Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. ФОРМИРОВАНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВКУСА БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА 14
1.1. Педагогическое содержание понятия «эстетический вкус» 14
1.2. Музыкально-эстетическая подготовка будущего учителя начальной школы в педагогическом вузе 31
1.3. Педагогические условия формирования эстетического вкуса будущего учителя начальной школы 48
Выводы по первой главе 60
Глава 2. РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЛЕКСА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ФОРМИРОВАНИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВКУСА БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В ПРОЦЕССЕ МУЗЫКАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ 62
2.1. Изучение сформированности эстетического вкуса будущего учителя начальной школы 62
2.2. Опытно-поисковая работа по формированию эстетического вкуса будущего учителя начальной школы 80
2.3. Анализ результатов опытно-поисковой работы 97
Выводы по второй главе 105
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 107
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 110
ПРИЛОЖЕНИЯ 132
- Педагогическое содержание понятия «эстетический вкус»
- Изучение сформированности эстетического вкуса будущего учителя начальной школы
- Опытно-поисковая работа по формированию эстетического вкуса будущего учителя начальной школы
Введение к работе
Актуальность исследования. Интеграционные процессы современной культуры, информатизация и компьютеризация общества, активное развитие средств массовой информации обусловили унификацию и усреднение вкусов людей. Красота в современной культуре выступает как экономическая категория (Н. И. Киященко), отсюда — появление антикультурных примеров, снижение эстетического уровня потребительской продукции в СМИ и товарах массового производства. Между тем воспитание чувства прекрасного специалистами многих сфер (экономики, политики, образования) рассматривается как основа развития общества и государства.
Социокультурные изменения, приведшие к необходимости модернизации школы, обусловили изменения в идеологии начального образования. Современные требования к школе I ступени по созданию условий для первоначального становления личности младшего школьника и подготовки его к последующему этапу образования требуют от учителя развитого эстетического вкуса и избирательного отношения к выбору культурной информации, от которого зависит качество приобретаемого детьми культурного опыта.
Вместе с тем, как свидетельствуют теоретические исследования и анализ практики, учителя начальных классов испытывают серьезные трудности, связанные с недостаточностью художественных знаний и эстетического опыта. Опрос педагогов Екатеринбурга, Оренбурга, Бузулука, Орска (было опрошено около трехсот учителей) позволил установить, что затруднения эстетического характера проявляются при отборе наглядно-иллюстративного и музыкального материала при подготовке к уроку у 26,4% учителей начальной школы, более 38,2% педагогов испытывают затруднения в ситуациях, связанных с необходимостью дать эстетическую оценку объекту или явлению, не имеющим аналогов в личном опыте; 54,7% опрошенных дали низкую оценку своей художественной и музыкальной эрудиции, 65,8% проявили сте реотипность мышления при оценке художественных произведений. Анализ затруднений в деятельности учителей начальных классов убедительно доказывает: недостатки в эстетической подготовке негативно отражаются на характере и качестве педагогической деятельности, выступают серьезным препятствием для реализации в ней идей гуманистической педагогики.
В процессе практической профессиональной деятельности учитель в определенной мере развивает свой эстетический вкус. Однако, как показывает анализ теории и практики начального образования, только небольшой объем эстетической информации осваивается учителями продуктивно и осмысленно. Становится очевидным, что необходима специальная целенаправленная работа по мотивации учителей к совершенствованию эстетического вкуса еще на вузовском этапе. Эффективное решение данной проблемы возможно в контексте изучения дисциплин предметной подготовки, логика, содержание, структура, технологии которых позволяют обеспечить поступательность, преемственность, целостность становления эстетического вкуса студентов.
Анализ содержания профессионально-педагогической подготовки будущих учителей начальных классов показывает, что в вузе данному аспекту не уделяется должного внимания. В ГОС ВПО решение задач расширения художественного кругозора будущего учителя начальных классов и развития его эмоционально-чувственной сферы в основном связано с изучением предметов художественно-эстетического цикла («Теория и методика музыкального воспитания», «Методика преподавания изобразительного искусства с практикумом»), на изучение которых отводится всего 0,3% учебного времени, что явно недостаточно для формирования и развития эстетического вкуса будущего учителя. Назрела необходимость выявления и реализации педагогических условий, позволяющих при таком ограниченном объеме времени достигать определенных результатов по формированию эстетического вкуса студента — будущего учителя начальной школы.
