Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование умений художественно-эстетической культуры у будущего учителя (На материале специальности "Учитель начальных классов") Геращенко Наталья Владимировна

Формирование умений художественно-эстетической культуры у будущего учителя (На материале специальности "Учитель начальных классов")
<
Формирование умений художественно-эстетической культуры у будущего учителя (На материале специальности "Учитель начальных классов") Формирование умений художественно-эстетической культуры у будущего учителя (На материале специальности "Учитель начальных классов") Формирование умений художественно-эстетической культуры у будущего учителя (На материале специальности "Учитель начальных классов") Формирование умений художественно-эстетической культуры у будущего учителя (На материале специальности "Учитель начальных классов") Формирование умений художественно-эстетической культуры у будущего учителя (На материале специальности "Учитель начальных классов") Формирование умений художественно-эстетической культуры у будущего учителя (На материале специальности "Учитель начальных классов") Формирование умений художественно-эстетической культуры у будущего учителя (На материале специальности "Учитель начальных классов") Формирование умений художественно-эстетической культуры у будущего учителя (На материале специальности "Учитель начальных классов") Формирование умений художественно-эстетической культуры у будущего учителя (На материале специальности "Учитель начальных классов")
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Геращенко Наталья Владимировна. Формирование умений художественно-эстетической культуры у будущего учителя (На материале специальности "Учитель начальных классов") : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 : Челябинск, 2004 186 c. РГБ ОД, 61:04-13/1855

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Формирование умений художественно-эстетической культуры у будущего учителя как педагогическая проблема

1.1. Теоретические аспекты формирования художественно-эстетической культуры у будущего учителя 15

1.2. Характеристика умений художественно- эстетической культуры будущего учителя 37

1.3. Система формирования умений художественно-эстетической культуры у будущего учителя начальных классов 55

1.4. Педагогические условия эффективного функционирования системы формирования умений художественно-эстетической культуры у будущего учителя начальных классов 72

Выводы по первой главе 92

Глава П. Опытно-экспериментальная работа по формированию умений художественно-эстетической культуры у будущего учителя начальных классов

2.1. Содержание и анализ констатирующего этапа опытно-экспериментальной работы 95

2.2. Реализация педагогических условий эффективности функционирования системы формирования умений художественно-эстетической культуры будущего учителя начальных классов 121

2.3 Анализ и оценка результатов опытно-экспериментальной работы 139

Выводы по второй главе 153

Заключение 154

Библиография 156

Приложение 172

Введение к работе

Актуальность исследования. Широкое распространение инновационных процессов в социально-экономическом развитии и преобразовании общества, новые приоритеты в образовании определяют необходимость совершенствования подготовки студентов педагогических вузов к профессиональной деятельности в школе. Одной из важнейших задач высшей школы на современном этапе является формирование личности будущего специалиста, обладающего не только глубокими знаниями, разнообразными умениями и навыками, но и богатым духовным потенциалом. Существенная роль в обогащении духовной жизни будущего учителя принадлежит художественно-эстетической культуре, искусству и декоративно-прикладному искусству в особенности.

Главная цель художественно-эстетической подготовки будущего учителя начальных классов — это формирование культур необразованной, эстетически и художественно развитой личности, способной создавать условия для художественно-эстетического развития младшего школьника. Это обусловлено тем, что, во-первых, младший школьный возраст наиболее сензити-вен для художественно-эстетического развития средствами искусства, во-вторых, изменением статуса предметов образовательной области «Искусство» и «Труд» в значимости для общего развития школьника, под которым подразумевается развитие его познавательных, эмоционально-волевых, нравственных и художественно-эстетических возможностей.

Рассматривая содержание образования как обобщенную культуру, предназначенную к освоению, мы пришли к выводу, что особое значение в реализации задач образования приобретает личность учителя, уровень его профессионально-педагогической и художественно-эстетической культуры.

Художественно-эстетическая культура будущего учителя в силу специфики данного феномена является одним из центральных аспектов гуманизации и гуманитаризации образования. Творческий диалог с художественно-эстетическим наследием, освоение способов его восприятия и созидания аде-

кватен целостной эстетической культуре личности и общества в целом, а также ведет к гуманитаризации учебно-воспитательного процесса в педагогическом вузе, повышению статуса художественно-эстетических, культуро-ведческих дисциплин в содержании профессиональной подготовки учителя начальных классов.

Художественно-эстетическую культуру студентов правомерно рассматривать не только как личностные качества, но и как сформированные умения будущего учителя начальных классов осваивать и передавать художественно - эстетический опыт новым поколениям.

Многие ученые и педагоги-практики отмечают, что современная школа недостаточно ориентирована на формирование умений художественно-эстетической культуры школьника. Данное обстоятельство связано с недостаточной подготовкой будущего учителя, отсутствием целенаправленных разработок содержания, путей и средств формирования умений художественно-эстетической культуры в высшей школе.

Проведенный нами опрос учителей начальных классов школ г. Челябинска и Челябинской области, в котором принимало участие 108 человек, показал, что вопросам формирования умений художественно-эстетической культуры у школьников уделяется недостаточно внимания.

Согласно самооценке, 20,4 % учителей имеют четкое представление об объеме и характере умений; художественно-эстетической культуры, 64,8 % учителей имеют общее представление и 14,8 % учителей имеют смутное представление о данных умениях. Сложившаяся ситуация показывает недостаточную готовность учителей начальных классов к целенаправленной работе по формированию умений художественно-эстетической: культуры младших школьников. Вместе с тем, отмечается проявление интереса у учителей к данной проблеме. Так, 48,2 % опрошенных учителей проявили высокую заинтересованность в решении данной проблемы. Они также отметили и характер испытываемых сложностей: недостаток знаний по художественно-эстетической культуре (24,1 %), недостаток методических знаний по форми-

рованию умений художественно-эстетической культуры (42,6%), недостаток сформированное умений художественно-эстетической культуры (20,4 %). Лишь 14,8 % учителей, по их оценке, не испытывают никаких трудностей.

