Содержание к диссертации
Введение
Глава I. ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ГРАФРІЧЕСКОИ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ 12
1.1. Графическая культура в системе общей культуры личности специалиста XXI века 12
1.2. Возможности информационных технологий обучения для формирования графической культуры учителя 23
1.3. Роль и место графической культуры в профессии учителя 36
1.4. Концептуальная модель формирования графической культуры студентов в ВУЗе на основе информационных технологий обучения 44
Выводы по первой главе 53
Глава 2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАФИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ НА ОСНОВЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ 56
2.1. Конструирование информационно-образовательной среды для развития графической культуры студентов в ВУЗе 56
2.2. Исследование уровней графической культуры будущих учителей... 66
2.3. Вариативный подход к формированию графической культуры студентов в ВУЗе 78
2.4. Критерии и показатели оценки эффективности формирования графической культуры будущего учителя 92
Выводы по второй главе 102
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 106
БИБЛИОГРАФИЯ 111
ПРИЛОЖЕНИЯ 132
- Графическая культура в системе общей культуры личности специалиста XXI века
- Возможности информационных технологий обучения для формирования графической культуры учителя
- Конструирование информационно-образовательной среды для развития графической культуры студентов в ВУЗе
Введение к работе
Актуальность темы исследования. Профессионализм учителя подразумевает широкий спектр умений, среди которых особое место занимает графическая культура. Высшие учебные заведения (ВУЗы) должны формировать знания, умения и навыки о методах графического предъявления информации, что обеспечит мобильность выпускника ВУЗа в обществе, его конкурентоспособность на рынке труда. Этим обусловлена необходимость использования в ВУЗе таких методов обучения, которые направлены на формирование у студентов новых навыков учебной деятельности по оперированию информационными потоками, по восприятию, переструктурированию и графической интерпретации информации в соответствии с возникающими учебно-познавательными задачами.
В общей системе развития информационной грамотности личности заметное место занимает графическая культура. Важнейшими составляющими графической культуры специалиста любого профиля являются умения осуществлять графическую постановку задач, проектировать и строить графические модели изучаемых процессов и явлений, их анализировать с помощью компьютерных программ, интерпретировать полученные результаты; использовать компьютерную графику и другие современные информационные технологии для анализа изучаемых процессов и явлений. При этом важны умения упорядочения, систематизации, структурирования графической информации, понимание сущности информационного моделирования, способов представления графических данных и знаний.
Проблема графической подготовки выпускников ВУЗов является одной из актуальных. Независимо от того, какую специализацию выберет будущий учитель, в любом случае жизнь потребует от него таких качеств как умение создавать иллюстрации к опорным конспектам, рисовать блок схемы, строить графики и диаграммы, создавать плакаты, оформлять графикой статьи, сайт в Internet, мультимедиа презентации.
Назрела настоятельная необходимость в рамках высшего педагогического образования исследовать возможность включения в содержание подготовки будущих учителей программ развития графической культуры. Графическая культура как интегративное понятие является важнейшей частью общей культуры человека и предполагает единство и синтез наглядно-образного восприятия мира, системы знаний и умений, практических графических действий личности, способностей анализировать и создавать графические образовательные системы.
Источниками исследования послужили труды:
- по формированию и развитию общей и профессиональной культуры личности (Т.Г.Браже, В.С.Библер, И.В.Бестужев-Лада, М.А.Верб, В.А.Сластенин, Б.Д.Лихачев и др.);
- по теоретико-методологическим основам использования информационных технологий обучения и возможностям их применения (В.В.Лаптев, В.А.Извозчиков, Ю.С.Брановский, Б.С.Гершунский, И.В.Роберт, А.А.Кузнецов и др.);
- по развитию современных систем высшего профессионального педагогического образования (С.И.Архангельский, И.С.Батракова, В.И.Богословский, Г.А.Бордовский, А.Н.Джуринский, Н.Ф.Радионова, В.А.Сластенин, Н.Л.Стефанова, А.П.Тряпицина, А.Л.Гавриков и др.);
- по организационно-педагогическим основам формирования информационной образовательной среды (Г.В.Абрамян, В.И.Богословский, В.А.Козырев, Е.А.Марон, Т.Н.Носкова, С.М.Попов, В.И.Сопин, Г.Н.Степанова, Н.ИЧекалева, О.Н.Шилова и др.).
