Содержание к диссертации
Введение
Глава I. Международно-правовая система прав и свобод человека
1. Основополагающие международно-правовые акты и институты по защите прав и свобод человека 15
2. Основные правовые акты и институты по защите прав и свобод человека в мусульманском праве 66
3. Имплементация международных стандартов прав человека в светских государствах (в практике Российской Федерации 92
Глава II. Мусульманские стандарты основных прав и свобод человека
1. Свобода в исламской концепции прав человека 124
2. Политические, экономические и культурные права человека в мусульманском праве 134
3. Основные социальные права человека в мусульманском праве 144
4. Имплементация мусульманских стандартов прав человека в государствах ислама (на примере Республики Йемен) 159
Заключение 165
Список использованной литературы 171
- Основополагающие международно-правовые акты и институты по защите прав и свобод человека
- Основные правовые акты и институты по защите прав и свобод человека в мусульманском праве
- Свобода в исламской концепции прав человека
Введение к работе
Современное развитие международного права в области прав человека обычно связывают с принятием основополагающих документов, призванных содействовать становлению и укреплению института прав человека в мире. В 1948 г. Организация Объединенных Наций приняла Всеобщую декларацию прав человека, в 1966 г. - Международный пакт о гражданских и политических правах и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах. Совет Европы проявил заботу о правах человека и в 1950 г. принял Конвенцию о защите прав человека и основных свобод. Сейчас защита прав человека является одной из важнейших задач Совета Европы. Международно-правовая интеграция европейских стран в области прав человека и гражданина оказала большое влияние и на мусульманские страны, которые в 1981 г. приняли Всеобщую исламскую декларацию прав человека.
Следует отметить, что проблема прав человека до сих пор относится к числу малоисследованных, поэтому она привлекала и привлекает внимание многих исследователей. Среди зарубежных ученых, изучающих проблему прав человека, можно выделить Т.К.Хартли, А.Массэ, Р.Шарля, А.Милна, Мана аль-Ктана; среди советских и российских ученых - Ю.Я. Баскина, В.А.Карташкина, Е.А.Лукашеву, Р.А.Мюллерсона, Л.Р.Сюкияйнена, С.В.Черниченко, Д.И. Фельдмана и др. В их работах ясно прослеживается мысль о том, что исторически существуют две основные доктрины прав человека - это международная доктрина и мусульманская. Мусульманская доктрина представляется как составная часть системы международного права и как единая исламская система юридических норм и религиозно-нравственных правил поведения, предписанных Кораном, Сунной и шариатом.
Недостаточно разработанным, на наш взгляд, остается вопрос, связанный с толкованием прав человека в различных социально-политических культурах. В свете нашей работы уместно говорить об идее прав человека как самоочевидной, присущей как европейским, так и неевропейским культурам. Общеизвестно, что международная концепция прав человека основывается до сих пор на Всеобщей декларации прав человека. Если посмотреть на комплекс прав, закрепленных в документе, то нетрудно убедиться в том, что ее авторы в Преамбуле говорят об идеальном стандарте прав человека, к достижению которого должно стремиться любое сообщество. Таким идеальным стандартом являются ценности и правовые институты, которые отвечают уровню развития современного либерально-демократического общества. Это равенство перед законом, свобода мнения, право на труд, право на демократические и политические процедуры и др. По мнению американского политолога А.Милна, отсутствие необходимых социальных, политических, экономических и культурных условий в той или иной стране может привести к тому, что комплекс прав, провозглашенных Всеобщей декларацией прав человека в качестве универсальных, окажется утопией. Это, в первую очередь, касается стран Востока, имеющих арабо-исламские, индо-буддийские и китайско-конфуцианские традиции. Как считает российский востоковед Л.С.Васильев, неевропейский мир, куда он относит страны Азии и Африки, а также с некоторыми оговорками латиноамериканские цивилизации, не нужно втискивать в европоцентристские схемы.2 Кроме того, правовая система, по мнению Л.С. Васильева, должна описываться такой, какой она была и есть в наши дни. С таким мнением, на наш взгляд, нельзя не согласиться. Все это актуализирует проблему прав человека и требует ее всестороннего комплексного изучения.
