Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Обучение будущих педагогов проектированию средств мультимедиа-визуализации учебной информации Сидорова Лидия Владимировна

Обучение будущих педагогов проектированию средств мультимедиа-визуализации учебной информации
<
Обучение будущих педагогов проектированию средств мультимедиа-визуализации учебной информации Обучение будущих педагогов проектированию средств мультимедиа-визуализации учебной информации Обучение будущих педагогов проектированию средств мультимедиа-визуализации учебной информации Обучение будущих педагогов проектированию средств мультимедиа-визуализации учебной информации Обучение будущих педагогов проектированию средств мультимедиа-визуализации учебной информации Обучение будущих педагогов проектированию средств мультимедиа-визуализации учебной информации Обучение будущих педагогов проектированию средств мультимедиа-визуализации учебной информации Обучение будущих педагогов проектированию средств мультимедиа-визуализации учебной информации Обучение будущих педагогов проектированию средств мультимедиа-визуализации учебной информации Обучение будущих педагогов проектированию средств мультимедиа-визуализации учебной информации Обучение будущих педагогов проектированию средств мультимедиа-визуализации учебной информации Обучение будущих педагогов проектированию средств мультимедиа-визуализации учебной информации
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Сидорова Лидия Владимировна. Обучение будущих педагогов проектированию средств мультимедиа-визуализации учебной информации : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 Брянск, 2006 199 с. РГБ ОД, 61:07-13/620

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теоретические предпосылки обучения будущих педагогов проектированию средств мультимедиа-визуализации учебной информации 12

1.1. Сущность и дидактические возможности мультимедиа-визуализации учебной информации 12

1.2. Средства мультимедиа-визуализации учебной информации и их классификация 26

1.3. Аспекты и этапы проектирования средств мультимедиа-визуализации учебной информации 42

1.4. Обучение будущих педагогов проектированию средств мультимедиа-визуализации учебной информации как целостный процесс 52

Выводы по первой главе 63

Глава 2. Организация и результаты обучения будущих педагогов проектированию средств мультимедиа-визуализации учебной информации 66

2.1. Изучение состояния готовности будущих педагогов к проектированию средств мультимедиа-визуализации учебной информации 66

2.2. Разработка содержания обучения будущих педагогов проектированию средств мультимедиа-визуализации учебной информации 74

2.3. Компьютерные технологии обучения будущих педагогов проектированию средств мультимедиа-визуализации учебной информации 86

2.4. Содержание и результаты опытно-экспериментальной работы 98

Выводы по второй главе 109

Заключение 111

Библиографический список литературы 115

Приложения 129

Введение к работе

Актуальность исследования. Одним из важнейших требований, предъявляемых к современному педагогу, является умение эффективно использовать новые информационные технологии (НИТ) для решения профессиональных задач. Причем сегодня учитель должен быть не просто пассивным сторонником информатизации, а создателем новых педагогических технологий, учебных средств нового поколения.

Поскольку технической базой современной эпохи стал мультимедийный компьютер, а методической - цифровое представление информации, педагог получил мощное средство обучения - мультимедиа. Оно даёт возможность передавать знания, исследовать мир не на уровне цифр, букв, слов, а средствами более выразительными и эффективными - на уровне интерактивных образов, методом мультимедиа-визуализации. Это открывает невиданные возможности для интеллектуального и культурного развития человека.

Если сегодня для совершенствования содержания образования важнейшими задачами являются его оптимизация, систематизация и проблематизация, для совершенствования методики обучения необходима его индивидуализация, дифференциация и активизация, то важнейшим направлением совершенствования дидактических средств признаётся визуализация. ЮНЕСКО в 2003 году объявила о приоритете визуальной подачи материала в образовании.

Дидактическая значимость процессов мультимедиа-визуализации проявляется прежде всего в реализации принципа наглядности в обучении на качественно новом уровне. Они позволяют создавать более прогрессивную, природосообразную среду для отображения учебного контента, его наглядного интерактивного моделирования и исследования; гипермедиа-архитектуры обеспечивают личностно-ориентирован-ный, развивающий характер обучения. Необычайная выразительность, зрелищность мультимедиа важны при работе с новым видео-поколением, легко впитывающим знания через произведения экранной компьютерной культуры. Последняя формирует у обучаемых готовность, предрасположенность воспринимать, познавать мир через образно-визуальное представление информации на основе НИТ, готовность к деятельности в складывающемся информационном обществе.

