Содержание к диссертации
Введение 4
Глава 1. Теория и методология художественно - эстетического образования подрастающего поколения в XX веке.
1.1. Культуросообразный подход как методология профессионально - педагогической подготовки студентов вуза.
1.2. Художественная культура - фактор профессионально - педагогической подготовки.
Выводы по 1 главе. 102
Глава 2. Культурно — историческое наследие Дагестана как средство художественно - эстетического образования будущего педагога.
2.1. Декоративно - прикладное искусство как источник художественной культуры и воспитания личности.
2.2. Декоративно - прикладное искусство Дагестана: художественные, народные и педагогические ценности.
2.3. Народное жилище Дагестана - среда взращивания личности. 148
Выводы по 2 главе. 171
Глава 3. Концептуальная модель национального художественно -эстетического образования в системе подготовки будущих учителей начальных классов в вузе.
3.1. Концептуальные основы, стратегическая цель, задачи и принципы построения модели национального художественно - эстетического развития студентов в вузе.
3.2. Содержание художественно - эстетического образования студентов в системе высшего педагогического образования в контексте национальной культуры.
3.3. Диалоговые технологии художественно - эстетического развития студентов.
3.4. Педагогическая практика как среда приобретения студентами опыта з организации художественно - эстетического образования младших школьников.
Выводы по 3 главе. 239
Глава 4. Динамика и закономерности процесса развития художественно - эстетической культуры студентов факультета начальных классов.
4.1. Диагностика исходного уровня развития художественно эстетической культуры студентов.
4.2. Становление художественно - эстетической культуры будущих учителей в процессе профессиональной подготовки.
4.3. Результаты внедрения концепции и программы национального художественно - эстетического образования будущих учителей начальных классов.
Заключение. 297
Литература. 303
Введение к работе
Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью переосмысления феномена образования в изменившихся социальных и экономических условиях, преодоления отчуждения между культурой, наукой и образованием, укрепления связи образования с истоками национальной культуры. В настоящее время наблюдается рост интереса к духовной культуре народов, развитие национального самосознания. Нивелирование культурных традиций ведет к потере исторической памяти, преемственности поколений и духовного наследия народов (Г.Н.Волков, Д.С.Лихачев, З.И.Равкин, Н.К.Рерих и др.). Важную роль в сохранении и трансляции культурного наследия играют этнокультурные традиции и обычаи, как наиболее близкие как взрослому, так и детскому опыту. Усвоение народной культуры обогащает не только представления об окружающем мире, о быте народа, его традициях и наследии, но и благодаря интересу к ней изменяет личность в целом - ее мировоззрение, ценности, систему отношений к миру и в мире (Б.Г.Ананьев, Е.В.Бондаревская, Н.Ф.Голованова, В.В.Розанов, Л.А.Христова, Р.М.Чумичева и др.).
Роль традиций и их связь с мировоззрением, средой обитания, образом жизни, трудом, творчеством народа была отмечена в ряде работ (Н.П.Денисюк, Т.Г.Саидов, И.В.Суханов и др.), где авторы отмечали, что эта целостность должна быть сохранена и в сфере современного образования. Использование отдельных компонентов культуры не делает процесс воспитания эффективным, не формирует в сознании и мироощущении личности целостного представления о культурном наследии и опыте жизни народа, нации. В нашем исследовании делается попытка преодолеть данное противоречие в применении народного искусства Дагестана в профессионально - педагогической подготовке студентов в вузе в контексте понимания культуры как «диалога культур». Народное искусство Дагестана представлено нами как целостная система, отражающая опыт жизни народа, его знания об образцах красоты, эталонах жизни и используются нами как фактор, определяющий становление мировоззренческой позиции подрастающего молодого поколения, освоение способов культурной идентификации и педагогических средств передачи, трансляции достояния народа от одного поколения к другому.
Противоречия между культурой, рассматриваемой как педагогическое средство, и системой образования как пространственно - временной период становления личности, где присваиваются культурные образцы жизни человека, во многом связаны с ощущающимся сегодня недостатком фундаментальных знаний об образовании как историко-культурном феномене. Попыткой преодолеть этот недостаток является дискуссия по вопросам философии образования, под которой можно понимать размышления о человеке и мире, в котором он живет, его духовно - нравственном становлении, об образовании как феномене, системе, процессе, о путях и средствах преодоления противоречий, возникших в современном образовании (Н.Г.Алексеевым, Е.П.Белозерцевым, Б.Л.Вульфсоном, Б.С.Гершунским, В.В.Краевским, В.В.Кумариным, ИЯ.Лернером, Н.Д.Никандровым, Н.С.Розовым, В.Д.Шадриковым, В.С.Швыревым, Г.П.Щедровицким и др.).
