Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Патриотизм: историко-социологический анализ Парашин Артем Юрьевич

Патриотизм: историко-социологический анализ
<
Патриотизм: историко-социологический анализ Патриотизм: историко-социологический анализ Патриотизм: историко-социологический анализ Патриотизм: историко-социологический анализ Патриотизм: историко-социологический анализ Патриотизм: историко-социологический анализ Патриотизм: историко-социологический анализ Патриотизм: историко-социологический анализ Патриотизм: историко-социологический анализ Патриотизм: историко-социологический анализ Патриотизм: историко-социологический анализ Патриотизм: историко-социологический анализ
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Парашин Артем Юрьевич. Патриотизм: историко-социологический анализ : диссертация ... кандидата социологических наук : 23.00.02.- Москва, 2007.- 172 с.: ил. РГБ ОД, 61 07-22/469

Содержание к диссертации

Введение

Раздел 1. Теоретико-методологические основы исследования сущности патриотизма на различных этапах истории. .. 17-51

Раздел 2. Конкретно-исторические формы проявления патриотизма в различные периоды российской истории 52-101

Раздел 3. Особенности понимания, формирования и проявления патриотизма в современном российском обществе 102-148

Заключение 149-153

Список использованных источников и литературы 154-172

Введение к работе

Актуальность темы исследования. В современной России тема патриотизма, его роли и необходимости в развитии российской государственности является одной из самых дискуссионных тем, широко обсуждаемых в обществе. Диапазон суждений о патриотизме достаточно велик: от его дискредитации как источника деструктивности и конфликтогенности с фашистским и расистским уклоном до его оценки как основного фактора единения российского народа на основе его интеграционного потенциала и необходимости принятия соответствующих государственных программ по патриотическому воспитанию граждан Российской Федерации.

Современное состояние российского общества требует поиска внутренних источников развития, путей реализации его духовных сил. Как подчеркнул Президент Российской Федерации В. В. Путин, эффективно противостоять серьезным угрозам, нависшим над современной Россией (слабость экономического фундамента, недостаточное развитие политической системы, бедность большей части граждан, сложность международной обстановки, террористическая опасность и др.), можно только «... на основе консолидации всех слоев общества хотя бы вокруг базовых общенациональных ценностей»1.

Патриотизм рассматривается главой государства в качестве объединяющей идеологии России. Однако современные интерпретации патриотизма носят аморфный, неустойчивый и неопределенный характер. Потребность в нем, как в стержне национального развития, обусловлена серьезными проблемами современной социальной практики.

Во-первых, в течение последних двух десятилетий чрезвычайно быстрыми темпами меняется социально-экономическое состояние нашей страны. Сознание большинства россиян оказалось не в состоянии адекватно воспринимать эти рез-

Выступление В. В. Путина при представлении ежегодного Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 2003 г. // Российская газета. 2003.5 мая. С. 2.

4 кие изменения. Духовные принципы, на которых выросло большинство российских граждан, затрудняет их успешную адаптацию к новым условиям. Это привело к тому, что понятие Родины либо девальвировалось, либо потеряло свое сущностное содержание. Естественно, ни одно общество не способно долго существовать в таком состоянии. Возникла ситуация, когда требуются огромные усилия по поиску реального понимания феномена Родина, и соответствующего понятия «патриотизм». Работа в этом направлении требует создания системы патриотического воспитания, с одной стороны, с другой, - целенаправленного, научного изучения этой проблемы.

Во-вторых, Россия быстрыми темпами вовлекается в процесс глобализации. Данный процесс неоднозначно влияет на сферы духовной жизни общества, в том числе и на патриотизм. Имеет место тенденция замещения реального чувства глобальными общечеловеческими приоритетами. Однако эта тенденция носит ма-нипулятивный характер, обусловленный определенными интересами конкретных социальных субъектов (государств, отдельных социальных групп). Причем, эти предпочтения не только не учитывают интересы других стран и народов, но часто идут вразрез с ними. Процесс глобализации объективно обусловлен, но он предполагает также и учет интересов всех субъектов международных отношений. Более того, только при гармоничном сочетании интересов и ценностей всех субъектов мирового сообщества человечество будет способно решить стоящие перед ним сложные задачи.

В-третьих, в современной России широкое распространение получили националистические движения. Большинство из них широко использует патриотическую терминологию и тем самым привлекает в свои ряды социально незрелую часть граждан. В этих условиях национализм может стать идеологией не только маргинальных групп, но и представителей политических элит регионов России. В этих условиях особую значимость приобретает проблема выяснения общего и особенного в идеологических составляющих национальной самоидентификации, соответствия данного процесса государственному пониманию патриотизма.

Таким образом, актуальность темы исследования обусловлена: во-первых, необходимостью глубокого теоретико-методологического анализа понятия, сущности и функций патриотизма, его роли в государственной, национальной идеологии; во-вторых, потребностью изучения реального состояния патриотизма как основы духовно-нравственного сознания российского населения; в третьих, востребованностью рекомендаций по формированию патриотизма в современном российском обществе.

Степень научной разработанности проблемы. Неразрывная связь истории России с таким социокультурным феноменом, как патриотизм, является отличительной чертой существования и развития нашей страны. Вся история России убедительно свидетельствует о том, что на всех этапах ее развития государственно-патриотическая идея была одним из приоритетных факторов, обеспечивающих консолидацию общества и позволяющих ему преодолевать самые трудные и тяжелые состояния.

