Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА 1. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ В РОССИИ 18
1. Сущность и содержание экологической культуры личности . 18
2. Развитие и современное состояние экологического образования в России 54
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ КОЛЛЕДЖЕЙ 89
1. Особенности экологической культуры студентов технических колледжей 89
2. Основное содержание экспериментальной методики формирования экологической культуры студентов технических колледжей 107
3. Сравнительный анализ контрольной и экспериментальной методик формирования экологической культуры студентов. 130
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 147
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 153
ПРИЛОЖЕНИЯ 174
- Сущность и содержание экологической культуры личности
- Развитие и современное состояние экологического образования в России
- Особенности экологической культуры студентов технических колледжей
Введение к работе
Актуальность исследования. В условиях духовного обновления России, а также социально-экономических реформ, обусловивших изменения в сфере образования и культуры, резко повышается интерес к экологии. В современном мире все больше осознается опасность экологической катастрофы, которая может привести к уничтожению человечества. Повсюду раздаются предостережения о вреде, приносимом нашему здоровью и качеству жизни. Все большее количество людей участвуют в деятельности по охране окружающей среды, и экология становится более значимой в жизни человека, в его существовании на планете. «Думай глобально - действуй локально» - становится экологическим девизом. Острота ситуации требует утверждения новой парадигмы, в соответствии с которой профессиональная деятельность корректировалась бы принципами экологической целесообразности и критериями экологической культуры человека.
На конференции ООН по проблемам окружающей среды и развития (Рио-де-Жанейро, 1992 г.) принята концепция устойчивого развития, положившая начало новой идеологии - идеологии выживания человечества в единстве с окружающей средой на основе гармонизации социально-экономического и экологического развития цивилизации. Это потребует перемещения приоритета в преодолении глобальных экологических проблем из технико-экономической сферы в сферу идеологии, морали, образования, культуры.
На практике формирование экологической культуры личности, главным образом, осуществляется стихийно (окружающей средой, семьей, СМИ, неформальными контактами, самообразованием студентов). Перед современной системой образования стоит задача подготовки экологически культурных студентов и школьников, способных в полной мере осознать отрицательные последствия непродуманного вмешательства человека в природные процессы и учитывать их в своей деятельности. Современному молодому по-
колению необходимо не только адаптироваться, но и критически переосмыслить опыт и результаты природопокорительного отношения в ретроспективе, реализовывать стратегию уравновешенного и устойчивого развития.
Экологическое образование необходимо на всех уровнях образовательной системы: начальное, среднее, средне-специальное, высшее, а также в дополнительном образовании. В его основе должно быть заложено представление единства человека с природой, его созидательной деятельности, предполагающей не только её эксплуатацию и сохранение, но и дальнейшее её процветание.
Анализ диссертационных и монографических исследований последних лет по проблеме формирования экологической культуры у студентов и школьников показывает, что разработке этих жизненно важных вопросов уделяется недостаточное внимание. Практика экологического образования позволяет утверждать, что традиционные методы и средства педагогической деятельности при формировании экологической культуры личности в настоящее время недостаточно эффективны.
Основное противоречие заключается в том, что требуется выполнить заказ общества по формированию экологической культуры студентов, однако на практике его выполнение не может быть реализовано, так как не разработана система адекватных методов и средств. Это подтверждает актуальность проблемы, представленной в диссертационном исследовании.
Степень научной разработанности проблемы. Развитие экологического знания в нашей стране шло интенсивно и своеобразно. В России сложился богатейший, уникальный комплекс традиций диалога природы и человека, природы и общества.
На рубеже XIX и XX в. в философии разрабатывалась «русская идея» -идея соборности, всеединства, оказавшая серьезное влияние на мировую культуру, на развитие в ней представлений о логике и перспективах воспроизводства жизни. В трудах В.С.Соловьева и П.А.Флоренского данная идея
рассматривалась как оздоровление, совершенствование всего живого благодаря духовным усилиям людей. По мнению русских философов, народ выступает как сила, обеспечивающая в будущем экологическую гармонию, совершенное воспроизводство всей жизни.
Большой интерес представляет теория «русского космизма» в работах Н.Ф.Федорова, К.Э.Циолковского, А.Л.Чижевского, в трудах В.И.Вернадского, давшего материалистическое истолкование идеи ноосферы.
Особый интерес представляет теория этногенеза, разработанная Л.Н.Гумилевым, в которой переосмысливается роль энергетического обмена между биосферой и обществом.
Отечественные представители естественных наук Т.Болотов, Н.И.Вавилов и В.Н.Сукачев внесли важный вклад в развитие биоэкологии.
Развитие экологического знания в России во второй половине XX в. продолжено трудами Н.Ф.Реймерса; широкие обобщения и глубокие исследования в области глобальной экологии принадлежат академику Н.Н.Моисееву.