Значимость владения умениями художественно-эстетической культуры учителя видят в следующем: - эти умения помогают становлению личности педагога, его самосовершенствованию (27,8 %), - помогают методически грамотно обучать детей на уроках художественно-эстетического блока (68,5 %). И лишь 1,8 % учителей считают, что владение умениями художественно-эстетической культуры не имеет значения в педагогической деятельности. Таким образом, проведенный опрос показал значимость исследуемой проблемы в школьной практике.

Характеризуя степень изученности и разработанности проблемы формирования умений художественно-эстетической культуры личности, необходимо отметить, что в психолого-педагогической литературе рассматривались лишь отдельные аспекты этого сложного и многогранного процесса.

Проблеме педагогической деятельности посвящены исследования Н.В. Кузьминой, И.Ф. Исаева, В.А. Сластенина, Л.Ф. Спирина, Е.Н. Шиянова и др. Профессионально-творческой подготовкой будущих специалистов занимались А.А. Вербицкий, В. И. Загвязинский, Н.А. Томин, П.И. Чернецов, А.И. Щербаков, Н.М. Яковлева и др.

Проблеме формирования умений были посвящены многие научные исследования психологов: М.И. Дьяченко, Н.В. Кузьминой, А.В; Петровского, К.К. Платонова, Б.М Теплова и др., педагогов: Ю.К. Бабанского, СИ. Ки-сельгофа, И.Я. Лернера, В.И. Орлова, В.А. Сластенина, А.В. Усовой и др.

Проблемы эстетической подготовки студентов высших учебных заведений отражены в исследованиях С.А. Аничкина, Э.И. Медведь (100), Г.А. Петровой (123), О.Н. Соловьевой (151), Е.Т. Трудковой (168) и др.

Вопросы формирования эстетической культуры студентов раскрыты в исследованиях М.А. Верба, Л.Е. Дементьевой, Н.Б. Крыловой, Б.Т. Лихачева, Л.Н. Москвичевой, Б.М. Неменского, Л.П. Печко и др.

Отдельные аспекты эстетической подготовки будущих учителей начальных классов исследованы H.MJ Конышевой, В.КМаксимовой (95), Г.В. Караваевой (62), Л.П. Саксоновой (141), Н.И. Фатеевой (173) и др..

Решающее значение для осмысления роли народного искусства в художественно-эстетическом воспитании молодежи имеют исследования А.В. Бакушинского, Т.К. Вагнера, В.Н. Василенко, М.А. Некрасовой, TJL Шпи-каловой и др.

Между тем, как показывает анализ педагогической практики и научной литературы по исследованию процесса формирования умений художественно-эстетической культуры в целом, данная проблема является недостаточно изученной, особенно с точки зрения профессионально-педагогической подготовки будущего учителя.

Таким образом, актуальность исследования обусловлена:

изменением приоритетов в целях обучения и воспитания, связанным с процессами гуманитаризации и гуманизации образования;

ориентацией вуза на активный поиск путей обновления содержания, форм и методов в области художественно-эстетической подготовки будущих учителей;

недостаточной теоретической, практической и методической разработанностью вопросов формирования умений художественно-эстетической культуры будущих учителей начальных классов.

Проблема исследования определяется противоречием между возросшей потребностью общества и школы в культурнообразованной, эстетически и художественно развитой личности педагога и недостаточной теоретической и практической подготовкой будущих учителей, способных создавать условия для художественно-эстетического развития школьников.

Актуальность и профессиональная значимость рассматриваемой проблемы определила выбор темы нашего исследования: «Формирование умений художественно-эстетической культуры у будущего учителя» на материале специальности «Учитель начальных классов».

Целью исследования является обоснование, разработка и реализация системы формирования умений художественно-эстетической культуры будущего учителя и выявление педагогических условий ее успешного функционирования и развития.

Объект исследования: художественно-эстетическая культура будущего учителя.

Предмет исследования: процесс формирования умений художественно-эстетической культуры у будущего учителя в педвузе.

В основу исследования положена гипотеза, согласно которой формирование умений художественно-эстетической культуры у будущего учителя будет протекать более эффективно, если:

- определены структура и содержание умений художественно-эстетической культуры будущего учителя;

построена система формирования умений художественно-эстетической культуры;

выделен комплекс педагогических условий эффективного функционирования и развития системы формирования умений художественно-эстетической культуры, включающий: 1) содержание процесса формирования умений художественно-эстетической культуры, построенное с учетом особенностей декоративно-прикладного искусства и его специфических средств; 2) использование сочетания традиционных и инновационных форм и методов организации обучения; 3) формирование у будущего учителя профессионально-эстетического интереса к художественно-эстетической деятельности. В соответствии с целью, предметом и гипотезой исследования ставились и решались следующие задачи:

  1. Изучить и проанализировать состояние проблемы формирования умений художественно-эстетической культуры в психолого-педагогической теории и в практической деятельности педвузов.

  2. Определить структуру и содержание умений художественно-

эстетической культуры будущего учителя.

  1. Уточнить и конкретизировать следующие основополагающие понятия проблемы исследования: «художественно-эстетическая культура будущего учителя», «умения художественно-эстетической культуры будущего учителя».

  2. Разработать систему формирования умений художественно-эстетической культуры и реализовать ее в учебном процессе подготовки будущих учителей начальных классов.

  3. Выявить и экспериментально проверить педагогические условия эффективного функционирования и развития системы формирования умений художественно-эстетической культуры будущего учителя начальных классов.

  4. Разработать методические рекомендации по формированию умений художественно-эстетической культуры у будущего учителя начальных классов.

