Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ МЕЖЭТНИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ БУДУЩЕГО СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА В ВУЗЕ
1. Историко-теоретический анализ становления проблемы межэтнического общения в современной педагогической науке 15
2. Степень разработанности проблемы межэтнического общения в процессе подготовки социального педагога в вузе 30
3. Социальные и личностные факторы влияния на процесс формирования культуры межэтнического общения у студенческой молодежи 49
Выводы по первой главе 68
ГЛАВА 2. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ МЕЖЭТНИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ У СТУДЕНТОВ ВУЗА
1. Концептуальная модель процесса формирования культуры межэтнического общения будущего социального педагога 70
2. Педагогические условия формирования культуры межэтнического общения будущего социального педагога в образовательном процессе вуза 89
3. Методика проведения опытно-экспериментального исследования и его результаты 108
Выводы по второй главе 130
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 132
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 135
- Историко-теоретический анализ становления проблемы межэтнического общения в современной педагогической науке
- Степень разработанности проблемы межэтнического общения в процессе подготовки социального педагога в вузе
- Концептуальная модель процесса формирования культуры межэтнического общения будущего социального педагога
Введение к работе
Актуальность исследования. Изменения, происходящие в российском обществе за последние десять лет, значительно повысили требования, предъявляемые к работникам социальной сферы, в том числе и к социальным педагогам. В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года подчеркивается, что «развивающемуся обществу нужны современно образованные, высоконравственные специалисты, которые готовы к межкультурному взаимодействию». Профессиональная деятельность социальных педагогов происходит в поликультурной среде. Работая с людьми различных национальностей, с детскими и взрослыми полиэтническими коллективами, социальный педагог способствует формированию качественно новых гуманистических взаимоотношений, диалогического стиля общения, демократической культуры. Данный факт диктует необходимость предъявления к подготовке социально-педагогических кадров определенных требований по формированию культуры межэтнического общения. Данная культура не только предопределяет успех профессиональной деятельности социального педагога, но и содействует его профессионально-личностной самореализации, приобщению специалиста к общечеловеческим ценностям, их трансляции и развития в поликультурном социуме.
Особую значимость высокий уровень культуры межнационального общения социального педагога имеет в условиях его деятельности в многонациональном регионе, каковым и является санаторно-курортный регион Краснодарского края. Социальные педагоги, работающие в Анапском районе, который является Всероссийской детской здравницей, круглогодично принимающей для отдыха и лечения семьи с детьми различных национальностей, должны обладать высочайшей культурой межэтнического общения.
В науке сложились определенные предпосылки для разработки
теоретических и прикладных аспектов проблемы формирования культуры
межэтнического общения у социальных педагогов в период вузовской
подготовки. Общие теоретико-методологические аспекты
профессиональной подготовки социальных педагогов рассмотрены в работах В.Г. Бочаровой, М.А. Галагузовой, Ю.Н. Галагузовой, М.П. Гурьяновой, И.П. Клемантович, Л.В. Мардахаева, А.В. Мудрика, Н.И. Никитиной. Л.Я. Олиференко, В.А. Сластенина и др.
В современной отечественной и зарубежной науке имеется ряд исследований, посвященных различным аспектам формирования культуры межэтнического общения специалистов социальной сферы. Теоретико-методологические основы формирования этнотолерантной культуры личности представлены в трудах Дж. Бэнкса, О.В. Лешера, Г.У. Солдатовой, М. Уолцер, К. Цюрхер и др.; концепции воспитания культуры межнационального общения обоснованы в исследованиях Ю.В. Арутюняна, З.Т. Гасанова, Г.Д. Дмитриева, Л.М. Дробижевой, В.А. Тишкова, Р.З. Хайруллина и др. Социально-психологические и социокультурологические аспекты формирования культуры межэтнического общения отражены в работах А.Г. Асмолова, М.М. Бахтина, А.А. Бодалева, А.Н. Леонтьева, Б.Ф. Ломова и др.; теории межэтнической социализации личности нашли отражение в трудах Б.З. Вульфова, З.Т. Гасанова, П.В. Степанова; Т.Г. Стефаненко и др. Вопросам формирования культуры межнационального общения обучающихся в учреждениях общего и профессионального образования посвящены работы А.Н. Голубчикова, Л.Р. Заурбековой, В.П. Комарова, Э.К. Сусловой, М.Г. Тайчинова и др. Отдельные аспекты формирования культуры межнационального общения у студенческой молодежи рассмотрены в диссертационных работах О.В. Исаевой, Н.Ю. Кудзиевой, А.О. Наследовой, Е.В. Рыбак, О.Ю. Харламовой. Однако проблема формирования культуры межнационального общения у
социальных педагогов в период вузовской подготовки не получила достаточного проявления в научных исследованиях.
