Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Моделирование и реализация культурологической подготовки будущего учителя Исаева Марина Борисовна

Моделирование и реализация культурологической подготовки будущего учителя
<
Моделирование и реализация культурологической подготовки будущего учителя Моделирование и реализация культурологической подготовки будущего учителя Моделирование и реализация культурологической подготовки будущего учителя Моделирование и реализация культурологической подготовки будущего учителя Моделирование и реализация культурологической подготовки будущего учителя Моделирование и реализация культурологической подготовки будущего учителя Моделирование и реализация культурологической подготовки будущего учителя Моделирование и реализация культурологической подготовки будущего учителя Моделирование и реализация культурологической подготовки будущего учителя
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Исаева Марина Борисовна. Моделирование и реализация культурологической подготовки будущего учителя : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 Бийск, 2006 201 с. РГБ ОД, 61:07-13/107

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1- Теоретико-методологические предпосылки культурологи ческой подготовки будущего учителя 15

1.1. Культурологическая подготовка как системообразующая основа профессионального становления будущего учителя 15

1.2. Педагогическая культура как фактор культурологической подготовки будущего учителя 35

1.3. Модель культурологической подготовки профессионального становления будущего учителя 51

Выводы по первой главе 80

Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по изучению эффективности модели и методики культурологической подготовки будущего учителя 82

2.1. Методика культурологической подготовки будущего учителя в системе высшего образования 82

2.2. Организация опытно-экспериментальной работы по изучению эффективности модели и методики культурологической подготовки будущего учителя 119

2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы по изучению эффективности культурологической подготовки будущего учителя 136

Выводы по второй главе 160

Заключение 162

Список использованной литературы 167

Приложения 184

Введение к работе

Актуальность и степень разработанности проблемы исследования.

Социальное развитие общества и системы образования в настоящее время ориентировано на гуманистическую личности о-ориентированную парадигму, направленную на формирование личности человека, а актуальность культурологической подготовки будущего учителя определена процессами, происходящими в современном образовании.

Сущность культурологического подхода в образований также обусловлена процессами гуманизации и гуманитаризации. Она заключается в воспитании человека культуры и нравственности, направленного на сохранение и воспроизводство мировых и отечественных культурных ценностей. Культурологическая деятельность учителя не является какой-либо предметной деятельностью, а выступает как некоторая метадеятельность, как своеобразный внутренний план любой другой деятельности.

Важнейшей тенденцией культурологического образования является понятие культуры личности как цели и фактора образования (Е.В.Бондаревская, Е.А.Крюкова, О.А.Краснова, Н.Б.Крылова, А.П.Лиферов, В.ВМакаев, З.А.Малькова, Л.П.Разбегаева, В.В.Сериков, Л.Л.Супрунова, Е.Н.Шиянов и др.). В большинстве современных педагогических исследованиях речь идет не о формировании отдельных профессиональных качеств и свойств личности будущего учителя, а о создании условий для профессионального становления (Л.И.Анцыферова, С.Н.Батракова, СГ.Вершловский, Э.Н.Гусинский, Т.В.Зеер, И.Ф.Исаев, Т.В.Кудрявцев, К.М.Левитан, В.А.Сластенин, Ю.И.Турчанинова и др.).

Задача культурологической подготовки будущего учителя - это поиск путей освоения культуротворческого опыта человечества и, на основе этого,

создание целостной системы условий, способствующих и обеспечивающих социокультурное развитие личности будущего педагога (К.М. Левитан, Ю.М.Лотман, Н.Н.Нечаев, Н.Ю.Посталюк, Н.С.Розов, В.А.Шаповалов, С.С.Шевелева и др.). Процесс культурологической подготовки направлен на осознание педагогом своей роли в трансляции культуры будущему поколению, что делает его ответственным за свое образование и свой личностный облик не только как человека образованного, но и культурного (С.С.Кучинский, Л.К.Рахлевская, В.П.Рябцев, Н.ВЧекалева, Г.И.Чижакова, КА.Шалес, С.С.Шевелева и др.).

Вместе с тем, в педагогической науке и практической деятельности педвузов эти вопросы еще не исследованы комплексно и целостно, а формирование личности будущего учителя, его профессиональное становление оцениваются через внешние атрибуты и наличие образовательных смыслов.

