Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Модель межэтнической интеграции учащихся в системе образования Израиля Джамаль Хабиб Алла

Модель межэтнической интеграции учащихся в системе образования Израиля
<
Модель межэтнической интеграции учащихся в системе образования Израиля Модель межэтнической интеграции учащихся в системе образования Израиля Модель межэтнической интеграции учащихся в системе образования Израиля Модель межэтнической интеграции учащихся в системе образования Израиля Модель межэтнической интеграции учащихся в системе образования Израиля Модель межэтнической интеграции учащихся в системе образования Израиля Модель межэтнической интеграции учащихся в системе образования Израиля Модель межэтнической интеграции учащихся в системе образования Израиля Модель межэтнической интеграции учащихся в системе образования Израиля
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Джамаль Хабиб Алла. Модель межэтнической интеграции учащихся в системе образования Израиля : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 : Москва, 2004 203 c. РГБ ОД, 61:04-13/601

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Общая характеристика образования арабского населения в Израиле

1.1. Израиль как многонациональное государство

1.2. Становление, развитие и современные проблемы образования Израиля

1.3. Сопоставительные данные образовательного процесса в арабских и еврейских секторах Израиля

Глава 2.Проблемы образования в условиях гетерогенных общностей учащихся

2.1. Интеграция и сегрегация в образовании ;

2.2. Роль социальных взаимодействий в преодолении предрассудков и снижении социальных различий;

2.3. Интегративная школа как средство повышения эффективности обучения и формирования взаимоприятия между этническими группами.

Глава 3Экспериментальное исследование отношения к интеграции обучения граждан Израиля арабской национальности

3.1. Характеристика контингента участников опроса ;

3.2. Изучаемые в опросе факторы, влияющие на эффективность интеграционных процессов в образовании (исследуемые переменные);

3.3. Методика исследования

Глава 4.Предпосылки осуществления модернизации. Опыт создания смешанных школ в регионах Израиля; Система актуальных мероприятий по этнической интеграции в образовании Израиля

3.4. Данные результаты опросов по основным факторам Модель модернизации образования в направлении межнациональной интеграции учащихся

Заключение

Список литературы

Приложение

Введение к работе

Актуальность. Проблема интеграции или дифференциации
учащихся по различным индивидуальным и групповым основаниям
- психологическим, экономическим, социокультурным,

лингвистическим и т.п. в современном мире является одной из острейших для педагогики. В каком случае эффективны гомогенные или гетерогенные классы и школы? Какие факторы способствуют, а какие препятствуют реализации дифференцированного или интегрированного обучения? Одной из таких чрезвычайно важных характеристик учащихся является их социокультурно-этическая принадлежность. В многонациональных и мультикультурных обществах реализация той или иной стратегии организации классов, школ, и системы образования в целом определяется отношением к этим способам организации обучения самих учащихся, их родителей, учителей и руководителей школ. В ряде развитых многонациональных стран - России, США, Англии, Швейцарии и др. - проблема давно решена в пользу интеграции. В этих странах школы являются смешанными. В городах и населенных пунктах с многонациональным населением действует единая школа и практически отсутствуют школы, скомпонованные лишь по национально-культурному принципу (русские и татарские, американские и мексиканские, английские и шотландские и т.п. школы).

Особую актуальность данная проблематика имеет для школ Израиля. Израиль, как самостоятельное государство, имеет сравнительно недолгую историю развития. За период его существования интеграционные процессы не успели набрать достаточной силы. Во взаимоотношениях между отдельными

частями населения сохраняются негативные установки и предрассудки, обусловленные национальными и социо-культурными отличиями. Одним из эффективных путей консолидации общества является модернизация школьного образования в Израиле в направлении создания смешанных школ.

В связи со сказанным актуальным является исследование различных конкретных условий реализации соответствующей образовательной политики.

Проблема исследования заключается:

1) в недостатке знаний о готовности различных групп
арабского населения включиться в интеграционные процессы;

2) в неполноте данных, касающихся наличия дидактических,
методических, кадровых и организационных условий
межэтнической интеграции учащихся в школьном образовании
Израиля.

Объект исследования - этнический компонент в системе школьного образования государства Израиль.