Изложенное свидетельствует, что на сегодняшний день существуют противоречия: между объективной потребностью общества в социальных педагогах с высоким уровнем культуры межэтнического общения и реальной практикой ее формирования у будущих специалистов в период обучения в вузе; между ориентацией профессионально-педагогического образования на дидактоцентризм и индивидуально-творческим характером профессиональной деятельности социального педагога в сфере межкультурных коммуникаций.
Изложенные противоречия определили проблему исследования: каков теоретико-методический и содержательно-технологический базис процесса формирования культуры межэтнического общения социального педагога в период обучения в вузе? В соответствии с проблемой определена тема диссертационного исследования - «Формирование культуры межэтнического общения социального педагога в вузе».
Цель исследования — теоретическое обоснование и
экспериментальная проверка модели формирования культуры межэтнического общения у будущих социальных педагогов в вузе.
Объект исследования — профессиональная подготовка социальных педагогов в вузе.
Предмет исследования - процесс формирования культуры межэтнического общения у будущих социальных педагогов в условиях вуза.
Гипотеза исследования. Высокий уровень культуры межэтнического общения социального педагога является необходимым условием и предпосылкой успешности деятельности специалиста, своеобразным показателем педагогического мастерства. Эффективность формирования культуры межэтнического общения социального педагога в вузе может быть обеспечена, если данный процесс:
базируется на личностно-ориентированном, субъектно-деятельностном, системном, этнопедагогическом подходах к подготовке социально-педагогических кадров и взаимосвязан с развитием общей культуры личности будущего специалиста;
осуществляется на основе моделирования профессионально-ролевого и
речевого поведения социального педагога в различных ситуациях
профессионально-личностного межнационального взаимодействия,
межкультурных коммуникаций;
профессионально-коммуникативная и этнокультурологическая
подготовка социального педагога базируется на интерактивных технологиях профессионально-прикладного образования;
активизируются проявления студентами индивидуального творчества в процессе овладения культурой межнационального общения; стимулируется самореализация личности будущих социальных педагогов за счет ее профессионализации в полиэтнической среде в периоды волонтерской работы и практики;
созданы условия для реализации этнопедагогического подхода в воспитании культуры межнационального общения будущих социальных педагогов.
В соответствии с проблемой, целью и гипотезой были поставлены следующие задачи исследования:
- выявить место и роль культуры межэтнического общения в
профессионализме социального педагога;
- определить содержательные, структурные, критериально-оценочные,
уровневые характеристики культуры межэтнического общения социального
педагога;
- осуществить моделирование процесса формирования культуры
межэтнического общения социального педагога в условиях высшей школы;
экспериментально подтвердить эффективность модели
формирования культуры межэтнического общения социального педагога в условиях социального университета.
