Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. ФОРМИРОВАНИЕ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА КАК СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА ИССЛЕДОВАНИЯ. 12-72
1.1. Сущность и структура профессиональной компетентности специалиста. 12-32
1.2. Этнокультурная компетентность как один из компонентов профессиональной компетентности будущих социальных педагогов. 32-48
1.3. Модель этнокультурной подготовки будущих
социальных педагогов. 48-72
Глава 2. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ СОЦИАЛЬНЫХ ПЕДАГОГОВ В ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ. 73-140
2.1. Развитие этнокультурной компетентности социальных педагогов в процессе их образовательной деятельности. 73-99
2.2. Участие будущих социальных педагогов в социально-воспитательной работе. 100-114
2.3. Этнопедагогический компонент в практике студентов как необходимое звено формирования социальных педагогов. 115-140
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
БИБЛИОГРАФИЯ.
ПРИЛОЖЕНИЯ.
- Сущность и структура профессиональной компетентности специалиста.
- Этнокультурная компетентность как один из компонентов профессиональной компетентности будущих социальных педагогов.
- Развитие этнокультурной компетентности социальных педагогов в процессе их образовательной деятельности.
Введение к работе
Актуальность исследования. Особенностью России является то, что она исторически сложилась и продолжает существовать как многонациональное государство. Это всегда накладывало свой отпечаток на социально-экономическую, политическую и культурную жизнь общества. В связи с этим на первый план образовательной, кадровой и молодежной политики регионов выходят проблемы сохранения и развития культур малочисленных народов, а также поиск эффективных путей взаимодействия различных этнокультур.
На сегодняшний день общество предъявляет качественно иные требования к подготовке специалистов. Необходимо компетентное решение национальных проблем как на государственном, так и на местном (городском, районном) уровне, на уровне производственного или учебного коллектива. На повестку дня встал вопрос формирования этнокультурной компетентности будущих специалистов и в первую очередь тех, кто призван активно действовать в полиэтнической среде. Одним из таких профессионалов социума является социальный педагог,
социальный работник.
Анализ общих подходов к вопросам профессиональной компетентности специалистов, осуществленный в работах Н.В.Кузьминой, О.Е.Лебедева, В.Ш.Масленниковой, А.И.Щербакова и др., показывает, что компетентность соединяет в себе общечеловеческие и профессионально значимые ценности, гибкость профессионального мышления, способность к самореализации в социокультурной среде.
Изучение литературы позволяет заметить, что имеющиеся исследования в основном посвящены рассмотрению различных аспектов профессиональной подготовки социальных педагогов (А.Г.Асмолов, И.А.Громов, А.Г.Димова, Ю.И.Ефимов, Г.В.Мухамедзянова,
В.Л.Мясников, ГАПетрова, В.В.Челнокова, Т.Я.Шипкало,
Г.И.Шевченко и др.). Большинство из них изучают эту проблему в аспекте совершенствования образовательной подготовки будущего специалиста. Имеются лишь отдельные исследования (Б.З.Вульфов, А.В Мудрик, В.А.Сластенин и др.), в которых подготовка специалистов по новой специальности - социальный педагог - рассматривается в тесной взаимосвязи с гуманизацией среды, где он не только формируется как профессионал, но и реализует себя как активный деятель.
Общие закономерности социального взаимодействия, роль социальной среды в процессе становления личности будущего педагога, раскрытие этнокультурной функции образования отражены в
исследованиях Г.Н.Волкова, В.В.Пименова, Е.Н.Сорочинской,
В.Д.Шадрикова и др.
В условиях, когда активно действующей фигурой для работы в социуме с различными категориями населения становится социальный педагог, вопросы совершенствования его этнокультурной компетентности
имеют большое практическое значение.
