Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА 14
1:1. Место диалогической культуры в структуре профессионально-педагогической культуры будущего учителя 14
1.2. Критериальные характеристики диалогической культуры будущего учителя в контексте философских и психолого-педагогических учений 34
1.3. Модель формирования диалогической культуры будущего учителя в образовательном процессе педагогического колледжа 50
Выводы по I главе 72
ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА 74
2.1. Задачи, содержание и результаты констатирующего этапа опытно-экспериментального исследования 74
2.2. Технология формирования диалогической культуры будущего учителя в образовательном процессе педагогического колледжа 94
2.3. Задачи, содержание и результаты формирующего этапа опытно-экспериментального исследования 121
Выводы по II главе 142
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 145
ЛИТЕРАТУРА 149
ПРИЛОЖЕНИЯ 170
- Место диалогической культуры в структуре профессионально-педагогической культуры будущего учителя
- Критериальные характеристики диалогической культуры будущего учителя в контексте философских и психолого-педагогических учений
- Задачи, содержание и результаты констатирующего этапа опытно-экспериментального исследования
Введение к работе
Актуальность исследования. Культурно-ценностные преобразования, происходящие в современном обществе, серьёзно повлияли на все его структуры и, в первую очередь, на образование. Переосмысление качества профессиональной подготовки будущих учителей ориентировано на подготовку педагога, способного вступать в широкий диалог с духовными и культурными ценностями, в ходе которого формируется и развивается способность к эмпати-ческому, ответному восприятию других людей, окружающей действительности в целом.
Не так давно в образовательной практике учебных заведений на первый план выдвигалась задача - научить ребенка высказывать и отстаивать свое мнение. Время не раз доказывало, что человек, не умеющий слушать и слышать других людей, отрицает наличие вне себя другого равноправного сознания, другого равноправного «я» и зачастую претендует на то, что именно его слово должно быть последним словом, словом-истиной, которое «требует усвоения, навязывается независимо от степени его внутренней убедительности» (М.М. Бахтин).
Характерной особенностью нашей эпохи является глобальный кризис, возникший на рубеже веков и охвативший все стороны жизнедеятельности российского общества: государственное устройство, социальную сферу, экономику, культуру, науку, образование. Современных молодых людей «отличают прогрессирующая отчужденность, повышенная тревожность, духовная опустошенность» (Н.А. Корниенко). Поэтому сегодня диалогическая культура вносится в иерархию общечеловеческих ценностей и помогает обрести истинные ценности и смыслы жизни, найти адекватные формы социализации, адаптации, культурной идентификации и самореализации, сохранить свою индивидуальность.
Диалогические отношения с другими людьми позволяют личности осмыслить собственное бытие, а диалог с прошлым и настоящим становится одной
из важнейших педагогических задач современности, так как в полисубъектном диалоге происходит становление индивида личностью, группы - коллективом, обретается осмысленность жизни и своей профессиональной деятельности.
Способность учителя «быть в диалоге», готовность «воспитывать в диалоге» напрямую связано со способностью к диалогическому осознанию различных исторически существовавших логик, культур, способов понимания; общению, в котором учащиеся и учитель не просто «проявляют» те или иные грани познаваемого, но и «нащупывают» свой собственный взгляд на мир, свой собственный личностный смысл; внутреннему диалогу как механизму совершенствования личностных качеств. Диалогическая культура, таким образом, связана с преодолением профессиональной ограниченности, способностью рассматривать профессиональные вопросы с самых широких философско-методологических и социально-культурных позиций.
Диалог в науке рассматривается по-разному: как основа человеческих взаимоотношений (М.М.Бахтин, В.С.Библер, М.Бубер); как фактор развития культуры (В. Гумбольдт, В. Одоевский, А. Потебня, В. Розанов, П. Чаадаев); взаимодействие смысловых позиций, механизм работы сознания, встреча разных парадигм мышления, механизм личностного роста (М.С.Каган, А.Ф.Копьёв, Г.М.Кучинский, А.М.Матюшкин и др.); процесс восприятия и познания человека человеком (Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, А.В.Петровский, Л.А.Петровская).