Многие ученые (А.А. Андреев, М.И. Беляев, А.А. Вербицкий, Л.Х. Заитгутдино-ва, А.И. Каптерев, Г.А. Краснова, К.Г. Кречетников, Н.В. Маслова, О.Л. Соболева,

А.В. Соловов, Е.Ю. Осолоткина, В.Д. Паронджанов, А.Г. Фёдоров, С.А. Христочев-ский и др.) сходятся в том, что текстовое строение учебников, являясь плодом исторического развития, в условиях ипформациошгого общества становится пассивной, малопроизводительной формой представления знаний. Об этом же свидетельствует кризис несоответствия экспоненциально растущих массивов информации и невозможности их передачи за время обучения. У человека одновременно функционируют разные виды мышления. Причем мозг ориентирован в основном на визуальное восприятие, и мы получаем информацию при рассмотрении графических образов несравнимо быстрее, продуктивнее, чем при чтении текста. Текстовые учебники преимущественно развивают логическое, понятийное мышление, почти игнорируя развитие образного, ассоциативного, что приводит к снижению творческого потенциала обучаемого и его личностных качеств, связанных с интуитивным началом. Мультимедиа-визуализации (кроме прочих достоинств) присуща много большая информативная плотность, сращивание понятийного и наглядного, что органично задействует и вербальное, и образное мышление. Эту особенность разработчики концепции развивающего обучения определили как одно из важнейших условий реформирования системы образования.

Согласно стратегии внедрения НИТ в образование, в которой выделяют три последовательных ступени информатизации, на высшей её ступени предполагается смена методической основы обучения на основе повсеместного внедрения невербальных способов передачи учебной информации - аудиовизуальных, мультимедийных.

Общекультурное стремление к визуальному представлению информации при неизбежном преобладании зрительной формы над текстом - одно из характерных проявлений развития НИТ. Лавинообразное распространение процессов визуализации связано с глобализацией мира, ростом интенсивности различных контактов в экономике, политике, культуре, образовании, потребностью в быстром взаимопонимании и взаимодействии. Это позволяет говорить о новом глобальном феномене - постепенном переходе от "текстовой цивилизации" к "цивилизации изображений".

Применение мультимедиа-средств с образным представлением информации в процессе обучения должно существенно повысить уровень развития образного мышления, изменить существующее соотношение между понятийным и образным мышлением. Но это не означает снижения значимости вербально-логического уровня. Ме-

тоды визуализации информации на основе НИТ позволяют гармонично развивать все когнитивные структуры учащегося.

Вопросам методики использования компьютерных технологий в профессиональной подготовке будущих педагогов посвящены исследования В.Н.Алдушонкова, В.В.Алейникова, Н.В.Клемешовой, О.В.Лобач, Г.В.Рубиной, И.А.Цвелой и др.

Психолого-педагогические аспекты образовательного мультимедиа нашли отражение в работах Л.Г. Гордона, М.А. Гуриева, А.И. Каптерева, М.П. Концевого, А.В. Осина, И.В. Роберт, М.А. Уайт, А.Г. Фёдорова, С.А. Христочевского. Различные вопросы разработки средств мультимедиа-визуализации рассматриваются в работах М.И. Беляева, Л.Х.Зайнутдиновой, Г.А.Красновой, К.Г.Кречетникова, А.В.Соловова, Л.Н. Чуксиной. Созданию оригинальных способов компьютерной визуализации учебного материала, разработке новых методик его наглядно-образной интерпретации посвящены работы В.В. Агафонова, А.А.Андреева, А.А. Беспалько, Л.Х. Зай-ігутдиновой, А.А.Зенкина, Н.В. Масловой, В.Д. Паронджанова, А.Н. Пятницкого, О.Л.Соболевой, М.С.Цветковой.

Изменению педагогической системы подготовки учителя к эффективной разработке и использованию мультимедиа-средств в профессиональной деятельности посвящены работы Т.А. Бабенко, Т.Ю. Волошиновой, В.А. Касторновой, И.И. Косенко, В.В. Малева, Г.Н. Некрасовой, Е.М. Разинкиной, О.Г. Смоляниновой, И.А. Цвелой и др. При этом авторы сходятся в том, что стремительное развитие НИТ требует не изучения конкретных компьютерных программ, а освоения будущими педагогами их сущности и возможностей, психолого-педагогических основ их разработки и использования. Будущие педагоги должны уметь применять компьютер как инструмент построения знаний, должны обучаться с помощью технологии, а не из нее.

