Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование готовности к профессиональному творчеству у будущих учителей начальных классов Родионова Светлана Александровна

Формирование готовности к профессиональному творчеству у будущих учителей начальных классов
<
Формирование готовности к профессиональному творчеству у будущих учителей начальных классов Формирование готовности к профессиональному творчеству у будущих учителей начальных классов Формирование готовности к профессиональному творчеству у будущих учителей начальных классов Формирование готовности к профессиональному творчеству у будущих учителей начальных классов Формирование готовности к профессиональному творчеству у будущих учителей начальных классов Формирование готовности к профессиональному творчеству у будущих учителей начальных классов Формирование готовности к профессиональному творчеству у будущих учителей начальных классов Формирование готовности к профессиональному творчеству у будущих учителей начальных классов Формирование готовности к профессиональному творчеству у будущих учителей начальных классов Формирование готовности к профессиональному творчеству у будущих учителей начальных классов Формирование готовности к профессиональному творчеству у будущих учителей начальных классов Формирование готовности к профессиональному творчеству у будущих учителей начальных классов
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Родионова Светлана Александровна. Формирование готовности к профессиональному творчеству у будущих учителей начальных классов : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.08 / Родионова Светлана Александровна; [Место защиты: Шуйс. гос. пед. ун-т].- Шуя, 2010.- 274 с.: ил. РГБ ОД, 61 10-13/984

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1 Теоретические основы формирования готовности будущего учителя начальных классов к профессиональному творчеству 17-127

1.1. Основные подходы к определению сущности творчества 17-42

1.2. Готовность учителей начальных классов к профессиональному творчеству 42-69

1.3.Стратегии и условия формирования готовности к профессиональному творчеству у будущих учителей начальных классов 70-97

1.4. Технологии формирования опыта творческой деятельности у будущих учителей начальных классов 97-125

Глава 2. Опытно-экспериментальная проверка эффективности модели по формированию готовности к профессиональному творчеству будущих учителей начальных классов 128-219

2.1. Замысел эксперимента 128-137

2.2. Диагностика готовности к творчеству в стартовых возможностях студентов 137-150

2.3. Апробация модели формирования готовности к профессиональному творчеству у будущих учителей начальных классов 150-204

2.4. Оценка эффективности формирующего эксперимента 204-217

Заключение 219-222

Библиографический список 223-234

Приложения

Введение к работе

Актуальность исследования. В условиях обновления системы образования и воспитания особое значение приобретает личность учителя, сочетающего в себе общую и профессиональную культуру, духовность, педагогическое мастерство. Изменение ценностно-целевых ориентиров в образовании, необходимость решения высшей школой проблемы подготовки выпускников к условиям самостоятельного преодоления трудностей ставит задачу дальнейшего совершенствования системы профессионального образования.

В связи с этим возрастает потребность в определении возможных путей формирования у будущих специалистов готовности к творческой деятельности, служащей реальной основой потенциального творчества в последующей профессиональной деятельности.

Педагогическое творчество отличается от остальных видов творчества своей сложностью и ответственностью в силу того, что в процессе педагогической деятельности происходит «творение» и «сотворение» личности (духовный продукт). Творческая активность - начальная ступень творчества, развитие которой осуществляется наиболее эффективно именно в младшем школьном возрасте (А.В. Запорожец, А.М. Матюшкин, Н.Н. Подьяков, Д.Н. Узнадзе). Возможность развивать творческую активность имеет только подготовленный к работе педагог, способный организовать творческую деятельность детей и сам обладающий определенным опытом творческой деятельности. Поэтому особенно важной проблемой является совершенствование профессиональной подготовки будущего учителя начальных классов, усиление внимания к его становлению как учителя-творца, стоящего у истоков развития творчества ребенка.