Можно выделить ряд исторических этапов становления и развития представлений о патриотизме.

Первый этап - собирание русских земель, зарождение и формирование русского государства. Он характеризуется историческими рамками X-XV вв.: от принятия христианства на Руси до царствования Ивана Грозного. Духовным стержнем этого этапа было утверждение идеи святой Руси, объединение удельно-княжеских земель на православной основе. Русь на данном этапе духовно идентифицировала себя с православием.

Второй этап - утверждение и укрепление русского централизованного государства во главе с единым центром - Москвой. Временные рамки данного этапа XVI-XVII вв., вплоть до реформ Петра I. На этом этапе идея святой православной Руси получила дальнейшее усиление и развитие, превратилась в мессианскую концептуальную идею под названием «Москва - третий Рим». Национально-государственное объединение на патриотической основе резко повысило могущество Московского царства, одновременно укрепив и саму патриотическую идею, прочно соединив ее с государственностью.

Третий этап - существование и развитие Российской империи как самодержавно-монархического государства. Этот этап охватывает время от реформ Петра I (начало XVII в.) до падения царской власти и осуществления революции в октябре 1917 г. Для него свойственно, с одной стороны, усиление светской самодержавно-монархической власти, возвышение ее над властью духовной, а с другой - сохранение основ российской духовности. К этому периоду исторического развития Россия окончательно осознает себя как единое Отечество для всех населяющих ее народов. Духовный стержень России получил свое выражение в триаде «Самодержавие. Православие. Народность». В это время зарождается революционно- демократический патриотизм В. Г. Белинского, А. И. Герцена, западников и славянофилов, который занимал видное место в общественной жизни того времени.

Заметное место в разработке проблемы патриотизма занимает четвертый этап, то есть советский период отечественной истории, с конца 1917 г, до начала 90-х годов XX столетия.

Российская трагедия, проявившаяся в русской эмиграции после Октябрьской революции и гражданской войны, отражена в трудах целого ряда мыслителей, которые пытались сохранить национальные корни российской культуры и российской идентичности, найти опору для возрождения новых всходов на русской почве. Среди имен этих мыслителей, продолживших разработку и развитие патриотизма в концепции Русской идеи в сложнейший период в жизни нашей страны, можно выделить С. Н. Булгакова, Б. П. Вышеславцева, И. А. Ильина, Л. П. Карсавина, Л. М. Карташева, И. О. Лосского, Г. В. Плеханова, П. Б. Струве, А. К. Толстого, Г. П. Федотова, Г. В. Флоренского, Л. И. Шестова и др.1.

1 См.: Плеханов Г. В. Патриотизм и социализм // Избр. филос. произв. - М., 1957. Т. 3. С. 88-99; Струве П. Е. Прошлое, настоящее и будущее и Русская мысль. Кн. 1-2.1992; Карсавин Л. П. Восток, Запад и русская идея. - Пг., 1922; Федотов Г. П. Будет лет существовать Россия? // О России и русской философской культуре. Философы послеоктябрьского зарубежья. - М.: Наука, 1990. С. 450-463; Ильин И. А. Родина и мы. - Смоленск: Посох, 1995; Лосский Н. О. Характер русского народа. - Франкфурт-на-Майне: Посев, 1957; Флоренский Г. В. Утверждение евразийцев // На путях. Кн. 2. -Москва-Берлин, 1992. С. 5-190.

7 В послеоктябрьский (с 1917 г.) период развития страны произошло переподчинение собственно русских и российских интересов задачам интернационализации отношений в обществе. Это не могло не отразиться на русском самосознании, которое деформировалось, утрачивая национальные корни. Большая часть представителей новой советской общественной науки стала активным проводником официальной марксистско-ленинской идеологии.

Советской официальной наукой были создано большое количество работ по самым различным аспектам рассматриваемой проблемы. Большинство из них были подвержены воздействию господствующей классово-партийной идеологии и отражали одностороннюю и весьма идеологизированную сущность патриотизма. Это проявлялось, прежде всего, в том, что утвердившееся в официальной общественной науке понимание советского патриотизма ограничивало его объект лишь одним из компонентов Отечества, который отождествлялся в главном с основами социалистической системы, общественного и государственного строя. Вследствие этого исследование советского патриотизма сводилась, прежде всего, к его конкретно-историческому содержанию, нередко оторванному от реальной действительности.

В пятый период постсоветский, интерес к патриотической проблематике не только не уменьшился, но и возрос1. В первую очередь, внимание уделялось сохранению всего того ценного, чем обладает российский патриотизм. К сожалению,

См.: Гидиринский В. И. Русская идея и армия. - М.: ВУ, 1997; Государственная идеология и общенациональная идея. - М., 1997; Государственно-патриотическая идеология и духовный потенциал Российской армии. - М., 1998; Лутовинов В. И. Патриотизм в проблемы

ЄГО формирования у РОССИЙСКОЙ МОЛОДеЖИ В Современных УСЛОВИЯХ. Автореф. ДИСС...ДОКТ.

