Содержание к диссертации
Стр.
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава І. ВДЕОЛОГИЯ В КОНТЕКСТЕ ЇЇЕРШЕН 14
I. Идеология как духовное социокультурное
явление ........................ 14
2. Духовно-идеологический процесс в современных
условиях ,*.. ............... 51
Глава 2. ИДЕОЛОГИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ В ГОРОДАХ РОССИЙСКОЙ
ВДЕРАЦИИ < СОЩАЛЬНО-ПОЛИІИЧЕОШЙ АСПЕКТ)..... 90
I. Идейно-политические ориентации и социальные
настроения городского населения.. 90
2. Идеологический и политический плюрализм:
проблемы становления....... 139
Глава 3. ГОСУДАРСТВО И ИДЕОЛОГИЧЕОШЙ ПРОЦЕСС: ВОЗМОЖ
НОСТИ ВОЗДЕЙСТВИЯ 159
I. Идеология и государственная власть 159
2. Возможные пути идейно-политичесной консолида
ции общества 171
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 189
аіИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛЙТЕРАХУРЫ 198
ПРИЛОЖЕНИЯ........ 219
Введение к работе
Актуальность темы исследования. Процесс изменения общественных отношений в Российской Федерации набрал силу и принял необратимый характер. Стремительное вхождение в рынок, становление новых политических структур, развитие многоукладности на основе различных форм собственности происходят в условиях дестабилизации экономики, обвального падения производства, нарастающей политической конфронтации, эскалации напряженности в духовно-идеологической сфере. В данной ситуации резко возрастает роль общественного сознания и факторов, его формирующих. В духовной жизни общества сложилось узловое противоречие между настоятельной необходимостью иметь объединяющую идейную основу и разрушением прежней системы ценностей. Отказ от прошлых духовных ориентиров, критическое отношение к марксизму, развенчание сути каза^менно-бюрократического социализма, который долгие годы преподносился официальной пропагандой как образец устройства общества, привели к нигилистическому отношению значительной части населения к социализму вообще, породили состояние духовного вакуума.
Наблюдается кризис как индивидуального, так и массового сознания. Это вызвано резкой сменой социальной парадигмы, коренной ломкой мировоззренческих и поведенческих стереотипов. Идейная дезориентация, безверие стало массовым явлением. Образовавшийся вакуум заполняется механическим перенесением правовых и моральных норі иных государств, хотя национальная почва к такому переносу еще не готова.
3 обществе интенсивно идут процессы дробления социальных интересов, равно как и сил, представляющих эти интересы в поли-
- 4 -тике и идеологии. Углубление идеологической дифференциации привело к поляризации общества, создало реальную опасность раскола. Предшествующая государственная идеологическая доктрина, в той или иной мере объединявшая сограждан, отброшена и признана ошибочной, новой пока не найдено. В данном положении изучение реального состояния современного духовно-идеологического процесса, тенденций его развития, рассмотрение различных мировоззренческих альтернатив с целью нахождения эффективного инструмента ослабления напряженности и средства объединения людей на тяжелейшем этапе проведения экономических реформ - задача актуальнейшая.
Назрела необходимость разрешения и другого противоречия. Для дальнейшей демократизации общества настоятельным требованием становится создание живой сцепляющей ткани гражданского общества, чему препятствует тотальное огосударствление и сверхидеологизация всех сфер его жизнедеятельности, в том числе и духовной. Такая постановка вопроса выдвигает на передний план проблему идеологии, ее роли, характера связи с государством и т.д. В настоящее время идет борьба между сторонниками двух подходов к разрешению этой проблемы. Одни политические силы стремятся сохранить прежнюю идеологию государственного этакратизма, либо полностью ее вытеснить новой идеологией всеобъемлющего либерализма, вплоть до установления очередной монополии последней. Сторонники другого подхода ставят целью создание условий для взаимозависимого развития различных групповых и массовых идеологий в свободном плюралистическом обществе, чтобы в будущем преодолеть фатальную зависимость политики и осуществляемых преобразований от любых идей. Ответ на вопрос, чья позиция наиболее аргументирована, правильна, несет в себе меньшие социальные издержки, очень нужен.
