Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Теоретические основы формирования музыкальной культуры студентов педагогического колледжа на основе личностно-ориентированного подхода 14
1.1 Музыкальная культура, сущность понятия. Содержание музыкальной культуры студентов педагогического колледжа 14
1.2 Личностно-ориентированный подход в системе среднего профессионального образования 32
1.3 Модель формирования музыкальной культуры студентов педагогического колледжа на основе личностно-ориентированного подхода 50
Выводы по первой главе 68
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию музыкальной культуры студентов педагогического колледжа на основе личностно ориентированного подхода 71
2.1 Программа и ход опытно-экспериментальной работы 71
2.2 Содержание опытно-экспериментальной работы по формированию музыкальной культуры студентов педагогического колледжа на основе личностно-ориентированного подхода 91
2.3 Результаты опытно-экспериментальной работы 115
Выводы по второй главе 130
Заключение 133
Библиография 13
- Личностно-ориентированный подход в системе среднего профессионального образования
- Модель формирования музыкальной культуры студентов педагогического колледжа на основе личностно-ориентированного подхода
- Содержание опытно-экспериментальной работы по формированию музыкальной культуры студентов педагогического колледжа на основе личностно-ориентированного подхода
- Результаты опытно-экспериментальной работы
Введение к работе
Актуальность исследования. Инновационные процессы в образовательной сфере затрагивают вопросы, направленные на развитие базовой культуры личности, приобщение человека к культурным ценностям. Приобщение к общечеловеческим, духовным ценностям, в том числе и к музыкальной культуре, имеет особую значимость для студентов педагогического колледжа, так как музыкальная деятельность является важной составляющей в формировании высококультурного, творчески работающего профессионала-педагога.
Возрастной период студентов педагогического колледжа – 15-20 лет. Это время не только профессионального становления, но и личностного роста, становления мировоззрения, убеждений, идеалов молодых людей. Однако нестабильность в обществе, неуверенность в завтрашнем дне способствуют развитию у молодого поколения негативных реакций, агрессивности. В связи с этим особо актуализируется проблема повышения культуры молодежи как одна из самых актуальных проблем современного общества. В том числе встает вопрос и о формировании музыкальной культуры молодых людей с усилением направленности на активное формирование личности.
Степень разработанности проблемы. Важность формирования музыкальной культуры современной молодежи подчеркивается многими учеными, музыковедами, педагогами-практиками. Проблема воспитания подрастающего поколения через приобщение к музыкально-культурным ценностям подчеркивается в трудах Э.Б. Абдуллина, Ю.Б. Алиева, В. П. Анисимова, О.А. Апраксиной, Н.А. Ветлугиной, А.Л. Готсдинер, Л.Г. Дмитриевой, Т.А. Затяминой, Д.Б. Кабалевского, Л.П. Карпушиной, А.А. Мелик-Пашаева, М.А. Михайловой, С.И. Науменко, Я. Пономарева, Н.В. Соколовой, К.В. Тарасовой, Б.М. Теплова, Т.В. Челышевой, Н.М. Черноиваненко, Л.В. Школяр, Г.М. Цыпина, В.И. Шарабурова и др.
За последние годы проведен ряд диссертационных исследований, посвященных отдельным аспектам указанной проблемы. Работы Л.И. Арштейн, А.А. Веремьева, В.Л. Власенко, А.М. Геворкян, Л.С. Зац, Д.К. Костриковой, Н.С. Ломакиной, Е.В. Петровой, Е.В. Потменской, И.П. Сергеевой, В.Р. Шамсутдиновой и др. содержат описание различных подходов к формированию музыкальной культуры личности.
Плодотворными представляются исследования истории и теории личностно-ориентированного обучения Е.В. Бондаревской, В.Вершинина, О.С. Газмана, Э.Ф. Зеер, В.А. Караковского, Т.П. Лакоцениной, А.Н. Леонтьева, Л.Н. Новиковой, З.И. Равкина, Л.Г. Семушиной, В.В. Серикова, В.А. Сластёнина, Ю.И. Турчаниновой, О.Б. Широких, И.С. Якиманской и др.
Личностно-ориентированному подходу в различных областях знаний посвящены работы таких ученых, как И.Ф. Богоявленская, М.В. Давер, О.Ю. Гаранина, Е.В. Глушевская, А.В. Глузман, А.А. Зайчиков, О.В. Иванова, Н.Г. Калинникова, М.А. Леванова, Я.И. Мельниченко, Ю.А. Плотоненко и др.
Применение на практике личностно-ориентированного подхода в формировании музыкальной культуры студентов позволяет совершенствовать механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания человека, необходимые для становления его индивидуальности. Однако проблема формирования музыкальной культуры студентов педагогического колледжа на основе личностно-ориентированного подхода изучена недостаточно, поэтому исследование данной проблемы является актуальным и своевременным.