Анализ работ свидетельствует о недостаточной разработанности проблемы построения целостной системы формирования и развития графической культуры студентов на основе использования компьютерной графики как новой информационной технологии. Сложилась ситуация, когда традиционные способы обучения студентов графической подаче учебных материалов требуют осмысления, коррекции и новых педагогических решений.
Исследование проблемы применения информационных технологий с целью формирования и развития у студентов ВУЗа графической культуры на практике позволило выявить ряд противоречий:
- между необходимостью использования информационных технологий в преподавании графических дисциплин в ВУЗе и недостаточной разработанностью данной проблемы в педагогической науке;
- между развивающимся процессом разработки компьютерных программных средств, дидактического сопровождения и сохранением традиционных моделей обучения в ВУЗе;
- между объективной потребностью в специалистах с высоким уровнем графической культуры и ее отсутствием у выпускников педагогических ВУЗов.
На разрешение этих противоречий направлено наше исследование по теме: "Формирование графической культуры будущих учителей на основе использования информационных технологий обучения".
Цель исследования: научное обоснование, разработка и апробация модели формирования графической культуры студентов ВУЗа на основе использования информационных технологий обучения.
Объект исследования: процесс формирования графической культуры студентов в ВУЗе (на примере специальности "Технология и предпринимательство").
Предмет исследования: формирование графической культуры студентов на основе информационных технологий обучения.
Гипотеза исследования: можно предположить, что процесс формирования графической культуры студентов в ВУЗе на основе использования информационных технологий будет эффективным при соблюдении следующих условий:
- определены возможности информационных технологий обучения для формирования графической культуры студентов;
- разработана концептуальная модель формирования графической культуры студентов в ВУЗе;
- построена вариативная поэтапная система формирования графической культуры студентов;
- сконструирована информационно-образовательная среда как условие развития графической культуры студентов;
- обоснованы критерии и показатели оценки эффективности формирования и развития графической культуры будущего учителя на основе информационных технологий обучения.
Задачи исследования:
1. Осуществить теоретический анализ проблемы использования информационных технологий для формирования графической культуры студентов, разработать понятийный аппарат исследования;
2. Определить педагогические возможности формирования графической культуры студентов на основе применения информационных технологий обучения;
3. Разработать и экспериментально проверить организационно-педагогические условия формирования графической культуры студентов на основе использования информационных технологий обучения;
4. Определить условия, критерии и показатели успешности реализации предложенной системы для формирования графической культуры студентов.
Методологическую основу исследования составляют: современное понимание роли и функций информационных технологий и моделирования компьютерной информационно-образовательной среды, психолого-педагогические исследования проблем учебно-методического обеспечения учебного процесса; системный подход к изучению педагогических явлений.
В своем исследовании мы опирались на: - теории деятельностного и личностно-ориентированного подходов в образовании (Л.С.Выготский, Ю.Н.Кулюткин, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, Г.С.Сухобская и др.);
- общие теории систем, моделирования учебного процесса, его аксиологической ориентации (В.П.Беспалько, А.А.Вербицкий, В.Г.Воррнцова, Е.С.Заир-Бек, В.В.Краевский, О.Е.Лебедев, В.Н.Максимова, М.Н.Певзнер, О.Г.Прикот, В.А.Сластенин, Е.В.Титова, А.П.Тряпицина, Т.И.Шамова и др.);
- современные концепции информатизации образования, проектирования дидактических и компьютерных средств (М.И.Башмаков, В.А.Извозчиков, А.А.Кузнецов, Е.И.Машбиц, И.В.Роберт, В.И.Сопин, Н.В.Чекалева и др.);
- исследования процесса профессионального становления педагогических кадров (И.Ю.Алексашина, В.Н.Аверкин, С.Г.Вершловский, В.Г.Воронцова, Н.Д.Иванов, Т.А.Каплунович, В.Ю.Кричевский, Ю.Н.Кулюткин, О.С.Орлов, В.И.Подобед, С.А.Расчетина, Г.С.Сухобская, Е.ПТонконогая, Р.М.Шерайзина и др.).
