Содержание к диссертации
Введение
Глава I. Историко-педагогическая эволюцию гражданско-патриотического воспитания в России 21
1. Духовно-исторические основы гражданско-патриотического воспитания в России 21
2. Историко-педагогические подходы к гражданско-патриотическому воспитанию молодежи 47
3. Современное состояние гражданско-патриотического воспитания студенческой молодежи 74
Глава II. Содержание и организация гражданско-патриотического воспитания студентов технического университета 104
1. Диагностика гражданской культуры и патриотических чувств студентов как условие воспитания 104
2. Содержание гражданско-патриотического воспитания студентов технического университета 127
З. Студенческое самоуправление как условие становления гражданской ответственности молодежи 148
Заключение 172
Список литературы 181
Приложения 197
- Духовно-исторические основы гражданско-патриотического воспитания в России
- Историко-педагогические подходы к гражданско-патриотическому воспитанию молодежи
- Диагностика гражданской культуры и патриотических чувств студентов как условие воспитания
Введение к работе
Актуальность темы исследования. Начало двадцать первого века в России характеризуется сложными экономико-культурными преобразованиями. На первый план выступают задачи создания суверенного, демократического, экономически развитого государства. Их решение требует формирования у граждан, особенно молодежи, за которой - будущее страны, активной жизненной позиции, высоких морально-психологических и деятельностных качеств, среди которых важное место занимают ответственность перед обществом и патриотизм. Это актуализирует вопросы гражданско-патриотического воспитания, требует нового прочтения традиций отечественной педагогики, анализа широкого спектра факторов, влияющих на процессы организации воспитания: условий рыночной экономики, когда человек может не только свободно распоряжаться своим профессиональным капиталом, но и выступать в роли создателя рабочих мест, свобода совести, влияние процессов глобализации, требующих от молодого человека высокого напряжения моральных сил и повышение требований к личностному и профессиональному уровням развития.
Ситуация осложняется тем, что за последние 100 лет Россия дважды оказывается в положении идейно-ценностного кризиса: вместо православной дореволюционной идеологии, скреплявший имперскую Россию и служившей основой воспитательной системы государства, была насильственно внедрена коммунистическая идея. Спустя семь десятилетий с распадом Советского Союза происходит обрушение тотальной коммунистической идеологии. Результатом стал тот факт, что Россия, как и 70 лет назад, ищет точки опоры общей системы воспитания молодежи и гражданско-патриотического воспитания, как одной из важнейших составляющих любой воспитательной системы, в частности.
Гражданственность и патриотизм, как основные категории любой государственной идеологии, оказались в постсоветский период на пересечении самых различных точек зрения, включая попытки полного отрицания необходи-
мости воспитания данных качеств у молодого поколения. Вышеизложенное позволяет сделать вывод не об актуальности, но о существенном запаздывании в разработке вопросов гражданско-патриотического воспитания.
Успешное гражданско-патриотическое воспитание включает в себя формирование позитивного отношения воспитуемого к целям педагогической деятельности. В связи с тем, что в течение десятилетия, последовавшего за распадом геополитической системы Советский Союз понятие «воспитание» было фактически изъято из нормативно-правового оборота, произошло ослабление внимания теоретиков педагогики к этой проблеме не только в высшей школе, но на всех уровнях воспитательного и образовательного процессов. Кроме того, вызывает озабоченность аполитичность молодежи, которая проявляется в отсутствии опыта просоциальной деятельности по причине свертывания молодежных организаций или их ориентации на асоциальные цели.
В то же время гражданско-патриотическое воспитание студенческой молодежи технического университета приобретает особое значение в условиях начавшейся стабилизации рыночных отношений, так как студенчество - одна из самых динамичных и многочисленных групп России, что отражает общие тенденции развития социума. Студенты технических вузов - будущая промышленная элита страны, от которых в ближайшем будущем будет зависеть не только экономическое благополучие государство, но и восстановление политического статуса страны на мировой арене.
Ситуация жизненного самоопределения молодежи сегодня неоднозначна. С одной стороны, представители молодого поколения составляют значительную долю в составе новых социальных слоев общества - предпринимателей, менеджеров, банковских работников. Увеличилось число молодых людей, возглавляющих собственные общественные и политические партии. С другой стороны молодежь оказалась одной из самых незащищенных социальных групп, значительно ухудшилось её материальное положение, наблюдается глубокое противоречие, вызванное несоответствием требований новых социально-экономических условий и качеств личности молодых людей, которые тра-
диционно воспитываются в процессе обучения. Но без сформированной гражданственности и чувства патриотизма сформированные в процессе обучения качества личности будут работать не на благо страны, а на деструктивные процессы.
В декабре 1997 года был подписан Закон «О свободе совести и религиозных объединениях». В Преамбуле Закона признается особая роль православия в истории России, в становлении развития её духовности и культуры. Это признание углубляет и расширяет содержание педагогических условий воспитания, которое, согласно пункту 2 статьи 14 Закона «Об образовании» ориентировано на интеграцию личности в национальную и мировую культуру.
Теоретические исследования помогают осмыслить вопросы гражданско-патриотического воспитания и социальной активности молодежи. Но в связи с коренными преобразованиями в российском обществе - изменением политического строя, разработкой новой национальной концепции экономики, изменением требований государства по отношению к системе образования, переходом от плановой к рыночной экономике и, как следствие, резким расслоением и деклассацией общества, возникновением и развитием конфликтов на национальной почве, изменением сознания людей, разрывом связей между поколениями возникает необходимость разработки соответствующей современным требованиям научно-обоснованной системы гражданско-патриотического воспитания молодежи. Новая система должна учитывать ценностные сдвиги, имеющие место в российском обществе, разрушение доминировавших в советский период и формирование новых социо-экономических традиций, связанных с формированием классов предпринимателей и наемных работников.