филос. наук. - М., 1998; Зюганов Г. А. Россия - Родина моя. Идеология государственного патриотизма. - М., 1996; Крупник А. А. Патриотизм в системе гражданских ценностей общества и его формирование в воинской среде: Автореф. дисс. канд. филос. наук. - М., 1995; Патриотическое воспитание военнослужащих, на традициях Российской армии /Под ред. С. Л. Рыкова. - М., 1997; Трифонов Ю. Н. Сущность и основные проявления патриотизма в условиях современной России: Автореф. дисс. канд. филос. наук. - М., 1997; Патриотизм народов России: традиции и современность: Материалы межрегиональной научно-практической конференции. - М., 2003; Духовность российского офицера: проблемы становления, условия и пути развития /Отв. ред. Б. И. Каверин. - М., 2002; Ды-рин И. А. Идея патриотизма в литературе русского зарубежья первой половины XX века. - М., 2000; Микуленко С. Е. Проблема просвещенного патриотизма // Вестн. МГУ. Сер. 12: Политические науки. 2001. № 1; Государственно-патриотическая идеология как фактор формирования духовного потенциала Армии и Флота. - М.: ВУ, 1999.

8 эта задача решалась с трудом. Многие проблемы, начало изучения которых было положено еще в советское время, в этот период оказались обойдены вниманием исследователей.

В первую очередь это относится к изучению воинского патриотизма, особенности функционирования и влияния которого на обороноспособность страны в современных условиях не исследованы в должной мере. Открытой остается проблема изучения структуры патриотизма и взаимосвязи его элементов. Несмотря на свою злободневность, отсутствуют работы по исследованию соотношения этнического и национального патриотизма.

Значительный интерес для понимания проблемы патриотизма, его формирования и роли в современной российской культуре представляет научно-исследовательская литература последних пятнадцати лет. За это время появилось немало работ, которые характеризуются творческим, исследовательским подходом к осмыслению данной проблемы во всей ее глубине и сложности1.

Глубокие изменения претерпели не только основы нашего непосредственного бьггия, но и высшие ценности, среди которых особое место занимает патриотизм. Именно он оказался в эпицентре борьбы самых различных, зачастую противоположных взглядов, мнений, убеждений, позиций, дискуссий и т. п. В ходе этой полемики, острота которой лишь несколько ослабла за последнее

Среди такого рода работ, авторы которых по-новому, в духе нашего времени исследуют различные аспекты патриотизма и проблемы его возрождения и развития в нашем обществе, можно выделить следующие: Вдовин А. И. Российская нация. - М.: Реалисты, 1996. С. 46-92; Гидиринский В. И. Русская идея и армия. С. 167-294; Глушкова Т. «Элита» и «чернь» русского патриотизма // Молодая гвардия. 1995. № 7; Государственная идеология и общенациональная идея. - М.: Реалисты, 1997. С. 28-51, 143-150; Государственно-патриотическая идеология и духовный потенциал Российской армии. - М.: ВУ, 1998. С. 3-172; Зорькин В. Патриотизм истинный и ложный // Диалог. 1994. № 9,10; Миронов Б. Государственность. Духовность. Патриотизм: нравственные компоненты военной реформы // Армия. 1994. №11-12; Орлов Б. Демократия и патриотизм в России // Культура. 1991.12 марта; Платонов О. А. Русская цивилизация: Учеб. пособие для формирования русского национального сознания. - М.: Роман-газета, 1995. С. 3-41; Российская общенациональная идея. - М.: Реалисты, 1996; Русская идея и современность. - М., 1992; Троицкий О. С. Возрождение русской идеи. - М., 1991; Фролов В. Ф. Проблемы патриотического воспитания личности в современных условия // Проблемы развития личности в современном российском обществе. - М.: ИМ, 1996. С. 101-107; Жовтун Д. Т., Меркушин В. И. Подходы к научному определению патриотизма // Социология власти. 2006. № 1. С. 112-124; Яновский Р. Г. Патриотизм: О смысле созидающего служения Человеку, Народам России и Отечеству.-М., 2004.

время, появилось немало работ, характеризующихся творческим, исследовательским подходом к осмыслению патриотизма и проблем его формирования в нашем обществе.

Следует иметь в виду, что степень общетеоретической разработанности рассматриваемой проблемы в России все еще далека от соответствия потребностям нашего времени. Это проявляется, во-первых, в неадекватности значительной части теоретического знания, разрабатывавшегося и накапливавшегося в течение последних лет, тенденциям тех преобразований, которые осуществляются в обществе и в сфере деятельности, связанной с воспитанием российской молодежи; во-вторых, в недостаточно глубоком и всестороннем осмыслении в контексте происходящих в обществе перемен методологических и теоретических основ патриотизма во взаимосвязи с теми процессами и явлениями, а также сферами социально значимой деятельности, от которых во многом зависит успешное решение рассматриваемой проблемы; в-третьих, в слабой ориентации научных исследований на решение важнейших задач практического характера, связанных с формированием у молодежи российской идентичности, высокой гражданской культуры и истинного патриотизма.

Научную литературу по исследуемой теме можно разделить на несколько групп:

труды классиков русской философской мысли, где рассматриваются понятия нации, национального сознания, патриотизма, вопросы определения путей развития России1 (Н. А. Бердяев, С. Н. Булгаков, И. А. Ильин);

исследования, касающиеся проблем общественного сознания, в том числе его политической и исторической формы2 (А. П. Велик, С. С. Фролов, Р. Г. Яновский);

1 См.: Бердяев Н. А. Судьба России: Опыты по психологии войны и национальности. - М.:
Мысль, 1990; Булгаков С. Н. Избранные статьи. В 2 тт. - М.: Наука, 1993; Ильин И. А. О
России. - М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2006.

