Содержание к диссертации
Введение
Глава первая. Музыкально-педагогическое образованиев дореволюционной России как предмет историко-педагоги-ческого исследования 11
1. Историографический анализ проблемы развития музыкально-педагогического образования в дореволюционной России 11
2. Особенности претворения целостного концептуальногоподхода к изучению отечественного музыкально-педагогического образования на начальном этапе егоразвития 24
Глава вторая. Исследование музыкально-педагогического образования в России в период 1809 - 1884 гг 40
1. Первые опыты подготовки учителей музыки в учреждениях Ведомства Императрицы Марии(1809-1830-е гг.) 40
2. Начало осуществления музыкально-педагогической подготовки в учреждениях различных Ведомств (1830-е -1850 гг.) 103
3. Развитие и утверждение системы музыкально-педагогического образования в России с учетом ведомственной принадлежности учреждения (1850-е - 1884 гг.) 133
Заключение 161
Библиография 163
- Историографический анализ проблемы развития музыкально-педагогического образования в дореволюционной России
- Особенности претворения целостного концептуальногоподхода к изучению отечественного музыкально-педагогического образования на начальном этапе егоразвития
- Первые опыты подготовки учителей музыки в учреждениях Ведомства Императрицы Марии(1809-1830-е гг.)
Введение к работе
Актуальность исследования. В настоящее время происходят принципиальные изменения в российской системе образования, в том числе и в музыкально-педагогическом образовании. Эти изменения вызваны потребностями сегодняшнего дня, подготовлены всем ходом развития российской школы, и реформа образования не может не опираться на этот опыт. В этой связи углубленное изучение практически не изученных историко-педагогических проблем в сфере музыкально-педагогического образования в России приобретает особую актуальность. Одной из таких проблем является процесс становления музыкально-педагогического образования на начальном этапе его развития.
Вплоть до настоящего времени не было специальных исследований, ставящих своей целью рассмотрение данной проблемы. Имеются лишь немногочисленные работы, в которых в том или ином ракурсе частично освещаются и отдельные аспекты опыта подготовки педагогов-музыкантов в прошлых веках.
Это, прежде всего, исследования Е.А. Бодиной, СИ. Дорошенко, Е.О. Казьминой, Л.З. Мазепы, Е.В. Николаевой, Л.А. Рапацкой, Н.А. Терен-тьевой, нацеленные на воссоздание историко-педагогического процесса в области музыкального образования в весьма широких временных границах. Вследствие этого отечественное музыкально-педагогическое образование характеризуется в них как бы «подспудно» и весьма эскизно.
Несколько полнее представлено отечественное музыкально-педагогическое образование в XIX веке в исследованиях Т.Н. Абросимовой, В.И. Адищева, О.А. Апраксиной, О.Г. Коренюк, Е.П. Макуренковой, Е.Г. Сковиковой и др. Однако, в центре внимания исследователей находится преимущественно вторая половина этого столетия. При этом весь историко-педагогический материал, а, следовательно, и музыкально-педагогический, получает освещение в зависимости от ориентации в изучении либо на общее, либо на специальное музыкальное образование.
Что касается первой половины XIX в., то отдельные сведения о музыкально-педагогической подготовке в это время содержатся в исследованиях И.А. Анисимовой, В.А. Натансона, Л.Н. Раабена и др. Вместе с тем, приводимые исследователями историко-педагогические факты о музыкально-педагогическом образовании фрагментарны и относятся лишь к тем или иным отраслям специального профессионального музыкального образования. Поэтому соотнесение их между собой не дает достаточно полного представления о развитии отечественного музыкально-педагогического образования в этот период.
Научную ценность в плане изучаемой проблемы представляет и фактологический материал, собранный в исследованиях, посвященных изучению историко-педагогических проблем в сфере педагогического образования. Это - исследования СВ. Агулиной, А. Воронова, СВ. Рождественского, Д.Д. Семенова, А.Л. Смятских, Р.Ф. Усачевой, А.П. Шапкиной и др. Рассматривая вопросы организации учебно-воспитательной работы в XIX веке в учебных заведениях различного типа и профиля, ученые поднимают и некоторые вопросы музыкально-педагогической подготовки. Соответственно, музыкально-педагогические сведения в данных исследованиях интерпретируются в контексте педагогического ракурса.