В этом контексте большое значение имеет проблема национального образования. Различные ее аспекты освещаются современными учеными Ф.Р.Асадуллаевой, Т.А.Бадяевой, Е.П.Белозерцевым, Г.Н.Волковым, Э.Г.Гаруновым, И.Ф.Гончаровым, Ш.И.Исмаиловым, В.А.Кобылянским, Д.М.Магомедовым, Т.Г.Саидовым, В.Ю.Троицким, В.К.Шаповаловым и др. В их работах прослеживается мысль о необходимости организации школы на основе культуры и традиций своего народа с использованием опыта народной педагогики. В современных сложившихся социальных, политических и экономических условиях в России, особенно на ее Юге, когда Северный Кавказ на протяжении нескольких лет находится в состоянии войны, на наш взгляд, особое место в системе образования может занять народное скусство, в котором сочетаются национальные характеристики и характеристики народного искусства как всеобщей категории. Народное искусство отражает социально - экономическую историю региона и представляет собой среду бытования этнических традиций, закономерностей развития искусства. Оно всегда обращено к народу, к человеку, оно всегда жизнеутверждающе и раскрывает гармонию человека с природой и жизнью своего сообщества. В нем звучат нравственные принципы общества, идеи социальной справедливости, торжества истины и красоты. Исходя из этого, мы предполагаем, что в сфере профессиональной подготовки народное искусство, рассматриваемое как «диалог культур» - национальной и русской позволит изменить национальное самосознание студентов и сделать его активным педагогическим средством не только художественного образования будущих учителей, но и способом трансляции младшим школьникам лучшего наследия своего народа как части человечества.
Широко обсуждались проблемы взаимосвязи образования с национальной культурой уже в ХІХв. К.С.Аксаковым, В.Г.Белинским, В.И.Водовозовым, П.Ф.Каптеревым, И.В.Киреевским, Д.И.Менделеевым, Н.И.Пироговым, В.А.Рачинским, В.Н.Сорокой-Росинским, В.Я.Стоюниным, Л.Н.Толстым, К.Д.Ушинским, А.С.Хомяковым, С.Т.Шацким и др. Однако, многие появившиеся тогда идеи и концепции оказались невостребованными и забытыми. Сегодня педагогическая наука вновь обращается к их анализу и интерпретации в поисках ответа на современные проблемы и противоречия, возникшие в образовании и культуре.
С задачами формирования духовной культуры растущего человека связаны настойчивые стремления педагогов - практиков и ученых гуманизировать современную школу, ввести в ней ряд предметов эстетического и художественного цикла, ознакомить учащихся с историей культуры, поскольку только «очеловеченная» школа может восполнить дефицит духовности и гуманности, столь необходимых сегодня нашему обществу. В информационном письме Госкомитета РСФСР по делам науки и высшей школы о возрождении и развитии гуманитарного образования в вузах России от 09.01.91 года подчеркивалась необходимость качественного улучшения эстетического воспитания как одного из средств гуманизации, возрождения культуры и духовного наследия. В связи с этим актуализируется задача изучения теоретических основ эстетической культуры во всех звеньях системы образования.
В современной высшей школе осуществляется поиск путей использования национального компонента содержания образования в обучении и воспитании молодежи. Д.С.Лихачев по этому поводу заметил, что сегодня требуется обращение к социально - исторической и культурной памяти народа: «...если заболевают беспамятностью целые слои общества? Тогда это неизбежно сказывается и в нравственной области, на их отношениях к семье, детям, родителям и труду, именно к труду и трудовым традициям» (352, 31). Народное искусство Дагестана пронизано ценностями родового клана, семьи, отношений к старшему поколению, к трудовым, культурным и нравственным традициям. Присвоение культурных ценностей народа тесным образом связано с их бытом, деятельностью, с активным преобразованием среды своего бытия. Психолого - педагогический аспект проблемы художественного образования в национальной школе несколько шире. Наряду с нравственным, эстетическим, познавательным и трудовым воспитанием, оно включает героико - патриотическое, интернациональное воспитание молодежи и формирование ее национального самосознания и чувства национальной гордости.
Эмпирический уровень интернационализации сознания вступает в конфронтацию с воспитанием уважения к национальной культуре. Практика показывает, что утрата национальных корней формирует безнравственность, цинизм и антипатриотизм. Отсутствие жизненного опыта и потеря национальных идеалов порождает у подростков стремление к самоутверждению посредством насилия над другой личностью, увеличивая число правонарушений среди несовершеннолетних, что и проявляют современные войны на Кавказе.
Гуманизация и демократизация педагогического процесса, связанные с преобразованием нашего общества, требуют отношения к личности как субъекту общественных отношений, в том числе осознание им себя как члена нации, члена человеческого рода, усвоения им высоконравственных общечеловеческих и национальных ценностей. Особенность и самобытность культуры родного народа способны помочь студенту глубже понять свой народ, его национальный характер, нравственно - духовные принципы и идеалы народов и проникнуться уважением к их носителю.
Проблема состоит в том, что усвоение национальных культурно -исторических ценностей включает осознание студентами гармонии интернационального, общечеловеческого и национального, т.е. требует также раскрытия культурных достижений других народов и овладения ими. Эта работа предполагает наличие высокого педагогического мастерства учителя, хорошее знание возрастных психологических особенностей младших школьников, умений использовать воспитательный потенциал содержания художественного образования в развитии личности. Все это будущий учитель, выпускник педагогического вуза может приобрести в результате введения наряду с Федеральным компонентом профессионального образования регионального и внутривузовского компонентов образования. Выпускники педагогических вузов призваны осуществлять эстетическое и художественное образование подрастающего поколения, в процессе которого ребенок приобщается к культуре своего народа и с уважением может ценить культурные ценности другой нации. Подготовка учителя к художественному образованию школьников всегда была важнейшей общегосударственной задачей, что отражено в нормативно - правовых документах. В настоящее время вопросы совершенствования подготовки педагогических кадров приобрели еще большую актуальность.