В настоящее время в науке накоплен определенный фонд знаний, позволяющий всесторонне исследовать проблему формирования эстетического вкуса будущего учителя. Это труды известных философов и педагогов, раскрывающие содержательную диалектику «эстетического» и «художественного» (Ю. Борев, В. В. Бычков, А. А. Радугин, Е. Г. Яковлев), и работы, посвященные вопросам формирования эстетического сознания личности в процессе эстетического воспитания (А. И. Будкой, М. С. Каган, П. Ф. Каптерев, Н. И. Киященко, Я. А. Коменский, Б. Т. Лихачев, А. Ф. Лосев, Ю. М. Лотман, B. А. Сухомлинский, К. Д. Ушинский).
Психолого-педагогические особенности эстетического отражения мира как основы формирования эстетического вкуса раскрыты в работах И. А. Джидарьяна, А. В. Пирадова, Л. Г. Юлдашева, П. М. Якобсона.
Целевые доминанты и педагогические факторы эстетического развития взрослеющего человека раскрываются в работах И. Ф. Гончарова, А. Я. Зися, Р. А. Литвак, В. А. Разумного, В. К. Скатерщикова, А. В. Толстых, А. Б. Щербо.
Теоретический аспект проблемы формирования эстетического вкуса будущего учителя начальных классов средствами музыкального искусства изучали Т. Л. Беркман, Г. К. Овакумова, В. И. Шарабуров.
Вопросы профессиональной подготовки будущего учителя раскрыты в работах Е. В. Бондаревской, Н. М. Борытко, С. В. Гринько, И. М. Ибрагимова.
Активно изучается эстетическая природа профессионально-педагогической деятельности (Е. М. Сафронова, В. В. Сериков).
К настоящему времени выполнен ряд исследований, обращенных к проблеме формирования эстетического вкуса в институциональном образовании:
C. А. Кикеева (2005 г.) уточнила критерии оценки эстетического вкуса и уровни эстетического интереса младших школьников; Т. П. Лясковская (2004 г.) обосновала подходы (системный, комплексный, исторический, деятельност- ный, личностно ориентированный) и выделила комплекс педагогических условий воспитания эстетического вкуса школьников; диссертационные иссле дования Т. А. Казариновой (2005 г.), Е. В. Калугиной (2006 г.), Е. Я. Корми-ной (2000 г.), В. Ф. Кочекова (1995 г.), направленные на решение проблемы музыкально-эстетической подготовки будущего учителя начальной школы, не затрагивают непосредственно вопросы формирования эстетического вкуса, однако данную проблему решают на уровне содержания учебного и музыкального материала. Л. С. Зац исследовала музыкальные предпочтения будущих учителей начальных классов, рассматривая их в качестве предпосылок для формирования эстетического вкуса. Тем не менее ряд вопросов, связанных с формированием эстетического вкуса будущего учителя начальных классов, требует более детальной разработки: уточнение критериев, уровней его формирования и развития, определение педагогических условий, повышающих эффективность процесса формирования эстетического вкуса будущего учителя начальных классов.
Таким образом, налицо противоречия между:
- потребностью современного образовательного процесса в учителе начальной школы с развитым эстетическим вкусом и реальным уровнем сформированное™ данного качества, характеризующимся наличием серьезных затруднений в избирательно-оценочных действиях и эстетических суждениях у значительной части учителей;
-наличием широкой базы исследований философско-педагогического аспекта проблемы формирования эстетического вкуса личности и недостаточной теоретической и практической разработанностью вопроса применительно к подготовке учителя начальной школы в вузе;
- необходимостью формирования у будущих учителей начальной школы эстетического вкуса в вузе и недостаточной теоретической разработанностью соответствующих педагогических условий, что обусловлено:
а) неполнотой теоретических знаний о структуре и содержании эстетического вкуса учителя начальной школы, его месте в структуре педагогической деятельности,
б) неразработанностью педагогической технологии формирования у будущего учителя начальной школы эстетического вкуса.
Обозначенные противоречия обуславливают актуальность проблемы педагогического обеспечения процесса формирования эстетического вкуса у будущего учителя начальной школы.
Необходимость разрешения данной проблемы определила выбор темы диссертационного исследования: «Формирование эстетического вкуса будущего учителя начальной школы в процессе музыкально-эстетической подготовки в вузе».