Проблема защиты прав человека является самой насущной как в национальном, так и международном праве. Если международному праву в области прав человека, как известно, уделяется много внимания, то мусульманское право в этой части не получило достаточного места и развития в системе и науке международного права. К сожалению, приходится констатировать также несколько предвзятое отношение к мусульманскому праву со стороны исследователей-международников, что негативно сказывается на объективности анализа и нередко искажает его суть. Это приводит к неверному пониманию роли и значения мусульманского права в области прав человека.
Сравнивая концепции международного и мусульманского права, мы стремились объективно рассмотреть сущность мусульманского права в его классическом (по Корану и шариату) и современном (конституционном) виде, а также показать его международное значение. Следует отметить также, что права человека как новый правовой феномен являются малоисследованной отраслью международного права.
Таким образом, серьёзное сравнительное исследование вопросов международного и мусульманского права в области прав человека становится всё более необходимой и актуальной задачей.
Цель и задачи исследования. Главной целью работы является сравнительное изучение особенностей международно-правовой системы прав человека и мусульманских стандартов основных прав и свобод человека. Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
1. Дается исторический обзор становления и развития международно-правовой системы прав человека и мусульманского права.
2. Изучаются международные и внутригосударственные акты, в которых закреплены права человека.
3. Выявляются пробелы и коллизии, встречающиеся в сфере прав человека.
4. Определяются особенности защиты прав человека в западноевропейских государствах, Российской Федерации и отдельных мусульманских государствах (на примере Республики Йемен).
В соответствии с изложенными задачами построена и структура работы, которая состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Научная новизна работы состоит в том, что в международном праве проблеме сравнительного анализа разных систем прав человека уделяется еще недостаточно внимания. Именно сопоставление различных правовых систем в историческом развитии и выявление основных закономерностей их становления позволяет нам дать объективную оценку двум правовым системам: международной и мусульманской.
В настоящее время наметилась тенденция к сближению принципов и норм международного права и внутригосударственного законодательства. Это позволяет находить общее и особенное в системе источников права - в международно-правовых актах, конституциях, законах, кодексах и т.д. Анализ принципов международного права прав человека проведен нами на основе сопоставления Всеобщей декларации прав человека, Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, Международного пакта о политических и экономических правах, Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Всеобщей исламской декларации прав человека как основополагающих документов двух культур, европейской и мусульманской. Результатом разработки темы явились следующие положения, которые выносятся на защиту:
1. Право - феномен объективной реальности. Оно всегда обусловлено определенными объективными реальностями: политическими, социальными, экономическими, культурными. Эти реальности образуют между собой сложную систему общественных отношений. Изучение права как системы имеет важное теоретическое и практическое значение, поскольку позволяет прогнозировать дальнейшее развитие права вообще.
Термин "право" объективно не имеет единого определения, т.к. право выступает по сути сверхсистемой, 1 которая объединяет всю правовую реальную действительность. До сих пор в науке не выработано единого подхода к проблеме системности в праве, поэтому в работе выделяются два уровня системы в праве. Первый уровень - система международного права, и второй - система права и система законодательства отдельного государства. Оба уровня составляют правовую систему - совокупность правовых институтов в мире и в отдельном государстве. Так, Ю.Я.Баскин и Д.И.Фельдман считают, что проблема систематизации юридических наук до сих пор остается дискуссионной.2
2. Система международного права прав человека рассмотрена в работе как система универсальных гомогенных прав, представленных во Всеобщей декларации прав человека и во Всеобщей исламской декларации прав человека. В юридической литературе предпринята попытка провести идею универсального морального стандарта, суть которого заключается в том, что под правами человека следует понимать определенные права, соблюдение которых отвечало бы требованиям "минимального морального стандарта", применимого ко всем культурам и цивилизациям, несмотря на их различия. Система "минимального морального стандарта", предложенная АМилном, включает в себя следующие принципы - идеальные нормы поведения: справедливость, ориентация на добро, уважение к человеческой жизни, свобода от произвольного вмешательства, товарищество, социальная ответственность, честное поведение, вежливость и благоденствие детей.1 Мы считаем, что правовым идеалом являются существующие и доминирующие в каждом обществе субъективные представления о добре, справедливости, свободе и человечности, как наиболее распространенные психологические отношения, выступающие в качестве общеобязательных правил поведения личности, что выражается в правосознании. Такие отношения объективируются в господствующем правосознании, квинтэссенцией которого является правовая доктрина.
