2006 г.) осуществлялось обобщение и систематизация полученных результатов и литературное оформление диссертации.

Научная новизна исследования:

- создана креативно-организационная модель профессиональной
подготовки будущего учителя начальных классов, включающая единство
мотивационного, креативно-организационного и практического
компонентов;

- разработаны критерии оценки, показатели и уровни сформированности
у студентов педагогического колледжа креативных и профессиональных
умений будущего учителя начальных классов;

- выявлен, научно обоснован комплекс организационно-педагогических
условий, обеспечивающих повышение качества творческой деятельности
будущих специалистов.

Теоретическая значимость исследования состоит:

в уточнении взаимосвязи теории и практики профессионально-педагогического образования и организацией процесса творческой деятельности будущих учителей начальных классов;

в выявлении организационно-педагогических условий творческой деятельности будущего учителя в среднем специальном учебном заведении педагогического профиля;

в определении структурных компонентов творческой деятельности студентов в педагогическом колледже в контексте реализации креативно-организационной модели профессиональной подготовки будущего учителя начальных классов.

Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные выводы и рекомендации, апробированные технологии, методики и модель могут быть использованы при изучении уровней сформированности мотивационной и практической сфер педагогической деятельности, а также уровня развития креативности будущего учителя. Результаты исследования могут быть применены в процессе преподавания психолого-педагогических дисциплин, научно-исследовательской и внеаудиторной деятельности студентов, при проведении занятий со студентами очного и заочного отделения, в будущей практической деятельности, а также в системе повышения квалификации преподавателей педагогических учебных заведений и учителей начальных классов.

Достоверность и обоснованность положений и выводов исследования определяется методологической и теоретической обоснованностью исходных параметров исследования, применением комплекса методов теоретического и эмпирического исследования, адекватным его целям, задачам, логике;

репрезентативностью выборной совокупности; опытно-экспериментальной проверкой выводов и практических рекомендаций; сопоставимостью полученных данных с передовым опытом; достаточной продолжительностью изучения проблемы; сочетанием количественного и качественного анализа с последующей статистической обработкой; воспроизводимостью и использованием полученных результатов в практике средних специальных учебных заведений.

Личный вклад автора в исследование:

выявлены и теоретически обоснованы организационно-педагогические условия творческой деятельности будущего учителя начальных классов в педагогическом колледже;

разработана креативно-организационная модель профессиональной подготовки будущего учителя начальных классов;

- предложена система мониторинга организации творческой деятельности в педагогическом колледже.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Креативно-организационная модель профессиональной подготовки будущего учителя начальных классов, органично включающая три взаимосвязанных компонента:

- мотивационный, предполагающий осознание как личностной, так и
социальной значимости организации творческой деятельности в процессе
профессиональной подготовки, включающий ценностный, потребностный и
профессионально-значимый критерии;

- креативно-организационный, включающий владение креативными
умениями, развитие индивидуальности будущего учителя в контексте
творческого потенциала, творческих способностей, самовыражения личности
и выбор оптимальных способов их диагностирования, включающий критерии
- когнитивный, гностический и рекреационный;

практический, представляющий собой поэтапный процесс стимулирования потребности в творческом самовыражении и определяющий формирование индивидуального пути ориентации студентов на творчество в профессиональной деятельности, включающий установочный, теоретический и апробационный критерии.

2. Творческая деятельность будущего учителя в педагогическом колледже осуществляется успешно при реализации следующих организационно-педагогических условий:

- доминирует креативно-деятельностный подход в осуществлении профессиональной подготовки будущего учителя в педагогическом колледже;

используется интегративно-модульная технология обучения (интеграция учебной, внеаудиторной, исследовательской и практической деятельности), стимулирующая творческую деятельность будущего учителя в педагогическом колледже, способствующая реализации креативно-организацион-ной модели профессиональной подготовки будущего учителя начальных классов.

3. Система мониторинга качества творческой деятельности будущего учителя начальных классов, включающая диагностику уровня подготовленности к профессиональной творческой деятельности, креативно-организационную модель профессиональной подготовки и отслеживание динамики совершенствования творческой деятельности, включающую идентичные методики на констатирующем и контрольном этапах эксперимента.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись через публикацию его материалов в научных статьях, тезисах докладов, учебных пособиях; выступлениях на научно-практических конференциях (Елец, Лебедянь, Липецк, Смоленск, Усмань) и коллективом педагогического колледжа, в процессе педагогической деятельности в качестве преподавателя