Методологической основой исследования явились диалектические положения о единстве общего, особенного, единичного в развивающемся объекте; концептуальные положения современной науки о человеке, факторах, влияющих на его формирование, развитие и саморазвитие, о диалектическом единстве процессов обучения и воспитания; о единстве социализации и индивидуализации, о педагогическом потенциале социума и коллектива. В основу исследования положены надэтнический подход (B.C. Агеев, Л.М. Дробижева, Ю.В. Бромлей, В.И. Козлов, А.В. Петровский, В.А. Ядов), предполагающий формирование коллектива на абстрактных ценностях без опоры на национальные традиции его представителей; этнокультурно-ориентированный подход (Г.М. Андреева, Ю.В. Арутюнян, П.С. Гуревич, Т.С. Стефаненко, Г.У. Солдатова), предполагающий воспитательную работу с учетом национальной культуры каждого из членов коллектива, а также системный, культурологический, аксиологический подходы к изучению образования, его общие принципы, требования к системе образования (Л.П. Буева, В.В. Краевский, В.А. Сластенин, Ю.П. Сокольников, Э.И. Сокольникова, Ю.Г. Татур); научные положения о сущности личности и ее психологической структуре (Б.Г.Ананьев, С.Л.Рубинштейн, К.К.Платонов и др.); культурологический подход к анализу явлений действительности (М.М.Бахтин, Э.В.Ильенков, М.С. Каган, Н.Б. Крылова, Д.С.Лихачев, Ю.М.Лотман, В.М.Межуев, В.А.Разумный и
ДР-)-
Теоретической основой исследования стали: теория системно-
деятельностной природы, интеграции и гуманизации педагогического
образования (Б.С.Гершунский, В.И.Журавлев, В.Д.Шадриков и др.);
концепции сущности и содержания профессиональной культуры педагогов
(Е.В.Бондаревская, В.И.Блинов, Б.З.Вульфов, И.Ф.Исаев, Е.Г.Силяева,
В.А.Сластенин и др.); идеи и положения, разработанные в теориях социально-психологического общения (Г.М. Андреева, А.А. Бодалев, А.А. Леонтьев и др.), профессиональной деятельности и образования (А.К. Маркова, А.В. Усова, Н.М. Яковлева и др.), педагогических систем (Т.А. Ильина, Ю.К. Конаржевский, В.А. Сластенин и др.), педагогического моделирования (А.Ф. Аменд, А.У. Варданян, Н.О. Яковлева и др.), теории формирования культуры межнационального общения (Т.Ю. Бурмистрова, З.Т. Гасанов, И.И. Серова и др.), «диалога культур» (М.М. Бахтин, B.C. Библер, Е.И. Пассов и др.), межкультурной коммуникации (Е.М. Верещагин, В.Г. Костомаров, С.Л. Суворова и др.), теории педагогической аксиологии (A.M. Булынин, А.В. Кирьякова, В.А. Сластенин и др.), педагогического эксперимента (Дж. Гласе, Д. Кэмпбелл, Дж. Стэнли и др.); концептуальные идеи о воспитательном потенциале народной педагогики и этнопедагогики (Г.С. Виноградов, Г.Н. Волков).
В соответствии с замыслом в исследовании использовались методы двух уровней: теоретические (анализ, синтез, классификация; моделирование) и эмпирические (наблюдение, в том числе включенное, различные виды опросов, диагностические методы, математические методы обработки собранного материала, формирующий педагогический эксперимент).
Исследование проводилось на базе Российского государственного социального университета (филиал в г. Анапа). На различных этапах эксперимента исследованием было охвачено более 300 студентов, 29 преподавателей вузов, 28 социальных педагогов баз практики, 13 преподавателей системы повышения квалификации социально-педагогических кадров.
Исследование проводилось в три этапа.
Первый этап (2001-2003 гг.) - теоретическое осмысление проблемы исследования, изучение отечественного и зарубежного опыта
этнокультурной подготовки социально-педагогических кадров в высшей школе. Проведенный анализ послужил базой для определения исходных позиций исследования, формирования понятийного аппарата, гипотезы, задач, методологии и методов исследования; проектирование модели формирования культуры межэтнического общения социальных педагогов в вузе.
На втором этапе (2003-2008 гг.) проведен формирующий педагогический эксперимент в соответствии с методикой опытно-экспериментальной работы, уточнялись, корректировались отдельные содержательно-технологические стороны процесса формирования в вузе культуры межэтнического общения социального педагога.
Третий этап (2008-2009 гг.) был посвящен анализу и обобщению результатов экспериментальной работы, интерпретации полученных материалов, выявлению теоретических и практических результатов исследования, разработке практических рекомендаций и их внедрению в образовательный процесс вузов, проведению отсроченного контроля, оформлению диссертации.
Научная новизна диссертационного исследования:
- раскрыты сущность, специфика культуры межэтнического общения
социального педагога; обоснована структурно-содержательная
характеристика данной культуры;
разработаны критерии и показатели, позволяющие определить уровень сформированности культуры межэтнического общения социального педагога;
- выявлены группы факторов, влияющих на результативность процесса
формирования культуры межэтнического общения социального педагога в
период вузовской подготовки;
- теоретически обоснована и экспериментально проверена модель
формирования культуры межэтнического общения социального педагога в
вузе;
- выявлены условия, способствующие эффективной поэтапного формирования культуры межэтнического общения будущих социальных педагогов в вузе.