В связи с этим имеется противоречие между необходимостью повышения культурологической подготовки будущего учителя и недостаточной разработанностью его содержательной и процессуальной структуры в целостном педагогическом процессе высшего педагогического учебного заведения.

Указанное противоречие определило проблему исследования, которая заключается в выявлении содержательной и процессуальной сторон культурологической подготовки будущего учителя. Все это обусловило выбор темы исследования: «Моделирование и реализация культурологической подготовки будущего учителя».

Цель исследования: определение, обоснование и реализация социально-педагогических условий культурологической подготовки будущего учителя в системе высшего педагогического образования.

Объект исследования: профессионально-педагогическая подготовка будущего учителя.

Предмет исследования: процесс культурологической подготовки будущего учителя.

В соответствии с объектом, предметом и целью были поставлены следующие задачи.

  1. Проанализировать и обобщить литературные источники по проблеме культурологической подготовки в ходе профессионального становления будущего учителя для формирования теоретической базы исследования.

  2. Сконструировать модель и разработать методику культурологической подготовки будущего учителя и опытно-экспериментальным путем проверить их эффективность.

  3. Разработать методические рекомендации по формированию культурологической подготовки будущего учителя.

Гипотеза исследования заключается в том, что культурологическая подготовка способствует профессиональному становлению будущего учителя, если:

культурологическая подготовка будущего учителя включает в себя анализ и отбор культурологических знаний, составляющих основное методологическое содержание культурологической деятельности педагога с учетом тенденций развития учебного процесса в педвузе, выводящих его на культурологический уровень;

содержание культурологической подготовки будущего учителя составляет единство аксиологического, когнитивного, процессуально-деятельностного и управленческо-регулятивного компонентов, являющихся основой личностной и профессиональной культуры педагога;

культурологическая подготовка будущего учителя осуществляется как целостный педагогический процесс на основе разработанной модели, оснащенной культурососбразными педагогическими средствами,

отличающимися ценностно-смысловой направленностью, диалогич-ностью, рефлексивностью и полифункциональностью;

разработаны критерии, по которым можно диагностировать и
оценивать уровни социокультурного развития личности будущего
учителя.

Методологической основой исследования являются философские положения о всеобщей связи, взаимной обусловленности и целостности явлений и процессов окружающего мира, о социальной детерминированности деятельности и творческой сущности личности, выступающей субъектом исторического процесса.

На уровне конкретного методологического исследования основными стали идеи целостного подхода, непрерывного педагогического образования, идеи личностного и культурологического подходов в системе высшего педагогического образования;

отечественные теории диалога культур и культурологического развития личности (ММКахтан, В.С.Бибдер, Е.В.Бондаревская, М.С.Кагап, А. Ф.Лосев);

зарубежные концепции культурологического становления личности (У.Бері, И.Вутри, У.Гилфорд, А-Гропле, А.Депаред, Х.Дссмав, С .Киль, ЧЛСнаппер, Д.Мак-Хспри, Дж.Молл и др.);

исследования в области теории моделирования (С .И.Архангельский, В.] '.Афанасьев, Д.МТвишиани, Б.С.Гершунстсий, Б.А.Глинский, Б.С.І'рязнов, Б.С.Дынин, В.КЗагвязинский, И.Б.Новик, В.А.Штофф и

др-);

психологические теории развития личности (А.Г.Асмолов,
ЛИ.Божович, Б.С.Братусь, Л. С.Выготский, К.К.Платонов,
С.Л.Рубинштейн, В.И.Слободчиков, Д.И.Фельдштейн);

положения дидактики профессионального обучения (СЯ.Батышев, В,С.Безрукова, Л. Г.Вяткин, В.И.Данильчук, О.Б.Калинникова, В З.Сериков и др.);

исследования общих закономерностей учебно-воспитательного процесса в учебных заведениях, технологии обучения и воспитания студенческой молодеэюи, моделей личности и деятельности специалиста (Е.П.Белозерцев, Е.В.Бондаревскан, В.И.Данильчук, Й. А .Колесникова, В.В.Красвский, Н.Н.Нечаев, Н.Ю.ГТоеталнж, А.М.Саранов, R,R.Сериков, В.А.Сластении, КС.Якиманская и др.);

современные направления развития педагогической технологии (В.ПБеспалько, В.В.Гузеев, В.М.Монахов? О.П.Околелов, Г.К.Селевко? Ю.Г.Татур и др.).