Как следствие этого, к настоящему моменту мы располагаем малочисленными и достаточно разрозненными знаниями о первых опытах подготовки учителей музыки в России. В силу этого целостность рассмотрения музыкально-педагогического образования не может быть обеспечена.
Решение этой проблемы представляется возможным при исследовании отечественного музыкально-педагогического образования, осуществляемого как в сфере музыкального образования, так и в сфере педагогического образования, а также выявления характера взаимосвязи между ними.
Цель исследования - характеристика отечественного музыкально-педагогического образования на начальном этапе его развития.
Объект исследования - отечественное музыкально-педагогическое образование в процессе его исторического развития.
Предмет исследования - содержание и процесс становления музыкально-педагогического образования в России на начальном этапе его развития.
Задачи исследования.
Определить и обосновать временные границы начального этапа в развитии отечественного музыкально-педагогического образования.
Осуществить сравнительный анализ музыкально-педагогической подготовки, получаемой в контексте музыкального, педагогического или собственно музыкально-педагогического образования.
Изучить музыкально-педагогическое образование в различных образовательных учреждениях.
Охарактеризовать эволюцию отечественного музыкально-педагогического образования на начальном этапе его развития.
Гипотеза исследования: изучение музыкально-педагогической подготовки, осуществляемой в сфере музыкального, педагогического, а также собственно музыкально-педагогического образования, представляется эффективным для:
1. Установления времени возникновения в России музыкально-
педагогического образования как самостоятельной образовательной области
и выявления кардинальных показателей, свидетельствующих о наступлении
нового этапа его развития;
2. Целостной характеристики отечественного музыкально-
педагогического образования на начальном этапе развития, раскрывающей:
а) содержание и структуру музыкально-педагогической подготовки в различ
ных учреждениях светской и религиозно-духовной ориентации; б) процесс
становления и развития музыкально-педагогического образования как исто
рически развивающейся системы.
Хронологические рамки исследования: начало XIX - 80-е гг. XIX в.
Методологической основой исследования стали: парадигмально-педагогический, цивилизационный и ценностный подходы к изучению всемирного историко-педагогического процесса, разработанные в области исто-
рий педагогики в исследованиях Б.М. Бим-Бада, М.В. Богуславского, Г.Б. Корнетова, З.И. Равкина; концептуальный подход Н.В. Назарова к проблеме периодизации образования в деятельности педагога-исследователя; системный подход, разработанный в области истории общей педагогики и реализуемый в работах А.Л. Смятских, И.Ф. Плетневой, Р.Ф. Усачевой для освещения истории подготовки учительских кадров; источниковедческий подход, реализуемый в трудах И.Ф. Петровской, Р.А. Маслова; целостный концептуальный подход к исследованию истории музыкального образования и к ее изучению в системе вузовской подготовки учителей музыки, предложенный Е.В. Николаевой; результаты отечественных историко-педагогических исследований в области музыкального образования О.А. Апраксиной, Т.Н. Батуринской, СИ. Дорошенко, Д.Л. Локшина, С.Н. Морозовой, М.Г. Плоховой, Т.Л. Якубовской и др.
Исследовательские методы включают следующие теоретические методы: историко-типологическии, сравнительно-исторический, периодизация исторического материала, историографический анализ специальной литературы и изучение архивных источников, историко-статистическии, а также такие эмпирические методы, как: метод наблюдения, анкетирования, применяемые при внедрении результатов исследования в педагогическую практику.
База исследования и основные его этапы. Исследование проводилось в 1999-2004 гг. на базе музыкального факультета МПГУ и состояло из двух этапов.
