Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование этнической педагогической культуры у будущих учителей татарской национальной школы Садыков Клим Султанович

Формирование этнической педагогической культуры у будущих учителей татарской национальной школы
<
Формирование этнической педагогической культуры у будущих учителей татарской национальной школы Формирование этнической педагогической культуры у будущих учителей татарской национальной школы Формирование этнической педагогической культуры у будущих учителей татарской национальной школы Формирование этнической педагогической культуры у будущих учителей татарской национальной школы Формирование этнической педагогической культуры у будущих учителей татарской национальной школы Формирование этнической педагогической культуры у будущих учителей татарской национальной школы Формирование этнической педагогической культуры у будущих учителей татарской национальной школы Формирование этнической педагогической культуры у будущих учителей татарской национальной школы Формирование этнической педагогической культуры у будущих учителей татарской национальной школы
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Садыков Клим Султанович. Формирование этнической педагогической культуры у будущих учителей татарской национальной школы : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 : Сургут, 2004 213 c. РГБ ОД, 61:05-13/431

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. Сущность, структура и содержание функционирования национальной школы и системы подготовки учителей

1.1. Состояние национальной школы Тюменской области до 1985 года 17

1.2. Возрождение национальных школ Тюменской области (1985-2004 г.г.) и их функционирование в современных условиях 36'

1.3. Функционирование системы подготовки учителей национальных школ в Тюменской области 50

ВЫВОДЫ по I главе 61

ГЛАВА II. Система формирования этнической педагогической, культуры у будущих учителей национальной школы в» Тобольском государственном педагогическом институте им. Д.И. Менделеева

2.1. Состояние и проблемы подготовки будущих учителей татарских национальных школ 65

2.2. Система формирования этнической педагогической культуры у будущих учителей татарской национальной школы 93

ВЫВОДЫ по II главе 114

ГЛАВА III. Опытно-экспериментальное исследование процесса формирования этнической педагогической культуры у будущих учителей татарской национальной школы

3.1. Программа исследования процесса формирования этнической педагогической культуры будущих учителей татарской национальной школы 115

3.2. Реализация, результаты и интерпретация экспериментального исследования формирования этнической педагогической культуры у будущих учителей татарской национальной школы 133

ВЫВОДЫ по III главе 149

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 152

ЛИТЕРАТУРА 159

ПРИЛОЖЕНИЯ 175

Введение к работе

Актуальность исследования. Для современного мирового образовательного пространства характерны противоречия между реально существующими этнокультурными процессами и интеграционными процессами в культуре, которые находят отражение в образовании. По мнению Шадрикова В.Д., для современной России свойственен так называемый «парадокс этничности», столь ха-рактерныи для всего современного мира, - когда по мере интернационализации культуры возрастает уровень национального самосознания.

В Национальной доктрине образования РФ говорится об исторической преемственности поколений, уважительном отношении к языкам, сохранении, распространении и развитии национальной культуры, о воспитании бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России.

Один из возможных вариантов реализации данной политики — развитие национальных школ. На практике с национальной школой обычно связывают отражение в содержании и формах школьного обучения и воспитания особенной определенной национальной культуры.

Известно, что в России более ста этносов, этнических групп и все они так или иначе представлены в структуре образования. Развернутое определение понятия «национальная школа» дается в одной из программ Министерства народ- > ного образования Республики Башкортостан: национальная школа - та, которая является очагом национальной культуры, способна вести цивилизованный диалог культур, приобщает учащихся не только к внешним формам, но и духовным основам национальных культур.

На сегодняшний день актуальными вопросами являются следующие: какой же должна быть национальная школа в современных условиях и каковы уело-вия для ее успешного функционирования. Прежде всего, национальная школа должна базироваться на ценностях национальной культуры, то есть в основе ее деятельности должен лежать принцип культуросообразности, обоснованный Л.Дистервегом. Реализация принципа культуросообразности предполагает высокую степень насыщенности всего образовательного и воспитательного процесса разнообразными элементами культуры. Данный принцип цесса разнообразными элементами культуры. Данный принцип предполагает прямое влияние на определение, организацию, предъявление: содержания образования (способность образовательных процессов отражать и выражать общечеловеческие и национальные культурные ценности в их взаимосвязи); образовательных форм (их способность соответствовать традиционным культурным образцам); методов и средств (способность педагога насытить образовательные средства культурным содержанием, использовать культурные нормы и постоянно соотносить учебную деятельность.с культурными ценностями и задачами). Культуросообразность - проявление соотнесенности образования с особенностями культуры, способствующее культурному самоопределению и культурной идентификации личности.

Принцип культуросообразности как. метапринцип. современной педагогики должен лежать в основе не только деятельности национальной школы, но и являться базовым в процессе профессиональной подготовки учителей для таких школ. Перед национальными отделениями* педагогических вузов остро встает задача формирования педагогической культуры выпускников, осознающих себя членами определенной этнической общности; владеющих родным языком; обладающих определенной суммой знаний по этнопедагогике; имеющих ярко выраженное ценностное отношение к собственной культуре; умеющих реализовать весь воспитательный потенциал народной педагогики на практике. Таким образом, мы можем говорить о необходимости формирования этнической педагогической культуры у будущих учителей.

В «Философской энциклопедии» понятие «культура» определяется как «совокупность достижений общества в его материальном и духовном развитии, используемых обществом, составляющих культурные традиции и служащих дальнейшему прогрессу человечества» [164].