В этих условиях тема духовности в гражданско-патриотическом воспитании приобретает особое значение и оказывается созвучной современности. Включение духовно-нравственных компонентов в содержание гражданско-патриотического воспитания современной молодежи может приостановить формирование меркантильного, потребительского идеала, активно индокрини-руемого в сознание молодежи СМИ, который приводит к потере способности к
сопереживанию, взаимной поддержке, ответственности за последствия своей профессиональной деятельности. Практика показывает, что самые потенциально результативные преобразования обречены на провал, если в них нет главного - духовной ориентации этих преобразований.
Мы полагаем, что внесение религиозной ответственности способно повысить моральные качества хозяйствующей личности и, таким образом, способствовать экономическому прогрессу России. Успехи в хозяйствовании должны рассматриваться через призму ценностей служения, а не удовлетворения личных эгоистических интересов, враждебных обществу. Игнорирование духовного содержания и религиозно-нравственной ценности экономической деятельности гражданина, сведение её исключительно к материальному обогащению приводит к утрате чувства долга, разрушению самодисциплины.
Вопросы гражданственности и патриотизма России рассматривались представителями прогрессивной философской и общественной (Д. Веневитинов, В. Кюхельбекер, Ф.М. Достоевский, П.Я. Чаадаев, А.И. Герцен, В.Г. Белинский, И.В. Киреевский, Н.Я. Данилевский, А.С. Хомяков, К.С. Аксаков, B.C. Соловьев, А.И. Стронин, А.И. Ильин, Н.А. Бердяев, Н.И. Ульянов), которые считали основой российской гражданственности и патриотизма православие, любовь к земле, привычку к труду, склонность к соборности, т.е. привычке «держать внутри себя собор со всеми», душевность народа, неприятие полигенизма «даже на полицейском уровне».
К началу XIX века были сформированы основные направления воспитания гражданственности и патриотизма: укрепление молодых людей в правилах веры, т.е. воспитание нравственности, образование ума и сердца - познание героической истории своей страны, изучение прав и обязанностей. Церковь всегда оказывала огромное влияние на сознание россиян, основное содержание прав и обязанностей доносилось до россиян через проповеди. Православный религиозный идеал определял нравственные ценности и в отношении хозяйствования, повседневного труда, богатства, накопления. Любая мир-
екая деятельность оценивается православием по её духовному и нравственному содержанию.
В начале XIX века в России начинает формироваться революционная педагогика, представители которой рассматривали гражданственность как необходимость бороться за изменение существующего порядка в стране через насильственное свержение самодержавия (А.Н. Радищев, декабристы, В.Г. Белинский, Н.А. Добролюбов). Позиция просветителей гуманистов была более мягкой, направленной на самосовершенствование человека, повышение уровня его образованности, укрепление в правилах веры, формирование осознанной необходимости трудиться на благо общества и приносить государству пользу на той ступени социальной лестницы, на которой он находится (Н.И. Новиков, И.П. Пнин, Н.М. Карамзин, В.А. Жуковский, Н.М. Карамзин, И.И. Мартынов, И.Ф. Богданович, СП. Шевырев, И.И. Куницын, К.Д. Ушинский, Н.Ф. Бунаков, В.Я. Стоюнов, А.А. Мусин-Пушкин, И.М. Ястребцов, М.Г. Гав-рилов, В.Н. Сорока-Россинский, П.Ф. Каптерев, Н.Л. Ярош). Представителями обоих направлений признавалась приоритетной опора в воспитании на присущие именно российскому народу черты характера, родной язык, литературу, религию. В XIX веке, в связи со стремительным развитием высшего образования в России внимание было обращено и на воспитание в стенах университетов (К.П. Яновский, А.П. Нечаев, В.П. Вахтеров, В.М. Бехтерев). Внимание в вопросам воспитания гражданственности и патриотизма было обострено в начале XX века, особенно с началом Первой мировой войны. Победы немецкой армии объяснялись тем, что у Германии есть национальная школа, а в России её нет. Безусловным признавалось стремление развить в молодых людях любовь и уважение к стране, к которой он принадлежит, в то же время педагогами осознавалась опасность чрезмерным увлечением формирования понятия исключительности свой нации. Предлагался средний путь — культивируя положительное отношение к своему государству, истории, культуре, религиозной основе не игнорировать достижения других наций.
Развитие российской педагогической мысли было прервано социальным переворотом 1917 года, в течение 70 лет педагогика рассматривала воспитание гражданственности и патриотизма только через призму революционной целесообразности - готовность отречься от всего, что связывало народ с дореволюционным прошлым, отрицание православной морали, понятия частной собственности, уважения к памяти предков. Истинные гражданственность и патриотизм могли быть только советскими (В.И. Ленин, Н.К. Крупская, А.П. Макаренко, В.А. Сухомлинский, Л.В. Метелица, Р.И. Хмелюк, М.П. Рогачев, М.А. Свердлин). Но, несмотря на беспрецедентное гонение на церковь и широкомасштабную антирелигиозную пропаганду в течение всего советского периода, правительству не удалось полностью выдавить из сознания россиян понятия веры (М.В. Шкаровский, Д.В. Поспеловский). Вся система гражданско-патриотического воспитания в советской стране была основана на единой марксистско-ленинской идеологии. Ведущими гражданскими и патриотическими качествами личности были прияты готовность к борьбе за коммунистические идеалы, проявляющиеся в политической, общественной трудовой деятельности. Но советская система гражданско-патриотического воспитания имела свои положительные стороны - она охватывала молодежь на всех уровнях образования, имела разветвленную сеть молодежных общественных организаций, активно индокринировала в сознание молодежи такие гражданские качества, которые ценны в любом обществе — уважение к законности, трудолюбие, любовь к своей стране, но акцент с интересов личности был смещен на интересы государства, самостоятельность и активность гражданина жестко лимитировались однопартийной диктатурой, культивируя постепенно у молодежи иждивенческое отношение по отношению к государству.