Методы исследования: теоретические - анализ философской, культурологической, психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; моделирование; эмпирические - анализ передового педагогического опыта по формированию педагогической культуры специалиста, опрос с использованием различных видов анкетирования и бесед, тестирование, включенное наблюдение, педагогический эксперимент, статистическая обработка результатов исследования.

Положения, выносимые на защиту: 1. Культурологическая подготовка будущего учителя - это процесс творческой самореализации личности в професеионально-педаюшчеекой деятельности педагога, направленный на присвоение, создание и передачу культурных ценностей. Сущность культурологической подготовки обусловлена процессами гуманизации и гуманитаризации образования. Основным содержанием, составляющим структуру культурологической подготовки, является развитие функций, которые личность выполняет в процессе культурного самоопределения: способность к культурной идентификации, интериоризация ее

8 ценностей, осуществление культуросообразного образа жизни.

способность к ответственному поступку, духовности, интеллигентности.

  1. Культурологический аспект является системообразующим звеном профессионально-педагогической подготовки будущего учителя. Она осуществляется в вузе в двух направлениях - содержательном (обусловлен спецификой культурологической подготовки) и процессуальном (связан с определением этапов культурологической подготовки).

  2. Модель культурологической подготовки будущих педагогов состоит из цели, задач, условий, принципов, компонентов культурологической подштовки (аксиологический, когнитивный, процессуальный, управленческо-регулятивный) и результата.

  3. Основу культурологической подготовки будущего учителя составляют личностно-развивающие методики и культуросообразные педагогические средства. Их содержание сводится к тому, что изучаемый студентами материал представлен в виде ценностного культурологического знания. Методика культурологической подготовки будущего учителя состоит из следующих этапов: информационно-ориентировочного, рефлексивно-оценочного, самореализационного. Методика культурологической подготовки заключается в том, что она не навязывает определенные знания и ценности, а создает условия для их понимания, самостоятельного выбора и присвоения. Опытно-экспериментальная база исследовании; студенты 1 и 2 курса

педагогического факультета Ьийского педагогического государственного университета имени В.М.Шукшипа. В исследовании приняли участие 123 человека.

Этапы исследования:

Первый этап (1997-2 000гг.) - поисково-теоретический. Изучено состояние научного знания по проблеме исследования, установлены цель, объект,

9 предмет, гипотеза и задачи, сформулированы исходные методологические положения, выбраны методы исследования, составлены комплекс диагностических методик, направленных на выявление культурно-значимых качеств личности будущего учителя и программа опытно-экспериментальной работы.

Второй этап (2001-2003гг.) - практический. В его ходе выявлены особенности культурологического погенциала образования как основной среды культурологической подготовки будущего учителя. Осуществлено конструирование модели культурологической подготовки будущего учителя; выявлены дидактические условия и система средств, обеспечивающих его эффективность; проведен формирующий эксперимент.

Третий этап (2004-2005гг.) - обобщающий. Разработана методика культурологической подготовки будущего учителя, осуществлены анализ, систематизация и обобщение результатов исследования, уточнены его основные положения, закончено литературное оформление диссертации.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечены исходными теоретико-методологическими позициями, включающими обращение к смежным отраслям знаний (философии, социологии, психологии, педагогике); логичностью общей структуры исследования - его целей, задач, методов их решения; достаточным объемом выборки при осуществлении эксперимента; оптимальным сочетанием теоретических и эмпирических методов исследования; многоаспектной экспериментальной проверкой основных теоретических положений и выводов, использованием статистических методов обработки полученных данных.