Проблема комплексной подготовки учителей начальных классов через усвоение содержания художественного образования не получила должного научно - теоретического освещения в педагогических исследованиях и методической литературе. Анализ данного направления в науке позволил констатировать факт, что в исследованиях отражались лишь отдельные стороны подготовки студентов по изобразительному искусству (Е.С.Белова, В.П.Мамугиной, К.В.Павлик, В.Ф.Сюзевой, А.В.Триселева, Т.Ф.Олейник, И.Б.Шешко и др.).
Актуальность исследования подтверждается и состоянием практики преподавания курса «Методики преподавания изобразительного искусства с практикумом» на факультетах педагогики и методики начального обучения педагогических институтов. Изучение опыта работы данных факультетов показало, что в массовой практике основное внимание на занятиях по изобразительному искусству уделяется художественному образованию, а эстетическое воспитание и методическая подготовка студентов осуществляются обособленно или на отдельных видах занятий вовсе отсутствует.
Важным ключевым моментом современного образования является его гуманитаризация и гуманизация, предъявляющие новые требования к подготовке учителя. Для современной России гуманитаризация образования -одно из главных условий восполнения духовного вакуума, появившегося с крушением старых идеологических схем, один из основных источников формирования новой социальной идеологии, способной изменить менталитет общества, возродить его духовность. Все это делает проблему эстетического развития будущих учителей особенно актуальной в национальной школе.
Сегодня возрождаются отвергаемые ранее педагогические ценности. Резко актуализируется обращение к культурно - историческому наследию каждого народа, отражающему многовековые традиции, обычаи, нравы, национальное самосознание. При определенных условиях педагогическая практика различных этносов может выступать потенциальным источником развития процесса подготовки подрастающего поколения к жизни.
Интерес к этнопедагогике на современном этапе развития нашего общества объясняется тем, что возникающие конфликты на национальной почве практически во всех регионах нашей страны вызывают необходимость совершенствования неотъемлемой части системы образования - подготовки студентов к работе в полинациональном регионе. Изучение и внедрение в практику технологии подготовки студентов педагогических вузов к профессиональной деятельности в условиях полинационального региона с учетом воспитательных традиций различных этносов, а также сохранение и обогащение огромного опыта прошлого, выработанного в условиях естественного развития, - серьезная педагогическая задача. Насущность данного исследования определяется требованием усиления национального компонента образования, содержащегося в Законе Российской Федерации об образовании. Под национальным компонентом мы понимаем систему знаний о культурных, исторических и социальных ценностях, которые отражают самобытность того или иного народа, его этнические идеалы. Учитывая, что в нашей стране проживают представители 178 национальностей, а проблема изучения и внедрения в практику воспитательных традиций различных этносов до сих пор остается нерешенной (учебные программы вузов в настоящее время не дают необходимых знаний о педагогическом опыте каждого народа, проживающего в нашей стране и Республике Дагестан, в частности), мы считаем, что назрела необходимость создания таких педагогических технологий, которые могли бы помочь в изучении и внедрении в практику богатого педагогического опыта своего народа.
В свете изложенного становится очевидной потребность исследования проблемы подготовки студентов педагогических вузов к изучению и учету особенностей этнопедагогической и культурной среды в полинациональном регионе с целью получения сведений о культурном наследии своего народа, этнических особенностях того региона, в котором предстоит работать будущим педагогам.
Однако содержание образования на сегодняшний момент не в состоянии обеспечить адекватную теоретическую и практическую готовность выпускников педагогических вузов к указанному виду деятельности вследствие того, что отсутствуют необходимые научно - обоснованные рекомендации в данной области педагогики. Необходимость в таких рекомендациях ощущается очень остро, так как личность ребенка формируется под воздействием не только специально созданных условий, но и окружающей среды, ее традиций, обычаев. Целенаправленное использование особенностей народной культуры в этнопедагогической среде при формировании личности ребенка поможет обеспечить формирование у подрастающего поколения позитивного отношения к представителям различных народностей, уважение к истории и культуре своего народа, лояльного отношения к этнопсихологическим особенностям различных этносов.
Вопрос подготовки студентов к изучению этнопедагогической среды в полинациональном регионе нашел свое отражение в работах о взаимодействии личности и среды (И.С.Кон, Л.М.Архангельский); образовании и общества в целом (Л.П.Буева, Л.Н.Коган, А.В.Мудрик, Л.Ф.Филиппова, В.А.Ядов); роли этнических особенностей в воспитании (О.Д.Мукаева, Л.С.Рубан, Г.Н.Волков, Л.А.Попов, Ю.А.Рудь, Г.Н.Старикова, И.А.Шоров и др.); о педагогическом управлении процесса взаимодействия школы и среды (В.Д.Семенов, В.Г.Бочарова, Ю.В.Сычев); о профессиональной подготовке учителя к работе с многонациональным составом учащихся (И.Н.Афанасьев, Л.И.Лебедева, Р.В.Раджабов, М.Г.Харитонова и др.). В данных работах вопроса о народной культуре в художественном образовании студентов авторы касались лишь косвенно.