Предмет исследования - предпосылки, состояние и перспективы этнической интеграции в школьном образовании Израиля,

Гипотеза исследования состоит в следующих предпол ожения х:

1. Одной из причин неудовлетворительного состояния образования в арабском секторе Израиля является отсутствие четко выделенных целей обучения. Их разработка должно идти в направлении устранения дисбаланса между общезначимыми компонентами содержания образования и содержанием, отражающим культурно-исторические особенности национальных меньшинств населения. Улучшение качества образовательного процесса арабского

населения должно осуществлять в рамках создания смешанных
школ, объединяющих в учебном процессе учащихся без различия их
этнической принадлежности.
* 2) У населения арабского сектора имеется готовность к

осуществлению интеграционных процессов в школьном образовании.

Цель исследования — изучение условий, определяющих
эффективность интеграционных процессов в школьном образовании
- Израиля, а также разработка рекомендаций по модернизации

системы образования в направлении создания в Израиле этнически
интегрированных образовательных учреждений.
Задачи исследования
1. Провести обзор и анализ работ по проблеме интеграции -
дифференциации обучения в педагогике;
** 2. Осуществить анализ документов, регламентирующих

деятельность системы образования в арабском и еврейском секторах Израиля в условиях их дифференцированное друг от друга;

3. Провести изучение отношения учащихся, учителей и
И родителей учащихся арабских школ к идее интеграции

обучения в Израиле и условиям ее реализации;

4. Разработать рекомендации по осуществлению мероприятий,
связанных с этнической интеграцией школьного образования

* (модель интеграции).

Методологические и теоретические основы исследования — идеи социального равенства и гуманистической педагогики, концепция социальных взаимодействий, способствующих преодолению предрассудков и ложных установок (Олпорт, Стерт, Шофилдн, Бейкер, Роуз, Ари и Амнр, Ашмф, Кук, Теп и др.).

Методики исследования

  1. Анализ литературных источников по проблеме;

  2. Сбор и анализ нормативной документации, регламентирующей деятельность системы образования Израиля;

  3. Экспериментальное исследование на основе опросников;

  4. Анализ положительного опыта по этнической интеграции образования, наработанной в практике образования Израиля.

Научная новизна.

Исследование дает вклад в разработку теории и методики профессиональной подготовки и повышения квалификации учителей, воспитателей, психологов, координаторов неформального социального образования, а также административно управленческого аппарата системы образования. В диссертации:

проведен сопоставительный анализ условий школьного образования для двух основных секторов образования Израиля: арабского и еврейского;

установлены факторы, снижающие эффективность образовательного процесса в арабском секторе Израиля;

выявлена тенденция в субъективных отношениях к межэтнической интеграции школьного образования со стороны различных групп арабского населения;

разработана система рекомендаций по осуществлению модернизации образования в направлении усиления его межэтнической интеграции;

Положения, выносимые на зашигу.

1. Снижение уровня общественной напряженности в
многонациональном государстве, вызванной особенностями
самосознания, культуры и иными этническими различиями,
возможно на основе модернизации образования в направлении
увеличения доли смешанных школ. В этом случае возрастает
уровень общенациональной интеграции, повысится толерантность
сознания. Дифференцированное по этническому признаку
образование наносит ущерб всем слоям населения, общественным
группам и национальностям. Особенно негативное
дифференцированное образование сказывается на национальных
меньшинствах. Этническая интеграция представляет собой одну из
важных тенденций устойчивого общественного развития в
цивилизованных странах.

2. Процессу интеграции препятствуют социально-
психологические стереотипы восприятия данной проблемы,
сложившиеся у различных общественных групп. Именно это
обстоятельство играет существенную роль в проблеме этнической
интеграции образования в Израиле.

Наиболее отчетливо отрицательные стереотипы представлены в высказываниях политических деятелей, а также некоторой части государственных чиновников. Учителя школ арабского сектора в своем большинстве высказываются за политику смешанного образования. Еще более привержены идее интеграции родители учащихся школ арабского сектора. При этом подчеркивается необходимость сохранения в условиях смешанного обучения национальной самобытности и родного языка. И, наконец, наиболее радикальными сторонниками интеграции являются сами учащиеся школ арабского сектора. Данные обстоятельства необходимо

учитывать при разработке модели модернизации образования в направлении увеличения степени его интегрированности.