Анализ изученной литературы позволяет нам выделить ряд концептуальных противоречий, сдерживающих решение проблемы совершенствования этнокультурной компетентности будущего социального педагога в период его учебы в вузе:
- между потребностью в повышении образованности студентов -социальных педагогов - в области мировой и национальной культур и устаревшими, традиционными подходами к практике их профессиональной подготовки;
- между повышающимися требованиями к этнокультурной компетентности социальных педагогов и ее реальным уровнем у
к действующих практиков;
- между осознанием будущими социальными педагогами необходимости и значимости развития своей этнокультурной компетентности и недостаточной мотивацией ее развития в период учебы
в вузе.
Концептуальная неразработанность данного вопроса, ее
теоретическая и практическая значимость обусловили выбор темы исследования: «Формирование этнокультурной компетентности будущих социальных педагогов в вузе».
Объект исследования: этнокультурная подготовка будущих социальных педагогов в вузе.
Предмет исследования: процесс формирования этнокультурной компетентности будущих социальных педагогов в вузе.
Цель исследования: разработать модель формирования этнокультурной подготовки будущих социальных педагогов в вузе.
Задачи исследования:
- проанализировать содержание и структуру понятий профессиональной и этнокультурной компетентности как базовых в системе подготовки будущего специалиста - социального педагога;
- обосновать и апробировать модель этнокультурной подготовки будущих социальных педагогов в вузе;
- разработать пакет методических материалов для организаторов учебно-воспитательной работы в региональном вузе.
Гипотеза: процесс формирования этнокультурной компетентности будущих социальных педагогов будет эффективным, если:
- выявлены и обоснованы сущность, структура и содержание этнокультурной компетентности социальных педагогов;
- при ее построении исходить из идеи тесного взаимопроникновения и обогащения мировой и национальных культур;
- создать условия формирования этнокультурной компетентности на основе тесного взаимодействия образовательной, социально-воспитательной и практической деятельности будущих социальных педагогов;
- рассматривать этнокультурную компетентность как результат личностного и профессионального роста будущих социальных педагогов.
Методологической основой исследования являются идея социальной обусловленности развития человека как личности; теория деятельности и личностного подхода, индивидуальной и социальной субъектности человека в его личностном саморазвитии во взаимоотношениях с различными общностями.
Теоретические предпосылки проблемы исследования: большое значение для нашего исследования имели основные положения методологии современной педагогики (Ю.К.Бабанский, А.П.Беляева, Б.С.Гершунский, В.В.Краевский и др.); теория проблемного обучения (Т.В.Кудрявцев, И.Я.Лернер, А.М.Матюшкин и др.); концепция взаимосвязи общего и профессионального образования как исходная позиция для совершенствования всей системы учебно-воспитательной
деятельности вуза (Н.И.Думченко, В.С.Леднев, А.Г.Соколов и др.); теория развивающего обучения и личностно-социально-деятельностного подхода к процессу преподавания и процессу учения (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, К.К.Платонов и др.).
Проблема этнокультурной компетентности будущих социальных педагогов связана с идеями совершенствования гуманистического образования, которые рассматривались в трудах А.И.Арнольдова, Н.Д.Никандрова, Г.Н.Филонова, Т.Ф.Яркиной и др.
Вопросы компетентности личности изучаются В.И.Загвязинским,
W
И.П.Ивановым, Н.В. Кудрявцевой и др. Значительный интерес для нашего исследования представляют работы известных деятелей культуры
ч
Д.С.Лихачева, Т.С.Злотниковой, И.А.Бутенко, А.Я.Гуревича и др. Педагогические аспекты становления и формирования человека в социуме
мы находим в трудах современных ученых, работающих в области социальной педагогики, В.Г.Бочаровой, Р.М.Куличенко, Л.Е.Никитиной, Н.С.Моровой и др.
Проблема воспитания современной школьной и студенческой молодежи стала предметом исследования Л.В.Байбородовой, Е.В.Бондаревской, Л.А.Барановской, Е.П.Белозерцева, В.Т.Лисовского, С.Л.Паладьева, М.И.Рожкова и др.