В «Новейшем философском словаре» говорится «...Никакие крупные социальные изменения невозможны вне изменений в культуре. В качестве социального индивида человек является творением культуры. Он становится личностью только благодаря усвоению транслируемого в культуре социального опы-

5 та. Сам процесс такого усвоения осуществляется в качестве социализации, обучения и воспитания» [117, С. 529].

По определению Кочеткова В.В., культура есть характерный образ мыслей и действий, способ духовного освоения действительности на основе выявления ценностей, воплощаемых в образцах деятельности, передаваемых из поколения К поколению в процессе социализации [90, С. 246]. Элементами культуры являются: язык, знания, убеждения, ценности.

В.С.Кукушин, Д.Л.Столяренко дают собственное определение культуры: «Культура - система ценностей, жизненных представлений, образцов поведения, норм, совокупность способов и приемов человеческой деятельности, объективированных в предметных материальных носителях и передаваемых последующим поколениям»[93, С. 98].

Педагогическая культура трактуется Е.В.Бондаревской как часть общечеловеческой культуры, в которой с наибольшей полнотой запечатлелись духовные и материальные ценности образования и воспитания, а также способы творческой педагогической деятельности, необходимые для обслуживания исторического процесса смены поколений, социализации личности.

Г.Н.Волков в работе «Чувашская народная педагогика» дает понятие «педагогической культуры». Он пишет: «Педагогическая культура - это та среда материальной и духовной культуры народа, которая-непосредственно связана с воспитанием детей» [37, С. 172].

В работе «Педагогическая культура татарского народа» авторы Г.В.Мухаметзянова и Р.А.Низамов дают определение педагогической культуры народа, «под которой следует понимать определенный уровень его исторического развития, выраженный в его отношении к образованию, воспитанию» [106, С. 27]. Содержанием педагогической культуры народа, отмечают авторы, являются: идеи, знания, взгляды, наставления народа о воспитании, обучении; умения (искусство) - как инструмент реализации этих знаний; средства обучения и воспитания; методы и приемы обучения и воспитания; способы, приемы, правила общения с детьми, молодежью, окружающими людьми; уровень грамотности, образования и т.д. [106, С. 36-37].

Формирование этнической педагогической культуры невозможно без этнического (национального) самосознания. По мнению В.С.Кукушина и Л.Д.Столяренко, национальное самосознание есть осознание людьми своей принадлежности к определенной этнической общности, осмысление своего положения в системе общественных отношений, понимание национальных интересов и т.д. Одним из компонентов национального самосознания выступает осознание этнической идентичности. В свою очередь, в структуре последней, выделяют две составляющих: когнитивную (знания об особенностях своей группы и осознание себя ее членом на основе этнодифференцирующих признаков: языка, обычаев, религии, народного искусствами аффективную (чувство принадлежности к группе, оценка ее качеств, отношение к членству в ней [93, С. 97]. Таким образом, развитое этническое самосознание выступает основой этнической педагогической культуры.

Понятие «национальное самосознание» определяется как не только основа духовного единства нации, но и один из первостепенных факторов национального развития в целом, атрибут демократического общественного * устройства. Оно принадлежит к важнейшим способам самоидентификации людей. Национальное самосознание есть кристаллизация социального опыта, в т. ч. опыта национальных отношений и памяти народа, который становится одним из компонентов самосознания личности.

Стержнем(индивидуального, национального самосознания является, прежде всего, сознание своей национальной принадлежности (национальной идентификации). На основе осознания личностью своей национальной принадлежности происходит осмысление национальных ценностей, приобщение к другим аспектам самосознания нации. Национальное самосознание способствует развитию и даже возрождению национальной культуры, например, языка, обрядности, традиций, истории и т.д.

Понятие «этническое самосознание» отражает, прежде всего, адаптационный аспект социализации подрастающего поколения и предполагает согласование требований этнической социально-культурной среды к человеку с его установками и социальным поведением. Доминантным фактором социализации в данном случае является этнос, в частности, язык и менталитет этноса, этнические концепции личности и воспитания. «Под этнокультурой человека, - пишет Шаймарданов Р.Х., - подразумевается знание родного языка, истории возникновения и развития данной нации, обычаев, обрядов, традиций, праздников, культуры, связей с родственными народами и т.д. Самым ущербным стала потеря многими народами национального самосознания, гордости за свою нацию, ощущение «неполноценности» своего народа, ущербности изучения своего родного-языка, без чего нельзя жить ни одному человеку. У человека должны быть «корни», которые питают, вдохновляют и делают жизнь человека значимой и социально ценной. Это, прежде всего, принадлежность к нации, почитание и продолжение дела дедов и отцов. Это глубокое уважение и гордость за свою нацию, сохранение и дальнейшее развитие традиций, обычаев, обрядов и праздников народа, чьим сыном или дочерью ты являешься. Только такой подход, исходя из интересов этноса, придаст истинно народный смысл воспитательному процессу и тем самым поддержит на- родную систему воспитания подрастающего поколения. Ведь много веков до «великого объединения народов» было так» [1926, С. 215].