Ведущими исследователями проблемы формирования экологического мышления являются А.Н.Захлебный, И.Д.Зверев, Н.М.Мамедов, Е.С.Сластенина, И.Т.Суравегина.
Экологическому образованию студентов и школьников в процессе изучения отдельных дисциплин посвящены диссертации Л.С.Глушковой, В.М.Назаренко, С.В.Постникова, В.В.Соколовой, Н.Ю.Соловьевой, Н.А.Чуйковой, Е.В.Яковлевой, в которых отражена практическая работа, проводимая в рамках учебных проектов, конкретной природоохранной деятельности, экспедиций экологической направленности, экологических клубов.
Менее всего опубликовано работ по экологическому образованию и воспитанию, проводящемуся в профессиональных училищах, лицеях, коллед-
6 жах. И они не несут глубокого изучения теории экологического образования в профессиональной школе. Так, работа Л.Н.Шварц посвящена конкретной возможности ознакомления учащихся с экологическими знаниями в курсах агробиологии, почвоведения в профессиональных училищах, а работа Н.А.Богачевой - структуре и содержанию теории социальных экологических знаний в профессиональных учебных заведениях.
Работа Е.Г.Мартынова раскрывает особенности экологического образования в лицее, готовящем рабочих экологической отрасли, то есть операторов технологических и экологических установок, лаборантов по контролю за состоянием окружающей среды, а также технологов-экологов. В этой связи выделенные основные начала имеют резко очерченную ориентацию на конкретный тип учебного заведения и специфику экологической отрасли.
Заслуживает внимания работа Н.М.Александровой, в которой указывается на приоритетность системно-логического подхода к формированию экологических знаний в профессиональной школе. Сам подход ориентирован на подготовку выпускников широкого природоохранного профиля. Однако, перечисленные выше подходы могут сочетаться для решения определенных задач. Пример тому - использование комплексного, исторического, системного, междисциплинарного и деятельностного подходов при разработке курса природопользования и охраны окружающей среды для старшеклассников и студентов колледжей В.И.Сиротиным.
В научных трудах Л.А.Баранчиковой, Н.М.Верзилина, М.М.Исашева рассмотрены цели, содержание и методы естественнонаучного образования при подготовке учащихся к природоохранной деятельности. В исследованиях З.П.Плохий, Е.И.Чердымовой, В.А.Ясвина, находит отражение мысль о необходимости специальных психологических и педагогических воздействий с целью воспитания бережного отношения к природе. Таким образом, их труды посвящены изучению влияния природы на формирование нравственных качеств студентов и школьников.
В своих эколого-педагогических исследованиях М.Н.Гоглова, Е.А.Сергина, И.В.Цветкова показывают, что у студентов и школьников можно успешно формировать обобщенные представления об окружающем мире, взаимосвязи и взаимозависимости человека и природы, позволяющие осознать себя частью природной среды и быть готовым к экологически целесообразной активности. Формы, методы и средства формирования экологической культуры учащихся рассматривались в работах М.В.Занина, Н.Х.Нагаевой, И.Т.Сугавегиной, Л.Р.Таракановой и других.
Обращение к трудам В.Н.Алексеенко, В.А.Игнатовой, М.М.Исаковой, Е.Н.Корниловой, Т.А.Маловидченко, О.О.Прокофьевой, Н.Ф.Реймерса, М.Н.Скаткина, которые посвящены различным вопросам практической деятельности в окружающей природной среде, дает возможность удостовериться в недостаточном использовании практических занятий по экологии в общеобразовательных и средне-специальных учреждениях, и полнее осветить состояние и необходимость разработки методической концепции исследуемой проблемы.
В работах культурологов А.И. Арнольд ова, Л.С.Зориловой, Б.М.Сапунова раскрываются природа духовности, основы внутреннего гармоничного становления личности; гуманистическая направленность образования, ориентированного на общечеловеческие ценности: здоровье, любовь, добро и красоту.
В сфере социально-культурной деятельности заслуживают внимания работы М.А.Ариарского, Т.И.Баклановой, Д.Ф.Глебы, А.Д.Жаркова, Л.С.Жарковой, Ю. Д.Красил ьникова, Т.Г.Киселевой, Р.О.Лосаберидзе, Б.Сафаралиева, Ю.А.Стрельцова, в которых рассматривается современное состояние духовной культуры и тенденции ее развития, новые технологии и методики, влияющие на дальнейшее формирование личности.
Д.Ф.Глеба в своем исследовании для экологического воспитания школьников использует массовые мероприятия местного назначения, базой
которых являются сельские Дома культуры. Охрана памятников старины является основной экологической деятельностью в работе с молодежью в диссертационном исследовании Р.О.Лосаберидзе.