Исследование выстроено на изучении современных теорий, раскрывающих проблемы национального и общечеловеческого в культуре (Г.Д. Грачев, А.А.Григорьева, Ю.В. Бромлей, Т.Ф.Кузина, П.А. Сорокин, Э.А. Орлова и др.); культурно-нравственного развития личности (О.П. Зубец, В.А. Титов, Ю.Н. Лотман и др.); системы ценностных ориентации в культуре (А.Я. Гуревич, И.М. Ильинский и др.); взаимосвязи личности и культуры (А.Г.Асмолов, Э.В.Соколов и др.); проблемы культурологии (В.С.Садовская, А.Г. Сорокин, Л.Мамфорд и др.).
При исследовании разнообразных аспектов взаимосвязи различных культур мы опирались на работы Л.В. Боровикова, Л.Н. Гумилева, В.Д. Плахова и др. При этом особую роль мы отводили изучению национально-регионального (марийского) компонента образования (П.А. Апакаев, Н.Н.Головина, Р.Р.Лоскутова, В.Ф. Сапаев, С.Н. Федорова и др.).
Методы исследования. В процессе исследования на разных этапах его проведения использовался комплекс методов: теоретический анализ, проектирование и моделирование, опытно-экспериментальная работа и ее
обобщение, а также педагогическое наблюдение (включенное, лонгитюдное), диагностика, интервьюирование, анкетирование, ранжирование, метод независимых характеристик, тестирование,
изучение документации, статистические методы обработки полученных в ходе исследования материалов.
Исследование осуществлялось в несколько взаимосвязанных этапов. На первом этапе (1995-1996 г.г.) изучались и анализировались отечественные и зарубежные источники по проблеме исследования, формировались цель, объект, предмет изучения, выявлялись теоретические подходы к проблеме этнокультурной компетентности.
На втором этапе (1996-1998г.г.) разрабатывалась и первично апробировалась научно обоснованная модель этнокультурной подготовки социальных педагогов в вузе.
На третьем этапе (1998-1999г.г.) продолжалась апробация модели, корректировка отдельных ее элементов; обобщались полученные данные, подводились итоги, подтвердившие в целом гипотезу исследования, разрабатывались научно-методические рекомендации.
Опытно-экспериментальной базой исследования стал факультет
дошкольного воспитания Марийского государственного педагогического института им. Н.К. Крупской, педагогический класс экспериментальной школы-комплекса № 18 г.Иошкар-Олы, являющийся филиалом факультета довузовской подготовки будущих социальных педагогов. Всего исследованием было охвачено более 300 человек.
Научная новизна исследования:
- дано научное обоснование содержания этнокультурной компетентности социального педагога, которое отражено в учебных планах, программах обучения и воспитания и практической подготовки будущих специалистов;
- разработаны уровни сформированности этнокультурной
компетентности будущих социальных педагогов в процессе обучения в вузе;
- исследованы имеющиеся в отечественном и зарубежном опыте основные подходы к проблеме профессионального роста социальных педагогов в системе высшего образования и разработана целостная педагогическая система их этнокультурной подготовки в условиях
национального вуза.
Теоретическая значимость исследования:
- дано теоретическое обоснование понятия этнокультурной компетентности;
- интерпретированы компоненты этнокультурной компетентности
применительно к целостной системе профессиональной подготовки
будущих социальных педагогов вузе
Практическая значимость исследования:
- создана модель этнокультурной подготовки будущих социальных педагогов в вузе на основе интеграции образовательной, социально-воспитательной и практической деятельностей будущих
специалистов;
- разработаны и внедрены программы спецкурсов, способствующих формированию этнокультурной компетентности будущих социальных педагогов;
- подготовлены научно-методические рекомендации по совершенствованию содержания, форм и методов формирования этнокультурной компетентности будущих социальных педагогов в период их учебы в вузе;
- разработаны структура и содержание практической подготовки будущих социальных педагогов в полиэтническом социуме в течение всего периода обучения в вузе;
- подобраны и адаптированы к условиям национального вуза психолого-педагогические методики диагностирования уровня
сформированности этнокультурной компетентности будущих социальных педагогов.
Обоснованность и достоверность научных положений и
выводов обеспечена исходными теоретическими положениями;
адекватностью системы методов цели, задачам и предмету исследования;
апробацией и внедрением результатов исследования в практику.
