Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Культурное наследие России в подготовке специалиста туристской сферы Рыженко Анна Ивановна

Культурное наследие России в подготовке специалиста туристской сферы
<
Культурное наследие России в подготовке специалиста туристской сферы Культурное наследие России в подготовке специалиста туристской сферы Культурное наследие России в подготовке специалиста туристской сферы Культурное наследие России в подготовке специалиста туристской сферы Культурное наследие России в подготовке специалиста туристской сферы Культурное наследие России в подготовке специалиста туристской сферы Культурное наследие России в подготовке специалиста туристской сферы Культурное наследие России в подготовке специалиста туристской сферы Культурное наследие России в подготовке специалиста туристской сферы Культурное наследие России в подготовке специалиста туристской сферы Культурное наследие России в подготовке специалиста туристской сферы Культурное наследие России в подготовке специалиста туристской сферы
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Рыженко Анна Ивановна. Культурное наследие России в подготовке специалиста туристской сферы : диссертация... кандидата педагогических наук : 13.00.08 Москва, 2007 176 с. РГБ ОД, 61:07-13/1584

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Культурное наследие России как важнейший фактор в профессиональной подготовке специалистов туристской сферы 12

1.1. Анализ культурного наследия России и его роль в профессиональной подготовке специалистов туристской сферы 12

1.2. Анализ состояния знаний студентов о культурном наследии Западного Подмосковья 24

1.3 Характеристика направлений культурного наследия используемых в профессиональной подготовке 31

Глава 2. Содержание и структура профессиональной подготовки специалистов туристской сферы на основе культурного наследия России

2.1. Модель профессиональной подготовки специалистов туристской сферы на основе культурного наследия России 48

2.2. Модульная организация практического обучения специалистов в туристской сфере на основе культурного наследия России 74

2.3. Итоги опытно-экспериментальной работы 96

Заключение 102

Библиографический список 106

Приложение 1

Введение к работе

Туризм как отрасль народного хозяйства занимает особое место. Это одна из немногих отраслей, которая во многом ответственна за формирование личностных качеств населения. Туризм, направленный, главным образом, на удовлетворение потребностей населения на отдыхе, во многом определяет и мировоззрение населения, ориентируя его на такие ценности, как: здоровый образ жизни, физическая культура, спорт, историко-культурное познание мира. Для успешного развития туристической индустрии всё большее значение имеют профессионально подготовленные кадры высокого уровня культуры. В связи с этим повышается актуальность исследования проблемы воспитания будущего специалиста.

В национальной доктрине образования Российской Федерации [179] определены цели современного образования, предусматривающие историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание патриотов России, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности и обладающей высокой нравственностью. В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года [138] среди наиболее важных задач воспитания называются такие, как формирование у студентов гражданской ответственности и правового самосознания, духовности, культуры. Таким образом, формируемый в результате этих усилий комплекс личностных качеств будущего гражданина должен в конечном итоге воспитать человека с гуманистическим мировоззрением и способностью к гуманистическому миросозиданию.

Происходящие с начала 90-х гг. эпохальные по своему значению события в России, связанные с процессом коренного изменения ценностных ориентиров и разрывом культурных и социальных связей,

образовали своеобразный духовный вакуум, который заполняется различного рода информацией, разрушающей традиционные ценности русской национальной культуры, национальных культур народов, населяющих территорию России. Со всей очевидностью и полнотой перед современным поколением встала проблема социокультурного выживания. Современная ситуация привела к тому, что общество распадается на отдельные социокультурные пространства, в которых действуют различные ценности, нормы, интересы, зачастую противостоящие друг другу.

Трудности социокультурного характера усугубляются наличием негативных процессов в духовной, социальной и экономической сферах жизни общества. Характерными чертами современного российского общества по единодушному признанию отечественных и зарубежных исследователей являются снижение интеллектуального и культурного уровня, социально-политическая инфантильность, индивидуализм и эгоцентризм, социальная и финансовая поляризация, утрата государственного мышления, чувства патриотизма, воинствующий национализм и русофобия, замена подлинных культурных и духовных ценностей мнимыми.