В настоящее время воспитание гражданина и патриота определяется задачами подготовки молодежи к жизни в демократическом обществе и правовом государстве. При этом интересы общества должны включать совокупность интересов отдельных личностей и групп населения. Одновременно интересы личности должны быть интегрированы в интересы общества и государства и
способствовать их развитию и укреплению. В последнее десятилетие государство обратило самое пристальное внимание на данную проблему. Все важнейшие правительственные документы Закон РФ «Об образовании» в редакциях от 1992 и 1996 гг, Национальная доктрина образования в Российской Федерации (Проект), Федеральная программа развития образования, утверждена в 2000 г., программы, принятые на федеральном уровне в течение последних лет - «Молодежь России», «Программа развития воспитания в системе образования России», «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы», «Рекомендации по организации внеучебной работы со студентами в образовательном учреждении высшего профессионального образования», «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы», «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года» основными направлениями воспитания провозглашены: воспитание гражданственности и патриотизма, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к своей Родине, семье, духовности.
Вопросы гражданско-патриотического воспитания молодежи в настоящее время рассматриваются многими авторами: В.Н. Афонина, В.И. Байденко, А. Бартоломей, Е.В. Бондаревская, Т.И. Власова, А.Н. Вырщиков, З.Т. Гасанов, А.А. Козлов, М.Б. Кусмарцев, И.А. Липский, В.И. Лутовинов, М. Немиров-ский, А. Новикова, М.А. Шкробова, П.А. Савотина, СИ. Кожевников, Т.Ю Сайпулаева, И.Н. Сиземская, Г.Н. Филонов. Исследователи отмечают, что сложности в развитии данного направления воспитания и депатриотизация молодежи вызваны сложившимися в стране объективными обстоятельствами, к числу которых относятся: ослабление российского государства в целом, отсутствие сформированной общенациональной идеи, неспособность государства защитить интересы молодежи, неоправданная критика и дискредитация патриотической идеи в обществе, негативное влияние средств массовой информации, отсутствие влиятельной молодежной организации и многие другие.
Большинство воспитательных концепций, включающих в себя граждан-ско-патриотическое воспитание, относятся к школьному образованию (В.А.
Караковский, З.А. Малькова, Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова, Н.М. Талан-чук), намного меньше — к вузовскому (В.Т. Лисовский). В то же время многие высшие учебные заведения страны имеют свои авторские воспитательные концепции (Калужский государственный педагогический университет, Московская государственная академия пищевой промышленности, Московский Государственный технологический университет, другие). Современные воспитательные концепции содержат в своей основе элементы формирующейся в обществе национальной идеи -- это патриотизм, державность, труженичество, рыночность, частная собственность, религиозная и национальная толерантность. Воспитание религиозной и национальной толерантности пересекаются с интернациональным воспитанием, поскольку Россия была и остается многонациональной страной.
В методическом плане предлагаются решение вопросов гражданско-патриотического воспитания через средства архитектурного проектирования Карпанина Е.Н.), иностранного языка (Сахапова Х:Ф.), средствами военной и общефизической подготовки (Самарец Г.А.), на примере изучения общественных и гуманитарных дисциплин (Кожевников СИ.), средствами музейной деятельности, организацию студенческого самоуправления (Певзнер В.М., Кре-щенко И.Н.), через овладение религиоведческими знаниями в курсах истории и обществознания (Кондратенко И.Н.), ознакомление с религиозными знаниями в общем образовательном процессе (Кудряшова А.Н.).
В нашем исследовании духовная ориентация гражданско-патриотического воспитания в техническом вузе осуществляется на основе включения в общий воспитательный процесс педагогического потенциала религии, что обусловлено тем, что в России наблюдается рост числа верующих среди всех социальных слоев населения. Результаты нашего исследования также показали, что в 2006 г. уже 68 % первокурсников Южно-Российского технического университета отнесли себя к верующим по сравнению с 40 % - в 2002 г.
Анализ состояния проблемы в педагогической теории и практике показывает, что существует противоречие между потребностью российского общества в духовно ориентированных гражданах-патриотах и недостаточным вниманием к данному аспекту воспитания в условиях профессионального образования. Фактор возрастающей религиозности молодежи и потенциал взаимодействия с Русской Православной Церковью (РПЦ) недостаточно учитывается в образовательном процессе высшей школы, в то время как в России религия традиционно оказывала и оказывает влияние на все стороны социальной и экономической жизни. Наблюдается дефицит работ по организации гражданско-патриотического воспитания студенческой молодежи в целостном образовательном процессе. При построении воспитательной работы со студенческой молодежью не учитывается фактор стихийного вхождения страны в рыночную экономику и др.
Выявленное противоречие обусловило следующую проблему исследования: при каких условиях возможно и эффективно гражданско-патриотическое воспитание студенческой молодежи в современных условиях?
Вышеизложенное дало основание определить следующую тему диссертационного исследования: «Духовная ориентация гражданско-патриотического воспитания в техническом вузе».
Цель исследования: обосновать духовные основы гражданско-патриотического воспитания и разработать педагогические условия его организации в техническом вузе.
Объект исследования: гражданско-патриотическое воспитание студентов, обучающихся в техническом университете.