3. Модель интеграции предполагает осуществление системы взаимосвязанных мероприятий, включающей установление готовности конкретного региона к организации смешанных школ. Одним из путей решения этой задачи является анкетирование населения. Помимо установления статистических данных эта форма исследования способствует осознанию респондентами собственных установок, побудителей и интересов. Возникающие при этом дискуссии способствуют объективации в сознании различных слоев населения перспективных тенденций в перестройке системы образования.

4. Модернизация образования должна предусматривать разработку соответствующих стандартов, включающих:

общегосударственный компонент, устанавливающий цели и уровень общенациональной подготовки учащихся в школах;

национальный компонент, учитывающий культурно-исторические и языковые особенности этнических меньшинств;

школьный компонент, предполагающий возможности вариаций учебного процесса, отвечающих региональным условиям проживания населения.

В разработке стандартов образования целесообразно учитывать опыт Российской федерации.

5, Интегративный процесс должен носить поэтапный характер. Вначале должны быть созданы опытно-образцовые школы, особенно в смешанных городах, таких как Хайфа, Акре, Тель-Авив, Джаффа, Лод и Раммле. Затем это должно быть сделано на общенациональном уровне. Процесс интеграции должны осуществлять не только работники Министерства образования.

**

Администрация и общественные советы всех уровней также должны привлекаться к планированию, осуществлению и контролю.

6. Педагогические колледжи и университеты в Израиле должны разрабатывать и реализовывать программы подготовки и повышения квалификации специалистов (учителей, методистов, социологов, психологов и т.д.), нацеленных на осуществление конкретных Мероприятий, связанных с этнической интеграцией в различных регионах Израиля.

Израиль как многонациональное государство

Израиль является многонациональным государством, его гражданами являются евреи и арабы, городские и сельские жители, говорящие на разных языках, имеющих разные профессии, коренные жители и недавно прибывшие. Эти воображаемые фигуры являются Ь только частью разнообразной мозаики жителей Израиля. Что общего у этих всех людей? Имеется ли у всех у них единый опыт жизни в Израиле? Израиль является культурно многообразным государством. Его жители имеют разнообразные ценности, верования и убеждения, они говорят на многих языках и имеют различные культурные традиции. Человек, прогуливающийся по улицам, встретится с большим w разнообразием в поведении, речи, манер и т.д. (Nave & Grennot, 1994, с. 267). Образовательный колледж Гордона (1998) придерживается такой позиции, что культурный плюрализм в стране является результатом способности и желания принимать культурные различия, что позволяет представителям меньшинства и разных этнических групп жить в соответствии с их культурой без дискриминации. Культурно-плюралистический подход признает право любой культуры сохранять ее традиции и пытается передавать общие ценности и символы для поддержки взаимодействия между культурами.

Для достижения сосуществования в Израиле существенно важньгми являются несколько элементов, без которых сосуществование будет невозможным:

1. Уважение к человеку - каждый человек родился по образу бога. Он имеет семью, родителей и родственников.

2. Гражданство - каждый из нас гражданин государства с равными правами и обязанностями. Никакой гражданин не имеет привилегированного положения. Каждый из нас имеет право быть уважаемым как гражданин и уважать его права в качестве гражданина-И каждый из нас должен выполнять свои обязанности по отношению к государству и другим гражданам.

3. Демократия - мы все имеем равные права для участия в демократических процессах.

4. Государственный закон — все граждане государства имеет один закон, которому должны все подчиняться.

5. Благосостояние государства — мы должны иметь общество без больших различий между группами в смысле их экономической и социальной ситуации.

6. Государство, стремящееся к миру - государство направлено на достижение мира между Израилем и арабскими государствами.

А. Меньшинства в демократических обществах (арабское меньшинство в Израиле)

Любое общество имеет политическое, самостийное и идеологическое меньшинство, а также лингвистическое, этнические и расовые меньшинства, которые не различаются количественно по сравнению с размерами большинства их страны. Эти группы обычно характеризуются уникальными чертами, которые отличают большинство от меньшинства, такие как цвет, язык, культура, религия и история.

Израиль имеет несколько групп меньшинства, которые соответствуют вышеназванным характеристикам: арабы, друзы, черкесы, ультра-ортодоксальные евреи, восточные евреи, западные северные евреи и т.д. Арабы являются национальным и этническим меньшинством, составляющим 18% от израильских граждан. И далее они подразделяются согласно их религиозной позиции на мусульман и христиан арабов, последние являются меньшинством среди меньшинства. Арабы и израильтяне живут в трех областях — в Галилее, в Троянгле и северном Негеве (Noiberger, 1995, с. 11-13).