На основании исследований по проблеме подготовки студентов педвузов к профессиональной деятельности (О.А.Абдуллина, А.И.Пискунов, В.А.Сластенин, Е.Н.Шиянов, И.Б.Котова и др.), отмечающих потенциальные возможности психолого - педагогических дисциплин, мы рассматриваем процесс подготовки студентов педвуза в контексте народной культуры, как регионального и внутривузовского компонента художественно -эстетического образования.
Многие формы, методы и средства воспитания культуры межнациональных отношений у подрастающего поколения, которые в свое время считались эффективными, на современном этапе себя не оправдывают. В связи с этим идет интенсивный процесс перестройки этнического сознания людей, что еще более актуализирует вопрос совершенствования воспитательного процесса на принципах гуманизма, в тесной взаимосвязи национальных и общечеловеческих ценностей. В прошлом практика воспитания культуры межэтнических отношений, национального самосознания учащихся в определенной мере двойственную установку: одну для общения с представителями только своей национальности, другую - для общения с людьми другой национальности. Это приводило к формированию личности с соответствующей моралью, чему способствовало и то обстоятельство, что этнические знания и потребности не находили понимания со стороны тоталитарной идеологии.
Разрушение национального самосознания во многом связано с нарушением среды обитания, упадком традиционных видов труда (особенно у малочисленных народов), разрушением и запретом религиозной культуры, а также с духовно - нравственным отстранением человека от природы и общества от самого себя. На современном этапе развития общества, когда в сферу межэтнических конфликтов оказываются втянутыми дети и подростки, очень важно соединить в народном образовании высокие гуманистические принципы духовной культуры (добротворчества, веротерпимости, милосердие и т.п.), национальные и общечеловеческие ценности, не растерять гуманистической направленности воспитания растущей личности, максимально учесть этнопсихологические характеристики в обучении и воспитании.
При определении методологической позиции мы опирались на теоретические положения психолого-педагогической науки о том, что взаимодействие различных культур является феноменом действенной групповой эмоциональной культурной идентификации, в которой реализуются отношения друг к другу, совпадающие по своей направленности с отношением к себе самому и отвечающие нравственно - оправданным принципам общества, в котором развивается личность, а также трансляция ценностей в «горизонте личностей» и в «диалоге культур».
Эстетическое воспитание и художественное образование понимаются сегодня как процессы, способствующие росту духовного потенциала человека и общества, как важнейшие факторы экологии культуры и экологии личности. Художественно - эстетическое развитие личности стало неотъемлемым компонентом гуманистически ориентированных систем образования. Среди множества социальных факторов, влияющих на становление духовной культуры младших школьников, особую значимость имеет референтность личности учителя начальных классов. Художественная эрудиция, нравственные нормы, эстетические ценности, творческий потенциал педагога выступают ориентирами для детей, способствуют формированию специфической человеческой способности - эстетического отношения к миру. В «Основных направлениях высшего и среднего специального образования в стране» стоит задача формирования у специалиста потребности в познании ценностей культуры своего народа и общечеловеческих ценностей и творческой трансляции ее в образовательный процесс школы.
Следовательно, одним из существенных условий эстетического развития школьников является воспитание художественной культуры педагогов. Наличие данной связи отражено в классической психолого - педагогической литературе (Я.А.Коменский, К.Д.Ушинский, Л.С.Выготский, В.А.Сухомлинский), в современных теориях эстетического воспитания и художественного образования (Д.Б.Кабалевский, Т.С.Комарова, В.С.Кузин, Б.Т.Лихачев, Б.М.Неменский, Л.М.Предтеченская, А.И.Савенков, Н.А.Терентьева и др.), в «Концепции подготовки учителя начальных классов» (А.Е.Дмитриев, М.Р.Львов), в теории формирования профессионально -педагогической культуры (И.Ф.Исаев, В.А.Сластенин, Е.Н.Шиянов и др.). Пути достижения цели гуманизации начального образования ведут к гуманитаризации учебно - воспитательного процесса в педагогическом вузе, повышению статуса художественно - эстетических, культуроведческих дисциплин в содержании профессиональной подготовки учителя начальных классов.