Теоретико-методологическую основу исследования составили основные положения диалектико-материалистической теории познания; философские положения о социальной природе психической деятельности человека, активности и ведущей роли личности в процессе ее развития и формирования; положение о творческой сущности человека, развития его способностей в процессе деятельности; результаты исследований зарубежных и отечественных ученых по проблеме теории культуры, педагогической и профессиональной подготовке учителей

Наше исследование в значительной степени опиралось на идеи и положения разработанные:

- в теории систем: В.Г. Афанасьев (9), И.В. Блауберг (30), Ю.А. Конар-
жевский (72), В.Н. Садовский (59), Л.Ф. Спирин (153), З.И. Тюмасева
(164), Э.Г.Юдин (196);

— в теории системного подхода к выявлению и обоснованию сущности
художественно-эстетической культуры как феномена человеческой дея-

тельности: М. Абдуллаев (1), Ю.А. Афанасьев (10), М.С. Каган (60) и др.;

в исследованиях в области психолого-педагогических, философско-эстетических. и искусствоведческих наук, раскрывающих особенности освоения художественно-эстетической действительности, проблему взаимодействия культуры и личности: ММ. Бахтин (18), Н.А. Бердяев (20), Н.Б. Берхин (22), Л.С. Выготский (41), Н.Л. Лейзеров (67), Н.И. Киященко (67), Л.Н. Коган (68) и др.;

в психолого-педагогической теории деятельности (К.А. Абульханова -Славская (4), Л.С. Выготский (41), А.Н. Леонтьев (87), СЛ. Рубинштейн (139) идр.;

в теории воспитания на традициях народного искусства: А.А. Мелик-Пашаев (102), Б.М. Неменский (113), Т.Я. Шли калова (191) и др.;

в теории по актуальным вопросам вузовской дидактики: СИ. Архангельский (7), Ю. К. Бабанский (11), А.А. Вербицкий (36), И.Я. Лернер (88) и др.;

в теории педагогической технологии: В.П. Беспалько (26), В.И. Загвя-зинский (54), П.Е. Решетников (135) В.А. Сластенин (147), Л.Ф. Спирин (153), Н.М. Яковлева (198) и др.;

в теории и методике формирования умений - М.И. Дьяченко (51), Л.А. Кандыбович (52), СИ. Кисельгоф (64), И.Я. Лернер (88), А.К. Маркова (98), А.В.Петровский (121), А.В. Усова (169,170) и др.

Выбранная методологическая основа и поставленные задачи определили ход и методику проведения теоретико-экспериментального исследования, которое осуществлялось поэтапно в период с 1996-го по 2004 год. В работе использовался комплекс взаимосвязанных и дополняющих друг друга методов исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы; изучение передового педагогического опыта в отечественной и зарубежной практике; педагогический эксперимент; тестирование; анкетирование; анализ результатов творческой деятельности сту-

#

дентов, экспертные оценки; методы математической статистики.

База исследования. В процессе констатирующего и формирующего этапов эксперимента приняло участие 108 учителей начальных классов г. Че-

лябинска и Челябинской области, 375 студентов факультета подготовки учи
телей начальных классов. Экспериментальная работа проводилась на фа
культете подготовки учителей начальных классов Челябинского государст
венного педагогического университета.

На первом этапе (1996-1997) - аналитическом - изучались и анализировались философские труды, государственные документы, педагогическая, психологическая и методическая литература по теме исследования. Были определены объект, предмет, цель, задачи исследования, сформулирована рабочая гипотеза. Ведущие методы исследования: теоретический анализ литературы по изучаемой проблеме, анализ учебных программ высшей школы и »

экспериментальных программ для начальной школы, пробный констатирующий эксперимент, анкетирование, тестирование.

На втором этапе (1997-1998) - поисковом - определялись сущность, содержание и структура умений художествено-эстетической культуры студентов, разрабатывалась система формирования умений художественно-эстетической культуры у будущего учителя, выявлялись эффективные педагогические условия функционирования и развития данной системы, проводился констатирующий экспериментов ходе которого определялось состояние сформированности умений художественно-эстетической культуры у студентов. Изучался опыт работы вузов г. Москвы, г. Магнитогорска, г. Санкт-

* Петербурга, г. Екатеринбурга. Ведущие методы исследования: теоретический
анализ научной литературы, теоретическое моделирование, педагогический
эксперимент, анкетирование, тестирование, наблюдение, обобщение.

На третьем этапе (1998-2003) - формирующем - были экспериментально проверены педагогические условия эффективного функционирования системы формирования умений художественно-эстетической культуры у студентов, будущих учителей начальных классов Челябинского государст-

венного педагогического университета. В этот период осуществлялось чтение спецкурса, проводились занятия по спецпрактикуму, корректировалось содержание педагогической практики студентов в школе. Основные методы на данном этапе: педагогический эксперимент, наблюдение, тестирование, анализ творческих практических работ студентов.

На четвертом этапе (2003-2004) - контрольно-обобщающем, подводились итоги исследования, осуществлялась обработка и анализ результатов исследования, теоретически обосновывались основные положения и выводы диссертационного исследования. Ведущие методы: анализ результатов исследования, методы математической статистики, обобщение.

На защиту выносятся:

1. Разработанная система формирования умений художественно-
эстетической культуры у будущего учителя, обеспечивающая эффектив
ное овладение данными умениями. Ее особенностями являются:

содержательно-смысловое наполнение всех компонентов системы спецификой художественно-эстетической культуры, декоративно-прикладного искусства и профессионально-педагогической направленностью;

поэтапность процесса формирования умений художественно-эстетической культуры (допрофессиональный, профессиональной адаптации, профессионального становления, профессионального творчества), определяющая интеграцию общекультурного, психолого-педагогического, методического и художественного циклов дисциплин;

целостность, динамичность, уровневость, влияющие на эффективность и качество результата.