Теоретическая значимость исследования. Полученные в ходе исследования материалы обогащают раздел теории профессионального образования «Формирование культуры межэтнического общения педагога», пополняют общую теорию поликультурного воспитания студенческой молодежи; вносят вклад в развитие теории личностно-ориентированного подхода к профессиональному образованию путем обоснования поэтапного формирования культуры межэтнического общения будущих социальных педагогов в условиях высшей школы.
Практическая значимость исследования определяется тем, что разработанные модель и технология формирования культуры межэтнического общения социального педагога в учебно-воспитательном процессе вуза получила внедрение в практику функционирования факультета социальной работы филала РГСУ в г. Анапа и показала свою эффективность, что свидетельствуют о возможности реализации данной модели в других подобных учреждениях различных регионов России с учетом специфики конкретного поликультурного социума. Полученные в ходе практической реализации материалов исследования результаты способствовали формированию высокого уровня культуры межэтнического общения социального педагога в вузе. Разработаны и внедрены в учебный процесс вуза элективные курсы «Педагогика межэтнического общения», «Социально-педагогические технологии межэтнической коммуникации» для студентов колледжей и вузов, ведущих подготовку по специальности «Социальная педагогика». Содержащиеся в исследовании теоретические положения и выводы способствуют повышению эффективности процесса формирования профессиональной культуры социального педагога в высшей
школе; материалы исследования могут быть использованы студентами и преподавателями вузов, колледжей, как в учебной, так и практической деятельности, для совершенствования стандартов и программ социально-педагогического образования, учебно-воспитательного процесса различных учреждений, занятых профессиональной подготовкой и повышением квалификации социальных педагогов.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Культура межэтнического общения социального педагога — это
сущностная интегративная характеристика личности специалиста,
отражающая его готовность и способность успешно решать
коммуникативные задачи в ситуации межнациональных контактов,
осуществлять взаимодействие (интеракцию) с представителями иного
этноса на основе системы общечеловеческих норм, этнокультурных
ценностей, регулирующих взаимоотношения представителей различных
наций и народностей в процессе их коммуникации. Структурными
компонентами данной культуры являются: мотивационно-ценностный
(принятие общечеловеческих ценностей каждого народа, веротерпимость к
религиозным чувствам людей; уважительное отношение к представителям
других этносов при конструктивном разрешении проблем и противоречий),
этногностический (системность знаний о себе как субъекте межэтнического
общения; о культуре межнациональной коммуникации; понимание путей
развития этносов в современном мире), профессионально-этический
(взаимодействие с субъектами социально-педагогической работы на основе
профессионально-этических норм и правил деятельности в полиэтническом
социуме), поведенческий (владение способами поведения,
способствующими установлению и поддержанию позитивного опыта межэтнического общения; реализация поведенческих моделей, адекватных ситуациям взаимоотношений с представителями различных этнокультур).
Основными функциями культуры межнационального общения
социального педагога являются: нормативная; аксиологическая;
профессионально-коммуникативная; познавательно-развивающая;
воспитательная; регулятивно-корректирующая.
2. Модель формирования культуры межэтнического общения социального педагога в вузе включает в себя единство и взаимосвязь компонентов (функционально-целевого, содержательного, процессуально-технологического, деятельностно-креативного, результативно-оценочного), а также последовательность этапов ее реализации (пропедевтического, интерактивно-практического, профессионально-рефлексивного).
Процесс формирования культуры межэтнического общения социального
педагога в вузе базируется на следующих принципах: принцип опоры на
позитивный социокультурный опыт этносов; принцип ситуативности;
принцип моделирования профессионально-ролевого коммуникативного
поведения социального педагога в ситуациях межэтнического взаимодействия;
принцип креативности; принцип культурной самоидентификации личности
обучающегося, основанный на включении в региональный компонент
содержания образования элементов национальной, общероссийской и
мировой культуры; принцип включенности изучения национальных культур в
общероссийский и мировой контекст, выражающийся в формировании
системы общекультурных императивов, присущих всем этнокультурным
общностям; принцип развития поликультурного мировоззрения специалиста,
базирующегося на восприятии культурных ценностей мировых и локальных
цивилизаций; принцип межэтнической и меконфессиональной толерантности,
выражающейся в гармонизации национальных отношений, принятии и
поминании сущности других этнокультурных традиций; принцип
практической и профессионально-прикладной направленности
этнокультурного образования социального педагога.