Анализ литературы позволил выявить общие требования, необходимые для реализации экологического образования:
рассматривать окружающую среду во всей ее целостности, охватывать все ее стороны - природную и антропогенную, экологическую, политическую, экономическую, техническую, социальную, юридическую, культурную и эстетическую;
представлять собой непрерывный процесс, охватывающий всю жизнь человека, как в учебном заведении, так и вне его;
основываться на междисциплинарном подходе; делать упор на необходимость активного участия в предотвращении новых и решении уже возникших экологических проблем;
рассматривать экологические проблемы в глобальном масштабе, учитывая при этом региональную специфику;
обращать внимание как на современные, так и на будущие экологические проблемы;
рассматривать любое развитие и рост с учетом экологической перспективы;
поощрять сотрудничество в решении экологических проблем на локальном, национальном и международном уровнях. Необходимо добавить, что недостаточная взаимосвязанность учебных дисциплин наиболее ярко проявляется на высших ступенях образования.
Рассмотренные работы создают фундамент настоящего исследования, дают возможность подтвердить, уточнить и обосновать отдельные позиции. Однако до настоящего времени в технических средне-специальных учебных заведениях не проводились специальные исследования, направленные на формирование экологической культуры студентов технических колледжей.
С учетом вышеизложенного была определена проблема данного исследования, которая заключается в противоречиях между требованиями к экологической культуре специалиста и возможностями ее формирования в процессе профессиональной подготовки.
Цель исследования - выявить педагогические основы формирования экологической культуры студентов технических колледжей в процессе профессиональной подготовки.
Объект исследования - профессиональная подготовка будущих младших инженеров в техническом колледже.
Предмет исследования - процесс формирования экологической культуры студентов технических колледжей в системе их профессиональной подготовки.
Задачи исследования определены, исходя из поставленной цели: и уточнить сущность и содержание экологической культуры личности; 11 определить состояние экологической культуры студентов технических
колледжей; г) выделить уровни сформированности экологической культуры студентов; і разработать и экспериментально проверить наиболее эффективную методику формирования экологической культуры студентов технических колледжей. В качестве гипотезы исследования выступало предположение о том, что успех формирования экологической культуры студентов технических колледжей возможен, если:
будет уточнено понятие «экологическая культура»; d профессиональная подготовка будет направлена на духовно-нравственное, духовно-эстетическое развитие личности;
методика формирования экологической культуры будет включать, помимо традиционных, знания в области изобразительного искусства, литературы, приобретенные в музеях, библиотеках. Методологическую основу исследования составили философская трактовка И.Канта и Г.Гегеля тождества природы и человека и взаимообразного их влияния, диалектико-материалистический подход к проблемам экологии К.Маркса и Ф.Энгельса, концепция ноосферы В.И.Вернадского. Важное значение для исследования имели идеи выдающихся русских философов: Н.О.Лосского, В.В.Розанова, П.А.Флоренского и других.
Теоретические основы исследования опираются на концепции выдающихся ученых Ч.Дарвина, А.Гумбольдта, Ж.Б.Ламарка, Ф.Сен-Марка и историков педагогики Н.И.Пирогова, К.Д.Ушинского, В.А.Сухомлинского; специалистов в области профессиональной подготовки А.А.Аронова, А.Н.Захлебного, Т.Г.Киселевой, Н.В.Кузьминой, Е.И.Максимова, В.И.Петрушина, В.А.Сластенина, Е.С.Сластениной, Г.К.Селевко; концепцию целостного подхода к формированию личности, разработанную на кафедре педагогики и психологии МГУКИ Ю.П.Азаровым, Н.К.Баклановой, Л.С.Зориловой, А.Л.Карамышевым, В.И.Черниченко; концепции о психолого-педагогическом, творческом и духовном развитии личности, разработанные в трудах Н.С.Глазачева, Н.М.Мамедова, И.Т.Суравегиной и других.
Методы исследования. В процессе проведения исследования применялся комплекс теоретических и эмпирических методов. К первой группе методов относятся: анализ философской, психолого-педагогической, культурологической, исторической, искусствоведческой литературы, нормативной и методической документации; сравнение, сопоставление, синтез ведущих идей; дедукция и индукция.
Вторую группу методов составили: наблюдение, анкетирование, изучение продуктов деятельности, статистическая обработка данных с помощью
и SPSS , педагогический эксперимент, который включал констатирующую, формирующую и контрольную части.
