Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Моделирование системы профессиональной подготовки дизайнеров в вузе Аристова, Ульяна Викторовна

Моделирование системы профессиональной подготовки дизайнеров в вузе
<
Моделирование системы профессиональной подготовки дизайнеров в вузе Моделирование системы профессиональной подготовки дизайнеров в вузе Моделирование системы профессиональной подготовки дизайнеров в вузе Моделирование системы профессиональной подготовки дизайнеров в вузе Моделирование системы профессиональной подготовки дизайнеров в вузе Моделирование системы профессиональной подготовки дизайнеров в вузе Моделирование системы профессиональной подготовки дизайнеров в вузе Моделирование системы профессиональной подготовки дизайнеров в вузе Моделирование системы профессиональной подготовки дизайнеров в вузе Моделирование системы профессиональной подготовки дизайнеров в вузе Моделирование системы профессиональной подготовки дизайнеров в вузе Моделирование системы профессиональной подготовки дизайнеров в вузе
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Аристова, Ульяна Викторовна. Моделирование системы профессиональной подготовки дизайнеров в вузе : диссертация ... доктора педагогических наук : 13.00.08 / Аристова Ульяна Викторовна; [Место защиты: Моск. пед. гос. ун-т].- Москва, 2007.- 519 с.: ил. РГБ ОД, 71 09-13/80

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Методологические основы профессиональной подготовки дизайнеров в вузе 21

1.1 Проблема моделирования системы профессиональной подготовки дизайнеров в вузе. История вопроса 21

1.2 Этапы развития структуры и содержания профессиональной подготовки дизайнеров в вузе (библиографический анализ) 48

1.3 Современное состояние профессиографического анализа деятельности специалиста-дизайнера 97

Выводы по главе 1 152

Глава 2. Содержание и структура моделирования системы профессиональной подготовки дизайнеров в вузе 156

2.1 Пути создания современной модели системы профессиональной подготовки дизайнеров в вузе 156

2.2 Проектирование как метод разработки модели системы профессиональной подготовки дизайнеров в вузе 201

2.3 Методика создания модели системы профессиональной подготовки дизайнеров в вузе 226

2.4 Структурные уровни моделирования системы профессиональной подготовки дизайнеров в вузах

РФ 247

Выводы по главе 2 275

Глава 3. Система профессиональной подготовки дизайнеров в вузе 280

3.1 Основные факторы обучения дизайнеров в вузе: подготовка, планирование, организация 280

3.2. Организация профессиональной подготовки дизайнеров в вузе 286

3.3 Роль и значение научно-исследовательской деятельности студентов в процессе профессиональной подготовки дизайнеров в вузе 299

3.4 Значение самостоятельной работы и учебных практик в процессе профессиональной подготовки дизайнеров 310

3.5 Контроль и оценка качества профессиональной подготовки дизайнеров в вузе 333

Выводы по главе 3 347

Глава 4 . Совершенствование профессиональной подготовки дизайнеров в вузе (экспериментальное исследование) 352

4.1 Методика и ход проведения экспериментального исследования 352

4.2 Методы традиционного обучения дизайнеров 360

4.3 Содержание профессиональной подготовки по специальности 070601 — «дизайн» (поисковый эксперимент) 378

4.4 Пути формирования различных видов знаний в процессе преобразования материалов (формирующий эксперимент) 407

Выводы по главе 4 434

Заключение 438

Библиография 453

Приложение 488

Перечень рисунков 517

Введение к работе

Образование в современном мире является той сферой деятельности человека, которая активно привлекает к себе всеобщее внимание. Особое значение приобретает высшее профессиональное образование, направленное на подготовку специалистов, повышения их квалификации и переподготовку. Бурное развитие научно-технического прогресса, вызывающее постоянное переоснащение производства, возникновение новых отраслей промышленности, приводит к невиданному ранее накоплению знаний и многочисленным научным открытиям, появлению новых технологий во всех областях деятельности. Стремительные темпы преобразований различного характера меняют жизнь общества, которое, в свою очередь, предъявляет новые требования к высшему профессиональному образованию, его целям и методам осуществления, стимулируют его рост и появление новых форм. Переход к рыночным отношениям диктует необходимость поиска путей адаптации к рынку всей системы высшего профессионального образования, перевод ее на гибкие рельсы быстрого реагирования на постоянно меняющуюся ситуацию, актуализацию всего накопленного ранее научного и человеческого потенциала, его своевременную модернизацию.

Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года, принятая в 2001 году, основными целями развития образования определяет повышение его качества, доступности, эффективности. Модернизация высшего профессионального образования проходит различными путями, среди которых его структурирование и перестройка, оптимизация сети образовательных учреждений, обеспечение его многоуровневости, создания университетских комплексов и т.д. Совершенствование системы профессиональной подготовки специалистов также является одним из путей его модернизации перспективных направлений подготовки специалистов.

Одним из таких перспективных направлений является профессиональная подготовка дизайнеров. Это объясняется тем, что в последние годы профессия дизайнера стала одной из наиболее престижных и востребованных в обществе. Становление рыночных отношений требует значительного количества профессионально подготовленных специалистов, способных эстетически подойти к организации предметной среды и сделать отечественную продукцию конкурентоспособной за счет совершенствования ее эстетических качеств. От того, как обеспечены ведущие отрасли высококвалифицированными кадрами, во многом зависит успешное решение задач эффективного использования достижений отечественного и мирового дизайна. Подобная ситуация способствует привлечению пристального внимания к вопросам профессиональной подготовки дизайнеров, ее структуре, содержанию и организации как со стороны учреждений высшего профессионального образования, так и со стороны потенциальных абитуриентов.

Сегодня все больше высших учебных заведений различного типа стремятся открыть на своей базе именно это направление профессиональной подготовки специалистов в силу его большой популярности среди молодежи. Анализ образовательных услуг в области высшего профессионального образования свидетельствует о том, что профессиональная подготовка дизайнеров осуществляется в учебных заведениях различного типа, функционирующих в рамках современного образовательного пространства. К таким заведениям относятся как государственные учебные заведения, для которых характерно наличие сложившихся подходов к подготовке специалистов и многолетний теоретический и практический опыт преподавания, так и негосударственные учебные заведения, которые характеризуются наличием дополнительных возможностей для организации учебного процесса и развития дизайнерских специальностей.

