Содержание к диссертации
Введение
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ОРГАНИЗАТОРОВ ТЕАТРАЛЬНО-КОНЦЕРТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1. Развитие структуры и содержания театрально-концертной деятельности в России 12
1.2. Проблемы организации театрально-концертного дела в условиях рыночных отношений 28
1.3. Сущность и критерии оценки профессиональной культуры специалиста 44
Глава II. ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ДЛЯ ТЕАТРАЛЬНО-КОНЦЕРТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1. Кадровое обеспечение и система профессиональной подготовки работников театрально-концертного дела 59
2.2. Характеристика квалификации и профессиональных затруднений организаторов театрально-концертной деятельности в условиях города 73
2.3. Программа формирования профессиональной культуры организаторов театрально-концертной деятельности в условиях вуза и в системе повышения квалификации : 90
Глава III. СОДЕРЖАНИЕ И ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ОРГАНИЗАТОРОВ ТЕАТРАЛЬНО-КОНЦЕРТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
3.1. Формирование профессиональной культуры в процессе обучения и переподготовки менеджеров организаций 106
3.2. Повышение уровня профессиональной культуры в процессе формирования профессионального самосознания специалистов 120
3.3. Условия эффективности и оценка результатов формирования профессиональной культуры организаторов театрально-концертной деятельности 135
ЗАКЛЮЧЕНИЕ .,149
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 154 .
ПРИЛОЖЕНИЕ 168
- Развитие структуры и содержания театрально-концертной деятельности в России
- Кадровое обеспечение и система профессиональной подготовки работников театрально-концертного дела
- Формирование профессиональной культуры в процессе обучения и переподготовки менеджеров организаций
Введение к работе
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ОРГАНИЗАТОРОВ ТЕАТРАЛЬНО-КОНЦЕРТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Развитие структуры и содержания театрально-концертной деятельности в России 12
Проблемы организации театрально-концертного дела в условиях рыночных отношений 28
Сущность и критерии оценки профессиональной культуры специалиста 44
Развитие структуры и содержания театрально-концертной деятельности в России
В данном разделе поставлена задача на основе рассмотрения истории развития театрально-концертной деятельности в России выявить направления работы ее организаторов, а также культурные традиции разрешения проблем, с которыми сталкиваются специалисты в данной сфере.
Непосредственно история театрально-концертной деятельности в России насчитывает около трех столетий, однако ее истоки имеют древние традиции. Как показывают исследователи /102; 120; 145; 159/, уже литературные памятники XI века описывают действа скоморохов, напоминающие театральные представления. Зачатки драматического действия, сопровождавшегося музыкой, содержались и в языческих обрядах,, и в обрядовых играх славян задолго до принятия христианства. Первые театральные представления в России (как и в других странах) тесно связаны с религиозной тематикой. Таковы «Пещерное действо» (XYI-XYII в.), «Артаксерово действо или комедия Эсфири» (1672 г.) и другие пьесы, сюжеты которых заимствованы из Библии /14, с. 9/.
Первые спектакли светского содержания относятся к началу XYIII века. В 1702 г. Петр I распорядился воздвигнуть на Красной площади Москвы «комедийную хоромину» - первый публичный театр, на представления которого могли приходить все желающие. «Театр должен был служить Петру тем, чем была для него горячая, искренняя проповедь Феофана Прокоповича! Он должен был разъяснять всенародному множеству истинный смысл деяний преобразователя» / 120, с. 8/. До 1707 г. там гастролировала немецкая труппа антрепренера Иоганна Кунста. На разных сценах разыгрывались аллегорические действия (например, «Победа в Полтавской бківе 1710 г.»).
Устраивались уличные маскарады, торжественные шествия (обязательно строились триумфальные ворота), иллюминации, пародийные обряды.
В марте 1731 г. был дан первый оперный спектакль труппой итальянских артистов, в репертуаре которой были небольшие пьесы, интермедии, комические оперы. 27 марта - отмечается в России как День театра. В 2006 г. российскому профессиональному театру исполнилось 250 лет. Начало ему положено указом императрицы Елизаветы Петровны об учреждении первого государственного «Русского для представления трагедий и комедий театра» (сегодня это Российский государственный академический театр им. А.С. Пушкина). Здание театра было построено в 1832 г. и названо Александрийским в честь супруги императора Николая I. Здесь состоялись премьеры всей русской классики /172, с. 6/.
В 1755 г. была поставлена первая опера на русском языке (до этого оперы шли на итальянском языке с переводом В.К. Тредиаковского) по либретто А.П. Сумарокова. Расцвет оперного искусства отмечается во второй половине XYIII века, когда был построен первый «оперный дом». Помимо крепостного и придворного театра стали функционировать и частные антрепризы, дававшие открытые спектакли. Во второй половине XYIII века в России действовали придворный, школьный, городской, демократический и народный театры. Например, президент Академии художеств И.И. Бецкой писал в ордере 16 января 1764 г.: «Для отвращения мыслей ученических, во время праздное от скуки причиняющих угрюмость, и для недопущения их до самых недозволенных шалостей: по желанию их дозволять играть комедии и трагедии при Академии художеств, чего ради небольшой театр приказать сделать в удобном месте». Известно, что на содержание театра шли, в частности, суммы, вырученные от продажи ученических картин и старых праздничных мундиров. Репертуар этого театра был весьма разнообразен, ставилось более 20 опер и балетов /119, т 1, с. 22/.