Для решения поставленных целей и задач использовались следующие методы исследования: теоретические - междисциплинарный анализ философской, педагогической, психологической и методической литературы по исследуемой проблеме, историко-педагогический и системный анализ проблемы исследования; экспериментальные - педагогическое моделирование, методы опроса (анкетирование, интервьюирование, беседа), тестирование, наблюдение, диагностика, экспертный анализ, констатирующий и формирующий эксперименты.
Основные этапы исследования.
1 этап (1998-2001гг.) поисково-теоретический. Первичный сбор информации по теме исследования, теоретическое осмысление проблемы, анализ современных теорий компьютеризации обучения, функций и особенностей использования информационных технологий для повышения наглядности обучения, вопросов графической культуры педагога. Разработка концептуальных основ исследования.
2 этап (2000-2002гг.) проектно-моделирующий. Анализ результатов работы на первом этапе исследования, изучение состояния проблемы в научной литературе, уточнение цели, объекта, предмета, гипотезы, задач. Разработка модели формирования графической культуры студентов в ВУЗе, критериев оценки ее эффективности. Отбор педагогических программных средств для персонального компьютера.
3 этап (2002-2003гг.) опытно-экспериментальный. Обобщение результатов исследования влияния информационных технологий обучения на формирование графической культуры студентов. Уточнение программы исследования, критериев и показателей оценки эффективности предложенной в исследовании концептуальной модели на практике. Проведение констатирующего и формирующего эксперимента.
4 этап (2003-2004гг.) обобщающий. Завершающий анализ и обобщение результатов проведенного исследования. Оформление исследовательских материалов диссертации. Проведение уточняющих экспериментов. Публикация научных статей по теме исследования. Выпуск учебника по использованию компьютерной графики как новой информационной технологии в ВУЗе.
База исследования: опытно-экспериментальная работа проводилась на базе Института непрерывного педагогического образования НовГУ для специальности 030600 "Технология и предпринимательство".
На защиту выносятся:
1. Психолого-педагогическое обоснование возможности применения информационных технологий обучения в формировании графической культуры будущих учителей;
2. Концептуальная модель формирования графической культуры на основе информационных технологий обучения, включающая целевой компонент, содержание, принципы, технологии обучения и результирующий компонент - сформированность графической культуры студентов на основе информационных технологий обучения;
3. Вариативная поэтапная система формирования графической культуры студентов в ВУЗе, реализуемая на основе использования информационных технологий обучения. Научная новизна исследования заключается в том, что:
- впервые в педагогической теории организация системы применения информационных технологий в обучении рассматривается в контексте ее влияния на формирование графической культуры студентов;
- раскрыты функции компьютерной графики как нового способа подачи информации и нового качества наглядности обучения студентов в ВУЗе;
- разработана и обоснована концептуальная модель формирования графической культуры студентов на основе использования информационных технологий обучения;
- выявлены уровни сформированности графической культуры студентов в информационно-образовательной среде.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что:
- осуществлен теоретико-методологический и дидактический анализ вариативной системы формирования графической культуры студентов в ВУЗе;
- определены организационно-педагогические условия формирования графической культуры будущих учителей при использовании информационных технологий обучения;
- сконструирована информационно-образовательная среда для формирования графической культуры будущих учителей;
- выявлены критерии и показатели формирования графической культуры студентов в рамках вариативной системы занятий с использованием информационных технологий обучения.
Практическая значимость исследования заключается в разработке:
- рабочей программы подготовки студентов по курсу "Компьютерная графика" с обоснованием перечня графических знаний, умений, навыков и представлением тематического плана занятий;
- диагностических методик исследования уровней сформированности графической культуры студентов;
- системы дидактического сопровождения учебного процесса в ВУЗе, направленного на формирование и развитие графической культуры студентов;
- инновационных технологии обучения будущих учителей графической культуре, предусматривающей поэтапное развитие умения работать с компьютерной графикой.
