Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Социальные предпосылки формирования общественного сознания трудящихся Средней Азии : (Историко-политологический анализ) Узбеков, Максуд Зарифович

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Узбеков, Максуд Зарифович. Социальные предпосылки формирования общественного сознания трудящихся Средней Азии : (Историко-политологический анализ) : автореферат дис. ... доктора исторических наук : 23.00.03 / Академия обществ. наук ЦК КПСС.- Москва, 1991.- 36 с.: ил. РГБ ОД, 9 91-2/4049-1

Введение к работе

Актуальность историко-политологического анализа социальных предпосылок формирования общественного сознания в условиях среднеазиатского региона определяется потребностью стимулировать революционное обновление социалистического общества.

Демократизация общественной жизни, развитие гласности, плюрализма мнений в оценке прошлого нашей страны, истории ее отдельных регионов с особенной силой поставили вопрос о необходимости изучения духовных процессов, закономерностей развития общественного мнения и общественного сознания трудящихся. Исследование истории строительства социализма в (среднеазиатском регионе - это в то же время есть и исследование истории осознанной творческой деятельности масс, реализации на практике вывода К.Маркса о превращении общественного сознания в общественную силу .

Мерилом действенности общественного сознания на переломных этапах истории любого народа выступает степень осознания массами смысла происходящих процессов, глубина проникновения в объективный ход общественного развития, степень включенности различных слоев политических и общественных сил в историческую деятельность.

В настоящее время характер взаимосвязи общественного сознания и социального развития постоянно усложняется. Общая историческая закономерность состоит в том, что по мере смены общественно-экономических формаций неизменно происходит расширение свобод, устремлений человека, оживление всей духовной жизни общества. Поэтому в теоретической разработке концепции революционного обновления социалистического общества особое место занимает изучение исторического опыта формирования общественного сознания под влиянием изменяющихся общественных отношений, углубленный анализ механизма их взаимодействия. Особый интерес представляет в этом отношении среднеазиатский

I. См.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч. - Т.16. - С.198.

- 2 -регион, где своеобразие путей, пройденных республиками Средней Азии, уровень их социально-экономического и культурного развития во многом обусловили особенности становления общественного сознания, что актуализирует интерес к анализу этого процесса в отсталых окраинах бывшей царской России.

Обществоведы страны в своих работах освещали различные аспекты данной проблемы. Однако во многих исследованиях долгое время отмечались преимущественно ее позитивные стороны, хотя известно, что "чем более отсталой является страна, тем сильнее в ней мелкое земледельческое производство, патриархальность и закономерность самых глубоких из мелкобуржуазных предрассудков, именно: предрассудков национального эгоизма, национальной ограниченности .

Народы Средней Азии за годы Советской власти прошли трудный, полный противоречий и сложностей путь социального и экономического развития. В этот период имели место грубейшие ошибки, отступления от принципов социализма, прямые нарушения законности и произвол, связанные с культом личности Сталина. На этой основе произошли глубокие деформации в общественном сознании, а наука полностью испытала на себе разрушительную силу тоталитарной власти.

Механизм торможения не был устранен и после XX съезда КПСС, развенчавшего культ личности Сталина и провозгласившего курс на преодоление его последствий, восстановление ленинских принципов руководства, развитие социалистической демократии. Возникшие элементы социальной деформации отрицательно сказались в целом на духовной атмосфере общества, постепенно подтачивая высокие нравственные ценности, присущие нашему народу. Все это требует не только совершенствования общественных отношений, но и осуществления целенаправленной политики по оздоровлению духовной жизни общества.

Рассматриваемая проблема имеет и важное международное значение: творческое осмысление опыта становления социалистического общественного сознания у народов, не прошедших путь

I. Ленин В.И. Поли.собр.соч. - Т.42. - С.42.

- з -капиталистического развития, необходимо и для развенчания идеологических концепций, которые проповедуют, что социализм лишил общество стимула жизнедеятельности, пренебрег материальными и духовными потребностями людей, подавлял личность. Опыт формирования социалистического общественного сознания в условиях перехода к социализму, минуя капитализм, представляет определенный интерес и для демократических партий, избравших социалистическую ориентацию.