Начиная с 80-90-х годов ХХ-го столетия появилась необходимость в программах и учебных пособиях, которые носят междисциплинарный характер, выраженный в усилении культурологических аспектов, развивающих гуманитарную функцию образования. (Е.В.Бондаревская, В.П.Зинченко, И.А.Колесникова, В.В.Сериков, И.С.Якиманская). Гуманитаризация образования все чаще связывается с пониманием педагогического процесса как диалога, который позволяет отражать культурное многообразие мира, организовывать педагогический процесс как диалог носителей различных культур во времени и пространстве, интериоризировать общечеловеческие нормы и ценности.
В «Государственном образовательном стандарте среднего профессионального образования РФ» унифицированы требования к общепрофессиональной подготовке выпускника, в частности, по специальности 05072052— «Преподавание в начальных классах». В основе таких требований, как «способность к системному мышлению; восприятию современных реалий как духовной, культурной, интеллектуальной целостности, осознанию себя и своего места в мире; к осмыслению жизненных явлений, к самостоятельному поиску истины, к критическому восприятию противоречивых идей; готовность к позитивному взаимодействию и сотрудничеству с коллегами», лежит способность будущего учителя к диалогу.
Способность к диалогу можно признать как определённый вид педагогической культуры, необходимой современному педагогу. Интегрирующим началом, позволяющим учителю находиться на высоком уровне компетентности, выполнять те функции, которые предлагает современность, является диалогич-ность, предполагающая практические умения взаимодействовать с предметом (культурой), личностью ученика и собой как автором педагогической системы (Ю.В.Сенько, СВ. Белова). Диалогичность позволяет принимать чужие аргументы и чужой опыт, понимать другую культуру, признавать культурное разнообразие.
По данным проведенного автором диссертации пилотажного исследования в массовой практике подготовки учителей в педагогических колледжах отсутствует целостная система целенаправленного формирования диалогической культуры, недостаточно акцентируется индивидуальный характер овладения студентами методическими знаниями и умениями в области диалога. Из-за этого молодые учителя в начале своей профессиональной деятельности нередко испытывают трудности, связанные с отсутствием знаний в области диалоговых технологий; неумением реализовывать культурологический потенциал учебных и воспитательных занятий; несформированностью коммуникативных умений для ведения диалога.
Между тем профессиональная подготовка будущего учителя в педагогическом колледже предусматривает изучение ряда дисциплин (дисциплины общепрофессиональной подготовки, факультативы и спецкурсы гуманитарной направленности), содержащих достаточный потенциал для решения обозначенных вопросов.
Актуальность исследования подтверждается и наличием противоречий
между существованием определенного опыта в системе среднего профессио
нального образования по созданию условий для формирования диалогической
культуры будущего учителя и отсутствием его научного осмысления; между
усложнением содержания профессиональной деятельности учителя в современ
ных условиях и относительно медленным внедрением методико-
технологических аспектов диалога в практику их работы; между объективной
значимостью проблемы подготовки педагога как носителя диалогической куль
туры и недостаточной разработанностью теоретическо-методических основ ее
формирования.
Перечисленные противоречия обусловили проблему исследования: выявление педагогических условий эффективного формирования диалогической культуры будущих учителей в образовательном процессе педагогического колледжа.
Тема исследования - «Формирование диалогической культуры будущего учителя в образовательном процессе педагогического колледжа».
Объект исследования - профессиональная подготовка будущего учителя в образовательном процессе педагогического колледжа.
Предмет исследования - процесс формирования диалогической культуры будущего учителя в образовательном процессе педагогического колледжа.
Цель исследования — выявить педагогические условия, способствующие эффективному формированию диалогической культуры будущего учителя в образовательном процессе педагогического колледжа.
