Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Личностно ориентированная профессиональная подготовка преподавателя актерского мастерства Полянский Константин Анатольевич

Личностно ориентированная профессиональная подготовка преподавателя актерского мастерства
<
Личностно ориентированная профессиональная подготовка преподавателя актерского мастерства Личностно ориентированная профессиональная подготовка преподавателя актерского мастерства Личностно ориентированная профессиональная подготовка преподавателя актерского мастерства Личностно ориентированная профессиональная подготовка преподавателя актерского мастерства Личностно ориентированная профессиональная подготовка преподавателя актерского мастерства
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Полянский Константин Анатольевич. Личностно ориентированная профессиональная подготовка преподавателя актерского мастерства : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.08 / Полянский Константин Анатольевич; [Место защиты: Ин-т худож. образования Рос. акад. образования].- Москва, 2008.- 211 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-13/423

Введение к работе

Актуальность исследования. Качественные преобразования в современном обществе и информационный взрыв, происходящий во всем цивилизованном мире, обусловливают изменения в системе высшего профессионального образования. Развитие рыночных отношений в период вступления мирового сообщества в информационную эру ставит перед высшей школой новые задачи по подготовке социально активного, творчески и инициативно мыслящего, а также профессионально мобильного преподавателя актерского мастерства.

В процессе социальных изменений, сопровождающихся активной интеграцией различных областей знаний, усилением значимости диалога культур, появляются новые требования к высшему профессиональному образованию, растет объективная востребованность качественного обучения преподавателей. Учитывая особенности воздействия на обучающихся средств массовой информации, современный преподаватель актерского мастерства должен выступать носителем идей и мыслей, действенно влияющих на сознание людей как в России, так и в других странах.

Вместе с тем разрабатываемые в психолого-педагогических исследованиях концепции единства творческого саморазвития личности и профессионального образования не всегда получают достаточное проявление в практике, а вводимые в учебный процесс инновации недостаточно учитывают личностное стремление обучающихся к индивидуально-творческому самовыражению, к исследованию возможностей, методов и средств творческого развития.

Именно с позиции личностной уникальности каждого человека, неповторимости его внутреннего мира многократно возрастает значение деятельности преподавателя актерского мастерства как феномена, дающего обществу возможность понять все многообразие жизни, заново переосмыслить опыт предыдущих поколений. Тем актуальнее создание и практическая реализация модели личностно ориентированного профессионального развития преподавателя актерского мастерства, выступающая в качестве необходимого условия его профессионального и личностного становления.

Одной из сфер человеческой жизнедеятельности, эффективно влияющей на творческое развитие личности, является актерское искусство. Рассматриваемая сфера связана с поисками человеком новых форм и способов самовыражения, развития своей личностной уникальности, она предоставляет ему возможности и средства самореализации на глубинном психологическом и архетипическом уровнях. Именно в пробуждении многофункциональной психофизической сферы актера, а также в привлечении разнообразных методических приемов для развития и формирования его внутреннего мира и заключается главная функция преподавателя актерского мастерства, что и определяет актуальность темы настоящего исследования.

В педагогических исследованиях неоднократно отмечались возможности успешного взаимодействия образования и искусства (А.Я. Айзенберг, Б.Т. Лихачев, А.А. Мелик-Пашаев, В.В. Сериков и др.), рассматривались различные функциональные системы искусства, определяющие его личностно-творческую направленность (В.П. Демин, А.С. Запесоцкий, М.С. Каган, В.М. Межуев, Г.К. Селевко и др.), теоретически обосновывались средства и способы творческой активизации личности в различных видах искусства (А.Г. Асмолов, В.Ф. Асмус, М.В. Боуэн, А.Я. Пономарев и др.).

Одним из интегративных видов искусства, объединяющим различные средства и способы творческого самовыражения, является актерское искусство, основные качества которого, такие, как внутренняя свобода, раскрепощенность, творческая активность, формируют способности к мобилизации психоэмоциональных возможностей личности.

Художественно-творческая и педагогическая деятельность выдающихся мастеров отечественного и зарубежного театра и кино, их теоретические концепции в области театрального и киноискусства (А. Арто, П. Брук, Б. Брехт, Е.Б. Вахтангов, Е. Гротовский, Р. Клер, М.О. Кнебель, В.Э. Мейерхольд, В.И. Немирович-Данченко, Б.А. Покровский, К.С. Станиславский, Г.А. Товстоногов, Ф. Феллини, А.В. Эфрос и др.) дали основание для появления понятия «театральная педагогика». В настоящее время театральная педагогика является одной из значимых дидактических подструктур педагогической науки, нашедшей свое развитие в трудах П.М. Ершова, А.П. Ершовой, В.А. Кан-Калика, Н.Д. Никандрова, Е.К. Чухман и др.

