Содержание к диссертации
ВВЕДЕНИЕ-3
Глава 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ИССЛЕДОВАНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ УЧИТЕЛЯ
1.1. ИЗУЧЕНИЕ ФЕНОМЕНА КУЛЬТУРЫ В КОНТЕКСТЕ БАЗОВЫХ ПОДХОДОВ
1.2. ДУХОВНО-НРАВСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ
1.3. ПРОБЛЕМА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ И ПРАКТИКЕ
ВЫВОДЫ-21 45
Глава 2. СУЩНОСТЬ, СТРОЕНИЕ И УРОВНИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ УЧИТЕЛЯ
2.1. ДУХОВНО-НРАВСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА УЧИТЕЛЯ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
2.2.СТРУКТУРНЫЕ КОМПОНЕНТЫ И УРОВНИ СФОРМИРОВАННОСТИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ УЧИТЕЛЯ
2.3. ДУХОВНО-НРАВСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА УЧИТЕЛЯ В РЕАЛИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ВЫВОДЫ-107
Глава 3. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ УЧИТЕЛЯ В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
3.1. ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ УЧИТЕЛЯ В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
3.2. ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ УЧИТЕЛЯ НА ЭТАПЕ ЕГО ДОВУЗОВСКОЙ ПОДГОТОВКИ
3.3. ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ В УСЛОВИЯХ ЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
3.4. ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ УЧИТЕЛЯ В ПРОЦЕССЕ ЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ВЫВОДЫ-219 230
ЗАКЛЮЧЕНИЕ-326
ЛИТЕРАТУРА-337
ПРИЛОЖЕНИЯ-374
Введение к работе
Современное общество предъявляет высокие требования к школе: нынешнее поколение школьников должно быть готово к социальному творчеству во всех сферах общественной жизни, к совершенствованию общественных отношений, управлению развитием общества. В связи с чем правительством России принят ряд документов, предусматривающих дальнейшую демократизацию и гуманизацию воспитательного процесса школы, обновление содержания общего образования, расширение сети альтернативных образовательных учреждений.
Совершенно очевидно, что реализация новой школьной политики требует высоко профессионального педагога, владеющего творческим потенциалом, способного успешно работать в условиях рыночной экономики, жесткой конкуренции. Поэтому одной из важных проблем перестройки образовательной системы сегодня является совершенствование подготовки учителя. Педагогическая деятельность требует от учителя не только профессиональной компетентности: именно от морального облика учителя, его духовности зависит конечный результат воспитательного процесса. Вот почему стержневым качеством в облике современного учителя является его духовно-нравственная культура, как важнейшее средство гуманизации и демократизации всей жизни учащихся и педагогического коллектива школы.
Духовно-нравственная культура учителя в значительной степени определяется уровнем его педагогической подготовки, стремлением к самосовершенствованию в условиях профессиональной деятельности. Проблема профессиональной подготовки учителя широко и всесторонне изучается в научно-педагогических исследованиях. Теорети ко-методологические основы формирования и развития личности учителя раскрываются в работах СИ. Архангельского, A.M. Арсеньева, Н.К. Гончарова, В.Е. Гмурмана, М.А. Данилова, В.П. Елютина, Ф.Ф. Королева и др. Выявлены компоненты педагогической деятельности (конструктивный, организаторский, гностический), которые соответствуют определенным педагогическим умениям (А.П. Акимова, Г.А. Зло-бина, Н.В. Кузьмина, З.Ф. Леонова, и др.). Разработана профессио-грамма учителя, определяющая содержание, систему теоретических знаний, перечень общих и специальных педагогических умений (ЭАГришин, В.А. Сластенин, А.И. Щербаков, А.П. Черных и др.).
Значительное место среди исследований, связанных с подго т товкой учителя, занимают работы, посвященные формированию пе дагогических умений: выделяются интегральные умения учителя (О.А. Абдуллина), раскрывается структура общепедагогических умений (В.А. Сластенин), разрабатываются содержание и методы формирования отдельных педагогических умений учителя-воспитателя (О.П.Морозова, А.Г. Кирпичевский, М.С Пашкова, Г.И. Симонова, Л.Ф. Спирин, Л.И. Уманский и др.).