Научные основы такой подготовки специалиста в педагогических вузах нашли свое отражение в работах С.И. Архангельского, Ю.К. Бабанского, А.Е. Дмитриева, В.В. Краевского, Н.В. Кузьминой, Ю.Н. Кулюткина, В.А. Сластенина и др. Они выявили закономерности, создали концепцию развития творческой деятельности учителя. Проблеме формирования готовности к творческой педагогической деятельности посвящен целый ряд диссертационных исследований таких авторов, как Л.Н. Абдулина, В.В. Богданова, Л.Е. Варфоломеева, Е.В. Дамианова, М.И. Махмутов, Л.И. Павлова, И.А. Пецина, С.А. Хазова и других, которые рассматривают особенности овладения будущими специалистами основами творческого решения профессиональных задач, педагогические условия эффективного формирования готовности студентов к творческой деятельности в процессе учебной деятельности, во внеаудиторной работе, в процессе педагогической практики. Е.К. Строкова занималась выявлением и научным обоснованием комплекса организационно-педагогических условий творческой деятельности будущего учителя начальных классов в педагогическом колледже. Е.Л. Рукавишникова разработала в своем исследовании программу подготовки учителя начальных классов к обеспечению творческой самореализации сельского школьника в процессе кружковой работы. Л.В. Кекух рассматривала проблему формирования стимулов к педагогическому творчеству у будущих учителей начальных классов. Существует еще ряд исследований, посвященных сходным проблемам (Л.М. Александрова, Н.В. Максименко, Н.В. Сейдниязова, Л.В. Сердюк, Н.А. Токарева и др.).

Несмотря на большое количество исследований, направленных на изучение многообразия проявлений аспектов педагогического творчества, остаются неразрешенными следующие противоречия:

- между творческим характером педагогической деятельности и доминированием у студентов воспроизводящей деятельности;

- между интеграционными процессами, которые лежат в основе творчества, и изолированностью изучения учебных курсов в вузе;

- между усложнением профессиональных задач в образовании и снижением мотивации к саморазвитию из-за невысокого социального статуса педагогической профессии.

Выявленные противоречия позволили сформулировать проблему исследования: каковы стратегии и технологии формирования готовности к профессиональному творчеству у будущих учителей начальных классов.

Постановка проблемы определила формулировку темы диссертационной работы: «Формирование готовности к профессиональному творчеству у будущих учителей начальных классов»

Цель исследования: разработка и апробация модели формирования готовности к профессиональному творчеству у будущих учителей начальных классов.

Объект исследования: процесс профессиональной подготовки будущих учителей начальных классов в педвузе.

Предмет исследования: стратегии, технологии и условия формирования готовности к профессиональному творчеству у будущих учителей начальных классов.

Гипотеза исследования. Формирование готовности будущего учителя начальных классов к профессиональному творчеству будет эффективным, если:

- определена готовность к профессиональному творчеству будущих учителей начальных классов как системная интегрированная характеристика специалиста, выражающая предпосылку к активной созидательной деятельности по самоизменению и самосовершенствованию, по рационализации учебно-воспитательного процесса и созданию авторской системы деятельности;

- выделены стратегии профессионального творчества (интеграция психолого-педагогических и специальных дисциплин; обучение анализу через синтез в развитии мышления; активное самосовершенствование);

- выявлена совокупность организационно-педагогических условий, способствующих формированию готовности (построение индивидуальной образовательной траектории студента; организация развивающей образовательной среды; творческое сотрудничество преподавателей и студентов, сочетание педагогических, эвристических и комплексных технологий);

- выстроена модель формирования готовности к профессиональному творчеству у будущих учителей начальных классов, опирающаяся на системный и личностно-деятельностный подходы.

В соответствии с целью, объектом, предметом исследования были определены следующие задачи исследования:

1. Определить теоретико-методологические основы исследования готовности к профессиональному творчеству;

2. Уточнить сущность профессионального творчества учителя начальных классов и выделить стратегии его формирования в профессиональной подготовке студента;

3. Обосновать технологии для формирования у студентов опыта творчества в профессиональной педагогической деятельности;

4. Определить и обосновать организационно-педагогические условия формирования опыта творческой деятельности в педвузе;

5. Разработать модель формирования готовности к профессиональному творчеству у будущих учителей начальных классов и апробировать ее в опытно-экспериментальной работе.