Данное исследование носит комплексный характер, находится на стыке философии, социологии, политологии. Социально-исторический контекст при этом является ключом к адекватному осмыслению генезиса общественного сознания трудящихся среднеазиатского региона, которое не может существовать и не существует в отрыве от истории общества. Такой подход к анализу проблемы до настоящего времени еще не реализован. В критике прошлого, в осмыслении пройденного пути сделаны первые шаги.

Степень научной разработанности проблемы. Анализ научной литературы по исследуемой проблеме приводит к противоречивым выводам.С одной стороны, изучение механизма формирования общественного сознания находилось в центре поиска специалистов всех общественных наук и по своей сущности носило системный, многоуровневый характер. С другой стороны, к началу 90-ггДХ в.наука не дала пока убедительных ответов на многие вопросы истории целых народов, не имеет прогноза их развития в перспективе. На содержании публикаций существенно сказывалась политическая ситуация в стране.

С конца 50-х годов, т.е. после XX съезда КПСС, изучение закономерностей функционирования общественного сознания происходило в связи с пробуждением интереса к проблеме человека, его духовно-нравственной целостности. В это время предпринимались первые плодотворные попытки историков, философов поставить и обсудить актуальные вопросы выбора, ответственности, вины, персональных обязанностей и прав человека, что было одной из предпосылок социального обновления.

Продолжались аналогичные исследования и в 60-е годы.

- 4 -Обновление общества, импульсы которого проявились в середине 80-х годов, с еще большей силой обусловило социальную потребность в разработке проблем человека.

Научные работы по указанной проблеме отражают следующие направления поисков: а) природа человека и характер его исторической эволюции ; б) совокупность факторов, влияющих на формирование сознания личности; в) типология личности, механизмы самоуправления и самоюспитания, социальной активности . Следует отметить, что в большинстве исследований широко освещены как общие закономерности, так и конкретные особен-

  1. См.: Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - М., 1969; Ковалев СМ. О человеке, его порабощении и освобождении. -М., 1970; Холичер В. Человек и научная картина мира. - М., 1971; Мысливченко А.Г. Человек как предмет философии. - М., 1972; Батенин С.С. Человек в его истории, -л,.. 1976; Буева Л.П. Человек: деятельность и общение. - М., 1977; Сержантов В.Ф., Гречаный В.В. Человек как предмет философского и естественного научного познания. - Л., I960; Кру-това О.Н. Человек и история. - М., 1982; Фролов И.Т. Чело-век-наука-гуманизм. Философско-публицистический очерк проблемы. - М., 1982: Его же. О человеке и гуманизме. - М.,1989.

  2. См.: Ануфриев Е.А. Человек-обществу, общество-человеку. -М., 1975; Афанасьев В.Г. Человек в управлении обществом. -М., 1977; Ковалев СМ. Формирование социалистической личности. - М., 1980; Комплексное изучение человека и формирование всесторонне развитой личности. Тезисы докладов Всесоюзной конференции. - Вьш.П-ІУ. - М., 1975-1978ГМиншев Ф.И. Феномен социалистической личности. Изд-во МГУ. 1985; Новый человек. Факторы становления. - Киев, 1981; Бессонов Б.Н. Человек, пути формирования новой личности. - М.,1988; Личность в социалистическом обществе. - Мд, 1988; Человек нового мира: проблемы воспитания. - М., 1989; Развитие личности: проблемы, поиски, решения. - Свердловск, 1989.

  3. См.: Кон И.С Социология личности. - М., 1967; Корнеев М.Я. Проблемы социальной типологии личности. - Л., 1971; Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание и личность. - M„ 1977; Глезерман Г.Е. Рождение нового человека. - М., 1982; Красин А.Н. Социально-философские проблемы становления коммунистического типа личности. - М., 1981; Коган Д.Н. Всестороннее развитие личности и культура. - М., I98T; Михайлов Н.И. Социализм и разумные потребности личности. - М., 1982; Щульга Н.А. Классовая типология личности. - Киев, 1978; Лямцев П.П. Формирование человека как личности. - Л., 1984; Бекешина И.Э. Структура личности. Методологический анализ. - Киев, 1986.