(и Проблемы личности учителя, пути ее формирования, связан ные с особенностями и структурой профессиональной деятельности, исследуются в трудах Е.В. Бондаревской, А.Ф. Бондаренко, Ф.Н. Го-ноболина, А.К. Кочетова, Ю. Н. Кулюткина, Н. В. Кузьминой, И.П. Раченко, В.А. Сластенина и др. Вопросы профессионональной готовности учителя раскрываются в работах О.А. Абдуллиной, К.М. Дурай-Новаковой, Н.В. Кузьминой, Н.Д. Хмель, Р.И. Хмелюк и др. Готовность учителя к педагогической деятельности рассматривается как состояние личности, следствие профессиональной деятельности и качество личности. В связи с чем раскрывается структура профессиональной готовности как совокупность мотивационного, познавательно оценочного, эмоционально-волевого, операционно-действенного компонентов.
Тем не менее, в ряде работ (2; 3; 137; 317; 285 и др.) указывается, что научно-педагогические исследования по совершенствованию профессиональной подготовки учителя акцентируют внимание, в основном, на формировании профессиональных знаний, умений, навыков будущего учителя, его готовности к педагогической деятельности, при этом недостаточное внимание уделяется воспитательной работе со студентами, формированию их моральных и профессионально значимых качеств, духовных потребностей и ценностей, нравственных ориентиров. Так, например, в трудах В.А. Сластенина поднимается проблема актуализации развития социокультурного, интеллектуально го и нравственного потенциалов личности учителя, «в отличие от господствующих технократических парадигм педагогического образования» (367, с.5).
В современный период развития общества требования, предъявляемые к любой форме общественной деятельности, неизменно связываются с культурой. Ее высокий уровень является необходимым ф условием эффективности любого труда, тем более педагогического, социального по своей природе. В научно-педагогической литературе отражены различные аспекты формирования культуры учителя. Исследуются различные аспекты нравственной культуры будущего учителя (М. Ачилов, В.И. Бакштановский, В.А. Бачинин, Г.В. Безродная, Е.Н. Богданов, Э.А. Гришин, А.С. Раимкулова, Е.С. Сухарева, Е.Г. Си-ляева, В.И. Тихонова, И.В. Шарова, А.И. Шемшурина, Д.С. Яковлева и др.). Изучена структура, определены пути формирования эстетической культуры учителя в трудах В.В. Бабаевой, Л.В. Бабич, Л.Е. Дементьевой, А.С. Киракосян, А.И. Комаровой, Г.А. Петровой, Т.Д. Сусловой, Э.И. Шнибековой и др. Исследуются проблемы формирования интел лектуальной культуры учителя, в связи с чем разрабатываются технологии усвоения педагогических категорий, формирования понятийно-дидактического мышления (Г.И. Железовская, Н.И.Филиппенко и др.). В ряде исследований поднимается проблема формирования инновационной культруы учителя (М.С. Бургин, В.И. Загвязинский, В.П. Кваша, Л.С. Подымова, В.А. Сластенин, И.И. Цыркун и др.).
В условиях гуманизации и демократизации образования возрастает необходимость гуманистической направленности подготовки учителя (В.П. Бездухов, Е.Н. Шиянов и др.). В связи с этим исследуются пути и возможности формирования гуманистической культуры учителя (В.В. Анисимов, Е.Н. Шиянов, B.C. Шубинский и др.). Определены наиболее значимые профессиональные умения учителя, отражающие операционный характер педагогической деятельности, что обусловливает необходимость формирования технологической культуры учителя (И.С. Дмитрик, М.М. Левина, В.Ю. Питюков, Е.Н. Шиянов, Н.Е. Щур-кова и др.).
Современная школа сегодня требует высококультурного, компетентного, творческого учителя, владеющего методологией целостного педагогического процесса. Следовательно, одной из важных проблем профессиональной подготовки учителя является формирование его методологической культуры (А.И. Мищенко, В.А. Сластенин, В.Э. Та-марин, А.Н. Ходусов и др.). В связи с чем к отбору содержания базового педагогического образования предлагается подходить с позиций формирования методологических знаний у будущего учителя.