Переход высшего профессионального образования на двухуровневое обучение требует перехода и средних профессиональных учебных заведений на новые федеральные государственные образовательные стандарты. Это касается всех дисциплин среднего профессионального педагогического образования, в том числе и музыкальных. Но необходимо отметить, что интерес к музыкальным дисциплинам снижается, уменьшается количество отведенных на него часов. Объясняется это тем, что молодое поколение нацелено на получение другой информации. На первое место ставятся такие дисциплины, как информатика, иностранные языки и др., как более ценящиеся в наше время. Анализ состояния музыкальной культуры студентов педагогического колледжа в процессе их профессиональной подготовки показал, что в настоящее время не обеспечивается на должном уровне формирование музыкальной культуры этих специалистов на основе личностно-ориентированного подхода, следовательно, возникает противоречие между:
- очевидным несоответствием запросов современного общества к культурному уровню будущих специалистов, с одной стороны, и недостаточным уровнем музыкальной культуры молодежи, с другой;
- требованиями к уровню профессиональной подготовки и личностному развитию студентов педагогического колледжа, в том числе к формированию их музыкальной культуры, и недостаточной разработанностью технологий, обеспечивающих ее формирование на основе личностно-ориентированного подхода.
Выявленные противоречия определили актуальность исследования и его проблему: каковы модель и педагогические условия формирования музыкальной культуры студентов педагогического колледжа на основе личностно-ориентированного подхода?
Недостаточная теоретическая и практическая разработанность проблемы обусловили выбор темы исследования: «Формирование музыкальной культуры студентов педагогического колледжа на основе личностно-ориентированного подхода».
Объект исследования - процесс формирования музыкальной культуры студентов педагогического колледжа.
Предмет исследования - педагогические условия формирования музыкальной культуры студентов педагогического колледжа на основе личностно-ориентированного подхода.
Цель исследования - выявить, теоретически и экспериментально обосновать педагогические условия формирования музыкальной культуры студентов педагогического колледжа на основе личностно-ориентированного подхода и разработать модель данного процесса.
Данная цель потребовала решения следующих задач:
-
уточнить сущность и содержание музыкальной культуры студентов педагогического колледжа;
-
выявить основные компоненты музыкальной культуры студентов педагогического колледжа;
-
разработать и апробировать модель формирования музыкальной культуры студентов педагогического колледжа на основе личностно-ориентированного подхода;
-
выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия формирования музыкальной культуры студентов педагогического колледжа на основе личностно-ориентированного подхода.
Гипотеза исследования. Формирование музыкальной культуры студентов педагогического колледжа на основе личностно-ориентированного подхода будет осуществляться более эффективно, если:
раскрыты сущностные характеристики и структура музыкальной культуры студентов педагогического колледжа;
разработана и внедрена модель формирования музыкальной культуры студентов педагогического колледжа на основе личностно-ориентированного подхода;
реализованы следующие педагогические условия:
- учет индивидуальных особенностей студентов в процессе приобщения к музыкальному искусству;
- обеспечение единства содержательного, деятельностного и личностного компонентов музыкальной культуры в процессе ее формирования у студентов педагогического колледжа на основе личностно-ориентированного подхода;
- осуществление диагностического сопровождения процесса формирования музыкальной культуры у студентов педагогического колледжа на основе личностно-ориентированного подхода;
- внедрение в учебный процесс курса «Музыка с практикумом», направленного на формирование музыкальной культуры студентов педагогического колледжа на основе личностно – ориентированного подхода.
Методологической основой исследования явились философские и психолого-педагогические концепции развития личности (Л.С. Выготский, А.В. Петровский, К. Роджерс и др.); основные положения дидактики (Ю.К. Бабанский, С.П. Баранов, Н.А. Менчинская, М.Н. Снаткин, В.А. Сластенин и др.); аксиологического подхода в образовательном процессе (Ш.А. Амонашвили, Б.Г. Ананьев, Н.Д. Никандров, М.Г. Яновская и др.); педагогической и философской антропологии (П.П. Блонский, В.П. Вахтеров, К.Н. Вентцель, П.Ф. Каптерев, Н.И. Пирогов и др.).