Злободневность выбранной темы исследования диктует окружающая реальность. В ходе идущих реформ, ломки общественных отношений кардинально изменилась ситуация в самой духовно-идеологической сфере. Крах идеологизированной морали, провозглашение приоритета общечеловеческих ценностей над классовыми, признание за различными церковными конфессиями роли одного из общественных институтов, деятельность которого способствует духовному возрождению народа, привело к широкому распространению мистических верований в чудеса, реанимации интереса к оккультизму.
Введение в активный культурный фонд целого пласта ценностей, созданных художниками русского зарубежья, а также теми, кто был незаслуженно забыт в предыдущие десятилетия, привело к изменению точек отсчета в оценке произведений литературы и искусства. Возник реальный плюрализм художественных идей, концепций, теорий. Внедрение рыночных механизмов в деятельность предприятий культуры и искусства привело к коммерциализации и последующему их кризису.
Произошла серьезная переориентация массового сознания населения, претерпели значительную эволюцию субъект-объектные взаимосвязи в системе идеологических отношений. Характерными признаками духовной жизни общества в современных условиях стали дисгармоничность, перманентное противоборство ценностных систем, динамичность процессов, идейная полифония, отсутствие единой идейной основы.
Необходимость теоретического исследования духовно-идеологического процесса обусловлена еще и тем, что никакие коренные реформы невозможны без преодоления тех его пороков, которые уже становятся достоянием истории. (Речь идет о былом идеологическом монополизме, тотальном диктате, догматизме, демагогии, идеологической унификации всего и вся.) Эти издержки и деформации стали
и продолжают оставаться предметом пристального обсуждения общественностью и безусловного осуждения широкими слоями населения республики. Изжить их возможно только на основе научного анализа содержания и специфики конкретно-исторической формы духовно-идеологического процесса.
И последний аргумент: в поляризованном обществе вне понимания объективной детерминации духовно-идеологического процесса, многообразия форм его проявления, сложной динамической системы взаимодействия между идеологическими концепциями, вносимыми при помощи средств пропаганды и агитации в массовое сознание, без изучения реальной духовно-идеологической ситуации невозможна дальновидная гибкая государственная политика. Опыт конкретно-социологического исследования духовно-идеологических явлений в городах Российской Федерации, предложенные рекомендации для корректировки действий управленческих структур наглядно показывают необходимость системного анализа как неотъемлемого атрибута государственной службы.
Состояние научной разработанности проблемы. Проблема сущностной и содержательной сторон духовно-идеологического процесса были в последние десятилетия предметом специального изучения. Эту тему активно разрабатывали В.П.Фофонов, Э.А.Капитонов,Ю.П.Ма-нышев, Н.А.Постников, В.АЛерняк и др. Они заложили основы категориального аппарата, структуризации, выявления основных закономерностей и особенностей идеологического процесса в социалистическом обществе применительно к определенному историческому периоду. Или предложена общая методология исследования и управления духовно-идеологическим процессом в прошлом его понимании. В то же время события последних лет в странах бывшего социалистического содружества и в бывшем Советском Союзе наглядно показали ошибочность, ограниченность, методологическую ущербность мно-
_ 7 -гих положений созданной ими теории, потребовавшей в настоящее время переоценки и переосмысления накопленного научного знания в этой области. Отметим также, что монографии А.К.Уледова, В.А.Ядова, Е.М.Бабосова, Ж.Т.Тощенко, В.С.Карпичева, В.И.Волови-
ча,Г.В.Осипова остались в своей основе достаточно надежной исход-теории ной базой для дальнейшего развития идеологического процесса в условиях современных реалий. Новых работ, непосредственно посвященных разработке особенностей содержания духовно-идеологического процесса в постсоциалистических государствах, имеется очень немного. Примером служат разработки молодых ученых В.А.Кононова, В.Г.Тикунова, Ю.Б.Кувшинова, Н.И.Скрябиной, Интереснн публикации и новое видение процессов в духовно-идеологической сфере нашего общества С.А.Королева, В.А.Беляева, В.И.Матиашвили, В.Н.Иванова, А.И.Шендрика .