3. Построение правовой системы в мире было начато с принципов и норм, заложенных во Всеобщей декларации прав человека. Историко-правовой опыт, накопленный человечеством к моменту принятия Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г., включал в себя и Декларацию независимости США 1776 г., и французскую Декларацию прав человека и гражданина 1789 г., и Конституцию США 1787 г., и две мировые войны. В настоящей работе Всеобщая декларация прав человека рассматривается как ступень развития общественного правосознания, как правовая доктрина, позволившая индуцировать нормы права на основании общепризнанных принципов, достроить недостающие элементы правовой системы и определить их содержание. Новые общепризнанные принципы и нормы Всеобщей декларации прав человека стали для многих государств вектором развития национальных систем права и законодательства.
4. На основании доктрины естественных прав человека дальнейшее развитие правовой системы получило несколько направлений. Первое направление связано с разработкой и принятием политических прав человека и гражданина. Провозглашение приоритета интересов личности вызвало к жизни Международный пакт о гражданских и политических правах, два Факультативных протокола к Международному пакту о гражданских и политических правах. Второе направление было вызвано объективной необходимостью улучшения качества условий жизни. Итогом стал Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах. Оба международно-правовых документа по правам человека были приняты в 1966 г. Третье направление касается национальных конституций, большинство которых стало базироваться на новых международно-правовых принципах. В работе проводится анализ системы законодательства Российской Федерации (РФ), в первую очередь, Конституции РФ, Конституции Республики Татарстан (РТ), а также Основного закона Федеративной Республики Германии, Конституции Республики Йемен. Показывается, что система законодательства РФ, РТ и Республики Йемен приводятся в соответствии с международно-правовыми принципами и нормами. Доктрина прав человека формально закреплена в главе 2 "Права и свободы человека и гражданина" Конституции РФ, в разделе II "Личность и государство" Конституции РТ и в разделе VI Конституции Республики Йемен. Иные разделы Конституций являются лишь моделью реализации идеи правового государства и разделения властей на современном этапе развития РФ, РТ и Республики Йемен.
5. Составной частью мусульманской правовой системы является ислам. Ислам представляет собой развитую религиозную систему. Он был создан пророком Мухаммедом на рубеже VI-VII вв. и явился, как известно, следствием и итогом транзитной торговли, включавшей в себя не только товарообмен, но и распространение вдоль торговых путей различного рода идей и иных культурных ценностей и достижений. Санкционированные религией моральные нормы до середины XX в. были законом для многих неевропейских государств. Примером тому служил мусульманский шариат, которым руководствовались в своих действиях и решениях судьи и простые мусульмане.
В работе рассматривается мусульманская правовая доктрина, закрепленная в Коране и во Всеобщей исламской декларации прав человека. Показывается, что исламу свойственна неразрывная связь религии и права, религии и политики, религии и власти. Фактически на основе ислама происходит упорядочение связей между элементами правовой системы, корректируется содержание отдельных норм по отношению к общим принципам права. Мусульманское право, на наш взгляд, не переоценивает значение европейского воздействия идей прав и свобод человека. Правда, в некоторых неевропейских государствах европейские идеи прав человека получают определенное, хотя и ограниченное, признание. В качестве примера в работе приводятся положения Конституции Республики Йемен, Конституции Арабской Республики Египет и др. Кроме того, мы убеждены, что вопрос об отношении любого государства к правам и свободам человека не сводится только к их официальному признанию, а во многом зависит от политики, которую проводит государство.
Методологическую и теоретическую основу нашего исследования составляет историко-правовой подход, сравнительный анализ международно-правовых документов и законодательных актов, который
позволяет проводить как "внутреннее", так и "внешнее" сравнение правовых систем. Важным элементом этого анализа выступает критерий, с помощью которого можно выявить общее и особенное в разных правовых системах, например: институты, принципы, нормы, сравнение которых оправданно целями и задачами работы. Так, Ю.А.Тихомиров предлагает следующие основные критерии "ноу-хау-право", которые используются в правовых сравнительных исследованиях:
1. Правильный выбор объектов сравнительного анализа.
2. Использование методов системно-исторического (хронологического), логического анализа, а также аналогии.