Данное исследование по специальности 13.00.08 - теория и методика профессионального образования включало разработку и апробацию экспериментальной методики формирования экологической культуры студентов технических колледжей, что потребовало проведения трех взаимосвязанных направлений учебно-воспитательной работы:
организационного^ констатирующего состояние экологической культуры студенческой молодежи различных средне-технических учебных заведений России (Московский политехнический колледж, Московский театральный художественно-технический колледж, Московский автомобильный колледж, Тамбовский автотранспортный техникум, Московский экологический лицей);
и формирующего, ставящего задачи: апробировать основные теоретические выводы; проверить эффективность экспериментальной методики, содержание которой включило лекционный курс, практические задания, выявление индивидуальных представлений студентов об их экологических ценностях и активизацию самостоятельной поисково-исследовательской деятельности в процессе написания сочинений, докладов, рефератов;
г сравнительно-обобщающего, в процессе которого сравнивались и сопоставлялись полученные результаты и подводились итоги.
Общая характеристика основных этапов исследования. Исследование проводилось с 1995 по 2000 г.
На первом этапе (1995 - 1998 гг.) было проанализировано состояние проблемы в философской, психологической, педагогической, методической литературе. Осмысливались и обобщались различные диссертационные исследования, педагогический опыт учителей средних школ, гимназий, лицеев,
1 SPSS Base 7.5 for Windows является программным продуктом, предназначенным для выполнения всех этапов статистического анализа: от просмотра данных, создания таб-
преподавателей средне-специальных учебных заведений и вузов. На этом этапе были сформулированы проблема и гипотеза исследования, разработана методика эксперимента.
На втором этапе (1998 - 1999 гг.) определялись педагогические основы формирования экологической культуры. Были скорректированы цель и проблема исследования, соответственно внесены изменения в предполагаемую структуру работы; определены и описаны основные понятия; разработаны и апробированы диагностические методики с целью проверки применимости разрабатываемых средств. Выявлялись уровни экологической культуры учащихся. Репрезентативность исследования определялась выборочными опросами студенческой молодежи технических колледжей России, проводившимися в 1998 г. Всего в опросах участвовало 409 человек. Среди них 338 человек (83%) - студенты г. Москвы и 71 (17%) - г. Тамбова. Стратегия исследования определялась социальной ситуацией в России, задачами образования и педагогической деятельностью автора.
На третьем этапе (1999 - 2000 гг.) проводился формирующий эксперимент, обрабатывались и систематизировались полученные в его ходе данные. Корректировалась методика формирования экологической культуры студентов и разрабатывались рекомендации для преподавателей колледжей.
Экспериментальная работа проходила в естественных условиях и строилась на усовершенствованном программном материале учебных курсов химии, физики и литературы, за что автор выражает благодарность педагогам, которые приняли участие в эксперименте. В Москве: Ю.Н.Бурмистрову, А.Н.Голицыну, Л.В.Грам, В.И.Грачевой, Е.А.Мухиной, А.Н.Киприной, в Тамбове - Г.С.Баронину.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоят:
- в уточнении понятия «экологическая культура личности», которая рассматривается как составная часть духовной и материальной культуры, как
лиц и вычисления дескриптивных статистик до применения сложных статистических ме-
философская, социологическая, культурологическая, психолого-педагогическая категория, отражающая систему убеждений, взглядов, представлений личности и общества об экологии, общечеловеческих ценностях (природе, земле, здоровье, любви, добре, красоте...), определяющая особенности отношений к окружающей среде, направленность поведения личности на созидание, потребление или разрушение в экологической сфере;
в разработке методики, способствующей формированию экологической культуры студентов в условиях технического колледжа, предполагающей включение в учебно-воспитательный процесс не только различных экологических знаний о развитии растительного и животного мира, экологических катастрофах, их причинах и последствиях, но и знаний об изобразительном искусстве и поэзии;
в применении методики формирования экологической культуры студентов технических колледжей в системе дополнительного образования, в просветительской деятельности музеев, направленной на дальнейшее самостоятельное освоение общечеловеческих ценностей, поиск новых нетрадиционных решений в области экологической культуры.
Практическая значимость исследования:
[результаты исследований внедрены и используются в экологическом образовании студентов Московского политехнического колледжа. Материалы исследования могут быть использованы в практике подготовки преподавателей, при разработке учебных и методических пособий;
і і созданная методика формирования экологической культуры личности, которая основана на обучающей деятельности музеев, может быть использована в системе дополнительного образования;
і материалы исследования могут быть использованы как для разработки и совершенствования государственного образовательного стандарта, так и для построения авторских методик, направленных на развитие экологической
тодов.
культуры личности специалиста широкого профиля, функционирующего в различных сферах общественной деятельности;
материалы исследования нашли отражение в публикациях автора: книге по экологической культуре личности, статье и тезисах;
данное исследование решает проблему повышения эффективности преподавания, что способствует интеграции экологической культуры в современную личностно ориентированную парадигму образования.