Туризм, как никакая другая сфера человеческой деятельности использует в качестве базы путешествий культурное наследие России и других стран. Исследованию проблемы культурного наследия были посвящены работы Ахмедовой М.М.[3], Табуновой Н.В.[219], Устименко В.Т.[234], Юрченко А.Щ247-253]. В работе Юрченко А.Л.[247]были исследованы вопросы профессиональной подготовки студентов туристского вуза в сфере культурного туризма. В то же время нам не удалось найти исследования, в которых бы культурное наследие России в непрерывном профессиональном туристском образовании исследовалось системно, логично и целостно представляя этот феномен в подготовке специалистов различного уровня.

Таким образом, существует противоречие: с одной стороны, потребность туризма и сферы туристского образования в системном представлении культурного наследия, основанном на оценке значимости объектов культуры, координации взаимодействия общественных и общеобразовательных структур в экономическом и социальном их развитии, а с другой стороны, отсутствие в теории и методике профессионального образования специальных разделов, посвященных содержанию, формам и методам профессионального образования студентов на основе использования культурного наследия. С учетом данного противоречия была сформулирована проблема исследования: какими должны быть содержание, методы, педагогические условия профессиональной подготовки на основе культурного населения России в профессиональной туристской подготовке.

Проблема определила цель исследования: разработать структуру, содержание, педагогические условия профессиональной подготовки специалистов туристской сферы, на основе культурного наследия России.

Объект исследования: профессиональная подготовка специалистов туристской сферы.

Предмет исследования: профессиональная подготовка специалистов туристской сферы на основе культурного наследия России.

Гипотеза исследования - профессиональная подготовка специалистов туристской сферы с учетом использования культурного наследия России будет эффективна, если:

на основе классификации объектов культурного наследия будут определены их основные направления в профессиональном туристском образовании;

системным представлением культурного наследия в профессиональной подготовке специалистов будет модель, раскрывающая его цели, содержание, методы в учебном процессе ВУЗа;

организация практической подготовки на основе культурного наследия будет представлена в виде модульной структуры;

будут выявлены педагогические условия, направленные на повышение эффективности подготовки специалистов туристской сферы на основе культурного наследия России.

Задачи:

  1. Проанализировать содержание культурного наследия и выявить его основные направления в профессиональной подготовке специалистов туристской сферы.

  2. Разработать модульную структуру организации практической подготовки специалистов на основе культурного наследия России.

3. Разработать и экспериментально проверить модель профессиональной подготовки специалистов на основе культурного наследия России.

Методологической основой исследования явились: положения
диалектики о единстве теории и практики, влиянии социально-
экономических условий на развитие личности. Исследование опирается на
фундаментальные работы по общетеоретическим вопросам психологии
(Л.С.Выготский[24], В.В.Давыдов[52], А.Н.Леонтьев[165],

С.Л.Рубинштейн[199], и др.), профессиональной педагогике (С.Я.Батышев[6], А.П.Беляева[7], А.М.Новиков[185], В.А.Кальней[101] и др.); концепции, раскрывающие принципы формирования содержания и функционирования системы профессионального туристского образования (В.А.Квартальнов[110], И.В.Зорин[78], А.И.Сесёлкин [201] и др.); личностно-деятельностныи подход к проектированию педагогических процессов; теорию стадийности профессионального обучения С.Я. Батышев[6] и др., педагогические исследования по проблемам формирования содержания профессионального образования.

Основные теоретические положения нашего исследования базируются на идеях профессиональной подготовки в туристском

образовании и разработанных И.В.Зориным[78], В.А.Квартальновым[110],
Ю.С.Константиновым[136], А.И.Сеселкиным[206], А.А.Остапец-

Свешниковым[187] и др.

Научная новизна исследования:

  1. Выявлены направления культурного наследия в подготовке специалистов по туризму: экскурсионно-познавательное (исторические памятники, музеи, и т.д.), культурно-познавательное (объекты исторической застройки, ландшафтные заказники и заповедники), религиозно-просветительское (храмы, монастыри, святые источники.).

  2. Разработана модульная структура организации практической подготовки специалистов туристской сферы на основе культурного наследия России, включающие этапы: организационно-подготовительный; содержательно-процессуальный; контрольно-оценочный.

