Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Теоретические основы формирования доверия как ценностной ориентации студентов 12
1.1. Доверие как нравственно-этический и психологический феномен 12
1.2. Сущностные характеристики доверия как ценности для студентов педагогического вуза 31
Глава 2. Процесс формирования доверия в высшей школе 69
2.1. Этапы формирования доверия у будущего учителя 69
2.2. Педагогические условия формирования доверия у студентов (практический аспект) 76
Заключение 121
Библиография 127
Приложения
- Доверие как нравственно-этический и психологический феномен
- Сущностные характеристики доверия как ценности для студентов педагогического вуза
- Этапы формирования доверия у будущего учителя
Введение к работе
В современной российской действительности наблюдается разрушение устоявшихся норм и стереотипов, острый кризис системы ценностей, результатом которой для многих становится утрата чувства личностной целостности, идентичности. Это обусловливает появление социальных проблем, негативных явлений в духовной жизни общества и отдельного человека. В связи с этим встает необходимость выявления механизмов и условий гармонизации отношений человека с миром и с самим собой. Согласно нашему предположению, одним из таких механизмов является доверие, как основное условие субъективно переживаемого психологического комфорта человека в социуме. Каждая личность, делая свой выбор, исходит из оснований собственной веры и доверия, поэтому полноценное решение экзистенциальных проблем личности современной педагогической наукой и социальной психологией возможно при серьезном исследовании феномена доверия. В сфере подготовки специалистов педагогического вуза это обстоятельство приобретает особое значение.
Переход к личностно-ориентированной парадигме образования предполагает совершенствование процесса подготовки будущих учителей не только владеющих системой психолого-педагогических знаний, но и умеющих доверять себе, своим воспитанникам, владеющих знаниями о закономерностях формирования доверия между субъектами образовательного процесса. В концепции развивающего образования, в которой диалог зытесняет авторитарные тенденции повседневных контактов, акцентируется внимание на овладении технологией партнерства во взаимодействии, что возможно при наличии доверительных отношений между субъектами общения. Для решения проблемы формирования доверия сложились определенные теоретические предпосылки.
Прежде всего, это исследования, рассматривающие доверие как нравственно-этическую категорию (М. Бубер, О. Ф. Больнов, Р. У. Эмерсон и др.). Проблема доверительного взаимодействия между людьми связана
с рядом принципиальных философских вопросов: соотношения понятий веры и доверия, роли доверия в решении экзистенциальных проблем человека и др.
Как социально-психологическое явление доверие представлено в исследованиях О. В. Голубь, С. Л. Рубинштейна, Б. Ф. Поршнева, Т. П. Скрип-киной, Э. Эриксона, в которых доверие рассматривается как стержневой элемент социального и психологического благополучия индивида в обществе.
Новые подходы к решению проблем личностно ориентированного образования (Е. В. Бондаревская, Е. А. Крюкова, В. В. Сериков, И.С. Якиманская и др.) как особого вида образования, где абсолютной ценностью является сама личность, где каждый участник педагогического процесса рассматривается как полноправный субъект, обладающий возможностями к личностному росту, предполагают, что такое образование строится на основе взаимного доверия.
Вместе с тем результаты анкетирования показали, что подавляющее число респондентов, будущих учителей (73 %), испытывают затруднения в понимании сущности доверия, не имеют достаточно полного осознания роли доверия в отношениях между субъектами учебно-воспитательного процесса, условиях его формирования. Результаты диагностического эксперимента, в основу которого была положена методика ценностных ориентации М. Рокича, показали, что в системе ценностных ориентации 89 % студентов, которые участвовали в эксперименте, доверие находится в зоне незначимых позиций.
В силу сложившихся обстоятельств в настоящее время обозначаются противоречия между:
- значимостью для общества педагога как личности гуманистической, творческой, самостоятельной, умеющей выстраивать доверительные отношения между субъектами образовательного процесса, и недостаточной
разработанностью теории о роли феномена доверия в практике подготовки будущего учителя;
- необходимостью выявления закономерностей процесса формирования
доверия в системе ценностных ориентации студентов педагогического вуза
и отсутствием научных разработок в этом направлении;
- потребностью педагогической практики в совершенствовании
образовательного процесса, основанного на доверительных отношениях, и
недостаточным уровнем научного знания по выявлению возможностей
основных педагогических средств, обеспечивающих эту потребность.