Методологическую основу исследования составили:

- системный подход, задающий стратегическую направленность исследовательского поиска пути профессионального становления студентов и опирающийся на интегративные (целостные) характеристики личности (Л.И. Анциферова, И.В. Блауберг, Т.А. Ильина, М.С. Каган, Б.Ф. Ломов, В.Н. Садовский, П.Г. Щедровицкий, Э.Г. Юдин),

- личностно-деятельностный подход как условие гуманизации профессионального образования (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, И.А. Зимняя, А.Н. Леонтьев, А.К. Маркова, А.Б. Орлов, К.К. Платонов, С.Л. Рубинштейн).

Теоретические основы исследования:

- философские и синергетические подходы к творчеству (Г.С. Батищев, Н.А. Бердяев, В.П. Бранский, В.И.Вернадский, Б.П.Вышеславцев, Л.Н. Гумилев, Е.Н. Князева, И.О.Лосский, М.К.Мамардашвили, С.Д. Пожарский, П.А. Флоренский),

- концепции творчества и творческой деятельности, представленные в трудах зарубежных и отечественных психологов (А.В. Брушлинский, М. Вертгеймер, Л.С. Выготский, Дж. Гилфорд, В.Н. Дружинин, О. Зельц, А.Н. Лук, Я.А. Пономарев, М.Г. Ярошевский и др.) и педагогов (В.И. Андреев, С.С. Гольдентрихт, Ю.Л. Козырева, А.М. Коршунов, Ю.Н. Кулюткин)

- исследования категории «креативность» и ее проявлений в личности, мышлении, творческом процессе (Ф. Баррон, Д.Б. Богоявленская, Л.Е. Варфоломеева, Н.Ф. Вишнякова, В.Н. Дружинин, Л.Б. Ермолаева – Томина, А.М. Матюшкин, Е. Торренс, Е. Е. Туник, Е.А. Яковлева);

- концепции формирования личности учителя в системе высшего педагогического образования (С.И. Архангельский, Н.В. Кузьмина, В.А. Сластенин, Е.Н. Шиянов);

- исследования, посвященные проблемам творческого характера педагогической деятельности (Ш.А. Амонашвили, Е.И. Артамонова, Л.А. Байкова, В.П. Беспалько, В.И. Богословский, В.И. Загвязинский, М.Г. Казакина, В.А. Кан-Калик, Г.М. Коджаспирова, В.А. Козырев, М.В.Куприна, Н.В. Кухарев, М.М. Левина, В.В. Лаптев, Н.Д. Никандров, С.А. Писарева, М.М. Поташник, Л.С. Подымова, И.П. Раченко, В.Г. Рындак, В.А. Сластёнин, В.А. Сухомлинский, Л.Н. Толстой, А.П. Тряпицына, И.Л. Федотенко и др.);

- педагогические, психологические и акмеологические теории, раскрывающие категорию «готовность» (И.Б. Бодрова, Т.А. Воронова, Ф.Н. Гоноболин, А.А. Деркач, Т.В. Иванова, Е.Ю. Карпова, А.Г. Ковалёв, Я.Л. Коломинский, Н.Д. Левитов, Б.Ф. Ломов, Н.В. Лысых, В.Н.Тарасова, Д.Н. Узнадзе и др.);

- исследования технологического подхода в образовании (Р. Берне, В.П. Беспалько, Б. Блум, Дж. Брунер, В.В. Гузеев, М.В. Кларин, М.И. Махмутов, Г.Е.Муравьева, О. Ричардс, Г.К.Селевко, В.А. Сластенин, Н.Ф. Талызина, А.И.Уман, и др.).

Для решения проблемы и задач исследования был использован комплекс методов исследования: теоретические методы (анализ научной литературы в области творческой деятельности, сравнительный анализ, моделирование); эмпирические методы (изучение и обобщение передового педагогического опыта, длительные наблюдения за деятельностью студентов, педагогический эксперимент, анкетирование, тестирование, анализ продуктов творческой деятельности студентов); математико-статистические методы.

Экспериментальная база исследования. Базой опытно-экспериментальной работы явился факультет педагогики и психологии ГОУ ВПО «Шуйский государственный педагогический университет». Общая выборка составила 120 студентов, обучающихся по специальности «Педагогика и методика начального образования».