Теоретическую основу исследования составляют концепции личностно-ориентированного подхода в образовании (Е.В. Бондаревская, О.С. Газман, Э.Н. Гусинский, В.А. Караковский, В.Г. Пряникова, З.И. Равкин, В.В. Сериков, Ю.И. Турчанинова, И.С. Якиманская и др.); концепции компетентностного подхода в образовании (В.И. Байденко, Г.Э. Белицкая, Н.А.Гришанова, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, Н.В. Кузьмина, Л.А. Петровская, С.Н. Федорова, А.В. Хуторской и др.); теории системного подхода к изучению педагогических явлений (Ю.К. Бабанский, В.П. Ковалев, Б.Т. Лихачев, Ю.П. Сокольников и др.); идеи представителей гуманистического направления в педагогике и психологии (Ю.П. Азаров, Ш.А. Амонашвили, С.А. Арефьева, В.А. Комелина, А.С. Макаренко, А. Маслоу, Т.Н. Николаева, В.А. Сухомлинский, В.Ф. Шаталов и др.); теории развития музыкальных способностей личности (В. П. Анисимов, Н.А. Ветлугина, И.П. Гейнрихс, Д.К. Кирнарская, С.Г. Корлякова, С.И. Науменко, В.И. Петрушин, К.В. Тарасова, Б.М. Теплов, Ю.А. Цагарелли и др.); теории музыкального образования (Э.Б. Абдуллин, Ю.Б. Алиев, Л.Г. Дмитриева, Д.Б. Кабалевский, Л.С. Сизова, Н.М. Черноиваненко, Л.В. Школяр и др.); вопросов в области теории и практики музыкальной подготовки студентов (О.А. Апраксина, Н.Н. Добровольская, В.С. Попов, Р.А. Тельчарова, Г.Г. Тенюкова, П.В. Халабузарь, Р.К. Хураматуллина, Г.М. Цыпин, В.И. Шарабуров и др.).
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
- теоретические - анализ научно-педагогической литературы по проблеме исследования, метод моделирования;
- эмпирические – наблюдение, педагогический эксперимент, тестирование, анкетирование, беседа;
- методы математической обработки данных.
Экспериментальная база исследования ГОУ СПО «Оршанский педагогический колледж им. И.К. Глушкова». На различных этапах в экспериментальном исследовании приняли участие 242 студента педагогического колледжа в возрасте от 17 до 21 года.
Этапы исследования:
Первый этап (1999 -2003 гг.) – осуществлялся анализ теории и практики по проблеме формирования музыкальной культуры студентов педагогического колледжа на основе личностно-ориентированного подхода, обобщалась историко-педагогическая, психолого-педагогическая информация по изучаемой проблеме, проводился констатирующий этап эксперимента. Целью данного этапа являлось изучение разработанности материала по теме исследования и выявление возможностей реализации данного подхода в формировании музыкальной культуры студентов в педагогическом колледже. Полученный материал позволил сформулировать рабочую гипотезу, спроектировать модель формирования музыкальной культуры студентов на основе личностно-ориентированного подхода, наметить программу эксперимента, определить цель, задачи, объект и предмет, разработать содержание курса «Музыка с практикумом», уточнить понятийное поле исследования.
Второй этап (2004-2009 гг.) – продолжалась проверка выдвинутой гипотезы, был проведен формирующий этап эксперимента по проверке эффективности обозначенных педагогических условий, апробировалась модель формирования музыкальной культуры на основе личностно-ориентированного подхода, обобщался материал, полученный на первом этапе исследования, проводилась проверка полученных ранее результатов, полученные данные подвергались качественной и математической обработке.
Третий этап (2010 - 2011 гг.) – проводился анализ и обобщение результатов исследования, выявление наиболее благоприятных условий для организации процесса формирования музыкальной культуры студентов педагогического колледжа на основе личностно-ориентированного подхода, формулировались выводы. Результаты проведенной работы были оформлены в виде целостного исследования.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
уточнено содержание понятия «музыкальная культура студентов педагогического колледжа» как интегративное качество личности, формируемое в процессе музыкальной деятельности и проявляющееся в эмоционально-ценностном отношении к музыке, в наличии системы музыкальных знаний, умений и навыков, способности применять их в работе с детьми и в дальнейшем музыкальном самосовершенствовании;
раскрыты компоненты музыкальной культуры студентов педагогического колледжа (содержательный - наличие системы знаний в области музыкального искусства; деятельностный - наличие музыкальных умений и навыков; личностный - наличие эмоционально-ценностного отношения к музыкальным произведениям);
разработана и апробирована модель формирования музыкальной культуры студентов педагогического колледжа на основе личностно-ориентированного подхода, включающая цель, задачи, принципы, содержание, формы, методы, средства и результат;
выявлены и научно обоснованы педагогические условия формирования музыкальной культуры студентов педагогического колледжа на основе личностно-ориентированного подхода, которые включают: учет индивидуальных особенностей студентов в процессе приобщения к музыкальному искусству; обеспечение единства содержательного, деятельностного и личностного компонентов музыкальной культуры в процессе ее формирования у студентов педагогического колледжа на основе личностно-ориентированного подхода; осуществление диагностического сопровождения процесса формирования музыкальной культуры у студентов педагогического колледжа на основе личностно-ориентированного подхода; внедрение в учебный процесс курса «Музыка с практикумом», направленного на формирование музыкальной культуры студентов педагогического колледжа на основе личностно-ориентированного подхода.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что его результаты вносят определенный вклад в теорию и методику профессионального образования, обогащают научные представления о процессе формирования музыкальной культуры студентов педагогического колледжа на основе личностно-ориентированного подхода. В работе уточнено понятие «музыкальная культура студентов педагогического колледжа», раскрыты компоненты музыкальной культуры студентов педагогического колледжа, определены критерии и показатели, охарактеризованы уровни сформированности музыкальной культуры студентов педагогического колледжа на основе личностно-ориентированного подхода. Материалы исследования могут служить теоретической основой для проведения дальнейших исследований данной проблемы.
Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанные автором методические рекомендации и программа факультатива «Музыка с практикумом» для специальности 050711 «Социальная педагогика», учебное пособие «Музыка», также содержащиеся в работе выводы и результаты создают предпосылки для эффективного формирования музыкальной культуры студентов. Результаты исследования могут быть использованы в учебно-воспитательном процессе педагогического колледжа по другим специальностям, в высших учебных заведениях, в системе повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров.
Достоверность результатов исследования обеспечивается исходными методологическими положениями; системой теоретических и практических методов, соответствующих цели, предмету, объекту и задачам исследования; данными констатирующего и обучающего экспериментов; личным опытом работы в качестве преподавателя музыкальных дисциплин в ГОУ СПО «Оршанский педагогический колледж им. И.К. Глушкова».
Апробация результатов исследования осуществлялось в виде докладов и сообщений на международных научно-практических конференциях «Педагогический потенциал искусства» (Чебоксары, 2009), «Искусство и педагогика» (Казань, 2009), «Музыкальное искусство и музыкальное образование в современном мире» (Махачкала, 2009); всероссийских научно-практических конференциях «Формирование профессиональных и личностных компетенций у будущих педагогов» (Чебоксары, 2009); региональных научно-практических конференциях «Музыкально-эстетическое развитие детей на современном этапе развития общества» (Йошкар-Ола, 2010), «Гуманизация образовательного пространства: опыт, проблемы, перспективы» (Оршанка - Республика Марий Эл, 2009).
Основные результаты исследования докладывались на заседаниях кафедры дошкольной и социальной педагогики ФГБОУ ВПО «Марийский государственный университет». Результаты исследования внедрены в педагогический процесс ГОУ СПО «Оршанский педагогический колледж им. И.К. Глушкова» (Республика Марий Эл). Материалы исследования нашли отражение в 11 публикациях автора, в том числе в научных изданиях, рекомендованных ВАК РФ.
Положения, выносимые на защиту:
-
Музыкальная культура студентов педагогического колледжа – это интегративное качество личности, формируемое в процессе музыкальной деятельности и проявляющееся в эмоционально-ценностном отношении к музыке, в наличии системы музыкальных знаний, умений и навыков, способности применять их в работе с детьми и в дальнейшем музыкальном самосовершенствовании.
-
Основными компонентами музыкальной культуры студентов педагогического колледжа являются:
- содержательный – наличие системы знаний в области музыкального искусства и основ музыкальной грамоты (основных музыкальных понятий, терминов), знаний о правильном пении, игре на детских музыкальных инструментах, наличие способности применять полученные знания на практике;
- деятельностный – наличие музыкальных умений и навыков анализа музыкальных произведений, правильного вокального исполнения песен, игры на детских музыкальных инструментах, поиска, сбора, преобразования информации в области музыкального искусства, способности к музыкальному творчеству, наличие активности в выполнении различных видов музыкальной деятельности, способности и готовности к дальнейшему самообразованию и использованию музыкальных навыков в работе с детьми;
- личностный – наличие эмоционально-ценностного отношения к музыкальным произведениям, умения переживать и сопереживать музыкальному образу, ощущения потребности музыки в жизни, наличия интереса к музыкальному искусству, способности ценить красоту музыкальных произведений.
3. Модель формирования музыкальной культуры студентов педагогического колледжа, основанная на личностно-ориентированном подходе и включающая цель, задачи, принципы, содержание, формы, методы, средства обучения и результат, способствует повышению эффективности формирования музыкальной культуры студентов в процессе их профессиональной подготовки в педагогическом колледже.
4. Формирование музыкальной культуры студентов педагогического колледжа на основе личностно-ориентированного подхода обеспечивается реализацией следующих педагогических условий:
- учетом индивидуальных особенностей студентов в процессе приобщения к музыкальному искусству;
- обеспечением единства содержательного, деятельностного и личностного компонентов музыкальной культуры в процессе ее формирования у студентов педагогического колледжа на основе личностно-ориентированного подхода;
- осуществлением диагностического сопровождения процесса формирования музыкальной культуры у студентов педагогического колледжа на основе личностно-ориентированного подхода;
- внедрением в учебный процесс курса «Музыка с практикумом», направленным на формирование музыкальной культуры студентов педагогического колледжа на основе личностно – ориентированного подхода.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложений.