Значительно богаче группа литературы, автори которой изучают отдельные стороны и компоненты идеологического процесса. В исследовательских центрах, на страницах научных, художественно-публицистических журналов, в прессе состоялись и продолжают идти дискуссии по проблемам идеологии. Сюда следует отнести обмен мнениями, опубликованный еженедельником "Московские новости" с учас-тием Г.Попова, Й.Клямкина, Н.Травкина, О.Лациса , дискуссию за "круглым столом" ученых Института философии АН СССР и Академии
Королев С.А. Современные идеологические процессы; типология и особенности//Научннй коммунизм. - 1990. - W 2. - С.45-54; он же. Через широкий диалог - к новому синтезу идей//0бщ.науки, - 1990. - № 4. - С.22-36; Беляев В.Н. Советская интеллигенция в борьбе идей. - Казань: Иэд-во Казан.ун-та, 1990.-150с; Матиашвили В.М. Идеологический потенциал общества (социально-политический аспект анализа)//Дисс.докт.филос.наук.-Куйбышев: Куйбышевский ун-т, 1991. - 415с; Иванов В.Н. Общественные перемены: духовно-идеологические аспекты (социологический анализ проблемы). - М.: ВДЩІ при ЦК КПСС, 1990. - 127с; Шендрик А.И. Духовная культура советской молодежи: сущность, состояние, пути развития.- И.: Молодая гварция, 1990. - 304с.
От перестройки к нормальной жизни/Діосковские новости. -1990. - * 16. - 22апреля.
общественных наук, в которой приняли участие П.Симуш, В.Пимено-
ва, Г.Давыдова, ЙЛерепанов, В.Шеляг, Т.Кудрина, Н.Кейзеров и
др. . Состоялась целая серия обсуждений статей Ф.фукуямы "Конец
р истории?" и А.Солженицына "Как нам обустроить Россию Нельзя
не отметить ряд выступлений по указанной теме Г.Шахназарова, Р.Медведева, А.Капто, А.Дзасохова, Г.Зюганова, В.Попова в журналах "Диалог" и "Коммунист". Состоялись две дискуссии на страницах журнала "Общественные науки и современность": "Переживет ли марксизм перестройку?" и "Наука и идеология", где обменялись мнениями известные исследователи А.Ахиезер» Н.Козлова, В.Ильин, С.Некрасов, В.Алтухов, В.Федотова, Э.Баталов, В.Межуев, В.Согрин. Набирает силу в "Российской газете" полемика по проблемам государственной идеологии, идейно-политической консолидации общества, где выступили И.Корзун, И.Кулаков, Е.Черников. Большое внимание на формирование собственной позиции автора по данной проблеме оказали работы А.Ципко, Ф.Искандера, М.Пискотина, Н.Назарбаева, С.Митрохина, П.Канделя, А.Лапшина и Б.Шмелева, Недюхи Н.П.,
о С.Платонова, А.Собчака .
Какой быть идеологии? (дискуссии за "круглым столом"). - М.: АОН при Щ КПСС, 1990. - ЧЛ, 2. - 161с., 166с.
Зэукуяма Ф. Конец истоши?//США: политика-экономика-идеояогия.-1990. - Ф 5. - С.39-54; Солженицын А. Как нам обустроить Россию?//^ сильные соображения. - Д.: Сов.писатель, 1990. - 58с.