Предмет исследования: педагогические условия организации духовно ориентированного гражданско-патриотического воспитания в техническом вузе.
Гипотеза исследования состоит в предположении, что гражданско-патриотическое воспитание студентов технического университета обретет духовную ориентацию если:
система гражданско-патриотического воспитания студентов будет базироваться на совокупности концептуальных идей, актуализирующих духовную составляющую гражданской культуры российского общества, патриотических чувств и гражданской ответственности, реализующихся в конкретной хозяйственно-предпринимательской деятельности будущих специалистов;
будет разработана теоретическая модель духовно-ориентированного гражданско-патриотического воспитания студентов технического университета, включающая, совокупность гражданских, патриотических, социальных, духовных, в том числе религиозных, и хозяйственно-предпринимательских потребностей студентов;
предпринимательская культура будущих специалистов технического профиля будет развиваться на основе гражданских прав и обязанностей, с опорой на духовные принципы, которые будут осуществляться через: а) совместную деятельность социальных служб; б) культурно-просветительных служб; в) деятельность церкви;
студенческое самоуправление, основанное на демократических принципах, станет личностно-деятельностной основой гражданско-патриотического воспитания личности будущего специалиста технического профиля.
В соответствии с целью, объектом, предметом и выдвинутой гипотезой определены следующие задачи исследования:
Выявить культурно-исторические истоки гражданско-патриотического воспитания студентов.
Разработать теоретическую модель духовно ориентированного гражданско-патриотического воспитания, обеспечивающую реализацию гражданских, патриотических, социальных, духовных, в том числе религиозных потребностей студентов.
Разработать направления совместной деятельности различных служб по духовно-ориентированному гражданско-патриотическому воспитанию студентов (обеспечение воспитательного процесса кураторов, психологической
поддержки, центра маркетинговых исследований, клуба интернациональной дружбы, Союза студентов, городского молодежного парламента, РПЦ).
4. Определить демократическое содержание студенческого самоуправления как фактор развития гражданской ответственности и патриотизма современной молодежи.
Теоретико-методологической основой исследования явились методологические подходы к образовательной и воспитательной деятельности:
системный, который позволяет в рамках нашего исследования рассматривать гражданско-патриотическое воспитание в системе общего воспитания в вузе (Королев Ф.Ф., Кохановский В.П.);
личностно ориентированный, позволяющий рассмотреть гражданскую зрелость личности (Бондаревская Е.В., Сериков В.В.);
духовно ориентированный, включающий идеи приоритетности духовного развития личности (Власова Т.И., Ильин Н.А., Кислицын С.А.);
деятельностный, определяющий активную позицию личности в деятельности (Буева Л.П., Леонтьев А.Н.), как условие её профессиональной подготовки;
культурологический, позволяющий рассматривать систему студенче
ского воспитания как трансляцию культурного опыта (Бондаревская Е.В., Гес
сен СИ., Лихачев Б.Т.).
При отборе теоретических основ и источников в исследовании учтены базовые положения законодательства Российской Федерации, а также положения государственных программных документов: Национальная доктрина образования в РФ (2000 год), Государственные программы патриотического воспитания граждан РФ на 2001-2005 и 2006-2010 годы, Рекомендации по организации воспитательной работы в вузах, Закон «О свободе совести и религиозных объединениях», Основы социальной концепции РПЦ и др.
Методы исследования: для решения поставленных задач и проверки гипотезы исследования использовался комплекс методов теоретического и эмпирического характера: анализ философской, политической, законодательной,
педагогической, психологической, религиозной и методической литературы по теме исследования; изучение существующих концепций воспитания в различных вузах страны; наблюдение за практикой учебно-воспитательной деятель-нострі в университете, обобщение и анализ педагогического опыта; педагогический эксперимент и ретроспективный анализ результатов педагогической деятельности; методы систематизации и анализа результатов экспериментальной деятельности, в том числе беседы, включенное наблюдение и др.
Опытно-экспериментальной базой исследования явился ряд факультетов Южно-Российского государственного технического университета (НПИ).
Исследование проводилось в течение шести лет и включало три этапа.
Первый этап (2002-2004 гг.). Изучалась степень разработанности проблемы в педагогике, политологии, законодательстве, психологии, методике. Проводились сбор и анализ необходимых теоретических материалов по данной теме, разработка теоретических основ исследования, изучение уровня сформированности гражданственности и патриотизма студентов технического университета и степень их готовности к участию в мероприятиях гражданско-патриотической направленности. Выполнялась работа куратора студенческой группы. Осуществлено создание студенческой организации «Союз студентов «Новочеркасский политехник».
Второй этап (2004-2005 гг.). Проводились анализ и систематизация психолого-педагогической, политической, методической литературы, анализировались воспитательные концепции и модели воспитательной работы в различных высших учебных заведениях страны, разрабатывалась авторская методика исследования сформированности гражданско-патриотических качеств студентов, на основе диагностики и анализа полученных данных разрабатывался план работы куратора студенческой группы, рекомендации по организации работы органа студенческого самоуправления «Союз студентов «Новочеркасский политехник».
Третий этап (2006-2007 гг). Обрабатывался теоретический материал, обрабатывались и интерпретировались полученные практические данные, завершалось литературное оформление диссертационного исследования.