Отсюда вытекает вывод о том, что для воспитания молодого поколения, обладающего всеми признаками этноса, будущим учителям необходимо знать историю нации, обычаи, обряды, праздники, язык и культуру. Чтобы развить их( дальше, воспитывать детей достойными сыновьями и дочерьми своего народа, нужно ввести как обязательный компонент профессионально-культурологи- , ческой подготовки будущего учителя его этнокультурную подготовку. Будущий учитель должен стать носителем этнической культуры того народа, чьих детей он собирается воспитывать. Учитель, независимо от специальности, должен хорошо знать историю народа, его традиции, обычаи, обряды, праздники,

8 язык, фольклор, культуру, «внутренние» и «внешние» связи с окружающим миром, роль и место этого народа в развитии человечества, характерные особенности этноса. Безусловно, учитель должен знать и использовать народную систему воспитания и обучения, которая веками создавалась и служила этому этносу, способствовала воспитанию подрастающего поколения.

Руднева Т.И. говорит, что «этнопедагогике известно четыре типа организации национального воспитания: этнокультурное национальное образование как дополнение к общему среднему (приобщение к родной культуре в многонациональной); этноориентированное образование, где национальная культура является ядром; конфессиональное образование, когда* общефедеральный компонент является дополнительным; культурологическая школа, где содержание национальной культуры осваивается в диалоге с другими». Мы в своем исследовании придерживаемся второго типа формирования этнической педагогической культуры - этнически ориентированного образования, в которой этническая педагогическая культура является ядром.

Понятие «народная педагогика» введено в педагогику с давних времен, с момента появления потребности в воспитании подрастающего поколения к жизни и труду и в свое содержание включает весь арсенал эмпирического опыта народа, связанный с воспитанием.

Понятие «этническая педагогика» вводится в научную педагогику в 1964 году профессором Г.В.Волковым. Им проведено четкое разграничение понятий «народная педагогика» и «этническая-педагогика». Если народная педагогика имеет отношение к эмпирическому опыту народа в сфере воспитания, то этническая педагогика - сфера теоретической мысли, сфера науки, изучающая и объясняющая этот опыт. Если бы была составлена хрестоматия двух родов - по народной педагогике и этнической педагогике, то в первую вошли бы произведения устного народного творчества о воспитании, этнографические описания традиций, обычаев, обрядов, праздников и т.д., связанные с воспитанием гюд-растающего поколения, а вторая содержала бы отрывки сочинении деятелей педагогической науки о народной педагогике и народном воспитании.

В нашем понимании этническая педагогическая культура татарского народа — это совокупность педагогических идей и исторического воспитательного опыта, нравственных ценностей, взглядов, знаний, наставлений в образовании подрастающего поколения, форм и методов обучения и воспитания детей, которые выражаются в образе жизни, особенностях быта, языке народа, в его обычаях, традициях, обрядах, играх, фольклоре, а также в ритуалах и религии. Она передает подрастающему поколению социальный опыт предыдущих поколений в материальной и духовной сфере через обучение и воспитание.

Понятие «этническая педагогическая культура» имеет непосредственное отношение к народной педагогике и выражается в поступках, отношениях, чувствах, знаниях и личностных качествах человека, имеющего дело с воспитанием. В свое содержание это понятие включает как знания народной педагогики, так и умения и навыки, качества личности, связанные с использованием народной педагогики в области семейного воспитания, общественного воспитания и воспитательной деятельности образовательного учреждения. Этническая педагогическая культура человека проявляется в его этническом сознании, поступках и действиях.

Согласно Е.В.Кузнецовой, этническая педагогическая культура включает в свое содержание: блок этнопедагогических знаний учителя, блок этнопедагоги-ческих умений и навыков учителя, блок этнопедагогических профессиональных качеств учителя. Этим блокам сответствуют следующие характеристики: - Блок этнопедагогических знаний: выпускник педвуза должен обладать эт-нопедагогической компетентностью. С одной стороны, он сам является представителем определенной национальности, носителем этнических ценностей. С другой стороны, он должен быть подготовлен к работе в многонациональной школе.

Под этнопедагогической компетентностью учителя мы понимаем совокупность этнопедагогических знаний и умений, индивидуальных качеств педагога, обеспечивающих овладение этими знаниями и умениями, его этнопедагогический опыт для эффективного решения этнопедагогических задач.

Под этнопедагогическими знаниями мы понимаем знания из области этно-педагогики, которые помогают будущим учителям приобщиться к накопленному народом коллективному опыту, его идеалам, что формирует культурную, народную, историческую память и в конечном итоге - активную жизненную позицию. К этнопедагогическим знаниям, которыми должен владеть выпускник педвуза, мы относим такие, как: знания общечеловеческой культуры и особенностей национальных культур; знания особенностей этнопсихологии различных этносов, проживающих в данном регионе; этнографические знания о происхождении народов, представителей которых он обучает, о культуре и истории этих народов, о своеобразии национальных обрядов и традиций; знания об этнодемографической ситуации в различных странах и в своем регионе, о социально-этнических изменениях, происходящих в мире; о единстве и неделимости противоречивого, многоэтнического мира; планетарных процессах и глобальных проблемах народов и т.д.

Блок этнопедагогических умений и навыков. Этнопедагогические умения базируются на соответствующих, уже приобретенных этнопедагогических знаниях, навыках и свидетельствуют о развитой способности будущего учителя наиболее правильно использовать имеющиеся этнопедагогические знания и навыки в соответствии со сложившимися обстоятельствами, как в период профессиональной вузовской подготовки, так и в ходе процесса обучения и воспитания школьников во время прохождения педагогической практики.