I Израиль не имеет конституции, поэтому параграфы Декларации

независимости, которая обещает полные равные права, социальные и политические для всех граждан Израиля без религиозной, расовой, сексуальной дискриминации и свободу религии, совести, . языка, % образования и культуры являются очень важными (Almog, 1990, с. 18).

Арабский язык признан в Израиле официальным языком с момента образования государства, кроме признания языка меньшинств в качестве официального для лингвистического языка важно, что он признан в Городском совете, правительственных учреждениях и судах, и государство настойчиво осуществляет перевод законов, правил, документов, форм и разрешении на язык меньшинства.

Другое национальное право, связанное с языком, является правом национального меньшинства получать государственное образование на своем родном языке. Израиль имеет систему начальных и постначальных школ на арабском языке для израильских арабов. Цель отдельной образовательной системы состоит в том, чтобы дать возможность меньшинству существовать как лингвистическое меньшинство и защищать его ассимиляции в язык большинства (см. вопрос 30 в вопроснике). С самого начала создания государства Израиль израильские арабы ь пережили главное изменение во всех сферах жизни: экономические, социальные, культурные и т. д. Главная причина этих изменений была жизнь в многонациональном обществе. Следуя за прогрессом в образовании, в работе и стиле жизни израильские арабы развили высокие ожидания равенства и прогресса. Экономическое различие между н евреями и арабами является проблемой в демократическом Израиле, который интересуется сохранением равных прав для своих граждан. Поэтому израильское правительство решило в 1992 году создать Министерство Главных Менеджеров для анализа этих различий. Этот комитет решил уменьшить различия между евреями и арабами в следующих областях: а) детских учреждениях; б) национальных приоритетных областях; с) равенство и ресурсы для местных советов; d) равенство в стандартах начального образования. Б. Роль школы в обучении демократии и сосуществованию. Школа рассматривается как главный фокус в воспитании личности молодых людей вместе с семьей и группой одноклассников. Задачи школы через директоров школ, учителей, репетиторов состоит в формировании ценностей демократии, свободы и сосуществовании. Согласно Шехтерману (1987, с. 3) формирование для демократических ценностей и жизнь в демократической атмосфере включает изменение ценностей, установок и поведения. Такие цели не могут быть достигнуты декларации, лекций и увещеваний. Образование для демократической жизни должно учитывать личность в целом путем предоставления возможностей через опыт демократического стиля жизни: развитие личностного и социального сознания в ходе преодоления идеологических дилемм на когнитивном и эмоциональном уровне. Такие образовательные процессы могут привести к изменению Л поведения человека и общества в свете демократических ценностей.

Министерство образования разрабатывает много программ в данных направлениях и создало специальные подразделения «отдел демократии для министерства образования». Финальная цель программ и отдела демократии в создании демократической атмосферы и личности как внутри в школы так и за ее пределами. Поскольку школа готовит людей завтрашнего дня. Одна из программ Министерства образования \\ культуры называется «Образование для жизни в демократическом обществе». ft Климат школьного образования является важным фактором в формировании личности учащегося. Характер образовательного института определяется в большой степени окружением и потребностями учащегося. Доминирующий фактор в формировании образа школы включает руководство учителей и служащих. Если учреждение учителями и руководителями высокой квалификации, то атмосфера в школе позволяет иметь эффективную систему воспитания ценностей (Nitznei, 1974, с. 183). Демократия признает существование различных мнений, и тот факт, что люди различаются друг от друга и вместе с тем равны: «Различия и равенство в одно и то же время. Те, кто различны от вас равны вам» (Laron, 1987, с. 27). Из этого принципа следует вторичный принцип образования для сосуществования, толерантности и понимания, уважения и вежливого отношения к другим. «Так как я имею свое мнение, так и мой друг придерживается мнения, отличного от моего». Учащиеся должны быть приучены уважать точку зрения других и воздерживаться от любых форм Ч радикализма, вербальной агрессии, оскорблений и негативных проповедей. В этой связи мы можем вспомнить высказывание Вольтера: «Я не согласен с тем, что вы говорите, но я готов умереть за ваше право говорить это». Те, кто имеет различные взгляды не являются врагами илипредателями, даже если они принадлежат к другой партии, они являются лояльными патриотами и гражданами, такими как вы (Министерство образования и культуры, 1996).