Научная новизна исследования:

обосновало понятие «культурологическая подготовка будущего учителя» в системе педагогического образования, определены сущность, содержание и структура данного процесса;

определены функционально-структурные компоненты культурологической подготовки будущего учителя, которые представляют синтез аксиологического, когнитивного, процессуального и управленчееко-реіуляї'ивного компонентов;

сконструирована модель культурологической подготовки будущего учителя, определены критерии и показатели её функционирования, выявлены уровни культурологической подготовки будущего учителя;

на основе модели разработана методика культурологической подготовки, которая зависит не только от правильного определения целей, задач, функций теоретической модели, составления программы, но и, прежде всего, от наличия действенных, оптимально сочетаемых методов, средств, форм работы;

выявлены социально-педагогические условия, влияющие на оптимизацию процесса культурологической подготовки будущего учителя (создание демократических основ реализации личностного развития будущего педагога на культурологической основе; принятие субъектами педагогического процесса системы ценностей, в качестве которой выступает личность - человек культуры; обеспечение системности и непрерывности в процессе культурологической подготовки), а также совокупность психолого-педагогических условий, обеспечивающих эффективность культурологической подготовки будущего учителя (способность к культурному самоопределению; стремление тс самосовершенствованию и самоутверждению себя в культуре; способность к самопознанию и рефлексии; творческое осмысление и систематизация культурологических ценностей; готовность к созданию и внедрению в учебный процесс лігшостно-развивающих технологий и культуросообразпых педагогических средств; способность к субъект-субъектному взаимодействию в целостном педагогическом процессе);

выделены закономерности культурологической подготовки будущего учителя, которые, подчиняясь частным законам, отражают специфику общих процессов: обусловленность содержания культурологической подготовки будущего учителя уровнем социально-экономического развития общества; стремление процесса культурологической подготовки будущего учителя к целостности, взаимосвязь и взаимозависимость его элементов, специфичность характера протекания данного процесса на каждом этапе; зависимость развития личности будущего учителя от совокупного воздействия на нее элементов культурологической подготовки и влияния внешней среды; приоритет субъект-субъектных отношений в ходе взаимодействия участников культурологической подготовки учителя; единство культурологической подготовки учителя в широком пространственно-временном континууме;

обоснована вариативная система культуросообразиых педагогических средств, адекватных культурологической подготовке будущего учителя; определены основания для разработки образовательных программ подготовки будущего учителя с позиций культурологического подхода.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что теоретически обоснованы ведущие тенденции и принципы культурологической подготовки будущего педагога. Разработанная и апробированная модель культурологической подготовки позволяет теоретически переосмыслить и уточнить содержание общепедагогической подготовки будущего учителя с позиций принципа культуросообразности и с учетом природы гуманитарного знания. Выявлены и обобщены существующие теоретические подходы к построению научного знания в области культурологической подготовки и профессиональною становления будущего учителя. Рассмотрен культурологический потенциал системы

12 образования в контексте культурологической подготовки будущего учителя; социокультурное саморазвитие личности, подкрепленное развитием самостоятельности в стратегических видах жизнедеятельности, включая целеполагание и планирование- Закономерности культурологической подготовки воплощены в принципах этико-антропологической и инновационно-методологической направленности, методологической рефлексии профессионального становления, самоопределения личности будущего учителя в культуре, культуросообразности обучения, личпостпо-ориентированного подхода и ориентации па ценностные отношения. Кроме этого, «фокус» теоретического анализа был направлен на выявление перспективных тенденций развития культурологической подготовки будущего учителя.

Практическая значимость исследования определяется тем, что теоретические положения и выводы доведены до конкретной методики культуролоіической подготовки будущего учителя. Подготовлен спецкурс «Введение в педагогическую профессию», разработаны методические рекомендации «Реализация культурологической подготовки будущего учителя») по проектированию и осуществлению дидактических условий и системы средств культурологической подготовки будущих специалистов.

Результаты работы могут использоваться в качестве практической основы для профессионального развития учителей на основе культурологического подхода, в рамках системы повышения квалификации, в вузовском преподавании на факультетах гуманитарного профиля, совершенствования общепедагогической системы в целом, создания новых образовательных продуктов (программ, учебных материалов); которые применимы для педагогов, ориентированных на общекультурное личностное саморазвитие.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные теоретические положения и выводы получили отражение в научных публикациях, докладах, тезисах докладов и методических рекомендациях.