Вопросы использования средств мультимедиа-визуализации презентационного характера, организации мультимедиа-лекций нашли отражение в работах Т.С. Антоновой, В.Н. Дубровского, A.M. Задорожного, В.Г. Казакова, М.Н. Морозова, М.Л. Несмеловой, Т.А. Полиловой, Н.Р. Фанзовой, А.Л. Харитонова.

Авторы, изучающие феномен образовательного мультимедиа, отмечают его недостаточную разработанность с позиций педагогики, психологии и методики обучения. К принципиально новым средствам часто применяется старая методология, и создаваемые пособия просто дублируют в электронной форме содержание печатных пособий, не реализуют потенциал НИТ.

Сложившейся системе подготовки будущих педагогов к разработке наглядных мультимедиа-форм передачи знаний эти проблемы также характерны. Здесь пока доминирует технократизм, так как прежде всего рассматриваются программно-технические аспекты их организации. Приёмы работы с компьютерным программным обеспечением рассматриваются как самоцель. Не уделяется внимания тому, каким образом следует сначала смоделировать, инсценировать содержание средства мультимедиа-визуализации с ориентацией на язык экрана для получения дидактически эффективного нового средства обучения. Положение усугубляется отсутствием системных, научно-обоснованных методик обучения преобразованию информации из книжно-текстовых форм в экранные мультимедийные. В итоге обучаемые не постигают целостную картину процесса разработки средств мультимедиа-визуализации, гарантирующую получение действительно полезных, профессионально значимых средств, не получают фундаментальные основы рассматриваемой области. Это формирует у них фрагментарное, клипообразное мышление и приводит к подготовке поверхностных пользователей благ автоматизации, не утруждающих себя творческим поиском целесообразных форм представления учебного материала.

Возникает противоречие: будущие педагоги, владея навыками работы с программным обеспечением, не могут продуктивно организовать свою деятельность по созданию дидактически ценных наглядных средств обучения, эффективно передающих учебный контент на основе использования НИТ - методом мультимедиа-визуализации.

Отсюда возникла проблема совершенствования подготовки будущих педагогов к проектированию средств мультимедиа-визуализации учебной информации.

Актуальность проблемы и её недостаточная изученность обусловили тему нашего исследования: "Обучение будущих педагогов проектированию средств мультимедиа-визуализации учебной информации".

Цель исследования: разработка содержания и технологии обучения будущих педагогов проектированию эффективной мультимедиа-поддержки занятий, визуализирующей учебный контент.

Объект исследования: подготовка будущих педагогов к применению НИТ (мультимедиа, компьютерной графики, Интернет-технологий) в профессиональной деятельности.

Предмет исследования: содержание и технологии обучения будущих педагогов проектированию средств мультимедиа-визуализации учебной информации, реализующих дидактический принцип наглядности на качественно новом уровне.

Гипотеза исследования: подготовка будущих педагогов к проектированию средств мультимедиа-визуализации учебной информации будет более эффективной, если:

будет разработан и реализован специальный курс, предусматривающий комплексное изучение педагогических основ феномена мультимедиа-визуализации, аспектов и этапов проектирования средств мультимедиа-визуализации, способов трансформации книжных форм представления информации в экранные, приёмы инсценировки учебного материала и технологии компьютерной реализации педагогического сценария средств мультимедиа-визуализации;

в процессе изучения курса будут применяться компьютерные технологии: мультимедийное сопровождеіше занятий; банк примеров мультимедиа-визуализации, сформированный из Интернет-ресурсов (галерей компьютерной графики, видео и пр.), CD из медиатеки вуза и мультимедиа-средств, изготовленных студентами; сетевые технологии;

ведущим методом изучения курса будет метод творческих проектов, выполняемых в форме телекоммуникационных проектов, предусматривающих разработку и защиту дидактических средств лгультимедиа-визуализации;

будет изучаться и анализироваться эффективность обучения студентов проектированию средств мультимедиа-визуализации по процессуальным и результативным критериям.

Задачи исследования:

  1. Выявить сущность и дидактические возможности мультимедиа-визуализации.

  2. Охарактеризовать средства мультимедиа-визуализации, аспекты и этапы их проектирования.

  3. Построить модель процесса обучения будущих педагогов проектированито средств мультимедиа-визуализации учебной информации.

  4. Изучить состояние готовности будущих педагогов проектированию средств мультимедиа-визуализации учебной информации.