На современном этапе развития нашего общества демократизация и гуманизация образования выдвигает идею развития человека как личности, субъекта деятельности и общения. Последние 5-7 лет выявили переоценку отношения народов России к общечеловеческим и сугубо этническим ценностям, в числе которых гуманизм и идеалы как высшие ступени развития личности, занимают главное место. В связи с этим на передний план выходит педагогическая задача развития человека - личности с высоким уровнем культуры, интеллигентности, образованности и воспитанности. В многонациональном Дагестане решение этой важнейшей политической и экономический задачи имеет свою специфику. Возрождается интерес народа к этнической гуманистической культуре горцев. Эта демократическая и гуманистическая тенденция в Республике развивается с некоторыми трудностями, отступлениями из одной крайности в другую, имеет место частичная утрата и нивелировка этнопедагогической, художественной и языковой культуры малочисленных народов южного рубежа России. За последние годы быстро менялись подходы к художественно - эстетическому развитию молодежи. В связи с изменениями образа жизни людей использование культурологического потенциала народов Дагестана в художественно - эстетическом и нравственном развитии подрастающего поколения все более и более ограничивалось. Новые формы быта вытесняли традиционную культуру, привносили в нее чуждые элементы в корне противоречащие народной. В связи с этим одной из актуальных современных педагогических проблем в Дагестане выступает проблема экологии самобытной народной культуры аварцев, даринцев, лезгин, кумыков, лакцев, рутульцев, агульцев, табасаран, цахур, ногайцев, тат, русских, азербайджанцев и др.
Все это диктует необходимость особого и тонкого подхода к изменению создавшегося положения профессиональной подготовки учителей начальной школы к реализации развивающего обучения через художественно -эстетическое развитие студентов - будущих учителей. Актуальность проблемы профессиональной подготовки будущих учителей начальных классов в контексте народной культуры обусловливает изменения процесса художественно - эстетического образования на факультете начальных классов Дагестанского госпедуниверситета, усиливая в нем художественные народные традиции, народные обряды обычаи, праздники, декоративно - прикладное искусство и одухотворяя предметную среду жизни народа. Внутренний духовный мир ребенка развивается в результате длительного периода его образования, обучения и воспитания. Осуществление этой задачи в решающей степени зависит от учителя начальной школы, его эрудиции, общей, профессиональной и художественной культуры, педагогической квалификации и мастерства. В целенаправленном художественно -эстетическом образовании учащихся младших классов народное художественное наследие выступает как наглядный, доступный и близкий душе ребенка материал. В связи с этим следует отметить, что существующий уровень профессиональной подготовки учителей начальной школы морально устарел, не удовлетворяет современным требованиям начального образования. В содержании профессиональной подготовки не рассматривались вопросы художественно - эстетического образования и сохранения народной культуры или они решались односторонне, поверхностно, без учета национальных и региональных особенностей народной культуры. Отсюда выявляется очевидная необходимость совершенствования существующего уровня этой работы, разработки единой комплексной глобальной логической системы художественно - эстетического образования будущих учителей начальной школы в контексте народной культуры. Это обусловило концептуальную основу нашего исследования, где подход к проблеме художественно -эстетического образования студентов основывался на основе триединой логической системы: народная культура - образование - личность. Намеченное направление исследования отражает, прежде всего художественно - эстетического образования студентов факультета начальных классов, в то же время оно касается художественно - эстетического образования учащихся в начальной школе.
Анализ теории и практики исследуемой проблемы позволил обнаружить низкую эффективность художественно - эстетического образования студентов в системе профессиональной подготовки, порожденную рядом противоречий:
-между нарастающими темпами гуманизации, гуманитаризации в профессиональном образовании и низкой скоростью осознания народной культуры в качестве педагогического фактора развития личности, компонента содержания педагогического образования;
-между формальным признанием художественно - эстетического образования, приоритетным направлением трансформации профессионально -образовательной системы в контексте культуры и ценностной значимостью народной культуры как системным механизмом формирования ценностных ориентации будущих учителей начальных классов;
-между представлением о художественно — эстетическом образовании как новой культуросообразной парадигме совершенствования профессионально - педагогического образования, развития педагогической культуры личности педагога и преобладающей тенденцией организации художественно - эстетического образования в вузе путем внедрения отдельных дисциплин учебного плана в педагогический процесс;
-между отсутствием целостной концепции художественно -эстетического образования на основе реализации сущностных характеристик, ценностей феномена народной культуры и художественно - эстетическим образованием за счет частичной коррекции его содержания в образовательном процессе вуза;
-между предметно - ориентированной, функциональной и знаниевой подготовкой учителя начальных классов к организации художественно -эстетического образования младших школьников и возросшими требованиями к художественному образованию студентов вуза, к свободному педагогическому творчеству учителей;
-между обширными разнообразными моделями художественно -эстетического образования учащихся в педагогической практике и отставанием в развитии педагогической науки в части художественно -эстетического образования студентов в вузе;
-между педагогическими технологиями репродуктивного воспроизводства знаний в области художественного образования студентов и новой культурно - педагогической моделью, основанной на диалоге личностей и на диалоге культур;
-между необходимостью сохранения национальной народной культуры и доминированием русской культуры в системе профессионально -педагогической подготовки.
С учетом этих противоречий был сделан выбор темы исследования, проблема которой сформулирована следующим образом: обосновать пути преодоления противоречий, сложившихся между теорией и практикой высшего художественно - эстетического педагогического образования и требованиями, предъявляемыми обществом к учителю современной национальной начальной школы. Решение данной проблемы предопределяется необходимостью ввести в научный обиход педагогики высшей школы категорию «художественно - эстетическое образование учителя начальных классов», интерпретировать феномен художественно - эстетического образования в контексте народной культуры в содержании высшего педагогического образования; проанализировать формы и методы обучения студентов, способствующих становлению их художественно - эстетической культуры.