Результаты исследования обсуждены и получили одобрение на Международной (Новосибирск, 2005), Всероссийских (Пермь, 1999; Бийск, 1999, 2000; Барнаул, 2005; Новосибирск, 2005), региональных (Горно-Алтайск, 1997, 2005; Бийск, 1997, 1998, 1999, 2003) научно-практических конференциях.

С докладами по определенным этапам исследования соискатель выступала на ежегодных научно-практических конференциях (1997-2005гг.) Бийского педагогического государственного университета имени В.М.Шукшйна.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, состоящего из 190 наименований (из них 39 на иностранном языке), 8 таблиц, 5 рисунков, 15 приложений- Общий объем работы составляет 201 страницу.

Во введении раскрыта актуальность темы диссертации, определен научный аппарат исследования: цель, объект, предмет, гипотеза, задачи-этапы, методология и методы; выявлены научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы; сформулированы положения, выносимые на защиту; содержатся сведения об апробации, достоверности и внедрении в практику полученных результатов.

В первой главе «Теоретико-методологические предпосылки культурологической подготовки будущего учителя» рассмотрена системообразующая основа профессионального становления будущего учителя, а педагогическая культура как фактор культурологической подготовки будущего учителя, представлена модель его культурологической подготовки.

Во второй главе «Опытно-экспериментальная работа по изучению эффективности модели и методики культурологической подготовки будущего учителя» апробирована модель и реализована методика культурологической подготовки будущего учителя в системе высшего педагогического образования, описаны организация опытно-экспериментальной работы по изучению эффективности модели и методики культурологической подготовки в ходе профессионального становления будущего учителя, представлены результаты опытно-экспериментальной работы.

В заключении подведены общие итоги и сформулированы основные выводы исследования.

Культурологическая подготовка как системообразующая основа профессионального становления будущего учителя

Культурологический подход, с пашей точки зрения, является обобщающей теорией по отношению к частным исследованиям в области педагогики, психологии, философии, социологии и других наук. В педагогическом исследовании культурологический подход предполагает реализацию идей системного, профессиопальпо-деятелыщстного и личностного подходов. Он позволяет рассматривать педагогические явления, педагогическую деятельность на широком общекультурном фоне социума, как совокупность культурных компонентов. Педагогическая подготовка в таком случае обеспечивает высокий уровень культурологического развития личности будущего учителя, вхождение и интеїрадию его с общей и профессиональной культурой, отражающей социально-педашгическое состояние общества. Овладевая общей и педагогической культурой, как «внебиологическим механизмом» передачи социальной наследственности, учитель становится способным использовать в образовательно-воспитательном процессе культурологический подход «с диалогизацией обучения, вниманием к истории развития науки и ее отдельных идей, «персонализацией» науки и обязательно открытостью самого преподавателя как носителя культуры» [127],

Для исследования процесса профессионального становления будущего учителя с точки зрения культурологического подхода, необходимо провести его анализ и разработку на ценностном (аксиологическом), историческом, лично стно-творческом и профессионально-педагогическом уровнях. В этой связи возникает необходимость специального обращения к характеристике указанных аспектов исследования культуры и культурологии как социальных явлений.

Анализируя развитие культурологической мысли от античности до конца XIX века, можно сказать, что распространенные в Европе представления о культуре так или иначе носили религиозный характер и сводились к ее пониманию как преодолению в «естественном» человеке природного, чувственного начала преимущественно или силой «разума» (энциклопедисты), или силой внутреннего «нравственного закона» (И.Кант), или эстетической, художественно-творческой деятельностью (ФЛІеллипг), или, наконец, самой принадлежностью к человеческому роду; ставшему инструментом воплощения «абсолютной идеи», «мирового духа» (Г.Гегель); к представлению о том, что человеческая культура, тесно связанная с историей, развивается но непрерывной восходящей линии, подчиняясь общему закону эволюции и прогресса. Однако, мы считаем, что главной отличительной чертой рассматриваемого периода является то, что все домарксистские концепции культуры, за исключением Л.Г.Моргана и Э .Б.Тейлора, упускали из виду или недооценивали ее материальную основу, так или иначе сводили «культуру» к «искре Божьей» и включали в это понятие лишь духовные проявления и завоевания человека - науку, мораль, искусство, философию, право и т.п.