Гипотеза исследования состоит в том, что формирование диалогической культуры будущего учителя в процессе профессиональной подготовки в педагогическом колледже будет эффективным, если:
-формирование диалогической культуры будущего учителя является составной частью целостной системы профессиональной подготовки;
профессионально-личностное развитие студентов ориентировано на значимые составляющие диалогической культуры (когнитивно-творческий, мотивационно-ценностный, процессуально-деятельностный);
спроектирована и реализована модель формирования диалогической культуры будущего учителя;
созданы необходимые педагогические условия, способствующие эффективной реализации модели формирования диалогической культуры будущего учителя в образовательном процессе педагогического колледжа.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи исследования:
- раскрыть сущность и структуру диалогической культуры будущего
учителя в контексте его профессионально-педагогической культуры;
- обосновать модель формирования диалогической культуры будущего
учителя и экспериментально проверить ее эффективность в образовательном
процессе педагогического колледжа;
-определить критерии и показатели, позволяющие определить уровни сформированное диалогической культуры будущего учителя.
- выявить и экспериментально проверить педагогические условия эф
фективности процесса формирования диалогической культуры будущего учите
ля в процессе профессиональной подготовки в педагогическом колледже.
Методологической основой исследования явились личностный, деятель-ностный, культурологический, ценностно-смысловой подходы к профессиональной подготовке специалистов (Е.В.Бондаревская, В.П. Зинченко, В.В.Сериков, И.С.Якиманская); концепции, рассматривающие многоаспектную природу диалога и диалогической культуры как предмета междисциплинарного исследования
(Н.А.Бердяев, Н.О. Лосский, Платон, Сократ, В.В.Соловьев); диалоговая концепция культуры М.М. Бахтина - B.C. Библера, психолого-педагогическая концепция диалога как специфической, смыслопоисковой деятельности, как формы взаимодействия субъектов, в которой проявляются содействие, согласие, сопереживание (А.А.Бодалев, М.Бубер, Т.А.Флоренская); концепции о единстве целевого, содержательного и процессуального компонентов педагогического процесса (И.А.Зимняя, А.К.Маркова, В.А.Сластенин).
Теоретической основой исследования явились труды, посвященные проблеме общения (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, М.С. Каган, А.А. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, С.Л. Рубинштейн); труды, раскрывающие основные положения теории ценностей и ценностных ориентации (К.А.Абульханова-Славская, А.В.Брушлинский, В.П.Зинченко, Э.В.Ильенков, В.Н.Мясищев, Е.Н.Шиянов); положения об индивидуально-творческом, полисубъектном характере педагогической деятельности (В.И.Загвязинский, В.А.Кан-Калик, В.А.Сластенин,); исследования, посвященные проблеме формирования профессиональных педагогических умений (С.В.Белова, В.В.Горшкова, Е.Л.Прасолова, Н.А.Савотина) и диало-гизации преподавания литературы (О.Ю.Богданова, Г.М.Гогиберидзе, А.В.Дановский, Е.Н.Колокольцев, В.Г.Маранцман).
Методы исследования: теоретические (анализ философской, психолого-педагогической, монографической литературы по проблеме исследования; изучение нормативно-правовых документов профессионально-педагогической деятельности выпускников педколледжа, моделирование); аналитические (анализ содержания учебных дисциплин, программ педагогической практики; изучение, анализ, обобщение опыта подготовки будущих учителей в условиях педагогического колледжа); эмпирические (наблюдение, в том числе включенное, анкетирование, интервьюирование, тестирование, опрос); методы экспертной оценки и статистические методы обработки экспериментальных данных. Научная новизна исследования:
выявлена и обоснована структурно-содержательная характеристика диалогической культуры в контексте профессионально-педагогической культуры будущего учителя;
разработана модель формирования диалогической культуры будущего учителя, реализация которой в рамках учебного процесса и внеаудиторных форм занятий в педагогическом колледже обеспечивает развитие способности студентов к диалогическому взаимодействию с другими, культурой и собой на личностном и профессиональном уровнях;
-разработаны критерии и показатели, позволяющие определить уровень развития диалогической культуры будущих учителей.
