Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Историческое сознание: сущность, пути формирования Сгибнева, Ольга Ивановна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Сгибнева, Ольга Ивановна. Историческое сознание: сущность, пути формирования : автореферат дис. ... кандидата философских наук : 23.00.03 / Акад. обществ. наук ЦК КПСС.- Москва, 1991.- 21 с.: ил. РГБ ОД, 9 91-4/1505-4

Введение к работе

Актуальность исследования. В эпоху крупных социальных потрясений всегда неизмеримо возрастал интерес к прошлому. Именно такой период переживает сегодня советское общество. Кризисные явления во всех сферах общественной жизни, сложность перестроечных процессов породили у советских людей небывалый интерес к истории. Обращаясь к прошлому, они стремятся осмыслить пройденный страной путь, найти источники негативных явлений, понять яаст'лщее, определить перспективы на будущее. Не случайно русский историк В.О.Ключевский отмечал: "Знание своего прошлого ... не только потребность мыслящего ума, но и существенное условие сознательной и корректной деятельности, Вырабатывающееся из него историческое сознание дает обществу, им обладающему, тот глазомер положения, то чутье минуты, которые предохраняют его как от косности, так и от торопливости . Роль исторического сознания долгое время недооценивалась в нашем обществе. Новая ситуация в духовной сфере сделала его "болевой точкой" общественного сознания. Отношение к прошлому, к истории Родины сегодня во многом определяет позицию личности в современных процессах, влияет на состояние политической культуры общества.

Поэтому исследование исторического сознания приобретает особую значимость для науки и практики. Настоящее, действительное - закономерный результат всего предшествующего развития. Нельзя' понять настоящее, прогнозировать будущее, не зная прошлого. Историческое сознание помогает людям ощутить себя в истории, осознать преемственность поколений, формирует ответственность за собственную деятельность, позволяет творчески трудиться и жить, оптимистически смотреть вперед, сверяя свое движение с прошлым, черпая в нем уверенность в грядущем.

Важность исследования исторического сознания определяется и заключенным в нем большим воспитательным потенциалом. Воспри-

Г. Ключевский в.О. Курс русской истории. Часть I // Соч.: В 9 т. - М., 1987. - T.I. - С.62.

нимая лучшие традиции минувшего, люди усваивают нормы нравственности, выделяют стандарты поведения. Понимание исторического прошлого, критическое и творческое усвоение его уроков как широкими массами, так и политическими, государственными лидерами, то есть степень зрелости исторического сознания, может уберечь от проявлений как волюнтаризма, так и догматизма в теории и общественной практике.

Сегодня историческое сознание стало ареной острых политических дискуссий, фокусом, концентрирующим позиции различных партий, общественных движений, социальных групп по коренным вопросам общественной жизни. Вглядываясь в прошлое, люди со своих политических позиций нередко вершат свой суд над историей, ищут в событиях и явлениях минувшего желаемый идеал, образец для настоящего и будущего. Мозаичность и разноликость современных общественных сил, различия, а порой и диаметральная противоположность их интересов накладывают существенный отпечаток на историческое сознание, делают его сложным и противоречивым.

Изучение исторического сознания актуально и с точки зрения отношения трудящихся к культурно-историческому наследию народов и наций. Политика запретов, ограничений на то, что дорого памяти народной, недооценка создававшихся веками национальных культур породила острые конфликты, обострила межнациональные отношения. Уважение к прошлому, бережное отношение к его наследию отличает, по выражению А.С.Пушкина, "образованность от дикости".

Изучение исторического сознания имеет и общечеловеческое значение. Сохраняющаяся угроза мировой войны, растущие глобальные проблемы современности (экологическая, энергетическая и др.) заставляют человечество познавать всемирную историю как многомерный и целостный процесс развития, искать общие пути устранения угроз существования цивилизации.

Состояние научной разработки проблемы. В настоящее время в советской науке нет фундаментальных исследований, раскрывающих сущность исторического сознания, хотя осмысление отдельных сторон этого сложного явления духовной жизни имеет глубокие

корни.