Достоверность и обоснованность полученных результатов и научных выводов исследования обеспечены концептуальной непротиворечивостью и обоснованностью методологической позиции, опирающейся на философские, культурологические и педагогические идеи, системным характером теоретико-методологических оснований исследования, сочетанием теоретического и эмпирического уровней исследовательской работы, опорой основных положений и выводов на достижения педагогической и психологической наук, применением комплекса методов, адекватных природе исследуемого объекта, соответствием концептуальных позиций тенденциям развития социально-педагогической реальности, воспроизводимостью результатов.
Апробация и внедрение результатов исследования. Ведущие положения исследования докладывались и обсуждались в рамках международного проекта Phare/Tacis СВС Small Project: "Современные телекоммуникации в профессиональном обучении - Разработка учебных планов и учебных материалов" (Санкт-Петербург, 1998г.); на Региональных конференциях и семинарах НовГУ им. Ярослава Мудрого (Великий Новгород, 2000, 2001, 2003г.) и, в частности, в ходе работы VI Региональной научно-практической конференции "Проектирование технологий обучения в контексте современных тенденций развития среднего профессионального образования" в 2003 г. Результаты исследования использовались на курсах повышения квалификации учителей в Федерации Интернет-образования (Великий Новгород, 2002г.), на компьютерных курсах АО "Новгородтелеком" (Великий Новгород, 1998 -2001г.) и АОЗТ "КГП" (Великий Новгород, 2001- 2002г.). Внедрение результатов проводимого исследования осуществлялось автором в 2000 - 2004 гг. в процессе преподавания дисциплин графического цикла на старших курсах Института непрерывного педагогического образования НовГУ для специальности 030600 "Технология и предпринимательство". Результаты исследования изложены в тринадцати публикациях.
Структура и объем диссертации: работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложения.
Графическая культура в системе общей культуры личности специалиста XXI века
Популярно определение, трактующее культуру как совокупность материального и духовного достояния человечества, созданного в ходе его исторического развития. При этом под общей культурой личности понимается совокупность практических, материальных и духовных достижений, которые отображают достигнутый уровень развития человека и воплощаются в результатах продуктивной деятельности [34].
Утверждая, что ценности, такие как драмы Шекспира, ноктюрны Шопена, картины Репина - это элементы культуры, мы не раскрываем в этом утверждении адекватного представления о культуре, поскольку не менее важной ее частью является само создание людьми новых ценностей, взаимодействие людей с ценностями, их усвоение людьми [30].
Принимая во внимание все сказанное выше, в нашем исследовании мы определяем культуру как совокупность созданных людьми научных, морально-социальных, художественных и технических ценностей, а также процессы участия, взаимодействия с этими ценностями и создания новых ценностей культуры.
Одной из важнейших составляющих общей культуры личности, сегодня становится ее информационная культура. Термин «информационная культура» впервые появился в 70-х годах и означал культуру рациональной и эффективной организации интеллектуальной деятельности людей.
СМ. Михайлиди [216] выделяет в понятии «информационная культура» три компонента - мировоззренческий, который содержит в себе представления о роли информационной технологии в оптимизации производственного и интеллектуального труда, о сущности информации и информационных процессов, коммуникативный, характеризующийся умением общения с людьми непосредственно и опосредованно с помощью компьютерной техники и других информационных средств, алгоритмический компонент, представляющий из себя рациональный способ мыслительной деятельности.
Э.Л. Семенюк [186] рассматривает информационную культуру как важнейший компонент духовной культуры человека в самом общем смысле этого слова и приводит ряд ее составляющих: общеучебная культура как комплекс взаимосвязанных приобретенных знаний и умений, необходимых для успешного усвоения других предметных знаний и умений, и культура диалога, включающая следующие умения: адекватно относиться к чужому мнению, представлять информацию в требуемой форме, излагать свою точку зрения и доказывать свою правоту, находить общие решения и составлять программы совместного действия для достижения общих целей или в диалоге «человек « человек», или в диалоге «человек « компьютер».
Информационную культуру можно рассматривать как достигнутый уровень организации информационных процессов, степень удовлетворения людей в информационном общении, уровень эффективности создания, сбора, хранения, переработки, передачи, представления и использования информации, обеспечивающий целостное видение мира, предвидение последствий принимаемых решений [164; 176].