-представлены и экспериментально проверены педагогические условия, способствующие формированию диалогической культуры будущего учителя в образовательном процессе педагогического колледжа;
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что полученные знания о структуре и содержании диалогической культуры будущего учителя, разработанные модель и условия её реализации способствуют расширению и конкретизации теории профессионально-педагогического образования.
Практическая значимость исследования связана с тем, что внесен вклад в разработку проблемы теоретико-методического обеспечения профессионально-ориентированной подготовки будущего учителя; выявленные педагогические условия эффективного формирования диалогической культуры будущего учителя могут быть использованы при планировании и реализации процесса обучения в педагогическом колледже; материалы исследования могут быть использованы в ряде учебных дисциплин: литература, «Основы православной культуры», спецкурсов по развитию письменно-речевых умений будущих учителей; привлечены в качестве практических материалов для учебных курсов «Риторика», «Словесность», а также для совершенствования образовательного процесса учреждений дополнительного образования. Результаты исследования открывают возможность для широкого использования межпредметных связей дисциплин гумани-
тарного цикла, обеспечивающих создание проблемно-поискового диалога как атмосферы сотворчества, содеятельности.
Достоверность результатов исследования обеспечивается теоретико-методологической позицией, методологической обоснованностью положений исследования, опирающихся на устоявшиеся и общепринятые идеи, законы и принципы философии и педагогики; общей методологией проектировочной деятельности; полнотой и системностью рассмотрения предмета исследования; соответствием выбранных методов цели и содержанию исследования; разнообразием привлеченных источников; успешным апробированием основных научных положений; качественным и количественным анализом экспериментальных данных, воспроизводимостью результатов исследования и их репрезентативностью.
На защиту выносятся следующие положения:
Диалогическая культура будущего учителя - значимая составляющая его профессионально-педагогической культуры, отражающая способность к поликультурному видению мира, к диалогичности процесса познания, к постижению и рефлексивной оценке новых личностных смыслов и ценностей в активном взаимодействии и сотворчестве. Основными компонентами диалогической культуры являются: когнитивно-творческий (включает теоретические знания и представления будущего специалиста о сущности диалога, функциях и способах диалогического взаимодействия, определяет способы деятельности и познания); мотивационно-ценностный (смысловой) (характеризует ценностно-смысловые ориентиры личности); процессуалъно-деятелъностный (обеспечивает реализацию диалогово-мыслительных умений студентов).
Модель формирования диалогической культуры будущих учителей в образовательном процессе педагогического колледжа строится на основе инте-гративных связей дисциплин гуманитарного цикла, а также педагогической практики. Разработанная модель представляет собой единство и взаимосвязь следующих компонентов: целевого (совокупность целей и задач практико-ориентированной подготовки будущего учителя, ориентированной на формиро-
вание диалогической культуры); содержательно-методического (информация,
которую необходимо обеспечить в процессе образовательной и практической
деятельности студентов и методический аппарат реализации); деятельностно-
технологического (осуществление последовательности индивидуально-
познавательного, коллективно-творческого и личностно-рефлексивного этапов формирования диалогической культуры); результативного (целостность моти-вационного, когнитивного и операционального критериев, позволяющих определить уровень сформированности диалогической культуры.
3. Оптимизация процесса формирования диалогической культуры студентов педколледжа обеспечивается следующими организационно-педагогическими условиями:
- содержание профессиональной подготовки обеспечивает накопление
теоретических знаний и представлений студентов о сущности диалога и диало
гической культуры как значимой составляющей его профессионально-
педагогической культуры и носит практикоориентированный характер;
осуществление междисциплинарных связей гуманитарных дисциплин способствует созданию проблемно-поискового пространства диалога, атмосферы сотворчества, содеятельности;
используются формы и методы преподавания гуманитарных дисциплин, отвечающие сущностной природе диалога и диалогического взаимодействия (дискуссия, полемика, диспут, ролевая игра и др.);
-интегрирующим началом, позволяющим учителю находиться на высоком уровне компетентности, выполнять те функции, которые предлагает современность, является, диалогичность, предполагающая практические умения взаимодействовать с предметом (культурой), личностью ученика и собой как автором педагогической системы.