Цель исследования: выявить комплекс педагогических условий, обеспечивающих формирование эстетического вкуса будущего учителя начальной школы, и опытно-экспериментальным путем проверить его эффективность.
Объект исследования: процесс музыкально-эстетической подготовки будущего учителя начальных классов в педагогическом вузе.
Предмет исследования: педагогические условия формирования эстетического вкуса будущего учителя начальной школы.
В основу исследования положена гипотеза: формирование эстетического вкуса будущего учителя станет эффективнее, нежели это имеет место в практике высшего образования, если будет реализован комплекс педагогических условий:
1. Расширение музыкально-эстетических знаний и умений будущего учителя (по истории и теории музыки) на основе поэтапного формирования умственных действий: целостного восприятия произведения, осмысления его формы и содержания в контексте имеющегося опыта, рефлексии ощущений, переживаний, мыслей, формирования личностного смысла.
2. Эмоционально-чувственное «насыщение» музыкально-эстетического опыта будущего учителя в процессе художественного общения, обеспечивающее развитие эстетического восприятия и отзывчивости, эстетической чувствительности к звуку, тону, интонации.
3. Решение проблемно-эстетических ситуаций, обеспечивающих формирование эстетического опыта на основе восприятия музыкальных произведений, музицирования, вокального исполнительства в процессе музыкально-эстетической подготовки.
В соответствии с целью и гипотезой были определены задачи исследования:
1. На основе теоретического анализа конкретизировать определение «эстетический вкус будущего учителя начальной школы».
2. Выявить и обосновать компоненты эстетического вкуса будущего учителя начальной школы, уровни сформированности и этапы его формирования в процессе музыкально-эстетической подготовки.
3. Обосновать и опытно-экспериментальным путем проверить эффективность педагогических условий формирования эстетического вкуса будущего учителя начальной школы.
4. Разработать методические рекомендации по формированию эстетического вкуса студента в образовательной системе педагогического университета.
Теоретико-методологическую основу исследования составили философские труды, раскрывающие природу и сущность эстетического вкуса (Аристотель, А. Баумгартен, П. Бурдье, В. В. Бычков, X. Г. Гадамер, Н. Гарт-ман, И. Кант, А. Ф. Лосев, Платон, Л. Н. Столович); психолого-педагогические исследования, посвященные проблеме воспитания эстетического вкуса (Ю. Б. Борев, Л. С. Выготский, Э. А. Верб, Н. И. Киященко, А. С. Молчанова, Л. П. Печко, А. Ричарде, В. К. Скатерщиков, В. П. Шестаков); положения концепции личностно ориентированного образования (Е. В. Бондарев-ская, В. В. Сериков, И. С. Якиманская); теоретические исследования педагогов о содержании музыкального образования будущего учителя (Э. Б. Аб-дуллин, Ю. Б. Алиев, О. А. Апраксина, Л. В. Горюнова, Д. Б. Кабалевский, О. В. Ощепкова, В. А. Школяр); идеи педагогов-музыкантов о роли музы кально-эстетического воспитания в формировании эстетического вкуса будущего учителя (Л. А. Безбородова, С. М. Каргапольцев, А. Ф. Лобова, Г. С. Ригина).
Для проверки основных положений гипотезы и решения обозначенных задач применялись следующие методы исследования: теоретические (анализ научной литературы, изучение и обобщение педагогического опыта, моделирование); эмпирические (прямое, косвенное и включенное наблюдение, анкетирование, опрос, беседа, тестирование); экспериментальные (пилотажный и формирующий эксперимент); математической статистики в обработке экспериментальных данных.
Исследование проводилось в условиях естественного образовательного процесса на базе специальности 031200 «Педагогика и методика начального образования» в Оренбургском государственном педагогическом университете.
Этапы исследования:
Первый этап (1997—2000 гг.) был посвящен изучению теоретических основ проблемы, обобщению передового опыта, анализу состояния образовательного процесса в вузах, систематизации личного опыта. Итогом этой работы явилось определение гипотезы, методологии и методов исследования.
На втором этапе (2000—2003 гг.) проводилась опытно-поисковая работа, проверялась и уточнялась гипотеза исследования, корректировались методы обучения, анализировались и систематизировались полученные данные. Результатом этого этапа явилась реализация педагогических условий формирования эстетического вкуса будущего учителя начальной школы в процессе музыкально-эстетической подготовки.