Таким образом, понятие «культура» в системе современных наук, ло конца прошлого столетия обычно находилось в тесной связи с философией и «подпитывалось» преимутцественно такими ее отраслями, как философия истории, этика, эстетика, теория права и т.п. Именно поэтому мы считаем, что культура воспринималась обыденным сознанием как явление чисто духовное. Однако, в последней трети прошлого века стали появляться и бурно развиваться многочисленные новые, более экспериментальные, тесно связанные с материальной жизнью общества науки, такие, как антропология, этнография, социология, психология, этнопсихология, демография, фрейдизм, семиотика, информатика и т.д,, которые с новых, многообразных позиций исследовали феномен человека как творца культуры и вносили свой вклад в обогащение этого понятия.

В качестве основы исследования мы используем понятие о культуре как особом социальном механизме накопления, хранения и трансляции человеческого опыта, представляющего социальную ценность. Одним из проявлений культуры является система норм и ценностей, которые внедряются в социальную память. Отсюда следует, что культура личности -это система знаний, взглядов, убеждений, умений, способствующих возникновению механизмов и технологий использования накопленной социальной информации, которая, в свою очередь, транслируется во всех аспектах жизнедеятельности человека, образуя культурный фонд общества. В связи с этим, и культура, и личность понятия взаимосвязанные и взаимообусловленные [132].

Исхода из многоплановости и многозначности понятий «культура» и «личность», появилась необходимость возникновения науки, которая занимается непосредственно проблемами культуры, т.е. культурологии. Культурология - это «область социогуманитарного знания, охватывающая вопросы определения, сущности, закономерностей, динамики развития и функционирования культуры. С другой стороны, культурология рассматривает во взаимосвязи и взаимодействии материальную культуру, духовную культуру и культуру человеческих отношений» [83, с. 13]. Подобное определение подразумевает действие механизмов по обобщению исторического социального опыта, аккумуляции его в ценностных ориентациях (т.е. тех установках этого опыта, которые в наибольшей мере способствуют повышению уровня социальной интегрированное людей), внедрению и распространению этих ориентации, их стандартизации, символизации и т.п., что является основной социальной функцией духовно-творческой культуры, а также работу механизмов по практическому регулированию жизнедеятельности людей в соответствии с этими нормами, что относится уже к сфере компетенции педагогической культурологии [112].

Таким образом, культурология может быть определена как одно из интегративных направлений в социально-гуманитарном научном знании, стоящее в одном ряду с педагогическими, социологическими и психологическими науками.

Образование, как сфера социокультурной деятельности, дает большие возможности для постижения мировой культуры и формирования у личности культурологического начала. Именно это положение легло в основу педагогической культурологии как отрасли педагогической науки.

Основные направления культурологических исследований определяются возможностями культурологии в художественно-эстетическом воздействии на личность, а содержащийся в самом категориальном ядре науки о культуре массивный пласт аксиологии, позволяет ей выступать фундаментом гуманитаризации современной системы образования.

В связи с антропологическими тенденциями образования произошли изменения и в самой подготовке будущего учителя: «в 60-е годы доминировала ориентация на узкую специализацию, уступившая в 70-е годы место общему признанию необходимости подготовки специалистов широкого профиля, в 80-е годы ведущей стала идея управления процессом развития профессионально-ориентированной личности ...» [117,0.23].

Педагогическая культура как фактор культурологической подготовки будущего учителя

Культура несет в себе образ человека, она являет, показывает этот образ человеку. Культура - зеркало, в котором человек видит себя и в котором он узнает себя, более того, у него есть настоятельная потребность видеть себя со стороны. Отделив себя от природы, он отделил себя и от себя самого, получил способность видеть себя со стороны и относиться к самому себе. В этой способности трансцендировать себя самого - заложена возможность развития образования как необходимого атрибута всякой культуры. Деятельность педагога содержит в себе идеологическую направленность, выражающую социальный заказ, без которого нельзя осуществить отбор содержания воспитания из всего обилия культуры, педагогическую обоснованность, без чего нельзя трансформировать отобранное содержание в доступную для воспитуемого форму, включить в его деятельность это содержание, и профессиональную компетентность воспитателя в какой-либо отрасли культуры, без чего педагогическая деятельность вообще невозможна. Это своеобразная форма производства культуры, под воздействием которой формируется и развивается культура личности и воспитателя, и воспитуемого, В этом мы видим еще один аспект взаимодействия педагогической культуры и культурологической подготовки.