- используется программно-методический комплекс, включающий про
граммы и методическое обеспечение преподавания курса «Литература», внеау
диторной работы (факультатива «Основы православной культуры», спецкурса
«Письменно-речевое творчество») и педагогической практики.
Базой исследования стал Мещовский педагогический колледж, Центр творческого развития и гуманитарного образования «Воспитание», средняя школа №1 г.Мещовска Калужской области. Опытно-экспериментальной работой было охвачено более 200 человек (студенты и преподаватели педагогического колледжа, педагоги дополнительного образования, учителя базовой школы). Исследование прошло экспериментальную проверку в педагогических колледжах г.Калуги и г.Кирова Калужской области. Исследование проводилось в три этапа:
Первый этап (2002-2003 гг.) предусматривал анализ литературы по проблеме формирования диалогической культуры будущего учителя. Изучался и обобщался опыт реализации идей по проблеме формирования диалогической культуры будущего учителя, уточнялись методологические и теоретические основы исследования, формулировалось противоречие, определялись цель, объект и предмет исследования, разрабатывалась модель формирования диалогической культуры будущего учителя. На данном этапе эксперимента была сформулирована рабочая гипотеза.
На втором этапе (2004-2005 гг.) проводилась опытно-экспериментальная работа по апробации модели формирования диалогической культуры будущего учителя в педагогическом колледже; уточнялись, корректировались отдельные педагогические и содержательно-методические стороны исследуемого процесса; определялись условия формирования диалогической культуры будущего учителя в образовательном процессе педагогического колледжа; разрабатывался и апробировался программно-методический комплекс, включающий программы и методическое обеспечение преподавания курса «Литература», внеаудиторной работы (факультатива «Основы православной культуры», спецкурса «Письменно-речевое творчество») и педагогической практики. Разрабатывалась критериально-оценочная база определения уровней сформированное диалогической культуры будущего учителя. Проводился констатирующий этап эксперимента, в ходе которого проверялась и уточнялась гипотеза исследования.
Третий этап (2005-2007 гг.) был посвящен анализу и обобщению результатов экспериментальной работы, разработке практических рекомендаций и их внедрению в образовательный процесс педагогических колледжей, оформлению диссертации.
Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Место диалогической культуры в структуре профессионально-педагогической культуры будущего учителя
В последние годы в сфере образования наблюдается рост инновационных процессов. Они связаны с обновлением всей системы образования, методологии и технологии организации учебно-воспитательного процесса, с изменением содержания образования, его объёма, форм, методов обучения, с изменением самого учителя, его отношения к своей профессии, к нововведениям, с усовершенствованием его педагогической культуры.
Культура представляет собой сложное явление, которому трудно дать однозначное и исчерпывающее определение. Однако большинство из них можно свести к двум основным:
1. Культура — это совокупность производственных, общественных и духовных достижений людей (например: история культуры, национальная культура, культура древних греков).
2. Культура — это высокий уровень чего-либо, высокое развитие, умение (например: культура производства, культура голоса у певцов, физическая культура, культура речи).
В обоих определениях культура рассматривается как признак деятельности. Однако в первом случае носителями культуры являются общности людей и термин «культура» отражает результативный аспект деятельности. В этом отношении культуру можно определить как «коллективное программирование мнения, которое отличает членов одной группы или категории людей от другой» [218, с.5].
Во втором определении носителем культуры является отдельная личность, и культура определяет процессуальный аспект деятельности (уровень, высокое развитие, умение). В этом понимании к категории «культура» приближаются категории «компетентность», «квалификация», «умелость», «совершенство», «профессионализм». В определении Платона, культура — это руководство к изменению всего человека в его существе.