Данные противоречия определили проблему исследования, заключающуюся в необходимости научного осмысления феномена доверия с точки зрения его потенциальных психолого-педагогических возможностей в осуществлении образовательного процесса в вузе и изучения процесса формирования доверия в системе ценностных ориентации студентов педагогического вуза. Данная проблема определила выбор темы «Формирование доверия в системе ценностных ориентации студентов педагогического вуза».
Объект исследования - учебно-воспитательный процесс в высшей школе.
Предмет исследования - процесс формирования доверия в системе ценностных ориентации будущего учителя.
Цель исследования - разработка и научное обоснование процесса формирования доверия в системе ценностных ориентации будущего учителя.
В соответствии с объектом, предметом и целью были поставлены следующие задачи исследования:
- выявить основные аспекты доверия, их особенности и роль во
взаимоотношениях субъектов образовательного процесса педагогического
вуза;
- разработать теоретическую модель процесса формирования доверия в
системе ценностных ориентации студентов педагогического вуза;
- разработать систему педагогических средств, направленных на
формирование доверия в системе ценностных ориентации студентов
педагогического вуза, и апробировать ее в условиях опытно-
экспериментальной работы.
Гипотеза исследования - процесс формирования доверия как ценностной ориентации может осуществляться более эффективно, если
доверие будет рассматриваться участниками образовательного процесса как одно из исходных условий эффективного общения и пониматься как особое отношение к окружающей действительности, которое предшествует фактическому взаимодействию и позволяет занять определенную ценностную позицию;
модель процесса формирования доверия в системе ценностных ориентации студентов педагогического вуза представляет собой несколько последовательных этапов. Первый этап ориентирован на актуализацию значимости изучения и использования способов формирования доверия между субъектами образовательного процесса. Второй этап направлен на формирование адекватных знаний и навыков по реализации механизма формирования доверия между субъектами образовательного процесса. Третий этап способствует реализации собственных знаний и навыков формирования доверительных отношений между субъектами образовательного процесса.
- в качестве ведущего средства формирования доверия в системе
ценностных ориентации студентов будет рассматриваться система
педагогических ситуаций, предполагающих проявление личностных функций
студентов и активный поиск.
Теоретико-методологической основой исследования являются
- идеи диалогической традиции в философии (М. М. Бахтин, В. С. Биб-
лер, М. Бубер и др.);
основные положения гуманистической педагогики (Ш. А. Амо-нашвили, О. Больнов, М. С. Каган, Я. А. Коменский, Я. Корчак, М. К. Ма-мардашвили);
идеи деятельностного подхода к развитию личности (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев),
-основные идеи личностно-развивающей образовательной парадигмы (Е. В. Бондаревская, Е. А. Крюкова, В. В. Сериков, В. А. Сластении, И. С. Якиманская и др.);
основные идеи гуманистической психологии (К. Роджерс, С. Л. Рубинштейн, Б. Ф. Поршнев, Э. Фромм, Э. Эриксон и др.);
выводы педагогов, психологов и философов, содержащиеся в исследованиях феномена доверия в межсубъектном взаимодействии (В. П. Зин-ченко, Т. П. Скрипкина, Р. Эмерсон и др.);
идеи о возрастании субъектности человека: ценностно-смысловые коммуникации в совместной деятельности субъектов образовательного процесса (Л. П. Разбегаева), ценностно-смысловой сферы в структуре личности (А. В. Серый, М. С. Яницкий); концепция восхождения личности к ценностям на основе всеобщего диалектического возвышения потребностей (А. В. Кирьякова);
- основные выводы исследований проблем системы высшего
образования в нашей стране и мире (Ф.Г. Кумбс, Б. Саймон, Б.Г. Юдин).
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы в работе использован комплекс методов исследования:
теоретический анализ философской, психолого-педагогической и методической литературы по исследуемой проблеме;
общенаучные специальные методы и приемы познания: обобщение, сравнение, абстрагирование, моделирование;
изучение и обобщение педагогического опыта;
педагогическое наблюдение, опрос, тестирование, анкетирование;
- изучение продуктов деятельности студентов (самоотчеты, рефераты, конспекты, исследовательские работы, сочинения).