Основные этапы исследования:

Первый этап (2003-2006гг.) – поисково-теоретический. На этом этапе осуществлялся анализ философской, педагогической, психологической литературы по теме исследования. В результате была выявлена проблема исследования, определены его компоненты (объект, предмет, гипотеза, методологические и теоретические основы, методы, понятийный аппарат). Была выделена система идей и дано их обоснование для решения проблемы.

Второй этап (2006-2009 гг.) – опытно-экспериментальный. Осуществлялась разработка и апробация модели формирования готовности к профессиональному творчеству у будущих учителей начальных классов.

Третий этап (2009-2010 гг.) – заключительно-обобщающий. В этот период происходила систематизация и обобщение результатов исследования,

формулировались выводы, завершалось оформление диссертации.

Научная новизна исследования:

- уточнена сущность и особенности профессионального творчества будущих учителей начальных классов;

- определена структура готовности к профессиональному творчеству будущих учителей начальных классов, компонентами которой являются: мотивационный, когнитивный, личностный, проявляющиеся на высоком, среднем и минимальном уровнях;

- построена модель формирования готовности к профессиональному творчеству будущих учителей начальных классов, включающая реализуемые подходы, условия, стратегии, этапы и технологии формирования готовности, критерии и компоненты готовности к профессиональному творчеству;

- выявлен комплекс условий совершенствования образовательного процесса в педагогическом вузе (построение индивидуальной образовательной траектории студента; организация развивающей образовательной среды; творческое сотрудничество преподавателей и студентов), обеспечивающий эффективность функционирования модели.

Теоретическая значимость:

- уточнены сущностные характеристики содержания понятия «готовность к профессиональному творчеству будущих учителей начальных классов»;

- выявлена взаимосвязь между стратегиями профессионального творчества, сочетанием технологий (педагогических, эвристических и комплексных), направленных на овладение будущими учителями начальных классов формами и методами организации творческой учебной деятельности и организационно-педагогическими условиями формирования готовности к профессиональному творчеству.

Практическая значимость:

- разработанная модель формирования готовности к профессиональному творчеству может служить основой для рационализации учебного процесса и обогащения его ценностями самосовершенствования и духовного созидания;

- составлены программы учебных дисциплин «Педагогика начального образования»; «Практикум по работе с детьми в оздоровительных лагерях»; «Психолого-педагогический практикум», программы практик (общественно-педагогическая, педагогическая практика в оздоровительных лагерях, педагогическая и производственные практики в начальной школе), разработаны учебно-методические комплексы по соответствующим дисциплинам, включающие варианты теоретических и практических занятий, педагогические упражнения для практикумов, методические указания для студентов.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Основные положения диссертации докладывались и обсуждались на

Международных научно-практических конференциях «VII Царскосельские чтения» (г.Санкт-Петербург, 2003г.), «Продуктивные технологии образовательного процесса в подготовке специалистов» (г. Шуя, 2008 г.); «Актуальные проблемы современной педагогики» (г.Новосибирск, 2010 г.); на Всероссийских научно-практических конференциях «Развитие и современное состояние психологических исследований в свете модернизации образования» (г. Иваново, 2003 г.), «Современное начальное образование: итоги и перспективы развития» (г. Барнаул, 2009 г.); «Акмеологическая наука и образование» (г.Шуя, 2010г.); на Межвузовской научно-практической конференции «Оптимизация научного потенциала провинциального педагогического университета» (г. Шуя, 2007 г.); на заседании научно-исследовательской лаборатории «Проблемы психолого-педагогического образования в средней и высшей школе», отчетных конференциях аспирантов ГОУ ВПО «ШГПУ» (2006г., 2007 г., 2008 г., 2009 г.); на заседаниях кафедры социальной педагогики и акмеологии ГОУ ВПО «ШГПУ».

Результаты апробации и внедрения основных положений исследования отражены в программах учебных дисциплин и практик, в научных статьях. Материалы диссертационного исследования внедрены в учебный процесс ГОУ ВПО «ШГПУ».