- 5 -ности строительства социализма в Узбекистане, Туркмении, Таджикистане, Киргизии . Однако, целый ряд аспектов этой проблемы, в том числе и прежде всего функций общественного сознания, условия и факторы его формирования и возвышения до настоящего времени изучен недостаточно, а ряд из них даже не поставлен в качестве темы будущих научньгх направлений.

Так, если социально-экономические и общественно-политические аспекты социалистического развития ранее отсталых народов сравнительно глубоко исследованы и освещены, то духовные аспекты этой проблемы, особенно становление общественного сознания в аспекте общественных перемен при переходе к социализму практически не исследованы. В связи с этим представляет несомненный научный интерес анализ диалектики общего и особенного в формировании социалистического общественного сознания в послереволюционном среднеазиатском регионе, выявление механизма влияния социалистических преобразований на изме-

I. См.: К социализму, минуя капитализм. - М., 1974; Кулиев К. Опыт строительства социализма в республиках Средней Азии и его значение для развивающихся стран. - Ашхабад, 1974; Закономерности роста уровня жизни населения в условиях некапиталистического пути развития. - Ташкент, 1976; Ахмедо-ва М.А. Некапиталистический путь. Некоторые вопросы теории и практики. - Ташкент, 1976; мустафаев A.M. Некоторые вопросы теории и практики некапиталистического пути развития. -Ташкент, 1976; Агафонов В.П. Марксистско-ленинское учение о некапиталистическом пути развития. - 1973; Касымов Ф.Х. Переход народов Средней Азии к социализму, минуя капитализм: Историографический очерк. - Ташкент, 1979; Касымов Ф.Х. Минуя капитализм: Советская историография перехода народов Средней Азии к социализму. - М., 1980; От капитализма к социализму: Основные проблемы переходного периода в СССР. В 2-х томах. - М., 1981; Желтова Г.И. Историография социалистического и коммунистического строительства Советского Узбекистана (1930-1970 гг.). - Ташкент, 1981; Лунин Б.В. Ленин и Средняя Азия. - Ташкент, 1983; Караханов М.К. Некапиталистический путь развития и проблемы народонаселения. - Ташкент, 1983; Гельдыева А. Переходные формы общественного прогресса в условиях некапиталистического развития. - Ташкент, 1985; Турсунов Х.Г., Юсупов Э. Развитие коммунистических организации в условиях перехода к социализму, минуя капитализм. - Ташкент, 1985; Некапиталистический путь развития. - М., 1987; Юсупов Э.Ю. Переход к социализму, минуя капитализм. - М., 1987; Ирхин Ю.В., Сауляк В.Е. Некапиталистическое развитие: Теория, опыт, современность. - М., 1989.

- б -

нение психологии и сознания личности.

Во многих исследованиях справедливо подчеркивается, что за годы Советской власти в республиках Средней Азии произошли положительные изменения. В то же время из поля зрения исследователей выпадают такие области социальной жизни, которые в полной мере не -претерпели революционных преобразований. Прежде всего, это сфера индивидуальной и общественной психологии народов, испытавших воздействие деспотических и религиозных режимов. В этих условиях общественное сознание формировалось под воздействием феодальных институтов: общины, религии и т.д. Возникнув на основе родоплеменной общины, они развивали и насаждали соответствующую идеологию, религию, общественную и национальную психологию.

Начиная с конца 60-х годов, советские обществоведы активно исследуют сущность и природу общественного сознания, характер и механизм его формирования .