Блок этнопедагогических профессиональных качеств учителя. Отмечая особое значение личных качеств педагога, которые способствуют повышению уровня этнопедагогической компетентности, мы причисляем к ним такие, как: этнопедагогический такт, соблюдение традиционных норм этикета, уважение и толерантность к представителям других национальностей, стремление к само- совершенствованию, к самообразованию, повседневный интерес к миру воспитанника, целеустремленность, высокий интеллект, логическое мышление, хорошая память, способность мыслить критически, нетрадиционно. «Известна мысль К.Д. Ушинского о том, что всякое образование национально по содержанию и характеру. Поддерживая его развитие у всех народов, следует стремиться к русскому образованию, как условию реализации этнического самосознания.

С трудом входит в речевой оборот словосочетание «русская школа», «русская педагогика», «русское образование». Может быть оттого, что особенностью русского образования всегда была духовность, связанная с православием. Но сегодня» важно осознать, что религия не только сила, которая объединяет, но и мощный фактор разъединения людей. В'нашей стране 178 национальностей, каждый имеет право на уважение своей религии, своей культуры. Школа должна учить жить в многонациональном мире с ощущением своей национальной принадлежности. Так можно сохранить социальное здоровье нации» [1316, С. 111-112].

Взяв за основу структурные компоненты педагогической культуры, предло-женные Мижериковым В.А., мы выделяем следующие составляющие этнической педагогической культуры: информационно-культурологический, эмоционально-ценностный, синтезирующе-идентификационный, поведенческо-дея-тельностный.

Настоящее исследование посвящено изучению возможностей формирования выделенных компонентов этнической педагогической культуры у будущих учителей татарской национальной школы в процессе их профессиональной подготовки в педвузе. Реализация деятельности в этом направлении привела к выявлению целого ряда противоречий: между необходимостью сохранения языка, национальной самобытности, национального самосознания сибирских татар в Тюменском регионе и отсутствием необходимых условий для их осуществления, в том числе отсутствия национальных школ в полном смысле этого слова и хорошо подготовленных учителей; между необходимостью транслиро-

12 вать достижения национальной культуры будущим поколениям и фактическим отчуждением от неё; между потребностью использования в воспитательной ра-боте школы и вуза народной педагогики и недостаточной разработанностью данного вопроса в педагогической науке и практике; между необходимостью » передачи народного социального опыта подрастающим поколениям и отсутст-. вием системы подготовки учителей для решения данной задачи. Отсюда проблема исследования была сформулирована следующим образом: каковы должны быть содержание, формы, методы работы с будущими учителями та-. тарских национальных школ по формированию их этнической педагогической культуры.

Сущность проблемы нашла отражение в теме нашего исследования: «Формирование этнической педагогической культуры у будущих учителей* татарской национальной школы».

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность содержания, форм и методов работы по формированию этнической педагогической культуры у будущих учителей татарской5 школы в системе высшего педагогического образования.

Объект исследования - процесс профессиональной подготовки будущих учителей татарской школы в педагогическом вузе.

Предмет исследования*- формирование этнической педагогической культуры в процессе профессиональной подготовки будущих учителей национальной школы на основе использования татарской народной педагогики.

В основу исследования положена гипотеза: процесс формирования этнической педагогической культуры у будущих учителей национальной школы на основе использования татарской народной педагогики будет результативным, если: воспитательный потенциал татарской народной педагогики будет реализован в процессе обучения в вузе; определены теоретические и организационно-педагогические основы фор-мирования этнической педагогической культуры; - разработана'система формирования этнической педагогической культуры с использованием татарской народной педагогики в учебном процессе и внеаудиторной деятельности педагогического вуза.

Цель, предмет и гипотеза исследования предопределили следующие задачи исследования:

1. Изучить государственную политику в отношении национальных школ и историю их функционирования;'проанализировать систему подготовки учите лей для татарских национальных школ;

2. Выявить и охарактеризовать теоретические и организационно- педагогические основы формирования этнической педагогической культуры будущих учителей на основе использования татарской народной педагогики;

Выявить воспитательный потенциал татарской народной педагогики как средства формирования этнической педагогической культуры будущих учителей;

Разработать, обосновать и экспериментально проверить эффективность системы формирования этнической педагогической культуры будущих учителей на основе использования татарской народной педагогики в учебно-воспитательном процессе вуза.

Методологической основой»исследования являются: концепция культурно-исторического развития Л.С.Выготского; теория деятельностного подхода А.Н.Леонтьева, С.Л.Рубинштейна; концепции гуманизации и гуманитаризации образования и воспитания (В.П.Зинченко, Ш.А.Амонашвили, Г.В.Мухамет-зянова, З.Г.Нигматов и др.); принцип культуросообразности, разработанный А.Дистервегом; идеи народности воспитания К.Д.Ушинского, о роли народной педагогики как нравственной основы личности; положения о.роли.национальной культуры, фольклора для воспитания подрастающих поколений (К.Насыйри).