Достоверность результатов исследования обеспечивается обоснованностью методологических позиций, целостным подходом к проблеме исследования, опорой на его понятийно-терминологический аппарат; использованием современных научных концепций педагогики в области образования и теоретических позиций, педагогическим экспериментом, направленным на духовно-нравственное, духовно-эстетическое развитие личности; использованием взаимопроверяющих независимых диагностических средств.
На защитувыносятся следующие положения:
Экологическая культура личности - составная часть духовной и материальной культуры, она тесно связана с нравственной и эстетической культурой, выражает материально-предметное и духовно-практическое отношение человека к миру. В этом контексте ее можно определить как способ и меру реализации сущностных сил в процессе предметно-практической деятельности по освоению природы. Содержание экологической культуры личности отражено в мировоззрении, системе убеждений, взглядов и представлений об экологии, в таких общечеловеческих ценностях, как природа, здоровье, добро, красота.
Эффективная методика формирования экологической культуры студентов, которая включает не только традиционные дидактические материалы, позволяющие формировать знания студентов об экологии, ее задачах и проблемах, но и произведения изобразительного искусства, поэзии. Они вызывают эмоционально-эстетические чувства, позволяют переосмыслить свое
отношение к окружающему растительному и животному миру, изменить поведение, активизируя собственную деятельность.
3. Апробированная методика формирования экологической культуры студентов, которая может применяться в системе дополнительного образования, в просветительной деятельности музеев, включает новое содержание, расширяет возможности в освоении ещё более глубоких знаний, создавая предпосылки для дальнейшего самостоятельного поиска.
Структура диссертации. Настоящее исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и 30 приложений.
Во введении раскрывается актуальность темы, определяется объект, предмет, цель, задачи, гипотеза и методы исследования, обоснованы научная новизна, теоретическая и практическая значимость исследования, достоверность результатов исследования.
В первой главе* «Педагогические основы экологической культуры личности в России», исследуются философские, психолого-педагогические подходы к определению понятий «культура» и «экологическая культура», общечеловеческие и экологические ценности, раскрывается их сущность, содержание и взаимосвязь.
Всесторонне анализируется развитие и современное состояние экологического образования в России.
Во второй главе, «Методические основы формирования экологической культуры студентов технических колледжей», дан всесторонний анализ экологической культуры студенческой молодежи, что позволило определить общий достаточно низкий уровень экологической культуры студенческой молодежи. В данной главе автором излагаются результаты анкетирования с целью рассмотрения индивидуальных представлений студентов об экологических ценностях, определены пути и психолого-педагогические особенности их формирования. Намечены цели, пути и способы углубления знаний об
16 экологической культуре, которые способствуют становлению высших ценностей - социального и нравственного здоровья будущего специалиста. Разработана и апробирована экспериментальная методика формирования экологической культуры студентов, основу которой составляют:
лекции с элементами диалога, в социокультурных учреждениях: Политехническом музее и Центре-музее Н. Рериха, в Третьяковской галерее и библиотеках, с применением аудиовизуальных средств, проблемные лекции;
семинарские занятия, включающие дискуссии по актуальным экологическим проблемам;
практические занятия с использованием компьютеров (экологическая викторина, Олимпиада 2000 по экологии).
самостоятельная работа студентов, включая анализ лекционного материала (составление подробного плана, вопросов, выделение ключевых слов и т. п.), изучение и реферирование литературы, рецензирование статей, написание домашних сочинений, решение экологических задач, анализ экологических аспектов конкретных ситуаций, целенаправленный сбор и анализ неорганизованной, свободной экологической информации;
контроль результатов экологической подготовки, анализ результатов каждого этапа самостоятельной работы студентов.
Применение данной методики приведет к углублению знаний о духовной культуре, активизации у будущих специалистов стремления к поиску, развитию умения видеть природные явления во всем их многообразии, управлять процессом собственного экологического развития, в процессе будущей профессиональной деятельности свободно ориентироваться в проблемах экологической культуры.
Заключение настоящего исследования обобщает философские, исторические, социальные, педагогические, психологические основы экологической культуры личности, рассматривает методы и средства их становления в процессе профессиональной подготовки специалистов в средне-специальных
учебных заведениях, конечная цель которых — повышение общей экологической культуры россиян.
Список используемой литературы насчитывает 274 источников исторической и современной литературы, отечественных и зарубежных авторов, с философской, исторической, психологической и педагогической стороны освещающих проблемы, связанные с экологической культурой личности.
В приложениях нашли отражение полученные в процессе исследования данные: результаты опроса студентов, материалы экспериментальной работы, которые представлены в рисунках, таблицах, диаграммах и графиках.
Основные положения диссертации отражены в публикациях автора, общий объем которых 11,25 п.л.