В числе названных большой интерес представляют работы, посвященные анализу диалектики развития общественного созна-

I. См.: Гак Г.М. Учение об общественном сознании в свете теории познания. - М., I960; Журавлев В.В. Общественное и индивидуальное сознание. - М., 1963: Уледов А.К. Структура общественного сознания. - М., 1968; Агаронян А.С. Закономерности становления и развития социалистического общественного сознания. (На опыте республик Средней Азии). -Ташкент, 1971; Хрусталев Ю.М. Диалектика развития общественного в сознании личности. - м., 1971; Джаббаров Н. Закономерности преобразования докапиталистической структуры общественного сознания. - Ташкент, 1973; Хрусталев Ю.М. Общественное сознание и общественная практика. - М., 1979; Джаббаров Н. Творческая природа социалистического общественного сознания. - М., 1980' Общественное сознание и социальная практика. - М., 1982; Чагин Б.А. Структура и закономерности общественного сознания. - Л., 1982; Общество и сознание. - М., 1984; Общественное сознание и его Формы. - М., 1986; Общественное сознание в условиях совершенствования социализма. - Львов, 1986; Грушин Б.А. Массовое сознание. Опыт определения и проблемы исследования. -М., 1987; Ленинские чтения. Общественное сознание и перестройка. I, П. - М., 1988; Уледов А.К. Перестройка и сознание. - М., 1988; Философские проблемы обновления и перестройка социалистического сознания. - М., 1988.

- 7 -ния масс в среднеазиатском регионе . Но все эти исследования проведены в 60-х - начале 80-х гг. и, естественно, написаны в духе своего времени. В этих работах не до конца вскрыты основные противоречия в формировании сознания масс, особенности отражения в общественном сознании трудящихся региона неразвитости производительных сил,элементов производственных отношений, присущих феодальному способу производства.

Остается неисследованным и вопрос о специфике идеологической работы в регионе. Правда, некоторые исследователи отмечали многонациональный состав населения, сложности, порожденные семейно-бытовыми условиями, пережитки родоплеменной розни, феодально-байского отношения к женщине, остатки различных древних обычаев и суеверий. Эти особенности нередко анализировались в отрыве от практической деятельности партийных организаций.

Цели и задачи. Цель диссертации состоит в критическом осмыслении политики КПСС в вопросах формирования общественного сознания, практики ее реализации в специфических условиях республик Средней Азии, в обосновании рекомендаций по углублению этой деятельности в новых исторических условиях.

Реализация поставленной цели достигается решением следующих взаимосвязанных задач:

  1. На основе анализа марксистско-ленинских положений о роли общественного сознания, обобщения трудов советских ученых раскрыть диалектику общего и особенного в формировании сознания личности в ходе социалистического строительства в республиках Средней Азии.

  2. Проанализировать и обобщить методы работы по формированию социалистических общественных отношений в среднеазиат-

I. См.: Агаронян А.С. Закономерности становления и развития социалистического общественного сознания. (На опыте республик Средней Азии).- Ташкент, 1971; Джаббаров Н.И. Закономерности преобразования докапиталистической структуры общественного сознания. - Ташкент, 1973; Его же. Творческая природа социалистического общественного сознания. - М., 1980; ламилов М.К. Формирование новой личности. Философские и социологические аспекты. - М., 1975; Шарипов И. Закономерности формирования социалистических общественных отношений в Таджикистане. - Душанбе, 1983.

- 8 -ских республиках.Сформулировать и типологизировать категорийні

аппарат, касающийся вопросов общественного сознания, существенные особенности революционного перехода от патриархально-феодальных отношений к социалистическим. Показать те изменения, которые произошли под влиянием преобразований хозяйства, вековых укладов в культуре, общественной и индивидуальной психологии людей, в системе духовных ценностей.

3. Выявить факторы, обусловливающие неплодотворность встречающейся в современных историко-политологических исследованиях тенденции к обязательному количественному выражению результатов социологических изменений. Обосновать фундаментальность номинального, качественного изменения, при котором результат выражается понятийным отражением сущности или качественной характеристикой общественных явлений.

4. Проанализировать и обобщить имеющийся исторический опыт с позиций философско-политологических исследований. Определить пути, обусловившие неэффективность прежних выводов и рекомендаций. Обосновать перспектив'ные направления исследовани механизма взаимосвязи теории с социальной практикой. Сформулировать современные требования к отдельным элементам развития общественного сознания тружеников среднеазиатского региона

Объект диссертационного исследования - общественное сознание трудящихся среднеазиатского региона в контексте общественных перемен. Предметом исследования являются исторические закономерности становления и развития общественного сознания трудящихся, формы и методы его функционирования, застойные явления в духовно-идеологической сфере среднеазиатского региона.