В России специалистов с высшим образованием в области дизайна готовят сегодня, в первую очередь, в исторически сложившихся образовательных центрах, среди которых Московский государственный художественно-промышленный университет им. С.Г.Строганова, Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия им. В.И.Мухиной, Уральская государственная архитектурно-художественная академия (Екатеринбург), Московский государственный текстильный университет им. Н.А.Косыгина, Московский Архитектурный институт (МАРХИ) — Государственная академия, Московский государственный университет печати.

Перечисленные вузы являются основной учебной базой дизайнерского образования. В их стенах формировались региональные школы дизайна (Московская, Санкт-Петербургская, Уральская), вырабатывались основные подходы к обучению дизайну.

С появлением альтернативной системы образования появилась возможность организации дизайнерской подготовки на базе негосударственных образовательных учреждений. Кроме того, подготовку дизайнеров стали осуществлять педагогические вузы, имеющие художественно-графические факультеты и вузы технического профиля. Таким образом, процесс подготовки дизайнеров вышел сегодня за пределы исторически сложившихся центров дизайнерского образования, что в свою очередь повлекло за собой определенные сложности, связанные с организацией профессиональной подготовки, разработкой ее содержания и практического осуществления.

Подобная ситуация возникла из-за отсутствия среди учебных заведений современных структурных и содержательных подходов к моделированию и организации процесса профессиональной подготовки специалистов-дизайнеров, отвечающих требованиям современной науки и практики. К сожалению, все чаще появляются факультеты, где структура профессиональной подготовки специалистов лишь отдаленно напоминает процесс подготовки дизайнеров. В связи с этим конкретного решения требуют вопросы, связанные с поиском квалифицированных педагогических кадров, повышением квалификации и развития педагогического творчества преподавателей, усилением руководства самостоятельной и научно-исследовательской работой студентов, организацией и материально-техническим оснащением учебного процесса.

Анализ сложившейся ситуации в области профессиональной подготовки дизайнеров в вузах позволяет констатировать наличие следующих противоречий:

Первое противоречие заключено между необходимостью улучшения качества профессиональной подготовки дизайнеров и отсутствием научно-обоснованных методических рекомендаций по моделированию системы профессиональной подготовки дизайнеров. Анализа профессиональной подготовки дизайнеров в исторически сложивщихся центрах дизайн-образования выявил причины, препятствующие разрешению данного противоречия. К этим причинам относятся: - наличие в рамках образовательного пространства большого количества учреждений различного типа, осуществляющих подготовку дизайнеров и удаленность друг от друга центров профессионального дизайнерского образования; - традиционный подход к осуществлению профессионально подготовки дизайнеров в вузах и наличие множественных авторских методик обучения дизайну, неадаптированных к использованию в аналогичных вузах, отсутствием типовых учебных программ; - потребность в опытных педагогических кадрах, преподавателей специальных дисциплин; - увеличение количества профессиональных изданий по проблемам теории и истории дизайна и недостаток учебно-методической литературы; - несовпадение активных темпов развития научно-технического прогресса и медленных темпов внедрения современных информационных технологий; - недостаточная оснащенность материально-технической базы вузов. Второе противоречие возникает между существующей практикой подготовки специалистов, требованиями государственного образовательного стандарта и реальными условиями профессиональной деятельности дизайнеров, широтой охвата профессиональных задач и узкой специализацией выпускников профильных вузов, а также необходимостью гибкого реагирования на запросы рынка труда, приобретения будущими специалистами дополнительных надпрофессиональных знаний, умений, навыков, потребность в профессиональной мобильности. Мы рассматриваем данное противоречие как следствие социально-экономических преобразований в обществе, определяющих современные цели профессиональной подготовки дизайнеров в высшей школе, предполагающие серьезные изменения в содержании и структуре образования выпускников соответствующих учебных заведений. Основной причиной указанных противоречий и связанных с ними недостатков в профессиональной подготовке дизайнеров мы считаем отсутствие модели системы профессиональной подготовки в вузах и неразработанность ее теоретических основ. В первоначальном развитии такая подготовка в вузах, безусловно существует, однако в ее основе лежит скорее следование традициям дизайн-образования, чем соответствие требованиям времени и социальному заказу общества. Наличие комплекса противоречий подтверждает актуальность исследования, которая определяется: 1. Потребностью подготовки современного дизайнера, способного на высоком уровне решать задачи профессиональной деятельности; 2. Необходимостью преодоления имеющихся сложностей, связанных с осуществлением процессов профессиональной подготовки дизайнеров: - наличие в рамках образовательного пространства большого количества учреждений различного типа, осуществляющих этот вид подготовки; - удаленность друг от друга центров профессионального дизайнерского образования; - отсутствие научно обоснованных методических рекомендаций по моделированию процесса профессиональной подготовки дизайнеров; - недостаток опытных педагогических кадров; - присутствие множественных авторских методик обучения дизайну, неадаптированных к использованию в аналогичных вузах и отсутствие типовых учебных программ; издание недостаточного количества учебно-методической литературы; - медленные темпы оснащения материально-технической базы вузов; - потребность будущих специалистов в дополнительных знаниях, умениях и навыках, обеспечивающих профессиональную мобильность в сфере дизайна. 3. Необходимостью научно-теоретического и методического обоснования системы профессиональной подготовки будущего дизайнера, основанной на фундаментализации и профессионализации знаний, их профессиональной и практической направленности, интеграции специальных видов знаний. Таким образом, необходимость разрешения указанных противоречий устранения недостатков в профессиональной подготовке дизайнеров указывает на актуальность данной проблемы исследования, которая состоит в моделировании и экспериментальной проверке системы профессиональной подготовки дизайнеров в вузе, отвечающей современным требованиям теории и практики художественно-конструкторского образования и развитию отрасли.

Анализ педагогической литературы, теоретических исследований и образовательной практики в области профессиональной подготовки дизайнеров в вузах свидетельствует о том, что к настоящему времени осуществлен ряд исследований, отражающих различные аспекты существующей проблемы, ее теоретического, технологического и методического обеспечения.