Между тем театральное и киноискусство многогранны и обладают значительным спектром разнообразных, еще недостаточно изученных свойств и особенностей, представляющих интерес для педагогической науки и практики. Поскольку большинство возникающих в процессе профессионального образования проблем, связанных с реализацией способностей и социально-гражданских позиций, непосредственно влияют на воплощение художественных образов, необходим специальный анализ теории и практики профессиональной подготовки преподавателя актерского мастерства в аспекте психолого-педагогического личностно ориентированного подхода, что позволяет выделить эту область в самостоятельный раздел профессиональной педагогики.

Данные обстоятельства обусловливают актуальность определения значимости современного построения процесса профессиональной подготовки преподавателя актерского мастерства как особого эффективного средства творческого развития личности. Вместе с тем теоретический и практический опыт, накопленный в процессе применения современной модели профессионального образования преподавателя актерского мастерства, до настоящего времени недостаточно изучен и мало востребован педагогической практикой.

В связи с этим возникает противоречие между педагогическим потенциалом, профессиональными возможностями преподавателя актерского мастерства и недостаточной разработанностью научно-теоретических и технологических основ процесса его творческого развития средствами театрального и киноискусства.

Проблема исследования заключается в очевидной востребованности личностно ориентированной направленности профессиональной подготовки будущего преподавателя актерского мастерства и, в то же время, недостаточной разработанности этой области высшего профессионального образования.

Актуальность решения данной проблемы обусловливает выбор темы исследования – «Личностно ориентированная профессиональная подготовка преподавателя актерского мастерства».

Объект исследования: профессиональная подготовка будущих преподавателей актерского мастерства.

Предмет исследования: личностно ориентированный подход к профессиональной подготовке и личностно ориентированные методы творческого развития будущих преподавателей актерского мастерства.

Цель исследования: теоретически и методически обосновать факторы и условия повышения качества профессиональной подготовки будущих преподавателей актерского мастерства.

Задачи исследования:

1. На основании системного анализа философских, психолого-педагогических, культурологических, искусствоведческих и антропологических исследований определить и конкретизировать функциональные компоненты системы профессиональной подготовки преподавателя актерского мастерства; выявить основные принципы проектирования личностно ориентированной подготовки студентов – будущих преподавателей актерского мастерства – в контексте профессионального и творческого развития.

2. Определить воздействие системы типического в культуре и, в частности, архетипов, на уровень творческого развития студентов – будущих преподавателей актерского мастерства.

3. Построить и апробировать на практике целостную модель личностно ориентированной профессиональной подготовки будущих преподавателей актерского мастерства.

4. Разработать систему критериев и показателей уровня сформированности творческого потенциала будущего преподавателя актерского мастерства.

Гипотеза исследования

Эффективность профессионального и творческого развития студентов – будущих преподавателей актерского мастерства – определяется следующим комплексом факторов:

– сочетание художественно-творческой направленности профессиональной подготовки с многомерным отражением социокультурной динамики развития современного общества;

– включение в учебный процесс дидактических методов, расширяющих диапазон индивидуально-творческих проявлений обучающихся;

– актуализация у обучающихся ценностного отношения к актерскому искусству в контексте создания мотивационно-стимулирующего фона творческого развития личности.

Теоретико-методологическую основу исследования составили идеи культурно-исторической теории развития личности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев и др.); положения культурологического, психоаналитического и антропологического подходов (К. Леви-Стросс, З. Фрейд, К.Г. Юнг и др.); педагогические концепции художественного образования (А.В. Бакушинский, Б.М. Неменский и др.); концепции интеграции и гуманитарного синтеза в педагогике искусства (Б.П. Юсов, П.А. Флоренский и др.); положения концепции личностно ориентированного образования (А.К. Маркова, И.С. Якиманская и др.); исследования театрального и киноискусства как особых способов самопознания и творческого развития личности (П. Брук, Е. Гротовский, Р. Клер, К.С. Станиславский и др.); исследования педагогического аспекта театрального искусства (П.П. Ершов, Е.К. Чухман и др.); концепции общих закономерностей педагогического процесса в высшей школе (С.И. Архангельский, Н.Д. Никандров и др.); теории педагогических технологий и методик педагогических исследований (А.Я. Айзенберг, И.Я. Лернер и др.).