Первый этап (1999-2001 гг.) - ориентировочно-поисковый: определение проблемы исследования, разработка путей исследования, поиск источников, формулирование рабочей гипотезы, определение основных подходов к исследованию музыкально-педагогического образования в России; обобщение накопленного материала.
Второй этап (2002-2004 гг.) - основной: исследование музыкально-педагогического образования в России на начальном этапе его развития; ап-
робация, публикация и внедрение результатов исследования в теорию и практику музыкально-педагогического образования. Научная новизна исследования состоит:
в выделении и обосновании периода 1809 - 1884 гг. в качестве начального этапа развития музыкально-педагогического образования в России;
в определении трех разновидностей отечественного музыкально-педагогического образования в рассматриваемый период: специальной профессиональной, индивидуально-выборочной и самообразовательной подготовки учащихся к музыкально-педагогической деятельности;
в выявлении трех фаз развития музыкально-педагогического образования в России в период с 1809 по 1884 годы, отражающих последовательный переход: от первых опытов подготовки учителей музыки в Московском и Санкт-Петербургском Воспитательных Домах (1809 - 1830-е годы) к формированию системы музыкально-педагогического образования, охватывающей различные типы и виды учебных заведений (1830-е - 1850-е годы) и далее - к относительной унификации содержания и структуры музыкально-педагогического образования в различных Ведомствах (1850-е - 1884 годы).
Теоретическая значимость исследования состоит:
а) в адаптации целостного концептуального подхода к исследованию
истории музыкального образования применительно к истории музыкально-
педагогического образования.
б) в разработке многогранной характеристики музыкально-педагоги
ческого образования в России на начальном этапе его развития, раскрываю
щей содержание и структуру музыкально-педагогической подготовки в раз
личных учреждениях светской и религиозно-духовной ориентации, а также
процесс его становления и развития как исторически развивающейся систе
мы;
в) в обнаружении и во введении в научный оборот большого массива
новых архивных источников и неизвестных ранее историко-педагогических
фактов о музыкально-педагогическом образовании на начальном этапе его
развития.
Практическая значимость исследования определяется тем, что исторические факты и выводы, содержащиеся в диссертации, могут быть использованы при дальнейшей разработке вопросов истории музыкально-педагогического образования. Результаты исследования могут также войти в содержание вузовского курса «История музыкального образования», что позволит обогатить изучаемый студентами историко-педагогический материал, более полно и многогранно охарактеризовать процесс становления профессии «учитель музыки», выявить общее и особенное в содержании и структуре музыкально-педагогического образования на разных этапах его развития.
На защиту выносятся следующие положения;
1. Начальным этапом в развитии отечественного музыкально-
педагогического образования есть основания считать хронологический отре
зок времени с 1809 г. (начало развития специальной профессиональной му
зыкально-педагогической подготовки) по 1884 г. (возникновение 2-х уровне-
вой системы специальной профессиональной музыкально-педагогической
подготовки).
Музыкально-педагогическое образование в рассматриваемый период представлено тремя основными разновидностями: а) специальная профессиональная подготовка учителей музыки как одно из направлений работы учебного заведения; б) индивидуально-выборочная подготовка учащихся к тому или иному виду музыкально-педагогической деятельности для работы в том же учебном заведении, в котором они получают общее музыкальное образование; в) самообразование - самостоятельная подготовка к музыкально-педагогической деятельности на основе музыкального образования, полученного в учебных заведениях (специальных профессиональных либо общеобразовательных) или в домашних условиях.
В период с 1809 по 1884 годы музыкально-педагогическое образование проходит три фазы развития: 1809 - 1830-е гг. (первые опыты подготовки учителей музыки в учреждениях Ведомства Императрицы Марии); 1830-е - 1850-е гг. (становление и развитие музыкально-педагогического образования в различных заведениях страны); 1850-е - 1884 гг. (утверждение системы
подготовки отечественного педагога-музыканта с учетом ведомственной принадлежности учебного заведения).