Методологической основой и источниками работы послужили труды К.Маркса, Ф.Энгельса, В.И.Ленина, решения ХХУП и ХХУШ съездов КПСС, пленумов ЦК КПСС, XIX Всесоюзной партийной конференции КПСС, материалы съездов народных депутатов, сессий Верховного Совета СССР, съездов и пленумов компартий среднеазиатских республик.

Диссертант привлек к своему исследованию большой исторический, историографический, экономический и социально-культу-

- 9 -рологический материал, взятый в исторической динамике; труды советских ученых по проблемам истории, философии, теории и практики идеологической деятельности, материалы периодической печати, публицистики за 1970-1990 гг. Б исследовании представлены работы ученых Средней Азии, внесших серьезный научный вклад в разработку исследуемой проблемы.

Эмпирическую базу диссертации составили статистические сборники, периодическая печать за 1917-І990 гг. (газеты "Правда", "Известия", "Правда Востока", "Совет Узбекистани", "Известия ТуркІІика" (1920 г.), "Туркестанская правда"(1920-1922 гг.), журналы "Коммунист", "Партийная жизнь", "Коммунист Узбекистана", "Коммунист Таджикистана" (1970-1990 гг.), "Коммунист"-орган Туркбюро ЦК РКП(б) и ЦК КПТ (1920-1925 гг.), "Советы депутатов трудящихся Узбекской ССР в цифрах (1925-1969 гг.)" и др.

Автор впервые вводит в научный оборот архивные материалы Института истории партии при ЦК Компартии Узбекистана (фонды R8,60), Центрального государственного архива Узбекской ССР (фонд 44), результаты конкретных социологических исследований, проведенных АН Узбекской ССР, Институтом политологии и управления, кафедрой философии ТВГШ, многочисленные статистические данные, материалы научной периодики, личного опыта партийной и комсомольской работы, текущих архивов ЦК Компартии Узбекистана, Таджикистана, Туркмении за 1985-1990 годы.

Фундаментальной теоретической основой всей работы было понимание стратегической цели науки, ее направленности на удовлетворение назревших практических потребностей общества.

Научная новизна работы состоит в том, что в ней обосновано положение, согласно которому в условиях Средней Азии необходимой социально-экономической предпосылкой преодоления феодального типа общественного сознания явились ликвидация докапиталистических форм собственности посредством экономической политики национализации, преобразование мелкотоварного производства в социалистическое хозяйство, создание сельскохозяйственной кооперации и развитие исторически сложившихся традиций совместного труда.

Наиболее плодотворным в истории развития общественного сознания был период первых лет Советской власти. Социальные преобразования 20-30-х годов (земельно-водная реформа, зарождение промышленного пролетариата, становление социалистических наций) создали благоприятные условия для осуществления культурной революции, развития коллективизма, ответственности, экономического и политического мышления.

В условиях Средней Азии к 1939 году (то есть в границах так называемого переходного периода) реальный процесс формирования социалистического общественного сознания в значительной степени обусловливался отступлениями от ленинской концепции социализма, развитием преимущественно государственной формы собственности, отчуждением непосредственных производителей от результатов их труда, относительно низким уровнем удельного веса рабочего класса коренной национальности в составе населения, авторитарными методами управления социальными процессами.

В диссертации обосновано, что одной из причин сложнейших социально-экономических деформаций, образовавшихся в современном развитии республик Средней Азии (неравномерное размещение производительных сил, неподготовленность кадров национального отряда рабочего класса, безработица при нехватке рабочих на промышленных предприятиях, абсолютное преобладание сельского населения и т.д.) является игнорирование в политике, в идеологии национально-регионального своеобразия, исторического пути развития народов Средней Азии. Все это находит отражение в развитии общественного сознания, противоречивом характере его современного состояния, служит причиной межнациональных конфликтов.

Автор показывает, какое воздействие на содержание, формы и методы организации идеологической работы по формированию общественного сознания в период с конца 30-х до середины 50-х годов оказывали условия углубления противоречий между декларированной ; моделью социализма и реальной социальной практикой в Средней Азии.