Достоверность результатов исследования обеспечивается обоснованностью исходных теоретико-методологических позиций; системным подходом к изучению и описанию объекта исследования, целостным подходом к решению проблемы, соответствием концептуальных позиций тенденциям современной науки, корректной организацией опытно-экспериментальной работы, адекватностью используемых методов исследования объекту, предмету, целям и задачам исследования, сопоставлением полученных результатов на начало и окончание эксперимента.
Научная новизна результатов исследования заключается в том, что впервые представлено целостное осмысление феномена доверия в системе отношений «преподаватель - студент», уточнено понятие доверия как категории, способствующей совершенствованию образовательного процесса, разработана модель процесса формирования доверия в системе ценностных ориентации студентов педагогического вуза.
Теоретическая значимость результатов исследования обусловлена тем, что разработанная модель процесса формирования доверия в системе ценностных ориентации студентов педагогического вуза, конкретизированные знания о его сущности, о видах доверия, их функциях, этапах становления является вкладом в разработку научных основ диалогического взаимодействия между субъектами образовательного процесса, в развитие теории и методики профессионального образования.
Практическая ценность результатов исследования заключается в том, что апробированы и научно обоснованы рекомендации по формированию доверия как ценностной ориентации студентов, что обеспечивает возможность дальнейшего совершенствования качества образовательного процесса в вузе, способствует формированию профессионала как личности творческой, инициативной, самостоятельной. Выводы, полученные в результате исследования, могут быть использованы в лекционных курсах
и на семинарских занятиях, в учебных программах и пособиях по педагогическим дисциплинам в высших и средних специальных учебных заведениях.
Апробация результатов исследования. Результаты исследования обсуждались на международных, региональных научно-методических и научно-практических конференциях в Москве (2002, 2003 гг.), Санкт-Петербурге (2005 г.), Волгограде (2003, 2005 гг.), Орле (2006 г.)
Внедрение результатов исследования. Полученные в ходе исследования результаты внедрялись в практику работы в рамках преподавания гуманитарных дисциплин на историческом факультете Волгоградского государственного педагогического университета и в практику работы педагогов Волгоградского социально-педагогического колледжа.
Положения, выносимые на защиту:
1. Доверие определяется как предшествующая фактическому взаимо
действию особая система отношений человека к себе и к миру, позволяющая
ему занять определенную ценностную позицию. Доверие представляет собой
динамическое структурно-уровневое образование, отражающее единство
когнитивного, эмоционально-оценочного и поведенческого компонентов. Оно
является одним из главных условий эффективного общения между
субъектами образовательного процесса в педагогическом вузе.
Сложившимся доверительным отношениям между субъектами
образовательного процесса присущи психологический комфорт, эмоциональное удовлетворение, возможность быть самим собой.
2. Модель процесса формирования доверия в системе ценностных ориентации студентов педагогического вуза будет включать последовательность этапов:
- побудительно-ориентировочный этап, нацеленный на актуализацию значимости изучения и использования способов формирования доверия между субъектами образовательного процесса;
информационно-познавательный этап, направленный на формирование адекватных знаний и навыков по реализации механизма формирования доверия;
практико-творческий этап, способствующий реализации собственных знаний и навыков формирования доверительных отношений между субъектами образовательного процесса.
3. Совокупность педагогических средств формирования доверия в системе ценностных ориентации студентов предполагает систему педагогических ситуаций, применяемых на каждом из этапов процесса, соответствующих общей логике формирования доверия в системе ценностных ориентации студентов педвуза и направленных на методическое обеспечение процесса.
База исследования: Волгоградский государственный педагогический университет, исторический факультет.
Исследование проводилось в три этапа:
Первый этап (2000-2002 гг.) - подготовительный - включал осмысление и оценку состояния проблемы, разработку концепции исследования, гипотезы и способов ее экспериментальной проверки на основе изучения и критического анализа отечественной и зарубежной научной литературы по проблемам формирования доверия как ценностной ориентации студентов педагогического вуза.