Для изучения проблемы интерес представляет специфика мифологизированного отражения прошлого в эпоху античности. Уже в период средневековья философская мысль пытается раскрыть свойства человеческой памяти и через нее понять время, историю. К проблемам влияния прошлого на настоящее и будущее обращаются мыслители эпохи Возрождения, материалисты ХУЛ века, эпохи Просвещения1. Для раскрытия сущности и генезиса исторического сознания особое значение имеют труды Канта, Гердера, Гегеля о смысле и направленности истории, о вытекающих из нее последствиях для современности, разработка проблем историзма в немецкой классической философии2.

Определенную ценность представляют работы русских философов и историков. Одним из первых в отечественной философии употребляет понятие "историческое сознание" А.И.Герцен. В "Письмах об изучении природы" он пытается, по его словам, "определить необходимую точку отправления исторического сознания", понимая под последним способ, методологию осознания современного состояния мысли^.

Гегелевское понимание исторического сознания как исторического знания, восходящего к философии истории, то есть к абсолютному знанию, развивают К.Д.Кавелин, С.М.Соловьев4. Как

1. См.: Мир философии. 4.1,2. - М.,1991; Вико Д. Основания но
вой науки об общей природе наций - Л.,1940; Монтескье Ш.

О духе законов// Избр.произв. - М.,1955; История в Энциклопедии Дидро и Д'Аламбера. - Л., 1978; Кондорсе Ж. Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума. - М., 1935 и др.

  1. См.: Кант И. Идея всеобщей истории во всемиряо-граздаяском плане// Собр. соч.: В 6 т. - М., 1966. - Т.6; Гердер И.Г. Идеи к философии истории человечества. - н., 1977; Гегель Г. Феноменология духа /ЛСоч.: В 14 т. - М.-Л., 1935-1959. -ТЛУ; Гегель Г.Философяя истории // Там ке. - Т.УШ и др.

  2. См.: Герцен А.И. Избранные философские произведения: 3 2 т.

- Т. I. - С.І27.

4. См.: Кавелин К.Д. Наш умствеїшнй строй, статьи по философии
русской истории и культуры. - М., 1989; Соловьев СМ. Исто
рия России с древнейших времен // Соч.: в 18 кн. - М., 1988.

- Кн. 1-4.

особую реальность в жизни общества, в его культуре рассматривает историческое сознание Н.Г.Чернышевский*. Проблемы основных способов освоения прошлого сознанием человека занимают важное место в трудах Н.А.Бердяева, В.С.Соловьева, Г.Г.Шпета. Большое значение для изучения проблемы имеют труды В.О.Ключевского, отмечавшего, что,"определяя задачи и направление своей деятельности, каждый из нас должен быть хоть немного историком, чтобы стать сознательно и добросовестно действующим граждани-ном"3.

В послеоктябрьский период впервые к исследованию сущности исторического сознания, его генезиса обращаются в 60-е годы И.С.Кон, Ю.А.Левада4.

В 70-е - 80-е годы выходят работы, посвященные проблемам взаимосвязи исторического познания и исторического сознания5, отдельным сторонам структуры, закономерностям формирования исторического сознания .

  1. См.: Чернышевский н.Г. Избранные философские сочинения: В Зт, - М.. 1950,

  2. См.: Бердяев 11.л. Смысл истории. - :А., 1990; Соловьев Б.с. Национальный вопрос в России // Соч.: В 2 т. - .А.. 1ЭвЭ. -Т.Г; иіпет Г.Г. Очерк развития русской филосо{іии//соч.-.'.і,і9ь<.

  3. Ключевский В.О.'Курс русской истории // Соч.: В 9 т. - Т.І. - С.В2.

  4. См.: Кон И.С. Проблема истории в истории философии // Методологические и историографические вопросы исторической науки. Вып. 4. - Т.187. - Томск, 1966. - С.15-55; Левада Ю.А. Историческое сознание и научный метод // Философские проблемы исторической науки. - М., 1969. - С.186-224.