2. Комплекс педагогических условий эффективного функционирования и
развития системы формирования умений художественно-эстетической
культуры у будущего учителя, включающий: 1) содержание процесса
формирования умений художественно-эстетической культуры, построен-

ное с учетом особенностей декоративно-прикладного искусства и его

специфических средств; 2) использование сочетания традиционных и

инновационных форм и методов организации обучения; 3) формирование

У будущего учителя профессионально-эстетического интереса к

художественно-эстетической деятельности.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что его

теоретические выводы вносят определенный вклад в исследование проблемы

художественно-эстетической подготовки будущего учителя. Она состоит:

- в определении структуры и содержания умений художественно-
эстетической культуры у будущего учителя в условиях современного ре
формирования образования;

— в уточнении и конкретизации содержания понятия «умения художест
венно-эстетической культуры будущего учителя», под которым мы по
нимаем проявленную готовность будущего учителя к освоению искусст
ва, художественно-прикладной деятельности и передаче художественно-
эстетического опыта новым поколениям, путем осуществления целесо
образной системы действий, основанных на профессионально-
педагогических, культурологических знаниях.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

— разработана система формирования умений художественно-
эстетической культуры у будущего учителя;

- выявлен, обоснован и экспериментально проверен комплекс педагоги
ческих условий эффективного функционирования и развития системы
формирования умений художественно-эстетической культуры у будуще
го учителя, включающий: 1) содержание процесса формирования умений
художественно-эстетической культуры, построенное с учетом особенно
стей декоративно-прикладного искусства и его специфических средств;
2) использование сочетания традиционных и инновационных форм и ме
тодов организации обучения; 3) формирование у будущего учителя про-

фессионально-эстетического интереса к художественно-эстетической

деятельности. Практическая значимость исследования состоит в том, что результаты экспериментальной работы способствуют совершенствованию образовательного процесса высшей профессиональной школы. Она определяется тем, что: 1) разработано методико-технологическое обеспечение процесса формирования умений художественно-эстетической культуры (программа курса «Методика преподавания художественного труда», спецкурс «Основы декоративно-прикладного искусства в начальной школе», методические рекомендации по педпрактике студентов и художественно-эстетической деятельности в учебных мастерских; 2) разработаны критерии и уровни сформированное: умений художественно-эстетической культуры, которые являются диагностическим инструментарием для преподавателей высшей школы.

Обоснованность и достоверность выводов и результатов диссертационного исследования обеспечиваются опорой на достижения психолого-педагогической науки, целенаправленной экспериментальной работой; применением комплекса методов, адекватных предмету, целям и задачам исследования; использованием методов математической статистики в обработке результатов опытно-экспериментальной работы.

База исследования. Исследование осуществлялось с 1996 по 2004 гг. В процессе констатирующего и формирующего этапов эксперимента приняло участие 108 учителей начальных классов г. Челябинска и Челябинской области, 375 студентов факультета подготовки учителей начальных классов ЧГПУ. Экспериментальная работа проводилась на факультете подготовки учителей начальных классов Челябинского государственного педагогического университета.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и результаты проведенного исследования освещены: - в выступлениях на областных, региональных и всероссийских научно-

практических конференциях: «Новые системы обучения в начальной школе» (Челябинск, 1994), «Региональная модель подготовки педагогов периода детства» (Екатеринбург, 2000), «Методика вузовского преподавания» (Челябинск, 2000-2003);

в ходе обсуждения материалов исследования на заседаниях кафедры художественно-эстетического воспитания и кафедры педагогики, психологии и предметных методик факультета подготовки учителей начальных классов, отчетов на заседаниях кафедры педагогики 4111 У, на заседаниях научно-практической конференции Челябинского государственного педагогического университета (Челябинск, 1995-2004);

в процессе чтения лекций на курсах повышения квалификации учителей начальных классов на базе факультета подготовки учителей начальных классов ЧГПУ (Челябинск, 1996), в ходе обсуждения и обмена научно-методическими материалами с преподавателями педколледжеи г.г. Челябинска, Троицка, Миасса, Златоуста;

в процессе педагогической деятельности в качестве преподавателя методики художественного труда Челябинского государственного педагогического университета.

Структура работы.

Диссертация состоит из введения, двух глав, общих выводов, заключения, библиографии и приложения. Текст изложен на 189 машинописных страницах, содержит 28 таблиц, 21 рисунок. Библиография включает в себя 204 наименования, из них 6 — на иностранном языке.

Теоретические аспекты формирования художественно-эстетической культуры у будущего учителя

Современный этап развития образования в России характеризуется качественными изменениями содержания, форм и методов обучения и воспитания на основе идей гуманизации и гуманитаризации. Важным условием реализации гуманистической парадигмы выступает активизация художественно-эстетического фактора в содержании образования.

Культура как спрессованный опыт тысячелетий, передаваемый и осваиваемый в процессе образования, включает в себя культуру мышления, поведения, общения, чувств и конструктивной практической деятельности (28). Культура в образовании выступает как его содержательная составляющая, источник знаний о природе, обществе, способах деятельности, эмоционально-волевого и ценностного отношения человека к окружающим людям, труду, общению, искусству и т.д. Это позволяет рассматривать содержание образования как обобщенную культуру, предназначенную к освоению.

В этой связи существенным является профессионально-педагогическая подготовка будущего специалиста, способного осваивать и передавать культуру новому поколению. Особое значение в свете процессов гуманизации образования приобретает художественно-эстетическая культура личности учителя, способствующая решению важной задачи образования, воспитания человека-творца, носителя креативного начала, подлинного субъекта жизнедеятельности, способного к позитивному изменению окружающего мира, к творению культуры и себя в культуре.

В современной науке имеются разные подходы в определении содержания и сущности понятия «культура». Совокупность теоретических представлений о культуре образует особую область научного знания, отдельные положения которой отражены в философии, культурологии, аксиологии, истории, эс тетике, социологии, педагогике и психологии.

Большинство ученых понимает культуру как многомерное, многофункциональное и многоаспектное явление, как тот социум, в котором происходит и развитие личности в целом и становление ее в общечеловеческом и профессиональном плане.

Понятие «культура» в основном значении содержит представление об уровне достижений разного рода, отнесенных, прежде всего к человеку и его духовному потенциалу. Современные концепции культурологических исследований определяют культуру «как все то, что создано людьми; как ценностное образование; как совокупность норм; как символический аспект современной жизни и деятельности людей; как технологии адаптации человека к окружению; как способы трансляции социально значимой информации; как коммуникативные системы в обществе и т.п.» (136, с.284.)