Методы исследования: качественный анализ научной литературы, обобщение, сравнение, систематизация материала по проблеме исследования; анализ архивных документов; содержательно-сопоставительный анализ учебно-

14 программной документации (учебных планов, программ, учебников, методических пособий вуза); изучение и обобщение педагогического опыта вуза; анализ продуктов деятельности студентов; эмпирические методы педагогического исследования (наблюдение, опрос, анкетирование, интервьюирование); педагогический эксперимент; методы математической обработки данных. Научная новизна исследования заключается в том, что: в научный оборот введены определение понятия «этническая педагогическая культура татарского народа» и сведения из истории просвещения сибирских татар; выявлены возможности использования татарской народной педагогики как средства формирования этнической педагогической культуры в процессе изучения дисциплин предметной и специальной подготовки, а также во внеаудиторной воспитательной работе; раскрыты особенности использования компонентов татарской народной педагогики в формировании этнической педагогической культуры будущих учителей татарской школы.

Теоретическая значимость заключается в том, что в исследовании определена сущность понятия «этническая педагогическая культура татарского народа», выявлены теоретические и организационно-педагогические основы процесса формирования этнической педагогической культуры у будущих учителей; разработана система активного использования народной педагогики в учебно-воспитательном процессе вуза при формировании этнической педагогической культуры.

Практическая значимость исследования состоит в разработке научно обоснованной и практически востребованной воспитательно-образовательной программы по формированию этнической педагогической культуры у будущих учителей национальной школы на основе использования татарской народной педагогики. Данная программа может быть использована как основа организации системы учебной и воспитательной работы национальных отделений и фа-

15 культетов вузов, кафедр педагогики, психологии, татарского языка, татарской литературы, а также курсов повышения квалификации и переподготовки учителей.

На защиту выносятся следующие положения:

В качестве основного средства формирования)этнической педагогической культуры будущих учителей татарской национальной школы необходимо ис-пользовать-воспитательный потенциал татарской народной педагогики.

Процесс профессиональной подготовки в< вузе целесообразно строить с учетом теоретических и организационно-педагогических основ формирования этнической педагогической культуры будущих учителей татарской националь-

3. Формирование этнической педагогической культуры студентов средства ми татарской народной педагогики в учебно-воспитательном процессе педвуза представляет собой систему,.включающую в себя целевой, содержательный и методический компоненты.

База исследования: опытно-экспериментальная работа проводилась на русско-татарском отделении филологического факультета Тобольского государственного педагогического института им. Д.И. Менделеева. Исследование проводилось с 1998 по 2004 годы.

Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечивалась опорой на материалистическую методологию изучения проблемы формирования этнического самосознания и этнической педагогической культуры; совокупностью эмпирических и теоретических методов, соответствующих пред-мету, целям и задачам исследования; целенаправленным анализом массового и передового педагогического опыта по применению народной педагогики при решении задачи формирования этнического самосознания учащихся и студен-'. тов; многолетним практическим опытом работы автора в качестве директора . средних общеобразовательных школ, школьного инспектора РОНО, старшего преподавателя кафедры татарского языка, литературы и методик преподавания ТГПИ им. Д.И.Менделеева; результатами опытно-экспериментальной работы, подтвердившими эффективность предложенной системы работы, репрезентативностью выборки исследования.

Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследования прошли апробацию в виде докладов на конференциях: областной научно-, практической конференции «Жизнь и творчество педагога и писателя J Я.Занкнева» (Тобольск, 1998), 7-й Тюменской областной научно-практической . конференции, посвященной памяти П.П.Чукомина (Тобольск, 1998), межвузовской научно-практической конференции, посвященной 200-летию со дня рождения Л.С.Пушкина (Тобольск, 1999), I Всероссийском симпозиуме «Культурное наследие народов Западной Сибири: сибирские татары» (Тобольск, 1998), областной научно-практической конференции «Сулеймановские чтения- 1999» (Тюмень, 1999), VI межвузовской научно-практической конференции, посвященной 70-летию высшего образования в Тюменской области (Тобольск, 2001), областных научно-практических конференциях «Сулеймановские чтения -2000», «Сулеймановские чтения - 2001», «Сулеймановские чтения - 2002», «Сулеймановские чтения - 2003», «Сулеймановские чтения - 2004» (Тюмень), V Сибирском симпозиуме «Культурное наследие народов Западной Сибири: тюркские народы» (Тобольск, 2002), Всероссийской научно-практической конференции «Музей и школа: тенденции и перспективы сотрудничества» (То-1 больск, 2003), региональной научно-практической конференции «Проблемы педагогической инноватики. Компетентностный подход» (Тобольск, 2003), областной научно-практической конференции «Межэтническая ситуация в Тю-' менской области и перспективы изучения родного языка» (Тюмень, 2003), а также в выступлениях на семинарах перед учителями и руководителями татарских школ Тюменской области, на заседаниях методических объединений учителей татарского языка и литературы Тобольского района и области, на заседаниях кафедры татарского языка, литературы и методик преподавания.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы (205 источников), 11 приложений.

Состояние национальной школы Тюменской области до 1985 года

Задача данного параграфа — показать развитие национальной системы образования на территории Тюменской области начиная с XVI века до начала «перестройки» и пробуждения национального самосознания сибирских татар в начале 90-х годов XX века, отношение государственной власти в разные периоды к национальному образованию национальных меньшинств (в том числе аборигенов Сибири - сибирских татар).

Если взглянуть в прошлое, «следы грамотности и культуры сибирских тюр-коязычных татар имеют более чем тысячелетнюю давность и уходят корнями в доисламский период» [48, С. 7]. Вместе с исламом сибирские татары приняли и арабскую письменность, которой пользовались до первой четверти XX века.