Сущность и содержание экологической культуры личности
На современном этапе развития цивилизации возникла настоящая потребность в выработке основ правильного экологического сознания и элементов правильного поведения каждой конкретной личности в среде своего обитания, т.е. экологической культуры.
Все чаще преодолеваются идеологические и политические различия между отдельными странами в поисках решения экологических проблем. Американский профессор Роберт Гейл, который оказывал медицинскую помощь пораженным лучевой болезнью в Чернобыле после аварии 26 апреля 1986 г., заявил: «Если люди не изменят свое отношение к природе, которое приводит к нарушению экологического равновесия, то в абсолютной и вечной темноте не сохранится ни один народ, ни одно общество, ни одна идеология, ни одна цивилизация, и уже никогда не будут рождаться дети, и больше никогда не появится на земле человеческое существо, а значит, никто не будет помнить о его существовании»2.
Экологический облик, картину мира во многом определяет экологическое благополучие России.
В.августе 2000 г. в Интернете (http://www.greenpeace.ru) были опубликованы несколько репортажей, подтвержденных фотографиями Дмитрия Левашова, заместителя председателя общественной экологической организации СПЭС (Социально-правовое экологическое сотоварищество), в которых сообщалось о катастрофическом положении г. Дзержинска - одного из самых грязных городов России, расположенного в Нижегородской области. Гейл Р. События в Чернобыле//Политика - Белград, 1986. - 23.10.
В статье освещались все наболевшие социально-экологические проблемы города Дзержинска, которые требуют незамедлительного вмешательства на уровне Правительства.
Около 10% территории России нуждается в присвоении статуса зон экологического бедствия. В настоящее время официально выделяются более 10 регионов с серьезными экологическими проблемами. К ним относятся: Кольский полуостров, Московский регион, Северный Прикаспий, Среднее Поволжье, промышленная зона Урала, нефтепромышленные районы Западной Сибири, Кузбасс, Байкал, Норильский промышленный район, Калмыкия, Новая Земля, рекреационные зоны побережья Черного и Азовского морей, зоны влияния ядерных испытаний, аварии на Чернобыльской АЭС, в Челябинске, Томске и др.
В целом же ознакомление с некоторыми экологическими характеристиками России позволяет сделать выводы:
1. При экстенсивном развитии экономики и падении производства мы продолжаем нещадно разрушать природную среду;
2. Огромный приро дно-ресурсный потенциал и история его хозяйственного освоения позволяют России и сейчас выполнять роль экологического донора для многих промышленных гигантов мира.
Будущее России и судьба мира во многом зависят от того, станем ли мы и дальше торговать лесом «на корню», сырой нефтью и газом, складировать радиоактивные и химические отходы, а главное, расточать генетический и духовный потенциал народа, разрушая девственные экосистемы почти 1/5 дикой природы Земли, следуя законам рынка и западным нравственным ценностям,, или выберем свой путь.
Только изменение духовных основ деятельности, представлений об экологических ценностях может открыть выход в гармонию с Миром из тупика, в который человечество себя загнало.
Установить сущность экологической культуры возможно лишь путем научного анализа. Отметим, что в литературе последних лет обстоятельному анализу было подвергнуто не только такое явление, как культура вообще, но и экологическая культура в частности.
Слово «культура» - одно из наиболее часто употребляемых в современной речи. Оно пришло в европейские языки из латинского (cultura - возделывание, воспитание, развитие, почитание). Объем этого понятия огромен: все, что создано, возделано всеми людьми, вся совокупность продуктов человеческой деятельности, общественных форм организации, процессов. То есть все, что уже сделано, делается и будет сделано, поскольку будущее культуры вмешивается в ее настоящее, будущее культуры отражено в настоящем. И сама культура есть в некотором смысле отражение (почитание) или система отражений, очень сложная по своей структуре. «Своеобразная творческая система, создающая одно огромное и все увеличивающееся отражающее поле», - такое определение дают С.Н. Глазычев и О.Н. Козлова3.
Что же отражает это поле, что возделывается этим способом деятельности, что воспитывается с его помощью обществом, что почитается, что развивается?
Одна из наиболее характерных особенностей русского человека - подчеркнуто почтительное, уважительное отношение к земле. «Отечество, - писал М.Е. Салтыков-Щедрин, - тот таинственный, но живой организм, очертания которого ты не можешь для себя отчетливо определить, но которого прикосновение к себе непрерывно чувствуешь, ибо ты связан с этим организмом непрерывной пуповиной». Именно живой организм, способный гибнуть («Слово о погибели Русской земли» XIII в.), но и возрождаться, расти: «Земля российская Сибирью прирастать будет» 4.
Развитие и современное состояние экологического образования в России
Общество будущего, ориентированное на ноосферное мышление и на иной образ жизни, при котором восприятие и понимание мира опираются на развитую этику, а духовные потребности доминируют над материальными, возможно лишь при условии принятия каждым его членом идеи самосовершенствования как пути достижения цели, а также если духовные потребности будут присущи большинству людей и востребованы общественными нормами.