3. Комплекс условий, обеспечивающих реализацию технологии формирования культуры межэтнического общения социального педагога в
вузе, включает следующие составляющие: этнокультурная направленность профессионально-ориентированных учебных дисциплин; мотивированность и активность студентов в овладении необходимыми этнокультурными и профессионально-толерантными компетенциями; развитость волонтерской деятельности студентов в поликультурной среде социально-педагогической сферы; подготовленность профессорско-преподавательского состава к реализации задач формирования культуры межэтнического общения студентов; внедрение в учебно-воспитательный процесс вуза комплексных мер профилактики этнической нетерпимости; стимулирование социальной активности межэтнического общения будущих социальных педагогов на основе создания креативной образовательной среды вуза; ориентация профессиональной подготовки на самореализацию личности будущих социальных педагогов за счет ее профессионализации в полиэтнической среде.
Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечены
исходными методологическими позициями; соблюдением требований
социокультурного, этнокультурно-ориентированного, системного,
культурологического, аксиологического подходов; совокупностью использованных исследовательских методов, адекватных цели и задачам исследования; воспроизводимостью результатов исследования и их репрезентативностью; количественным и качественным анализом данных, полученных в ходе исследования.
Внедрение и апробация результатов исследования осуществлялось через опубликование статей, методических материалов, докладов, тезисов; разработку и реализацию программ учебной и социально-педагогической практики, элективных курсов «Воспитание этнотолерантной личности в поликультурном социуме», «Педагогика межэтнического общения» для студентов специальности «Социальная педагогика». Основные идеи исследования внедрены в учебно-воспитательный процесс факультета
социальной работы филиала РГСУ в г. Анапа. Материалы исследования получили одобрение на международных, всероссийских, региональных научно-практических конференциях и форумах (Анапа, 2006-2009; Новороссийск, 2008; Саратов, 2008; Ростов-на-Дону, 2009; Москва, 2007-2009).
Структура диссертации обусловлена логикой исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.
Во введении обосновывается актуальность проблемы, определяющая цель, объект и предмет исследования, формулируются гипотеза, задачи, положения, выносимые на защиту, научная новизна, теоретическая и практическая значимость результатов исследования.
В первой главе определена степень разработанности проблемы формирования культуры межэтнического общения будущего социального педагога в вузе; выявлены группы факторов, оказывающих влияние на процесс формирование культуры межэтнического общения у студентов вуза социального профиля; обоснованы сущность и структура культуры межэтнического общения социального педагога.
Во второй главе представлена модель процесса формирования культуры межэтнического общения будущего социального педагога в вузе, педагогические условия и технология формирования данной культуры; описана методика проведения опытно-экспериментального исследования и его результаты.
Историко-теоретический анализ становления проблемы межэтнического общения в современной педагогической науке
Ситуация социальной нестабильности в период формирования новых жизненно важных ценностей, происходящие макросоциальные изменения в экономике, политике и других сферах жизни повлекли за собой ломку устоявшихся традиционных стереотипов и норм поведения, обусловили чрезвычайно низкий уровень культуры межэтнического общения, послужили тем психотравмирующим фактором, который привел к деформации миропонимания. Следует отметить, что усложнение межэтнической обстановки и рост самосознания выходящих на мировую арену новых групп населения создают напряженность в межэтнических отношениях и способствуют возникновению этноконфликтов, усложняющих обстановку в межэтническом мире.
Отсутствие взаимопонимания между разными национальными сообществами представляет значимую проблему в жизни современного общества, влияющего на образовательный процесс. Решение ее подталкивает к воспитанию у подрастающего поколения соответствующих качеств и жизненных принципов.