  3. Разработана модель подготовки специалистов туристской сферы на основе культурного наследия, включающая цель, содержание, представленное федеральным модулем («Отечественная история», «Философия», «География туристских центров», «Культурология»); региональным модулем («Введение в искусство», «Рекреационное ресурсоведение», «Русский язык и культура речи», «Анимация», «История международных отношений») и дополненное элективными курсами («История религиозной культуры», «Краеведение», «Археологическое наследие», «Социально-бытовые традиции культурного наследия России»); практические модули, адекватные содержанию элективных курсов; педагогические условия, направленные на повышение эффективности (разработка профессионально-ориентированного содержания образования; сопровождение теоретического курса обучения модульной организацией практического обучения; ориентированность содержания образования на формирование единства знаний и умений в сфере культуры и туризма; организация совместной деятельности студентов и профессорско-преподавательского состава), обеспечивают

эффективную профессиональную подготовку специалистов туристской сферы на основе культурного наследия.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в нем на системном уровне раскрыты профессионально-ориентированное содержание, формы и методы изучения культурного наследия России при подготовке специалистов для сферы туризма, представленные в виде модели.

Практическая значимость исследования состоит в том, что разработаны: элективные курсы: «История религиозной культуры», «Краеведение», «Археологическое наследие», «Социально-бытовые традиции культурного наследия России» и их методическое обеспечение, включая учебную программу; дидактический материал для студентов; методические рекомендации для преподавателей; методические рекомендации практического обучения; методические рекомендации для самостоятельной работы студентов по изучению культурного наследия России.

На защиту выносится:

  1. Направления культурного наследия в профессиональной подготовке специалистов туристской сферы определяются спецификой видов туризма, многопрофильностью и многоуровностью профессионального образования, особенностями подготовки специалистов в высшей школе.

  2. Системное представление культурного наследия в профессиональной подготовке специалистов туристской сферы представлено в виде модели, раскрывающей его цели, содержание, профессиональные квалификационные требования к подготовке специалистов, совокупность эффективных методов и форм обучения, педагогические условия развития профессиональных знаний, умений, навыков и личностных качеств студентов в процессе изучения предметов по культурному наследию России.

  1. Модульная организация практической подготовки студентов на основе культурного наследия представляет собой совокупность преемственных действий по проектированию реализации системы учебных практик и стажировок, направленную на поэтапное, соответствующее индивидуализированным целям научения применение в профессиональной деятельности объектов культурного наследия.

  2. Педагогические условия, (разработка профессионально-ориентированного содержания образования; сопровождение теоретического курса обучения модульной организацией практического обучения; ориентированность содержания образования на формирование единства знаний и умений в сфере культуры и туризма; организация совместной деятельности студентов и профессорско-преподавательского состава) направлены на повышение эффективности использования культурного наследия в профессиональной подготовке специалистов туристской сферы.

Этапы исследования:

Исследования проводились с 2000 по 2007 гг. в несколько этапов:

На первом этапе (2000-2002 гг.) изучалась, анализировалась специальная литература по теме исследования, проводился мониторинг культурного наследия в подготовке специалистов туристской сферы, сформулирована проблема, тема исследования, научный аппарат и определена экспериментальная база.

На втором этапе (2003-2005 гг.) проведена опытно-экспериментальная работа по проверке модели профессиональной подготовки специалистов туристской сферы с использованием культурного наследия, подготовлены программно-методические материалы, и научные статьи, подведены итоги экспериментального исследования.

На третьем этапе (2006-2007 гг.) проанализированы и скорректированы результаты исследования в виде диссертации.

Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе Западно-Подмосковного института туризма филиала Российской Международной академии туризма, в ней принимали участие более 850 студентов и 30 преподавателей.

Апробация и внедрение этапов исследования. Ход и результаты исследования обсуждались и получили одобрение на заседаниях кафедры социально-гуманитарных дисциплин и на заседаниях Ученого Совета Западно-Подмосковного института туризма филиала РМАТ; и научно-практических конференциях «Историко-культурное наследие Западного Подмосковья: перспективы использования в туристской практике» (г. Краснознаменск, 2006); «Проблемы сохранения культурного наследия Западного Подмосковья» (2005);

Структура диссертации: Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений.