4. Кардинальные изменения в содержании и организации музыкально-
*? педагогического образования на начальном этапе развития характеризуются
постепенным переходом:
а) от паритетного соотношения между светской и религиозно-духовной
образовательными сферами до определения светского музыкально-
педагогического образования в качестве магистрального направления;
б) от специальной профессиональной подготовки учителей музыки,
подготовленных только к преподаванию игры на фортепиано, до разветвлен
ной системы образования педагогов-музыкантов различной направленности
"tf и специализации;
в) от регламентации процесса обучения учителя музыки на уровне кон
кретного учебного заведения до начала формирования государственной об
разовательной политики в этой области;
г) от первых опытов осуществления специального музыкально-
педагогического образования в рамках одного учебного заведения до развер
нутой двух уровневой образовательной системы, охватывающей восемь ос-
l > новных каналов его распространения;
д) от определения социального статуса и престижа музыкально-
педагогической профессии, главным образом, по социальным признакам до
регламентации социального положения педагога-музыканта, преимущест
венно, профессиональным уровнем его подготовки.
Достоверность результатов исследования обеспечивается использова
нием методов, адекватных предмету, цели и задачам исследования. Теорети
ческие и практические результаты исследования подтверждены анализом
широкого круга литературы, использованием комплекса исторических ис-
ji\ точников и обобщением значительного массива архивных материалов.
Апробация результатов исследования проводилась в публикациях автора, в процессе обсуждения диссертации на заседании кафедры методологии и методики преподавания музыки МПГУ, при чтении лекций и проведении
семинарских занятий по курсу «История музыкального образования» на музыкальном факультете МПГУ, при разработке и внедрении в содержание вузовской подготовки будущих учителей музыки спецкурса «История музыкально-педагогического образования».
Историографический анализ проблемы развития музыкально-педагогического образования в дореволюционной России
Музыкально-педагогическое образование в дореволюционной России до настоящего времени не подвергалось специальному изучению, однако интерес к нему в той или иной степени может быть отмечен в целом ряде исто-рико-педагогических трудов. Такие исследования осуществляются как в области изучения музыкального,такипедагогического образования.
Первые опыты в данном отношении относятся к дореволюционному периоду. В это время вопросы музыкально-педагогической подготовки отечественных учителей музыки косвенно получают освещение при рассмотрении деятельности различных учебных заведениях. В своем подавляющем большинстве это исторические очерки, в которых наряду с описанием опыта работы того или иного учреждения, приводятся некоторые данные о музыкально-педагогической подготовке учащихся. Такие данные представлены в работах П. Григорьева (70), В.П. Лебедева (118), И.В. Липаева (122), П.И. Капустина (101), П.Г. Ольденбургского (180), В.П. Погожева (201), СВ. Сперанского (239), В. Шевина (274) и других авторов.
В качестве источников в этих работах, как правило, выступают архивные материалы: отчеты о состоянии дел в том или ином заведении, уставы, инструкции для преподавания музыки, наставления, программы.
Показательно, что уже в это время, и в области исследования музыкального образования, и в сфере изучения педагогического образования прослеживается направленность исследований либо на светскую сферу, либо на религиозно-духовную сферу.
В работах Е.К.Альбрехта (14), И.В. Липаева (122), В. Михневича (148), В.И. Моркова (149), В.Ф. Одоевского (179), П. Перепелицина (192), В.П. Погожева (201), СВ. Танеева (244), С.Ф. Шлезингера (276) приводятся первые фактологические данные о деятельности некоторых светских учебных заведений, учреждений, педагогов-музыкантов.
Однако такие данные не многочисленны и достаточно разрозненны. За редким исключением, в них находят отражение отдельные аспекты музыкально-педагогической деятельности профессиональных музыкантов, работающих в Императорских театрах или в оркестровых коллективах. Сведения о подготовке учителей музыки представлены единичными фактами.