Современное состояние высшего профессионального образования отражено в работах В.А.Попкова, А.В.Коржуева, В.А.Сластенина, С.Д.Смирнова, М.М.Левиной, Н.А.Моревой, Ю.Г.Фокина. Вопросы профессиональной подготовки специалистов рассматривались С.Я.Батышевым, Ю.К.Васильевым, С.А.Шапоринским, В.С.Павловым, Л.Н.Анисимовой, А.И.Ковешниковым, Е.В.Ковешниковой, Н.Н.Лавровым, В.П.Строковым, Т.В. Чемодановой и другими учеными-практиками. Вопросы профессиональной направленности, профессионального становления и развития профессионализма изучали Э.Ф.Зеер, Т.А.Ильина, М.В.Соколов, Р.Ч.Барциц, Ф.Ф.Бандуристый, Б.С.Гершунский, А.К.Маркова, Ю.П.Поваренков и др.

Научные основы учебно-воспитательного процесса в профессиональных учебных заведениях изучали С.Я.Батышев, А.П.Беляева, А.М.Данкман, А.И.Думченко, Н.А.Кононец, А.В.Новикова, А.Г.Соколов, Л.Д.Федотова, П.С.Хейфец, А.Е.Шильникова, А.Х.Шкляр и др.; Совершенствованию учебно-воспитательного процесса в высшей школе посвятили свои исследования Г.В.Беда, В.П.Зинченко, С.Е.Игнатьев, В.С.Кузин, В.В.Корешков, В.И.Козлов, В.К.Лебедко, С.П.Ломов, Л.Г.Медведев, А.В.Мудрик, С.А.Новоселов, Н.Н.Ростовцев, Е.В.Шорохов, Н.К.Шабанов, А.П.Яшухин и др. Вопросы теории и практики дизайна подробно рассматривали Е.А.Ариевич, П.П.Алексеев, В.Бутковский, Н.В.Воронов, В.М.Волошко, И.Я.Герасименко, М.Г.Гизе, Э.Геккель, Э.П.Григорьев, Д.К.Джонс, А.Л.Дижур, В.П.Зинченко, А.Ф.Зиновьев, К.М.Кантор, Б.Ф.Ломов, А.В.Лаврентьев, Г.Б.Минервин, В.М.Мунипов, Г.Г.Муравьев, А.М.Миронов, Ю.В.Назаров, Б.В.Нешумов, Л.Е.Переверзев. В.И.Пузанов, Е.С.Пономарева, Е.Розенблюм, А.А.Рубан, А.Г.Раппопорт, К.Х.Рейсинг, Э.Райхман, Ю.С.Сомов, В.Ф.Сидоренко, Г.П.Степанов, В.Строганенко, В.Тасалов, А.Г.Устинов, М.Ф.Федоров, Г.Фрилинг, С.О.Хан-Магомедов, П.Хилл и др. Подвергнуты тщательному анализу вопросы, связанные с формированием концепции проектной культуры (О.И.Генисаретского, А.Г.Раппопорта, В.Ф.Сидоренко), пониманием сути проектирования и его социальной обусловленности (П.И.Балабанова, Г.Саймона), типологии проектирования (Н.Г.Алексеева, В.Я.Дубровского, А.Г.Рапппопорта, Б.В.Сазонова, Г.П.Щедровицкого), творческого характера проектирования (Д.Диксон, Дж.Джонс, Г.Уоллес, П.Хилл, Дж.Ван Гиг). К настоящему времени осуществлен ряд исследований, в которых отражены культурно-эстетический смысл и профессиологические основы деятельности дизайнера, вопросы теории и истории дизайнерского образования (А.А.Белова. А.С.Близнюка, Н.П.Вальковой, Ю.Б.Вроблявичуса, В.Н.Гамаюнова, А.Г.Дроздецкого, А.И.Ковешникова, Е.В.Ковешниковой, В.В.Кулененка, Г.Б.Минервина. Б.В.Нешумова, Ю.Г.Коваленко и др.) Содержание и методика обучения в вузе в процессе профессиональной подготовки по дизайну рассмотрены в работах А.В.Богомолова, Е.В.Ильяшевой, И.Г.Пищева, Е.Н.Ковешниковой, А.И.Ковешникова, Ф.Ф.Бандуристого, И.А.Спичак, Л.М.Холмянского, А.Н.Шевкунова. Вопросы применения педагогических технологий в профессиональном образовании рассматривались В.С.Безруковой, В.П.Беспалько, Н.В.Борисовой, А.А.Вербицким, М.Я.Виленским, В.Н.Ворониным, И.В.Горлинским, М.П.Горчаковой-Сибирской, Т.Ф.Гуровой, О.В.Долженко, Е.С.Заир-Бек, С.И.Змеевым, И.Ф.Исаевым, З.З.Кириковой, Е.А.Крюковой, М.М.Левиной, М.И.Махмутовым, А.И.Мищенко, Н.А.Моревой, П.И.Образцовым, А.Я.Савельевой, Г.К.Селевко, В.А.Сластениным, Н.Ф.Талызиной, Ю.Г.Татур, А.И.Уман, О.К.Филатовым, Д.В.Чернилевским, В.Л.Шатуновским, Е.Н.Шияновым, Ф.Янушкевичем и др. Основные подходы к педагогическому проектированию, как к инновационной педагогической технологии, сформулированы а работах Н.Г.Алексеева, Е.С.Заир-Бека, Г.Л.Ильина, В.В.Краевского, М.М.Левиной, И.Марева, Е.И.Машбица, Г.Е.Муравьевой, А.В.Новикова, В.А.Сластенина, А.П.Тряпицыной, Г.П.Щедровицкого. Социально-педагогический аспект проектирования рассматривался Н.А.Алексеевым, Л.В.Байбородовой, С.М.Баташовой, О.Г.Важновой, Н.Н.Гордеевой, Р.Г.Каменской, В.И.Кривоспицкой, Е.А.Крюковой, З.Ф.Мазур, А.М.Моисеевым, М.И.Рожковым, В.Е.Родионовым, В.З.Юсуповым и др. Дидактический — В.С.Безруковой, В.Г.Ивановым, Г.Л.Ильиным, В.М.Монаховым, А.М.Пырским, И.А.Колесниковой, М.П.Горчаковой-Сибирской, Э.Г.Скибицким, Н.Н.Суртаевой, Ю.К.Черновой. На этой теоретической основе изучались: проектирование образовательного процесса в вузах, систем обучения и воспитания (А.Я.Груздов, Н.А.Максимова, В.С.Якимович и др.), вопросы моделирования образовательных систем различного профиля (Н.Ю.Чернова, Н.И.Черноусенко, М.В.Сыготина, Д.И.Гуляев, А.Е.Морозов, Е.С.Евстропов, О.Н.