Учитывая особенности подготовки учителя в условиях университетского образования, изучается проблема профессионально-исследовательской культуры педагога (З.А. Исаева, А.И. Кочетов, Я. Скалкова и др.). Различные стороны культуры учителя изучаются в трудах Е.М. Алексахиной, СИ. Глазачева, В.В. Кашлева, И.П. Сафро нова (экологический аспект); музыкально-педагогический - в исследованиях Л.Г. Арчажниковой, Е.А. Бодиной, А.Н. Гордейчук, Т.Ф. Рязановой, З.П. Яропуд и др.; экономическая культура учителя - в трудах В.К. Розова, С.А. Завражина, В.В. Подберезного, В.А. Попова и др. Целый ряд исследований затрагивает вопросы педагогической культуры учителя (4; 40; 49; 85; 180; 196; 227; 238; 269; 287 и др.).
Проблема духовного развития личности стоит в ряду наиболее актуальных в современном научно-педагогическом знании. Пути и средства формирования духовной культуры учителя изучены в трудах Е.И. Артамоновой, М.М. Мукамбаевой, Л.Н. Разуваевой и др. Деятельность учителя социономична по своему характеру, поэтому проблема формирования коммуникативной культуры учителя получила широкое освещение в педагогической науке (95; 130; 162; 172; 243; 301; 329; 341; 374; 401 и др.). Предпринята попытка создания системы профессионально-педагогической подготовки будущего учителя на основе достижений теории и опыта светской и православной педагогики (50; 83; 265; 306; 363 и др.).
Указанные исследования являются показателем растущего интереса ученых-педагогов к особенностям формирования различных сторон культуры учителя. Между тем, анализ научно-педагогической литературы показывает, что одной из наименее разработанных является проблема духовно-нравственной культуры учителя. Осутствует целостная характеристика духовно-нравственной культуры, недостаточно разработана технология ее формирования у будущих учителей, не изучены возможности учебно-воспитательного процесса школы, педвуза по формированию данного качества у будущих учителей, хотя потребность в этом становится все более очевидной.
Как показывает практика, педагогические вузы, готовящие будущих учителей школ, ограничиваются, в основном, вооружением сту дентов профессиональными знаниями, умениями и, как правило, почти не уделяют должного внимания формированию личностных, профессионально значимых качеств учителя. Так, например, в ходе констатирующего эксперимента было выяснено, что почти 47% студентов педвузов учатся без интереса и не связывают свою будущую профессиональную деятельность с работой учителя. У 43% опрошенных студентов отсутствует духовный идеал, а знания и представления о внутреннем мире человека, его ценностях, принципах, идеалах весьма относительны. Ответы на вопросы, связанные с жизненными планами, перспективами, целями показали, что такие важные аспекты человеческой жизнедеятельности, как труд, желание достичь профессионального совершенства, стремление к познанию, не достаточно значимы для будущего учителя.
Такое состояние объясняется еще и тем, что школа на современном этапе превращается, преимущественно, в институт передачи знаний молодому поколению, и проблемы воспитания потеряли свое приоритетное значение в школьной практике. Вот почему школа не воспитывает у подрастающего поколения уважение к труду, отчего у школьника порой формируется весьма абстрактное, а зачастую неадекватное представление о труде. Потеря престижности труда трагично отражается на жизни общества в целом, когда честный, добросовестный труд «подменяется показухой, а диплом о высшем образовании часто соседствует со слабой профессиональной подготовкой, с неумением и нежеланием трудиться» (22, с.93).
Результаты психолого-педагогических и социологических исследований показывают, что, оставаясь в целом верными гуманистическим представлениям о высоких благородных качествах, которыми должна обладать личность, будущие учителя недооценивают важность духовно-нравственных приоритетов, ценностей, ориентиров для формирующейся личности (356, с.71 - 72). Причины недостаточной подготовленности учителя к профессиональной деятельности, воспитательной работе, его низкого культурного уровня кроются, на наш взгляд, не только в недоработанное™ системы профессиональной подготовки будущих учителей, но и в отсутствии единства и преемственности между звеньями непрерывного педагогического образования, слабом использовании воспитательного потенциала деятельности преподавателей педвуза. Данные социологических исследований последних лет свидетельствуют, что в условиях кризисности и противоречивости социальной ситуации усиливаются тенденции прогрессирующего кризиса духовно-нравственных ценностей среди молодежи.