М.С. Каган рассматривает категорию "культура" в системе высшего порядка категорий: "природа - общество - человек - культура", так как выделенные основные компоненты отвечают критерию необходимости и достаточности, и между ними выявляются достаточно строго определенные связи и взаимозависимости. Рассмотрение категории «культура» во взаимосвязи с каким-либо из компонентов данной системы (культура-природа, культура-человек, культура-общество) будет правомерным, но в качестве взаимно дополняющим по отношению к целостной структуре бытия. (60, с. 138 - 139)

В культуре проявляются и формируются сущностные силы общества, социальных групп, отдельных личностей. В силу этого в науке принято выделение нескольких уровней анализа культуры: всеобщий уровень анализа - культура общества, формации; особенный - культура социальных групп; единичный - культура личности. Овладевая ценностями культуры, человек формирует свое «Я». Личностный — единичный - уровень анализа культуры зависит от уровня анализа культуры целого общества, от степени заинтересованности общества в развитии способностей, наклонностей своих членов.

Поэтому и функционирование культуры есть постоянное превращение индивидуального богатства личности во всеобщие формы культуры и этих форм - вновь в индивидуальное богатство личности.

Согласно теме нашего исследования, рассмотрим понятие «культура» с позиций аксиологического, деятельностного и личностного подходов.

Ряд исследователей (5; 6; 20; 47 и др.) выделяют аксиологический аспект понятия «культура». Они трактуют его как совокупность материальных и духовных ценностей, созданных и создаваемых человечеством в процессе общественно-исторической практики и характеризующих исторически достигнутую ступень в развитии общества.

В исследовании проблем взаимосвязи культуры, человека и картины мира А.И. Арнольдов дает обобщенную характеристику понятию культура, как исторически развивающейся системы созданных человеком материальных и духовных ценностей, социокультурных норм, способов организации поведения и общения, а также обусловленного способом материального производства процесса развития сущностных сил человека, его самореализации (5).

Ценность рассматривается словарными источниками как «положительная или отрицательная значимость объектов окружающего мира для человека, класса, группы, общества в целом, определяемая не их свойствами самими по себе, а их вовлеченностью в сферу человеческой жизнедеятельности, интересов и потребностей, социальных отношений» (31, с. 1473).

Психологический аспект категории «ценность» ученые раскрывают через тождественные категории «значимость» (И.Ф. Добрынин), «отношение» (В.Н. Мясищев) и «личностный смысл» (АН. Леонтьев).

Аксиологический компонент является системообразующим в характеристике культуры личности, позволяющим объединять все элементы культуры. Ценности, выполняя функцию стимулов, являются начальным фактором, ведущим к превращению ценностных ориентации личности в ее деятельность.

Рассмотрение культуры в связи с понятием деятельности стало доминирующим направлением в исследованиях М. Абдуллаева (1), Ю. А. Афанасьева (10), М.С. Кагана (60) и др. В философском словаре под редакцией.И.Т. Фролова раскрывается понятие «культура» как «социально-прогрессивная творческая деятельность человечества во всех сферах бытия и сознания...» (175, с.225).

М.С. Каган определяет культуру как "целостное единство способов и продуктов человеческой деятельности, в которой реализуется его активность и которая служит его самосовершенствованию, удовлетворению и возвышению потребностей, гармонизации отношений между человеком и обществом, человеком и природой, обществом и природой. " (60, с. 138.)

В научной литературе сложилось понимание культуры, как процесса человеческой деятельности и её результатов. При этом культура как явление социально-историческое на каждом этапе своего развития выступает как определенный способ, «образец» деятельности, как определенная система субъектно-объектных отношений, проявляющаяся в различных сферах общественной жизни.

Исследователи усматривают именно в деятельности фундаментальную основу культуры. Но они осознают, что культура всё же не сводима к деятельности, нетождественна ей. Содержание культуры также не сводимо и к продуктам человеческой деятельности. Так, Ю.А Афанасьев определяет поиск сущности культуры «внутри» деятельности, «понимая её как некую имманентную человеческой деятельности мобилизующую и организующую силу» (10, с. 15).

Рассматривая подлинную субстанцию культуры как живую человеческую деятельность, следует отметить, что человек является и субъектом деятельности и субъектом деятельного отношения. Следовательно, той силой, которая внутренне мобилизует деятельность, а стало быть - культурой, является деятельный потенциал самого человека, его сущностные силы. И мы согласны с точкой зрения Ю.А. Афанасьева, что культуру следует понимать не как совокупный способ деятельности, взятый сам по себе, а «культура- это его (человека) способ освоения его (человеческого) мира - мира человеческой действительности, человеческой чувственности и субъективности»

Содержание и анализ констатирующего этапа опытно-экспериментальной работы

Современный этап развития образования в России характеризуется качественными изменениями содержания, форм и методов обучения и воспитания на основе идей гуманизации и гуманитаризации. Важным условием реализации гуманистической парадигмы выступает активизация художественно-эстетического фактора в содержании образования.

Культура как спрессованный опыт тысячелетий, передаваемый и осваиваемый в процессе образования, включает в себя культуру мышления, поведения, общения, чувств и конструктивной практической деятельности (28). Культура в образовании выступает как его содержательная составляющая, источник знаний о природе, обществе, способах деятельности, эмоционально-волевого и ценностного отношения человека к окружающим людям, труду, общению, искусству и т.д. Это позволяет рассматривать содержание образования как обобщенную культуру, предназначенную к освоению.

В этой связи существенным является профессионально-педагогическая подготовка будущего специалиста, способного осваивать и передавать культуру новому поколению. Особое значение в свете процессов гуманизации образования приобретает художественно-эстетическая культура личности учителя, способствующая решению важной задачи образования, воспитания человека-творца, носителя креативного начала, подлинного субъекта жизнедеятельности, способного к позитивному изменению окружающего мира, к творению культуры и себя в культуре.

В современной науке имеются разные подходы в определении содержания и сущности понятия «культура». Совокупность теоретических представлений о культуре образует особую область научного знания, отдельные положения которой отражены в философии, культурологии, аксиологии, истории, эс тетике, социологии, педагогике и психологии.

Большинство ученых понимает культуру как многомерное, многофункциональное и многоаспектное явление, как тот социум, в котором происходит и развитие личности в целом и становление ее в общечеловеческом и профессиональном плане.