педагогики и основ педагогического мастерства, участие в деятельности экспериментальной площадки, открытой на базе колледжа и курируемой президиумом РАО. Материалы исследования внедрены в практику работы Лебедянского и Усманского педагогических колледжей. Опыт работы автора диссертационного исследования обобщался Липецким институтом развития образования. Результаты исследования обсуждались на заседаниях предметно-цикловой комиссии педагогики и психологии школьной (ныне кафедра педагогики и психологии) Лебедянского педагогического колледжа и кафедре теории и истории педагогики Липецкого государственного педагогического университета. Автором диссертации созданы и апробированы рабочая программа и методическая разработка по предмету «Основы педагогического мастерства»; методические разработки по педагогике на темы: «Формы и средства воспитания», «Формы организации учебного процесса в школе», «Воспитание в учебной и внеурочной деятельности». В соавторстве с кандидатом педагогических наук Т.А. Сдобниковой, кандидатом педагогических наук Т.В. Симатовой, Р.А. Синициной составлено учебное пособие «Задания для самостоятельной работы по педагогике» (рецензент - кандидат педагогических наук Н.А. Патутина).

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

Исследование проблемы организации творческой деятельности в отечественной и зарубежной философской и психолого-педагогической литературе

Выбрать критерии организации творческой деятельности можно после осмысления того, что есть творчество. Понятие «творчество» является предметом анализа многих наук. Различие его определения отражают многогранность этого феномена. Приведём некоторые из них: «Творчество-деятельность человека, создающая новые материальные и духовные ценности, обладающая общественной значимостью» [31,с. 1236]. «Творчество - это один из видов человеческой деятельности, направленной на решение противоречия (решения творческой задачи), для которой необходимы объективные (социальные, моральные) и субъективные личностные условия (знания, умения, творческие способности), результат которой обладает новизной и также прогрессивностью» [27, с.53]. «Творчество - это деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей» [197, с. 457].

Попытаемся разобраться в феноменологии творчества. В специальной литературе содержатся те или иные трактовки понятия творчества, высказываются различные мнения о природе, структуре творческого процесса, о формировании творческих способностей человека. И здесь следует обратить внимание на многоплановость употребления понятия «творчество». Оно рассматривается как «активность», «деятельность», «процесс», «вид деятельности», «тип деятельности», «форма деятельности». Различные его стороны отражаются в понятиях «творческое начало», «творческий потенциал», «творческие способности», «творческие возможности», «творческое мышление», «творческая активность», «творческое отношение», «творческая деятельность», «творческий труд», «творческая личность», «творческая индивидуальность»[31, 85, 160, 178, 179,182,197].

За время развития человеческого общества многие лучшие умы в философии, педагогике, психологии пытались понять природу творческой деятельности. Попытки понять творческие механизмы педагогической деятельности имеют давнюю историю.

В истории философии существует ряд концепций, определяющих различные подходы к процессу творчества. В античной философии творчество - это стремление человека к достижению высшего («умного») созерцания мира. Ещё древнегреческий философ Платон определял творчество как слияние художника с божеством в момент творческого экстаза. В его концепции творчество делится на творчество «сдерживающего» и творчество «благоразумного». По Платону, творчество -это сверхрассудочная и рассудочная деятельность.

Древние греки не знали точного понятия «творчество», а, следовательно, не отдавали себе отчета в существовании такого явления. Этот термин (creative) стал использоваться в христианскую эпоху для обозначения божественной деятельности и непонятных для человека явлений природы. Только период романтизма возвел человека в ранг творца.

Философы-идеалисты XIII века усматривали в творчестве наиболее полное выражение свободы человеческого духа. Считалось, что эта свобода вообще не поддаётся научному анализу, а существование объективных законов человеческого творчества фактически отрицалось.

В средневековой философии творчество - это волевой акт, вызывающий бытие из небытия, а Бог - это личность, свободно творящая мир. Поэтому творчество людей означало их стремление к богу, уподобление ему через акт творения нового на Земле.

В эпоху Возрождения очень активно развивались разные виды искусств. Творчество рассматривалось только как художественное творчество. Возник культ художника, гения, появился интерес к акту творчества.

Переломным для понимания творчества моментом стало вовлечение в него научной деятельности, вследствие чего в круг творцов вошли первооткрыватели и изобретатели. Философы-рационалисты Спиноза, Декарт, Лейбниц выделяли компоненты творческого мышления. Они считали, что в процессе интеллектуальной деятельности человек обнаруживает истины не на основе логического доказательства, а с помощью так называемого «интеллектуального видения», то есть интуитивным путём. Соотнесение метода Декарта с творческой деятельностью показывает, что требования, которые входят в указанный метод, соотносятся с признаками творческой деятельности. Сам термин «творчество» был употреблён впервые в XVII веке для обозначения деятельности человека в области искусства [136].