Образование для демократии и сосуществования и демократии -объединить сердца двух народов вместе и сломить стереотипов, а школа является идеальными местом для реализации этих целен. Таким образом, важность интегратинной школы, где евреи и арабы будут учиться вместе состоит в том, что она устраняет барьеры, изменяет предрассудки и укрепляет сосуществование между двумя народами.

Интеграция и сегрегация в образовании

Потребность интегрировать разнородное население в объединяющей системе, потребность является проблемой, которая составляет предмет заботы множества обществ. Большинство демократических государств, население которых составляют различные этнические группы пришли к соглашению, что процесс интеграции учащихся в школах является важным с социальной, образовательной, академической и политической точки зрения.

Существование гетерогенных популяций учащихся в социальном и этническом отношении и способности к учению, и потребности в обеспечении адекватным образовании и уровне обучения разнородного состава учащихся стало одной из главных дилемм, с которыми должны справиться систехмы образования, через разнообразие педагогических, дидактических и организационных методов. Изменение, которое произошло в понимании идеи равных возможностей и социальных акцентов на образовательный прогресс слабых социальных групп и этнических групп, которые принадлежат меньшинствам, привело систему образования в Израиле и за рубежом к применению стратегий обучения разных видов. «Все они имеют общее, состоящее в попытке улучшить достижения учащихся из этих групп, повысить их академические и социальные уровни и снизить различие между ними и учащимися благо полу чньїх групп.

То есть снизить насколько возможно корреляцию между социальными, семейными и этническими факторами и академическими достижениями» (Иогеф, 1988).

Израиль принял политику интеграции благодаря тому факту, что уровень образования новых иммигрантов, прибывших в Израиль с образованием государства, был ниже уровня новых иммигрантов с запада и местных жителей. Однако, образовательная интеграция очень мало обсуждалась в арабском секторе и этой проблемой пренебрегали в течение всех лет существования государства. В настоящей работе будут рассмотрены жгучие вопросы, касающиеся исключения арабского населения из процесса образовательной интеграции, причины непринятия политики равенства и исследоваться возможности того, сможет ли интегрированная школа с совместным обучением арабских и еврейских учащихся решить социальные и академические проблемы. Что такое интеграция?

Целью интеграции являлось увеличить до максимума смешение или совмещение учащихся различных этнических групп и различных социо-экономических групп (Министерство образования и культуры, доклад по реформе, 1973: 1).

Согласно Эшелю и КляЙн (1980), образовательная интеграция воспринимается как путь к увеличению равенства возможностей в образовании, помощи в учении слабо учащимся и уменьшении социальных различий между разными группами. Ожидание достижения этих целей исходит из понимания того, что уровень учащихся является образовательным ресурсом, который влияет на распределение других ресурсов, их -эффективное использование, а так же поведение и отношение учащихся и учителей через процессы, имеющие место во взаимодействии учащихся в учебной группе и между группами.

Эпштейн (1978) определяет интеграцию как обучение ситуации, в которую включены учащиеся из разных групп в процессе взаимного ознакомления и конкретизирует в качестве целей интеграции несколько общих задач, таких как развитие сеизитивность учащихся к людям, которые отличаются от них самих, понимание источников предрассудков и стереотипов, усиление социальных связей и снятие напряжения в отношениях между учащимися (с. 88).

Идан (1988) в своей статье «От интеграции к плюрализму по Фокалту и Хабемасу» говорит, что допущения, которое лежит в основе обсуждения этих вопросов состоит в том, что существуют различия в уровне между современными и традиционными группами, так что интеграция должна привести уровень традиционных групп к уровню современных (с. 2).

Идея интеграции была выдвинута в государствах по окончании второй мировой войны с двух направлений: 1) из теоретического направления, которое основано на интерпретации Парсонса теории Вебера и на социальной теории Парсонса. Согласно Парсонсу (1977, с. 3), интеграция является одним из четырех основных процессов, происходящих в любой социальной системе. Этими процессами являются:

A. Приспособление системы к окружающим условиям через одновременное изменение окружающей среды и системы. B. Определение социальных целей и перечисление средств к их достижению. 5Х C. Интеграция элементов системы. D. Сохранение мотивации активирующей элементы системы. Интеграция означает преобразование традиционного в современное, в том смысле, что интегрированные прекратят действовать и думать традиционным и иррациональным способом и начнут действовать и думать современным и рациональным путем. Таким образом, интеграционный подход принимает, что различия в j уровне существуют между современными и традиционными группами. Согласно Франкенштейну (1981) интеграция означает не только рационализацию, но также и увеличение свободы с освобождением авторитарности, увеличивая потенциал разнообразия и распределяя потенциал стабильности среди индивидуумов и групп, которые переживают процессы модернизации и интеграции (в Idan, 1988, с.5). Дар и Рэш определяют интеграцию в своей статье «Образовательная интеграция и академические достижения: обобщение и оценка результатов исследования в Израиле», утверждая, что образовательная интеграция является смешением членов слабых групп в школе. Она рассматривается ее инициаторами и широкой публикой как цель, значимая сама по себе и как средство достижения дополнительных образовательных целен. Ее использование выражало центральные и принятые всеми членами израильского общества ценности - равенство социальных возможностей, с одной стороны, и устранение изгоев, с другой. Она была предназначена для преодоления академических разрывов и социальных трудностей, которые определялись, главным образом, но не только, этническими

Характеристика контингента участников опроса

Итак, методики исследования представляют собой двухструктурные опросники, которые включают две главные части:

Часть первая: эта часть включает вопросы о демографических данных и общие сведения, относящиеся к участникам исследования, учащимся и родителям, такие как имя и место расположения школы, тип школы, уровень школы, год обучения или класс, пол, религия, село или город проживания. Родители спрашивали об их возрасте, поле, роде занятий, семейном положении, числе детей в школе, месте проживания (город, село), религии и уровне образования.

Эти данные были представлены в пункте 4.1 но испытуемым.

Часть вторая: эта часть включала 38 утверждений, относящихся к исследованию в смешанных школах, арабских и еврейских. Утверждения относятся к различным проблемам исследования, положительным и отрицательным аспектам возможности смешанного обучения:

А. Устранение различий между двумя секторами в академическом уровне: утверждение 14, 15, 16, 17, 18, 21 и 34 имеют дело с идеей о том, что учение в смешанной школе может сократить разрывы в уровне знаний и умений у арабских и еврейских учащихся. Каждого участника просили выбрать одну из возможностей, которая выражает его/ее отношение к утверждениям. Возможности выстраивались в возрастающем порядке от 1 до 4 баллов, где 1 выражает несогласие и полное возражение с утверждением, 2 выражает тенденцию к несогласию, 3 - тенденцию к согласию, 4 -полное согласие. Для выявления отношений учащихся к утверждениям по этому фактору поде читыв алое ь общее среднее их ответов на все утверждения, которые ранжировались от 1 до 4 баллов. Чем выше среднее, тем выше уровень согласия участников с утверждением. Каждое из факторов анализировалось таким же образом.

В. Условия мира и сосуществования: утверждения 24, 26, 28, 29, 31 и 32 относятся к идее, что учение в смешанной школе может быть условием для мира и делать значительный вклад к арабо-еврейскому существованию. Каждого участника просили выбрать одну из возможностей, которая выражает его/ее отношение к утверждениям.

Возможности выстраивались в возрастающем порядке от 1 до 4 баллов, где 1 выражает несогласие и полное возражение с утверждением, 2 выражает тенденцию к несогласию, 3 - тенденцию к согласию, 4 - полное согласие. Для выявления отношений учащихся к утверждениям по этому фактору подсчитывалось общее среднее их ответов на все утверждения, которые ранжировались от 1 до 4 баллов. Чем выше среднее, тем выше уровень согласия участников с утверждением. Каждое из факторов анализировалось таким же образом.