С 1757 г. в Петербурге работал оперный театр под руководством итальянского антрепренера П. Локателли. В 1776 г. состоялось открытие
Петровского театра в Москве (ныне Большой театр). На его представления впервые был допущен городской люд. Театральное дело быстро развивалось и в провинции. Так, в Нижнем Новгороде первый публичный театр был открыт в 1798 г. Его организовал князь Н.Г. Шаховской на основе собственной крепостной труппы. На представления съезжались помещики с семействами из соседних имений, продавались билеты. Материальный успех позволил его организатору к 1811 г. вывозить труппу на гастроли, в том числе на ярмарки. В репертуаре были комические оперы и балетные спектакли /14, с. 14/.
Что касается развития концертной деятельности, то она также берет свое развитие из народных традиционных праздников» Как показывает А.Ф. Некрылова, во все эпохи в жизни любого народа праздникам отводилась огромная роль. Потребность в праздниках присуща человечеству с самых ранних времен. Праздник - социальное и культурное явление, в котором соединены две тенденции: возврата, неподвижности и обновления, динамики, т.е. он одновременно ориентирован на прошлое и устремлен в будущее. Уже к началу 1830 г. в России насчитывалось более 17000 ярмарок с оборотом в сотни миллионов рублей, а к концу столетия в одной только Воронежской губернии устраивалось свыше 600 ярмарок, на которых привозилось товаров на 11.5 млн. рублей. На Нижегородской ярмарке в 1875 г. в среднем в сутки бывало более 135 тысяч человек. Праздники долгое время копировали крестьянскую традицию (Святки, Масленица, Пасха, Троица). С XYIII века быт городов и деревень начинает заметно различаться. Начинает действовать европейская культура, неравномерно проникая в разные слои населения, коснувшись прежде всего его верхних слоев /120, с. 8/.
Кадровое обеспечение и система профессиональной подготовки работников театрально-концертного дела
Задача данного раздела заключается в том, чтобы рассмотреть возможности профессиональной подготовки и формирования профессиональной культуры организаторов театрально-концертной деятельности в условиях современного города.
В Концепции модернизации российского образования на период до 2010г. отмечается, что развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, готовы к межкультурному взаимодействию, обладают чувством ответственности за судьбу страны, за ее социально-экономическое процветание.
При этом основная цель профессионального образования определена как подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня к профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности; удовлетворение потребностей личности в получении соответствующего образования /85, с. 3-6 /.
Эти положения определяют общие требования к специалисту современного типа. В полной мере относятся они и к организаторам театрально-концертной деятельности. В первой главе диссертации было показано, какие разнообразные функции они выполняют, и какие разные личностные и профессиональные качества обеспечивают успешность их работы. Вместе с тем, специалистов по данному направлению в профессиональных образовательных учреждениях не готовят. Имеются близкие специализации. Так, например, выпускники по специальности 050906 - Культурно-досуговая работа являются организаторами досуга различных групп населения, детей и подростков, организаторами внеклассной работы в общеобразовательных школах, гимназиях, лицеях, домах молодежи и школьников, педагогических колледжах.
Другим примером является специальность 050401 - Музыковедение. Выпускник получает квалификацию «музыковед» и может работать преподавателем музыкально-теоретических дисциплин, музыкальным редактором, организатором концертной деятельности в сфере науки, системе образования, системе управления, культуры и искусства, в средствах массовой информации, редакционно-издательских центрах.
Кроме того, организаторы театрально-концертной деятельности могут иметь образование по специальности 050106 - Музыкальное образование (выпускник получает квалификацию - бакалавр музыкального образования и может работать учителем музыки в общеобразовательных школах, лицеях, гимназиях); 050403 - Вокальное искусство (выпускники могут работать в сфере искусства, культуры, специализированных и общеобразовательных учебных учреждениях, творческих объединениях, музыкальных редакциях, издательствах, студиях, средствах массовой информации; 050405 -Дирижирование (объектами профессиональной деятельности выпускников являются: оркестры, ансамбли, хоры, музыкальные инструменты, технические средства воспроизведения звука, ноты, концертные и театральные сцены, учащиеся, музыкальные и учебные заведения, учреждения культуры и искусства, творческие общества); 050406 -Режиссура. Объектами профессиональной деятельности выпускников являются: театры, творческие центры, киностудии, телестудии, учреждения культуры, искусства и образования /33/.
Как показано в методическом пособии, подготовленном сотрудниками Московского Государственного университета культуры и искусства, специалист культуры (дирижер, хормейстер, режиссер, преподаватель студии или школы искусств) осуществляет три основных профессиональных функции: художественно-творческую, педагогическую и организаторскую. Последняя, в частности, связана с организацией гастролей возглавляемого коллектива, следовательно, требует соответствующей подготовки будущего специалиста/10, с. 2/.