Для выхода современного общества из затянувшегося кризиса необходимо возрождение духовного и нравственного начал. В решении этой проблемы ведущую роль играет учитель. Именно от него зависит, какое миропонимание будет формироваться у школьников, какие нравственные ценности будут они усвивать, каким будет их духовный мир. Вот почему важное место в системе профессиональной подготовки учителя занимает формирование его духовно-нравственной культуры, готовности к воспитанию этих же качеств у молодого поколения.
Таким образом, изучение разработанности вопросов профессиональной подготовки учителя в науке и состояния в практике позволило нам установить ряд противоречий: 1) между возрастанием роли человеческого фактора, актуализирующего идеи гуманизма, духовности и демократии в современном обществе и ослаблением воспитательной работы в школьной практике; 2) между актуализацией роли учителя, как ведущего звена передачи духовно-нравственного социального опыта, и недостаточной подготовленностью учителя к воспитательной работе в школе; 3) между взятым курсом на непрерывность образова ния, целью которого является духовное и профессиональное совершенствование личности, и отсутствием единства и преемственности звеньев непрерывного педагогического образования; 4) между возрастающими требованиями к уровню духовно-нравственной культуры учителя в условиях новой социокультурной ситуации и недостаточной разработанностью научно-теоретической и методологической базы для практического обеспечения исследуемого качества. Формирование духовно-нравственной культуры учителя - сложный и длительный процесс, который нецелесообразно ограничивать рамками педагогического процесса педвуза. Мы полагаем, что в системе непрерывного педагогического образования создадутся реальные возможности для формирования духовно-нравственной культуры учителя.
Все это в совокупности с возросшей необходимостью гуманизации и демократизации школьного образования, актуализацией духовно-нравственных ценностей и ориентиров в жизни нашего общества обусловливает выбор темы исследования: «Формирование духовно-нравственной культруры учителя в системе непрерывного педагогического образования».
Проблема работы сформулирована следующим образом: каковы тенденции, принципы, педагогические условия и технологии формирования духовно-нравственной культуры учителя в системе непрерывного педагогического образования. Решение данной проблемы составляет цель исследования.
Объект исследования - духовно-нравственная культура учителя.
Предмет исследования - процесс формирования духовно-нравственной культуры учителя в системе непрерывного педагогического образования.
В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью исследования, в нем решаются следующие задачи.
1. Обосновать совокупность теоретико-методологических положений по исследованию феномена духовно-нравственной культуры учителя.
2. Раскрыть сущность, содержание, строение и критерии духовій но-нравственной культуры учителя, а также диагностику ее исследования.
3. Осуществить моделирование непрерывного процесса формирования духовно-нравственной культуры учителя на довузовском, вузовском и послевузовском этапах его профессионального становления и функционирования.
4. Определить ведущие тенденции, принципы, педагогические ($ условия и технологии формирования духовно-нравственной культуры учителя в системе непрерывного педагогического образования.
5. Опираясь на результаты исследования, разработать научно- практические рекомендации по развитию духовно-нравственной культуры учителя.
В основу исследования была положена гипотеза, согласно которой процесс формирования духовно-нравственной культуры учи- ф теля в системе непрерывного педагогического образования может быть существенно улучшен, если:
- в процессе подготовки и становления учителя будет обеспечена преемственность и взаимосвязь всех этапов непрерывного педагогического образования - довузовского, профессиональной подготовки и послевузовского, ориентированные на формирование его духовно-нравственной культуры;
на этапе довузовской подготовки учителя обеспечены необходимые условия для формирования у него духовно-нравственных основ профессионального выбора и самоопределения;
- на этапе базового педагогического образования осуществляется профессионально-педагогическая направленность преподавания всех учебных дисциплин на формирование духовно-нравственной культуры учителя, а также обеспечены условия для формирования опыта нравственного поведения и деятельности в условиях педагогической практики студентов;
- в процессе послевузовского образования учителя будут созданы необходимые условия для социально-педагогической адаптации учителя и развития его духовно-потребностной сферы.