Личное участие соискателя в получении результатов исследования заключается в непосредственной организации и проведении
эксперимента, в разработке идей и основных положений диссертации на
всех этапах исследования.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Этнокультурная компетентность как результат профессиональной подготовленности представляет собой важную качественную характеристику субъекта социальной работы (социального работника, социального педагога) и отражает уровень его
профессионального роста.
2. Формирование этнокультурной компетентности будущих
социальных педагогов в процессе обучения в вузе - целостная, многоуровневая система социально-педагогических мер, направленных на включение личности в социокультурную среду, ее приобщение к духовным ценностям, передающимся от одного поколения этносов к другому.
3. В современных условиях формирование этнокультурной
t
компетентности будущих социальных педагогов является базовым компонентом их профессиональной подготовки как специалистов, призванных активно действовать в этнокультурной среде.
4. Формирование этнокультурной компетентности обеспечивает основу будущей социально-педагогической деятельности личности и определяется качеством ее профессиональной полготовки, социальном
Сущность и структура профессиональной компетентности специалиста
Прогресс науки и техники, совершенствование социальных отношений предъявляют все более высокие требования к каждой личности как представителю общества нового типа. Это в свою очередь вызывает необходимость постоянного развития и совершенствования подготовки любого профессионала, к какой бы сфере человеческой деятельности он не принадлежал. Отталкиваясь от всевозрастающей скорости изменения реалий нашей жизни, необходимо создать достаточную гибкость и высокий уровень приспособляемости будущих социальных педагогов к изменяющимся общественным условиям.
В настоящее время подготовка специалистов в области образования должна обеспечить высокий уровень его профессиональной компетентности, социальной защиты и мобильности, создать наиболее благоприятные условия ддя его формирования как личности.
Заметим, что вопрос о профессиональной компетентности личности совсем недавно стал предметом педагогического анализа. Вряд ли можно считать всеобъемлющим определение компетентности, как «обладание знаниями, позволяющими судить о чем-либо, высказывать веское, авторитетное мнение» (187, 85). Бордовский Г.А. считает, что «компетентность специалиста (особенно в области образования) приобретает все большее значение в связи с усложнением и расширением социального опыта, возникновением все новых и весьма разнообразных форм предъявления и переработки информации, со все возрастающим уровнем тех запросов, которые предъявляют к специалисту общество и обучаемые» (22, 3).
Наиболее полное определение компетентности педагогов, на наш взгляд, дано В.А.Сластениным. Компетентность - совокупность качеств личности, которая обеспечивает ей успешность выполнять профессионально-педагогические функции. К ее существенным показателям относятся: способность к идентификации себя с другими, или перцептивная способность; психологическое состояние, отражающее динамизм личности, богатство ее внутренней энергии, воли, изобретательность и до. Она включает также эмоциональную устойчивость, обеспечивающую выдержку и самообладание; профессионально-педагогическое мышление, т.е. такое мышление, которое позволяет проникнуть в причинно-следственные связи педагогического процесса, анализировать свою деятельность, отыскивать научно-обоснованные объяснения успехов и неудач, предвидеть результаты работы. (135, 144).
Необходимо отметить, что эти качества и свойства личности рассматриваются в динамике и системе, как компоненты, дополняющие друг друга. Данная система качеств личности педагога предусматривает исполнение им разных социальных ролей в процессе профессиональной деятельности, а также высокий уровень культуры личности.
Компетентность - сложное психологическое образование,
основные ее элементы выделяются Н.В.Кузьминой. Это компетентность специальная, педагогическая, социально-психологическая и т.д. В общем виде компетентность определяется как необходимый комплекс способностей и качеств личности, которые требуются для успешной деятельности в той или иной сфере.
Анализ научной литературы по теме исследования показывает, что по вопросу сущности и структуры профессиональной компетентности личности до настоящего времени нет единой точки зрения.