Анализ культурного наследия России и его роль в профессиональной подготовке специалистов туристской сферы

Развитие культуры есть процесс живой и результаты предшествующих этапов не являются чем-то отжившим, а органично вплетаются в современное развитие как функциональные элементы современной культуры. Этим объясняется интерес к культурному наследию, стремление теоретически осмыслить процессы преемственности.

К числу актуальнейших вопросов современной теории культуры относится вопрос о культурном наследии, его плодотворном использовании в современных условиях. Прогрессивные изменения, происходящие в экономической и политической жизни общества, закономерно приводят к прогрессивным изменениям и в духовной жизни человечества, что проявляется в развертывании творческих способностей народа, в проявлении и развитии новых форм общественного сознания, в росте роли и значения гуманистических принципов в духовной жизни общества, в успехах науки, искусства, просвещения и т.д. Это означает, что историческая преемственность - необходимое объективное условие всего общественного прогресса.

Проблема относительной самостоятельности в развитии духовной культуры, рассматриваемая под углом зрения ее исторического развития, и есть проблема ее преемственности. Будучи обусловленной, прежде всего экономическим развитием своей эпохи, духовная культура, вместе с тем, зависит от достигнутого уже уровня духовной культуры человечества, от интеллектуальных достижений прошлых лет.

Историческая преемственность может трактоваться по-разному. Сущность отрицания преемственности в истории состоит прежде всего и главным образом в отказе от тезиса о взаимосвязи понятия преемственности в истории и общественного прогресса.

Система взглядов Н.Я. Данилевского[54], О. Шпенглера[240] и А.Дж.Тойнби[224] вызывает в данном случае наибольший исследовательский интерес. Н.Я. Данилевским[54] были введены «культурно-исторические типы», имеющие конкретно-исторический характер. История, по Данилевскому, есть процесс жизни и развития самобытных цивилизаций, отдельных «культурно-исторических типов», сосуществующих друг с другом или сменяющих друг друга во времени. Эти живые культурные организмы, которые воплощают в себе основные черты психологии народа, складывающиеся под воздействием природных условий, образа жизни и исторических испытаний, выпавших на его долю. Отношения между различными культурами обусловлены не абстрактной логикой истории, а характерами культурных народов и борьбой каждого культурного типа за расширение сферы жизнедеятельности.

В своем исследовании феномена культуры Данилевский Н.Я.[55] использует биологические методы, прежде всего - метод гомологии, устанавливающий однотипные структурные единицы, несмотря на кажущиеся различия функций, форм, внешнего вида и т.п. Биологическое обоснование принципа дискретности, многоплановости культуры имело в дальнейшем как сторонников (в лице Шпенглера О. [240]), так и противников (Сорокин П.А.[215], Бердяев И.А. [10] и др.).

Исходя из этих соображений, Н.Я. Данилевский[54] приходит к мнению, что мировая культура есть поток, расчленяемый по горизонтальному и вертикальному измерению. Прежде всего, им выделяются мощные вертикальные образования (культурно-исторические типы). В морфологическом контексте «культурно-исторический тип» понимается как интегрированная совокупность этнографических, антропологических, социальных, территориальных и других признаков, по совокупности которых осуществляется классификация мировой культуры на ряд уникальных, дискретных видов. Располагая их в хронологическом порядке, Данилевский Н.Я. [56] насчитывал 10 завершенных типов:

1. египетский,

2. древнесимитический,

3. китайский,

4. индийский,

5. иранский,

6. европейский,

7. греческий,

8. римский,

9. новосемитический или аравийский, 10.германо-романский или европейский.