Понятие «культура» в основном значении содержит представление об уровне достижений разного рода, отнесенных, прежде всего к человеку и его духовному потенциалу. Современные концепции культурологических исследований определяют культуру «как все то, что создано людьми; как ценностное образование; как совокупность норм; как символический аспект современной жизни и деятельности людей; как технологии адаптации человека к окружению; как способы трансляции социально значимой информации; как коммуникативные системы в обществе и т.п.» (136, с.284.)

М.С. Каган рассматривает категорию "культура" в системе высшего порядка категорий: "природа - общество - человек - культура", так как выделенные основные компоненты отвечают критерию необходимости и достаточности, и между ними выявляются достаточно строго определенные связи и взаимозависимости. Рассмотрение категории «культура» во взаимосвязи с каким-либо из компонентов данной системы (культура-природа, культура-человек, культура-общество) будет правомерным, но в качестве взаимно дополняющим по отношению к целостной структуре бытия. (60, с. 138 - 139)

В культуре проявляются и формируются сущностные силы общества, социальных групп, отдельных личностей. В силу этого в науке принято выделение нескольких уровней анализа культуры: всеобщий уровень анализа - культура общества, формации; особенный - культура социальных групп; единичный - культура личности. Овладевая ценностями культуры, человек формирует свое «Я». Личностный — единичный - уровень анализа культуры зависит от уровня анализа культуры целого общества, от степени заинтересованности общества в развитии способностей, наклонностей своих членов.

Поэтому и функционирование культуры есть постоянное превращение индивидуального богатства личности во всеобщие формы культуры и этих форм - вновь в индивидуальное богатство личности.

Согласно теме нашего исследования, рассмотрим понятие «культура» с позиций аксиологического, деятельностного и личностного подходов.

Ряд исследователей (5; 6; 20; 47 и др.) выделяют аксиологический аспект понятия «культура». Они трактуют его как совокупность материальных и духовных ценностей, созданных и создаваемых человечеством в процессе общественно-исторической практики и характеризующих исторически достигнутую ступень в развитии общества.

В исследовании проблем взаимосвязи культуры, человека и картины мира А.И. Арнольдов дает обобщенную характеристику понятию культура, как исторически развивающейся системы созданных человеком материальных и духовных ценностей, социокультурных норм, способов организации поведения и общения, а также обусловленного способом материального производства процесса развития сущностных сил человека, его самореализации (5).

Ценность рассматривается словарными источниками как «положительная или отрицательная значимость объектов окружающего мира для человека, класса, группы, общества в целом, определяемая не их свойствами самими по себе, а их вовлеченностью в сферу человеческой жизнедеятельности, интересов и потребностей, социальных отношений» (31, с. 1473).

Психологический аспект категории «ценность» ученые раскрывают через тождественные категории «значимость» (И.Ф. Добрынин), «отношение» (В.Н. Мясищев) и «личностный смысл» (АН. Леонтьев).

Аксиологический компонент является системообразующим в характеристике культуры личности, позволяющим объединять все элементы культуры. Ценности, выполняя функцию стимулов, являются начальным фактором, ведущим к превращению ценностных ориентации личности в ее деятельность.

Рассмотрение культуры в связи с понятием деятельности стало доминирующим направлением в исследованиях М. Абдуллаева (1), Ю. А. Афанасьева (10), М.С. Кагана (60) и др. В философском словаре под редакцией.И.Т. Фролова раскрывается понятие «культура» как «социально-прогрессивная творческая деятельность человечества во всех сферах бытия и сознания...» (175, с.225).

М.С. Каган определяет культуру как "целостное единство способов и продуктов человеческой деятельности, в которой реализуется его активность и которая служит его самосовершенствованию, удовлетворению и возвышению потребностей, гармонизации отношений между человеком и обществом, человеком и природой, обществом и природой. " (60, с. 138.)

В научной литературе сложилось понимание культуры, как процесса человеческой деятельности и её результатов. При этом культура как явление социально-историческое на каждом этапе своего развития выступает как определенный способ, «образец» деятельности, как определенная система субъектно-объектных отношений, проявляющаяся в различных сферах общественной жизни.

Исследователи усматривают именно в деятельности фундаментальную основу культуры. Но они осознают, что культура всё же не сводима к деятельности, нетождественна ей. Содержание культуры также не сводимо и к продуктам человеческой деятельности. Так, Ю.А Афанасьев определяет поиск сущности культуры «внутри» деятельности, «понимая её как некую имманентную человеческой деятельности мобилизующую и организующую силу» (10, с. 15).

Рассматривая подлинную субстанцию культуры как живую человеческую деятельность, следует отметить, что человек является и субъектом деятельности и субъектом деятельного отношения. Следовательно, той силой, которая внутренне мобилизует деятельность, а стало быть - культурой, является деятельный потенциал самого человека, его сущностные силы. И мы согласны с точкой зрения Ю.А. Афанасьева, что культуру следует понимать не как совокупный способ деятельности, взятый сам по себе, а «культура- это его (человека) способ освоения его (человеческого) мира - мира человеческой действительности, человеческой чувственности и субъективности»

В первой главе нашего исследования мы рассмотрели теоретические аспекты проблемы формирования умений художественно-эстетической культуры ( далее умения ХЭК) у будущих учителей начальных классов, а также разработали педагогическую систему процесса формирования умений, выявили содержание, структуру данных умений и уровневую характеристику признаков сформированности умений художественно-эстетической культуры.

Данный параграф посвящен организационным вопросам опытно-экспериментальной работы и выявлению состояния исследуемой проблемы на констатирующем этапе.

Исходя из цели и гипотезы исследования, в ходе опытно-экспериментальной работы были выдвинуты следующие задачи:

а) определить начальный уровень сформированности умений ХЭК у будущих, учителей начальных классов и осуществить подбор экспериментальных и кон трольной групп;

б) актуализировать программу курса «Методика преподавания художественного труда» и подготовить программу спецкурса согласно проблеме исследования;

в) осуществить формирующий эксперимент в естественных условиях на факультете подготовки учителей начальных классов Челябинского государственного педагогического университета;

г) проанализировать результаты опытно-экспериментальной работы, полученные с помощью методов описательной статистики, с использованием критерия

Хи-квадрат Пирсона. В ходе теоретического осмысления проблемы, нами был выдвинут ряд предположений, которые требовали экспериментальной проверки: во-первых, формирование умений ХЭК у будущих учителей начальных классов будет осуществляться более эффективно, если оно будет протекать в рамках специально разработанной системы; во-вторых, условиями, обеспечивающими эффективность функционирования и развития данной системы формирования умений ХЭК у будущего учителя, будут являтся:

содержание процесса формирования умений художественно-эстетической культуры, построенное с учетом особенностей декоративно-прикладного искусства и его специфических средств;

сочетание традиционных и инновационных форм и методов организации обучения в процессе формирования умений художественно-эстетической культуры;

формирование профессионально - эстетического интереса к художественно эстетической деятельности у будущих учителей.