В XVIII веке Кант впервые обосновал творческий характер познавательной деятельности, высказывал мысль о роли бессознательности в творческом процессе, сравнивая процесс творчества с творением природы. И. Кант определяет творческую деятельность как продуктивную способность воображения [82]. Это учение Канта было продолжено Ф. В. Шеллингом. Творение человека он сравнивает с творением природы. Согласно Шеллингу и сиенским романтикам, прежде всего творческое воображение художника и философа - высшая форма человеческой жизнедеятельности.

Креативно-деятельностный подход в индивидуальном развитии будущего учителя

Обучать творческой деятельности - это значит добиваться создания учащимися оригинального продукта: модели, изделия, макета, литературного или художественного произведения, «изобретения», неординарной или нешаблонной идеи решения педагогической задачи.

Психологи однозначно указывают, что наши знания об особенностях, свойственных творческой личности, отличаются неполнотой. Известны, однако, попытки синтезировать эти черты. Примером может служить список способностей и психологических качеств, необходимых для творческого действия, составленный классиками психологии творчества Андерсоном и Тейлором [21]. Они считают, что творческие личности должны характеризоваться следующими чертами: исключительной энергичностью, энтузиазмом, смелостью; эмоциональной зрелостью; добросовестностью, прямотой; умением концентрироваться; настойчивостью, способностью напряженно трудится; умением сотрудничать; спонтанностью, непосредственностью; умением общаться; изобретательностью, сообразительностью; интуицией; стремлением к знанию фактов; стремлением к познанию закономерностей; способностью усваивать знания; способностью преодолевать мыслительные схемы; гибкостью, способностью приспосабливаться к новым фактам и обстоятельствам; умением отбрасывать несуществующее; способностью анализировать; комбинаторными способностями; способностью осуществлять синтез; независимостью, скептицизмом; способностью оценивать явления; способностью удивляться окружающему миру; любовью к «художественному беспорядку».

В 1960 г. американские тестологи Гетцельс и Джексон вводят коэффициент креативности (Сг) - это начало противопоставления мышления, логики - творчеству [21]. При всем разнообразии определенной креативности (творческость) сводится преимущественно к личным характеристикам, ставится в один ряд с чертами характера и общими способностями. Способности - это индивидуально-психические особенности личности, являющиеся условием осуществления конкретного вида деятельности.

Учитывая специфику нашего исследования, это положение означает, что помимо педагогических способностей, исследованию которых посвящен целый ряд работ (Ф. Н. Гоноболин, Н. Д. Левитов, Н.В.Кузьмина,

A. И. Щербаков и другие), для успешной творческой деятельности учителю необходима еще высокая степень интеллектуально-мотивационного развития, то есть способность к творчеству.

Самый распространенный подход к изучению творческой личности -выделение множества творческих способностей. В свете нашего исследования считаем необходимым рассмотрение креативности в контексте феномена способностей. В данном случае мы опираемся на подходы Б.М.Теплова, В.Н.Дружинина [21]. Творческая личность рассматривается как набор разного рода качеств, причем психологи разных школ по-разному определяют эти качества и их количество. Так, А. Н. Лук [121] и Д. С. Уэлш выделяют по 13 творческих способностей. Дж. Гилфорд вычленяет 120 единичных способностей интеллекта, 28 из них он считает основными [21, 201].

Изучению творческих способностей личности посвящен ряд работ B. И. Андреева. Он разделяет творческие способности на 7 групп: мотивационно-творческая активность, интеллектуально-логические, интеллектуально-эвристические способности, коммуникативно-творческие, мировоззренческие, нравственные и эстетические свойства личности. К эвристическим относятся следующие: способность к видению противоречий и проблем, способность к генерированию идей, способность к переносу знаний и умений, фантазия, способность к использованию аналогий, продуктивность ассоциаций, гибкость мышления, независимость суждений, критичность мышления, способность к рефлексии [7].

Характеристики креативности связаны с комплексом психических свойств, проявляющихся в профессиональной деятельности. Дж. Гилфорд, Л. Б. Ермолаева-Томина,. Ю. Н. Кулюткин, А. Н. Жук, Б. Олмо, Я. А. Пономарев, Е. П. Торренс и др. [200] выделяют различные способности в качестве элементов креативности. Основная способность, по их мнению, «выражается» в возможности проецирования и генерирования идеи.

В отечественной психологии термин «креативность» встречается в исследованиях Н. М. Гнатко, В. Н. Дружинина, В. Н. Козленко, Н. В. Хазратовой и др. А. М. Матюшкин, Я. А. Пономарев, О. К. Тихомиров употребляют термин «творческие способности» как синоним «креативности».