2 См.: Белик А. П. Социальная форма движения. - М.: Наука, 1982; Ельчанинов А. В. Запи
си. - М., 1992; Фролов С. С. Социология. - М., 2007; Чинакова Л. И. Социальный детер
минизм: Проблемы движущих сил развития общества. - М, 1982; Яновский Р. Г. Октябрь
и революционное обновление советского общества. - М., 1987.

- работы, освещающие сущность социальных движений (Э. Геллнер,

М. И. Либоракина, В. Г. Хорос);

работы, характеризующие условия развития патриотического движения современной России, содержащие критику неолиберальной идеологии и теорий современной экономики свободного рынка (И. Г. Бестужев-Лада, А. В. Бузга-лин, Т. А. Семилет);

справочная литература по современным российским партиям, организациям, социальным движениям и блокам, их программам, практической деятель-ности, участию в выборах ;

теоретические труды лидеров партий и общественно-политических движений4 (С. Н. Бабурин, Г. А. Зюганов, Д. О. Рогозин и др.).

Наличие значительного количества литературы (философской, исторической, политологической, социологической, педагогической) по рассматриваемой проблеме свидетельствует о наметившемся подъеме в осмыслении патриотизма, существенных его сторон. Создан определенный задел для продолжения теоретических изысканий по целому ряду важнейших аспектов проблемы, осуществления системного социологического и исторического анализа патриотизма.

1 См.: Геллнер Э. Разум и культура: Ист. роль рациональности и рационализма. - М., 2002;

Кастельс М. Информационная эпоха: Экономика, общество и культура. - М., 2000; Либоракина М. И. Социальное партнерство: взаимодействие между государственными, коммерческими и общественными структурами. Опыт проведения учебной программы. - М, 2001; Рормозер Г. Новый консерватизм: вызов для России. - М., 1996; Хорос В. Г. Российская революционная традиция. - М, 1988.

2 См.: Бестужев-Лада И. Г. Социальное прогнозирование : Курс лекций. - М., 2001; Россия:

социальные силы и пути преодоления системного кризиса: Докл. и выступления на науч. конф. 23-24 марта 2000 в Рос. гос. б-ке /Под общ. ред. А.В. Бузгалина. - М., 2000; Бузга-лин А. В. Теория социально-экономических трансформаций: Прошлое, настоящее и будущее экономик «реального социализма» в глобальном постиндустриальном мире: Учеб. для студентов экон. специальностей. - М., 2007; Панарин А. С. Реванш истории: российская стратегическая инициатива в XXI веке. - М., 1998; Семилет Т. А. Культурвитализм -концепция жизненных сил культуры. - Барнаул, 2004.

3 См.: Олещук В. А. Политическая Россия. Партии. Блоки. Лидеры. Год 1997: Справочник. -

М., 1997; Павленко В. Б. Партии в политической жизни современной России: Автореф. дис.... канд. политол. наук. - М., 1994.

4 См.: Бабурин С. Н. Российский путь: накануне выбора. - М., 1999; Он же. Российский
путь: утраты и обретения. - М., 1997; Зюганов Г. А. Держава. - М., 1994; Он же. Россия -
Родина моя. - М., 1996; Рогозин Д. О. Россия между миром и войной. - М., 1998.

Вместе с тем, необходимо отметить тот факт, что остается неизученным вопрос о месте патриотизма в социокультурной сфере жизни общества, недостаточно глубоко исследованы особенности патриотизма в России, социокультурная сущность патриотического движения, его цели и конкретно-исторические формы проявления, практически отсутствуют исследования по истории самого патриотизма.

В исследованиях, посвященных проблеме патриотизма, присутствует ряд противоречий в трактовке понятия «патриотизм», слабо разработан социологический аспект проблемы. В изучении его природы, сущности, принципов, содержания с учетом важнейших изменений, происшедших в нашем обществе, сделаны лишь первые шаги. Данные обстоятельства определили цель, задачи, объект и предмет диссертационного исследования.

Цель исследования: выявление роли и места патриотизма в современном российском обществе.

Задачи исследования:

определить- признаки и характерные черты патриотизма как социологической категории, классифицировать его основные формы;

выделить основные группы носителей патриотизма, его основные функции;

рассмотреть генезис и основные этапы становления научного знания о патриотизме в России;

выявить специфику функционирования патриотизма в российском обществе на различных этапах его культурно-исторического развития;

изучить проблемы современного состояния патриотизма в России;

проанализировать содержание патриотических программ и деятельность государства по их реализации среди российского населения;

определить особенности патриотизма в современном российском обществе;

обосновать необходимость разработки новых подходов к организации патриотического воспитания населения России.

Объектом диссертационного исследования является патриотизм как социальный феномен.

Предметом диссертационного исследования являются особенности становления, развития и проявления патриотизма в сознании и поведении российского населения, в контексте общественно-исторического развития.

Методологическая и теоретическая основа исследования.