На третьем этапе (2003—2005 гг.) анализировались результаты опытно-поисковой работы, проводились разработка и внедрение в практику методических рекомендаций, оформлялись материалы диссертационного исследования.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
1. Раскрыта структура понятия «эстетический вкус», в котором выделяются компоненты, отражающие широту художественного кругозора, ценностные ориентации и направленность личности, особенности жизненного стиля: интеллектуальный (знание законов искусства, творчества выдающихся деятелей искусства, умение различать стилевую и жанровую специфику произведений, эстетическое представление о прекрасном и гармоничном), эмо-гщональный (эмоциональная отзывчивость на произведения искусства, эмоционально-образное восприятие произведений искусства и явлений действительности, чувство меры и гармонии) и оценочный (умение дать эстетическую (не утилитарную) оценку объекта, высказать оценочное суждение и выразить отношение).
2. Разработано и обосновано содержание этапов формирования эстетического вкуса учителя начальной школы (мотивационно-целевого, содержательно-операционального, результативно-оценочного) и раскрыто содержание эстетической деятельности студентов и преподавателей вуза на каждом из них.
3. Определены, теоретически обоснованы и в опытно-поисковой работе проверены педагогические условия эффективного формирования эстетического вкуса будущего учителя начальной школы: расширение музыкально-эстетических знаний и умений будущего учителя (по истории и теории музыки) на основе поэтапного формирования умственных действий: целостного восприятия произведения, осмысления его формы и содержания в контексте имеющегося опыта, рефлексии ощущений, переживаний, мыслей, формирования личностного смысла; эмоционально-чувственное «насыщение» музыкально-эстетического опыта будущего учителя в процессе художественного общения, обеспечивающее развитие эстетического восприятия и отзывчивости, эстетической чувствительности к звуку, тону, интонации; решение проблемно-эстетических ситуаций, обеспечивающих формирование эстетиче ского опыта будущего учителя начальной школы на основе восприятия музыкальных произведений, музицирования, вокального исполнительства в процессе музыкально-эстетической подготовки. Теоретическая значимость исследования:
1. Уточнено содержание понятия «эстетический вкус будущего учителя начальной школы» как качества личности, интегрирующего содержание музыкальных, литературных, изобразительных, эстетических знаний и опыта чувственного познания действительности со способностью избирательно-оценочной деятельности.
2. Раскрыт психолого-педагогический механизм формирования эстетического вкуса будущего учителя начальной школы — эстетическая рефлексия, обеспечивающая: а) построение иерархии эстетических предпочтений в логике «познания— переживания — рефлексивной оценки» эстетического опыта человечества в процессе музыкально-эстетической подготовки в вузе; б) избирательность накапливаемой эстетической информации по критерию значимости для профессионально-педагогической деятельности.
Практическая значимость исследования состоит в разработке спецкурса «Формирование эстетического вкуса студента средствами музыкального искусства» и методических рекомендаций, позволяющих корректировать формирование эстетического вкуса будущего учителя начальной школы в процессе изучения дисциплины «Теория и методика музыкального воспитания». Материалы исследования могут быть использованы в системе повышения квалификации педагогических кадров, при разработке курсовых, дипломных и научно-исследовательских работ студентов педагогических вузов и колледжей, музыкально-педагогических училищ (на отделении «Учитель музыки в начальных классах»).
Достоверность и обоснованность основных положений и выводов исследования обусловлены аргументированностью построения его методологических оснований; опорой на достижения отечественной и зарубежной пси холого-педагогической науки; полнотой и непротиворечивостью анализа предмета исследования; использованием адекватных специфике каждого этапа исследования методов теоретического и эмпирического исследования. На защиту выносятся следующие положения:
1. Эстетический вкус — умение воспринимать, классифицировать, запоминать эстетическую информацию и обосновывать критерии ее оценки — в профессиональной деятельности учителя начальной школы выступает показателем эстетически-рефлексивного профессионализма — профессионального качества, в котором сочетаются музыкально-эстетические знания и опыт со способностью избирательно-оценочной деятельности, позволяющие педагогу отбирать учебно-методический материал, соответствующий эстетическим нормам, создавать ситуации эстетического общения, стимулировать художественно-эстетическую деятельность учащихся.