Информационная культура включает в себя умение решать задачи на персональном компьютере, работать с прикладным программным обеспечением, а также умение создавать свои графические оболочки, т.е. умение программировать. Информационная культура - это, прежде всего, проникновение в суть процессов обработки информации, причем достаточно глубокое, чтобы можно было легко и быстро решать различные задачи на компьютере, подобно тому, как истинно грамотный человек может свободно читать и писать. Под проникновением в суть процессов обработки информации понимается умение правильно воспринимать различную информацию, выделяя в ней главное и, отметая второстепенное, применять различные виды формализации информации, широко использовать математическое и информационное моделирование для изучения различных объектов и явлений, разрабатывать эффективные алгоритмы и реализовывать их на компьютере, анализировать полученные результаты, проводить вычислительные эксперименты для проверки правильности построенных моделей [101].
Понимание сущности понятия информации является важнейшим компонентом информационной культуры человека. Как отмечает В.А.Извозчиков [82], информатизация современного общества ставит перед системами образования задачу формирования у обучающихся информационной культуры и информационной картины мира как необходимого условия жизни и функционирования в современном обществе.
Принято выделять три уровня приобщенности человека к миру вычислительной техники: компьютерную осведомленность (первоначальное знакомство с компьютером), компьютерную грамотность и информационную культуру.
Возможности информационных технологий обучения для формирования графической культуры учителя
В данном параграфе мы рассмотрим вторую составляющую темы диссертации, а именно - понятие информационной технологии обучения (ИТО) в системе общего понятия "технология", определим свое видение этого феномена, введем тезаурус.
Перед исследованием термина "информационная технология обучения" следует привести толкование терминов "технология" и "педагогическая технология".
В словаре СМ. Вишняковой [43]: "Технология (от греческого techne -мастерство и logos - наука) - совокупность приемов, методов, способов.
Г.А. Бордовских [31] пишет: "Технология это наука о мастерстве, в которой представлены совокупность приемов, методов и способов, позволяющих гарантированно достичь запланированных результатов".
Технология - системное знание о процессе производства продукта или предоставления услуг; знание о способах и процессах переработки сырья в предметы потребления и средства производства; знание, которое может быть передано и применено для разрешения проблем, возникающих в ходе деятельности [107].
Поиски ответов не только на вопросы «чему учить?», «зачем учить?», «как учить?», но и на вопрос «как учить результативно?» привели ученых и практиков к попытке «технологизировать» учебный процесс, т.е. превратить обучение в своего рода производственно-технологический процесс с гарантированным результатом, и в связи с этим в педагогике появилось направление для исследований — педагогические технологии.
СМ. Вишняковой [43] дано такое определение: "Педагогическая технология - научно-обоснованный проект педагогической системы, имеющий комплексную обучающую цель, гарантирующий достижение цели и воспроизводимость результатов при выполнении указанных в нем требований". С точки зрения В. Беспалько [22; 23] педагогическая технология (или более узко - технология обучения) является составной (процессуальной) частью системы обучения, связанной с дидактическими процессами, средствами и организационными формами обучения. Именно эта часть системы обучения отвечает на традиционный вопрос «как учить» с одним существенным дополнением «как учить результативно».
В нашем исследовании мы считаем, что педагогическая технология представляет собой системную целостность методов и средств, направленных на гарантированное достижение дидактических целей, развитие личности обучаемого, и через это - на формирование его интеллектуального, поведенческого и профессионального статусов. Это продуманная во всех деталях модель совместной учебно-познавательной и педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя. Педагогическая технология предполагает реализацию идеи полной управляемости учебным процессом.
Педагогические технологии, используемые в образовательном процессе ВУЗа должны быть ориентированны не только на развитие графической культуры личности, но и на развитие самостоятельности и креативности мышления, исследовательских умений, коммуникативной культуры [119; 156]. При этом немаловажно, что основной целью образования является развитие эмоциональной, интеллектуальной, социальной и духовной сфер сознания личности, а не только формирование знаний-умений-навыков. В основу технологии образовательного процесса следует положить не логику воздействия, а логику взаимодействия.