  5. См.: Ельчанияов В.А. Проблемы творчества в историческом познании и искусстве. - Томск, 1979; Козин Н.Г. Познание и историческая наука. - Саратов, 1980; Келле В.Ж., Ковальзон МЛ Теория и история. - м., 1981; Лооне Э. Современная философии истории. - Таллин, 1980; Ракитов А.И. Историческое познание Системно-гносеологический подход. - М., 1982 и др.

  6. См.: Дегтярев СИ. К вопросу о формировании научного уровня исторического сознания /7 Закономерности формирования исторического сознания. - Барнаул, 1981. - С.нп-9?,; Ельчани-нов В.А. Историческое сознание. - Барнаул, 1984. - Депон.

в ИНИ0Н АН СССР 25.04.84, 18374; Либиг Ю. Историческое сознание как предмет философского исследования. Дис. ... канд. философ, наук. - М., 1983 и др.

Начавшийся в середине 80-х годов процесс резких изменений в общественной жизни, переоценка многих событий советской истории, разрушение миров и утопий и возникшая на этой основе идеологическая борьба различных политических сил за историческое сознание масс обратили внимание самого широкого круга ученых к этим проблемам. Их обсуждают на научно-практических конференциях, "круглы: столах", дискуссиях, в средствах массовой информации. Усиливается внимание к изучению особенностей исторического сознания и его роли в общественной жизни,воздействия на формирование личности . Предпринимаются первые социологические исследования реального состояния исторического сознания^,изучается влияние процесса переосмысления советской истории на взгляды и ценностные установки молодого поколения3.

Но, несмотря на то, что понятие исторического сознания стало широко употребимым и часто используемым, монографических работ по данной проблеме до сих пор нет. Дискуссионным остается вопрос о его сущности, содержании, о роли и месте в системе общественного сознания. Видимо, следует согласиться с А.К.Уле-довым, который причину данной ситуации видит в том, что в нашей науке произошла определенная абсолютизация форм общественного сознания, понятия о которых были сформулированы класси-

1. См.: Антипов Г.А. Историческое прошлое и пути его познания.

Новосибирск, 1987: Барг М.А. Эпохи и идеи. Становление историзма. - М., 1987j Егоров В.К. История в нашей жизни. -М., 1990; Могильницкии Б.Г. Введение в методологию истории.

М., 1989; Кононова Л.И. Историческое сознание и его функции. Дис. ... канд. философ, наук. - М., 1989; Макаров В.В. Отечество и патриотизм. - Саратов: 1988; Меркушия В.И. Воспитание историей как средство идеологической работы // Общественное сознание и перестройка: Ленинские чтения. - м., 1988. - C.I06-II7; 2ранцузова Н.П. Историческое сознание и его структура // Историзм и творчество. Ч.І. - М., 1990. -С.6-17; Яновский Р.Г. Наука, мировоззрение, перестройка. -М., 1990 и др.

2. Журавлев Г.Т. Меркушян В.И., Фомичев Ю.К. Историческое соз
нание: опыт социологического исследования // Вопросы исто
рии, - 1989. - .'ё 6. - С.П8-І29; Историческое сознание: со
стояние, тенденции развития в условиях перестройки. - Инф.
бюллетень Центра социологических исследований АОН ЦК КПСС.

- М., 1991. - % 1(10).

3. Кудрина Т.А., Комиссаров С.Н., Шендрик А.И. Социалистический
идеал в массовом сознании молодежи //АОН ЦК КПСС. - М., 1990.

ками марксизма*.

Цель а задача исследования. Основная цель диссертационного исследования - выявить сущность исторического сознания как формы общественного сознания, проанализировать его реальное состояние и особенности формирования в современных условиях.