Научная новизна исследования состоит в том, что в рамках духовно-ориентированного подхода определена совокупность педагогических условий гражданско-патриотического воспитания современных студентов, в том числе:
сформулированы концептуальные положения гражданско-
патриотического воспитания с опорой на духовные основания веры и с уче
том единства государственной и национальной идеологии как системы отра
жения общенациональных ценностей;
определена содержательная взаимосвязь между гражданским и патриотическим воспитанием студентов;
определены уровни и критерии гражданско-патриотической воспитанности личности;
обоснована педагогическая возможность использования исконно российских моральных регулятивов гражданского поведения молодежи в условиях становления рыночных отношений в стране с учетом требований современного рынка труда к личностным и профессиональным качествам специалиста технического профиля;
показаны особенности педагогического сопровождения студенческого самоуправления, направленного на демократизацию отношений между коллективами преподавателей и студентов.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в нем разработана структурно-функциональная модель гражданско-патриотического воспитания студентов в целостном образовательном процессе технического университета; обоснованы компоненты и принципы данной системы; уточнено содержание понятия «гражданско-патриотическое воспитание студентов технического университета» как духовно-практическое взаимодействие студентов и преподавателей, направленное на становление молодого человека как гражданина демократического государства, действующего на основе ценностей де-
мократии, государственных законов, религиозных основ и этики рыночной экономики, ориентированного на достижение социально и индивидуально значимых целей на основе идеалов служения Отечеству при уважении ко всем народам, населяющим Россию и другие страны.
Положения, выносимые на защиту:
1. Духовно-исторические основы граоїсданско-патриотического воспитания в России базируются на совокупности концептуальных идей:
Исторически отечественная система воспитания развивалась на основе отождествления национальной и государственной идеологии в условиях многочисленных оборонительных войн. Патриотизм при этом становится основой гражданского воспитания: формируется возвышенное отношение населения к защите государства, самоотречение во имя победы, служение Отечеству в отличие от европейского отношения к гражданскому долгу как защите индивидуальной собственности и частной жизни. Основным интегративным фактором, определяющим патриотическую идеологию государства, была акцентируемая православная общность. Из православия выросла главная черта русской цивилизации - соборность — стремление к высшим духовным ценностям: Истине, Добру, Красоте.
Христианские нормы морали являлись духовным регулятором и патриотизма, и гражданских обязанностей населения России, что проявлялось в любви к родной земле, достойном исполнении служебного долга, помощи ближним на всех ступенях сословной иерархии, способам приобретения и сохранения богатства, корректном отношении к экономической деятельности других членов общества, доверии к партнеру, верности слову.
Начавшийся исторический разрыв между гражданским и патриотическим воспитанием молодежи советского периода был обусловлен отказом от религиозно-духовных основ и опорой на тоталитарную государственную идеологию. Гражданское воспитание в таком контексте было оторвано от патриотических чувств и лишено реальных конституционных прав на плюрализм политических ориентиров, частную собственность и
свободу вероисповедания, что, в свою очередь, является атрибутивными характеристиками развитого гражданского общества.
2. Гражданско-патриотическое воспитание студентов технического университета определено как духовно-практическое взаимодействие студентов и преподавателей, направленное на становление молодого человека как гражданина демократического государства, действующего на основе ценностей демократии, государственных законов, религиозных основ и этики рыночной экономики, ориентированного на идеалы служения Отечеству при уважении ко всем народам, населяющим Россию и другие страны.
3). Гражданско-патриотическое воспитание опирается на принципы:
неразрывной связи с Отечеством и сформированной ответственности перед обществом и государством;
физического развития, ориентированного на службу в армии;
приоритетности культурного наследия и духовных ценностей России;
4) преемственности в воспитании гражданских и патриотических
чувств;
конкурентоспособности современного специалиста, способного к профессиональной деятельности в условиях рыночной экономики;
толерантности в отношении конфессиональной принадлежности членов общества;
социальной ответственности в хозяйственной деятельности;
систематического духовного просвещения молодежи по наиболее актуальным вопросам современной жизни.
4. Модель духовно ориентированного гражданско-патриотического воспитания современных студентов разработана на основе 1) взаимосвязи гражданских прав и обязанностей личности, патриотических чувств, социальных и духовных потребностей студентов; 2) интеграции когнитивного, нравственно-волевого уровней личности (осмысление и осуществление гражданских феноменов студенческой жизни) с эмоционально-чувственным уровнем (сопе-
реживание и участие в патриотических и интернациональных учебных и межличностных взаимодействиях).
5. Реализация социальных и духовных потребностей студентов осущест
вляется через:
а) службу кураторов, содержание деятельности которой включает разви
тие у студентов установки на социально-ориентированный труд с использова
нием принципа амбивалентности государственного и личного интереса, а так
же ориентацию будущей деятельности технических специалистов с учетом
патриотической позиции и моральных регулятивов религиозного миропони
мания, основанной на нравственной ценности хозяйственной деятельности.
Личный и профессиональный успех специалиста определяется по критериям
ценностей служения, а не удовлетворения личных эгоистических интересов,
враждебных обществу;
б) направления деятельности кураторской службы технического универ
ситета включает полноценное сотрудничество с Союзом студентов, Клубом
интернациональной дружбы, Центром маркетинговых исследований рынка
труда, службой психологической поддержки, представителями РПЦ в рамках
Соглашения о сотрудничестве ГОУВПО «Южно-Российский государственный
технический университет» (Новочеркасский политехнический институт) и Но
вочеркасского благочиния Ростовской Епархии РПЦ. В работе нами были сде
ланы акценты на слабые точки в гражданско-патриотическом воспитании, а
именно: обеспечение безопасности российского государства, сохранение са
мобытности и государственной независимости России, преодоление неуваже
ния к институту законности, кризис семьи, связанные с этим вопросы падения
рождаемости.
6. Демократическое содержание студенческого самоуправления являет
ся условием становления гражданской ответственности студенческой моло-
деоіси.