Наступит ли эпоха ноосферы, сумеет ли человечество согласовать свои обычаи, свое поведение, то есть стратегию своего развития с развитием биосферы, остается пока неясным.
Сейчас проблема обеспечения будущего человечества и понимания того, что оно потребует значительных усилий и, прежде всего, изменения структуры нравов и обычаев, привела к ряду локальных запретов на деятельность людей, заведомо вредную и опасную для развития цивилизации.
Так, в 1922 году на международном конгрессе в Рио-де-Жанейро была предпринята попытка сформулировать некую общую позицию, общую схему поведения планетарного сообщества, которая получила название «устойчивое развитие».
Развитие общества, приемлемое для сохранения экологической ниши человека, а значит и условий для развития цивилизации, русский ученый Н.Н. Моисеев назвал «коэволюцией человека и биосферы». Обеспечение коэволюции человека и биосферы или (что то же самое) для реализации стратегии «устойчивого развития» необходимо создание специальной синтезирующей научной дисциплины. Работа по созданию такой дисциплины уже началась. Ее естественной составляющей является экология. Часто говорят, что в отличие от века пара, каким был XIX век, и века XX, который был ве ком электричества и веком атомной энергии, наступивший век будет веком гуманитарных знаний. «...Ибо наука об обеспечении коэволюции и есть та комплексная дисциплина, которая должна дать людям знание о том, что необходимо для продолжения существования человечества на Земле и даль неишего развития его цивилизации» .
Разработку принципов ноосферогенеза или поисков пути в эпоху ноосферы нельзя откладывать. По мере развития экологической проблемы ее реализация будет связана с запретами на некоторые виды взаимодействия, потенциально содержащие в себе катастрофические последствия. Это станет самой трудной задачей, которая когда-либо вставала перед человечеством, поскольку среди запретов появятся и такие, которые будут регламентировать рост народонаселения и вносить новые ограничения в то, что принято называть свободой личности.
По существу в основе теории ноосферогенеза лежат новые принципы нравственности, новая система нравов, которая должна быть универсальна для всей планеты, при всем различии цивилизаций, населяющих ее народов.
Когда в начале XX века В.И. Вернадский сказал, что однажды человеку придется взять на себя ответственность за развитие и природы, и общества, вряд ли он думал, что это время наступит столь скоро.
В условиях уже наступившего экологического кризиса становится ясной неспособность современного общества с ним справиться. Было бы ошибкой сказать, что общество стоит на месте, оно уже начало проявлять свою общую волю. Примерами являются энергосберегающие технологии, произведенная очистка Великих Американских озер, Сены и Рейна в Европе, решение проблемы отходов жизнедеятельности человека. Но все эти действия -лишь самое робкое начало, по существу не затрагивающее мировоззрение человека.
Человечеству предоставляются две альтернативы: либо оно будет про должать жить по-старому, постепенно совершенствуя свои технологии, либо перейдет к совершенно новому типу цивилизации.
В первом случае его ожидает общепланетарный экологический кризис, борьба за ресурсы, которых заведомо на всех не хватит, тоталитарное управление «золотого миллиарда» (первые проявления которого мы наблюдаем уже сейчас) и, в конечном счете, деградация и исчезновение человека как биологического вида.
Вторая альтернатива основывается на гипотезе о том, что человечество сможет опереться на свой коллективный разум и найти пути создания общества, способного к совместному развитию с биосферой, то есть сможет перейти в эпоху ноосферы, и общество это будет качественно отличаться от современного.
Это общество потребует от людей высокого уровня интеллигентности и знаний. Прежде всего - знаний о той форме своих взаимоотношений с природой, которая будет способна обеспечить режим коэволюции. Поэтому путь к эпохе ноосферы начинается с разработки образовательных программ, которые будут содержать знания о том, что недопустимо, что может нарушить стабильность Человеческого дома.
Сегодня необходима смена экологических парадигм. Человек может хорошо усвоить и даже осознавать, что какие-то вещи плохи, но это совсем не значит, что он будет поступать в соответствии со своим знанием. Поэтому в образовании особенно важно сделать акцент на любви к миру и людям, красоте природы, здоровье и добре, самоценности человеческой и иной жизни, а не только на проблемах разрушения окружающей среды. Тогда сформированная морально-эстетическая норма человека, вступив в согласие с его совестью, вызовет в нем потребность в активном действии.
Таким образом, стратегической целью образования должно стать экологическое мировоззрение, основу которого составляют научные знания, экологическая культура и этика. Цель становится тождественна ценностям -мировым, жизненным. Без духовно-нравственной основы знания человека или мертвы, или могут стать огромной разрушительной силой.