  5. Разработать содержание и технологии обучения будущих педагогов проектирова-

нию средств мультимедиа-визуализации учебной информации

Методологическая основа исследования: философские положения о субъекте деятельности и об активной сущности человеческой деятельности, основные положения философии культуры; ведущие принципы государственной политики в области образования: гуманизация, демократизация, адаптация системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, свободное развитие личности, создание условий для самореализации личности; концептуальные положения педагогического образования (В.А. Сластёнин); теоретические основы применения НИТ в образовательном процессе и основы компьютерной визуализации учебной информации (А.А. Вербицкий, Л.Х. Зайнутдинова, А.В. Осин, В.Д. Паронджа-нов, И.В. Роберт, Г.В. Рубина); теория педагогического проектирования, проектной деятельности и проектного метода обучения (B.C. Безрукова, Н.В. Матяш, П.И. Пид-касистый, Е.С. Полат, В.Д. Симоненко).

Для решения поставленных задач применялись следующие методы исследования: анализ литературы по рассматриваемой проблеме; анализ и обобщение опыта разработки в педвузах мультимедиа-средств; анализ качества создаваемых студентами СМВ; наблюдение; анкетирование; квалиметрия; метод экспертных оценок; педагогический эксперимент и статистическая обработка его результатов.

Исследование осуществлялась на базе Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского и проводилось в три этапа.

На первом этапе (2000-2001 г.г.) на основе изучения различной литературы, существующей системы подготовки педагогов в области НИТ определялись теоретические позиции исследования. Было установлено, что при обучении будущих педагогов технологии мультимедиа-визуализации учебной информации преобладает технократический подход, не способствующий формированию у ігих готовности к реализации дидактического потенциала мультимедиа, принципа наглядности на качественно новом уровне.

На втором этапе (2001-2002 г.г.) проводился констатирующий эксперимент, выявлялись условия успешного решения поставленной проблемы, разрабатывались программа и комплекс учебно-методических материалов для внедрения спецкурса "Проектирование средств мультимедиа-визуализации".

На третьем этапе (2003-2006 г.г.) проводился формирующий эксперимент, прове-

рялась гипотеза исследования, осуществлялась статистическая обработка экспериментальных данных, анализ и обобщение результатов исследования и формулирование выводов.

Научная новизна исследования состоит в том, что:

  1. Дана классификация мультимедиа-иллюстраций по содержанию и характеру отображения действительности, по назначению и месту в обучающем мультимедиа-средстве, по технологии разработки, по преобладающему функциональному аспекту, по степени сложности технологии создания аудиовизуального образа.

  2. Обосновано содержание педагогического, психологического, режиссерско-инсце-нировочного, дизайн-эргономического, технико-технологического аспектов и этапов проектирования средств дгультимедиа-визуализации учебной информации.

  3. Построена графическая модель целостного процесса обучения будущих педагогов проектированию средств мультимедиа-визуализации учебной информации.

  4. Обоснованы процессуальные и результативные критерии сформированности у будущих педагогов готовности к проектированию средств мультимедиа-визуализации учебной информации.

  5. Обоснована структура и содержание творческого проекта по созданию средств мультимедиа-визуализации и критерии его оценки.

Теоретическая значимость исследования заключается в научном обосновании содержания и технологии обучения будущих педагогов проектированию средств мультимедиа-визуализации учебной информации, что обогащает теорию и методику педагогического образования в современных условиях.

Практическая значимость исследования:

  1. Разработана программа специального курса "Проектирование средств мультимедиа-визуализации", в котором особое внимание уделено методике трансформации учебной информации из книжно-текстовой формы в экранную мультимедийную.

  2. Создано мультимедийное сопровождение занятий по спецкурсу, состоящее из серии слайдов, представляющих собой композицию мультимедиа-объектов, интерактивно разворачивающихся по ходу занятия.

  3. Разработаны обучающие программы, визуализирующие основные этапы разработки творческого проекта по созданию дидактического средства мультимедиа-визуализации, создан банк наглядных примеров мультимедиа-визуализации, сфор-

мированный из Интернет-ресурсов, из оцифрованных каталогов графики на CD, из мультимедиа-учебников и мультимедиа-средств, изготовленных студентами.

4. Подготовлено и издано учебно-методическое пособие для студентов "Проектирование средств мультимедиа-визуализации знаний" объёмом 4,4 п.л.

Материалы исследования могут быть использованы преподавателями вузов различных специальностей.