В педагогических сочинениях Ушинского К.Д. нет прямых суждений об профессиональной компетентности педагогов, не встречается и само это понятие. Тем не менее, педагог высоко ценил роль учителя, его профессионализм, а также говорил о недостатке хороших учителей, которые обладали бы не только знаниями, но и умениями работы с детьми. К.Д.Ушинский выдвигает ряд требований к профессионализму учителя: овладение разнообразными знаниями, навыками работы с детьми; необходимость быть примером для учеников, стремление к самосовершенствованию, умение сочетать теорию и практику и т.д. Перефразировав высказывания Ушинского К.Д. о роли личности учителя в воспитании школьников, можно сказать, что только личность педагога, обладающая профессиональной компетентностью способна воздействовать на развитие и определение личности ученика, помогать раскрытию ее духовных, нравственных качеств.
Этнокультурная компетентность как один из компонентов профессиональной компетентности будущих социальных педагогов
Переход на культурологическую парадигму образования, введение национально-региональных аспектов в его структуру, учет специфики и возможностей конкретного вуза и т.д., влечет за собой изменения всей системы подготовки будущих социальных педагогов.
В любой специальности, а тем более в педагогической, на первое место выходит такой критерий профессиональной подготовки
специалиста, как компетентность, которая определяет объективную готовность к полноценной реализации социальным педагогом своих функций, субъективную готовность к непрерывному самообразованию в условиях быстро изменяющейся педагогической реальности.
Следует отметить, что многие государственные педагогические институты, в частности в регионе Среднего Поволжья, готовят в первую очередь национальные кадры. В связи с этим, мы считаем, что будущие социальные педагоги должны обладать этнокультурной компетентностью.
Особенностью России является то, что она исторически сложилась и продолжает существовать как многонациональное государство. И это всегда накладывало свой отпечаток на социально-экономическую, политическую и, безусловно, культурную жизнь общества.
Значительная часть регионов России объединяет представителей разных национальностей. Примером может служить Тюменский Север, где наряду с русскими проживают татары, башкиры, чуваши, азербайджанцы и другие народы. Рядом с ними немалую долю жителей
Севера представляет коренное население - ханты, манси, долганы, ненцы и другие этносы. Подобное положение наблюдается не только в Сибири, но в центре России. Например, в Поволжье проживают русские, татары, мордва, чуваши, марийцы, немцы и т.д. В одной только Республике
Марий Эл полиэтническое пространство образуют русские и марийцы, чуваши и татары, а также представители других народностей, своеобразная этнокультура которых во многом ассимилировалась между собой. Такое переплетение народов ставит перед вузом сложные задачи развития дружественных, гуманистических, межнациональных отношений среди студентов.
Будущий социальный педагог должен быть готов воспринять идею многокультурности и уважительного отношения ко всем малым этническим единицам и их культурам. Вследствие чего, особенностями профессиональной подготовки являются ориентация на культуру народа, язык которого является основным в данном регионе, а также изучение культуры русского народа в сравнительном контексте с культурами других народов с целью выявления характерных отличий. Процесс формирования этнокультурной компетентности будущих социальных педагогов выступает как один из важных компонентов профессиональной компетентности.
Как справедливо отмечает Афанасьева А.Б., важной чертой этнокультурного направления является рассмотрение конкретного предмета отечественной культуры с выявлением общих закономерностей и специфических форм в других этнорегиональных вариантах культуры. (11, 59-60). Это отражает философский аспект содержания этнокультуры, на что обращали внимание многие выдающиеся отечественные мыслители.
Еще в начале XX века в статье «О воспитании», написанной в 1909 году, Л.Н.Толстой среди приоритетов в образовании назвал этнографию своего и других народов наряду с религией и нравственностью (152, 103). Сегодня в век всеобщей компьютеризации это более, чем удивительно, что следом за этнографией великий мыслитель поставил в ряд историю, математику, физику и другие науки. Он подчеркивал, что без этих предметов образование превращается в набор случайных сведений. С позиции нашего исследования хотелось бы заметить, что профессиональная компетентность любого специалиста, а в особенности будущего социального педагога, не может быть достаточно полной, если не содержит такой важный компонент, как этнокультурная компетентность.