Педагогическая деятельность организует внутри культуры «канал образования», через который проходит, если не все, ю самое существенное и основное для данной культуры, содержание, чтобы стать достоянием конкретного индивида и его деятельности, а через них снова вернуться в культуру. Работа канала будет эффективной тогда, когда его строение будет соответствовать строению культуры, логике организации ее материала [23, с 176].

Б.С.Ерасов уже в самой трактовке понятия «культура» закладывает образовательный и воспитательный смысл. «В самом общем и сжатом виде культура - это процесс и продукт духовного производства как системы по созданию, хранению, распространению и освоению духовных ценностей, норм, знаний, представлений, значений и символов. Она формирует духовный мир общества и человека, обеспечивает общество в целом дифференцированной системой знаний и ориентации, необходимых для осуществления всех видов деятельности, существующих в обществе. В ней вырабатываются те идеи, нормы, значения и цели, которыми руководствуется общество в регуляции всего разнообразия своей деятельности. Вместе с тем, она способствует духовной интеграции общества и различных групп» [59, с.79].

Таким образом, педагогическая культура, являясь особым феноменом и результатом человеческой деятельности, выступает основным фактором, влияющим на процесс культурологической подготовки будущего учителя предъявляемый к деятельности по обучению и воспитанию, и выступает1 интегративной характеристикой педагогического процесса в единстве его объекта, субъекта, содержания, механизма, системы и целей.

Обобщая и анализируя многолетний практический опыт, В.А.Сухомлинскии пишет: «Если учитель вдумчиво анализирует свою работу, у него не может не возникнуть интереса к теоретическому осмыслению своего опыта, стремления объяснить причинно-следственные связи между знаниями учеников и своей педагогической культурой» [136, с.427]. Более того, уделяя больтттое внимание психологической подготовке будущего учителя, знание им основ возрастной физиологии и психологии, В.А.Сухомлинскии полагает, что «без твердой психологической почвы нет педагогической культуры» [138, с.55]. Он не отождествляет педагогическую культуру с ее отдельными компонентами, а видит в ней комплекс различных качеств педагога - от умения внести в образовательный потенциал обучения потенциал культуротворческий - до способности свободной ориентации в сложных вопросах науки, основы которой он преподает. Важным элементом педагогической культуры, по его мнению, является умение обращаться к уму и сердцу ученика: «... чтобы стать настоящим воспитателем, надо пройти эту школу сердечности .,. Это одна из самых тонких вещей в нашем педагогическом деле» [139, с.449].

А.В.Барабанщиков трактует педагогическую культуру как «... синтез педагогических убеждений и мастерства, педагогической этики и профессионально-педагогических качеств, стиля учебно-воспитательной работы и отношения преподавателя к своему делу и самому себе» [3, с,11]. Как специфически профессиональное явление педагогическая культура представляет собой определенную «...степень овладения преподавателем педагогическим опытом человечества, степени его совершенства в педагогической деятельности, достигнутом уровне развития его личности как педагога» [17, с. 15]. Отмечая интегративные функции культуры, и определяя ее как сквозную характеристику развития всего общества, он считает, что «исходным ее началом служит общая культура. Связи между ними настолько непосредственны, что с полным основанием можно утверждать: педагогическая культура является специфическим проявлением общей культуры в условиях педагогического процесса» [17, с.32].

В последнее время понятие «педагогическая культура» находит более широкое применение и употребление не только как характеристика социального качества учителя. Так, И.В. Гребенщиков, исследуя педагогическую культуру родителей, представляет ее как «совокупность педагогической подготовленности и определенных свойств и качеств отцов и матерей, отражающих степень их зрелости как воспитателей и проявляющихся в процессе деятельноеги по семейному и общественному воспитанию детей» [52, е.ЗЗ].