Межэтническое общение является составной частью процесса взаимодействия в полиэтнической среде. Проблема общения дискуссионна. Острые споры ведутся вокруг соотношения общения и деятельности. Одни исследователи утверждают, что общение лежит в пределах деятельности, являясь ее видом или «атрибутом» (Г.М. Андреева, А.А. Леонтьев, А.Н. Леонтьев, А.В. Мудрик и др.). Другие указывают на качественные различия между общением и деятельностью. По мнению Б.Ф. Ломова, общение - это самостоятельная категория, имеющая собственное содержание. Общение является одной из специфических форм индивидуального бытия человека, самостоятельной формой деятельности и активности субъекта. Итогом деятельности является преобразованный материальный или идеальный предмет. В результате общения формируются взаимоотношения человека с другими людьми, передаются информация, настроение, эмоции. Возросший интерес к проблемам межнациональной толерантности и межнационального общения обусловлен новым этапом развития науки о человеке и запросами социальной практики. Многие виды человеческой деятельности, в какой бы форме они не протекали, реализуются коллективными усилиями представителей различных этносов, опосредуются процессом их общения.
Общение, в частности межэтническое, выступает в качестве одного из важнейших факторов человеческой деятельности.
Стабильное развитие российского социума обусловлено решением ряда насущных проблем. Сегодня воспитание подрастающего поколения реализуется в экстремальных культурно-этнических условиях. Развитие новых общественных отношений выдвинуло на передний план вопросы разностороннего развития личности, потребовало осмысления разнообразных факторов, в их совокупности и взаимодействии влияющих на формирование человека. Особенностью современного этапа развития образования является приоритет человеческого фактора, усиление внимания к личности школьника. Гуманизация, гуманитаризация, демократизация, дифференциация и индивидуализация образования - необходимые направления школьной реформы, которые продиктованы характером социально-педагогической ситуации. Реализация этих направлений невозможна без решения проблемы формирования культуры межэтнического общения как одной из гуманистических ценностей. Стремительное пробуждение этнического самосознания связано со вступлением России на путь демократических преобразований в социально-экономической, политической, идеологической сферах. Данные тенденции не всегда носят позитивно-преобразовательный характер: в некоторых случаях наблюдается и культивирование чувства национальной исключительности, проявляющееся в актуализации межэтнического неприятия и напряженностью в межэтническом взаимодействии. В соответствии с этим решение этнических проблем стало одним из главных факторов стабилизации российского общества. Востребованы задачи формирования основ этнического сознания, позитивного отношения к своему этносу, осознание ценности каждого этноса, осмысление его личностноразвивающего потенциала, необходимости формирования культуры межнационального общения. Эти идеи находят свое воплощение в работах В.А. Авксентьева, А.Г. Асмолова, Е.В. Бондаревской, Г.М. Гогоберидзе, Б.И. Исмаилова, В.А. Кан-Калика, В.Г. Крысько, Э.А. Саракуева, Г.У. Солдатовой, Т.Г. Стефаненко и др.
Идеи и подходы гуманистической педагогики представлены в работах Ш.А. Амонашвили, М.А. Данилова, М. Монтесори, В.А. Сухомлинского и др.; педагогике сотрудничества уделяли внимание О.С. Гозман, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, И.П. Иванов, А.С. Макаренко, СТ. Шацкий, Д.Б. Эльконин и др. Вопросы педагогики ненасилия освещены в трудах А.Г. Козлова, В.Г. Маралова, В.А. Ситарова и др., педагогики культуры мира - в работах М.В. Кабатченко, Э.С. Соколовой, З.К. Шнекендорф и др. В рамках психологии над данной проблемой работали Н.М. Лебедева, О.В. Лунева, Т.Г. Стефаненко, Г.У. Солдатова, А.Н. Татарко, Л.А. Шайгерова, О.Д. Шарова, С.Д. Щеколдина и др.
Степень разработанности проблемы межэтнического общения в процессе подготовки социального педагога в вузе
В нормативных актах в области образования (Законах РФ «Об образовании» и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, программах развития высшего и среднего профессионального образования, Государственных образовательных стандартах и др.) особое внимание уделяется формированию ключевых компетенций именно в сферах коммуникации и культуры. Сегодня уровень сформированности культуры межнационального общения становится неотъемлемой частью и одним из основных показателей профессионализма социального педагога.
Учебная деятельность является одной из важнейших сфер культурной жизни общества. С содержательной стороны педагогический процесс есть процесс социокультурной коммуникации. Следовательно, учебная деятельность выступает определённым социокультурным феноменом, обеспечивающим данный процесс. При этом она не только предполагает передачу накопленного человечеством опыта от поколения к поколению и вносит стабилизирующий момент в развитие культуры общества, но и предопределяет культурное обновление, поскольку изменение самой учебной деятельности оказывает значительное влияние на сознание и поведение людей.