К ним Данилевский Н.Я. прибавляет еще мексиканский и перуанский типы, которые погибли и не успели завершить своего развития. Самый молодой тип - славянский, который только вступает в полосу расцвета. Каждая культура, согласно воззрениям Данилевского, проходит в своем развитии четыре периода. Первый - подготовительный или этнографический, когда складывается общность психического типа, единство умственных, эмоциональных и нравственный черт у народностей, близких по языку и этническим признакам (около 1000 лет). За ним следует государственный период, когда народ объединяется политически (400 лет). Третий - собственно культурный период - период плодоношения. Рождаются стройные религиозные и философские системы, прекрасные произведения искусства. Этот период самый короткий. Культура быстро истощает свои силы и проходит к четвертому этапу, который состоит либо в «апатии самодовольства», приводящей к тому, что культура окостеневает, превращается в жесткую, лишенную души форму, как это произошло, по мнению Данилевского, с древними китайцами и египтянами.

Анализ состояния знаний студентов о культурном наследии Западного Подмосковья

Высокий уровень культуры человека - это высокий уровень культуры потребностей, которые выступают выражением объективно-необходимой связи субъекта и объекта, источником социальной активности, источником деятельности, ее причиной и организующей силой. Духовные потребности определяют конкретные направления деятельности, оказывая влияние на характер социальной активности по овладению достижениями культуры, по реализации сущностных сил человека в духовной деятельности, в предметном мире культуры. Жизнедеятельность человека развивается в направлении формирования основополагающей внутренней его потребности - потребности в самореализации, представляющей собой потребность во всестороннем развитии и совершенствовании человеческих сущностных сил -способностей, потребностей, навыков, умений, динамизм творческого потенциала. Потребность в труде есть начало всякой потребности, и она содержит в себе как материальные, так и духовные моменты. Становление потребности в труде проделало огромный исторический путь вместе с развитием самого труда.

Сегодняшние перемены в жизни нашего общества направлены именно на формирование отношения человека к труду как к родовой жизненной потребности к самореализации, на создание для этого условий и предпосылок. В качестве основных характеристик этого процесса выступают гуманизация трудового акта, ликвидация отчуждения труда и его результатов, установление адекватности меры труда и меры потребления, удовлетворение всех жизненных потребностей в таких пределах, которые способствуют развитию физических и духовных сил человека и не являются обременительными для активной творческой деятельности.

Для решения задачи воспитания нравственных потребностей необходимо использовать все методы и средства нравственного воспитания, а именно: литературу и искусство, массовые средства информации и пропаганды, культурно-просветительные учреждения и др.

Вместе с тем надо учитывать, что воспитание нравственных потребностей предполагает не только единство целей, средств, но и гармоничное сочетание самих методов и средств, направленных на соединение общественных и личных интересов. Процесс воспитания нравственных потребностей настолько гибок, диалектичен, что ни одно средство не может проектироваться как универсальное. Ценность каждого средства раскрывается только через взаимосвязь с другими средствами. Это следует учитывать при управлении системой средств распространения культурных ценностей, освоения культурного наследия - добиваясь ориентации всех механизмов этого процесса на формирование человека высшей культуры, и, прежде всего - на нравственное совершенствование всех членов общества.

Нравственные потребности - чрезвычайно сложное духовное образование, направленное на согласование общественных и личных интересов, в основе которого лежит не подчинение личного общему и не пренебрежение общественными интересами, а их взаимосвязь. Главным элементом этого процесса является совесть человека. Нравственной потребность становится не тогда, когда она навязана извне, в том числе и силой общественного мнения, а тогда, когда она контролируется деятельностью человека.

В профессиональном образовании молодежи в сфере туризма особое значение мы придаем формированию культуры потребления. В широком понимании слова «культура потребления» - это способность человека осознавать свои потребности и находить для их удовлетворения наиболее эффективные с экономической и моральной точки зрения пути. Культура потребления предполагает, во-первых, умение пользоваться предметами или благами соответственно их назначению, на собственное благо и благо других, а во-вторых, предполагает возможность выбора такого вида деятельности, который побуждал бы человека к его духовному совершенствованию, самореализации.

Модель профессиональной подготовки специалистов туристской сферы на основе культурного наследия России

В настоящее время особую популярность приобрела концептуальная идея о модельном подходе к изучению действительности как о закономерном диалектическом пути познания, который находит теперь свое практическое воплощение в большинстве научных исследований. Модельный подход в обучении служит действенным средством научного осмысления проблем социума, а в данной работе мы используем его для моделирования профессиональной подготовки специалиста туристской сферы. Идеальная модель хотя и является объектом иной природы, но схожа с оригиналом по ряду качественных и количественных характеристик.