2. Последовательность выделенных условий обеспечивает функциональное единство целей, задач, содержания и методов работы преподавателя и студента на каждом этапе формирования эстетического вкуса будущего учителя: широта художественного кругозора, раскрывающаяся в знаниях и представлениях, обеспечивает положительную мотивацию личности к расширению сферы эстетического взаимодействия с окружающим миром через накопление, углубление и систематизацию знаний и эстетических впечатлений в процессе художественного общения и различных видов эстетической деятельности.
3. Ведущей формой образовательного процесса по формированию эстетического вкуса будущего учителя является проблемно-эстетическая ситуация, цель которой состоит в реорганизации имеющегося эстетического опыта студента посредством профессионально-эстетической рефлексии и содействие приобретению нового опыта через переживание. Ядро проблемно-эстетической ситуации — избирательно-оценочная деятельность студента и преподавателя; содержанием самой ситуации и способа ее организации вы ступили опыт студента (представления о своих возможностях, потребностях); опыт преподавателя (способность создавать ситуацию, прогнозировать ее возникновение и развитие, использовать потенциал стихийно возникающих ситуаций); интеграция опыта педагога и студента в выборе содержания и последующем оценивании музыкального материала, опыт искусствоведов в оценке произведений.
Апробация результатов исследования и внедрение их в практику. Основные положения и результаты диссертационного исследования обсуждались и получили одобрение на заседаниях кафедры художественно-эстетического воспитания факультета педагогики и методики начального образования Оренбургского государственного педагогического университета (1998—2006 гг.), на международных, российских, межвузовских научных и научно-практических конференциях в Магнитогорске (2002 г.), Самаре (2003 г.), Волгограде (2005 г.), Оренбурге (1998, 2002, 2003 гг.).
Полученные в ходе исследования результаты активно внедряются в практику работы педагогических вузов и колледжей Оренбурга, Бузулука, Орска, Бугуруслана. Разработанные автором программа спецкурса и методические рекомендации нашли применение в учебном процессе педагогического университета, факультета повышения квалификации учителей.
Структура и объем диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Педагогическое содержание понятия «эстетический вкус»
Решение исследовательских задач потребовало раскрытия сложившейся в науке системы представлений о понятии «эстетический вкус».
В философии традиционно раскрывается социально-личностная природа эстетического вкуса. Философская мысль античности осмысливает эстетику как культурный феномен, формулирует главнейшие проблемы эстетики: вопрос об отношении эстетического сознания к действительности; о природе искусства; о сущности творческого процесса; о месте искусства в жизни общества.
В эпоху Средневековья эстетика становится одним из разделов богосло вия (и сегодня активно используется термин «религиозная эстетика»), которое посредством искусства стремится обратить человека к Богу, сформировать у него имманентную направленность на служение Богу. Наиболее известными эстетиками этого периода были Августин Аврелий, Василий Великий, Иоанн Златоуст, Боэций, Фома Аквинский. Они разработали основные эстетические принципы, воплотившиеся в различные виды и жанры средневекового официального искусства. Активное развитие эстетической мысли и её категориального аппарата началось в эпоху Возрождения и далее продолжилось в трудах известнейших философов эпохи Просвещения и Нового времени (Ф. Петрарка, Дж. Боккач-чо, Н. Кузанский, Л. Альберти, Леонардо да Винчи, Ф. Рабле, Э. Роттердамский).
XVII век характеризуется интенсивным развитием европейской фило-софско-эстетической мысли — Р. Декарт, Ф. Бэкон, Н. Буало, Б. Спиноза, Г. Лейбниц.
Проблема вкуса рассматривается как духовное качество и способность личности, которую создает культура (Балтасар Грассиан-и-Моралес; особая способность человека к суждению, способность более глубинная, чем рассудочные взгляды, отличающаяся от ума и подверженная изменениям (Франсуа де Ларошфуко); вкусы бывают хорошие и дурные, и люди правы, когда спорят о них (Жан де Лабрюйер). Определенный итог многочисленным дискуссиям своего времени о вкусе подвели в середине XVIII века Батё, Ф. Вольтер, Ж.-Ж. Руссо. Они полагали, что чувство вкуса развито у всех по-разному и зависит от личностных особенностей человека (его «чувствительности») и от среды, в которой он живет. Предметы, формирующие хороший вкус, прежде всего находятся в природе, но также в поэзии и искусстве, на них и происходит воспитание вкуса.