Сущность взаимодействия культуры и учебной деятельности обусловливается процессами гуманизации и гуманитаризации. Она заключается в воспитании человека культуры и нравственности, его ориентации на сохранение и воспроизводство культурных ценностей. Культурологическая составляющая деятельности социального педагога не является какой-либо предметной деятельностью, а выступает как некая метадеятельность, как своеобразный внутренний план любой другой деятельности. Важнейшей тенденцией профессиональной подготовки социального педагога выступает восприятие культуры личности как фактора учебной деятельности. В соответствии с этим приоритетом в большинстве современных педагогических исследований говорится не только о формировании отдельных качеств и свойств личности, что часто противоречит закономерностям её развития, а о создании условий, обеспечивающих полноценное проявление и развитие личностных функций человека (Е. В. Бондаревская, В. В. Сериков, В. А. Сластёнин и др.). При этом происходит реформирование традиционной знаниевой модели учебной деятельности и становление новой парадигмы культуросообразности, подразумевающей поворот от абсолютизации рационального знания к признанию гуманитарных ценностей культуры.
Ведущими целями профессиональной подготовки будущего социального педагога являются освоение культуротворческого опыта человечества и создание на данной основе целостной системы условий, способствующих его социокультурному развитию. Обучение в высшей школе должно быть направлено на осознание социальным педагогом своей роли в трансляции культуры будущему поколению, что делает его ответственным за свой личностный облик не только как человека образованного, но и как человека культурного. Решение этой задачи во многом достигается совершенствованием системы профессиональной подготовки специалистов, её ориентацией на всемерное развитие индивидуальности и самостоятельности студентов, их активное вовлечение в педагогический процесс в качестве субъектов культурно-образовательного пространства вуза. Это становится возможным при условии достижения студентами такого уровня сформированности учебной деятельности, который обеспечивает её продуктивность и способствует их культурной идентификации. Одна из ключевых тенденций развития высшего социально-педагогического образования состоит в том, что в центр внимания перемещается личность будущего педагога, его культура, а знания и умения, которыми он обладает, превращаются из самоцели подготовки в средство его профессионального развития и самосовершенствования. Критерием знания как феномена культуры становится не столько соответствие его действительности, сколько согласование данной формы знания с общими ценностно-смысловыми установками культуры.
Вышесказанное, в свою очередь, с особой остротой выдвигает на первый план проблему подготовки социального педагога, способного осуществлять профессиональную деятельность в контексте культуры. Речь идёт о смене парадигмы рационального знания на парадигму культуросообразности и культуротворчества, о смене основного смыслового знака образования «рационализм» на знак «культура». При этом постепенно происходит поворот от абсолютизации ценности рациональных научных знаний (знаниецентризм) к осознанию, освоению и реализации в образовательной практике гуманитарных и культурных ценностей (культуроцентризм).
Концептуальная модель процесса формирования культуры межэтнического общения будущего социального педагога
Анализ проблемы показал, что в педагогической науке к настоящему времени накоплен определенный теоретический и практический опыт в области исследуемой проблемы, что делает необходимым и возможным построение на данной основе системы формирования культуры межэтнического общения у будущих социальных педагогов в условиях высшего профессионального образования.
Проведенное исследование позволило выстроить модель формирования культуры межэтнического общения подростков в соответствии с теоретически обоснованным механизмом принятия этнического многообразия и воспроизводства межэтнических, включающим в себя следующие составляющие: отождествление подростком себя как члена общества; обособление от других, принятие подростком константности этнических признаков; сформированность позитивного образа собственной этнической группы; включение в свою Я-концепцию общей характеристики своей группы, усвоение характерных норм и стереотипов поведения; актуализацию когнитивного оценивания сверстников - представителей других этнических групп; принятие подростком усвоенных норм и стереотипов собственной этнической группы в качестве внутренних регуляторов поведения; интеграцию позитивного образа собственной этнической группы и позитивного образа чужой этнической группы; активное воспроизводство системы межэтнических отношений.
Конкретные цели и задачи модели, на наш взгляд, рассмотреть, исходя из трех направлений: просветительского, диагностического и коррекционно-развивающего.