Хаустов и др.), принципы моделирования содержания профессионального образования, системных характеристик и условий реализации профессионального обучения (А.П.Беляев, Г.Н.Варковецкая, Н.Я.Драчева, Н.И.Думченко, Н.Н.Коваленко, М.И.Махмутов, Ю.К.Тюнников, О.Н.Читаев, А.Е.Шильникова и др.). Характер и частота проводимых исследований, наличие образовательных традиций и накопленного опыта в области высшего профессионального образования по дизайну, свидетельствуют о наличии теоретических и практических предпосылок для проведения исследования в области проблемы моделирования профессиональной подготовки дизайнеров в вузе. Объект исследования — процесс профессиональной подготовки дизайнеров в вузе. Предмет исследования — модели системы профессиональной подготовки дизайнера в вузе. Цель исследования состоит в разработке, научно-теоретическом и методическом обосновании и экспериментальной проверке модели системы профессиональной подготовки дизайнеров в вузе. Гипотеза исследования заключается в том, что эффективность профессиональной подготовки специалистов можно повысить, если: - разработать модель системы профессиональной подготовки специалистов на основе системно-структурного анализа процесса подготовки и с учетом целостного подхода к обучению, всесторонне обосновав ее структуру и содержание, которая включает в себя: цели, програмное обеспечение профессиональной подготовки, обеспечение профессиональной подготовки, объект, субъект, результат, управление подготовкой; - использовать в процессе моделирования знания об этапах развития структуры и содержании профессиональной подготовки дизайнеров; - использовать в практике моделирования положительные стороны известных на сегодняшний день структурных и содержательных подходов к построению модели системы профессиональной подготовки в условиях вуза; учитывать в процессе моделирования результаты профессиографического анализа деятельности дизайнера, определяющие основные позиции в отношении того, чему и как учить сегодняшнего специалиста; - использовать в процессе разработки модели инновационные образовательные технологии, в том числе моделирование и проектирование. Задачи исследования: - изучить историю возникновения проблемы моделирования системы профессиональной подготовки дизайнеров в вузе; - проанализировать и обобщить позитивный опыт профессиональной подготовки дизайнеров в исторически сложившихся центрах дизайн образования; - проанализировать этапы развития структуры и содержания профессиональной подготовки дизайнеров в вузе на основе библиографических источников; - изучить современное состояние профессиографического анализа деятельности специалиста-дизайнера, выявить взаимосвязь между профессионально-значимыми качествами личности с выполнением основных задач профессиональной деятельности; - на основе современных достижений педагогической науки и практики изучить возможности проектирования как метода разработки модели системы профессиональной подготовки дизайнеров; - выявить основные структурные и содержательные подходы к подготовке дизайнеров, сложившиеся за период развития художественно-конструкторского и дизайнерского образования; - разработать методику создания модели профессиональной подготовки дизайнеров в вузе и определить критерии оценки ее эффективности; - выявить и обосновать методы и приемы традиционного обучения дизайнеров; - выявить и обосновать пути формирования различных видов знаний с целью оптимизации процесса профессиональной подготовки дизайнеров в вузе. Для решения поставленных задач использовались следующие методы научно-педагогического исследования: - изучение и анализ научной и методической литературы, нормативно-программной и учебно-планирующей документации, методических и учебных пособий; - анализ действующих методик подготовки дизайнеров в свете интересующей нас проблемы; - педагогический эксперимент (констатирующий, поисковый, формирующий); - наблюдение за ходом учебного процесса; - анализ продуктов деятельности студентов; - беседы с проректорами, деканами, заведующими кафедр, профессорско-преподавательским составом вузов, студентами; - анализ и обощение полученных результатов. Теоретической основой и методологические базой явились основополагающие концепции в области педагогики, психологии, искусствоведения; основные положения государственных документов об образовании, в том числе высшем профессиональном образовании; требования и положения Государственного образовательного стандарта по специальности 070601 — «дизайн»; а также научные изыскания по проблеме диссертационного исследования.