Внедрение ислама встретило в Сибири сопротивление аборигенов, большинство из 366 шейхов и 1700 воинов сложили головы в боях за «истинную веру». На могилах 35-40 шейхов впоследствии были сооружены деревянные шестиугольные мавзолеи (астана), которые до настоящего времени почитаются местными жителями за святые захоронения и оберегаются [157, С. 46].

К XVI веку ислам стал господствующей религией в Сибирском ханстве. С внедрением ислама сибирские татары приняли моральные и культурные нормы арабского и персидского народов, однако, сумели сохранить многие из прежних языческих обрядов и обычаев. Таким образом, в культуре сибирских татар переплелись элементы язычества и ислама, которые находят отражение в легендах, поверьях, народных обычаях, традициях и в быту [133, С. 33].

История просвещения сибирских татар ещё ждёт своих исследователей. Хотя данная тема освещалась в XIX-XX веках такими исследователями, как И.Н.Юшков, Н.С.Юрцовский, А.Ф.Эфиров, Ф.Т.Валеев, И.Б. Гарифуллин, М.Г.Вольхина и др., полный и глубокий анализ данной темы ещё не сделан.

Все предшествующие исследователи, начиная с Н. Витсена и Г.Ф.Миллера, подчеркивают конфессиональный характер дореволюционного татарского образования, имеющего многовековые традиции в Сибири. «В редких татарских селениях нет мечети и муллы при ней и в этом отношении дети татар поставлены в лучшие условия, чем дети крестьян»,- отмечает Н.С.Юрцовский [198, С. 188].

«Медресе и мектебе ... являются в Сибири, как и во всей России, как бы совершенно автономными учреждениями, в которые не заглядывает ничей посторонний глаз» [198, С. 189].

Образование инородцев-татар в общей государственной системе просвещения носило лишь случайный характер. Так, например, в послании в Император-скую академию от 17 марта 1789 г. извещалось об открытии Тобольского главного народного училища и присовокуплял ось, что в нем «находятся уже дети (магометанского закона», акцентируя-внимание на факте поступления в число" учеников одного бухарца. Некоторое время татарский язык преподавался в То-больском главном народном училище, а затем в гимназии, а также в числе других «туземных» языков изучался в Иркутской и Тобольской семинариях.

В архивных документах можно обнаружить свидетельства об отношении татар к образованию и воспитанию. Путешественник И.Георги в «Описании всех в Российском государстве обитающих народов» во второй половине XVIII века сообщает, что «татары ... великое и похвальное о порядочном воспитании детей имеют попечение. Они не только приучают детей к прилежанию, бережливости и другим прародительским обыкновениям, но пекутся ещё о научении их чтению, письму, арабскому языку и вере» [187, С. 32].

Царская Россия проводила политику русификации колонизированных народов, держала их в темноте и забвении, стремилась к сокращению численности аборигенов. В одном из Указов Петра I написано: «А басурман зело тихим об- разом, чтоб не узнали, сколько возможно убавлять». ,

Права инородцев были изложены в «Уставе об управлении инородцев», принятом 22 июля 1822 года. В части I п.58 говорится: «Инородцы имеют право отдавать детей своих для обучения в учрежденные от правительства учебные заведения. Имеют право заводить и собственные школы, но не иначе, как с позволения гражданских губернаторов или областных начальников» [123, С. 396]. Истинная политика царского правительства по отношению к инородцам отражена в правилах «О мерах к образованию населяющих Россию инородцев» от 26 марта 1870 года: «Конечной целью образования всех инородцев, живущих в пределах нашего отечества, бесспорно, должно быть обрусение их и слияние с русским народом» [68, С. 20]. С этой целью в Тобольской губернии работали миссионерские школы, где детей татар обучали русскому языку и азам православия на татарском языке.

Миссионером И. Гигановым в 1801 году была составлена первая в России [«Грамматика татарского языка» (СПб., 1801, 188 стр.), в которой находят отражение особенности языка сибирских татар конца XVIII века. В 1804 году выхо .дит его же «Словарь российско-татарский» (СПб., 1804). Переводческий отдел Центральной Тобольской духовной миссии осуществлял выпуск ряда учебных пособий, как «Краткий русско-татарский словарь» (Тобольск, 1804), «Русско-татарский разговор. Практические уроки русского и татарского языка» (Тобольск, 1805), «Русско-татарская азбука» (Тобольск, 1806) и др. Только стараниями миссионерского священника Е.К.Елисеева издано более десяти книг на наречии тобольских татар [48, С. 9-10].

Эти работы являются одновременно и первыми в области татарского языкознания. Дети татар, обращенных в православную веру, обучались на русском и родном языках в инородческих школах при Абалакском, Иоанно-Введенском, Знаменском монастырях Тобольской губернии.

Благородная, на первый взгляд, работа представителей Тобольской епархии мало способствовала развитию просвещения среди татарского населения, была направлена на распространение христианства среди правоверных инородцев. В историко-статистическом очерке о народном образовании в Тюменском округе в 1897 году указывалось, что «для образования инородческого населения, составляющего 22,7 процента общего числа волостей, или 16 процентов общего числа населения округа, до сих пор мер никаких не принималось не только для насаждения русской, но и правоверной грамоты. Чтобы получить должность муллы, инородцы вынуждены держать экзамены при уездных училищах. В русских училищах обучается в настоящее время только один инородец — в Лугов-ском училище и хорошо читает по-русски» [49, С. 127].