Для достижения поставленной цели потребовалось решить следующие задачи:

определить понятие, вскрыть сущность и структуру, функциональные характеристики исторического сознания;

выявить наиболее типичные черты и противоречия формирования исторического сознания, его роль в жизни общества, особенности влияния на мировоззрение человека, его деятельность;

проанализировать пути и средства формирования исторического сознания, сформулировать предложения и рекомендации по улучшению исторического образования и воспитания.

Объектом исследования является историческое сознание трудящихся советского общества.

Предмет исследования - реальное состояние, тенденции и противоречия исторического сознания, факторы, определяющие его развитие в современных условиях.

Методологической основой диссертации являются труды основоположников научного социализма. Принципиальное значение для раскрытия темы имеют идеи К.Маркса, Ф.Энгельса, В.И.Ленина о сущности материалистического понимания истории, о диалектике общественного бытия и общественного сознания, об историзме как методе познания объективной реальности.

Автор опирался на решения съездов Коммунистической партии, документы КПСС и Советского правительства, в которых содержится анализ современного этапа развития общества, дана характеристика состояния духовно-идеологической сферы.

I. См.: Уледов А.К. Перестройка и сознание. - М., 1988. - С.57.

Теоретическую базу исследования составили труды советских ученых по философии истории, общественного сознания. Изучение и анализ работ Г.ГЛ.Гака, М.К.Горшкова, Б.А.Грушина, В.В.Журавлева, В.Я.Келле, М.Я.Ковальзона, В.Д.Попова, В.И.Толстых, К.Т.Тощенко, А.К.Уледова и др. позволили выявить основные критерии структурирования общественного сознания, имеющие важное значение для его научного познания, и применить их для обоснования исторического сознания. Особую ценность для исследования проблемы представляют труды М.А.Барга, А.В.Гулыги, В.В.Иванова, И.Д.Ковальчеяко, Ю.А.Полякова, П.В.Волобуева, В.К.Егорова, А.И.Ракитова, Н.П.ФраяцузовоЙ, посвященные анализу историзма как метода познания и его принципам, сущности преемственности поколений, использованию исторического опыта, осмыслению уроков истории.

Источниковой базой работы явились документы государственных и партийных органов по вопросам развития культуры, образования, охраны культурно-исторического наследия; материалы текущего делопроизводства идеологических отделов комитетов КПСС разных уровней, комсомольских органов, статистические данные, публикации в газетах и журналах, материалы научных конференций»

Эмпирическую основу составили результаты двух социологических исследований:

- Всероссийского по теме "Историческое сознание: состояние, тенденции развития в условиях перестройки". Проведено с участием диссертанта в мае-июне 1990 г. в 14 регионах - автономных республиках, краях и областях РСФСР - на основе выборочной совокупности, репрезентативной основным категориям населения республики-1-. Опрошены 2196 рабочих, колхозников, ннженерно-

I. Использовалась многоступенчатая территориальная выборка, на первой ступени которой отбирались типичные регионы Российской Федерации (в том числе национально-государственные автономные образования), на второй - крупные, средние и малые города и сельские поселения, на третьей - социальные слои и группы населения, на четвертой - осуществлен отбор респондентов по методу механической случайной выборки.

- О -

технических работников, работников просвещения, культуры, здравоохранения, сферы обслуживания, студентов, пенсионеров; 488 экспертов - преподавателей исторических дисциплин средних и высших учебных заведений;

- исследования, проведенного по разработанной автором методике в Волгоградской области (ноябрь-декабрь 1989 г.). Опрошено 487 человек, представляющих основные категории трудящихся области, и 100 экспертов - преподавателей истории школ, техникумов, вузов.

Осуществлен также вторичный анализ материалов социологических исследований нравственного, политического сознания, проведенных кафедрой идеологической работы Академии общественных наук Щ КПСС в 1988-1990 годах; Всесоюзного центра изучения общественного мнения, Научно-исследовательского центра Института молодежи.