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается его методологической основой; реализацией интегрированной модели, адекватной проблеме, объекту, предмету и задачам исследования; подтверждена данными, свидетельствующими о позитивных изменениях; внедрением результатов исследования в практику учебного процесса педагогического вуза, а также использованием методов математической статистики.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Готовность к профессиональному творчеству учителя начальных классов является неотъемлемой составляющей его профессиональной подготовки и представляет собой системную интегрированную характеристику, выражающую предпосылку к активной созидательной деятельности по самоизменению и самосовершенствованию, по рационализации учебно-воспитательного процесса и созданию авторской системы деятельности. Структура готовности к профессиональному творчеству будущего учителя начальных классов включает в себя: мотивационный, когнитивный, личностный компоненты.

2. Модель формирования готовности к профессиональному творчеству у будущих учителей начальных классов.

Методологическим основанием разработки модели является сочетание системного и личностно-деятельностного подходов. В качестве компонентов модели формирования готовности к профессиональному творчеству у будущих учителей начальных классов мы выделяем: цель, условия эффективного функционирования процесса, стратегии формирования профессионального творчества, этапы формирования готовности, технологии формирования опыта творческой деятельности, критерии сформированности профессионального творчества, компоненты готовности к профессиональному творчеству, как результат подготовки специалиста образования. Целостная система компонентов модели обеспечивает эффективную организацию и практическое осуществление содержания образовательного процесса в педагогическом вузе.

3. Критерии готовности к профессиональному творчеству будущих учителей начальных классов: потребность созидать; положительные установки на будущую профессию; потребность в самообразовании, самосовершенствовании; любознательность, воображение, склонность к риску; развитая конструктивная рефлексия; умения моделирования, прогнозирования, анализа и синтеза; дивергентность мышления.

Основные подходы к определению сущности творчества

Стратегия современного образования заключается в воспитании людей, способных творчески подходить к любым изменениям, нетрадиционно и качественно решать существующие проблемы. Необходимость предоставления возможности всем обучаемым проявить свой потенциал для развития творческой направленности личности и формирования опыта творчества ориентирует на осуществление профессиональной подготовки специалиста в русле гуманистической парадигмы образования. Это предполагает сделать акцент на ценности человека, его уникальности, которая проявляется в творчестве. Истинное творчество гуманно по своей природе, поскольку оно созидательно и приводит к развитию и саморазвитию личности. Общими требованиями ко всем гуманистическим моделям выступают: создание культурно-воспитательной среды, в которой происходит свободный выбор личностью способов творческой самореализации, приобщение к культурным ценностям, саморазвитие, и осуществление социально-педагогической защиты, помощи и поддержки каждого ребенка в его адаптации к социуму и жизненном самоопределении.

Большой энциклопедический словарь дает такое обобщающее определение творчества: «Творчество — это деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью. Творчество специфично для человека, так как всегда предполагает творца - субъекта (производителя, носителя) творческой деятельности» [27, с.258].

На философском уровне выясняется статус понятия «творчество» как научной категории и явления сознания и деятельности человека. В каждом крупном философском течении существует свое представление творчестве, рассматриваемом в контексте традиционных философских вопросов, относящихся к проблеме человека: смысл и сущность жизни, продукт сознания, свобода деятельности, «пересотворение» человеком себя и внешнего мира. Так, в античном сознании творчество выступает в двух формах: как божественное - акт рождения (творения) Космоса и как человеческое искусство, ремесло. Предпосылка понимания творчества как создания чего-то уникального, небывалого, неповторимого была определена в средневековых трактатах, где творчество рассматривалось как бытие, вызванное из небытия посредством волевого акта божественной личности, свободно творящей мир и его обитателей [175,с.40]. Этот подход философского понимания творчества сближает возвышенные религиозные чувства человека, устремленного к божественной сущности, и его разум, обращенный в глубь божественного творения. В эпоху Возрождения усиливается антропологическое звучание понятия «творчество». Философский аспект проблемы творчества был осмыслен в немецкой классической философии, выдвинувшей идею деятельностного отношения человека к действительности. В соответствии с этим подходом И.Кантом были разработаны исходные принципы деятельностной концепции творчества, в которой он впервые в истории философии выявил своеобразие творческой деятельности, подчеркнув ее специфику в ряду природных и социальных явлений. Так, обращаясь к анализу художественного творчества, он противопоставлял творчество ремеслу как утилитарной деятельности. Основанием для их различия И.Кант рассматривал уровень свободы, определяемый развитием сущностных сил индивида, воплощаемых им, соответственно, в творчестве и в ремесле. Он писал, что искусство отличается о ремесла тем, что первое можно назвать свободным, а второе можно назвать искусством для заработка. Творческая деятельность осуществляется по принципам более высоким, чем ремесло, ибо эти принципы определяют эстетическое и нравственное отношение человека и являются выражением духовной потребности в предмете, ценность которого определяется самим фактором его существования[79, с. 319].