К числу важнейших особенностей культуры как системы Е.В.Селезнёва [166, с. 19] относит такие её свойства, как способность к самообновлению, постоянному порождению новых форм, способов удовлетворения интересов и потребностей людей. Таким образом, для формирования диалогической культуры как значимой составляющей его профессионально-педагогической культуры важны, во-первых, формирующие возможности культуры, поскольку именно культура формирует социально направленную активность человека, ориентируя его на преобразование среды и связанное с этим саморазвитие индивида. Во-вторых, значимым является внутренняя позиция личности, а об уровне развития культуры судят по степени гармоничности этой позиции, т.е. по тому, в какой мере такая личностная позиция отвечает социальным требованиям, в какой мере созданные личностью образцы по своей социальной значимости могут стать достоянием человеческой культуры. [67, с.57]. Понятие «культура» всегда ассоциируется с совершенствованием человека, достижением им высот в определённой сфере жизни или профессиональной деятельности, а также с приобщением к системе высших ценностей. «Культура есть форма одновременного бытия и общения людей различных - прошлых, настоящих и будущих - культур, форма диалога и взаимопорождения этих культур», - пишет В.Библер. Точкой отсчёта в характеристике любой культуры, её сущности является миропонимание, самосознание тех, кто её создаёт. Таким образом, каждый человек — «потенциально-целостная, способная развивать себя, культура» [23, с.296].
Освоение нормативных требований к профессии и формирование высокого уровня педагогического мастерства происходят только в процессе приобщения учителя к общечеловеческой и общепедагогической культуре общества, становления на этой основе своей собственной общей и профессионально-педагогической культуры.
Критериальные характеристики диалогической культуры будущего учителя в контексте философских и психолого-педагогических учений
Контекстом для понимания основ диалогической культуры являются философские представления о духовной сущности человека, о диалогическом способе ее существования в пространстве истории и культуры. Эти идеи дают новое качество в осмыслении человеческого в человеке, взаимоотношений человека и реальности, выстраивая своеобразную диалогическую картину мира [17].
Поэтому освещение основных категорий диалога как философско-педагогического и психологического феномена в данной работе необходимо в той мере, в какой они обращены к становлению будущего педагога, к аспекту освоения личностью диалогической культуры как части общечеловеческой и профессиональной культуры будущего учителя.
Обращение к различным трактовкам категории «диалог» позволяет выделить стержневые позиции в осмыслении диалога как философско-психологического и педагогического феномена. В определении феномена мы придерживаемся определения СИ. Ожегова, что «феномен - это явление выдающееся, исключительное в каком-либо отношении» [141, с.732]. О том, что диалог - это явление феноменальное, свидетельствуют различные определения этого явления, раскрывающие его сущность и основные характеристики.
По определению Т. П. Лифинцевой [113, с.244], диалог (греч.- беседа, разговор) — философский термин, используемый в современных онтологических теориях коммуникации для обозначения особого уровня коммуникативного процесса, на котором происходит слияние личностей участников коммуникации. Диалог в своем классическом виде — это свободный обмен мнениями равноправных собеседников, который строится по законам логики и исключает принуждение в восприятии чужого мнения [190, с.79-80]. В психологическом словаре диалог определяется как «попеременный обмен репликами двух или более людей» [156, с. 105], в педагогических словарях диалог трактуется как «специфическая форма социального взаимодействия, основанная на равенстве и свободе участвующих в нём сторон, направленная на прояснение, сближение и взаимное обогащение позиций» [153, с.54]. Приведённые выше определения делают очевидным тот факт, что диалог может быть методом исследования личности и различных явлений, средством, формой, способом обучения и воспитания, процессом развития личностных качеств.