Второй этап (2002 - 2005 гг.) - основной. На этом этапе выявлялась динамика процесса формирования доверия как ценностной ориентации студентов педагогического вуза, обрабатывались и анализировались полученные данные.
Третий этап (2005 - 2007 гг.) посвящен систематизации и оформлению результатов исследования, завершению научного обоснования основных положений исследования, оформлению диссертации. Результаты и выводы
исследования апробировались на шести конференциях различного уровня и многочисленных семинарах.
Объем и структура диссертации: диссертация объемом 171 страница состоит из введения (9 с), двух глав (57 с. и 51 с), заключения (6 с), списка использованной литературы (193 наименования), 17 приложений.
Доверие как нравственно-этический и психологический феномен
Доверие как нравственно-этическая категория представлено в работах М. Бубера, О. Ф. Больнова, Р. У. Эмерсона, как социально-психологическое явление - в исследованиях С. Л. Рубинштейна, Б. Ф. Поршнева, Э. Эриксона, Т. П. Скрипкиной и других.
Предметом этического анализа является определенный аспект, связанный с взаимоотношениями людей, отражающий их нравственную сторону. Основываясь на современных представлениях о формах веры, можно провести водораздел между верой и доверием как двумя различными формами веры. В основе доверия лежит специфическое, отношение субъекта к объекту, представленное субъекту как определенное переживание, предшествующее акту взаимодействия и предполагающее принципиальную неотождествляемость субъекта и объекта веры. Подлинная вера связана с актом принятия чего-то за истину без достаточного основания, что потенциально предполагает устранимость дистанции между субъектом и объектом веры и их отождествление, в отличие от доверия, где это принципиально невозможно. Поэтому подлинная вера возможна только в отношении сверхчувственной реальности, в отличие от доверия, которое возможно как в отношении сверхчувственных объектов, так и в отношении различных объектов предметной реальности. Доверие всегда предшествует акту взаимодействия с различными сторонами мира. Таким образом, в философской этике доверие рассматривается в качестве специфической самостоятельной формы веры. Словарь по этике дает следующее определение изучаемого феномена: доверие - отношение к действиям другого лица и к нему самому (соучастнику в общем деле, партнеру по договору, руководителю, другу), которое основывается на убежденности в его правоте, верности, добросовестности, честности, искренности. В истории человечества необходимость объединения усилий в деятельности вызывала потребность во взаимных обязательствах и, следовательно, в доверии. Доверие как определенное нравственное отношение не является результатом реальной взаимозависимости людей. Оно носит упреждающий характер, что выражается, например, в сентенции: «человеку надо доверять». Предшествуя фактическим отношениям людей, оно затем или закрепляется, углубляется этими отношениями или, напротив, разрушается, деформируется ими. Это зависит от характера социально-нравственного качества тех или иных конкретных отношений (157, с.281).
Социально-психологическую сущность доверия мы определяли, опираясь на работы психологов С. Л. Рубинштейна и Э. Эриксона. Для нашего исследования потребовалось рассмотрение зарождения основ доверия как основополагающей установки, и в этом смысле мы опирались на выводы американского психолога Э. Эриксона, который рассматривал чувство глубокого (базисного) доверия в качестве фундаментальной психологической предпосылки всей жизни. Это чувство формируется на основании опыта первого года жизни ребенка и превращается в установку, определяющую его отношение к себе и к миру, Чувство глубокого доверия к себе, к людям, к миру - это краеугольный камень здоровой личности. Эриксон считает доверие и недоверие базисными чувствами, определяющими в дальнейшем развитие практически всех основных отношений к другим людям, к себе самим и к миру в целом. Степень развития у ребенка чувства доверия зависит от качества получаемой им материнской заботы. Доверие возникает у ребенка при непосредственном контакте с матерью, в ее присутствии. Судить о его возникновении можно по оживлению ребенка. На любовь матери ребенок отвечает доверием. Это происходит после трех недель жизни. До этого связь ребенка с матерью носит биологический характер. Очень важно, чтобы чувство доверия сохранялось и в отсутствие непосредственного контакта. «Возникающее у ребенка чувство доверия образует базис чувства идентичности, которое позднее объединяет в себе три чувства: во-первых, что у него «все в порядке», во-вторых, что он является самим собой и, в-третьих, что он становится тем, кого другие люди надеются в нем увидеть» (187, с. 237). Как отмечает Э. Эриксон, здоровое развитие младенца не является результатом исключительно чувства доверия, но обусловлено благоприятным соотношением доверия и недоверия. Понять, чему не следует доверять, так же важно, как и понять, чему доверять необходимо. Эта способность предвидеть опасность так же важна для совладания с собой, с окружающей реальностью и для эффективного принятия решения. Путь приобретения базисного доверия универсален. Человек доверяет социуму подобно тому, как он доверяет собственной матери, словно она вот-вот вернется и накормит его в подходящее время подходящей пищей. Если же этого не происходит, то неизбежно возникает чувство страха, подозрительность, мрачные предчувствия по отношению к людям и к миру в целом. Чувство базисного доверия/недоверия подготавливает почву для достижения ребенком определенной автономии от взрослого, выделения ребенка из совокупного со взрослым Я и началу формирования собственного Я, которому предстоит долгая эволюция, кризисы, экзистенциальные вопросы о смысле жизни. Эти же чувства лежат в основе формирующегося самоконтроля, самосознания, управления собой и управления другими. Каковы же психологические механизмы доверия? Самым общим условием осуществления действия является оценка ситуации и оценка собственных возможностей, сил, ресурсов по достижению цели. Оценка должна способствовать минимизации риска. Действующий должен построить образ наличной ситуации, построить образ желаемого будущего, принять решение о целесообразности действия. В жизни все эти процедуры осуществляются параллельно, учитывается априорное знание, опыт предшествующих действий. Но потенциально каждый этап может служить источником сомнений, колебаний, которые чреваты ошибкой, катастрофой. Во всем этом проглядывают объективные и субъективные сложности. К первым относятся сложность ситуации, неполнота, недостоверность информации о ней, часто нарочито ложная информация, которая цинично и вместе с тем убедительно выдается за правду. К субъективным сложностям относится недостаток времени, отсутствие прецедентов опыта, реальные и мнимые сомнения в правильности оценки ситуации, а соответственно, и принятого решения, сомнения в оценке собственных возможностей действования в ситуации. Весь этот клубок сомнений оказывается в душе неуверенного человека, который, как и самоуверенный, попадает в ситуацию риска и негарантированного успеха. И здесь недостаток или избыток доверия к себе, к миру, к людям могут привести к успеху или оказать дурную услугу. В последнем случае люди более склонны винить не себя, а обстоятельства и плохо извлекают уроки из своих неудач. Признание своих ошибок, а тем боле вины требует мужества. Неудачи приводят к печальным последствиям, когда недоверие к себе трансформируется в неверие в себя, вызывает чувство стыда, унижения, озлобления, зависти, ревности. Чувство доверия трансформируется в стену недоверия, которой человек отгораживается от мира, замыкается в себе. Успех тоже не безобиден. Он порождает «сытую уверенность», самомнение, самолюбование, не только законную гордость, но и гордыню.
Сущностные характеристики доверия как ценности для студентов педагогического вуза
Анализ работ как отечественных, так и зарубежных авторов (М. Бубер, О.Ф.Больнов, Л.А. Микешина, С.Л. Рубинштейн, Б. Ф. Поршнев, Т.П. Скрип-кина, Р.У.Эмерсон, Э. Эриксон) показал, что в различных направлениях психологической и педагогической науки доверие представлено как явление двухполюсное. Оно одновременно направлено в себя и в мир, а мера соотношения этого доверительного отношения к себе и к миру лежит в основе стратегии поведения человека, который выступает субъектом собственной жизни. Доверие к миру - базовая установка личности, оно проникает во все сферы бытия, с которыми взаимодействует субъект. В системе взаимоотношений субъектов образовательного процесса педагогического вуза наиболее актуальными являются такие составляющие феномена доверия к миру как доверие к другому, доверие к человеку познающему (Л. А. Микешина), доверие к транслируемым идеям (Б. Ф. Поршнев) (Таблица 1)
В нашем исследовании мы рассмотрели перечисленные виды доверия, опираясь на основные положения работ Э. Эриксона, О. Ф. Больнова, М. Бу-бера. Доверие к миру
В исследованиях, посвященных этому виду доверия (Э. Эриксон, О.Ф.Боль-нов, М. Бубер), доверие к миру рассматривается как базовая установка личности.