В качестве источников использовались документы Министерства образования и науки РФ, специальная литература, учебные пособия, публикации в научных сборниках и специализированных журналах, монографии и диссертационные исследования, буклеты и юбилейные издания профильных вузов, каталоги выставок, а также материалы по теме диссертационного исследования, полученные на основе информационного поиска в Internet. Среди них электронные каталоги Российской государственной библиотеки, электронная документация, размещенная на сайте Министерства образования и науки Росийской Федерации, материалы международных, всероссийских, межвузовских, региональных и отраслевых конференций. Научная новизна состоит в том, что впервые: - произведен комплексный анализ этапов развития структуры и содержания профессиональной подготовке дизайнеров с позиций педагогической науки на основе имеющегося опыта подготовки дизайнеров в России и за рубежом, выделены его основные этапы: начальный, новаторский (поисковый), развивающий, обобщающий; - определены пути создания современной модели системы профессиональной подготовки дизайнеров в вузе с учетом структурных и содержательных подходов к построению аналогичных моделей подготовки, реализуемых в условиях высшего учебного заведения: традиционного, регионального, национального, архитектурно-средового (синтетического), информационно-сетевого, прогностического, позволяющих получить одноименную модель в результате их применения; - разработана, научно обоснована и экспериментально проверена современная система профессиональной подготовки дизайнера в высшем учебном заведении, разработаны ее структурные компоненты в соответствии с целями и задачами подготовки, рассмотрено ее функционирование, определены пути реализации, которая включает в себя: цели, задачи, програмное обеспечение профессиональной подготовки, обеспечение профессиональной подготовки, объект, субъект, результат, управление подготовкой. Теоретическая значимость заключается в том, что в результате исследования внесен вклад в теорию и методику профессионального образования путем создания обоснованной модели системы профессиональной подготовки дизайнеров в вузе. - теоретически обоснована модель системы профессиональной подготовки дизайнеров в вузе, включающая в себя: цели, програмное обеспечение профессиональной подготовки, обеспечение профессиональной подготовки, объект, субъект, результат, управление подготовкой; - определена совокупность свойств и требований к личности специалиста, необходимых для осуществления профессиональной деятельности дизайнера, среди которых профессиональная компетентность, профессиональное мышление, профессиональная культура и др.; автором разработан дидактический комплекс (программы, наглядно-демонстрационный материалы, тесты), направленный на повышение эффективности профессиональной подготовки будущих дизайнеров. Практическая значимость результатов исследования заключается в том. что: результаты экспериментальных исследований могут быть использованы в практической деятельности по моделированию системы профессиональной подготовки дизайнеров в вузах и использоваться при организации и осуществлении профессиональной подготовки дизайнеров; - разработаны и используются на практике комплекс учебных программ, учебных пособий, монографий, научно-методических материалов, творческих проектных заданий, соответствующих целям и задачам профессиональной подготовки и обеспечивающие реализацию разработанной модели; - ряд положений из диссертационного исследования может быть использован в научных и учебных изданиях по проблемам профессиональной подготовки специалистов, а также послужить материалом для дальнейших исследований. Экспериментальная база исследования. Основной экспериментальной базой нашего исследования стал факультет дизайна Московского открытого социального университета (института). В общей сложности опытно-экспериментальным исследованием было охвачено 520 студентов. Этапы исследования: Исследование проходило в несколько этапов. На первом этапе (1999-2002гг.) была изучена степень разработанности проблемы в теории и методике высшего профессионального образования, осуществлено практическое знакомство с вузовским опытом профессиональной подготовки дизайнеров на базе различных дизайнерских школ. На втором этапе (2002-2005гг.) осуществлен сравнительно-сопоставительный анализ проблемы, изучен передовой профессионально-образовательный опыт отечественных и зарубежных вузов, прохождением стажировок в МГХПУ им.С.Г.Строганова и МАРХИ, построена общая гипотеза исследования и осуществлена ее проверка в процессе опытно-экспериментальной работы в МОСУ. Завершающий этап (2005-2007гг.) посвящен систематизации теоретических выводов и практических рекомендаций, подготовке к изданию учебного пособия и монографии по проблеме исследования, оформление результатов исследования в виде докторской диссертации. Достоверность научных результатов и выводов исследования обеспечивается: методологической обоснованностью исходных положений исследования (системно-структурный метод, деятельностный подход); - теоретической согласованностью компонентов модели системы профессиональной подготовки дизайнера в вузе, а также - использованием комплекса методов педагогического исследования; - широким внедрением результатов исследований в практику профессиональной подготовки дизайнеров в вузе. Апробация работы Результаты исследования обсуждались на заседании кафедры художественно-графических дисциплин факультета изобразительных искусств МОСУ (2000-2003гг.), кафедры дизайна факультета дизайна МОСУ (2003-2004гг.), кафедры дизайна костюма факультета дизайна МОСУ (2004-2006гг.), кафедры коммуникативного дизайна МГХПУ им.С.Г.Строганова (2003г.), кафедры дизайна архитектурной среды МАРХИ (2005г.), на Международной научно-практической конференции «Качество высшего профессионального небюджетного образования: современное состояние и перспективы» (Москва, 16 мая 2000 года), Всеросийской научно-практической конференции, посвященной 60-летию художественно-графического факультета (Москва, 4-6 февраля 2002 года), научно-практической конференции «Десять лет в системе высшего негосударственного образования: опыт, проблемы и перспективы развития» (Москва, МОСУ, 2002 год), межвузовской научно-практической конференции «Теоретико-методические проблемы качества подготовки специалиста в вузе» (Москва, 20 апреля 2005 года), межвузовской научно-практической конференции «Формирование личности современного специалиста как гражданина и профессионала» (Москва, 16 апреля 2007 года), на лекционных и практических занятиях в МИПКРО (1993-1994 гг., 2000-2001 гг.) Внедрение полученных результатов осуществлялось в следующих формах: - в ходе аудиторных занятий (чтение лекций, проведение практических и семнарских занятий), учебной и производственной практики, организации научно-исследовательской и инновационной деятельности студентов в рамках студенческих учебно-исследовательских групп, студенческих дизайнерских бюро, студенческих творческих мастерских и учебно-производственных лабораторий; - в написании учебных, учебно-методических пособий, учебных программ и тестовых материалов по специальности 070601 — «дизайн», разработанных автором (всего 15 наименований), одному учебному пособию присвоен гриф У МО; - в редактировании четырех учебных и болеее 30 учебно методических пособий (в том числе с грифом УМО по образованию в области дизайна и изобразительных искусств по специальности 070601 — «дизайн»; Объем и структура диссертации. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения, списка литературы, а также приложения, включающего учебные программы, репродукции работ студентов, выполненных в ходе педагогического эксперимента, графики, таблицы.