Достоверность результатов исследования обеспечена опорой на научную методологию; использованием комплекса методов, адекватных поставленным целям и задачам; логикой проведения экспериментальной работы; репрезентативностью объема выборок и статистической значимостью экспериментальных данных; сочетанием количественного и качественного анализа результатов эксперимента.

На защиту выносятся:

1. Содержание этапов проектирования средств мультимедиа-визуализации учеб
ной информации:

исследовательский этап (отбор учебного материала);

этап моделирования (создание педагогического сценария);

этап технологической разработки (создание прототипа);

заключительный этап (подготовка к презентации и защите проекта).

  1. Модель целостного процесса обучения будущих педагогов проектированию средств мультимедиа-визуализации учебной информации, включающая в себя цель, задачи, ведущий метод обучения, ведущие формы обучения, результаты обучения (процессуальные и результативные критерии).

  2. Содержание специального курса "Проектирование средств мультимедиа-визуализации", включающие в себя такие разделы, как:

- мультимедиа в образовании: основные понятия и инновации;
-книжно-текстовая и экранная мультимедийная формы передачи учебной ин
формации, их коренные отличия;

- педагогические основы проектирования средств мультимедиа-визуализации;
-разработка и компьютерная реализация педагогического сценария средств

мультимедиа-визуализации;

- совершенствование, модернизация форм организации занятий при использова
нии средств мультимедиа-визуализации.

4. Структура и содержание творческого проекта по созданию средств мультимедиа-визуализации учебной информации, включающие в себя следующие компоненты: постановка проблемы, разработка педагогической концепции, исследование темы, формулировка методической идеи, отбор и систематизация материала, замысел визуализации, разработка педагогического сценария, компьютерная реализация сценария, самооценка продукта, планирование методики его использования, оформление пояснительной записки и защита проекта.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения исследования были изложены в докладах и выступлениях на межвузовских и международных конференциях, состоявшихся в Армавире (1999 г.), Брянске (1997-2005 г.г.), Кирове (2001 г.), Санкт-Петербурге (2002-2003 г.г.), Сыктывкаре (2003 г.), Орле (2003 г.), Москве (2006 г.), а также нашли отражение в межвузовских сборниках научных трудов и журнальных публикациях, в выступлениях на заседании кафедры автоматизированных информационных систем и технологий Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского. По материалам исследования со студентами был проведен телекомъгутгикационный проект "Шаг в будущее"; авторский комплекс средств мультимедиа-визуализации активно используется в учебном процессе ряда факультетов Брянского государственного университета, в Брянском Центре Интернет-образования.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, библиографического списка литературы и приложений.

Сущность и дидактические возможности мультимедиа-визуализации учебной информации

Мультимедиа-форму передачи знаний сравним с вербальной, печатной. Характерные черты последней - изложение материала линейно, абстрактно, максимально подробно; необходимость значительных затрат времени на прочтение и мысленное воссоздание; жестко заданная форма, объем, одно для всех учащихся направление изложения, один уровень детальности, сложности передачи; невозможность интерактивно исследовать среду, отсутствие обратной связи.

В целом, традиционное обучение основано главным образом на вербальной передаче информации. В то же время общепризнано, что человеческий мозг в основном ориентирован на визуальное восприятие, при рассмотрении графических образов люди получают информацию почти мгновенно, сразу и целиком, как в жизни.

Поэтому можно сказать, что НИТ позволяют передавать информацию более при-родосообразно, адекватно человеческой психологии познания - преимущественно в наглядно-образной форме, но не исключая и вербально-логическую форму. В процессе визуализации иллюстрации (аудиовизуальные образы) могут дополняться текстовой информацией, но очень лаконичной, фиксирующей основные идеи, поясняющей или дополняющей иллюстрации, четко структурированной, со встроенными гиперссылками. То есть визуализация осуществляется лишь частично в вербализованной форме.

Л.Х Зайнутдинова, осуществившая глубокое обстоятельное исследование форм реализации учебного содержания в электронном учебнике, так определяет роль иллюстраций и текста: "Ведущей становится система внетекстовых компонентов. Тексты начинают играть вспомогательную роль, пояснять содержание иллюстрации. Основной, наиболее значимой подсистемой продукта становится иллюстрация. В связи с её возросшей ролью объем текстовых компонергтов уменьшается, потребность в дополнительном и пояснительном текстах практически исчезает" [56, с. 178]. Такое изменение ролей обусловлено уникальными в сравнении с другими ТСО возможностями мультимедиа-компьютеров, обеспечивающими арсенал средств более выразительных, чем текст (трёхмерная графика, звук, видео, анимация), а также интерактив, моделинг.