Методика культурологической подготовки будущего учителя в системе высшего образования

Эффективность культурологической подготовки будущего учителя зависит не только от правильного определения нелей, задач, функций теоретической модели, составления программы, но и, прежде всего, от наличия действенных, оптимально сочетаемых методов, средств, форм работы, т.е. необходима методика, позволяющая сделать процесс обучения будущих педагогов результативным. На основе построенной модели нами была разработана методика культурологической подготовки будущего учителя в системе высшего образования, в основе которой лежат следующие положения:

методика функционирует через этапы, имеющие четко определенные задачи;

методика культурологической подготовки в ходе профессионального становления реализуется как составная часть более общей методики подготовки будущего учителя в системе высшего образования.

Создание методики направлено на совершенствование профессиональной подготовки будущего учителя, повыптение её эффективности, интенсивности и результативности.

Рассматривая педагогическую методику как средство гарантированного достижения целей обучения, мы считаем, что она всегда существует в любом процессе обучения и воспитания. Н.Ф.Талызина в своем исследовании исходит из положения о том, что в настоящее время в учебном процессе реализовывается современная методика обучения, сущность которой состоит в определении наиболее рациональных способов достшкения поставленных учебных целей. При этом учебный процесс нужно рассматривать комплексно, как систему, то есть, нельзя ограничиваться анализом только некоторых составных частей этой системы [140].

При разработке методики культурологической подготовки будущего учителя мы опирались на уровни управления этим процессом, выделенные С.И.Архангельским:

первый - изучение объекта управления (постоянный и объективный сбор сведений для выявления закономерностей обучения);

второй - выработка стратегии (проіраммь[) управления (содержание обучения и действия ученика, направленные на его усвоение);

третий - реализация программы (управление посредством передачи учащимся информации и поддержания результатов функционирования системы) [9].

В качестве составляющих педагогической методики, реализующей сониокультурное развитие личности будущего учителя, выступают рефлексия педагогом сущности актуальной педагогической цели, ее культурного предназначения; оценка культурно-личностного потенциала субъектов педагогического процесса; выявление доминирующих противоречий данного этапа; проектирование программы новообразований в культуроразвиваюш.ей личностной сфере; экспликация проблем развития культуры личности в целостную структуру педагогического процесса; построение педагогических отношений в контексте личностных проблем формирующегося человека е позиций его культурности; приоритет диалогических форм педагогического взаимодействия; моделирования ситуаций, іребующих проявление и ревизию личностных установок (концептов) индивида.

На основе составленной нами модели и описанных компонентов культурологической подготовки для пас стало возможным выделение основных критериев, по которым можно диагностировать и оценивать процесс социокультурного развития личности будущего учителя:

потребность в культурологическом саморазвитии как ведущей жизненной ценности, целостное восприятие концепции культурологического развития и актуальных возможностей ее педагогически целесообразного применения, интерес и потребность к творческому преобразованию культуротворческого опыта;

стремление к познанию культурно-значимого идеала, на основе этого способность к рефлексии и познанию самого себя, соотнесение идеальнокулыурного «Я» с реальным, самокоррекпия и самосовершенствование, стремление постоянного приближения и самоутверждения себя в культуре;

готовность к овладению культуросообразными, личностно-развивающими, психолого-педагогическими методиками на культуротворческом уровне как важнейшими условиями формирования профессионально-педагогической культуры личности;

степень ориентировки в культурологической, психолого-педагоги ческой, философской, социологической информации по вопросам развития личности, ее культуры и интеллигентности;

субъектность, авторство в постановке целей культурологического саморазвития, выработке содержания и разработке средств и форм педагогического взаимодействия в процессе культурологической деятельности;

сотрудничество и соавторство преподавателя и студентов в процессе их совместного культурологического развития и познания культуры; целостность аксиологически-смыслового и когнитивного аспектов личностного развития, умение на основе этого диагностировать и стимулировать собственное культурологическое самосовершенствование.

Похожие диссертации на Моделирование и реализация культурологической подготовки будущего учителя