Этапы развития структуры и содержания профессиональной подготовки дизайнеров в вузе (библиографический анализ)

Содержание профессиональной подготовки дизайнеров формировалось по мере накопления опыта подготовки специалистов данного профиля в вузах и проведения исследований в этой области. Данные этого педагогического опыта, а также результаты исследований постепенно оформлялись в совокупности методических знаний и получали свое отражение в различных методических рекомендациях по изучению того или иного учебного материала. В свою очередь, отдельные методические рекомендации становились предметом теоретических исследований, и на их основе строилась система научно-методических знаний, а подготовка специалистов-дизайнеров становилась на научную основу. Для разработки модели современной системы профессиональной подготовки дизайнеров в вузе необходимо сделать анализ этого становления с позиций педагогической науки на основе имеющегося опыта подготовки дизайнеров в России и за рубежом.

Профессиональная подготовка дизайнеров — это системный и многоплановый процесс по овладению будущими специалистами необходимой суммой знаний, умений и навыков. Для моделирования системы профессиональной подготовки дизайнеров в вузе необходимо учитывать философские, искусствоведческие, педагогические, методические и дидактические аспекты, получившие отражение в соответствующих изданиях.

Нам представляется, что все работы, так или иначе связанные с профессиональной подготовкой дизайнеров условно можно разделить на следующие группы: - архивные материалы, - диссертационные исследования, - монографические издания, литература по вопросам теории и истории дизайна искусствоведческого характера, - учебные пособия, - учебно-методические пособия (методические руководства, учебные программы и т.д.), - статьи в специализированных журналах, - альбомы и буклеты художественно-промышленных вузов, - каталоги профильных выставок и др. Среди всего многообразия изданий для нашего исследования наибольший интерес представляют монографические издания, учебные пособия, учебно-методические пособия, сборники методических материалов, позволяющие проследить этапы развития структуры и содержания профессиональной подготовки дизайнеров на конкретных примерах. Развитие системы научно-методических знаний по структуре и содержанию профессиональной подготовки дизайнеров, на наш взгляд, самым тесным образом связано с развитием дизайн-образования и его становлением. В связи с этим, мы считаем возможным выделить четыре этапа, на каждом из которых профессиональная подготовка дизайнеров обретала свое содержание и новое звучание, соответствующее духу времени: - 1-й этап — начальный (1825-1917 гг.), - 2-й этап — новаторский (поисковый) (1918-1930 гг.), - 3-й этап — развивающий (1945-80-е гг.), - 4-й этап — обобщающий (90-е гг. XX века — настоящее время). Произведем сравнительный анализ имеющихся на сегодня научно-теоретических, учебных и методических материалов по профилю подготовки дизайнеров, опубликованных на разных этапах ее развития. К сожалению, рассмотреть абсолютно все издания по профилю не представляется возможным, поэтому остановимся на наиболее значимых работах в контексте настоящего исследования.

Первый, начальный (1825-1917 гг.), этап формирования системы знаний мы относим к тому периоду, когда промышленная революция вызвала необходимость в дизайнерских кадрах. Появившаяся потребность в художниках для промышленности отразилась в изменениях содержания художественного образования и развития его самостоятельной области — художественно-конструкторского образования. В России этот период пришелся на вторую половину XVIII века. Именно в это время ученикам Академии художеств предлагались для выполнения учебные задания, предполагающие решение отдельных дизайнерских задач при разработке предметов с учетом удобства и функциональности, например, настенных или карманных часов.

В Европе в XIX веке появляются доступные для многих рисовальные школы, одна из которых — Парижская школа рисования, существовавшая с XVIII века, становится прототипом для рисовальной школы в Москве, созданной графом С.Г.Строгановым. Новое учебное заведение, открывшееся в Москве 31 октября 1825 г. в здании на Мясницкой улице называлось «Школой рисования в отношении к искусствам и ремеслам».

Все сведения о деятельности этого учебного заведения мы можем почерпнуть из очень немногих источников дореволюционного периода. Главный из них — это серьезное и обстоятельное исследование, написанное доцентом Московского университета, историком А.Ф.Гартвигом, выпущенное в 1901 году к 75-летнему юбилею училища. Это издание называлось «Школарисования в отношении к искусствам и ремеслам» и представляло собой 1-й том задуманной работы по изучению периода с 1825 по 1860 гг., до момента преобразования Строгановской школы в училище. Именно это исследование стало основой всех последующих описаний деятельности школы указанного периода и представляет собой неоценимое описание процесса подготовки художников для работы в промышленности.

Уже в наши дни была предпринята следующая попытка исследовать жизненный путь Строгановского училища, результатом которой стало опубликование научной работы, выполненной в НИИ теории и истории изобразительных искусств Российской Академии художеств Е.Н.Шульгиной и И.А.Прониной «История Строгановского училища 1825-1918»22.

Авторы данной работы указывают еще на наличие ряда небольших статей, содержавших текущую информацию об училище, среди которых сообщение его директора В.И.Бутовского в книге «О приложении эстетического образования к промышленности в Европе и в России в особенности» (1870 г.), его же вступительная статья в альбоме «История Отдельные вопросы истории Строгановского училища описывает А.Н.Лаврентьев в учебном пособии «История дизайна» и О.Л.Голубева в статье «Начало пути» в сборнике «Строгановская школа композиции», изданном к 180-летию со дня основания МГХПУ им. С.Г.Строганова , в методическом издании «Московская школа дизайна: опыт подготовки специалистов в МВХПУ (б. Строгановское)» .

Содержание перечисленных публикаций дает нам возможность увидеть основные этапы становления Строгановского училища и проследить характер и направления подготовки. Начало первого этапа связано с открытием школы в 1825 г., а завершение — с учреждением Строгановского училища технического рисования в 1860 г. В это время в школе существовали три класса — черчение, рисование фигур и животных, рисование цветов и украшений. Затем появились классы чистописания и технического рисования. Занятия в школе проходили два раза в неделю .

Современное состояние профессиографического анализа деятельности специалиста-дизайнера

Рассмотрение проблемы моделирования системы профессиональной подготовки дизайнеров в вузе невозможно вне профессиографического анализа деятельности дизайнера. Это связано с тем, что в процессе профессиональной подготовки формируется образ личности будущего специалиста, адекватного постоянно меняющемуся и динамичному содержанию профессионального труда и социально-экономическим условиям.

Согласно современному пониманию, дизайнер — это «специалист, работающий в сфере дизайна и обеспечивающий высокие потребительские свойства и эстетические качества изделий промышленности и образуемой ими предметной среды. Определяя качества предметно-пространственной среды и создавая целостный продукт через организацию и гармоническое сочетание ее элементов, дизайнер выявляет структурные и функциональные связи объекта и формирует их на основе единства т/ художественного, научного и технического подходов». Как мы видим, приведенное определение очень кратко, не содержит развернутой характеристики специалиста, его деятельности и, соответственно, затрудняет подготовку профессиональных дизайнеров.

В ходе исследования мы провели теоретический анализ фундаментальных работ, авторы которых разрабатывали структуру профессиональной деятельности и профессиональные квалификационные характеристики. Вопросы профессиональной деятельности специалистов-дизайнеров неоднократно рассматривались в научных трудах философской, искусствоведческой, педагогической и психологической направленности. Официальное появление в 60-е годы XX века профессии художника-конструктора, впоследствии дизайнера, требовало определения специфики его деятельности, круга профессиональных задач, характерных отличий от других специалистов-проектировщиков. Подтверждение этому факту мы встречаем в тексте методологического исследования, проводимом во ВНИИТЭ в 1967 году под руководством Г.П.Щедровицкого «Дизайн в сфере проектирования»100. Данное исследование определило основные области теоретического исследования дизайна, к среди которых были определены рассмотрение дизайна с позиций теории деятельности (Г.П.Щедровицкий), способов представления художественного конструирования и проектной картины дизайна (В.Л.Глазычев), деятельности проектирования во взаимосвязи с социальной системой и дизайнерское проектирование (О.И.Генисаретский, Г.П.Щедровицкий), обособление проектирования в архитектуре (Ю.Ю.Нарышкин), проектирование системы проектирования (В.Я.Дубровский). Так, например, В.Л.Глазычев в 1 главе исследования «Способы представления объекта художественного конструирования» рассматривая инженерную