3. Выявление степени сходства и различий юридических понятий и терминов, используемых при сравнении правовых систем.
4. Изучение фактического состояния законодательства государств -участников международных пактов, конвенций.
5. Оценка сходства и различий сравниваемых правовых норм в области прав человека, степень их защищенности.
6. Нормотворческая деятельность и правоприменительная судебная практика.!
Теоретическая и практическая значимость работы. Современные теоретические представления о природе прав человека и их гарантиях неразрывно связаны с положениями Всеобщей декларации прав человека, 50-летие со дня принятия которой отмечалось в 1998 г. Впервые в истории была выделена группа личных прав и свобод и группа прав и свобод человека, предоставлявших право участвовать в управлении обществом. Последняя группа позже стала называться "политическими и гражданскими правами и свободами". В современной теории личные и политические права различаются по механизму их реализации: политические права - это права человека общественного и поэтому не могут быть осуществлены вне общества; личные права не имеют таких ограничений (человек может остаться один, и это не помешает ему бороться за свое существование или свободно мыслить). Кроме того, и личные, и политические права различаются характером правоотношений. Так, правоотношения, возникающие на основе личных прав, имеют, как известно, абсолютный характер, а отношения, возникающие на основе политических прав, всегда относительны, поскольку политические права связывают человека с конкретным государством, которое, в свою очередь, тоже является участником правоотношений. Из этих правоотношений выпадают апатриды - лица, не имеющие правовых связей ни с одним государством.
В работе ставится теоретическая проблема, связанная с пределами политических прав и свобод человека в европейском и мусульманском праве. Если предположить, что свобода общества так же абсолютна, как и личная свобода человека, то следует признать, что общество и человек равны. Итогом такого равенства может стать полное слияние политических прав с личными. На практике такого не бывает. Практика убеждает нас в том, что личные и политические права и свободы различаются не только по содержанию, но и по составу субъектов, охваченных соответствующими правоотношениями, а также по характеру их правовой защиты и сфере функционирования. Кроме того, доказывается тот факт, что в мусульманском обществе государство, которое представляло собой когда-то высшую и ничем не ограниченную власть, перед которой трепетало все общество снизу доверху, в настоящее время мало чем отличается от любого европейского демократического государства. Важным моментом здесь является взаимодействие человека, общества и государства и механизм формирования правовых норм.
Уточняются некоторые понятия, использующиеся в мусульманском праве. Кроме того, настоящая диссертация является первой в Республике Йемен и Российской Федерации монографической работой, в которой рассматриваются вопросы, связанные с правами и основными свободами человека в сравнительно-правовом аспекте. В этом заключается научная новизна работы.
Практическая значимость работы состоит в том, что ее результаты могут быть использованы специалистами, занимающимися вопросами международного права прав человека, в учебном процессе при разработке курса международного публичного права и мусульманского права, а также при подготовке спецкурсов, учебных пособий и т.п.
Апробация результатов работы. Основные положения диссертации были доложены на Республиканской научно-практической конференции "Социально-экономические и политико-правовые аспекты становления рыночных отношений в Республике Татарстан" (г.Казань, 10-11 октября 1996 г.), на Итоговой научно-практической конференции ИСЭПН АНТ (г. Казань, февраль 1997 г.)
По теме диссертации опубликованы следующие работы:
1. Шихаб Абдул Карим, Ананьев В.В. Некоторые формы сотрудничества регионов в европейских странах // Научные труды Института социально-экономических и правовых наук Академии наук Татарстана. Т. VI. - Казань, 1997. - С. 170 -176.
2. Шихаб Абдул Карим. Совет Европы и некоторые проблемы защиты прав человека в России // Научные труды Института социально-экономических и правовых наук Академии наук Татарстана. Т. VIII. - Казань, 1997.-С. 178-183.
3. Шихаб Абдул Карим. Концепция прав человека в Конституции Республики Йемен // Научные труды Института социально экономических и правовых наук Академии наук Татарстана. Т. XIV. -Казань, 2000 (выход в печати - июль-август 2000 г.).
Основополагающие международно-правовые акты и институты по защите прав и свобод человека
Становление и развитие идей прав человека, как известно, имеет свою историю, однако эти идеи подлинный расцвет получили только на основе принципов демократии, свободы, справедливости и равенства. В современном мире права и свободы человека, их защита являются универсальными, потому что они имеют общечеловеческий характер. Кроме того, они являются не только внутренней компетенцией того или иного государства, но и стали делом всего международного сообщества.