Мы согласны с многими авторами в том, что мультимедиа-иллюстрация может синтезировать все черты книжной иллюстрации и других средств наглядности на качественно новом уровне и обладает принципиально новыми свойствами НИТ, пре доставляющими ей дополнительные возможности функционирования. Такая иллюстрация может воспроизводиться статично, анимированно или в видео-формате, плоско или в объёме (последнее обеспечивает гиперреализм, целостность восприятия образа), может обладать специфическими свойствами - определенной интеллектуальностью и интерактивностью (возможность диалога с образом, вызова дополнительных сцен, пояснений); легкостью и наглядностью манипулирования, моделирования (что обеспечивает и иллюстративность, и когнитивность образа); передачей в реальном времени или инсценированной дискретной подачей в методически запланированном порядке (пространственно-временные условия экранной демонстрации).

Итак, если книжная иллюстрация - неподвижное плоское изображение, материализованное на странице полиграфического издания, то мультимедийная иллюстрация - это аудиовизуальный, возможно, интерактивный образ рассматриваемого объекта, явления. В процессе визуализации он, выступая центральным объектом рассмотрения, наглядно, доходчиво и убедительно передаёт основное учебное содержание (сам формирует научную мысль) и организовывает его усвоение. Это обеспечивает более глубокое понимание и непроизвольное запоминание материала через его образное восприятие, повышенное эстетико-эмоциональное воздействие. В приложении 1 мы даём разработанную нами сравнительную характеристику учебной книги и мультимедиа-среды.

Мультимедиа-иллюстрация, или аудиовизуальный образ, выступает основной дидактической единицей мультимедиа-визуализации знаний. Проведём анализ учебного аудиовизуального образа СМВ в контексте разных областей знания и культуры.

В техническом смысле аудиовизуальный образ - это оцифрованные данные на носителе, воспроизводимые на экране в виде узнаваемых образов изучаемых объектов.

В психолого-педагогическом смысле - это чувственная форма представления учебного содержания, опосредованная экраном презентация субъективного отражения изучаемой объективной реальности. В этом смысле основная задача создания аудиовизуального образа - помочь учащимся в процессе восприятия, мьішлеігия создать себе наглядный психический образ изучаемого явления, то есть простой и понятный.

Считаем, что дидактические характеристики мультимедийного аудиовизуального образа можно выделить сквозь призму характеристик понятия "модель". Итак: как и модель, аудиовизуальный образ имеет свой прообраз-оригинал и является его упрощенным аналогом, заместителем в познании и практике. То есть образ используется в учебных целях для передачи знаний об оригинале, познания его свойств и структуры;

при построении аудиовизуального образа отбирается только то, что нужно для решения учебной задачи, акцентируется внимание на значимых, существенных аспектах оригинала. Поэтому, как и модель, образ является абстракцией исходного объекта;

предметом изучения могут выступать абстрактные понятия, объекты, в реальности не имеющие прямых аналогов, ненаблюдаемые. Благодаря построению чувственно воспринимаемого образа-модели они становятся наглядными, легко доступными для познания;

для разных прообразов возможен синтез одного аудиовизуального образа (модели); последний в этом случае выступает как их обобщение. Наоборот, для одного прообраза можно построить несколько разных аудиовизуальных образов (моделей);

аудиовизуальный образ-модель будет только тогда адекватно отвечать педагогическим задачам, если он проектируется на основе комплексного подхода;

аудиовизуальные образы, как и модели, различаются по функциям, способам изучения (для созерцания, эмоционального воздействия, для интерактивного исследования);

у аудиовизуального образа (как и у модели) всегда есть автор, поэтому образ субъективен (в большей степени, когда он несёт художествешюе осмысление контента автором).

Итак,діультиліедийньій аудиовизуальный образ - это наглядная компьютерная модель, которая выступает заместителем оригинала (реального или абстрактного объекта, понятия), отражает его важнейшие свойства (исходя из задач обучения); служит для передачи знаний об оригинале, познания его свойств и структуры. При этом он выступает декларативной моделью (визуализация свойств изучаемого прообраза, преподносимых как "готовое знание") или когнитивной моделью (визуализация внутренних свойств, закономерностей изучаемого, которые становятся явными через возможность интерактивного моделирования и познания образа самим учащимся). Во втором случае модель выступает инструментальным средством учебного исследования.