В философии категория диалога связана с идеей гармонии. Идеи словесной или речевой гармонии нашли свое выражение во взглядах софистов, Сократа и отечественных философов [3, 9, 21, 51, 54, 70, 120, 151] Так, софисты считали, что гармония речи - это упорядоченность, ритмичность и симметрия. Отсутствие чувства гармонии в поведении другого приводит к искажению общей картины мира. Поэтому необходимо понимание в диалоге основ согласованности и чувства ритма. В свою очередь, ритм необходим в диалоге так же, как в музыке и поэзии, поскольку движения и высказывания участников диалога должны быть синхронизированными. Сократ и Платон понимали гармонию как целесообразность внутреннего и внешнего во внутреннем. По Сократу, диалог, гармония которого определена целесообразностью и строгостью системы доказательств, направлен на поиск истины и позволяет вводить в диалог рассуждения о мире, проблемы поиска смысла истины. Гармония в диалоге достигается при определенных условиях, к числу которых можно отнести: общность коммуникативных объектов в вербальном и невербальном взаимодействии; их сходство в обыденных взглядах; сходство в их интерпретации действительности; прогнозируемость элементов смысла на фоне уже совершенных действий; «симпатия» между собеседниками и т. д. Таким образом, данная категория позволяет говорить о ценности диалогического общения для коммуникативных объектов в вербальном и невербальном взаимодействии, и что, в свою очередь, определяет познавательную и ценностно-смысловую наполненность диалога как способа познания и диалогической культуры как характеристики личности.
Задачи, содержание и результаты констатирующего этапа опытно-экспериментального исследования
Экспериментальная часть исследования осуществлялась в Мещовском педагогическом колледже и была направлена на проверку эффективности разработанной модели формирования диалогической культуры будущего учителя.
Мы полагаем, что потенциальные возможности студентов в сфере развития диалогической культуры могут быть значительно расширены и обновлены, если:
- содержание профессиональной подготовки обеспечивает накопление теоретических знаний и представлений студентов о сущности диалога, способст вует осознанию его ценности в педагогической профессии и носит практико- ориентированный характер;
- используются формы и методы преподавания гуманитарных дисциплин, отвечающие сущностной природе диалога и диалогического взаимодействия;
- профессионально-личностное развитие студентов ориентировано на значимые составляющие диалогической культуры (когнитивно-творческий, мотива-ционно-ценностный, процессуально-деятельностный) способствующие диалогическому взаимодействию будущих учителей на личностном и профессиональном уровнях;
- обоснована модель формирования диалогической культуры будущего учителя и определены критерии её эффективности.
С целью реализации замысла исследования нами были использованы такие возможности образовательного процесса в педагогическом колледже, как привлечение ценностно-смыслового потенциала предметов гуманитарного цикла, реализация их культурологического потенциала, привлечение активных диалоговых технологий; гуманистические субьеісг-субьектньїе взаимоотношения между участниками образовательного процесса, ведущие к накоплению диалогического опыта; а также включение студентов в активный межсубьектный процесс взаимодействия со школьниками.
Разработанная модель формирования диалогической культуры получила экспериментальную проверку на базе Мещовского педагогического колледжа с 2002 по 2007гг.
В ходе эксперимента решались следующие задачи:
- внедрить в учебно-воспитательный процесс колледжа разработанной модели организации учебно-воспитательного процесса, способствующей формированию диалогической культуры будущего учителя;
- изучить и проанализировать динамику показателей готовности студентов к профессиональной деятельности в процессе формирования диалогической культуры;
- экспериментально обосновать эффективность условий формирования диалогической культуры студентов в процессе их участия в различных видах учебной и внеучебной деятельности, а также на педагогической практике.
В решении вопроса о сроке проведения эксперимента мы учитывали тот факт, что формирование диалогической культуры у студентов экспериментальной и контрольной групп должно охватывать весь период их обучения в колледже. В исследовании осуществлялся комплексный анализ процесса развития всех компонентов диалогической культуры у студентов; сравнительный анализ уровней сформированности диалогической культуры.
Опытно-экспериментальная работа осуществлялась в несколько этапов: организационно-подготовительный, констатирующий, формирующий и контрольно-заключительный.
Первый этап - организационно-подготовительный - был посвящен решению следующих задач:
- постановка цели и задач экспериментальной работы;
- разработка программы экспериментальной работы;
- выбор баз проведения эксперимента и осуществление предварительной диагностики обучающе-воспитательного потенциала экспериментальной программы;
- планирование предстоящей деятельности по формированию диалогической культуры студентов;
- выбор групп для исследования;
- подготовка и координация деятельности преподавателей, привлекаемых к
проведению эксперимента.