Вскрыв специфику творческой деятельности, И.Кант обосновал принципиально новый тип творческой активности личности - активность познающего и действующего человека. Истоки этих взглядов заключены в идее самодеятельной активности творческого субъекта. Это определило другой подход к понятию «творчество» как продукту человеческого сознания.

Через понимание сознания, как высшей формы отражения материи, реализуется один из подходов к творчеству и отечественных философов. В этом аспекте понятие «творчество» рассматривается ими как самое существенное и действенное свойство сознания. В трудах B.C. Соловьева и Н.А.Бердяева творчество представляется как «выход за границы данного мира». Творчество по существу своему есть расковывание, разрывание цепей [21,с. 147]. Идея Н.А. Бердяева о пересотворении человеческой личности в процессе творческой деятельности продолжала развиваться. Так философы Б.П. Вышеславцев, И.О. Лосский, М.К. Мамардашвили, В. Штерн, осуществляя личностный подход к исследованию понятия «творчество», обозначили его как свободу «Я». Творчество предполагает предвидение и провидение, а это, уже божественные свойства. Бог есть творец, поэт бытия, и человек тоже есть творец и поэт культуры. «Человек - это, прежде всего, постоянное усилие стать человеком, это не естественное состояние, а состояние, которое творится непрерывно» (М.К. Мамардашвили) [108, с.311].

Если в целом для философии жизни и экзистенциализма в трактовке творчества является противопоставление его интеллектуальному и техническому составляющим, признание его интуитивной или экстатической природы, то в таких философских направлениях, как прагматизм, инструментализм, операционализм и близкие к ним варианты неопозитивизма в качестве сферы творческой деятельности выступает наука в той форме, как она реализуется в современном производстве. Творчество рассматривается, прежде всего, как изобретательство, цель которого - решать задачу, поставленную определенной ситуацией (Дж. Дьюи). Творчество выступает при этом как интеллектуально выраженная форма социальной деятельности. А. Уайтхед, Э. Гуссерль, Н. Гартман представляют другой вариант интеллектуалистического понимания творчества с ориентацией на математику, так что в поле зрения их оказывается не столько наука в ее практических приложениях, сколько так называемая «чистая наука». Основой научного познания оказывается не деятельность, как в инструментализме, а скорее интеллектуальное созерцание и культ гения уступает место культу мудреца.

Взгляд на человека как на существо эволюционирующее, творчески самоопределяющееся и самопревосходящее определил суть подхода к изучению понятия «творчество» через рассмотрение индивидуально-личностных проявлений субъекта. В этом направлении B.C. Шубинский указывает, что главная особенность творческой личности - потребность в творчестве, которая становится жизненной необходимостью человека в ситуациях с неопределенными решениями, непредсказуемыми и неожиданными результатами.

В дальнейшем творчество рассматривалось как одна из форм обновления мира (А. Бергсон, В.И. Вернадский), как важнейший родообразующий фактор человечества, замыкающий пирамиду инновационных движений в природе (А.Л. Никифоров, В.А. Пантурин), как движущая сила развития общества и окружающей его среды, создания ноосферы (А.Г. Шумилин), как механизм развития, основа движения и изменения (Я.И. Пономарев), как одна из форм метаморфного обновления материи на основе психических сил (В.Н. Николко).

Таким образом, философия, определяя деятельностный и личностный подходы в изучении проблемы творчества, признает, что человек как вид не может существовать и развиваться, если не будет творить, поскольку его способность к творчеству рождена потребностью поддерживать свое человеческое существование.