В работе религиозного философа Мартина Бубера «Я и Ты», звучит тревога о судьбах современного общества, разбитого на отдельные атомы. «Типичный человек современности поражен болезнью - и в своем отношении к другим, и в своей собственной душе. Я не встречал еще в истории примеров столь же глубокого и всеохватывающего кризиса, как нынешний, и такого небывалого всесилия этих категорий, как в наше время. Наш кризис можно определить как кризис доверия. Мы видели, что эпохи обустроенного человеческого бытия чередовались с эпохами человеческой неукорененности во вселенной, но и в этих последних все же преобладала социальная стабильность, которая питалась атмосферой маленькой общности, живущей в подлинном вместе-бытии. Возможность доверия в такой общине компенсирует космическую озабоченность ее членов: связь и устойчивость по-прежнему налицо. Конечно, там, где правит доверие, человеку часто приходится приноравливать свои желания к требованиям сообщества, но он не должен подавлять их до такой степени, когда подавление становится главным двигателем его жизни. Напротив, эти желания нередко сливаются с нуждами сообщества, выраженными в его требованиях. Это слияние наглядным и действительным образом совершается лишь там, где все внутри сообщества живут поистине вместе, где задает тон подлинное и простое, а не мнимое и вымученное доверие. Но как только эта органическая общность расколется изнутри и лейтмотивом ее жизни станет недоверие, подавление тотчас же займет господствующее место. И вот всякое непосредственное желание душится подозрительностью; все вокруг враждебно или может оказаться таковым; нет и былой согласованности своих и чужих стремлений, ибо нет и настоящего слияния или примирения с тем, что в первую очередь необходимо гибнущему сообществу; притуплённые желания, потеряв всякую надежду, уходят в потаенные недра души. Изменяются пути духа. Еще недавно существенной формой его появления было молниевидное блистание из-за туч в концентрированном явлении человеческой целостности. Ныне это целостность без силы и достоинства. Чтобы возник дух, энергия подавленных инстинктов должна в большинстве случаев сперва «сублимироваться»; следы такого происхождения навеки прилипают к духу, и отныне он утверждает себя в судорожном отчуждении от инстинктов. Здесь, как и во всех других случаях, разделение между духом и инстинктами есть следствие разделения между человеком и человеком» (33, с.168).
Немецкий философ-экзистенциалист Отто Фридрих Больнов, создатель так называемого «оптимистического экзистенциализма», пишет о новом доверии к бытию, которое способствует преодолению пессимистичности экзистенциализма, изначально свойственной для этого типа мировоззрения. Экзистенциализм лучше всего рассмотреть, по мнению О. Ф. Больнова, как последнюю стадию переживающего сегодня кризис иррационалистического движения. С конца XVIII столетия и по сей день все больше утрачивается вера в разумность как в основной принцип мироздания и бытия. Однако долгое время не ощущалось, насколько это лишало духовный мир человека его несущей опоры, обманчивый энтузиазм жизни полновластно увлекал людей. Как только этот романтический дух исчез под влиянием огромных политических потрясений, которые привели к двум мировым войнам, последствия этой потери выступили во всей своей очевидности: каждое жизненное отношение, выходящее за пределы отдельного человека, которое могло бы дать ему опору, каждый жизненный смысл, который мог бы ему указать цель, оказывались иллюзорными. И мир с ранее не известной угрозой выступил по отношению к человеку как чуждый и опасный. Человек осознал себя в некоей безнадежной потерянности, повсюду обреченный на проникающее в него разрушение.
Этапы формирования доверия у будущего учителя
С целью выявления исходного состояния сформированности доверия в системе ценностных ориентации студентов был разработан комплекс диагностических методик. Диагностический комплекс включал в себя наблюдения, беседы, анкетирование, тесты, анализ продуктов деятельности студентов. Полученные данные , свидетельствующие о недостаточной сформированности рассматриваемого качества, обусловили необходимость проведения опытно-экспериментальной работы по формированию доверия в системе ценностных ориентации студентов педагогического вуза.