Установлено, что идеологическая работа в значительной

- ТІ -мере строилась на ошибочном предположении об окончательном складывании социалистических наций в условиях среднеазиатского региона к концу 70-х годов на базе единого народнохозяйственного комплекса, общности идеологии, культуры, социальной и национальной психологии. В результате в идеологической деятельности не в полной мере учитывалась, а нередко просто игнорировалась устойчивость этнических элементов в образе жизни, экономике, быту, традициях, историческом мышлении, социальной психологии.

Обосновано, что наиболее распространенным видом этнического самосознания трудящихся Средней Азии до настоящего времени является широко пропагандируемое представление, отождествляющее национальное и религиозное сознание. Это обстоятельство свидетельствует, что этническое сознание может развиваться на базе общечеловеческих социально-нравственных ценностей.

В диссертации исследован генезис религиозного и национального, каналы проникновения норм и представлений ислама в национальную психологию, жизненные ценности. Причину подобного феномена диссертант вицит в особенностях социального развития среднеазиатских народов и связанной с этим спецификой догматики, культа, нравственных предписаний и норм ислама, его способности иллюзорно, превратно отражать общественное бытие.

Развито положение, согласно которому преодоление в общественном сознании трудящихся Средней Азии отмеченных деформаций требует организации идеологической работы на базе пропаганды, воспитания нового политического и экономического мышления в органической связи с осуществлением радикальной экономической реформы, дальнейшей демократизации политической жизни, созданием правового государства, а также последовательным и активным включений^каждого в созидательный процесс.

Теоретическая и практическая значимость исследования определяется научной новизной и основными выводами диссертации, а также необходимостью глубокого анализа исторического пртцеес.і и идеологических проблем, направленных на выявление

- 12 -общего и особенного в формировании сознания трудящихся в условиях некапиталистического пути развития.

Анализируя процесс изменения общественного сознания как результат свершившихся преобразований, диссертант дает возможность оценить подлинные масштабы духовного развития советского общества, работу партии и государства по формированию социалистического общественного сознания, установить особенное в этом процессе в конкретных регионах.

Методология исследования, разработанная и примененная диссертантом, имеет значение для изучения различных форм общественного сознания. Этому во многом способствует рассмотрение избранной проблемы на примере крупного региона, каковым является Средняя Азия.

Основные положения и выводы исследования используются при разработке программ партийных комитетов по совершенствованию идейно-воспитательной работы с учетом особенностей, специфики среднеазиатского региона, а также в преподавании политологии, теории научного социализма для слушателей института политологии и управления. Отдельные практические предложения диссертации переведены в качестве методического пособия для иностранных слушателей.

Результаты исследования могут быть в дальнейшем использованы в преподавании актуальных проблем строительства социализма, теории и методов идеологической работы в учебных заведениях, на курсах повышения квалификации кадров, а также в вузах при чтении учебных курсов.

Диссертация носит прогностический характер и может послужить основанием для анализа новых тенденций и форм общественного сознания, в том числе в конфликтных ситуациях в будущем.

Апробация результатов исследования. Диссертация обсуждалась на заседаниях проблемной группы и кафедры социологии духовно-идеологической сферы Академии общественных наук при ЦК КПСС. Основные положения ее изложены в монографии "Строительство социализма и личность" (Ташкент. Узбекистан, 1986) и ряде брошюр, статей, получивших положительные отзывы специа-

- ІЗ -листов-обществоведов. По различным аспектам исследуемой проблемы автор выступал со статьями, материалами в средствах массовой информации, на всесоюзных, республиканских, областных, городских и районных научно-теоретических и практических конференциях и семинарах партийных работников и ученых Узбекистана, Таджикистана и Туркмении, на факультете повышения квалификации партийных, советских и идеологических кадров Ташкентской высшей партийной школы, межобластных курсах, университете марксизма-ленинизма при Ташкентском и ряде других обкомов партии. Общий объем публикаций по теме более 40 п.л.

Похожие диссертации на Социальные предпосылки формирования общественного сознания трудящихся Средней Азии : (Историко-политологический анализ)