Теоретико-методологическую базу исследования составили общенаучные принципы познания, исторический, сравнительный и субъективно-деятельностный подходы, социокультурный подход к исследованию патриотизма и процессов консолидации общества. Также в качестве методологического подхода была применена концепция жизненных сил человека и общества (С. И. Григорьев, Л. Г. Гуслякова, Ю. Е. Растов) и концепция культурвитализ-ма (Л. М. Ануфриева, О. Т. Коростелева, Е. А. Попов, Т. А. Семилет).

Эмпирическую и документальную базу диссертационной работы составили результаты анализа данных социологического исследования, проведенного с 20 по 27 июня 2005 г. Социологическим центром РАГС при Президенте Российской Федерации «Россия: ее настоящее и будущее в общественном мнении». Опрошено 1600 человек в возрасте от 18 лет и старше в 22 субъектах РФ по общероссийской репрезентативной выборке. Осуществлен вторичный анализ: 1) данных опроса (2-7 мая 2005 г.) военнослужащих Российской Федерации. Опрошены 263 слушателя Военной академии им. Фрунзе; 2) данных Всероссийского опроса, проведенного ВЦИОМ (23-24 декабря 2006 г.). Опрошено 1596 человек в 153 населенных пунктах 46 областей, краев, и республик России. Статистическая погрешность не превышает 3,4% («Как воспитать патриота» (ВЦИОМ, Пресс-выпуск № 636 от 22.02.2007 г.); 3) данных исследования, проведенного Фондом общественного мнения (07.12.2006 г.). Опрошено население 100 населенных пунктов 44 областей, краев и республик России, а также проинтервьюированы 1500 респондентов по месту жительства. Статисти-

13 ческая погрешность не превышает 3,6%. («Кто такой патриот? Гордость и

стыд за свою страну. Патриотизм: критерии и проявления»).

Использованы данные федеральной службы государственной статистики РФ, других официальных учреждений и ведомств; законодательные и нормативно-правовые акты органов государственной власти, федерального и регионального уровней; аналитические статьи, опубликованные в журналах «Социс», «Социология власти» и др. за 2000-2007 гг.

Изучены государственные программы по патриотическому воспитанию на 2001-2005 гг. и 2006-2010 гг.

Основные результаты, полученные автором, и их научная новизна:

дана социологическая интерпретация основных функций патриотического сознания, таких как: консолидирующая, аксиологическая, мировоззренческая, познавательная, охранительная или защитная, деятельностная, воспитательная, коммуникативная, стабилизирующая, регулирующая, которые позволяют более целостно понять патриотизм и его составляющие;

обобщены наиболее типичные черты проявления патриотизма: любовь к Родине, самопожертвование ради ее интересов, жизненная стойкость и мужество, ненависть к захватчикам, трудолюбие, стремление всеми средствами способствовать развитию и процветанию Отечества. Выявлены показатели и тенденции антипатриотических проявлений среди части общества: безразличие, равнодушие как к прошлому, так и к настоящему Родины, псевдопатриотизм, скептицизм, стяжательство, нежелание служить в армии, маргинальность и др., препятствующие консолидации общества, его единению и росту;

обоснованы основные этапы развития патриотизма в России: патриотизм древней Руси, патриотизм Российского государства (включающий в себя и патриархальный патриотизм), патриотизм Российской империи, советский и постсоветский патриотизм;

выявлены основные типы патриотизма в российском обществе в зависимости от социально-политической принадлежности: демпатриоты; патриоты-

14 традиционалисты; патриоты-монархисты; национал-радикалы; патриоты социалистической ориентации; патриоты-государственники некоммунистической направленности; неполитические патриотические организации;

- разработаны рекомендации по совершенствованию патриотического
воспитания молодежи, начиная с семьи, школы, вуза, трудового коллектива,
через средства массовой информации, работу различных кружков и клубов по
интересам, через систему поисковой работы, исторических клубов.

Надежность и достоверность полученных результатов обеспечивается применением проверенных практикой теоретико-методологических принципов, методов сбора первичной информации, опорой автора на вторичный анализ социологической информации ведущих научных центров Российской Федерации: ВЦИОМ, социологический центр РАГС при Президенте Российской Федерации, Фонд общественного мнения и надежностью их выборки, совпадением тенденций в выводах автора с выводами других исследователей аналогичной проблемы.

Научно-теоретическая и практическая значимость диссертационной работы состоит в том, что в ней разработаны концептуальные положения о сущности и содержании патриотизма как социологической категории и реальной основы консолидации российского общества в условиях его современной социальной трансформации.

Результаты диссертационного исследования могут найти применение в дальнейшем научном изучении и решении рассматриваемых социологических проблем, в учебном процессе в вузах, а также в работе государственных органов и общественных организаций по выработке и реализации политики, связанной с формированием и повышением роли нового российского патриотизма в возрождающейся России.