Общая методология исследования базируется на важнейших философских положениях о всеобщей связи и взаимообусловленности явлений окружающей действительности, социальной сущности человека и ведущей роли деятельности в формировании личности и ее культуры (А.И.Арнольдов, И.С. Злобин, Э.В. Ильенков, М.С. Каган, Э.С.Маркарян, Э.В. Соколов, В.П. Тугаринов и др.); идеях педагогической антропологии, рассматривающей человека как субъекта саморазвития и определяющей многофакторный характер целостного процесса формирования его личности (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, И.С. Кон, А.Н. Леонтьев, В.Н. Мясищев, А.В. Петровский, С.Л. Рубинштейн и др.). Нормативную методологию исследования определяют личностно-деятельностный, системно-целостный, аксиологический и культурологический подходы (Е.И. Артамонова, А.В. Барабанщиков, М.Я. Виленский, В.Е. Гмурман, М.А. Данилов, В.И. Загвязинский, Ф.Ф. Королев, В.В. Краевский, Н.Д. Ни-кандров, М.Н. Скаткин, В.А. Сластенин, В.Э. Тамарин, Е.Н. Шиянов и др.). Теоретическую основу исследования составляют современные концепции профессионально-педагогического образования и его роли в процессе становления учителя (О.А. Абдуллина, СИ. Архангельский, Е.П. Белозерцев, Г.Н. Волков, Ф.Н. Гоноболин, М.И. Дьяченко, Н.Е. Мажар, И.Ф. Исаев, М.М. Левина, В.А. Кан-Калик, Н.В. Кузьмина, ВА Сластенин, Л.Ф. Спирин, Т.И. Шамова, Е.Н. Шиянов, А.И. Щербаков и др.). Нормативную базу исследования создают Национальная доктрина и документы Государственного Совета Российской Федерации по модернизации образования.
В соответствии с логикой исследования для решения поставленных задач и проверки гипотезы был использован комплекс взаимодополняющих и взаимопроверяющих методов исследования: теоретический, историографический, сравнительно-сопоставительный и системный анализ; моделирование, тестирование, анкетирование, интервьюирование, метод экспертных оценок, наблюдение (прямое, косвенное, включенное), моделирование, ранжирование, обобщение независимых характеристик; контент-анализ, тренинговая диагностика, шкалирование, социометрический опрос, само- и взаимооценка, лон-гитюдный метод, методы математической статистики, педагогический эксперимент.
Организация и этапы исследования. Опытно экспериментальной базой исследования были Алматинский государственный университет им. Абая, Карагандинский государственный университет, Северо-Казахстанский государственный университет, а также общеобразовательные школы №№ 5 (г. Петропавловск), 4 (г. Караганда), 65,125 (г. Алматы), собственный педагогический опыт автора в качестве преподавателя педагогических дисциплин, руководителя и координатора работы научно-учебного методического комплекса (НУМК на базе лингвистической гимназии № 105 г. Алматы). На разных этапах работы исследованием было охвачено 1350 учащихся школ, 980 студентов педвузов, 78 вузовских преподавателей и 212 школьных учителей. В сравнительном плане привлекались материа лы, полученные на ряде факультетов Московского городского педагогического университета.
Исследование выполнялось в несколько этапов.
На первом этапе (1992-1994 гг.) определена степень разработанности изучаемой проблемы в науке, обоснованы методологические подходы к ее решению, охарактеризованы сущность и стоение духовно-нравственной культуры учителя, разработана модель ее формирования в системе непрерывного педагогического огбразования.
На втором этапе (1994-1998 гг.) осуществлена опытно-экспериментальная работа по реализации разработанной модели формирования духовно-нравственной культуры учителя в системе непрерывного педагогического образования; уточнена и обогащена общая гипотеза исследования;
На третьем этапе (1998 - 2000 гг.) выполнен корректирующий вариант эксперимента, проведены апробация и внедрение результатов-исследования.
На четвертом этапе (2000 - 2002 гг.) - обобщены и систематизированы результаты исследования, произведена их публикация и оформление в виде докторской диссертации.