Цель исследования: обоснование концепции национального художественно - эстетического образования студентов факультета начальных классов в контексте народной культуры.
Объект исследования: художественно - эстетическое образование студентов педагогического вуза.
Предмет исследования: содержание народной культуры как составляющая художественно - эстетического образования студентов в системе их профессиональной подготовки.
Задачи исследования:
1 .Разработать и обосновать совокупность положений, составляющих теоретико - методологические основы исследования процесса формирования художественно - эстетической культуры студентов педагогического вуза.
2. Спроектировать и экспериментально апробировать концепцию национального художественно - эстетического образования студентов в контексте народной культуры.
3.Вскрыть и обосновать ведущие тенденции, принципы и педагогические условия формирования художественно - эстетической культуры учителя начальных классов.
4.Определить место народной культуры в содержании художественного образования студентов педагогического вуза.
5.Определить сущность, структуру и критерии художественно -эстетической культуры будущих учителей начальных классов.
Гипотеза исследования: народная культура выступает основным фактором художественно — эстетического образования будущих учителей начальных классов в системе профессиональной подготовки при соблюдении следующих педагогических условиях:
-новое понимание культуросообразного подхода в содержании профессионального и художественно - эстетического образования, позволяющего развивать адекватное культурно - национальное мировоззрение и мироотношение, осваивать новый алгоритм отбора содержания: общечеловеческая культура - национальная культура - учебный материал;
-понимание цели художественно - эстетического образования как творческой трансляции ценностей общечеловеческих и национальных, традиций народа, формирование у студентов системы культурного национального самосознания и мировоззрения, осознания самоценности личности в процессе культурной коммуникации;
-обеспечение интеграции национальных, художественных и педагогических ценностей народной культуры как системообразующего фактора в художественно - эстетическом и профессионально-педагогическом образовании;
-рассмотрение художественно - эстетического образования как категориального понятия, входящего в общечеловеческую и национальную культуру, отражающего целостность отношений человека к миру природы, социума, личности и предметному миру;
-использование современных педагогических культурно - диалоговых технологий (коммуникации, проблемные ситуации, ролевые игры, модели и др.);
-систематическое использование достижений мастеров народной культуры в художественно - трудовой деятельности. На защиту выносятся следующие положения:
1. Народная культура как составляющая художественно - эстетической и общепрофессиональной педагогической культуры будущих учителей начальных классов отражает культурно - национальное мировоззрение, мироотношение народа и содержит в себе национальные, художественные и педагогические ценности. Интеграция содержания ценностей народной культуры в профессионально - педагогическую подготовку будущих учителей начальных классов позволит изменить их самоосознание, культурное поведение, сформировать систему средств, способов художественно трудовой и педагогической деятельности. Учитель, овладевший ценностями народной культуры, как части общечеловеческого художественного наследия, будет способен транслировать ее в процессе художественного образования и развития младших школьников.
2.Концепция художественно - эстетического образования будущих учителей начальных классов, построенная на основе национальных культурных ценностей и традиций, диалоге культур и личностей, включающая механизм введения этих понятий в образовательный процесс школы и иерархию целей, реализующихся в художественно - трудовой деятельности. В ней содержание художественно - эстетического образования представлено как составляющее системы профессионально - педагогического образования; раскрыты цели и задачи художественно - эстетического образования в контексте народной культуры; представлены диагностические и развивающие культурно - диалоговые технологии и формы организации художественно -трудовой деятельности студентов в учебном и внеучебном процессе.
3.Содержание художественно - эстетического образования студентов, представляющее собой культурно - педагогический феномен, обладающее общекультурным и культурно - национальным потенциалом, отражающее диалог культур в полинациональном регионе и выступающее составной частью профессиональной подготовки будущих учителей. Оно раскрывает культурно - историческую картину жизни народа, его ценности, представления об эталонах жизни и красоты, взаимосвязи природа - культура - человек. В содержание профессионального образования введен региональный и внутривузовский компонент художественно - эстетического образования: интегрированные курсы «Культура Дагестана и мир детства», «Стили и жанры искусства Дагестана», «История и культура Дагестана в диалоге культур».
4.Содержание программ, построенных на основе народной культуры и выступающее как региональный компонент в системе образования в начальной школе: «Основы дагестанского искусства ковроделия» и «Основы каякентского безворсового двустороннего ковроделия». В программах определены цели развития учащихся начальных классов и художественной школы, раскрыто содержание народной культуры, отражающее художественные, национальные ценности и специфические особенности декоративно - прикладного искусства народов Дагестана. Данные программы аналогично отражают содержание теоретических знаний, усваиваемых студентами в процессе профессиональной подготовки.
5.Педагогический инструментарий развития художественно -эстетической культуры студентов в процессе профессиональной подготовки представлен в виде развернутых диагностических, развивающих диалоговых методик, педагогической практики и различных типов художественно -трудовой деятельности. Данный инструментарий составляет дидактическую основу педагогических технологий художественно — эстетического образования студентов и соответствует определенному этапу профессиональной подготовки.