Основные положения, выносимые на защиту:

- патриотизм является стержнем политического сознания, сложным ду
ховно-практическим образованием и включает в себя: патриотические чувства

15 и эмоции, знания, убеждения, установки, практические действия, направленные на укрепление Отечества;

патриотизм имеет несколько уровней и форм реализации: государственный, социальный, интимно-личностный;

по мнению автора, патриотизм в своем развитии прошел такие основные этапы как: первый - собирание русских земель и формирование русского государства (X-XV вв.): от принятия христианства на Руси и до царствования Ивана Грозного. Второй - утверждение и укрепление русского централизованного государства во главе с единым центром - Москвой. (XVI-XVII вв. вплоть до реформ Петра I). Третий - становление и развитие Руси как империи, как самодержавно-монархического государства. Временные рамки данного периода - от реформ Петра I до революции в октябре 1917 г. Четвертый - начало XX в. - 80-ые годы XX в. Пятый - начиная с 90-ых годов XX в. - по настоящее время. Каждый из этих этапов имел свои особенности, формы проявления, специфику;

содержание, качественное состояние и преобразующая сила патриотизма зависят от состояния Отечества. Основные противоречия, деформации и тенденции развития патриотизма являются результатом отражения противоречий, имеющих место в Отечестве. Достойная человека жизнь в становящемся, крепнущем Отечестве - основа формирования и проявления патриотизма, всех его лучших сторон и граней;

выявлены основные типы патриотизма в российском обществе в зависимости от социально-политической принадлежности (демпатриоты, патриоты-традиционалисты, патриоты-монархисты, национал-радикалы, патриоты социалистической ориентации, патриоты-государственники некоммунистической направленности, неполитические патриотические организации).

автор отмечает, что патриотическое сознание обладает следующими основными функциями, такими как: консолидирующая, аксиологическая, мировоззренческая, познавательная, охранительная или защитная, деятельност-ная, воспитательная, коммуникативная, стабилизирующая, регулирующая, ко-

торые позволяют более целостно и глубоко понять «патриотизм» его значение в современном мире.

Апробация результатов диссертационной работы. Диссертация обсуждена на заседании кафедры социологии Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации и рекомендована к защите. Основные положения диссертационного исследования изложены в публикациях автора общим объемом 1,5 п. л.

Структура диссертационной работы. Диссертация состоит из введения, трех разделов, заключения и списка использованных источников и литературы.

Теоретико-методологические основы исследования сущности патриотизма на различных этапах истории

Термин «патриотизм» является производным от латинского «patria» -отечество, и используется сегодня как базисный, характеризующий национальное единение, идентификацию себя с прошлым и настоящим страны, возвышением общественного над личным, готовность взять на себя ответственность за ее судьбу и, если надо, защищать Родину с оружием в руках.

Патриотизм в русском сознании связывается не только с воинской доблестью, но и с самоуважением, с гордостью за свою землю, за свой народ.

В. И. Даль зафиксировал современное ему понимание патриота и патриотизма в своем словаре в 1882 году: «Патриот - любитель Отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник или отчизник. Патриотизм - любовь к Отчизне»1.

Советский энциклопедический словарь добавляет к этому определению: «...одно из глубоких чувств, закрепленных веками и тысячелетиями обособленных отечеств»2.

В словаре русского языка С. И. Ожегова дается следующая трактовка: «Патриотизм - преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу»3. Более развернутое определение мы находим в педагогическом энциклопедическом словаре: «Патриотизм - любовь к отечеству, к родной земле, к своей культурной среде. С этими естественными основаниями патриотизма как природного чувства соединяется его нравственное значение как обязанности и добродетели. Ясное сознание своих обязанностей по отношению к отечеству и верное их исполнение образуют добродетель патриотизма...»4.

Толковый словарь В. И. Даля определяет патриотизм как «...чувство привязанности к стране рождения, проживания, выражающееся в готовности созидать и жертвовать личным благом для общественной пользы»1.

Понятие «патриотизм» имеет глубокие традиции осмысления и употребления в литературе. Вопрос о том, кто есть патриот, кто достоин звания «сын Отечества» волновал мыслителей на протяжении всей истории развития общественной мысли. Так, Радищев ставил эту проблему еще в конце XVIII в.

В работах и западников, и славянофилов во главу угла ставятся интересы Родины. «Западники» В. Г. Белинский, П. Я. Чаадаев, А. И. Герцен пришли к мысли, что не стоит противопоставлять Россию Западу, а Запад - России. А. С. Пушкин и П. Я. Чаадаев первыми выразили суть этой мысли: Россия - не луч-ше и не хуже Запада, она другая . Именно это и объединяет оба направления и делает их философские поиски значимыми для многих поколений потомков. А. И. Герцен писал: «Да, мы были противниками их, но очень странными: у нас была одна любовь, но неодинаковая. У них и у нас запало с ранних лет одно сильное, безотчетное, физиологическое, страстное чувство, которое они принимали за воспоминание, а мы за пророчество: чувство безграничной, обхватывающей все существование любви к русскому народу, к русскому быту, к русскому складу ума»3.

Надо отметить, что в России патриотизм понимался многими учеными, политическими деятелями, да и самим народом как подчинение своей личности интересам народа, государства, как самопожертвование во имя общего блага. Выдающийся российский философ С. Л. Франк, один из «пассажиров» знаменитого «философского парохода», говорил о патриотизме русского народа: «Эта общественная жизнь - сверхличная, сверхвременная, и сверхпространственная - объемлет все поколения, прошлые и будущие, которые занимают в потоке жизни равноценные места. Так присущее нам по природе общественное самосознание, преодолевая национальной памятью разорванность поколений во времени, творит национальную культуру и связывает индивидуумов в народ - единством судьбы, помнящей прошлое, наших предков, и устремленной в будущее, к нашим потомкам. То есть имеет значение большее, чем сумма составляющих его индивидуумов: оно есть духовный сверхличностный организм... Наряду с тем, что человек сам хочет и может... на человека действует идеальная сила должного - голос нашей совести — призыв, который он воспринимает как исходящий из высшей, превосходящей его эмпирическую природу и ее преобразующей инстанции; человек, испытывая чувство должного, сознавая абсолютный идеал своей жизни, возвышается над своей эмпирической природой; и это возвышение и есть самое подлинное существо человека»1.