Дипко А. Насилие лжи или Как заблудился призрак. - М.: Мол. гвардия, 1990. - 271с; Искандер Ф. Человек идеолог из ирован-ный7/0гонек. - 1990. - № II. - С.8-И; Пискотин М, Называть вещи своими именами//Народный депутат. - 1990. - № II. - С.41-50: Назарбаев Н. Без правых и левых. - М.: Мол.гвардия, 1991,-256с; Митрохин С. Ценности и движение (К вопросу о происхождении современных политических идеологий в СССР)//Социологич. очерки. - Вып.1. - М.: йн-т молодежи, 1991. - 238с; КандельП. Дуть к Европе и его ухабы (футурологическая фантазия на восточно-европейскую тему)//Социально-полит.науки,- 1991. - № 5.-С.27-36; Лапшин А., Шмелев Б. Восточная Европа: демонтаж левого тоталитаризма//0бществ.науки и сов,- 1991. - № I. - С.26-36; Недюха Н.П. Системный анализ немарксистской идеологии. -Киев: Вица шк., 1991. - 178с; Платонов С. После коммунизма: Кн., не предназначенная для печати/Предисл.В.Аксенова и др.-2-е изд.- Второе пришествие: беседы. -М.: Мол.гвардия, 1991,-555с; Собчак А. Вхождение во власть. -М.: Новости, 1991. -270с.
Применительно к проблематике идеологических отношений и идеологической деятельности автор опирался на диссертационные исследования А.Й.Анипкина, Е.С.Баразговой, В.Н.Ксенофонтова, на реальную политическую практику действующих в Российской Федерации политических партий и общественных движений.
Кроме того, в диссертации используются труды известных зарубежных ученых, цублицистов и общественных деятелей (З.Бжезин-ского, Э.Фромма, М.Давидоу, К.Маягейма, Ф.Гонсалеса, Л.Фойера, Д.Белла, А.Янова).
Целью исследования является философско-социологический анализ сущности, тенденций и особенностей современного идеологического процесса, имеющего место в условиях кардинальных преобразований в Российской Федерации, назначение которого - предложить ориентиры к выработке государственной политики в духовно-идеологической сфере.
Основные задачи:
Уточнить сущность и содержание современного идеологического процесса, дать его классификацию.
Выявить основные закономерности, тенденции, особенности идеологического процесса в российском обществе в современных условиях.
Уточнить роль, место идеологии в обществе, характер ее связи с государством. Обобщить некоторые итоги научных дискуссий по данным проблемам.
Оценить специфику проявления современного духовно-идеологического процесса в массовом сознании жителей крупного и малого городов Российской Федерации (социально-политический аспект).
Определить возможность и основные цути воздействия на развитие идеологического процесса со стороны государственных органов управления.
~ ю -
б. Выработать практические предложения для органов социального управления различных уровней по методам влияния на идейно-политический процесс, исходя из проведенного анализа.
Объектом исследования выступает городское население, его политическое сознание.
Предает исследования: сущность, тенденции и особенности современного духовно-идеологического процесса» отражаемого массовая сознанием.
Хронологические рамки - период с 1985 по март 1992 года включительно. Однако более предметно в работе анализируются события 1991 года - переломного года в новой политической истории российского государства.
Эмпирической базой исследования стали материалы социологических опросов, проведенных под руководством или при непосредственном участии автора. В работе над темой автор опирался на материалы, методическое обеспечение и результаты других социологических исследований, сопоставимые с авторскими во временном и методическом отношениях.
Методологическая база работы. Автор руководствовался принципами диалектики общественного сознания и общественного бытия; материализма; развития; системности; конкретно-исторического рассмотрения проблемы* В основу исследования положена теория идеологического процесса как широкая межотраслевая система научного знания, затрагивающая целый ряд дисциплин: социологию, философию, психологию, политологию. При проведении научной разработки проблемы автор опирался на анализ многочисленных теоретических источников марксистского и нмарксистского направлений.
Научная новизна исследования состоит в осмыслении принципиально новых тенденций в духовно-идеологической сфере современного общества в период перехода его от тоталитарного состояния
- II -
с монополией одной идеологии к демократическому, плюралистическому. Выделены основные противоречия и особенности, обусловленные постсоциалистическим развитием. В их числе: несоответствие между сущностнш пониманием духовно-идеологического процесса и его формальным проявлением, между необходимостью идейной основы консолидации нации и реальной практикой разрушения ценностей и идеалов, между объективностью идеологических явлений в обществе и попытками тотальной его деидеологизации.