При этом педагогический смысл понятия «ориентация» подразумевает растущего человека, который приобретает жизненные ориентиры, осваивает окружающую действительность, ищет свое место в мире. Пусковым механизмом процесса ориентации личности в мире ценностей являются потребности человека, которые служат основой для формирования целей поведения и познания тех объектов, на которые оно направлено. По мнению А.В.Кирьяковой, системообразующим элементом развития аксиологического потенциала личности выступает закон возвышения потребностей. Всеобщий философский диалектический закон возвышения потребностей получил педагогическую интерпретацию в связи с построением теории ориентации личности в мире ценностей. Одной из важнейших особенностей действия этого закона является то, что потребности не имеют обратного хода, так как, поднявшись над собой, обретая ценностные ориентации более высокого порядка, закрепленные развитием потребностной сферы личности, человек как бы подтягивает внешние и внутренние обстоятельства своей жизни до обретенного статуса, новой иерархической системы ценностных ориентации. В соответствии с концепцией восхождения личности к ценностям на основе всеобщего диалектического возвышения потребностей процесс ориентации личности в мире ценностей включает три этапа:
- присвоение ценностей общества личностью, формирование образа мира;
- преобразование личности на основе ценностей, формирование образа «Я»;
- проектирование - самопроектирование, формирование образа будущего.
Для проектирования процесса формирования доверия в системе ценностных ориентации студентов была разработана его модель, основанием для разработки которой послужили деятельностный подход (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев), личностно ориентированный подход (Е. В. Бондаревская, Е. А. Крюкова, В. В. Сериков, И. С. Якиманская), концепция восхождения личности к ценностям на основе всеобщего диалектического возвышения потребностей (А. В. Кирьякова), структура и особенности уровневых характеристик доверия. Разработанная нами модель состоит из трех этапов: побудительно-ориентировочного, информационно-познавательного и практико-творческого.
Первый этап побудительно-ориентировочный нацелен на актуализацию значимости изучения и использования способов формирования доверия между субъектами образовательного процесса. Реализации этой цели способствует предоставление многоплановой информации, обеспечивающей выход на уровень ценностного понимания значимости доверия, как средства гармонизации отношений человека с миром и с самим собой, как исходного условия позитивности межличностных отношений, а также усиление положительно мотивации к овладению соответствующими психолого-педагогическими знаниями.
Второй этап информационно-познавательный направлен на усвоение адекватных знаний, апробацию имеющихся умений и навыков в условиях, моделирующих будущую профессиональную деятельность по реализации механизма формирования доверия между субъектами образовательного процесса. Этот механизм отражает трехкомпонентную структуру доверия и, в свою очередь, содержит в себе соответствующие этапы:
- этап оценки ситуации;
- этап оценки своих возможностей;
- этап прогнозирования;
- этап выбора стратегии поведения.
Этап оценки ситуации. На этом этапе формирования доверия между субъектами образовательного процесса в вузе происходит оценка значимости ситуации, следовательно, актуализируется такая составляющая феномена доверия как доверие к транслируемым идеям. При транслировании опре деленных идей в сознании обучаемого вполне закономерно появление «естественного барьера недоверия». Человек должен уметь отличать «хорошую» информацию от «плохой», «пропускать» первую и «останавливать» вторую. Основной профессиональный инструмент педагога
- речь является способом внушения, или суггестии, самым мощным из средств воздействия, имеющимся в арсенале человека. Хотя всякий говорящий внушает, однако далеко не всякое словесное внушение приемлется как таковое, ибо в подавляющем большинстве случаев налицо и встречная психологическая активность, называемая контрсуггестией, противовнушением, которая содержит в себе способы защиты от неумолимого действия речи. (Б. Ф. Поршнев). Именно контрсуггестия и является главной причиной возникновения тех барьеров, которые появляются на пути коммуникации. Б.Ф.Поршнев выделил три вида контрсуггестии: избегание, авторитет и непонимание. Избегание и авторитет - это защита от источника коммуникации, а непонимание - от самого сообщения. Избегание проявляется не только в избегании определенных людей, но и в уклонении от определенных ситуаций.