Философское осмысление патриотизма получило развитие в трудах русских мыслителей конца XIX - начала XX в. Так, И. А. Ильин отождествляет понятия «национализм» и «патриотизм». В работе «Путь духовного обновления» он пишет: «Национализм - есть любовь к духу своего народа, и притом именно к его духовному своеобразию»2. Но любовь не может быть слепой, следует видеть не только достоинство, но и «соблазны, слабости и несовершенства», с которыми следует бороться. Путь борьбы всегда один - совершенствование. Ошибкой многих патриотов является то, что они ответственность сваливают «...на иные «вечно злые» и «предательски враждебные силы»3. Главная задача человека, любящего свою страну, свой народ, свою культуру, -творческое единение. И. А. Ильин подчеркивает значение патриотизма для личности и общества, считая его неотъемлемым компонентом полноценного бытия и культуры. Философ противопоставляет патриотизм (национализм) и интернационализм. «Интернационализм, - по мнению философа, - отрицает родину и национальную культуру, и самый национализм, и духовный акт своеобразно-национальной структуры».

Конкретно-исторические формы проявления патриотизма в различные периоды российской истории

Одним из важнейших условий формирования патриотизма у человека является осознание национальных интересов и последующая реализация их в деятельности. Для нашей темы важно выявить отношение людей разных эпох к своему Отечеству как к исторической реальности.

Патриотическое мировосприятие, прежде всего, основывается на исторической памяти, на воспоминаниях и наиболее ярких эпизодах прошлого народа. Речь идет не о случайном наборе фактов, а о событиях, которые люди не без основания выстраивают в один ряд.

История России - это история войн, история напряженной борьбы с многочисленными иноземными захватчиками за сохранение своей территориальной целостности и независимости. Поставленная судьбой на границе двух обширных континентов, страна по существу не имела естественно-географического прикрытия своих границ в виде океанов или высотных гор, и поэтому была постоянным объектом нападения со стороны алчных соседей1.

Исторически формирование патриотизма совпадает с возникновением Русского государства. В период перехода от родового общества к древнерусскому государству этническое самосознание воплощалось в представлении об общности происхождения и принадлежности к определенному племенному объединению, что привело впоследствии к формированию общей идеи русской земли, Руси, как государства, в котором живет народ. Но не только географическое пространство сплачивало формирующуюся древнерусскую народность. Язык, верования, историческая память о прошлом, общность судьбы - все то, что можно назвать историческим пространством, и составляло в совокупности Отечество.

Существенным элементом религии протославян, повлиявшим на формирование патриотизма, являлся культ предков, основывавшийся на вере в их последующее возрождение. Сведений веры славян в реинкарнацию довольно много. Русские сказки изобилуют эпизодами смерти героя с последующим его возрождением в образе зверя, птицы, дерева, либо себя самого.

На долгое время основным мотивом пробуждения патриотических чувств, особенно в период оборонительных войн, становится обращение к сыновним чувствам русских людей и призыв о защите Родины-матери от причиняемых ей страданий. Этими образами изобилуют такие сочинения, как, например, «Слово о полку Игореве», «Повесть о разорении Рязани Батыем», «Слово о законе и благодати» и многие другие.

Одним из первых литературных произведений Древней Руси, в котором патриотическая мысль получила стройное, логичное и органичное развитие стало «Слово о законе и благодати» Иллариона, первого русского митрополита. «Слово» патриотично и по своей тематике, и по эмоциональному настрою автора. Именно Иллариону принадлежит честь рождения патриотической идеи, пережившей века и ставшей одним из оснований русского национального самосознания - идеи особого призвания, особой миссии русского народа. Для древнерусского митрополита историческое призвание Руси заключалось в том, чтобы стать «сосудом» новой христианской веры, хранителем истины и благодати.

Патриотизм социально обусловлен и взаимосвязан с конкретно-историческими формами политического режима России, в развитии которого, на наш взгляд, можно выделить пять периодов:

1 - древнерусский (IX - первая половина XV в.),

2 - период Российского государства (вторая половина XV - XVII в.),

3 - период Российской империи. (XVIII - начало XX в.),

4 - советский (начало XX - 80-е годы XX в.)

5 - постсоветский (начиная с 90-х годов XX в.).

В соответствии с этим можно обозначить и этапы эволюции российского патриотизма: патриотизм древней Руси, патриотизм Российского государства (включающий в себя и патриархальный патриотизм), патриотизм Российской империи, советский и постсоветский патриотизм.

Первым периодом существования политического режима России следует считать древнерусский период. Его отличала относительная слабость центральной власти, особенно ярко проявившаяся в период раздробленности в существовании параллельных центров, формально вассальных, а фактически независимых от власти киевского князя. Ситуацию усугубило установленное в XIII в. Золотоордынское иго, сделавшее русских правителей подданными монгольского хана («царя»). Лишь к XIV в. с возникновением центра, аккумулирующего силы для борьбы с Золотой Ордой, центральная власть начинает усиливаться, приобретать деспотический характер. Другой характерной чертой древнерусского периода является тотальное проникновение религии во все сферы жизни общества.