В трудах B.C. Металлова (140; 141; 142; 143), А.И. Пузыревского (208), Д.В. Разумовского (214; 215; 215), СВ. Смоленского (237) и ряда других авторов, ориентированных на изучение музыкального образования религиозно-духовной направленности, собраны отдельные свидетельства, от носительно педагогической деятельности некоторых музыкантов, об учебно-методических руководствах для учителей пения, о критериях оценки работы школьного учителя, об организации музыкально-педагогической подготовки в некоторых духовных учебных заведениях.
Следует отметить, что и в сфере светского, и в сфере религиозно духовного образования, введенные в научный оборот историко педагогические факты, относятся преимущественно ко второй половине XIX века. Подготовка отечественных педагогов-музыкантов в первой половине XIX века практически остается «в тени».
Причина этого видится в том, что, как отмечал В.В. Стасов, в это время: « ...еще более число иностранных музыкантов являлось в Россию учить русских играть и петь.... Только все это плохо осуществлялось, и русские люди слишком малому из всего этого научились » (231, 717).
Поскольку такое видение ситуации было присуще не только В.В. Стасову, но и многим его современникам, подобная оценка не могла не оказать влияния на развитие историко-педагогической науки в сфере изучения отече ственного музыкально-педагогического образования.
Особое место в освещении историко-педагогических проблем в области музыкального образования в дореволюционный период принадлежит трудам Н.Ф. Финдейзена (259, 260, 261). Автор предпринимает многоаспектное исследование и разработку фундаментального материала по истории русской музыки, основываясь в своей работе на широком круге первоисточников.
Такой подход позволяет ввести в научный оборот целые пласты русской му зыкальной культуры, неизвестные ранее и актуальные для восстановления музыкально-педагогических событий прошлого: сведения о первых иностранных и русских музыкантах-педагогах в России, о музыкальных учебных заведениях, о композиторах и исполнителях и др.
Особенности претворения целостного концептуальногоподхода к изучению отечественного музыкально-педагогического образования на начальном этапе егоразвития
Целостный концептуальный подход к изучению истории музыкального образования сориентирован на многоаспектное рассмотрение историко-педагогического процесса в сфере музыкального образования с позиций интонационного, парадигмально-педагогического и цивилизационного подходов.
Его реализация применительно к изучению музыкально-педагогического образования предполагает:
а) с позиций интонационного подхода - освещение истории подготовки отечественных учителей музыки в русле трех направлений музыкально педагогического образования: светского, религиозно-духовного, народного;
б) с позиций парадигмально -педагогического подхода - изучение историко-педагогического процесса в области музыкально-педагогического образования с точки зрения:
возникновения, трансформации, жизнедеятельности и взаимодействия основных идей, обуславливающих качественные преобразования в системе музыкально-педагогического образования;
сосуществования в тот или иной конкретный исторический период различных моделей музыкально-педагогических систем, отличающихся по своим целям, задачам, принципам, содержанию, методам и формам образования;
воплощения теоретических концепций в практике музыкально-педагогической подготовки;
в) с позиций цивилизационного подхода - вскрытие влияния западно европейской музыкально-педагогической школы на становление и развитие музыкально-педагогического образования в России.
В целом адаптация целостного концептуального подхода применительно к области музыкально-педагогического образования в рамках настоя щего исследования предполагает соотнесение истории музыкально-педагогической подготовки с ходом исторического движения музыкального образования, а также вскрытие специфики и прослеживание сущностных изменений в характере взаимодействия между основными направлениями музыкально-педагогического образования не только в содержательном плане, но и в плане их иерархической подчиненности.
Вместе с тем, применение целостного концептуального подхода по отношению к изучению процесса становления и развития музыкально-педагогического образования имеет и некоторые особенности, обусловленные спецификой предмета исследования.
Так, в центре внимания автора должна находиться не только характеристика музыкально-педагогического образования во взаимосвязи его различных направлений, но и специфика собственно музыкально-педагогического образования, которая заключается в его «пограничном» положении между музыкальным и педагогическим образованием. Поэтому при рассмотрении процесса становления и развития музыкально-педагогического образования в России необходимо проследить, во-первых, развитие каждого из двух составляющих его компонентов — музыкального и педагогического и, во-вторых, характер их взаимосвязи.