В ряде государственных документов последних лет: "Национальная доктрина образования в Российской Федерации", Закон "Федеральная программа развития образования на 2001-2005гг.", "Основные направления социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу", "Программа социально-экономического разви 25 тия Российской Федерации на среднесрочную перспективу (до 2004г.)" и других документах подчеркивается необходимость модернизации российского образования, насущность образовательной реформы, что в свою очередь также неотрывно связано с использованием в образовании информационных технологий.
Сегодня возникла объективная необходимость пересмотра целей, содержания, методов, средств графического образования будущих учителей, с целью обеспечения устойчивого развития материального и интеллектуального потенциала страны на основе современных информационных технологий [70].
Конструирование информационно-образовательной среды для развития графической культуры студентов в ВУЗе
В параграфе исследованы такие термины как "среда", "образовательная среда", "информационная образовательная среда", "образовательная среда как объект управления", а также вопросы конструирования образовательной среды для создания условий развития графической культуры студентов. Показано, что создание компьютерной информационно-образовательной среды является важным фактором формирования и развития графической культуры студента ВУЗа.
Само понятие образовательной среды (и производные от него) разрабатывается на протяжении последних десятилетий рядом ученых, как в нашей стране, так и за рубежом (В.И. Слободчиков [194], Н.Б. Крылова [118], В.М. Кларин [97] и др.).
Врожденное и приобретенное - два источника человеческого поведения и развития, в том числе и саморазвития. С одной стороны основа, унаследованная генетически, с другой — множество непрерывных воздействий окружающей нас среды. По А.Маслоу [133-135] возможности удовлетворения потребностей человека находятся в окружающей среде. Удовлетворить высшие потребности также возможно только во взаимодействии со средой. Таким образом, и возможности самореализации и саморазвития личности студента обеспечивает образовательная среда.
В литературе отмечается наличие «множества сред», в которых происходит социализация студента - социокультурная, образовательная, непосредственно культурная среда той общности, куда включен студент (например, семья, референтная группа) и т.д.
Образовательная среда также обладает большой мерой сложности, поскольку имеет несколько уровней - от федерального, регионального до основного своего первоэлемента - образовательной среды конкретного учебного заведения (Н.Б. Крылова) - [118].
Как указывает С.Ф. Сергеев, все социальные среды обладают некоторым обучающим эффектом. Существуют обучающие свойства среды - ее интегральные эффекты, возникающие в системе "среда - субъект". Они выражаются в появлении новых адаптивных качеств в психофизиологической системе человека, позволяющих ему ориентироваться в новых задачах и результативнее решать старые.
Согласно теории Дж. Гибсона [49], возможность взаимовлияния определяется как свойствами среды, так и свойствами самого субъекта. Таким образом, задается гуманитарная направленность образовательной среды через включение значимых для студента элементов (сведений, видов деятельности и т.д.) и использование комфортных, принимаемых им образовательных технологий. При такой организации образования начинают работать механизмы собственной активности студента в его взаимодействиях со средой.
В.М. Дрофа [66] указывает на то, что образовательная среда во многом задается индивидом; каждый развивается сообразно своим индивидуальным особенностям, конструируя свое собственное образовательное пространство как пространство вхождения в культуру.
Рассматривая образовательную среду как фактор развития личности, Воронцова В.Г. [45] определяет ее как "совокупность условий, влияющих на формирование и функционирование человека в обществе, как предметную и человеческую обстановку личности, ее способностей, потребностей, интересов, сознания, что позволяет рассматривать личность в равной мере и как представителя среды".
Образовательная среда в высказываниях великих дидактов:
- Открытая к взаимодействию часть социума (Н.Б. Крылова);
- Отражает взаимодействие образования и обучающегося (Т.И. Ключенко);
- Обеспечивает возможности самореализации и саморазвития личности (А. Маслоу);
- Пространство события (В.И. Слободчиков);
- Включает в себя совокупность условий, в которых происходит становление и образование человека (Н.А. Бирюкова).
Под образовательной средой мы будем понимать часть социальной среды, зону взаимодействия субъектов образовательного процесса. Образовательная среда составляет диалектическое единство своих пространственно-предметных и социальных компонентов, тесно связанных между собой и взаимообусловленных, создающих условия для развития личности.