Методологической основой исследования являются:
-теория культуры в ее общечеловеческом понимании (М.М.Бахтин, В.С.Библер, Е.В.Бондаревская, Э.В.Ильенков, М.С.Каган, И.С.Кон, Э.С.Маркарян, В.М.Межуев и др.);
-положения культурологических исследований об эстетической культуре как составной части общечеловеческой духовной культуры (А.И.Буров, В.В.Ванслов, Н.И.Киященко, Л.Н.Коган, А.Ф.Лосев, Н.В.Мотрошилова, Л.Н.Столович, Л.С.Сысоева и др.);
-системно - структурный подход к эстетической культуре, позволивший выделить эстетической сознание, эстетические чувства, отношения и эстетическую деятельность как основные цели ее воспитания (Н.А.Дмитриева, Н.И.Киященко, Б.Т.Лихачев, С.Х.Раппопорт, Е.М.Торшилова и др.);
-диалектика соотношения интернационального, общечеловеческого и национального элементов (Г.Н.Волков, Э.Д.Днепров, Г.Е.Жураковский, Е.А.Звягинцев, С.В.Кульневич, Л.И.Новикова, В.В.Маскин, Г.В.Мухамедзянова, В.Д.Семенов, И.А.Шоров и др.);
-философия образования, основанная на принципах гуманизма и взаимосвязи образования, культуры и социума (А.Г.Асмолов, В.С.Библер, Е.В.Бондаревская, В.И.Загвязинский, В.В.Сериков, В.Д.Шадриков и др.);
-теория развития творческих способностей в процессе художественно -эстетической деятельности (Д.М.Кабалевский, Т.С.Комарова, В.А.Крутецкий, В.С.Кузин, А.А.Леонтьев, Б.М.Неменский, С.Л.Рубинштейн, Н.П.Сакулина, Б.М.Теплов, Н.Б.Халезова и др.).
Теоретическая база исследования опирается на работы по вопросам педагогического образования, освещенные в трудах А.А.Вербицкого, В.С.Ильина, И.Ф.Исаева, Ю.Г.Круглова, Н.В.Кузьмина, В.К.Розова, В.В.Серикова, В.А.Сластенина, Е.Н.Шиянова и др. Ряд исследований посвящены изучению процесса становления профессиональной культуры учителя (С.И.Архангельский, В.В.Афанасьев, Е.В.Бондаревская, А.В.Мудрик, В.А.Сластенин и др.). Исследования, раскрывающие теоретические основы подготовки учителя начальных классов (А.В.Миронов, Л.П.Симонова -Салеева, Р.В.Степанец, Н.В.Тимошкина и др.). Труды, раскрывающие теоретические вопросы духовно - нравственного развития личности (А.И.Буров, Т.И.Власова, Е.В.Квятковский, Б.Т.Лихачев, Л.П.Печко, В.А.Разумный и др.). Теоретические основы раскрытия сущности личности через ценностные ориентации (Л.П.Буева. М.С.Каган, А.А.Леонтьев, В.И.Слободчиков и др.). Важную роль сыграли работы, посвященные проблемам прогнозирования, моделирования и проектирования образовательных систем (Н.А.Алексеев, В.П.Беспалько, И.В.Бестужев - Лада, Б.С.Гершунский, Н.А.Люрья и др.). Исследования, посвященные изучению роли искусства, его восприятия и оценки в формировании личности, ее ценностных ориентации (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, М.С.Каган, Т.С.Комарова, В.Н.Мясищев, Б.М.Неменский, С.Л.Рубинштейн, А.И.Савенков, Р.М.Чумичева, Б.П.Юсов и др.). В исследовании мы использовали положительный опыт обучения декоративной деятельности, накопленный в работах Е.А.Флериной, Н.П.Сакулиной, Е.Г.Ковальской, Ю.В.Максимовой, Т.С.Комаровой, Н.Б.Халезовой, Т.Я.Шпикаловой и др.
Этапы и методы исследования.
Исследование проводилось в течение четырнадцати лет (1984 - 1999), включало пять этапов.
Первый этап (1984 - 1987) - сбор полевого научного этнопедагогического, этнографического и искусствоведческого материала в 24 районах и 5 городах Северного, Центрального и Южного Дагестана по этносам: аварцы, даргинцы, кумыки, лезгины, рутульцы, агульцы, табасараны, лакцы, цахуры, ногайцы, азербайджанцы и др. Изучение постановки вопроса художественно - эстетического воспитания учащихся начальных классов школ Дагестана и студентов факультета начальных классов Дагестанского госпединститута. Обобщение результатов полевых исследований. Изучалось использование народного искусства в процессе обучения студентов.
Второй этап (1987 - 1989) - теоретический анализ литературных источников и научных исследований на стыке наук общей педагогики -психологии, философии - педагогики, эстетики - этнопедагогики, искусствоведения - педагогики, народной культуры - педагогики. На основе первого и второго этапа мы определили для себя научную проблему, направление и базу исследования; провели анализ педагогической практики по вопросу художественно - эстетического воспитания учащихся начальных классов школ Дагестана и студентов факультета начальных классов Дагестанского госпединститута. Разрабатывалась опытно - экспериментальная методика занятий со студентами, проводилась апробация отобранных произведений народного декоративного искусства и обучение декоративному рисованию и формированию детского изобразительного творчества на основе отобранных произведений.