В свою очередь мусульманское духовенство обращало большое внимание и проявляло заботу о религиозном образовании и воспитании детей сибирских татар. Как отмечает Н.С. Юрцовский, «Среди татар Тобольской и Томской губерний никаких специальных инородческих школ не создавалось ни «гражданской администрацией, ни православным духовенством. Между тем, уже при исследованиях экспедиций Министерства государственных имуществ в 90-х годах и при всеобщей переписи 1897 года обнаружилось любопытное явление: среди татар грамотность оказывается выше, чем среди русского населения. По данным переписи 1897 года процент грамотности среди татар Тобольской губернии равнялся 25,4 процента среди мужчин (против 17,5 процента среди русских) и 16,8 процента среди женщин (против 4,6 процента среди русских). Но грамотность эта - не на русском языке (для 93 процентов) и образовательная деятельность ведется среди татар мусульманским духовенством» [190, С. 188]. «Результаты этого, - пишет Юрцовский Н.С, - выражаются как в реальном повышении грамотности среди инородческого населения, так и в успешном противодействии его русификаторским тенденциям власти» [198, С. 236]. Однако, говоря о грамотности населения в дореволюционный период, необходимо учитывать, что в то время уровень грамотности людей характеризовался числом лиц, умеющих читать и писать, т.е. числом лиц, ршеющих начальное образование. Число лиц, получивших образование выше начального, в то время составляло незначительную часть населения. Так, например, по данным переписи 1897 года, среди татар Тобольской губернии людей с образованием выше начального было обозначено всего 8 человек, среди которых была одна женщина (в Тобольске, старше 50 лет) [49, С. 126].

Состояние и проблемы подготовки будущих учителей татарских национальных школ

Тюменская область представляет собой своеобразный мультинациональный «котел», в котором взаимодействуя и общаясь, «провариваются» представители многих национальностей.

Своеобразием данной территории является наличие двух автономных округов, которые являются родиной хантов, манси, ненцев, селькупов, а также юга области, в ряде районов которой проживают коренные жители Сибири - сибирские татары.

Задачей данного параграфа мы ставим рассмотрение необходимости подготовки учителей для национальной татарской школы в Тюменской области после четвертьвекового перерыва, выяснение состояния и проблем подготовки будущих учителей для татарских школ в новых условиях.

Сложившаяся система образования в дореволюционный период и после первой половины XX века не проявляла должной заботы о сохранении национальных языков, не позволяла приобщить молодежь к материальной и духовной культуре народа, его традициям, не способствовала формированию у подрастающего поколения национального самосознания и достоинства. В результате появились поколения, особенно со второй половины XX века, не знающие родного языка, обычаев, истории и культуры своего народа, укрепилась тенденция отхода молодежи от традиционного образа жизни, происходит утрата сформированных веками нравственно-эстетических понятий, духовных ценностей народа, что приводит к деформации сознания нации.

Возрождение национальной школы, обновление её содержания - это главные из стратегических направлений в решении современных проблем образования. Г.В.Мухаметзянова и Р.А.Низамов.указывают ряд ведущих принципов, в которых наиболее четко выражены задачи национальной школы:

- Школа является социальным институтом, нации и выступает как фактор сохранения языка, истории и культуры нации, её развития. Как социальный институт нации школа предназначена для передачи подрастающим поколениям народных нравственных, духовных традиций и ценностей. Выполнение школой этой сверхзадачи требует отражения в содержании образования духа нации, её прошлого и настоящего, её культурно-исторических характеристик и особенностей.

- В школе должна быть осуществлена достаточно полная регионализация образования, суть которой отказ от унитарного образовательного пространства, обусловленного единством учебных планов и программ, инструкций и других документов. Региональность в образовании это право народа выбирать свою стратегию в развитии школ и других типов учебных заведений с учетом социально-экономических, культурно-демографических и других условий.

- При проектировании всей структуры содержания образования и организации всей системы деятельности национальной школы должна быть учтена необходимость форімирования культуры межнационального общения. Межнациональное общение, являясь частью общего понятия «культура человеческих отношений», выполняет функции установки и развития личностных отношений между людьми различных национальностей.

- Важнейшей проблемой является формирование национального самосознания у подрастающего поколения, без которого не может быть и полноценного восприятия и усвоения учащимися содержания национальной культуры.

- Важную роль в становлении национальной системы образования играет преемственность традиций, культурное наследие предшествующих поколений, , умелое использование всего богатства народной педагогической мудрости. Материалы народной педагогики, основа которых заложена в произведениях устного народного творчества, служат одним из источников развития гуманистической культуры, обогащения духовного облика молодежи, воспитания в духе высоких моральных качеств.

- Важным аспектом использования народной педагогики является внедрение её в подготовку будущих учителей. Совершенствование профессиональной подготовки учителей представляет собой необходимую предпосылку для решения задач, стоящих перед современной школой. На сегодняшний день имеется немало исследований, посвященных использованию идей народной педагогики в учебно-воспитательном процессе и почти отсутствуют такие, в которых речь шла бы о включении данного материала в подготовку учителя.

Для воспитания молодого поколения, обладающего всеми признаками этноса, будущим учителям необходимо знать историю нации. Чтобы воспитывать детей достойными сыновьями и дочерьми своего народа, нужно ввести как обязательный компонент профессионально-культурологической подготовки будущего учителя - его этнокультурную подготовку. Учитель должен стать носителем этнической культуры того народа, чьих детей он собирается воспитывать [106, С. 61-74].