картину художественного конструирования, говорит о необходимости «развернуть новую профессиональную деятельность, что закономерно вызывает разрешение ряда проблемных вопросов», среди которых рассмотрение роли художника-конструктора в проектной группе, его специализации, процесса проектирования, классификации проектных задач, вариантности решения, методики и интерпритации инженерной картины (концепции) художественного конструирования, в том числе обучение специалистов с соответствующей подготовкой и профессиональными навыками. В 8 главе «Проектная картина дизайна» В.Л.Глазычев затрагивает уже обучение проектировщиков, говоря о том, что «сама задача — проектирование особой сферы профессиональной деятельности — не имеет прямого прецендента и требует введения представлений о методах и средствах обучения дизайнеров из общих установочных принципов генерального решения дизайна» . Осознание проблемы привело к необходимости разработки квалификационной характеристики на специалиста данного профиля.

Позднее был проведен ряд исследований, определивших место художественного конструирования и дизайна в системе человеческой деятельности (Л.Н.Безмоздин), особенности становления структуры и функционирования дизайна как эстетической деятельности (В.М.Коломиец), дизайна как тенденции в развитии форм деятельности человека (Л.Ф.Корытин), а также основные закономерности художественно-конструкторской деятельности (М.А.Коськов). Наиболее полно культурно-эстетический смысл и профессиологические основы деятельности художника-конструктора рассмотрены в работе

Н.П.Вальковой , которая и сегодня остается основоплагающим исследованием в области профессиональной деятельности специалиста-дизайнера. Н.П.Валькова комплексно рассматривала сущность дизайнера в контексте общих вопросов изучения человека в системе научного знания. Среди исследований последних лет выделяется диссертационное исследование Ковешниковой Е.Н. , посвященное вопросам теории и методики художественного профессионального образования на примере подготовки дизайнеров. Автор расссматривает литчность и профессиональную компетентность дизайнера, общие предпосылки формирования теоретической модели дизайнера и их взаимосвязь с содержанием подготовки современных специалистов этого профиля, в частности с художественными дисциплинами, которые сегодня изучают студенты в вузе. Определение состава профессионально значимых качеств художника-конструктора (дизайнера) и их развития в ходе подготовке специалистов по рекламе к проектной деятельности и формировании кулыуро-сообразной ориентации посвятили свои исследования В.С.Павлова105, Т.Ю.Благова106 и др.

В современной психолого-педагогической литературе представлен ряд работ, авторы которых изучали отдельные качества личности. Так, например, активность личности рассматривали Д.Б.Богоявленская, А.М.Матушкин, Т.И.Шамова, И.М.Юдович, трудолюбие — А.Ф.Ахматов, Е.А.Климов, К.К.Платонов и т.д.

Проектирование как метод разработки модели системы профессиональной подготовки дизайнеров в вузе

Рассмотрение проблемы моделирования системы профессиональной подготовки дизайнеров в вузе невозможно вне профессиографического анализа деятельности дизайнера. Это связано с тем, что в процессе профессиональной подготовки формируется образ личности будущего специалиста, адекватного постоянно меняющемуся и динамичному содержанию профессионального труда и социально-экономическим условиям.

Согласно современному пониманию, дизайнер — это «специалист, работающий в сфере дизайна и обеспечивающий высокие потребительские свойства и эстетические качества изделий промышленности и образуемой ими предметной среды. Определяя качества предметно-пространственной среды и создавая целостный продукт через организацию и гармоническое сочетание ее элементов, дизайнер выявляет структурные и функциональные связи объекта и формирует их на основе единства т/ художественного, научного и технического подходов». Как мы видим, приведенное определение очень кратко, не содержит развернутой характеристики специалиста, его деятельности и, соответственно, затрудняет подготовку профессиональных дизайнеров.

В ходе исследования мы провели теоретический анализ фундаментальных работ, авторы которых разрабатывали структуру профессиональной деятельности и профессиональные квалификационные характеристики. Вопросы профессиональной деятельности специалистов-дизайнеров неоднократно рассматривались в научных трудах философской, искусствоведческой, педагогической и психологической направленности. Официальное появление в 60-е годы XX века профессии художника-конструктора, впоследствии дизайнера, требовало определения специфики его деятельности, круга профессиональных задач, характерных отличий от других специалистов-проектировщиков. Подтверждение этому факту мы встречаем в тексте методологического исследования, проводимом во ВНИИТЭ в 1967 году под руководством Г.П.Щедровицкого «Дизайн в сфере проектирования»100. Данное исследование определило основные области теоретического исследования дизайна, к среди которых были определены рассмотрение дизайна с позиций теории деятельности (Г.П.Щедровицкий), способов представления художественного конструирования и проектной картины дизайна (В.Л.Глазычев), деятельности проектирования во взаимосвязи с социальной системой и дизайнерское проектирование (О.И.Генисаретский, Г.П.Щедровицкий), обособление проектирования в архитектуре (Ю.Ю.Нарышкин), проектирование системы проектирования (В.Я.Дубровский). Так, например, В.Л.Глазычев в 1 главе исследования «Способы представления объекта художественного конструирования» рассматривая инженерную

картину художественного конструирования, говорит о необходимости «развернуть новую профессиональную деятельность, что закономерно вызывает разрешение ряда проблемных вопросов», среди которых рассмотрение роли художника-конструктора в проектной группе, его специализации, процесса проектирования, классификации проектных задач, вариантности решения, методики и интерпритации инженерной картины (концепции) художественного конструирования, в том числе обучение специалистов с соответствующей подготовкой и профессиональными навыками. В 8 главе «Проектная картина дизайна» В.Л.Глазычев затрагивает уже обучение проектировщиков, говоря о том, что «сама задача — проектирование особой сферы профессиональной деятельности — не имеет прямого прецендента и требует введения представлений о методах и средствах обучения дизайнеров из общих установочных принципов генерального решения дизайна» . Осознание проблемы привело к необходимости разработки квалификационной характеристики на специалиста данного профиля.