Проанализированы материалы многочисленных дискуссий по следующим проблемам: кризиса марксизма и его будущего; идеологии как таковой, идеологии и нзуки, идеологии и власти, триумфа либерализма. Предложено авторское видение роли идеологии в обществе, обоснована необходимость создания государственной идеологии как социального интегратора в условиях опасности распада государства.
Элемент новизны привнесен также в методику анализа идеологических явлений на социологическом уровне. На основе интегрирующего показателя социалистичности, определяемого автором по совокупности мнений и оценочных суждений относительно Октябрьской революции 1917 года, исторического периода послереволюционного развития, понимания будущих перспектив общества, советской власти, форш государственного устройства, ему удается выявить уровень и масштабы идеологической дифференциации городского населения, определить степень устойчивости различных идейно-политических ориентации респондентов, их эволюцию в течение года.
Путем предварительного опроса накануне референдумов бывшего СССР и РСФСР, президентских выборов автор вычленяет мотивы избирателей, не пожелавших в них участвовать, определяет, что движет людьми, выступащши за сохранение Союза или против оного, агитирующих в пользу введения института президентства в России или защищйщж полновластие Советов. Он изучает степень доверия
- 12 -к различные средствам информации и пропаганда, степень влияния прессы различной политической направленности на идейно-политические предпочтения своих читателей» определяет социальную базу различных идейных воззрений: от монархистских до марксистских. В ходе разработки инструментария и последующем применении в полевых исследованиях апробированы две прожективные ситуации с целью выявления мотивационных механизмов в условиях нарождающихся рдаочных отношений.
Автором предлагаются возможные методы политического воздействия государства на идеологический процесс с целью ослабления напряженности в обществе*
Практическая значшость диссертационного исследования* Результаты социологических исследований были использованы для перегруппировки сил и агитационно-пропагандистских средств, корректировки действий организаторов политических кампаний по проведению референдумов СССР и РСФСР» президентских выборов в г.Орск и г.Каменка. Теоретические выводы диссертации вносят определенный вклад в разработку теории идеологического процесса, могут быть использованы в педагогической практике.
Материалы диссертации на основе предложенных рекомендаций могут быть применены органами государственного управления различного уровня для выработки собственной концепции управленческого воздействия на духовно-идеологические явления. Знание противоречий, тенденций» особенностей» специфики проявления современного духовно-идеологического процесса позволит выработать трезвую, грамотную, опирающуюся на объективные реалии государственную политику» способствующую достижению в общеотве гражданского мира и согласия.
Апробация результатов диссертаг^юнного исследования. Основные положения, содержащиеся в диссертации» обсуждены на заседа-
- ІЗ -ниях проблемной группы и кафедры социального управления Российской академии управления. На промежуточных этапах исследования автор выступал с анализом духовно-идеологической ситуации перед идеологическим активом Нязепетровского района Челябинской области, Каменского района и г.Каменка Пензенской области, г.Орска Оренбургской области, принял участие во Всесоюзной научно-практической конференции (^Феодосия» октябрь 1990 г»), посвященной проблемам разработки и внедрения современных социальных технологий и резервов трудовых коллективов. Результаты социологических исследований были использованы в аналитических записках, адресованных органам политического управления Пензенского и Оренбургского регионов.
Структура и содержание исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и литературы, а также десяти приложений.
к к к
Основные положения научной разработки изложены автором в следующих публикациях:
Идейно-политическая консолидация российского общества: состояние и цути ее достижения* - М.: Российская академия управления, 1992, - 0,5 п.л.
Проблемы политической активизации населения промыпленно-аграрного района (Итоги первых референдумов в зеркале общественного мнения). - М.; АОН ЦК КПСС, 1991. - 2 п.л- (в соавт.).
Не имею морального права//0бщественно-политическая газета "Точка зрения". - 1991. - № 3. - ОД п.л.
~ 14 -