Третий этап (1989 - 1992) - теоретическая разработка модели национального художественно - эстетического образования студентов:
народная культура - образование - личность, постановка мини -экспериментов, апробация отдельных элементов этой системы, осуществление некоторых диагностических срезов.
Четвертый этап (1992 - 1997) - постановка эксперимента, апробация триединой логической системы художественно - эстетического образования студентов в полинациональном регионе: народная культура - образование -личность.
Пятый этап (1997 - 1999) - подведение итогов исследования в виде монографии, книг, методических разработок, статей, программ для школ, центра эстетического воспитания младших школьников, высших педагогических колледжей Дагестана, Дагестанского педагогического университета, докладов и выступлений на педагогических чтениях, научных конференциях, концепции и исследования аспирантов и соискателей.
Научная новизна и теоретическая значимость;
-разработана и научно обоснована концепция национального художественно - эстетического образования студентов факультета начальных классов (ФНК), построенная на ценностях и традициях этносов Страны гор;
-разработано и определено понятие «художественно - эстетическая культура» применительно к студентам ФНК и младшим школьникам;
-создана система принципов, положенных в основу создания программ формирования художественно - эстетической культуры будущих учителей начальных классов и младших школьников;
-определено содержание программ художественно - эстетического образования в высшей и начальной школах, включающее в себя художественный ансамбль традиционного жилища, все виды декоративно -прикладного искусства народов Дагестана и отражающее национальные ценности этносов Страны гор;
-разработаны структура и критерии оценки уровня развития художественно - эстетической культуры студентов педвуза;
методической системы процесса формирования художественно - эстетической культуры будущих учителей начальных классов и выявлены педагогические средства и условия эффективности художественно - эстетического образования будущего учителя в полинациональном регионе;
-созданы педагогические развивающие диалоговые технологии художественно - эстетического образования студентов педвуза;
-показаны возможности народного декоративно - прикладного искусства в обогащении содержания художественно - эстетического образования студентов факультета начальных классов;
-обоснованы новые теоретические подходы к организации интегрированных типов художественно - трудовых видов деятельности.
Практическое значение исследования заключается в том, что:
-разработана система занятий по декоративно - прикладному искусству, обеспечивающих развитие художественно - эстетической культуры и творческой активности студентов;
-полученные в ходе исследования результаты дали основание создать программу по декоративно - прикладному искусству для начальной школы;
-систематизированы задачи и содержание художественно -эстетического образования будущих учителей начальных классов;
-разработаны и внедрены диалоговые технологии развития художественно - эстетической культуры студентов педвуза в условиях личностной ориентации образования;
-созданы и опубликованы учебные программы по ряду курсов декоративно - прикладного искусства для вузов, учебные пособия для студентов по проблемам декоративно - прикладного искусства Дагестана и методики его усвоения;
-разработаны различные типы научно - художественных наглядных пособий для начальных классов и художественных школ, высших педагогических колледжей и вузов, обеспечивающих развитие научного кругозора учащихся и приобщение к национальной культуре своего народа;
-разработаны требования к созданию кабинетов художественно -творческой деятельности в школе и центров эстетического воспитания школьников.
Полученные данные могут быть использованы в учебном процессе педагогического вуза, учителями, методистами, а также в системе повышения квалификации учителей и в подготовке учебно - методических пособий и программ.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечены совокупностью исходных методологических и теоретических положений; применением комплекса методов исследования, адекватных объекту, предмету, цели, задачам исследования; достаточным объемом выборки в проведении лонгитюдного диагностирующего эксперимента (650 студентов, 1150 младших школьников); широкой апробацией и устойчивой повторяемостью основных новообразований в становлении и развитии художественно - эстетической культуры студентов при проведении опытно -экспериментальной работы на различных экспериментальных площадках; использованием математических методов в обработке результатов исследования.
Апробация и внедрение результатов исследования активно осуществлялась в процессе работы автора преподавателем Дагестанского госпедуниверситета по внедрению теоретической концепции художественно - эстетического образования студентов, а также при чтении спецкурсов на базах Ростовского государственного педагогического университета,
Ставропольского регионального государственного педагогического Института Детства, Глуховского государственного педагогического института (г.Глухов Сумская область - Украина) и Славянского государственного педагогического института (г.Славянск - Украина); научным консультантом в начальных школах г.Махачкалы и сельских школ Республики Дагестан, г.Ростова - на Дону и Ростовской области, г.Туапсе Краснодарского края по внедрению программы «Декоративно - прикладное искусство народов Дагестана» и в ДИПК. Результаты исследования неоднократно докладывались диссертантом на Международных, Российских, региональных научных и научно -практических конференциях, семинарах - совещаниях в городах Москва, Махачкала, Черкесск, Майкоп, Теберда, Ростов - на - Дону, Ставрополь, Славянск (Украина), Шуя, Лиссабон (Португалия).
По теме исследования опубликовано свыше 58 монографий, учебно -методических пособий, программ, методических рекомендаций и научных статей.