Много внимания вопросам вкуса уделяли и английские философы XVIII века А. Шефтсбери, Д. Юм, Ф. Хатчесон, Э. Бёрк: «Вкус хотя и имеет врожденную основу, однако сильно различен у разных людей в силу отличия у них чувствительности и рассудительности, составляющих основу вкуса. Неразвитость первой является причиной отсутствия вкуса, слабость второй ведет к дурному вкусу» (33).
Немецкая классическая эстетика XVIII—XIX вв. (И. Кант, И. Фихте, Ф. Шиллер, Г. Гегель, Л. Фейербах, И. Г. Зульцер, И. Г. Гердер) — важнейший этап в развитии мировой эстетической мысли. Они считали, что вкус — это способность чувствовать прекрасное; он дарован всем разумным существам небом, но в весьма различной степени. Поэтому его необходимо воспитывать на идеальных образцах искусства. Вкус соединяет в себе силы души, мгновенно схватывая сущность вещи, и способствует ее выражению в произведении искусства значительно эффективнее, чем это может сделать разум, вооруженный знанием правил.
Большой вклад в развитие эстетического категориально-понятийного аппарата внес И. Кант. В своей эстетике философ ставит категорию вкуса в качестве главной эстетической категории. В эстетической части «Критики суждения» в разделе «Аналитика прекрасного» Кант объясняет природу эстетического суждения — оно является «суждением вкуса». «Суждение вкуса — не познавательное суждение, но эстетическое и определяющее основание его не объективно, но субъективно» (94, с. 212—226). И. Кант убедительно показывает, что вкус как эстетическая способность суждения является субъективной способностью, опирающейся на глубинные объективные основания бытия, которые не поддаются понятийному описанию, но всеобщи по своей укорененности в сознании.
Изучение сформированности эстетического вкуса будущего учителя начальной школы
Опытно-поисковая работа по формированию эстетического вкуса будущего учителя начальной школы осуществлялась в условиях естественного образовательного процесса на факультете педагогики и методики начального образования Оренбургского государственного педагогического университета. В эксперименте участвовало 118 студентов 1—2 курсов очного отделения указанного факультета. Работа проходила в рамках учебной дисциплины «Теория и методика музыкального воспитания» и спецкурса «Формирование эстетического вкуса средствами музыкального искусства», во внеаудиторной работе и на педагогической практике студентов.
Диагностика уровня сформированности у студентов эстетического вкуса проводилась в конце первого семестра 2000/01 учебного года. Проведение диагностирования в конце первого семестра обусловлено тем, что в этот период обучения у студентов уже сформировалось первоначальное представле 63 ние о будущей профессии, особенностях обучения в вузе и перспективах профессиональной деятельности, а также о роли музыкального искусства в обучении и воспитании младших школьников.
Целью констатирующего этапа опытно-поисковой работы являлось определение уровня сформированности эстетического вкуса будущего учителя начальной школы.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:
1) разработать программу опытно-поисковой работы;
2) разработать диагностический инструментарий проверки результативности экспериментальной работы (критерии, показатели, методы диагностики);
3) определить реальное (наличное) состояние уровня сформированности эстетического вкуса будущего учителя;
4) экспериментально проверить эффективность разработанной в ходе исследования структурно-логической модели формирования эстетического вкуса будущего учителя и апробировать специальный курс «Формирование эстетического вкуса средствами музыкального искусства». Логика организации опытно-поисковой работы отражена в таблице 2.
На констатирующем этапе проведена комплексная диагностика, включающая анкетирование, тестирование, оценку реального состояния сформированности эстетического вкуса студента (анкета по выявлению индивидуального эстетического вкуса по Т. Г. Туруку, творческая работа «Мой эстетический вкус в действительности и искусстве», тест на выявление отношения к музыкально-исполнительской дельности по В. Г. Касимову и В. И. Петрушину). Было выявлено, что эстетические знания студентов поверхностны. Так, затруднения вызвали вопросы, требующие знания основных законов искусства, средств музыкальной выразительности произведений. Студентам незнакомо содержание ряда музыкальных терминов и понятий («средства музыкальной выразительности», «динамические оттенки», «метро-ритмиче 64 екая основа», «форма произведения», «жанр», «стиль композитора» и др.), однако интуитивное понимание позволило после уточнений и наводящих вопросов дать более точные ответы.