Гражданская ответственность студенческого самоуправления реализуется посредством студенческого тъюторства, проведение маркетинговых ис-
следований рынка труда, оказания нуждающимся психологической поддержки, организации интернациональных контактов, активного участия в работе студенческого Ученого совета университета, молодежного парламента на городском уровне и Центра связи с Епархией.
Педагогическое сопровождение студенческого самоуправления направлено на преодоление разрыва между коллективом преподавателей и студентов и обеспечивает демократические отношения при решении задач профессионального образования и воспитания.
7. Результаты проведенного эксперимента показали, что гражданские и патриотические ценности в сознании студентов переместились с периферийных позиций к центру, положительная динамика отмечена по отношению к гражданско-патриотическим ценностям: чувству долга, духовно-нравственной ориентации на российские традиции. В экспериментальной группе существенно изменилось отношение молодых людей к своей активной гражданской позиции в обществе.
Выполненная работа подтвердила выдвинутую гипотезу о возможности совершенствования системы гражданско-патриотического воспитания с учетом современных реалий действительности: формирования новой национальной идеологии и становления рыночных отношений по форсированному варианту через опору при построении системы гражданско-патриотического воспитания на исконно российские моральные регулятивы, учет возрастающей религиозности молодежи и влияния веры, на основе уважения к достижениям и заслугам предыдущих поколений.
Практическая значимость исследования заключается в разработке пакета диагностических методик по изучению гражданско-патриотической воспитанности студентов; спецкурса и рекомендаций по организации работы куратора студенческой группы, направленных на актуализацию духовной составляющей гражданско-патриотического воспитания; практических рекомендаций по организации и совершенствованию гражданско-патриотического направления работы органа студенческого самоуправления Союза студентов
«Новочеркасский политехник», сценариев студенческих конференций, ориентирующих на развитие гражданско-патриотических качеств и предпринимательской культуры молодежи.
Достоверность и обоснованность результатов диссертационного исследования обеспечиваются современной методологией философской, психолого-педагогической и социологической наук, применением комплекса методов, соответствующих цели исследования, подтверждением выдвинутой гипотезы результатами исследования, количественным и качественным анализом, личным участием автора в опытно-педагогической работе.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялось посредством публикаций научных статей и тезисов (12 работ, общий объем 4,59 п.л.), в процессе выступлений на научно-методических семинарах, заседаниях кафедр педагогики РГПУ, английского и французского языков ЮРГТУ (НПИ), на общероссийских и региональных научных конференциях: «Приоритетные направления развития высшего технического образования в XXI веке» (Новочеркасск, 2000 г.), «Региональные проблемы подготовки специалистов технического профиля» (Нижний Новгород, 2002), «Ценностные и профессиональные ориентации преподавателя технического вуза» (Новочеркасск, 2002), «Воспитательная работа в вузах: традиции и современность» (Новочеркасск, 2003), «Развитие личности в образовательных системах Южно-Российского региона» (XXIV психолого-педагогические чтения Юга России. - Ростов-на-Дону, 2005; XXV психолого-педагогические чтения Юга России. - Ростов-на-Дону, 2006), «Духовно-нравственное воспитание: теория и практика» (электронный ресурс, 2007. - Вып. 1. Реж. доступа: httpTyrspiiedaiti/univeratv /publish/pednauka/12007 l/Kozlovskayajitni).
Структура исследования диссертации состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. Общий объем работы составляет 180 страниц машинописного текста.
Духовно-исторические основы гражданско-патриотического воспитания в России
Понятие гражданско-патриотического воспитания в настоящее время связано с формированием гражданского общества, правового государства, новых идеологических ориентиров России и включает развитие гражданского самосознания молодежи, осознание своей роли в развитии и процветании государства, овладение политической, правовой культурой и культурой межнационального общения, развитие навыков социальной активности формирование гражданской позиции, умение жить в условиях рынка и обеспечить себе экономическую независимость.
Сложность и многогранность данного направления воспитательной работы предполагает опору на несколько методологических подходов в её организации.
Системный подход - совокупность методологических принципов, в основе которого лежит рассмотрение объектов как систем, впервые предложенный для применения в педагогических исследованиях Королевым Ф.Ф. [87]. Исходя из того, что образование является живой, развивающейся системой, и при её рассмотрении следует использовать понятие подсистем, мы рассматриваем гражданско-патриотичеекое воспитание как подсистему, входящую в состав более высокого уровня организации — систему образования в техническом университете, которая, в свою очередь, является частью городской, областной и государственной образовательных систем. Одновременно данная подсистема может представлять собой относительно автономную систему со своими компонентами - целями, задачами и принципами, формами, методами и направлениями воспитания.
Субъектами системы гражданско-патриотического воспитания, во взаимодействии которых достигается цель, являются студенты, преподаватели и разработчики методологического обеспечения. Объектами - содержание образования: теоретические процессы, описание процессов и явлений, а также данные, полученные в ходе практической деятельности, т.е. источники информации, которые после усвоения субъектом превращаются в качества личности и мировоззрение, систему ценностей и смыслов (Бондаревская Е.В., Коханов-ский В.П.,) [22, 89, 90].
Изучение отдельных компонентов системы будет анализироваться в их взаимосвязи, развитии, движении. Система строится на основе принципов историзма — т.е. преемственности или связи прошлого, настоящего и будущего.
Предполагается, что система гражданско-патриотического воспитания будет охватывать содержание этого направления воспитания на всех уровнях обучения в техническом университете, начиная от первичного коллектива группы до университетских органов управления. Обязательным условием функционирования системы является её взаимодействие со средой, без обмена информацией с которой система существовать не может, и с учетом всех факторов, влияющих на воспитание личности.