Наиболее существенные результаты, полученные лично соискателем, их: научная новизна и теоретическое значение. Совокупность теоретических положений, разработанная в исследовании, обеспечивает решение важной научно-практической проблемы -формирование духовно-нравственной культуры учителя:
- раскрыты: педагогическая категория «духовно-нравственная культура учителя», ее феноменология, сущностные характеристики, предложен методический инструментарий диагностики уровней ее сформированное™ на различных этапах подготовки учителя в системе «школа - педвуз - школа»;
- разработана и экспериментально проверена модель формирования духовно-нравственной культуры учителя, интегрирующая научно-теоретическое обоснование и технологическое обеспечение данного процесса в системе непрерывного педагогического образования;
- определены принципы и педагогические условия образовательного процесса, ориентированного на формирование духовно-нравственной культуры будущего учителя на довузовском, вузовском и послевузовском этапах педагогического образования;
- разработаны теоретические и содержательно-методические основы поэтапной подготовки будущего учителя к духовно-нравственному образованию и воспитанию школьников;
- выявлена динамика формирования и развития духовно-нравственной культуры учителя, основанная на логике последовательного, преемственного продвижения и творческого взаимодействия участников педагогического процесса на всех этапах непрерывного педагогического образования;
- разработанная система поэтапного формирования духовно-нравственной культуры учителя углубляет и обогащает научные представления о данном педагогическом феномене, раскрывает методологические и технологические основания его исследования.
Практическая значимость исследования. Теоретические положения и выводы исследования отражены в программно-методической документации, которые могут и должны найти применение в практической деятельности общеобразовательных школ, педагогических колледжей и вузов;
- сформулированный критериальный аппарат и характеристики уровней духовно-нравственной культуры учителя, а также методика их диагностики могут быть использованы на различных этапах подготовки учителя в системе непрерывного педагогического образования;
- разработанная и апробированная на практике модель формирования духовно-нравственной кльтуры учителя позволяет обеспечить большую эффективность в подготовке учителя и повышении качества образовательно-воспитательного процесса в различных педагогических учебных заведениях;
- предложенные методические рекомендации и дидактические материалы, система спецкурсов и спецсеминаров, способствующая повышению профессиональной направленности педагогического процесса, могут быть использованы в практике работы различных учебных заведений в рамках повышения квалификации учителей.
Достоверность и надежность полученных результатов обеспечены методологической обоснованностью исходных позиций работы, базирующихся на личностно-деятельностном, системно-целостном, аксиологическом и культурологическом подходах, применением комплекса методов, адекватных задачам исследования, сочетанием качественного и количественного анализа, репрезентативностью объема выборок и их статистической значимостью, непротиворечивостью экспериментальных данных и выводов, их сопоставимостью с массовой практикой.
Положения, выносимые на защиту.
1. Духовно-нравственная культура - это сложное интегрированное качество личности учителя, содержащее смысложизненный идеал, в соответствии с которым выстраивается иерархия ценностей, детерминирующая систему отношений как в профессиональной деятельности, так в окружающем мире. Духовно-нравственная культура учителя как системно-целостное, сложноструктурированное образование включает в себя: духовно-нравственное сознание учителя (культура духовно-нравственного мышления, система нравственных убеж дений, эмоциональная культура), операционально-деятельностную культуру и культуру нравственного поведения учителя.
2. Процесс формирования духовно-нравственной культуры учителя осуществляется в системе взаимосвязанных звеньев непрерывного педагогического образования - довузовского, вузовской подготовки и послевузовского профессионального совершенствования; координация деятельности субъектов образовательного процесса, активно взаимодействующих в системе непрерывного педагогического образования, как на горизонтальном уровне (педагогических процессов школы и вуза), так и на вертикальном (в рамках научно-учебных методических комплексов «школа - педвуз»), позволяет обеспечить условия для включения школьника, студента или учителя в субъект- субъектные отношения по усвоению теоретического и духовно- практического опыта на всех этапах образования.
3. Основными тенденциями в формировании духовно- нравственной культуры учителя на этапе его довузовской подготовки являются: приоритетная роль развития интересов школьников к профессии учителя, обеспечивающих профессионально-педагогическую ориентацию учащихся; опора на интегративные курсы, активно сочетающие теоретический и практический опыт учащихся из других областей знания; расширение сферы самостоятельности, инициативы, творчества учащихся, обеспечивающей стремление к саморазвитию, самообразованию и самовоспитанию.