С. Причиной разрыва в уровне образования является политика дискриминации: утверждение 1, 2, 3, 9 и 10 имеют смысл в том, что разрыв между арабским и еврейским секторами в академическом уровне порождается дискриминационной политикой, проводимой государством в течение многих лет. Каждого участника просили выбрать одну из возможностей, которая выражает его/ее отношение к утверждениям. Возможности выстраивались в возрастающем порядке от 1 до 4 баллов, где 1 выражает несогласие и полное возражение с утверждением, 2 выражает тенденцию к несогласию, 3 - тенденцию к согласию, 4 - полное согласие. Для выявления отношений учащихся к утверждениям по этому фактору подсчитывалось общее среднее их ответов на все утверждения, которые ранжировались от 1 до 4 баллов. Чем выше среднее, тем выше уровень согласия участников с утверждением. Каждое из факторов анализировалось таким же образом, D, Учебники и программы в еврейском секторе лучше, чем в арабском: утверждение 4, 5, 6 и 7 гласят, что учебники, программы и уровень обучения в еврейском секторе лучше, чем в арабском секторе. Каждого участника просили выбрать одну из возможностей, которая выражает его/ее отношение к утверждениям. Возможности выстраивались в возрастающем порядке от I до 4 баллов, где I выражает несогласие и полное возражение с утверждением, 2 выражает тенденцию к несогласию, 3 - тенденцию к согласию, 4 -полное согласие. Для выявления отношений учащихся к утверждениям по этому фактору подсчитывалось общее среднее их ответов на все утверждения, которые ранжировались от 1 до 4 баллов. Чем выше среднее, тем выше уровень согласия участников с утверждением.. Каждое из факторов анализировалось таким же образом. Е. Сегрегация в обучении благоприятна в отношении сохранения арабской идентичности, языка и морали даже за счет реализации своих прав: утверждения 19, 20, 30, 33, 35 выражают идею, что сегрегация в обучении благоприятна для сохранения арабской идентичности, языка и морали даже за счет реализации своих прав. Каждого участника просили выбрать одну из возможностей, которая выражает его/ее отношение к утверждениям. Возможности выстраивались в возрастающем порядке от 1 до 4 баллов, где 1 выражает несогласие и полное возражение с утверждением, 2 выражает тенденцию к несогласию, 3 - тенденцию к согласию, 4 полное согласие. Для выявления отношений учащихся к утверждениям по этому фактору подсчитывалось общее среднее их ответов на все утверждения, которые ранжировались от 1 до 4 баллов. Чем выше среднее, тем выше уровень согласия участников с утверждением. Каждое из факторов анализировалось таким же образом. F. Арабы разделяют вину и частично ответственность за неудовлетворительную ситуацию: утверждения 8, II,. 37 и 38 выражают идею о том, что арабы разделяют вину и частично ответственность за неудовлетворительную ситуацию. Каждого участника просили выбрать одну из возможностей, которая выражает его/ее отношение к утверждениям. Возможности выстраивались в возрастающем порядке от I до 4 баллов, где 1 выражает несогласие и полное возражение с утверждением, 2 выражает тенденцию к несогласию, 3 - тенденцию к согласию, 4 — полное согласие, Для выявления отношений учащихся к утверждениям по этому фактору по дочитывал ось общее среднее ик ответов на все утверждения, которые ранжировались от 1 до 4 баллов. Чем выше среднее, тем выше уровень согласия участников с утверждением. Каждое из факторов анализировалось таким же образом.

G. Языком обучения является арабский и иврит: утверждения 22, 23 и 25 гласят, что языком обучения арабский язык и иврит. Каждого участника просили выбрать одну из возможностей, которая выражает его/ее отношение к утверждениям. Возможности выстраивались в возрастающем порядке от 1 до 4 баллов, где 1 выражает несогласие и полное возражение с утверждением, 2 выражает тенденцию к несогласию, 3 - тенденцию к согласию, 4 -полное согласие. Для выявления отношений учащихся к утверждениям по этому фактору подсчитывалось общее среднее их ответов на все утверждения, которые ранжировались от { до 4 баллов. Чем выше среднее, тем выше уровень согласия участников с утверждением. Каждое из факторов анализировалось таким же образом.

Н. Только государство ответственно за эту ситуацию: утверждения 12, 13 и 36 говорят о том, что арабская система образования является зависимой от системы образования на иврите. Каждого участника просили выбрать одну из возможностей, которая выражает сто/ее отношение к утверждениям. Возможности выстраивались в возрастающем порядке от І до 4 баллов, где 1 выражает несогласие и полное возражение с утверждением, 2 выражает тенденцию к несогласию, 3 - тенденцию к согласию, 4 - полное согласие. Для выявления отношений учащихся к утверждениям по этому фактору подсчитывалось общее среднее их ответов на все утверждения, которые ранжировались от 1 до 4 баллов. Чем выше среднее, тем выше уровень согласия участников с утверждением. Каждое из факторов анализировалось таким же образом.

Похожие диссертации на Модель межэтнической интеграции учащихся в системе образования Израиля