В. Н. Козленко, рассматривая проблему креативности личности, считает, что развиваясь в процессе деятельности и соединяясь ведущими мотивами, креативность функционально закрепляется в структуре личности и проявляется (в случае успешной реализации) как способность к продуктивному изменению и созданию качественно нового, определяя тем самым творческий стиль деятельности [93].

Диагностика уровней подготовленности будущего учителя начальных классов к профессиональной творческой деятельности

В данном параграфе раскрывается методика проведенной экспериментальной работы, дается краткая характеристика диагностик и методов исследования, которые использовались в ходе эксперимента, уточняются и конкретизируются уровни развития творческого потенциала студента, анализируются результаты. Ведущим среди комплекса научно-исследовательских методов, примененных для реализации цели и задач исследования, явилась экспериментальная работа. При построении эксперимента мы исходили из гипотезы.

В основе построения концепции развития творческой деятельности будущего учителя - культурологические, акмеологические, аксиологические идеи; креативно-деятельностный и личностно-ориентированный подходы. В культурологическом аспекте вся система педагогического образования должна быть направлена на формирование педагогического творчества, которое рассматривается как имманентная характеристика профессионально-педагогической культуры, а та, в свою очередь, будет направлена на формирование творческой индивидуальности будущего учителя.

Реализация акмеологической идеи предполагает осознания студентами творчества вершиной их профессиональной деятельности. С позиций аксиологии подготовка специалиста должна носить ценностно-ориентированный характер, формировать мотивы и потребности, связанные с творческим осуществлением будущей профессиональной деятельности.

Креативно-деятельностный подход позволяет выделить особенности организации творческой деятельности. И, наконец, личностно- ориентированный подход выводит на личностный уровень, обеспечивающий выявление и формирование у учителя творческой индивидуальности, развитие неповторимого творческого стиля деятельности.

Получение необходимой информации об изучаемом процессе происходило в основном за счет использования апробированных в педагогике и психологии методов: прямого и косвенного наблюдения, бесед, опросов, тестирования; количественного и качественного анализа экспертных оценок; изучения и анализа творческой деятельности студентов и молодых учителей в учебном процессе, статистические обработки данных исследования. Использование их способствовало созданию и апробации креативно-организационной модели профессиональной подготовки будущего специалиста.

Целью первого этапа опытно-экспериментальной работы было: сформировать внутреннюю направленность, мотивацию на творческую педагогическую деятельность. Основные задачи: 1) привить интерес именно к творческой педагогической деятельности; 2) показать различия в деятельности учителей, работающих творчески и традиционно; 3) развивать желание к собственной творческой деятельности.

Первый этап констатирующего эксперимента - исследование, прежде всего, мотнвацнонного компонента (МК) модели. Формирование творческой направленности студентов, необходимости осознания неповторимости личности каждого учителя. Как отмечает А. К. Маркова, мотивационная сфера профессиональной деятельности выполняет ряд функций: побуждающую (вызывает активность человека в профессиональной деятельности, потребность в ней); направляющую (определяет ценностные ориентации, мотивы).

В начале эксперимента мы решили выяснить уровень мотивации молодых педагогов - выпускников педколледжа, учитывая ценностный, потребностный и профессионально-значимый критерии. Анализируя их деятельность, мы увидели, что не все учителя владеют инновационными методиками, из них 62,5% используют их элементы в своей педагогической практике. Количество известных авторских методик у начинающих учителей не так велико. Многие незнакомы с системой Д. Б. Эльконина - В. В. Давыдова, систему Л. В. Занкова - знают 92,3%), 23% назвали УМК Н. Ф. Виноградовой и лишь по 7,7% указали на то, что знакомы с методикой С. Н. Лысенковой и Б. М. Неменского. Т. е. студентам-выпускникам и молодым учителям начальных классов знакомы лишь те инновационные методики, которые на сегодняшний день достаточно широко применяются в школе. Остальной же пласт научно-методической информации остается за пределами их знаний.

84,6% учителей отмечают у себя стремление привнести в каждый урок что-то свое, новое. Однако такая ситуация характерна преимущественно в стандартных, привычных условиях осуществления педагогической деятельности. Как только появляются незначительные отклонения от нее (например незнакомый класс), 69,1% учителей предпочитают проводить традиционные уроки. Но в данной ситуации можно предположить наличие у учителей в некоторой степени "здорового" консерватизма.

Похожие диссертации на Организационно-педагогические условия творческой деятельности будущего учителя начальных классов в педагогическом колледже