Суть метода моделирования отбора содержания профессиональной подготовки, заключается в создании гипотез о работе будущего специалиста, обладающего знаниями умениями и навыками применения культурного наследия в туристской сфере. Первые упоминания о моделях, как конкретном виде учебного материала, относятся к глубокой древности. При передаче информации люди нередко прибегали к условным обозначениям и знакам, за меняющим собой реальные предметы, а устные объяснения сопровождались схемами и рисунками. Однако подлинный педагогический смысл модели начинают приобретать лишь после теоретического обоснования средств и методов обучения, а постоянное применение в преподавании они нашли во время возникновения и становления классно-урочной системы образования.

Моделирование напрямую связано с проблемой познания — с гносеологией. В философской литературе была развита материалистическая концепция о роли моделей в познании. Этому посвящены монографические исследования, статьи, материалы симпозиумов и конференций по логике, методологии и философии. В отечественной литературе эта проблема разрабатывалась Б.А. Глинским [36], Л.Н. Карповым [106], В.К. Лукашевичем [170]Н.М. Мамедовым [174], И.Б. Новиком [182], В.А. Штофом [242; 241], , и др. За рубежом этой проблемой занимались Г. Клаус[124], А. Робинсон[196] и др.

Придавая огромное значение наглядности и практическим формам обучения, отечественные педагоги широко пропагандировали модели-аналоги и методы их построения. И это не случайно, поскольку формирование новых понятий и их развитие на основе имеющихся представлений о других предметах путем взаимного сопоставления и дополнения подчинено главным свойствам моделирования и осуществляется, как преобразование объекта в совокупность видовых моделей с последующей их классификацией. А процесс формирования знаний связан с преобразованием первичных моделей в производные, с их уточнением и корректировкой.

Классификаций моделей достаточно много. Однако модели, используемые в разных областях науки и в различных целях, являются средством расширения знаний о закономерностях природы, общества и мышления. Педагогические модели отличаются от объектов живой природы необычайной сложностью. Всякое педагогическое исследование прямо или косвенно сопрягается с умственной деятельностью преподавателя и студента, которая не всегда выступает перед педагогом в явном виде, а носит глубоко опосредованный информационно-динамический характер.

Вопросы о сути моделирования освещаются в работе Д. Харафаса[238], который рассматривает моделирование как динамическую аналогию, что означает нетождественное подобие свойств и отношений.

Аналогия здесь понимается широко, главным образом, как сходство по существующим признакам, внешним или внутренним, как сходство структур и функций объектов. Аналогия - это то, что похоже, но не тождественно. Одним из условий построения модели становится ее тенденциозность, т.е. представление объекта лишь с некоторых сторон, в его релевантных свойствах и признаках.

Клаус Г.[124] определяет моделирование как "отображение фактов, вещей и отношений определенной области знания в виде более простой наглядной материальной структуры этой области или другой области". Штоф В.А. под моделью понимает мысленно представляемую или материально реализуемую систему, которая, "отображая или воспроизводя объект исследования, способна заменить его так, что ее изучение дает нам новую информацию об этом объекте". Мы рассматриваем "моделирование как общенаучный метод, состоящий в построении и изучении особых объектов - педагогических систем"[243].

При рассмотрении моделей мы будем исходить из того, что общим свойством моделей является их способность в той или иной степени отображать действительность. В зависимости от того, в каких условиях, какими средствами, по отношению к каким объектам познания реализуется это общее свойство, возникает большое разнообразие моделей и, естественно, проблема их классификации. Модель используется при разработке теории объекта в том случае, когда непосредственное исследование его не представляется возможным вследствие ограниченности современного уровня знаний и практики. Данные о непосредственно интересующем исследователя объекте получают путём исследования другого объекта, который объединяется с первым общностью характеристик, определяющих качественно - количественную специфику обоих объектов.

Похожие диссертации на Культурное наследие России в подготовке специалиста туристской сферы