Личностно-ориентированный подход в системе среднего профессионального образования
На современном этапе развития общества перед человечеством встает вопрос о сохранении культуры и культурных традиций. В наше время, отличающееся падением нравственности, человечество нуждается в высококультурной и воспитанной молодежи, способной овладеть, и донести до будущих поколений культурное наследие прошлого. Этого невозможно добиться без приобщения молодого поколения к высоким общечеловеческим ценностям. Новая образовательная парадигма ориентирует на то, чтобы будущий специалист мог не только потреблять культурные ценности, но в то же время транслировать эти ценности, ориентируясь на них в своей профессиональной деятельности.
Воспитание высоконравственной, культурной, творческой личности -задача педагогов средних специальных учебных заведений, в том числе для преподавателей педагогических колледжей. Огромное значение имеет личность будущих воспитателей, учителей. От его нравственного облика, культурного уровня, профессионально-творческого мастерства зависит уровень воспитания его учеников.
Исходя из обозначенных позиций, в данном параграфе раскрыты сущность, структура и содержание понятия «музыкальная культура студента педагогического колледжа». Для рассмотрения проблемы, прежде всего, необходимо осмысление сущности понятий «культура», «культура личности», «музыкальная культура личности».
Существует огромное множество трактовок понятия «культура». Культуру изучают многие науки (археология, этнография, история, эстетика и др.), и каждая дает ей свое определение. В настоящее время доходит до полутысячи определений. Выделяют следующие виды: описательные, антропологические, нормативные, исторические, психологические, дидактические и др. Большое количество определений этого понятия связано с тем, что оно включает в себя множество различных факторов жизни человека, взаимодействие и переплетение разных сторон и явлений. Поэтому слово «культура» многозначно и не может быть определено одним понятием.
На протяжении многих веков философы выясняли различия между тем, что создано независимо от человека, т.е. природой и тем, что создано человеком. В последующем, это понятие включало в себя различные терминологические обозначения.
Слово «культура» в философской литературе появилось во П-ой половине XVIII века и выражало все «человеческое», «человеческое начало» в противоположность «природному» (cultura - возделывание, обработка, natura - природа). Отсюда следует cultura agri - сельское хозяйство. В древнегреческой философии зародилось понятие «техне», т.е. деятельности, создающей нужный для человека предметный мир (отсюда понятие «техника»). В эпоху Античности «культура» отождествлялась с «пайдейей», т.е. воспитанностью, образованностью.
Определенную связь имели понятия «культ» и «культура». Понятие «культ», обозначающее «возвеличивание», существовало в Египте (культ предков), в Китае и Японии (культ отца), в России (культ Солнца) и составляло важную часть культуры этих стран. Понятие «культура» в эпоху Цицерона выходит за рамки природного значения. Появляется выражение «культура души», понятие как cultura mentis, т.е. умственная, духовная культура. в средние века усилилось внимание к внутреннему миру человека, культура - признак личного совершенства. В эпоху Возрождения - культура считалась средством формирования идеальной личности. Философы эпохи Просвещения (Вольтер, Гюго, Вико) считали целью культуры - сделать людей счастливыми, живущими в согласии с потребностями своей, естественной природы.
«Культура» как понятие, требующее научного познания, появилось в книгах, словарях Германии (1774-1783 гг.). В немецкой классической философии «культура» отождествлялась как область духовной свободы человека. Определилось множество типов и форм культуры. Понятия «культура» и «цивилизация» рассматривались как синонимы.
В начале XIX века произошло разграничение терминов «культура» и «цивилизация». А. Кассирер подвел черту под вековой дискуссией о содержании культуры. Он утверждал, что культура - «вторая природа», искусственно созданная человеком.
В России слово «культура» долгое время не употреблялось вообще. В конце XVIII - начале XIX века, в философской литературе оно передавалось понятиями «образованность», «просвещение». В. Даль раскрывает это слово в 1865 году как умственную и нравственную образованность человека. В «Энциклопедическом всенаучном словаре» говорится о культуре, как о духовном и материальном развитии страны. Разработка философами теории культуры началась только в 60-е годы XX в. в статьях В. Библера, Е. Боголюбовой, В. Давыдовича, Н. Злобина, В. Келле, Л. Когана, а в 80-90-е годы преподавание истории и философии культуры стало внедряться в ВУЗы. В последние годы появились учебные пособия С. Бабушкина, Б. Губмана, П. Гуревича, Б. Ерасова, С. Иконниковой, М. Кагана, Э Соколова, коллективные монографии под редакцией В. Добрыниной, Г. Драча, А Марковой, Е. Поповой, П. Радугина и др.