Методы исследования: источниковедческий анализ, сравнительная и историко-культурная реконструкция, социодоминантный анализ, анкетирование, беседа, педагогическое наблюдение, изучение результатов деятельности студентов и этапов их творческого становления, констатирующий и формирующий эксперименты, тестирование, экспертная оценка, статистические методы обработки экспериментальных данных.

Опытно-экспериментальная работа проходила на базе учреждений министерства культуры и образования, работающих в системе общего, профессионального и дополнительного образования. В том числе: Московского государственного университета культуры и искусств (МГУКИ), Российской академии театрального искусства (РАТИ), Московского педагогического государственного университета (МПГУ). В констатирующем эксперименте приняли участие слушатели учреждений высшего профессионального образования г. Москвы и Московской области. Выборочную совокупность экспериментальных и контрольных групп составили слушатели МГУКИ, РАТИ, МПГУ 2003-2008гг.

Научная новизна исследования:

– выявлены принципы проектирования системы личностно ориентированной профессиональной подготовки преподавателей актерского мастерства, на основе реализации базовых идей развития образования, среди них: принципы свободы выбора, самоорганизации, самореализации в деятельности, духовности, гуманизации, гуманитаризации, дифференциации в обучении, непрерывности обучения, связи обучения с динамическим социокультурным развитием общества;

– разработана базовая модель личностно ориентированного профес-сионального развития преподавателя актерского мастерства в системе высшего профессионального образования, ставшая основой проектирования личностно ориентированной подготовки, содержание которой основывается на современных концепциях личностно ориентированного культурологического и эстетического образования; концепциях в области театрального и киноискусства. Модель включает мотивационную, интеллектуальную, рефлексивную структурные составляющие, а также сферы профессионального и творческого развития (профессиональная, мотивационно-ценностная, саморазвитие). Процесс профессионального и творческого развития включает несколько этапов: 1 этап – концептуализация, 2 этап – идентификация, 3 этап – самоактуализация, 4 этап – профессиональная адаптация;

– раскрыты механизмы оптимизации внутренних и внешних связей системы профессиональной подготовки (самостоятельная исследовательская и дидактическая деятельность студентов; создание индивидуального педагогического почерка в области театрального и киноискусства; повышение мотивации профессионального и личностного роста; развитие образной сферы студентов и др.);

– обоснованы критерии профессиограммы (компетентностные, техно-логические, интеллектуальные, эмоциональные, этические, социокультурные) преподавателя актерского мастерства, раскрывающие уровни творческого развития и готовности к профессиональной деятельности.

Теоретическая значимость полученных результатов исследования состоит в следующем:

– обоснована и уточнена сущность понятия «личностно ориентированная профессиональная подготовка», которое определено как специфическая индивидуальная (авторская) деятельность педагога системы высшего профессионального образования по индивидуальному проектированию содержания учебной деятельности и дальнейшая ее практическая реализация в русле заранее заданной предметной области с ориентацией на уровень профессионально- личностного, творческого развития и обученности студентов;

– определены факторы профессионально-творческого развития преподавателей актерского мастерства средствами архетипов культуры, способствующих многоуровневой творческой самореализации личности обучающегося;

– выявлен педагогический потенциал сочетания художественно-творческой направленности профессиональной подготовки будущих преподавателей актерского мастерства с требованиями социокультурной динамики развития современного общества;

– разработана система творческих заданий, направленных на создание мотивационно-стимулирующего фона творческого развития личности будущих преподавателей актерского мастерства (задания на актуализацию интуитивного желания выразить себя через творчество, на развитие мотивации к поиску новых средств художественной выразительности, направленности на достижение индивидуальных творческих целей и др.).

Практическая значимость исследования:

– компоненты разработанной технологии позволяют оптимизировать курсы «Мастерство актера» и «Режиссура и актерское мастерство в драматическом театре», а также спецкурсы «Педагогический артистизм», «Педагогическое мастерство режиссера», «Актерский тренинг»; различные программы, факультативы альтернативных технологий подготовки будущего преподавателя актерского мастерства, на кафедрах высших учебных заведений;

– модель личностно ориентированной профессиональной подготовки служит основой для дальнейших теоретических и практических разработок в области творческого развития преподавателя актерского мастерства в системе высшего профессионального образования;

– материалы исследования положены в основу учебно-методических разработок по использованию инновационных средств обучения в системе высшего профессионального образования.