4. Педагогическими условиями, обеспечивающими формирование духовно-нравственной культуры будущего учителя, выступают: направленность содержания учебных дисциплин на формирование моральных и духовных ценностей студентов, положительной мотивации в приобретении профессиональных знаний, умений и навыков; расширение поливариативности содержания знаний о целостности и духовной сущности личности; насыщение содержания базового педагогического образования знаниями о духовной сущности человека, его духовно-нравственных идеалах, ценностях, ориентирах, о необходимости духовно-нравственного самосовершенствования человека; включение преподавателей педвуза в межкафедральное и межфакультетское взаимодействие, использование межпредметных связей, интеграцию учебных дисциплин; обеспечение условий для самореализации и творческого развития студентов через расширение сферы практической деятельности, что позволяет актуализировать у будущих учителей процесс развития своего духовного мира, нравственных качеств, формирования способности к моральной рефлексии, стремления к самореализации в педагогической деятельности, ориентированной на воспитательную работу в школе; обеспечение благоприятного морально-психологического климата в педагогическом коллективе, стимулирующего формирование позитивной «Я»-концепции учителя, развитие духовных потребностей и стремление к их удовлетворению; расширение диапазона возможностей для духовно-нравственного развития и самовоспитания в образовательном пространстве школы и вуза.
5. Основными принципами формирования и развития духовно-нравственной культуры учителя в системе непрерывного педагогического образования являются: личностно-деятельностный, культурологический, аксиологический подходы к включению субъектов педагогического процесса в творческое саморазвитие, ориентированное высшими духовными и нравственными ценностями бытия человека; актуализация духовно-нравственного потенциала в профессиональной деятельности; принцип целостности, ориентирующий на комплексное рассмотрение процесса духовно-нравственного формирования личности учителя на всех этапах его подготовки.
6. Ведущими тенденциями, характеризующими процесс развития духовно-нравственной культуры учителя, выступают: 1) тенденция культурно-гуманистической направленности профессиональной деятельности учителя, реализуемая на основании принципа развития пе-(1 дагогической деятельности как феномена культуры и в контексте культуры; 2) тенденция усложняющегося творческого характера профессионально-педагогической деятельности учителя, с помощью принципа непрерывности обеспечивающего адаптацию учителя в постоянно меняющейся образовательной ситуации; 3) тенденция непрерывного развития профессионально-педагогической деятельности, актуализирующая принципы последовательности и преемственности его ф подготовки; 4) тенденция возрастания системности профессионально педагогической деятельности учителя, отражающая всеобщую связь и взаимообусловленность структурных и функциональных компонентов этой деятельности, реализуемая на основании принципов непрерывного и поступательного развития личности учителя, определяющих стратегию и направленность формирования его культуры.
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные /ф результаты исследования докладывались на заседаниях лаборатории «Научные основы организации учебно-воспитательного процесса в педвузе» при кафедре педагогики АГУ им. Абая (1993 - 1999), на ежегодных научно-методических конференциях профессорско-преподавательского состава того же университета, Международной конференции «Высшая школа Казахстана на рубеже веков. История, проблемы, перспективы» (Алматы, 1998), Международной научно-практической конференции «Образование, культура, христианство, их взаимодействие и миссия в ХХ1 веке» (Смоленск, 2000), Международной научно-практической конференции «Ценнностные приоритеты общего и профессионального образования» (Москва, 2000), научно практической конференции «Одаренные дети: проблемы полноценного развития» (Москва, 2000), Международной научно-практической конференции «Педагогика как наука и как учебный предмет» (Тула, 2000), Международной конференции «Генезис педагогических идей во втором тысячелетии нашей эры» (Киров, 2000), научно-методической конференции «Гуманистические аспекты подготовки и переподготовки учителя ХХ1 века» (Рязань, 2000), научно-практической конференции «Детерминизм языка и культуры: в поисках лингвокультурных соответствий» (Москва, 2001), августовской конференции для руководителей образовательных учреждений СВАО г. Москвы «Общеобразовательная подготовка педагога ХХ1 века: проблемы и перспективы» (Москва, 2001), Всероссийской научно-практической конференции «Универсально-типологическое и национально-специфическое в языке и культуре» (Москва, 2002). Результаты исследования нашли отражение в двух монографиях, учебном пособии, научных статьях и тезисах. Материалы исследования использовались при составлении методических рекомендаций, пособий и программ, деятельности научно-учебного методического комплекса на базе лингвистической гимназии № 105 г. Алматы, также были внедрены в практику работы общеобразовательных школ № 5 (Г. Петропавловск), № 37 (г. Караганда), педагогических факультетов АГУ им. Абая, КГУ им. Е.А. Букетова, Северо-Казахстанского университета.
Диссертация состоит их введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.