В ряде образовательных учреждений осуществляется подготовка кадров по специальности 053100 «Социально-культурная деятельность» с квалификацией «менеджер». Государственным стандартом предусматривается подготовка специалиста по трем направлениям -управленческой, педагогической, сферы культуры. Ядром специальности выступает организация (управление) на уровне содержательной деятельности двух других.
Формирование профессиональной культуры в процессе обучения и переподготовки менеджеров организаций
Задача данного раздела заключается в том, чтобы раскрыть конкретное содержание и технологии формирования профессиональной культуры менеджеров организаций в процессе освоения спецкурса, разработанного и апробированного в рамках педагогической программы, подробно представленной в предыдущем разделе диссертации/
Приступая к изложению содержания формирующего этапа исследования, необходимо определить основное педагогическое понятие -«формирование». Этот термин рассматривается в литературе как процесс закрепления желательных социальных качеств человека, придающих форму, стабильность его личности и индивидуальности, в нашем случае -профессиональной культуры. Формирование осуществляется как в процессе воспитания (формирование социально значимых качеств личности), так и обучения (формирование знаний, умений и навыков). При этом для целей нашего исследования продуктивно понимание воспитания как целенаправленной деятельности педагога по развитию, расширению и углублению потребностей, мотивов, ценностей, смыслов и идеалов (иначе -социальных регуляторов), которыми руководствуется человек в своей жизни и работе. Обучение - процесс передачи и усвоения знаний, умений, навыков, способов познавательной и практической деятельности /133, с. 4-5/.
Второе методологическое положение, связанное с понятием «формирование», заключается в том, что обучение и воспитание могут быть разделены лишь теоретически. Исследователи последнего времени показывают, что знание и значение не существуют отдельно. Формируя знания и умения, педагог с неизбежностью формирует и отношение к ним, а также отношение обучающегося к себе, к своим возможностям и способностям через оценочную деятельность и самооценку. Справедливо и обратное, формируя отношение к какому-либо явлению нельзя не расширять познавательную сферу субъекта. Ранее говорилось, что профессиональная культура с необходимостью включает в себя и познавательный, и мотивационныи, и поведенческий компонент, каждый из которых формируется одновременно при использовании педагогических методов, развивающих сознание, чувства и волю человека /133, с. 24-27/.
Данные положения важно учитывать, рассматривая технологии формирования профессиональной культуры в условиях вузовской подготовки специалистов гуманитарного профиля. В предыдущем разделе говорилось, что спецкурс содержал два основных раздела - ознакомление студентов с основами организации театрально-концертной деятельности в условиях современного мегаполиса и формирование профессионального самосознания через расширение представлений о сущности профессиональной культуры специалиста и способах ее развития. То есть первый раздел в большей мере нацелен на профессиональную компетентность будущих организаторов ТКД, а второй - на их социальную компетентность. Но и в том, и в другом случае использовались как обучающие, так и воспитывающие технологии. Кроме того, для специалистов гуманитарного профиля, предметом труда которых является человек, люди, коллективы, профессиональная и социальная компетентность нередко совпадают. По сути, первая часть спецкурса раскрывает студентам объективные условия их деятельности, вторая - субъективные. Рассмотрим более подробно содержание формирующей работы по первой ее части.
Первый раздел спецкурса назван «Основы организации театрально-концертного дела». Его можно рассматривать как определенный модуль, содержание которого может быть расширено или сужено в зависимости от условий, в которых осуществляется подготовка (или переподготовка) кадров для учреждений культуры.
В процессе формирующей работы в Балтийской Академии туризма и предпринимательства первый раздел спецкурса содержал 5 тем и был рассчитан на 20 аудиторных часов (10 лекционных и 10 семинарско-практических).
Первая тема была посвящена истории театрально-концертного дела в России. Ее культуроформирующая функция осуществлялась по двум направлениям. Во-первых, студенты знакомились с театрально-концертной деятельностью как явлением отечественной культуры, что позволило расширить их кругозор, развивать интересы, ознакомить с проблемами организации ТКД, с характерными проблемами деятельности в этой сфере. На лекционном занятии обсуждались истоки театральных и концертных представлений в России, которые выросли из религиозных, а также народных балаганных ярмарочных праздников. Рассматривалось развитие светского театра в Петровскую эпоху, образование российского профессионального театра: его репертуар и организация работы. Направления развития театрального дела и проблемы его организации в XIX и XX веке.
Рассматривалось также и понятие концертной деятельности. Понятие «концерт» (от лат. - concerto - состязаюсь) первоначально трактовалось как музыкальное произведение виртуозного характера для одного, реже двух-трех солирующих инструментов и оркестра. Позже концертом стали называть публичное исполнение музыкальных произведений по определенной, заранее составленной программе. Их стали различать по видам исполнения - симфонические, камерные, сольные, хоровые, эстрадные. Еще позже в концерт стали включать произведения разных жанров и видов.