Позднее был проведен ряд исследований, определивших место художественного конструирования и дизайна в системе человеческой деятельности (Л.Н.Безмоздин), особенности становления структуры и функционирования дизайна как эстетической деятельности (В.М.Коломиец), дизайна как тенденции в развитии форм деятельности человека (Л.Ф.Корытин), а также основные закономерности художественно-конструкторской деятельности (М.А.Коськов). Наиболее полно культурно-эстетический смысл и профессиологические основы деятельности художника-конструктора рассмотрены в работе

Н.П.Вальковой , которая и сегодня остается основоплагающим исследованием в области профессиональной деятельности специалиста-дизайнера. Н.П.Валькова комплексно рассматривала сущность дизайнера в контексте общих вопросов изучения человека в системе научного знания. Среди исследований последних лет выделяется диссертационное исследование Ковешниковой Е.Н. , посвященное вопросам теории и методики художественного профессионального образования на примере подготовки дизайнеров. Автор расссматривает литчность и профессиональную компетентность дизайнера, общие предпосылки формирования теоретической модели дизайнера и их взаимосвязь с содержанием подготовки современных специалистов этого профиля, в частности с художественными дисциплинами, которые сегодня изучают студенты в вузе. Определение состава профессионально значимых качеств художника-конструктора (дизайнера) и их развития в ходе подготовке специалистов по рекламе к проектной деятельности и формировании кулыуро-сообразной ориентации посвятили свои исследования В.С.Павлова105, Т.Ю.Благова106 и др.

В современной психолого-педагогической литературе представлен ряд работ, авторы которых изучали отдельные качества личности. Так, например, активность личности рассматривали Д.Б.Богоявленская, А.М.Матушкин, Т.И.Шамова, И.М.Юдович, трудолюбие — А.Ф.Ахматов, Е.А.Климов, К.К.Платонов и т.д.

Организация профессиональной подготовки дизайнеров в вузе

Содержание профессиональной подготовки дизайнеров реализуется в высших учебных заведениях через разхичные организационные формы, которые интегрируются друг с другом, объединяя все ее составляющие в организационную систему обучения. Целесообразность использования тех или иных организационных форм и систем обучения рассматривали в своих работах В.И.Загвязинский, А.В.Коржуев, И.Я.Лернер, А.М.Новиков, М.Н.Скаткин, В.А.Сластенин, В.А.Попков, и др.

Рассматривая форму применительно к процессу обучения, В.И.Загвязинский определяет ее как «способ, характер взаимодействия педагога и учащихся, учащихся между собой, учащихся с изучаемым материалом». Согласно И.М.Чередову, организационная форма обучения предстает как специальная конструкция процесса обучения, характер которой обусловлен ее содержанием, методами, приемами, средствами, видами деятельности учащихся. Все известные на сегодняшний день формы обучения могут быть классифицированны по способу получения образования, по количеству учебных заведений, которые посещает обучаемый, по системам обучения и др. Совокупность форм, объединенных по признаку связи учащихся и учителя посредством учебного материала и дополняющих друг друга ) 1Л составляет организационную систему обучения. Педагогической науке и практике извес ны различные формы организации обучеі ия, среди которых выделяются: индивидуальная, индивидуально-группоггя и коллективная классно-урочнаг система обучения, ставшая прообразом лекционно-семинарской. Все перечисленные организационные формы обучения историчны по ;воей сути: они «рождаются, развиваются, заменяются одна другой в зависимости от уровня развития общества, производства, науки и образовательной теории и практики». Анализ педагогической литературы показал что наиболее распространенной в современной практике высшего трофессионального образования является лекционно-семинарская система обучения, включающая в себя разнообразные организационные формы (аудиторные и внеаудиторные): лекции, семинары, практические занятия, консультации, самостоятельная работа, научгю-исследовательская работа, учебная и уче шо-производственная практика по специальности, а также зачеты и экзамены. Практика профессиональной подготовки современных специалистов в вузах свидетельствует о том, что все перечисленные выше формы обучения в одинковой степени востребованы в процессе ее организации и осуществления. Отдельные формы достаточно давно используется в вузовском обучении, например, лекции, другие же появились в процессе развития высшего образования. В зависимости от профиля подготовки все они имеют свою специфику и особенности использования. Практика подготовки специалистов-дизайнеров в высших учебных заведениях показывает, что использование перечисленных организационных форм в процессе профессион;ш ной подготовки дизайнеров позволяет: регламентировать совместную деятельность преподавателей и студентов; рационально определять соотношение коллективного и индивидуального в процессе об /чения; - определять степень активности студентов в учебно-познавательной деятельности и способы педагої ического руководства ею. Рассмотрим ниже специфику наиболее распространенных организационных форм обучения в свете их использования в ходе реализации модели системы профессиональной подготовки дизайнеров в вузе.

Ведущим звеном лекционно-семинарской системы обучения является лекция (от латинского слова xlection» — чтение) — «логически стройное, систематически последовательное и ясное изложение того или иного научного вопроса» " . Лекции вошли Е образовательную практику с момента появления первых университетов. По свидетельству В.А.Попкова и А.В.Коржуева, среди других форм учебных занятий, лекциям традиционно отводилось от 40 до 60% учебного времени. Не смотря на то, что в последний годы предпринимались попытки уменьшить данное процентное соотношение за счет введения различных форм самостоятельной работы, лекции и сегодня остаются основными формам учебной работы вуза.

У лекции, как у наиболее распространенной формы обучения в вузах, есть свои противники и свои сторонники. Многие авторы пишут о том, что в последнее время приходится часто слышать упоминания о том, что лекции трудны для усвоения в силу своей монологичности, приучают слушателей к пассивному восприятию информации, снижают самостоятельную познавательную активность. Тем не менее, практика обучения в высшей школе по/ тверждает тот факт, что отказ от лек щи как от формы обучения существенно снижает теоретический и научнын уровень подготовки студентов, нарушает систему работы по усвоению материала в течении семестра. Для преодоления указанных недостатков целесообразно включать в учебный процесс помимо традиционных лекций, лекции-консультации, лекции-беседы, лещии-провакации, лекции-исследования, визуальные лекции.

Похожие диссертации на Моделирование системы профессиональной подготовки дизайнеров в вузе