Модель формирования музыкальной культуры студентов педагогического колледжа на основе личностно-ориентированного подхода
Годы обучения в среднем специальном учебном заведении являются важными в процессе становления личности студентов. В течение 3-5 лет обучения студенты приобретают не только необходимые компетенции для дальнейшей профессиональной деятельности, но и ценный опыт взаимодействия с культурой, обществом и т.д. На этом этапе активно продолжают формироваться важные интеллектуально-психические качества личности, способствующие успешной социализации молодых людей. Поэтому важной задачей средних специальных учебных заведений является создание благоприятных условий для формирования личности студента, способной осуществлять эффективную профессиональную деятельность, в т.ч. и в области музыкального направления. Современные педагогические колледжи (в частности ГОУ СПО «Оршанский педагогический колледж им. И.К. Глушкова» Республики Марий Эл), часто готовят специалистов для сельских школ, где сильно ощущается нехватка молодых специалистов и учителям приходится преподавать сразу несколько предметов, в том числе и обучать музыке. Поэтому, музыкальная культура будущего педагога должна быть на довольно высоком уровне. К сожалению, различные социологические исследования свидетельствуют о том, что: 1. общая культура, в том числе и музыкальная культура современной молодежи, находится на довольно низком уровне; 2. среди абитуриентов педагогических колледжей (в частности ГОУ СПО «Оршанский педагогический колледж им. И.К. Глушкова») практически нет студентов, которые закончили бы музыкальную школу; 3. в последние годы сократилось число абитуриентов средних специальных учебных заведений, т.к. сюда идут в основном обучаться те, кто не поступил в высшие учебные заведения, поэтому их мотивация на педагогическую деятельность довольно низкая; 4. основная часть абитуриентов - выпускники сельских школ, как правило, со слабой музыкальной подготовкой; 5. у студентов колледжа часто проявляется негативное отношение к музыкальным занятиям, они считают, что этот предмет им не пригодится ни в жизни, ни в профессии.
Все это свидетельствует о необходимости повышения уровня сформированности музыкальной культуры студентов педагогического колледжа.
Экспериментальное исследование по формированию музыкальной культуры студентов педагогического колледжа на основе личностно-ориентированного подхода проводилось на базе ГОУ СПО «Оршанский педагогический колледж им. И.К. Глушкова» (Республика Марий Эл). Работа осуществлялась в соответствии с требованиями личностно-ориентированного подхода в обучении, и была направлена на подтверждение выдвинутой гипотезы, реализацию поставленных задач и выявление эффективности разработанной модели. В течение 10 лет (1999-2009 гг.) проверялись различные подходы к формированию музыкальной культуры студентов педагогического колледжа на основе личностно-ориентированного подхода. Экспериментальной работой было охвачено 242 студента I-V курсов.
На протяжении 5 лет (с 2004 по 2009 г.г.) процесс формирования музыкальной культуры изучался у студентов, обучающихся по специальности 050711 «Социальная педагогика». Результаты показаны у 26 человек экспериментальной группы СПа и 24 человек -контрольной группы СПб. Педагогический эксперимент по формированию музыкальной культуры студентов педагогического колледжа на основе личностно-ориентированного подхода проходил в несколько этапов: 1) констатирующий этап (2004-2005 гг.) - на данном этапе нами был исследован имеющийся исходный уровень музыкальной культуры студентов педагогического колледжа. Были определены цели, задачи эксперимента, разработана модель, определены педагогические условия эффективного формирования музыкальной культуры студентов педагогического колледжа на основе личностно-ориентированного подхода; 2) формирующий этап (2005 - 2008 гг.) - был направлен на апробацию разработанной модели по формированию музыкальной культуры студентов педагогического колледжа на основе личностно-ориентированного подхода и определение ее эффективности; 3) контрольный этап (2008-2009 гг.) - предполагал обработку и анализ полученных результатов, формулировку выводов, подведение итогов эксперимента. Констатирующий этап.
Исходный уровень музыкальной культуры был исследован нам на основе банка диагностических методик. Для каждого компонента музыкальной культуры студентов был определен свой диагностический инструментарий. Так, уровень сформированное содержательного компонента музыкальной культуры студентов педагогического колледжа определялся по тестам, направленным на определение уровня сформированности музыкальных знаний (на основе программы по музыке для общеобразовательной школы Д.Б. Кабалевского), методик Л.В. Школяр; деятельностный компонент - по методике А.П. Анисимова, направленной на выявление уровня сформированности музыкальных способностей, по методике Л. В. Школяр - на выявление уровня музыкально-творческих способностей; личностный - по методике Е.И. Юдиной «Копилка чувств», которая определяет уровень сформированности эмоциональной отзывчивости на музыку, а также тестам, которые определяют уровень значимости музыкальной культуры для личности и уровень значимости музыкальной культуры для педагогической деятельности. А) Изучение содержательного компонента музыкальной культуры студентов педагогического колледжа
На констатирующем этапе эксперимента был апробирован комплекс диагностических методик, направленных на выявление исходного уровня сформированности музыкальной культуры студентов педагогического колледжа. Результаты уровня сформированности содержательного компонента музыкальной культуры студентов педагогического колледжа представлены в табл. 3.