Большие затруднения студенты испытывали при вербальном выражении своих мыслей, ощущений. В целом музыкальные вкусы большинства студентов были ориентированы на произведения популярной и массовой культуры (80%), даже те студенты, которые проявляли интерес к классической музыке (12%), предпочитали слушать ее в современной аранжировке. Студенты достаточно хорошо знают отечественные и зарубежные группы, звезд эстрады, жанры и направления эстрадного музыкального искусства. Следует отметить большой процент (91%) увлекающихся кино- и видеоискусством, что, по всей видимости, можно объяснить его универсальностью.
В опытно-поисковой работе мы учитывали, что формирование эстетического вкуса начинается с развития способности к эстетическому восприятию, с развития чувства прекрасного, которое, зарождаясь в предметно-практической деятельности, в процессе сочетания эстетических восприятий с соответствующими переживаниями красоты утилитарных предметов постепенно переносится на поведение людей, на все сферы их жизнедеятельности.
Опытно-поисковая работа по формированию эстетического вкуса будущего учителя начальной школы
В 2000—2003 гг. осуществлялся формирующий этап опытно-поисковой работы, базой для проведения которого являлся Оренбургский государственный педагогический университет (118 студентов, обучающихся по специальности 031200 — Педагогика и методика начального образования).
Целью формирующего этапа опытно-поисковой работы была апробация комплекса педагогических условий формирования эстетического вкуса будущего учителя начальной школы. Для достижения поставленной цели необходимо было решить ряд задач: 1. Выявить основополагающий принцип методики формирования эстетического вкуса у студентов педагогического вуза.
2. Определить этапы реализации методики, подобрать комплекс методов, средств и форм организации деятельности студентов.
3. Апробировать методику формирования эстетического вкуса будущего учителя, осуществить анализ результатов и внедрение в образовательный процесс педагогического вуза.
Формирующий этап опытно-поисковой работы включал три ступени с последовательной реализацией этапов формирования эстетического вкуса студента (мотивационно-целевого, содержательно-операционального, результативно-оценочного), на каждом из которых реализовывался комплекс педагогических условий.
В качестве ведущей формы педагогического содействия выступила проблемно-эстетическая ситуация, цель которой заключалась в реорганизации имеющегося эстетического опыта студента посредством профессионально-эстетической рефлексии и содействие приобретению нового опыта через переживание. Ядро проблемно-эстетической ситуации — избирательно-оценочная деятельность студента и преподавателя; содержанием самой ситуации и способа ее организации выступили опыт студента (представления о своих возможностях, потребностях); опыт преподавателя (способность создавать ситуацию, прогнозировать ее возникновение и развитие, использовать потенциал стихийно возникающих ситуаций); интеграция опыта педагога и студента в выборе содержания и последующем оценивании музыкального материала, опыт искусствоведов в оценке произведений. Структуру проблемно-эстетической ситуации мы рассматривали в логике проблемной ситуации (по А. М. Матюшкину): побуждение к творческой активности через актуализацию потребности в приобретении музыкально-эстетических знаний; достижение неизвестных ранее результатов путем формирования рациональных способов осмысления и удовлетворения эстетических потребно 82 стей; активное использование имеющегося эстетического опыта (пережитого знания).
На первой ступени (мотивационно-целевой этап формирования эстетического вкуса) решались задачи формирования у студентов положительной мотивации к музыкально-эстетическому компоненту педагогической деятельности, на основе диагностических данных задавалось направление совместных действий педагога и студента, определялось содержание, методы, средства и критерии результативности педагогического процесса по формированию эстетического вкуса будущего учителя. Результатом первого этапа стало расширение эстетического кругозора студентов, проявляющееся в присвоении новых знаний о музыке, ее создателях и исполнителях, умении слушать и откликаться на музыкальное произведение, умение определять характер музыкального произведения, выражать свои эстетические эмоции, сопоставлять настроения и образы музыкального и живописного произведения. На второй ступени (содержательно-операциональный этап) характер деятельности педагога и студента усложнялся с учетом опыта, приобретенного на первом этапе, культурных процессов, происходящих в обществе, возрастающих эстетических потребностей субъектов взаимодействия, неоднородной динамикой формирования эстетического вкуса будущего учителя начальных классов. Третья ступень {результативно-оценочный этап) обеспечивала ценностное самоопределение субъектов педагогического процесса и постановку новых целей саморазвития на основе сформированных у студентов адекватных и целостных представлений об уровне их эстетического вкуса, способах его развития и самосовершенствования, а также механизмах переноса эстетических суждений, оценок, восприятий, приобретенных в музыкально-эстетической деятельности, в другие художественные модальности.