В настоящееусреди педагогов школ и вузов активно обсуждается значение этнографического компонента в воспитании и образовании, который лежит в основе региональной образо Йьно-воспитательной системы. Это обуславливается рядом причин. С одной стороны, заметна положительная тенденция восстановления всех связей в осмыслении духовной истории народов, населяющих Россию. С другой стороны, набирает силу внешний фактор возрастания межнациональной напряженности в современной России, в связи с чем активизируется поиск путей противостояния данной тенденции. В третьих, не меньшее значение играет внутренний фактор развития системы наук, исследующих этническую проблематику: этнологии как фундаментальной науки о формах жизни этносов, связанных с ней традиционных этнографии, этнолингвистики, этнопсихологии, фольклористики, а также новых наук, находящихся в процессе становления - этнопедагогики, этнокультурологию, этносоциологии и т.д. В числе их находится и социальная педагогика, уделяющая этническим проблемам особенно пристальное внимание и учитывающая специфику социальной работы с различными этническими группами населения.
Развитие этнокультурной компетентности социальных педагогов в процессе их образовательной деятельности
Образовательная деятельность в вузе - это достаточно сложная система, целью которой является изучение закономерностей, принципов и средств формирования специалистов высшей квалификации. Государственный образовательный стандарт высшей школы 1995г. выдвигает новые требования к будущим специалистам: овладение современными представлениями о социальных явлениях и процессах; умение использовать накопленный опыт для развития собственных способностей; приобретение знаний об историческом многообразии культур и цивилизаций и т.д.
Новые требования выдвигают иные задачи к учебной деятельности вуза, рождают необходимость выработки меры национального, регионального образования в структуре профессиональной подготовки будущих социальных педагогов.
Анализ изученной педагогической литературы, проведенный нами в первой главе исследования, позволяет выделить перечень научно-педагогических, методических и организационных задач, стоящих перед вузом: определение содержания обучения и квалификации выпускников, исходя из предвидимого развития науки и требований, предъявляемых обществом к подготовке будущих социальных педагогов; отражение в учебном процессе все возрастающей роли культуры в развитии общества; гуманистический характер высшего образования и научной подготовки специалистов; последовательное внедрение в учебный процесс более совершенных способов и средств обучения, повышающих его качество; разработка рациональных путей контроля и т.д.
Исследователи справедливо замечают, что если в классических университетах поворот к культурологической парадигме образования уже наметился, то в педагогических университетах и институтах «этот процесс идет медленно в силу неразработанности общей концепции современного педагогического вуза и негативности отношения многих преподавателей к реализации современных идей гуманитарно-культурологической подготовки учителя» (99, 100). Таким образом, все это еще раз свидетельствует о необходимости активных поисков, путей повышения этнокультурной компетентности будущих социальных педагогов, что и находится в центре нашего исследования.
Практика работы Марийского пединститута также показала, что сложившаяся традиционная система учебной работы с будущими социальными педагогами в этом направлении устарела и потому требует пересмотра и модернизации. Среди недостатков в старой системе можно выделить ее нормативный характер, - когда личность обязана готовиться к занятию потому, что от этого зависит ее оценка на экзамене. Как правило, в этой ситуации активен только преподаватель, а студент занимает пассивную позицию, не овладевая в полной мере богатством мировой и национальной культуры.
Мы уже отмечали, что на процесс формирования этнокультурной компетентности будущих социальных педагогов большое влияние оказывает культурно-эстетический климат в социуме, вузе, студенческих группах. Не могли не вызывать тревогу результаты исследования состояния культурно-эстетического климата в социуме и в педагогическом вузе, проведенного нами в 1996 году на первом этапе эксперимента. Более чем половиной будущих социальных педагогов он был оценен как «неопределенный» (60%), а остальные 40% даже затруднились ответить на поставленный вопрос. Столь же неутешительные результаты в начале экспериментальной работы дал и анализ культурно-эстетического климата в студенческих группах, проведенный в динамике от курса к курсу (табл. 2)