Рассмотрим аудиовизуальный образ с точки зрения отражения в нем учебного контента в художественно осмысленном, эмоционально-выразительном виде. В этом смысле выделим два перспективных направления визуализации знаний в образовании.

Средства мультимедиа-визуализации учебной информации и их классификация

Все мультимедийные средства обучения по назначению разделяют на учебники; репетиторы и тренажеры; виртуальные мастерские; обучающие презентации; энциклопедии и виртуальные музеи, путеводители; развивающие игры. По этой типологии СМВ можно отнести к типу обучающих лгультимедиа-презентаций (или слайд-шоу).

Под презентацией (от англ. present - представлять) обычно подразумевают представление аудитории новых для нее идей, планов, разработок. Понятие "обучающая мультимедиа-презентация" определим так: представление учебной информации посредством компьютера, состоящее в смене слайдов на экране, передающих учебный контент в интерактивной мультимедиа-форме, объединённых определенной темой и единым дизайном; его ходом гибко руководит педагог, сопровождая комментариями, пояснениями. Синоним "слайд-шоу" (от англ. show - зрелище) подчеркивает, что материал излагается в форме зрелищного мультимедиа-представления, рассчитанного не только на интеллектуальное, но и на эмоциональное восприятие.

Актуальность рассмотрения именно этого типа учебных мультимедиа-средств подчеркнём словами Л.Г. Гордона: "Главная цель мультимедиа как средства обучения - создание более прогрессивной среды для отображения, визуализации контента" [35]; главное дидактическое преимущество дгультимедиа - принципиально новые возможности презентации учебного материала. Именно эти функции выполняет СМВ. Мультимедиа-средства презентационного типа (СМВ), создаваемые самим педагогом, становятся все более популярными в мировой практике. Как пишет А.Л. Семенов, практический опыт разных стран показывает, что первым эффективным применением компьютера должно быть приготовление на нем слайд-шоу. Его показ предметником через проектор может сделать прорыв в традиционных формах обучения [167, с.92].

Все средства обучения по форме, характеру передачи информации традиционно разделяются на текстовые (печатные), визуальные (наглядные) и ТСО [124, с. 192]. Раскроем специфику СМВ как одного из типов мультимедиа-средств обучения в сравнении с перечисленными типами традиционных дидактических средств.

Основное средство обучения текстового типа - учебник (учебная книга). Важнейшая его функция - передача содержания образования, учебного материала (научных основ курса) преимущественно в текстовой форме. Кроме этого, он включает задания и упражнения на закрепление полученных знаний, т.е. объединяет содержательную и процессуальную сторону обучения. Аналогичное по функциям, но качественно новое средство на базе технологии мультимедиа, - мультимедийный учебник. Разработкой таких средств занимаются коллективы специалистов.

Главная функция СМВ - тоже передача содержания образования, но преимущественно в наглядно-образной, эмоционально-зрелищной, интерактивной форме, максимально гибкой и адаптированной для конкретной аудитории обучающихся. Если основное требование к печатным учебникам - целостность, обзорность представления содержания дисциплины, то СМВ, создаваемые педагогом для своих занятий, в зависимости от дидактической задачи могут быть построены фрагментарно или целостно.

Другой тип печатных средств - наглядный раздаточный материал; его по назначению разделяют на информационный, пояснительный, контрольный. СМВ по целевому назначению прежде всего эффективно используют для целей пояснения материала, а также для информирования.

Наглядные средства обучения чаще классифицируют по содержанию и характеру изображаемого, выделяя изобразительную наглядность, условно-графическую, предметную. Эта наглядность передаётся посредством страниц книг, плакатов или ТСО проецируется на экран со слайдов, слайд-фильмов, видеокассет или прослушивается с аудиокассет. СМВ благодаря технологии мультимедиа могут воспроизводить все типы информации (графика, анимация, звук, видео, текст), причем в синтезе и интерактивно. Поэтому СМВ синтезирует все виды традиционной наглядности в электронной форме и обладают принципиально новыми возможностями. Так как демонстрация СМВ невозможна без ТСО нового поколеігая - мультимедиа-компьютера, их взаимодействие приводит к объединению ТСО с наглядными пособиями, а также к резкому усилению возможностей учителя, экономии учебного времени (читать лекцию можно без рисования на доске) и качествешго изменяет подачу материала.