Интересным представляется рассмотрение внутренних причин творчества через призму синергетического подхода в науке. Синергетика как общенаучная теория является базой для междисциплинарного синтеза знаний, именно это дает возможность приблизиться к пониманию процессов, происходящих в обществе, постижению человека во всех его разнообразных проявлениях. Выделяется два основных направления синергетики: первое -естественнонаучная синергетика, второе -социальная синергетика.

Ключевыми идеями социальной синергетики являются идеи В.П. Бранского, С.Д. Пожарского, Г.Г.Малинецкого, В.И. Аршинова, Е.Н. Князевой, СП. Курдюмова, Г.А. Котельникова и др. Синергетика открывает необычные стороны мира, его нестабильность, нелинейность, открытость, возрастающую сложность формообразований, и в этом авторы усматривают близость и схожесть с процессом творчества. Предметом социальной синергетики, по мнению В.П. Бранского, является исследование взаимодействия между социальным порядком и хаосом. Именно на стадии хаоса (точнее, при выходе из него) возникает новая ценная информация. В этой стадии существует момент, когда генерация ценной информации наиболее эффективна. Этот момент по существу и является «моментом озарения», «моментом истины». Именно поэтому многие теоретики социальной синергетики в качестве причин творчества называют хаос как конструктивное начало, разрушение, понимаемое как креативный принцип, и страсть к разрушению как творческую страсть, «только освободившись от прежнего, повернув процессы в обратную сторону, на противоположный режим, на осколках старого может быть создано что-то привлекающее новое» [85, с. 45].

Готовность учителей начальных классов к профессиональному творчеству

В данном параграфе речь пойдет о специфике педагогического творчества учителя начальных классов и о готовности будущего учителя начальных классов к профессиональному творчеству. Сначала остановимся на специфике профессионального педагогического творчества.

В «Педагогическом словаре» дается следующее определение: «Творчество педагогическое — оригинальное и высокоэффективное решение учителем учебно-воспитательных задач, обогащение теории и практики воспитания и обучения. Повседневная деятельность учителя, наполненная исканиями и новаторством, представляет собой вдохновенный творческий процесс»[133]. Сущностью профессионально-педагогического творчества учителя является то, что оно связано с живыми людьми, воспитанниками, что предъявляет особые морально-этические требования к личности педагога. Особенность педагогического творчества состоит в том, что объектом и одновременно субъектом его профессиональной деятельности выступает личность ребенка, учащегося, студента. Все другие виды творческой деятельности уступают педагогическому творчеству по своей сложности и ответственности именно в силу того, что в процессе педагогической деятельности происходит «творение» и «сотворение» личности (духовный продукт).

Замысел эксперимента

Определив в первой главе свою позицию о сущности творчества и готовности к нему как предпосылку профессионализма и мастерства учителя начальной школы, стратегии и технологии его формирования, нами была сделана попытка во второй главе сформировать у студентов, обучающихся по специальности «Педагогика и методика начального образования» на факультете педагогики и психологии ГОУ ВПО «Шуйского государственного педагогического университета», готовность к профессиональному творчеству в процессе их профессиональной подготовки. В эксперименте принимали участие студенты 1-3 курсов очной и заочной форм обучения. Именно на начальной ступени обучения в вузе необходимо дать импульс к саморазвитию и творческому поиску. Учебная и будущая профессиональная деятельность студентов будет успешной в том случае, если студент заинтересуется профессией, увлечется ею, а этому способствуют, прежде всего, такие дисциплины, как «Введение в педагогическую деятельность учителя начальных классов», «Психолого-педагогический практикум по моделированию и технологиям реализации образовательных, воспитательных и развивающих задач в учебном процессе начальной школы», «История педагогики и образования» и другие разделы педагогических дисциплин, изучение которых начинается именно на младших курсах. Кроме того, многие проблемы вузовского образования связанны не со знаниями как таковыми, а с общими умениями приобретать и применять эти знания. При развитии потенциальных возможностей к творчеству будущих специалистов уже на первых курсах особое внимание уделяется формированию у них умений самостоятельно овладевать знаниями, раскрывать свои индивидуальные способности, что обеспечивает устойчивую мотивацию к дальнейшему учению и саморазвитию.