Из вышеизложенного следует, что современное экологическое образование должно быть нацелено на будущее, опираться на идеи коэволюции природы и общества, устойчивого развития биосферы.
На передний план выдвигается идея саморазвития личности, для которой определяющими становятся морально-этические принципы и законы духовного развития.
Особенности экологической культуры студентов технических колледжей
В дальнейшем исследование было направлено на выявление наиболее общих и специфических характеристик экологической культуры, связанных с подготовкой студентов технических колледжей и их последующей профессиональной деятельностью. Предназначение будущего младшего инженера, его роль активного проводника научно-технического прогресса определяют ряд требований и особенностей. К ним относят: обязательное достижение результатов, имеющих превосходство над ранее известными в технико-экономическом, социальном и др. отношении; постоянное и всестороннее изучение последних достижений науки и техники, передового отечественного и зарубежного опыта; обработку больших потоков научно-технической, экологической и экономической информации; заимствование и преемственность наиболее удачных и прогрессивных решений, достигнутых другими специалистами в другое время, в другом месте; высокий интеллектуальный уровень исполнителя и творческий, созидательный характер работы. Указанные возможности и требования студенты технических колледжей реализуют через свою профессиональную деятельность, которая является основной сферой раскрытия младшим инженером своих потенциальных возможностей и их превращения в действительную преобразующую силу. Именно в ней он достигает нужных для себя результатов, стремясь выявить свои способности. Тем самым выпускник технического колледжа опредмечивает, овеществляет и свое отношение к труду. Его личностная культура превращается в культуру труда. От его личностных качеств в значительной степени зависит надеж ность функционирования сложного производства, а также безопасность последнего по отношению к другим людям, природе, животным.
В основе экологической культуры младшего инженера лежат сохранение, восстановление и улучшение природной среды, т.е. качественное бытие труда. Такая постановка проблемы требует не только продуманной организации преподавания предметов по «Экологии», но и всестороннего изучения духовного потенциала студентов, выявления общечеловеческих ценностей.
Изучение студентов из технических колледжей проводилось автором в процессе практической деятельности с 1995 г. В исследовании участвовали студенты пяти средне-специальных учебных заведений: Московского политехнического колледжа - 147 человек, Московского автомобильного колледжа - 75 человек, Московского театрального художественно-технического колледжа - 74 человека, Московского экологического лицея - 42 человека, Тамбовского автотранспортного техникума - 71 человек. Всего - 409 человек. При этом учитывались следующие внутренние и внешние показатели.
Внутренние - объем, глубина, действенность знаний об основных экологических ценностях, гибкость ума (гуманность, умеренность, дальновидность, ответственность за себя и все живое).
Внешние — особенности социальной обстановки, специфика приобретаемой специальности.
Анализируя множество различных мнений, точек зрения за данный период времени, можно утверждать, что развитие экологической культуры, понимание основных экологических ценностей: здоровья, добра, красоты имеют низкий уровень, ограничиваются отдаленными суждениями и поверхностными представлениями. Оценка данных представлений производилась по трем критериям: знание, отношение, действие и распределялась по трем уровням:
1) «низкий» - интегративные свойства индивидуальности и личностные качества студентов развиты плохо, сформированы отдельные экологические черты личности, поведение характеризуется деструктивными показателями;
2) «средний» - образование связанного состояния интегративных свойств индивидуальности и личностных качеств, учащихся в целом, удовле творяющие экологическим запросам общества, сформирована система экологических качеств личности, поведение соответствует общим принципам экологических ценностей;
3) «высокий» - интегративные и личностные качества студентов находятся в оптимально связанном состоянии, сформирована целостная система экологически значимых черт личности. Поведение характеризуется функциональной оптимальностью во взаимодействии с социоприродной средой.
Приобщение студентов к познанию и пониманию законов целостности природной среды является исключительно важной задачей общественного развития на современном этапе.
В процессе опроса (1995 г.) удалось установить, что студенческая молодежь не владела правильными понятиями и мало интересовалась экологией. Главным образом ее волновали следующие проблемы: глобальные (мир) -41%, региональные (город) - 20,4%, национальные (Россия) - 22,3%, локальные (дом) - 15,6% (см.: Приложение 2). Студенты не имели представления, что такое «здоровая природа» и «здоровый человек». Они также затруднились ответить на вопрос, «что является наиболее ценным в жизни» и «к каким ценностям они стремятся». Эти данные подтвердили тот факт, что молодые люди в возрасте от 15 до 20 лет, поступившие из школы в технический колледж, не имеют начальной экологической подготовки, что исключает какую-либо преемственность и требует просвещения по всем вопросам экологической культуры с самого начального уровня.