Данные положения проверялись нами в ходе опытно-экспериментальной работы, которая проводилась со студентами дневного и заочного отделений факультета подготовки учителей начальных классов Челябинского государственного педагогического университета. Исследование осуществлялось с 1996 по 2004 гг. Всего экспериментом было охвачено 108 учителей начальных классов г.Челябинска и Челябинской области, также в эксперименте приняли участие преподаватели ЧГПУ и 325 студентов факультета подготовки учителей начальных классов (в подготовительном и формирующем экспериментах).

Базой экспериментального исследования стал Челябинский государственный педагогический университет. Опытно-экспериментальная работа проводилась в несколько этапов.

Констатирующий этап позволил определить уровень сформированности умений ХЭК у студентов и на основе начального уровня скомпоновать группы в рамках основного эксперимента. Для проведения формирующего эксперимента нами были сформированы три группы студентов: две экспериментальных и одна контрольная группа. Экспериментальная работа в них характеризовалась ориентацией на различные педагогические условия. В первой экспериментальной группе (ЭГ-1) обучение велось на основе включения в содержание основных средств ДЛИ и целенаправленного формирования профессионально-эстетического интереса к художественно-прикладной деятельности; во второй экспериментальной группе (ЭГ-2) нами проверялась эффективность всего комплекса педагогических условий. В контрольной группе (КГ) обучение студентов специальным образом не было ориентировано ни на одно из выделенных условий, но обучение будущих учителей начальных классов по формированию умений художественно-эстетической культуры младших школьников проводилось в рамках традиционных курсов художественно-эстетических, культурологических дисциплин и во время педагогической практики.

На завершающем этапе был проведен анализ полученных результатов и систематизирован опыт работы по проблеме формирования умений художественно-эстетической культуры у будущих учителей начальных классов.

Целью констатирующего этапа эксперимента было уточнение критериев и показателей оценки эффективности формирования умений ХЭК, выявление уровня сформированности; умений художественно-эстетической культуры у будущих учителей начальных классов.

Первым направлением было выявление уровня сформированности лично-стно-культурологических умений. В процессе исследования, на основании выделенных характеристик; критериев (см. в таб. 1.2.2), нами была разработана шкала определения уровня сформированности умений художественно-эстетической культуры у студентов по каждому блоку, описание которой представлено в таблицах 2Л.1;: 2.1.3; 2.1.5. Таблица 2.1.1

Шкала определения уровня сформированности личностно-культурологических умений ХЭК у студентов

Уровни Обобщенные качественные характеристики умений

Первый уровень (низкий) 2 балла. Наличие эпизодического поверхностного любопытства к ДЛИ, индифферентного восприятия ДЛИ; незнание художественно-эстетических понятий; осуществление примитивной художественно-эстетической оценки, на уровне «нравится» - «не нравится»

Второй уровень(ниже среднего)3 балла Наличие развивающегося интереса; стихийно-эмоционального восприятия; неумение сформулировать основные художественно-эстетические категории, подмена понятий их описанием; осуществление художественно-эстетической оценки произведений поверхностно, односторонне, отсутствие личной точки зрения;

Третий уровень(средний)4 балла Наличие функционального интереса к ДЛИ; сформи-рованность умений к адекватному, образно-предметному восприятию произведений ДНИ; владение отдельными художественно-эстетическими знаниями; наряду с нормативно-традиционным уровнем художественно-эстетической оценки, наличие оригинальной точки зрения самих студентов

Четвертый уровень(высокий)5 баллов Наличие профессиональной потребности в отношении к ДНИ; преобладание уровня личностно-рефлексивного восприятия произведений ДЛИ; владение системой художественно-эстетических знаний; проведение оценки произведений искусствах позиций «диалога культур» Первым шагом в данном направлении исследования было определение уровня проявляющегося интереса к декоративно-прикладному искусству. Для достижения данной цели нами был использован комплекс методов: наблюдение, беседа, самооценка, тестирование.

Студентам был предложен вариант теста, разработанный на основе тестовых задач в форме проблемных высказываний (Л.Ф. Спирин), ответы на которые позволяют сделать заключение об уровне отношения к изучаемой проблеме, степени, заинтересованности в овладении умениями художественно-эстетической культуры (тест представлен в приложении). Результаты теста выявили следующие уровни проявляющегося интереса:.

первый уровень (низкий) - проявление эпизодического поверхностного любопытства к декоративно-прикладному искусству;

второй уровень (ниже среднего) — наличие развивающегося интереса;

третий уровень (средний) — проявление функционального интереса;

четвертый уровень (высокий) — наличие профессиональной потребности в

отношении к ДЛИ.

link3 Реализация педагогических условий эффективности функционирования системы формирования умений художественно-эстетической культуры будущего учителя начальных классов link3 В первой главе мы рассмотрели теоретические аспекты проблемы формирования, умений художественно-эстетической культуры у будущих учителей начальных классов, определили содержание, структуру и уровни сформирован-ности данных умений.

Выделили педагогическую систему формирования умений художественно-эстетической культуры у будущих учителей начальных классов и педагогические условия ее эффективного функционирования и развития.

Целью формирующего этапа эксперимента являлась проверка необходимости и достаточности комплекса педагогических условий, которые влияют на эффективность функционирования системы формирования умений художественно-эстетической культуры будущих учителей начальных классов.