Программа исследования процесса формирования этнической педагогической культуры будущих учителей татарской национальной школы

В нашем исследовании процесс формирования этнической педагогической культуры рассматривается взаимосвязанно с развитием этнического самосознания студентов. Вследствии обучения абитуриентов, будущих студентов русско-татарского отделения в русскоязычных школах (у них не сформировано этническое самосознание, изучению родного языка не уделялось достаточного внимания, все воспитательные формы работы проводились на русском языке, в школах в учебно-воспитательной работе не опирались на народную педагогику), в педагогическом вузе необходимо начинать работу по формированию этнической педагогической культуры на основе народной педагогики параллельно с формированием этнического самосознания студентов. Поэтому на первом этапе опросы и анкетирование посвящены выявлению уровня сформированности этнического самосознания у студентов-первокурсников. Ведь этническое (национальное) самосознание -это оценка человеком своего мировоззрения, целей, интересов и мотивов поведения, целостная оценка самого себя, отправной пункт отношения человека к самому себе, исходя из осознания своей принадлежности к той или иной нации, исходя из обычаев, традиций, истории, культуры, мировоззрения данного народа. Основным источником формирования национального самосознания является национальная культура в целом, во всем богатстве её духовных возможностей.

Этническая педагогическая культура татарского народа, как отмечалось во введении, это педагогическая культура народа, в которой запечатлены духовные и материальные ценности образования и воспитания, а также способы творческой педагогической деятельности, необходимые для обслуживания исторического процесса смены поколений. В её основе лежит татарская народная педагогика - совокупность педагогических идей и исторического педагогического опыта, выработанных народом и сохранившихся в устном народном творчестве, в традициях, обычаях, обрядах, играх, этнографических, исторических и археологических материалах и передающая подрастающему поколению социальный опыт предыдущих поколений в материальной и духовной сфере через обучение и воспитание.

В основе этнической педагогической культуры лежат принципы народности в воспитании, преемственности, непрерывности, системности, регионально-культурологический и сама педагогика этого народа. Этническая педагогическая культура взаимосвязана с культурой народа вообще, с культурой труда, быта, речи и т.д. Содержанием педагогической культуры народа являются идеи, знания, взгляды, наставления народа о воспитании, обучении; умения как инструмент реализации этих знаний; средства обучения и воспитания; способы, приемы, правила общения с детьми, молодежью, окружающими людьми; уровень грамотности, образования и т.д.

Принципы обучения и критерии отбора содержания обучения и воспитания в педагогическом вузе на отделении по подготовке национальных кадров должны отвечать основной цели - формированию этнической педагогической культуры у будущих учителей татарской национальной школы.

Эффективность процесса формирования этнической педагогической культуры определяется, на наш взгляд, следующими критериями:

- необходимым объемом знаний по родному языку и литературе;

- знанием истории своего народа, обычаев и традиций, культуры;

- знанием основ народной педагогики, взаимосвязей и взаимовлияния культур своего народа с культурами родственных народов и русского народа;

- знанием основ педагогики, психологии, методик преподавания.

Серьезное отношение к воспитанию подрастающего поколения на основе народной педагогики, истории и источников национальной культуры становит 117 ся основным стержнем в развитии национальной воспитательной системы.

Процесс национального воспитания переживает этап своего становления или возрождения в новых социально-политических и экономических условиях страны.

Опираясь на результаты нашего исследования, мы стремились достичь цели проектирования программы и обеспечить на основе татарской народной педагогики формирования этнической педагогической культуры будущих учителей татарской школы в условиях Тюменского региона.

Характеристика основных этапов формирования этнической педагогической культуры предполагает определение рациональных путей реализации этого процесса. В ходе исследования были изучены и частично опробованы следующие пути формирования этнической педагогической культуры:

- ориентация учебной и воспитательной работы русско-татарского отделения вуза на развитие у студентов лучших черт национального характера;

- направленность психолого-педагогических, методических и других учебных курсов на развитие интереса к народной педагогике;

- создание на отделении обстановки, ориентирующей на реализацию национальной идеи;

- разработка теоретических учебных курсов, в процессе изучения которых реализуются составляющие этнопедагогической культуры (цели, содержание, формы, методы, средства);

- формы, методы, приемы, средства учебной и воспитательной работы, содействующие формированию целостной системы этнической педагогической культуры;

- систематическая ориентация на углубление знаний в ходе изучения специальных курсов, организации научно-исследовательской работы студентов (НИРС) по проблематике;

- целенаправленное руководство практическим применением этнопедагогической теории в ходе работы специальных семинаров, студенческой педпрактики, внеурочной деятельности будущих учителей.

Предварительное изучение знаний студентами сведений по истории сибирских татар, народной педагогики, выявленных с помощью проведенных бесед, анкетирования и анализа продуктов деятельности, показали, что первокурсники мало знакомы с историей своего народа, не имеют представления о народном воспитании. Студенты второго курса проявляют недостаточный интерес к национальной культуре, критически оценивают значимость и необходимость возрождения и использования народной педагогики в современных условиях. В ходе работы по развитию этнической педагогической культуры студентов установлена ограниченность информации об эмпирических сведениях относительно ценностей народной педагогики.

Похожие диссертации на Формирование этнической педагогической культуры у будущих учителей татарской национальной школы