Просвещение:
предоставление информации о толерантности и интолерантности; формах их проявления в межэтническом взаимодействии;
формирование представлений о возникновении и закреплении в общественном сознании различных форм этнических стереотипов и дискриминации по признаку расы и этничности;
обучение навыкам распознавания проявлений этнических стереотипов, этноцентризма и дискриминации по признаку этничности и расы в различных сферах общественной жизни
формирование более адекватных представлений о различных культурах и психологических особенностях их представителей.
Диагностика: осознание участниками образовательного процесса собственных этнических стереотипов и их влияния на различные сферы жизни
определение общего уровня толерантности отдельных групп участников образовательного процесса.
Коррекция, психологическая помощь и развитие:
разрядка негативных чувств, связанных с опытом переживания дискриминации по признаку этничности и расы
формирование позитивной этнической идентичности
осознание собственной роли в трансляции и закреплении этнических стереотипов и различных форм дискриминации по признаку этничности и расы.
Эти цели и задачи могут реализоваться в различных организационных формах: от включения информации, демонстрирующей значимость толерантности в современном обществе, в программу общеобразовательных учебных курсов, до проведения специальных тренинговых занятий. Огромные возможности представляет здесь, в частности, курс этнической психологии, читаемый студентам, обучающимся по специальности «Психология». В ходе лекционных и практических занятий, выполняя задания для самостоятельной работы, студенты знакомятся с основными психологическими механизмами формирования этнических стереотипов, трансформаций этнической идентичности, лежащих в основе возникновения межэтнической нетерпимости и напряженности.
Проблема формирования культуры межэтнического общения, как любая исследовательская задача, предполагает выбор теоретико-методологической основы, определяющей направление научного поиска и обусловливающей его результат. В соответствии с целями нашего исследования в качестве такой основы выступают системный и культурологический подходы. Их взаимодополняющая разработка обеспечивает системность организации процесса формирования культуры межэтнического общения у будущих социальных педагогов в условиях повышения требований к содержанию их профессиональной деятельности.
Системный подход позволяет рассматривать процесс формирования культуры межэтнического общения у будущих социальных педагогов как систему, с учетом специфики деятельности и взаимодействия преподавателя и студентов. Его реализация позволила сформулировать следующие положения: 1) культура межэтнического общения — педагогическая система, являющаяся целостным образованием специфических знаний, умений, ценностных ориентации и профессионально важных качеств специалиста, позволяющих ему эффективно осуществлять взаимодействие в межэтническом общении; 2) процесс формирования культуры межэтнического общения у будущих социальных педагогов - подсистема процесса их профессиональной подготовки в вузе, представляющая собой совокупность взаимосвязанных средств, методов и форм, необходимых для целенаправленного педагогического влияния на формирование компонентов данного вида культуры; 3) эффективность процесса формирования культуры межэтнического общения у будущих социальных педагогов зависит от организации системных воздействий по подготовке студентов к будущей профессиональной деятельности, четкого определения целей и задач в соответствии с потребностями личности и средствами образования; 4) формирование культуры межэтнического общения предполагает включение в содержание учебного процесса заданий, отвечающих следующим требованиям: профессиональная направленность, стимулирующий характер, проблемность и креативность.
Указанные положения при построении заявленной нами системы наиболее полно раскрываются в сочетании с культурологическим подходом, выбор которого обусловлен его возможностями по расширению границ мировидения и мировосприятия студентов, воспитания у них толерантности и принятия иной культуры, а также формирования личности будущего специалиста через специфическое наполнение содержания процесса подготовки. Реализация культурологического подхода осуществлена нами с учетом следующих положений: 1) формирование культуры межэтнического общения у будущих социальных педагогов — это процесс познания мирового культурного наследия и культуры стран изучаемого региона; 2) преподаватель и студент — ориентированные на творчество субъекты культуры; 3) взаимодействие ценностей мировой культуры, родной культуры и культуры стран изучаемого региона — это основа формирования культуры межэтнического общения у будущих социальных педагогов; 4) формирование культуры межэтнического общения — это не только сообщение знаний о мировой и национальной культурах, но и формирование толерантной личности будущего специалиста, уважающего свою и иную культуру, способного к межэтническому общению.