Достоверность и обоснованность полученных результатов исследования обеспечена широкой теоретической и практической базой, опорой на фундаментальные труды в области педагогики, психологии, философии и эстетики, культурологи, антропологии и искусствоведения, методики преподавания актерского мастерства, а также совокупными методами исследования, практической проверкой основных положений диссертационного исследования на экспериментальной базе в высших учебных заведениях, статистической значимостью полученных экспериментальных данных.

Этапы исследования: I Теоретико-поисковый этап (2002-2003гг.) сочетал изучение и анализ психолого-педагогической, искусствоведческой, антропологической и философской литературы по проблеме исследования; определение теоретико-методологических оснований исследования; определение системы функциональных компонентов театрального и киноискусства, выявление их педагогических аспектов. На II этапе эксперимента (2004-2005гг.) выявлялись педагогические условия, способствующие творческому развитию преподавателя актерского мастерства, осуществлялась разработка технологии обучения, корректировалась модель профессионально-личностного роста преподавателя актерского мастерства в системе высшего профессионального образования. III этап (2006-2008гг.) был посвящен анализу, обработке, обобщению, систематизации и коррекции результатов опытно-экспериментальной работы, формулировке основных теоретических и методических рекомендаций по проблеме исследования; было осуществлено оформление текста диссертации.

Апробация и внедрение результатов исследования проходили в процессе выступлений автора на международных и всероссийских научно-практических конференциях и семинарах, в частности: «Вокальное образование XXI века» (Москва, 2004), «Мир культуры – культура мира» (Москва, 2005), а также на заседаниях и конференциях, прошедших в Институте художественного образования РАО, в том числе: «Художественное образование как социокультурный феномен: Юсовские чтения» (Москва, 2006) и др. Был проведен цикл докладов, освещающих исследуемую проблему, на занятиях слушателей кафедры педагогики и психологии, а также заседаниях ученого совета Московского государственного университета культуры и искусств.

На защиту выносятся следующие положения:

1. В современной педагогической теории и практике заметно возрастают значение, актуальность и востребованность высокопрофессиональной педагогической деятельности преподавателя актерского мастерства, необходимой не только в учебных заведениях творческой направленности, но и в гуманитарных, и, в особенности, в педагогических вузах, что продиктовано современным взглядом на педагогику как органичное сочетание науки и искусства.

2. Личностно ориентированная профессиональная подготовка будущего преподавателя актерского мастерства представляет собой многофункциональный интегративный процесс, включающий в себя развитие творческих способностей, художественно-образного мышления, воспитание эмоционально-чувственного отношения к произведениям искусства, фантазии. Структура процесса творческого развития будущего специалиста обусловлена совокупностью ряда компонентов, детерминированных личностно ориентированным подходом.

3. Эффективность процесса творческого развития будущих преподавателей актерского мастерства обеспечивается наличием следующих педагогических условий:

– расширением диапазона выразительности индивидуально-творческих проявлений студента с целью повышения его личностной активности и самостоятельности;

– созданием мотивационно-стимулирующего фона для индивидуального творческого развития обучающихся;

– актуализацией ценностного отношения к театральному и киноискусству;

– инициированием поисковой активности и рефлексивной деятельности, способствующих осознанию и преодолению причин, блокирующих процесс творческого реагирования на возникновение изменений в ситуации сценического поиска.

4. Высокий уровень творческого развития будущих преподавателей актерского мастерства определяется следующими критериями:

самореализация в актерском творчестве (уровень владения актерской техникой; степень активности в творческом самовыражении; самостоятельность в решении творческих задач);

ценностное отношение к индивидуальному творческому развитию (осознание целесообразности творческого развития личности; активность в процессе освоения профессиональных навыков актерской игры);

эффективность сценического взаимодействия с другими участниками творческого процесса (наличие личностно-эмоционального опыта взаимодействия; владение способами диалогического общения; развитая способность к сопереживанию).

Структура и объем диссертации определяется логикой исследования, поставленными задачами и состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.

Похожие диссертации на Личностно ориентированная профессиональная подготовка преподавателя актерского мастерства