Известно, что принятие Всеобщей декларации прав человека в 1948 году 1 оказало большое влияние на правосубъектность человека, поскольку человек стал рассматриваться не только как субъект внутреннего, но и международного права. Это означало, что все государства, подписавшие Всеобщую декларацию прав человека, должны привести свое национальное законодательство в соответствие с требованиями международно-правовых актов, которые приобретают приоритет над внутригосударственным законодательством. Вопрос о международной правовосубъетности государств, на наш взгляд, представляет интерес в связи с вопросом о правосубъектности человека как субъекта внутригосударственного и международного права. Это соотношение в правовой системе можно рассматривать как отношение общего к части и наоборот.
Отметим, что основные права и обязанности государств как субъектов международного права закреплены в Уставе ООН. Согласно Уставу государства имеют следующие права: право на суверенитет и равноправие; право устанавливать дипломатические и консульские отношения с другими государствами и иметь представительства при международных организациях; право заключать равноправные международные договоры и участвовать в процессе международного правотворчества; право нерушимости границ и территориальной целостности государств. К обязанностям государств относится неприменение силы или угрозы силой в международных отношениях, невмешательство во внутренние дела других государств, мирное разрешение международных споров, уважение прав человека. ! Развитие международного сотрудничества в области прав человека закреплено в п. "е" ст. 53 Устава. Данный международный документ предопределил разработку Международного Билля по правам человека, который, по мнению членов Комиссии по правам человека, созданной в 1946 г., должен был включать в себя Декларацию прав человека, Пакты о правах человека и меры по имплементации Пакта.
Как известно, Билль о правах человека открывает Всеобщая декларация прав человека. Ее ст. 1 признает естественный характер прав человека, провозглашая, что "все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах". Значение естественных прав и свобод человека, на наш взгляд, состоит в том, что эти права принадлежат человеку от природы и задача любого государства заключается в том, чтобы защищать права человека и не допускать их нарушения. Кроме того, естественный характер прав человека стал и общей концепцией прав человека, согласно которой человеческие существа обладают правами, поскольку ими их одарила природа. Следует сказать, что в основе этой концепции уже лежали две традиции: традиция позитивного права, согласно которой человеческие существа, как и государства, не подвержены никаким ограничениям сверхчеловеческих законов, но они добровольно и сознательно делают выбор в пользу подчинения своего поведения известному самоограничению в целях обеспечения себе наилучших возможностей для личного или национального становления и традиция марксистского права, согласно которой права человека могут существовать лишь в том случае, если гарантируются права государства, поскольку именно государство обеспечивает сами права человека.1 Можно утверждать, что традиция позитивного права лежит в основе многих статей Всеобщей декларации прав человека.
Основные правовые акты и институты по защите прав и свобод человека в мусульманском праве
Проблема сосуществования и взаимодействия мусульманского и международного права в последнее десятилетие все больше и больше привлекает к себе внимание. Это связано с тем, что в Иране, Ливии, Пакистане резко усилилось влияние ислама, возросла его роль в социально-политической жизни этих стран в целом. Кроме того, в Исламской Республике Афганистан, Республике Йемен, Сербии, Чеченской республике предпринимается попытка перестроить образ жизни людей по шариату. В связи с этим резко обострились процессы национального и этнического размежевания в странах и регионах исламской ориентации. Сторонники размежевания видят конечную цель в установлении исламско-правовой концепции в межгосударственных отношениях.
В этих условиях анализ места мусульманского права в правовом развитии стран Востока, выявление особенностей его правовой системы, структуры и основополагающих принципов, а также влияния на современную систему международного права представляет большой теоретический и практический интерес. В советской и российской юридической литературе эти вопросы рассмотрены еще недостаточно полно.