В соответствии с задачей формирующего эксперимента были сформированы две экспериментальные и одна контрольная группы. Группы студентов были выбраны приблизительно равные по начальному уровню сформированно-сти умений художественно-эстетической культуры.

Экспериментальная работа в группах характеризовалась ориентацией на различные педагогические условия. В первой экспериментальной группе (ЭГ-1) обучение велось на основе включения в содержание основных средств ДЛИ и целенаправленного формирования профессионально-эстетического интереса к, художественно-прикладной деятельности; во второй экспериментальной группе (ЭГ-2) нами проверялась эффективность всего комплекса педагогических условий. В контрольной группе (КГ) обучение студентов специальным образом не было ориентировано ни на одно из выделенных условий, хотя обучение будущих учителей проводилось в рамках предметов культурологического и художественно-эстетического цикла, а также во время педагогической практики.

Исследование показало, что процесс формирования умений художествен но-эстетической культуры будущих учителей начальных классов включает в себя следующие этапы: ознакомительный, подготовительный, основной и завершающий.

Ознакомительный этап охватывает первый и второй год обучения студентов в вузе. Задачами первого этапа являлись:

1. Ознакомление студентов с основными художественно-эстетическими понятиями и с категориальным аппаратом искусства в процессе изучения дисциплин культурологического блока («История Отечества», «Философия и история образования», «Философия») и предметного («Методика преподавания изобразительного искусства», «Методика музыкального воспитания»).

2. Усвоение знаний, основных идей, законов и принципов теории обучения и; воспитания младших школьников в ходе изучения дисциплин психолого-педагогического блока («Введение в педагогическую профессию», «Педагогические теории, системы и технологии», «Психология человека», «Возрастная психология»).

3. Овладение профессионально-творческой педагогической деятельностью в рамках Института дополнительных творческих педагогических профессий.

Таким образом, на первом этапе формирования умений художественно-эстетической культуры будущего учителя начальных классов закладывались-теоретико-методологические основы их формирования, развивался профессионально-эстетический интерес к художественно-эстетической культуре, актуализировались художественно - творческие способности в процессе художественно-эстетической деятельности.

В задачи следующего подготовительного этапа входило:

1. Определение имеющегося уровня сформированности умений художественно-эстетической культуры студентов.

2. Создание положительной мотивационной атмосферы овладения знаниями и умениями художественно-эстетической культуры.

3. Формирование целевой установки на овладение умениями ХЭК, развитие

профессионально-эстетического интереса.

К задачам основного этапа мы отнесли:

1. Актуализацию знаний, лежащих в основе процесса формирования умений художественно-эстетической культуры.

2. Формирование практических умений в художественно-эстетической и учебно-профессиональной деятельности.

3. Развитие профессионально-эстетической потребности в области художественно-эстетической культуры.

На завершающем этапе формирования умений художественно-эстетической культуры у будущих учителей начальных классов основной целью являлось целостное включение студентов в процесс овладения умениями художественно-эстетической культуры.

Успешное овладение студентами умениями художественно-эстетической культуры возможно при внедрении в процесс обучения комплекса педагогических условий, рассмотренных нами в первой главе.

Эффективность первого условия: включение в систему формирования умений художественно-эстетической культуры содержания, построенного с учетом особенностей декоративно-прикладного искусства и его специфических средств, проверялась нами в течение нескольких лет. Было актуализировано содержание дисциплины «Методика художественного труда с практикумом в учебных мастерских», согласно проблеме исследования.

Целью данной дисциплины является вооружение будущего учителя не только теоретическими знаниями об особенностях трудового и художественно -эстетического обучения и воспитания младших школьников, но и умениями практической художественно-прикладной деятельности; методическими умениями передачи трудового, художественно-эстетического опыта младшим школьникам.

На факультете подготовки учителей начальных классов Челябинского государственного педагогического университета эта дисциплина изучается в течение четырех семестров, на III - IV курсах. Общий объем времени 117 часов) включает в себя обязательные аудиторные формы организации учебного процесса: лекции, лабораторно-практические занятия и самостоятельную работу студентов (78 часов). В учебном плане установлены следующие формы отчетности: зачет, экзамен, курсовая работа, квалификационная работа по исследуемым проблемам дисциплины.

Нами разработано содержание данной программы, которое позволяет формировать основные знания и умения будущих учителей начальных классов для их успешной профессиональной деятельности. К концу обучения студенты должны овладеть следующими знаниями:

теоретические основы методики трудового обучения;

задачи художественно-трудового обучения в начальной школе;

содержание художественно-трудового обучения, методику проведения уроков и внеклассных занятий по художественно-трудовому обучению;

общие основы современного производства;

основы декоративно-прикладного искусства (России, Урала);

виды различных материалов, их свойства, технологию изготовления и обработки, их применение;

название инструментов, используемых при обработке различных материалов, их устройство, назначение, приемы использования;

правила безопасности труда при обработке различных материалов, требования гигиены труда;

художественные и конструкторские особенности изготовления изделий;

способы соединения деталей, приемы качественной работы с клеем;

дидактические и методические требования, предъявляемые к учебно-наглядным пособиям.

К концу обучения студенты должны овладеть следующими умениями:

владеть методикой художественно-трудового обучения и проводить занятия по художественно-трудовому обучению;

организовывать художественно-трудовое обучение учащихся младших классов на уроках и внеклассных занятиях;

опираясь на строгую научную основу, формировать понятия о декоративно-прикладном искусстве; разъяснять технологию получения различных материалов, их свойства и применять их при изготовлении разных изделий;

пользоваться инструментами при обработке разных материалов, выполнять технологические приемы;

соблюдать правила безопасности труда и требований гигиены труда;

читать схемы, чертежи изготовляемых изделий, составлять чертежи, развертки, выкройки конструируемых и моделируемых изделий;

составлять технологические карты изготавливаемых изделий;

производить качественное соединение деталей плоских и объемных изделий.

Перечислим основные темы дисциплины «Методика художественного труда с практикумом в учебных мастерских», перспективные с точки зрения художественно-эстетической подготовки будущего учителя начальных классов

Похожие диссертации на Формирование умений художественно-эстетической культуры у будущего учителя (На материале специальности "Учитель начальных классов")