Личностный подход —. ориентация всего педагогического процесса на личность студента как цель, результат и главный критерий её эффективности. Данный подход основан на признании уникальности личности каждого студента, её интеллектуальной и нравственной свободы, права на уважение, опору на развитие творческого потенциала молодого человека как будущего активного гражданина общества и создание для этого соответствующих условий.
Личностный подход в системе гражданско-патриотического воспитания обусловлен социально-экономическими условиями нашего общества и становлением в стране рыночных отношений, когда выпускники вузов могут свободно распоряжаться своим главным капиталом - квалификацией, быть не только наемными работниками, но и выступать в качестве создателей рабочих мест. Условия рыночной экономики требуют профессиональной мобильности, готовности повышать профессиональный уровень в течение всей жизни, проявлять профессионально значимые качества, к которым относится самостоятельность, стремление к творческому развитию. Большое значение для развития этих качеств имеет ситуация успеха, создание которой зависит от преподавателя (Сериков В.В.) [165].
Деятельностный подход. Деятельность является основой, средством и решающим условием развития личности. Этим объясняется необходимость реализации в педагогическом исследовании и практике тесно связанного с личностным деятельностного подхода - учет при проектировании системы гражданско-патриотического воспитания всего многообразия потребностей и мотиваций деятельности студентов, неповторимости психологического склада, интеллектуальных и эмоциональных структур каждого молодого человека. Данный подход предполагает необходимость включения деятельности студентов в систему отношений общества и создания новых условий существования и развития на основе ценностей, существующих или желаемых в данном обществе. Личность как субъект общественной деятельности является не только слепком существующей действительности, но и активным её преобразователем и творцом новых условий существования и развития.
Историко-педагогические подходы к гражданско-патриотическому воспитанию молодежи
Изменения в общественно-политической жизни российского общества последних двадцати лет полностью изменили подход к пониманию гражданско-патриотического воспитания, что является неизбежным следствием перехода от одной социально-экономической системы к другой и сопровождавшими данный переход разрушительными процессами. Педагогическая наука, как и все общество, переживает переходную эпоху, т.к. идет процесс становления ценностных основ постсоветского государства. Попытка уничтожения всех духовных и правовых основ в 1917 году привела страну к тяжелым последствия. В связи с этим возникает необходимость ретроспективного анализа идей гражданско-патриотического воспитания в России. Целью данного исследования является не попытка восстановить досоветские системы, что совершенно неприемлемо в изменившемся мире, и не нигилизм относительно семидесятилетнего советского периода. Понимание гражданско-патриотического воспитания в настоящее время не может быть обосновано без учета его исторических корней, питающих общественную жизнь поколений.
Какими же были идеи воспитания патриота и гражданина в истории педагогической мысли России и других государств? Что понималось обществом под гражданственностью в обществе на различных этапах развития?
Анализ воспитания свидетельствует, что оно является механизмом взаимодействия между поколениями, отражая социально-экономические условия развития общества. Но не всякое общество направлено на воспитание гражданина, поскольку педагогика имеет тесную связь с идеологией.
Гражданственность как отношение личности и общества к государству и властным структурам и патриотизм как отношение гражданина к Отечеству являются взаимосвязанными понятиями. Понятие гражданственность выходит на категорию гражданское общество. Поэтому анализ развития системы гражданско-патриотического воспитания в России не может быть осуществлен без анализа тенденций и традиций становления гражданского общества в историческом разрезе.
Европейская и российская трактовка понятия гражданского общества восходит к античности. Гражданское общество в Древней Греции и Риме понималось как политическая организация всего сообщества, живущего по определенным законам. Именно закон и право определяли правление людьми и служили критерием справедливости, регулировали нормы политического общения. В античности появляются и первые признаки развития идеологии гражданственности и патриотизма в интересах всего общества. Например, во время реформаторской деятельности Солона (640-559 г. до н.э.) в Афинах действовал закон, по которому гражданин, не примкнувший во время междуусобиц ни к одной, ни к другой стороне, лишался гражданских прав, «чтобы гражданин не относился безучастно к общему делу .. .не дожидался без всякого риска, кто победит» [204, с. 68]. Таким образом, активная гражданская позиция была предопределена государством. Гражданство в Афинах приобреталось с 18-летнего возраста. В гражданской присяге молодого афинянина говорилось: И я буду слушаться власти ...и повиноваться установленным законам ...и если кто-нибудь будет отменять законы или не повиноваться им, я не допущу этого, но буду защищать их один и вместе со всеми» [204, с. 74]. Её разделял и поддерживал Демокрит: «Дела государственные надо считать много более важными, чем все прочие: ... ибо государство, идущее по верному пути, - величайшая опора» [29, с. 199].
Сократ, как философ, гражданин считал законопослушание основой гражданских добродетелей, а знание - основой нравственности, отмечал необходимость подготовки как можно большего числа граждан, способных заниматься политической деятельностью. Прежде всего, по его мнению, гражданин должен заботиться о благе государства, затем о благе родителей и в последнюю очередь — о себе: «Отечество и Законы — выше отца и матери» [121, с. 132].
Понятия «государство», «общество», «гражданин» получили дальнейшее развитие в работах Аристотеля. В его работе «Политика» изложена концепция гражданства, определены границы этого понятия. Основные вопросы, постав ленные Аристотелем, остаются актуальными и в настоящее время - это что делает человека гражданином, и что делает его достойным гражданином, т.к. со времен Аристотеля «Гражданин является таковым ...не в силу того, что он живет в том или ином месте» [7, т. 4, с. 444], но в силу его вклада в благополучие своей страны. Непосредственное участие в местной политике граждан совершенствует моральные и социальные способности человека. Материальными предпосылками гражданственности по Аристотелю является экономическая независимость. Именно экономическая независимость позволяет гражданам вступать в государственно-правовые отношения в другими согражданами [7, с. 378, 455].