В работах, посвященных вопросу мусульманской правовой системы, отмечается неразрывная связь права и религии. Так, Л.Р.Сюкияйнен, указывая на государственный характер ислама, отмечает, что мусульманское право всегда стояло в центре его учения и воспринималось не только как система норм, но и как универсальная политико-правовая доктрина. 2 Аналогичной точки зрения придерживаются и европейские ученые-юристы. По мнению французского юриста Р.Шарля, мусульманское право - это прежде всего религия, затем государство и культура. А Р. Давид, например, указывает, что мусульманское право имеет не рациональную, а божественную природу. О божественной природе мусульманского права говорят и арабские исследователи. 3 Под мусульманским правом мы понимаем систему прав, основанную на религии и обычаях, возведенных в ранг естественного закона.
Известно, что начало исламу было положено миссией Мухаммеда (570 - 632 гг. н.э.) - последним пророком Аллаха. Ниспосланные Аллахом через его последнего пророка морально-этические нормы были зафиксированы в Коране. Основой Корана является учение о всеобщем равенстве перед Аллахом народов, принявших ислам. Принцип равенства народов соблюдается независимо от расы, цвета кожи, национальной принадлежности и языка. Так, в суре 2 "Корова" (стих 139) прямо говорится: "Скажи: "Разве вы станете препираться с нами из-за Аллаха, когда Он - наш Господь и ваш Господь?" 4 А в суре 5 "Трапеза" (стих 48) предписано: "И... низвели тебе писание с истиной для подтверждения истинности того, что ниспослано до него из писания и для охранения его. Суди же среди них по тому, что низвел Аллах, и не следуй за их страстями в сторону от истины, которая пришла к тебе".5 В Коране заключен и основной догмат ислама. Это вера в действительность пророческого послания Мухаммеда.
Свобода в исламской концепции прав человека
Свобода в исламе предполагает:
1) личную свободу, которая дарована человеку Аллахом и которая может быть ограничена свободой общины ("уммой");
2) свободу распоряжаться своей собственностью;
3) свободу мнений, которая должна основываться на достоверных фактах, не носящих характера предположения или утопии. Так, в суре 16 "Пчелы" (стих 125) сказано: "Зови к пути Господа с мудростью и хорошим увещанием и препирайся с ними тем, что лучше! Поистине, Господь твой - Он лучше знает тех, кто сбился с Его дороги, и Он лучше знает идущих прямо!"
4) свободу вероисповедания - пожалуй, самый противоречивый принцип исламского представления в системе прав человека. Согласно мусульманскому праву человек обладает полной свободой вероисповедания, имеет право защищать свое вероисповедание, отправлять религиозные обряды и призывать других следовать его примеру. В суре 10 "Иунус" (стих 99) читаем: "А если бы пожелал твой Господь, тогда уверовали бы все, кто на земле, целиком. Разве ж ты вынудишь людей к тому, что они станут верующими?"2 А в суре 18 "Пещера" (стих 29) читаем: "И скажи: "Истина - от вашего Господа: кто хочет, пусть верует, а кто хочет, пусть не верует".
Если сравнить исламскую концепцию свободы с концепцией свободы, представленной во Всеобщей декларации прав человека и Европейской конвенции, то можно утверждать, что принципиальных различий между ними нет. Правда, под "свободой" в строго юридическом смысле Всеобщая декларация понимает противопоставление ее "рабству". Еще сложнее и запутаннее обстоит дело со свободой в современной российской ментальносте.
Так, Г.Г.Дилигенский, анализируя содержание понятия "свобода" в российском правосознании, пишет, что свобода россиянином осознается не так, как она понимается, допустим, европейцем или мусульманином. Свобода у русского ассоциируется с волей. В западной культуре свобода не только ценность, но и институциональный феномен, принцип организации социального порядка. И в качестве такового свобода предполагает обязанности индивида по отношению к социуму, к другим людям. Свобода по-русски, или воля, ] лишено институционального, социального содержания. Она касается только отдельного субъекта и не представляет собой нормативное социальное отношение. Исторически институциональная свобода, по мнению Г.Г.Дилигенского, была на Руси чем-то совершенно немыслимым явлением, а освобождение понималось как индивидуальное бегство от существующего порядка, иногда - как отказ от любого порядка, т.е. возможность жить по своей воле.2
Развивая свою мысль, Г.Г.Дилигенский отмечает, что русскому хотелось бы жить в условиях законного порядка, но такой порядок не является для него собственным делом: закон - вещь, несомненно, необходимая, но ниспосланная свыше, внешняя по отношению к индивиду, не интериоризированная им в качестве личной нормы.