Совокупная выборка составила: студенты очной формы обучения факультета педагогики и психологии ГОУ ВПО «ШГПУ», обучающиеся по специальности «Педагогика и методика начального образования» (75 человек). Выборка соответствует однородности по возрасту, полу, специальности, по которой обучаются испытуемые (от 17-20 лет); студенты заочной формы обучения факультета педагогики и психологии ГОУ ВПО «ШГПУ», обучающиеся по специальности «Педагогика и методика начального образования» от 20- 31 лет. Выборка соответствует однородности по полу и специальности, по которой обучаются испытуемые (45 человек). Общая выборка лиц, принявших участие в исследовании, составила 120 человек.

Для того чтобы выяснить предпосылки к развитию готовности к профессиональному творчеству были изучены: I. Направленность на творчество.

С целью изучения направленности личности, в которой ведущее место занимают мотивы поиска смысла собственной жизни, мотивы построения собственной судьбы, мотивы, ориентирующие не только на ближайшую перспективу, но и на отдаленные этапы жизни, охватывающие все жизненное пространство личности, использовался тест ценностей М. Рокича. Личностно-профессиональное развитие студентов в вузе напрямую зависит от тех смыслов и ценностей, которые они находят в профессиональной деятельности. Осознание своих качеств, способностей, возможностей для развития способствует содержательному насыщению учебной деятельности и обогащению смысловых связей. Наличие и осознание значимой цели, идеи, смысла, то есть содержательного компонента профессиональной направленности - важное условие профессионального и личностного развития студента. Здесь нам было важно выяснить, выделяют ли студенты творчество в системе ценностных ориентации в структуре профессионально значимых личностных качеств.

С целью изучения ведущих факторов, определяющих отношение к избранной профессии, была применена методика «Изучение факторов привлекательности профессии» (Н.В. Кузьмина, А.А. Реан).

Кроме того, нами была разработана анкета, в которую были включены вопросы относительно образования и профессии родителей с тем, чтобы выявить взаимосвязь между направленностью на педагогическую деятельность и семейной традицией. В анкету были также включены вопросы, касающиеся жизненных ценностей, мотивов выбора профессии, содержались вопросы относительно желания работать учителем по окончанию ВУЗа. Так же студенты указали положительные и непривлекательные для них качества личности педагога.

II. Готовность к творчеству, в которой нас интересовали: креативность, сформированность качеств творческого мышления: дивергентность, подвижность, оригинальность, гибкость, беглость, глубина мышления; особенности воображения.

Поскольку творческое мышление имеет свои отличительные черты и не тождественно интеллекту, мы изучали креативность, как самостоятельную характеристику мышления. Для этого нами использовался тест Е. Торренса, который позволил нам оценить вербальную креативность, образную креативность, отдельные креативные способности (беглость, гибкость, оригинальность, способность видеть суть проблемы, способность сопротивляться стереотипам).

С целью уточнения творческих характеристик личности (любознательность, воображение, склонность к риску) нами применялся опросник креативности Д.С. Рензулли.

Нас интересовали также наличие и уровень сформированности опыта творчества в школьные годы (литературное, художественное, техническое и др. творчество, научно-исследовательские работы, участие в конференциях, олимпиадах, проектах, имеющиеся награды). Для этого нами была разработана анкета, включающая вопросы, касающиеся личных интересов, увлечений студентов, участие их в различных творческих проектах и конкурсах, а также тех областей, в которых они могли проявить свое творчество в школьные годы.

Данные были проанализированы, сведены в таблицы, дан анализ проблем в формировании опыта творчества студентов. С учетом этих проблем нами был разработан и проведен формирующий эксперимент, который был направлен на организацию образовательного процесса, основанного на использовании преимуществ продуктивных технологий.

Основная цель формирующего эксперимента- формирование креативности у студентов, как важного компонента готовности к творческой деятельности, выражающего предпосылку к активной созидательной деятельности по самоизменению и самосовершенствованию.

Для достижения поставленной цели выстроена модель формирования готовности к профессиональному творчеству. Проектирование модели формирования готовности к профессиональному творчеству осуществлялась в рамках системного и личностно - деятельностного подходов.

Похожие диссертации на Формирование готовности к профессиональному творчеству у будущих учителей начальных классов