Таким образом, высокий уровень еформированности содержательного компонента музыкальной культуры на констатирующем этапе экспериментального исследования по тестовой методике показали 3,9% студентов экспериментальной группы и 4,2% студентов контрольной группы, средний уровень - 38,5% студентов экспериментальной группы и 41,7% студентов контрольной группы, низкий уровень - 57,6% студентов экспериментальной группы и 54,1% студентов контрольной группы. Данные таблицы 3 свидетельствуют о том, что и в контрольной и экспериментальной группах на начало эксперимента уровень сформированности содержательного компонента музыкальной культуры по тестовой методике был примерно одинаковым.
Содержание опытно-экспериментальной работы по формированию музыкальной культуры студентов педагогического колледжа на основе личностно-ориентированного подхода
Хороший результат приносила игра «Классная классика», цель которой развитие музыкальной памяти, а также выявляла наличие музыкальных знаний студентов. Педагогом заранее готовились фрагменты ранее изученных произведений. Первый раз фрагменты этих произведений включались в том порядке, в каком они записаны на доске, второй раз порядок прослушивания произведений менялся. Учащиеся должны были вспомнить и определить названия этих произведений. Количество фрагментов зависело от уровня сформированности музыкальной культуры обучающихся.
Ролевая игра как метод обучения может присутствовать как элемент любого урока. Ролевая игра - это игровая деятельность, в процессе которой учащиеся выступают в разных ролях. Основная цель ролевых игр -в процессе активной деятельности закрепить пройденный материал. Воспитательная функция состоит в следующем: в ролевых играх воспитываются дисциплина, трудолюбие, взаимопомощь, активность, готовность включаться в разные виды деятельности, самостоятельность, умение отстоять свою точку зрения, проявить инициативу, найти оптимальное решение в определенных условиях [104].
Хорошие результаты на занятиях давали такие ролевые игры, как «Играем в композитора», «Играем в дирижера», «Разыграй песню», «Играем в музыкальный театр». Данный вид деятельности позволял выявить наиболее активных учащихся, раскрыть их творческие способности, активизировать учащихся к музыкальной деятельности.
С целью осознанного восприятия студентами сущности тех или иных понятий использовалось составление кроссвордов по терминологическому аппарату. Это способствовало прочности усвоенных знаний. Активизации полученных знаний способствовало и составление викторин, ребусов, загадок, шарад самими студентами.
Для закрепления материала нами использовалась составленная специально для студентов «Рабочая тетрадь по курсу «Музыка с практикумом» [См. Приложение 8]. Задания в занимательной форме способствовали быстрому запоминанию сложных теоретических вопросов. Данный вид деятельности являлся основой для усвоения материала в других видах деятельности, таких как анализ и слушание, игра на детских музыкальных инструментах.
Практическое направление в процессе формирования музыкальной культуры студентов предусматривало развитие умений, навыков применять полученные знания на практике. В том числе навыков анализировать музыкальные произведения, навыков правильного вокального исполнения песен, игры на детских музыкальных инструментах. А также предполагала развитие способности к музыкальному творчеству, навыков поиска, сбора, преобразования информации в области музыкального искусства, активности в выполнении различных видов музыкальной деятельности, участия в музыкальных мероприятиях, способности и готовности к дальнейшему самообразованию.
Игра на детских музыкальных инструментах - один из видов музыкальной деятельности, способствующих раскрытию музыкальных способностей личности, развитию креативности. Детские музыкальные инструменты широко используются на уроках музыки, во внеклассной деятельности в общеобразовательных школах. В связи с этим будущие педагоги должны быть знакомы с основными видами детских музыкальных инструментов, со способами и приемами игры на них.
В процессе формирования музыкальной культуры студентов этот вид деятельности способствовал активному включению учащихся в процесс освоения музыкального искусства. Процесс обучения игре на детских музыкальных инструментах сочетался с другими видами деятельности: освоением азов музыкальной грамоты, выполнением творческих заданий, простейшим музицированием на инструментах. Наибольший развивающий эффект обучения достигался при использовании игры по слуху. Личностно ориентированный подход в этом виде деятельности предполагал учет индивидуальных возможностей каждого студента. Одни учащиеся достаточно легко подбирают мелодии, с другими необходима была более детальная подготовительная работа. Наибольший результат приносила работа по подгруппам в сочетании с индивидуальной работой.
Особое место в формировании музыкальной культуры студентов занимает вокальная подготовка. Пение наиболее доступный вид музыкальной деятельности, т.к. голосовой аппарат - «инструмент», который дан человеку от природы. Обучение правильному пению связано с будущей деятельностью студентов педагогического колледжа. Пение - это наиболее часто используемый вид музыкальной деятельности в школе. Даже если студент не будет связан с уроками музыки, пение всегда пригодится во внеклассной работе.