Проявление патриотизма в период принятия и утверждения христианства на Руси можно проследить по тем письменным источникам, которые применяли «патриотические формулы» в период с XI по XV вв. Данный период в истории Руси можно определить как патриархальный тип патриотизма. А. А. Горский на основании изучения источников, предложил разделить данный период на четыре категории:

1) общерусский;

2) дружинно-вассальный;

3) региональный;

4) религиозный.

Общерусский тип - защита «Русской земли». Он характерен для всего этого временного отрезка, за исключением периода с начала монгольского ига и до Куликовской битвы.

Дружинно-вассальный тип - защита князя и княжеской чести. Относится к домонгольскому периоду.

Особенности понимания, формирования и проявления патриотизма в современном российском обществе

Процесс формирования патриотического сознания и воспитания в современном российском обществе приобретает особое значение, что обусловлено целым рядом причин.

Во-первых, наблюдаются изменения общественного устройства и ценностной ориентации личности, социальных групп во внутренней и внешней политике. Сегодня мы много говорим об особой важности создания в современной России гражданского общества. В этих условиях важно, чтобы среди общечеловеческих ценностей и таких понятий, как рынок, правовое государство, политический, идейный и социальный плюрализм, не затерялась и такая ценность, как патриотизм.

Во-вторых, в самые трудные и тяжелые периоды истории нашего Отечества его спасали духовные силы. В тяжелые военные годы именно патриотическое сознание населения сыграло огромную роль в приближении победы. Сегодня в общественном сознании зачастую неверно воспринимаются такие понятия, как «Отечество», «долп , «честь», «достоинство», «самоотверженность», «героизм». В прошедшие годы оказалась дискредитирована сама идея формирования и развития личности гражданина-патриота, защитника Отечества. Утрачена практика формирования патриотического сознания, воспитания; огромный ущерб патриотическим чувствам и национальному самосознанию народа нанесло огульное отрицание ценностей нашего исторического опыта.

В-третьих, в условиях кризисных явлений с особой остротой проявился вопрос о смысле и целях преобразований в России и их последствиях, о судьбах народа, его национального самосознания. Поэтому современная обстановка в стране вызывает повышенный интерес к проблеме патриотизма. Это объясняется, прежде всего, той ролью, которую способно сыграть возрождающееся патриотическое сознание в деле национального единения, сплочения всех общественных и политических сил народа, в оздоровлении и гармонизации социального микроклимата.

Коренные преобразования в стране конца XX - начала XXI вв., определившие поворот к новейшей истории России, сопровождаются изменениями в социально-экономической, политической и духовной сферах общества и сознании его граждан. Резко снизился воспитательный потенциал российской культуры, искусства, образования, как важнейших факторов формирования патриотизма.

Адаптация к новым социокультурным условиям после десяти лет радикальных перманентных реформ привела к значительным изменениям в патерналистских настроениях населения. Около 75% граждан в обеспечении своей жизнедеятельности стали надеяться только на себя. Жесткие условия выживания повысили социальную активность большинства россиян, направив развитие взаимосвязей в русло саморегуляции1. Другим важным изменением ценностной ориентации населения явилось признание самоценности личности, ее прав и свобод. Самое главное в жизни, по мнению подавляющего большинства опрашиваемого населения (около 80%), - это ощущать себя свободным человеком, а не рабом государства2.

Произошли кардинальные изменения и в житейских ценностях. При выборе трех наиболее важных условий для благополучной, счастливой жизни 65 -70% россиян приоритет отдают хорошему здоровью, материальному достатку, крепкой семье3. Даже у молодежи вектор ценности социального общения меняется: доминирующее место теперь принадлежит семье (согласно опросу 1990 г. первое место занимали развлечения со сверстниками).

Вместе с тем исследования показывают, что в иерархии ценностей материальное благополучие начинает доминировать над всем остальным. Часть людей (это больше характерно для молодежи) заражена стереотипами «легкой жизни». Около 40% молодых людей одобрительно относится к стремлению «делать деньги» любой ценой, даже в обход закона, а около 60% согласны, что «сегодня нет нечестных способов делать деньги, есть только легкие и трудные пути».

Социальное поведение людей все более и более определяется не моральными критериями, а обстоятельствами материальной выгоды. Адаптация населения к проблемам повседневного бытия растет прямо пропорционально его привыканию к рыночным и сопутствующим им отношениям и ценностям. Преобладает состояние какого-то духовного оцепенения, и общество ненадолго пробуждается лишь в моменты очередной катастрофы - землетрясения, наводнения, взрывов домов, гибели подводной лодки или пожара на телебашне. Знаменитое русское долготерпение переросло все разумные пределы и остро ставит проблему восстановления чувства человеческого достоинства.

Отказ от идеалов советской эпохи, а затем и происшедшая эрозия либеральных ценностей породили феномен идейного и нравственного нигилизма, проникшего в массовое сознание и поведение людей. Значительно увеличилось число людей (с 30 до 50%), для которых характерной стала амбивалентность, связанная с раздвоением сознания, проявляющаяся в одновременном стремлении к противоположным ценностям2. Качественный сдвиг в ценностных ориентациях россиян явился своего рода попыткой адаптации к новым условиям жизни.

Похожие диссертации на Патриотизм: историко-социологический анализ