В работе над диссертацией автором использовались разнообразные методы: анализ научной литературы, опрос, экспертные оценки, контент-анализ материалов прессы, включенное 'наблюдение, анализ документов и статистических данных.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в рассмотрении исторического сознания как целостного явления духовной жизни современного общества, относительно самостоятельной формы общественного сознания; в уточнении объекта и специфики отражения, сущностных характеристик исторического сознания. Автор рассматривает его как совокупность стихийно сложившихся и созданных с участием науки и искусства взглядов, представлений, знаний, теорий, в которых личность или социальная общность осознают свое прошлое, его связь с настоящим и будущим, отношения преемственности поколений, воспроизводят свое движение в пространстве и времени.

В работе уточняется структура исторического сознания, обосновывается необходимость полифункционального подхода к ее анализу, использования гносеологического, социологического, психологического, аксиологического аспектов его изучения. Взятые в отдельности, они не позволяют выявить структуру этого феномена во всей ее глубине и сложности. Гносеологический подход

позволил проанализировать обыденный и теоретический уровни, способы реализации исторического сознания - исторические знания, мышление. 3 социологическом аспекте исследованы субъекты исторического сознания. Опираясь на возможности психологического аспекта, автор выделяет такие компоненты, как исторические чувства, память, социальные стереотипы. Аксиологический аспект позволил выделить з историческом сознании ценности, ценностные ориентации, идеалы, которыми руководствуются индивиды, социальные общности в восприятии и оценке исторического прошлого. Использование данных подходов содействовало выявлению сущности этого сложного духовного образования, определению его главного назначения - обеспечения преемственности поколений, связи времен, передачи социального опыта.

Автор впервые, используя материалы ряда новых социологических исследований, анализирует реальное состояние исторического сознания советских людей на переломном этапе развития общества. Для него характерны такие черты, как утопизм, мифологизм, этати-ческое восприятие прошлого, яизки4 уровень исторических знаний, засилье устаревших догм, стереотипов, слабая развитость исторического мышления. На этом фоне мартирологическое описание прошлого, используемое оппозиционными силами, сковывает творческий потенциал советских людей, усиливает кризисные явления в обществе. В массовом историческом сознании происходит активный процесс переоценки фактов и событий, исторических деятелей и их роли в становлении нашего общества. Все более смещаются акценты в понимании узловых моментов развития страны (Октябрьская революция, установление диктатуры пролетариата, коллективизация и т.д.). Иным становится взгляд на многие более отдаленные события отечественной истории.

Научная новизна исследования состоит и в переосмыслении роли различных социальных институтов, идеологических средств в формировании исторического сознания, в деятельности которых нет преемственности, скоординированности усилий. В итоге существующая система исторического образования и воспитания в полной мере не выполняет своих функций.

Автор вводит в научный оборот социологические данные, характеризующие состояние и тенденции развития исторического со-

знания, что может служить определенной базой для прогнозирования общественных процессов.

Практическая значимость работы заключается в том, что она позволяет привлечь внимание ученых, практиков к проблеме формирования исторического сознания как одного из условий становления политической культуры общества. Результаты социологического исследования, проведенного в Волгоградской области, воспользовались партийными комитетами при выработке перспективных направлений идеологической работы, планов учебы партийных кадров и актіта, при подготовке пленумов партийних комитетов, учитывались областной организацией общества "Знание" РСФСР, обществоведами города в совершенствовании лекционной пропаганды.

Апробация работы. Основные положения диссертационного исследования обсуждены на заседаниях проблемной группы и кафедры социологии духовно-идеологической сферы Академии общественных наук ЦК КПСС, опубликованы в ряде изданий, изложены в выступлении на Всероссийской конференции "Духовное обновления общества", состоявшейся в г.Волгограде (апрель 1991 г.). Результаты социологического исследования "Историческое сознание: состояние, тенденции развития в условиях перестройки" воали в спецвыпуск Информационного бюллетеня для делегатов ХХУШ съезда КПСС.

Похожие диссертации на Историческое сознание: сущность, пути формирования