Понимание гражданственности по Аристотелю - это образование граждан «добродетельными и законопослушными» [7, же, с. 442], их стремление участвовать в суде и власти, обладание совокупностью гражданских прав. На вопрос о том, что делает человека достойным гражданином, Аристотель отвечает: добросовестное исполнение им своих обязанностей и его личный вклад в благополучие государства. Истинный гражданин - это патриот, который стремится к личному совершенству в рамках закона и достойно выполняет свое предназначение в обществе.
Подчеркивая необходимость единства граждан, Аристотель сравнивает их с командой корабля, где каждый выполняет свои обязанности, но у всех одна цель. От личного вклада каждого зависит её достижение. Людей, которые живут вне государства, Аристотель считал нравственно неразвитыми, [зд. же, с. 444-453].
Диагностика гражданской культуры и патриотических чувств студентов как условие воспитания
Гражданско-патриотическое воспитание студентов представляет собой социально-педагогический процесс становления личности гражданина и патриота своего Отечества на основе принятия демократических ценностей, соблюдения закона, норм права, общечеловеческой нравственности и участия личности в демократических процессах. Педагогические аспекты этого процесса состоят в целенаправленном процессе приобщения студентов к нормам и ценностям демократического общества, создание в вузе среды, моделирующей общество, живущей по законам демократии, организации участия студентов в процессе демократизации жизни в вузе, соблюдении прав студентов, оказании им помощи в приобретении и накоплении личного опыта защиты демократических прав и свобод человека.
Студенческий возраст - это период наиболее активного развития нравственных и эстетических сил, становления и стабилизации характера, овладение комплексом социальных ролей взрослого человека — гражданских, профессионально — трудовых, и т.д. Б.Г. Ананьев характеризует студенческий возраст как наиболее восприимчивый (сенситивным) для развития основных социогенных возможностей человека. Высшее образование оказывает огромное влияние на психику человека, развитие его личности [3].
В.Т. Лисовский особо отмечает те качества студенческого возраста, на которых строится воспитательная работа в вузе — это пытливость и любознательность, повышенная впечатлительность, действенность, отзывчивость, стремление к романтизму, высокая требовательность к себе и окружающим, стремление к собственному переосмыслению событий, что может иметь особое значение при осуществлении гражданского и патриотического воспитания студентов. Студенческий возраст вязан с периодом активного участия молодого человека в общественной жизни, принятия на себя ответственности за устройство своей жизни в той степени, в какой это возможно в конкретных социальных условиях. Развитие молодого человека в этот период определяется в большей степени по социальным и структурным ориентирам. Особо важным направлением развития молодого человека студенческого возраста является овладение полным комплексом социальных ролей взрослого человека: гражданских, профессионально-трудовых, социальных. С этим периодом связано начало экономической активности молодого человека — это самостоятельная производственная деятельность, начало трудовой биографии, создание семьи. Преобразование мотивации, системы ценностных ориентации и интенсивное формирование специальных способностей выделяют этот возраст в качестве центрального периода становления характера и интеллекта [102].
Характерной чертой развития личности студента (Б.Г. Ананьев, В.Т. Лисовский) является усиление сознательных мотивов поведения, укрепляются заложенные в средней школе такие качества, как целеустремленность, решительность, настойчивость, самостоятельность, умение владеть собой. Повышается интерес к моральным проблемам - образу жизни, долгу, любви, верности.
Студенческая молодежь стремится к самостоятельности, экономической независимости, равноправию в обществе, достижению социального успеха. Поэтому социальным ориентиром в этом возрасте является достижение статуса благополучного и полноправного гражданина. Успех процесса гражданско-патриотического воспитания определяется степенью социальной зрелости студента, которое проявляется в его стремлении совершенствовать все стороны жизни демократического общества через социальную активность и творческую созидательную деятельность. Гражданская зрелость молодого человека определяется поведением личности в обществе, умением согласовывать личные и общественные интересы и включает в себя зрелость трудовую и политическую. Реальным проявлением гражданской зрелости является деятельность молодого человека. В студенческие годы она выражается в отношении к учебе, овладении будущей профессией, участием в жизни учебного заведения, своего города, региона на том уровне, на котором это возможно в студенческие годы. К концу обучения в вузе у студентов должны быть формированы основные параметры профессиональной зрелости — ориентация в профессиональной области, готовность к продолжению обучения или получения дополнительного образования в случае определенных изменений на рынке труда.
Успех гражданско-патриотического воспитания в значительной степени зависит от того, как сам студент воспринимает воспитательное воздействие или влияние, какова его собственная активность в собственном гражданском и профессиональном становлении.
Гражданская культура и патриотическая ориентированность личности в условиях высшего профессионального образования представляют собой процесс и результат самосознания студентом системы политических, правовых, духовно-нравственных, социальных ценностей, которые существуют в данном гражданском обществе. Эти ценности превращаются в личные духовно-смысловые ориентиры творческой деятельности в процессе их системного познания и личностно-значимого осмысления. Такое присвоение ценностей позволит в дальнейшем осуществлять собственную жизнедеятельность в культуре общества.
Гражданские нормы можно сделать личностными регуляторами поведения только на основе ценностного отношения ко всем социально-культурным процессам, что составляет аксиологический подход в современной педагогике. «Ценность является внутренним механизмом личностного поведения, а общественные, гражданские нормы - внешним регулятором» [Власова ... 32, с. 7].