Результаты опытно-экспериментальной работы
Данные таблицы свидетельствуют о том, что на констатирующем этапе эксперимента высокий уровень сформированности музыкальной культуры показали 8,4% студентов контрольной группы, средний уровень - 65,4% студентов экспериментальной группы и 62,5% студентов контрольной группы, низкий уровень выявлен у 34,6% студентов экспериментальной группы и у 29,1% студентов контрольной группы. На контрольном этапе в экспериментальной группе увеличилось количество человек с высоким уровнем сформированности музыкальной культуры и составило 34,7% (прирост 34,7%), количество студентов со средним уровнем сформированности музыкальной культуры составило 53,8% (уменьшилось на 11,6%), низкий уровень музыкальной культуры выявлен у 11,5% студентов (уменьшение на 23,1%). Изменения в уровне сформированности музыкальной культуры студентов контрольной группы незначительны. Результаты представлены на гистограммах 5,6.
Результаты констатирующего этапа свидетельствуют о том, что в исходном состоянии сформированность музыкальной культуры была представлена преимущественно, средним и низким уровнем. Низкий уровень - 34,6% студентов экспериментальной группы, 29,1% студентов контрольной группы. Средний уровень - 65,4% испытуемых экспериментальной группы, 62,5% испытуемых контрольной группы. Высокий уровень был выявлен 8,4% студентов контрольной группы. Апробация модели формирования музыкальной культуры студентов педагогического колледжа на основе личностно-ориентированного подхода привела к значительному повышению уровней сформированности музыкальной культуры студентов экспериментальной группы: низкий уровень был выявлен у 11,5% студентов экспериментальной группы (41,7% контрольной группы), средний уровень - 53,8% студентов экспериментальной группы (50,0% контрольной группы), высокий уровень -34,7% студентов экспериментальной группы (8,3% контрольной группы).
При обработке и анализе данных мы использовали метод соотношения, который позволяет произвести оценку процесса формирования музыкальной культуры по процентному соотношению респондентов, находящихся на том или ином уровне сформированности в начале и конце эксперимента. Чтобы проследить динамику процесса формирования музыкальной культуры студентов педагогического колледжа мы использовали следующие показатели динамических рядов: - показатель роста (V), отражающий качественную оценку уровня сформированности музыкальной культуры, был вычислен по формуле: =а+2в+3c/100, где а, в, с - процентно выраженное количество студентов, находящихся на низком, среднем и высоком уровнях сформированности музыкальной культуры; - показатель абсолютного прироста (О), отражающий разность начального и конечного значения уровня исследуемого показателя вычислялся по формуле: 0=II (кон.) - П (нач..), где П (нач.) - начальное значение показателя, П (кон. ) - конечное. Эффективность экспериментальной методики (Эм) определялась по формуле: Эм = Аэ / YK, где Y3 - темп поста уровня музыкальной культуры студентов экспериментальной группы, YK - темп роста уровня музыкальной культуры студентов контрольной группы.
Непараметрическим критерием х2 мы пользовались для доказательства гипотезы эксперимента. Он позволяет ответить на вопрос: имеются ли существенные положительные изменения в формировании музыкальной культуры студентов экспериментальной и контрольной групп, и каковы причины этих изменений, если они имеются? Нулевая гипотеза (Но), предложенная нами, звучала следующим образом: уровень музыкальной культуры у студентов контрольной и экспериментальной групп одинаков. Суть альтернативной гипотезы (Hi) заключалась в следующем: уровень музыкальной культуры не одинаков у студентов контрольной и экспериментальной групп. Критерий х2 был вычислен по формуле: Т = 1/N1N2 CH (N1021 - N2On)2 Он + 02i, где N1 -количество студентов ЭГ, N2 _ количество студентов КГ, Оц - количество студентов ЭГ, находящихся на 1-том уровне сформированности музыкальной культуры, 02і - количество студентов КГ, находящихся на 1-том уровне сформированности музыкальной культуры, С - число уровней («1»).
Были получены следующие данные: Тдаб = 5,186, при Ткрит= 3,84. Поскольку Тнаб Ткрит. Ткрит взято из таблицы для числа степеней свободы у=4-3=1 при уровне значимости а=0,05. Согласно критерию х , справедлива гипотеза Н1. Это дает основание заключить, что происшедшие изменения не вызваны случайными причинами, а являются следствием реализации модели формирования музыкальной культуры студентов педагогического колледжа на основе личностно-ориентированного подхода.
Анализ данных, полученных при сопоставлении результатов диагностики на контрольном этапе эксперимента, показал тенденцию к преимущественному преобладанию высокого и среднего уровней сформированности музыкальной культуры студентов экспериментальной группы. Результаты показаны в табл. 28.