Для проектирования СМВ, методик их использования в обучении необходима научно-обоснованная классификация основных дидактических единиц СМВ - мультимедиа-иллюстраций. Классификация должна отражать педагогическую специфику иллюстраций (их характер, назначение, сферы применения, особенности проектирования). Попытаемся сформировать такую типологию; в литературе мы подобного не встречали.

Изучение состояния готовности будущих педагогов к проектированию средств мультимедиа-визуализации учебной информации

В соответствии с обоснованными в предыдущем параграфе критериями и показателями мы изучили состояние сформированности готовности к проектированию СМВ у 243 студентов 3-5 курсов, обучающихся по педагогическим специальностям. Для оценки процессуальных критериев готовности мы применяли методы анкетирования и квалиметрии, для оценки результативного критерия - метод экспертных оценок.

В используемых нами анкетах (см. приложение 12) каждому показателю готовности соответствует несколько вопросов. Для обработки результатов анкетирования мы каждый из показателей оценивали по 5-балльной системе следующим образом: показатель сформирован полностью - 5 баллов; показатель сформирован достаточно - 4 балла; показатель сформирован частично - 3 балла; почти не сформирован - 2 балла.

При этом мы получили следующие результаты. Данные таблицы свидетельствуют о том, что студенты в основном овладели знаниями о программно-технической стороне разработки СМВ. Но они не знают путей осуществления комплексного подхода к проектированию СМВ, сути и технологии творческой инсценировки контента, способов реализации в СМВ дидактических принципов, принципов моделирования наглядных образов, учёта особенностей психологии восприятия экранной информации и пр. Это говорит о том, что в обучении студентов образовательным компьютерным технологиям преобладает технократический подход. Сейчас при обучении разработке СМВ предполагается, что студенты изучали педагогику, психологию, методику обучения и пр. Но они не знают, как приложить знания этих дисциплин к технологии разработки дидактических средств на базе НИТ; эти знания надо специально формировать.

Состояние готовности студентов к проектированию СМВ по показателям эмоционально-ценностного критерия представлено в следующей таблице 4.

Из таблицы видно, что студенты положительно относятся к использованию мультимедиа и Интернет-технологий в своей будущей профессиональной деятельности. Но большинство опрошенных студентов не считают необходимым при разработке СМВ осуществлять целостную педагогическую стратегию их проектирования. Такое убеждение преобладает потому, что сегодня будущего педагога учат пользовательским приёмам работы с компьютерными программами, затем он сразу приступает к созданию СМВ, стихийно и интуитивно формируя его содержание. Это значительно снижает (или вообще сводит на нет) дидактическую ценность создаваемых СМВ; не воспитывается установка на нетехнократичный подход к использованию НИТ, на комплексное, проектное мышление при решении профессиональных задач.

Состояние готовности будущих педагогов к проектированию СМВ по показателям практического критерия характеризуется следующими данными (таблицы 5).

Данные таблицы показывают, что большинство респондентов получили низкие оценки по показателю готовности к самостоятельной разработке стратегии проектирования СМВ, по умению художественно моделировать учебный материал для его инсценировки, обоснованно трансформировать текстовый материал в видеоряд. Действительно, главные трудности возникают не в обучении навыкам создания элементов мультимедиа, не в освоении программных сред, а в обучении преобразованию информации из текстовых в гипермедийные структуры, педагогическому планированию эффективной визуализации.

Мы считаем, одна из основных причин этого в том, что традиционно в образовании используются печатные пособия; все годы обучения у ученика формируют умение излагать свои мысли преимущественно в вербальной линейной форме (сочинения, изложения, рефераты, статьи, устные ответы, доклады). Обучаемого постоянно учат, как лучше изложить тему (как ее лучше рассказать). И мало кто из педагогов заставляет задуматься над вопросом, как тему ПОКАЗАТЬ! Сложившиеся традиции закладывают у обучаемых определенный менталитет, умонастроение, которые при разработке СМВ "не отпускают", руководят их действиями. Без специальной подготовки обучаемый не готов к трансформации информации из литературной, книжной формы в средство экранной культуры, передающее контент эмоционально-выразительно, наглядными образами. Эти умения ігужно специально формировать, но в программах обучения студентов информационным технологиям этим вопросам отводится слишком мало времени или их рассмотрение вообще игнорируется.

Похожие диссертации на Обучение будущих педагогов проектированию средств мультимедиа-визуализации учебной информации