Проблема взаимосвязи музыкально-теоретического, музыкально-исполнительского и психолого-педагогического «комплексов» учебных дисциплин в профессиональном музыкальном образовании получает освещение в работе А.С. Базикова (29, 51; 55). Автор доказывает, что существующие на сегодняшний день структура и содержательное пространство среднего и высшего профессионального образования, представленные в виде единства основных блоков учебных дисциплин, «...имеют, во-первых, далеко идущие исторические корни, а во-вторых, что они выдержали испытание временем...» (29, 76).
Первые опыты подготовки учителей музыки в учреждениях Ведомства Императрицы Марии(1809-1830-е гг.)
В период с 1809 г. по 1830-е годы в России начинается процесс формирования системы собственно профессионального музыкально-педагогического образования. Для ее воссоздания необходимо обратиться к областям музыкального и педагогического образования, проследить смежные с музыкально-педагогическим образованием процессы на уровне государственной образовательной политики и уровне системы образования, которые самым непосредственным образом повлияли на процесс зарождения и последующей эволюции системы собственно музыкально-педагогического образования.
Прежде всего, необходимо отметить, что именно в это время в ряде учебных заведений страны появляется специально организованная профессиональная подготовка педагогов музыкантов.
Как известно, первая треть XIX века выдвинула в качестве детерминант развития образовательной ситуации в России «государственность, профессиональность и сословность» (205, 4 ). Это был период быстрого увеличения количества различных учебных заведений, в том числе и государственных, расширения их географии, обособления общего и специального профессионального образования. При этом целевая направленность и содержание образования в учебных заведениях определялись их сословной принадлежностью.
Развитию собственно музыкально-педагогического образования в начале XIX века способствовало:
1. распространение педагогического образования;
2. усиление профессиональной направленности музыкального обучения. Педагогическое образование светской ориентации в большинстве
своем осуществлялось в женских учебных заведениях: в Санкт-Петербургском Педагогическом институте (с 1801 г.); в институтах Ведомства Императрицы Марии (в классах «пепиньер»1 с 1803 г.).
Государственная образовательная политика в области педагогического образования была направлена, в первую очередь, на защиту интересов необеспеченных слоев населения. Со всей очевидностью она заявлена в 5-ом параграфе Положения о Патриотическом институте от 7 апреля 1827 г., где цели женских институтов охарактеризованы Николаем I следующим образом: «образовывать из воспитанниц институтов ...попечительных матерей, примерных наставниц.., способных трудами своими и приобретенными искусствами доставлять средства к существованию» (31, 14). Та же цель, несколько ранее, указывалась и в Положении о Полтавском институте, Харьковском институте и других (251).
Необходимо сказать, что в свете рассматриваемой проблемы историко-педагогические данные о женском педагогическом образовании приобретают особое значение. Как известно, именно женщины после окончания педагогических учебных заведений занимались в начале XIX века преподаванием музыки. Специально подготовленные учителя - мужчины в это время, в большинстве своем, не осуществляли преподавательскую деятельность в области музыкального образования.
В первой трети XIX столетия вопрос о педагогическом образовании поднимался неоднократно. «Устав учебных заведений, подведомственных университетам» 1804 г. (Министерство Народного Просвещения) содержал специальный раздел, посвященный педагогическим институтам, в котором говорилось, что они имеют главною целью подготовку учителей для гимназий и преподавателей для высшей школы. В том же Уставе было сказано о педагогическом обучении и в гимназиях: «сверх обыкновенного преподавания наук, приготовляются к учительской должности желающие быть учителями...» (199, 213).
Это была первая попытка на государственном уровне каким-то образом структурировать педагогическое образование. Причем отметим, что она осуществилась исключительно в области мужского образования. На музыкально-педагогическое образование она не распространялась, так как женское образование на начало XIX века оставалось за рамками государственной системы управления образованием. Оно опекалось не Министерством Народного просвещения, а особым Ведомством, возглавляемым императрицей Марией Федоровной.