Содержание к диссертации
Введение
Глава I. АРАБСКОЕ НАСЕЛЕНИЕ В СОЦИАЛЬНЫХ ПРОЦЕССАХ ИЗРАИЛЬСКОГО ОБЩЕСТВА 8
1. Палестинские арабы и возникновение Государства Израиль 8
2. Арабское население в демографических процессах израильского общества 17
3. Арабское население Израиля в условиях модернизации 28
Глава II. АРАБСКОЕ НАСЕЛЕНИЕ В ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ ИЗРАИЛЬСКОГО ОБЩЕСТВА 48
1. Становление политической системы Государства Израиль 48
2. Структура политических институтов современного израильского общества 63
Глава III. ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ АРАБСКОГО ЭТНИЧЕСКОГО МЕНЬШИНСТВА В ИЗРАИЛЬСКОЕ ОБЩЕСТВО 75
1. Проблемы политической и социальной интеграции арабского населения на начальных этапах существования Государства Израиль 75
2. Электоральное участие как фактор политической интеграции арабского этнического меньшинства 80
3. Образовательная система Израиля и проблемы социально- политической интеграции арабского населения 128
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 159
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Палестинские арабы и возникновение Государства Израиль
- Становление политической системы Государства Израиль
- Проблемы политической и социальной интеграции арабского населения на начальных этапах существования Государства Израиль
Введение к работе
Актуальность темы исследования. Уже более пятидесяти лет одной из важнейших проблем мировой политики остается проблема ближневосточного урегулирования. Она возникла вместе с возникновением государства Израиль и началом конфликта между ним и соседними арабскими странами. Но и до начала данного конфликта отношения между коренным арабским населением Палестины и переселявшимися по призыву сионистских организаций на ее территорию еврейскими колонистами были сложными. Гармонизировать эти отношения так и не удалось вплоть до создания государства Израиль. А после его созда'ния арабо-еврейский конфликт приобрел новое, международное измерение.
С конца 40-х гг. XX столетия международное сообщество обращало внимание на преодоление последствий многочисленных войн Израиля с соседними арабскими странами, прежде всего Египтом, Сирией и Иорданией. В последнее десятилетие на первый план вышли проблемы отношений Израиля и палестинцев, создавших, благодаря принятым в 1992 г. в Осло решениям свою автономию как прообраз будущего суверенного и независимого государства. Как известно, в последние годы отношения между Израилем и палестинской автономией развивались сложно, на их пути стояли и стоят проблемы палестинских беженцев, еврейских поселений на палестинских территориях, проблема Иерусалима. Решить эти проблемы будет непросто.
В палестинско-израильском противостоянии имеется не только международный, но и внутригосударственный аспект. Как на территории, которая изначально предназначалась для создания государства Израиль, так и на территориях, реально входящих в его состав, проживает коренное арабское население. Большинство палестинских арабов, живущих сегодня в Израиле, формально обладают гражданством этого "государства. Однако, поскольку Израиль создавался изначально как еврейское государство,
4 положение арабского этнического меньшинства остается не до конца определенным. В отличие от палестинцев, проживающих на оккупированных территориях вошедших в состав Палестинской автономии, арабское население Израиля относится к числу граждан этой страны, но при этом сильно отличается от его еврейского большинства. Реального равноправия не было и нет ни в экономической, ни в социально-культурной, ни в социально-политической жизни израильского общества.
Отсутствие прочной интеграции палестинских арабов в израильское общество создает почву как для внутренних конфликтов, так и для сохранения конфликтной ситуации в отношениях между Израилем и окружающим его арабским миром. Для того чтобы представлять себе условия, динамику и проблемы социальной и политической интеграции арабского населения в израильское общество необходим анализ особенностей этого процесса. Этим и определяется актуальность темы данного диссертационного исследования.
Степень разработанности проблемы. В русскоязычной литературе
как советские времена, так и в постсоветский период в большинстве работ, посвященных Израилю, внимание акцентируется на его внешней политике и на различных аспектах ближневосточного конфликта. Работы, рассматривающие внутренние проблемы самого Израиля, носят преимущественно общий характер и не выделяют проблемы арабского этнического меньшинства в этой стране. Лишь в конце 80-х гг. вышла единственная пока монография на русском языке, полностью посвященная анализу положения арабского населения в израильском обществе \
Публикации советского периода находились под сильным влиянием официальной идеологии, препятствующей объективному анализу социально-политических процессов в различных регионах мира, в том числе и на Ближнем Востоке.
1 Банковский Л.Л. Арабское население Израиля. М., 1988.
В 90-е гг. возможности для более беспристрастного научного исследования расширились, но количество публикаций, связанных с проблемами самого израильского общества, в том числе рассматривающих проблемы интеграции арабского населения, не увеличилось. Лишь в отдельных работах в достаточно сжатой форме эта проблема получила свое освещение.
Можно констатировать, что в российской* политологии и в обществоведении в целом вопросы политической и социальной интеграции арабского населения в израильское общество изучено явно недостаточно.
Цель и задачи исследования. Целью данного диссертационного исследования является выявление особенностей процесса социальной и политической интеграции арабского населения в израильское общество. Для достижения этой цели автор поставил перед собой следующие задачи:
проанализировать последствия возникновения государства Израиль для арабского населения Палестины;
проследить изменение доли арабского населения в демографической структуре израильского общества;
показать влияние процесса модернизации на положение и роль арабского этнического меньшинства в израильском обществе;
охарактеризовать исторические, социокультурные и международные аспекты становления политической системы Государства Израиль;
показать положение арабского меньшинства в структуре политических институтов современного израильского общества;
рассмотреть факторы, влиявшие на процессы политической и социальной интеграции арабского населения в первые десятилетия существования Израиля;
1 Гейзсль 3. Политические структуры государства Израиль. 2001; Крюков А.А. Израиль сегодня. Страноведческий словарь-справочник. М, 2000.
выявить особенности участия арабского населения Израиля в общенациональных, региональных и местных выборах и значение этого участия для процесса политической интеграции;
проанализировать роль системы образования в Израиле как фактора социально-политической интеграции арабского населения.
Теоретической основой и источниковедческой базой данного диссертационного исследования послужили работы арабских, израильских, западноевропейских, североамериканских и российских исследователей, по-. священные проблемам положения арабского населения в израильском обществе.
Научная новизна данной диссертации состоит в том, что это
практически единственная работа на русском языке, специально посвященная проблемам политической и социальной интеграции арабского населения в израильское общество. Кроме этого, основными пунктами научной новизны могут быть названы следующие:
проанализированы место и роль арабского населения в социальных процессах, происходивших в израильском обществе с момента возникновения Государства Израиль;
показано влияние процесса модернизации на социально-политическое положение арабского этнического меньшинства в израильском обществе;
охарактеризовано реальное положение арабского населения в структуре политических институтов и политических отношений современного израильского общества;
выявлены особенности электорального поведения арабского населения на выборах в Кнессет, региональные и местные органы власти;
7 - показаны особенности влияния образовательной системы Израиля на процесс социально-политической интеграции арабского населения.
Практическая значимость диссертации заключается в том, что содержащиеся в ней выводы могут быть использованы для решения проблемы интеграции арабского этнического меньшинства в израильское общество. Материалы диссертационного исследования могут быть положены в основу дальнейшего научного исследования социальных и политических процессов в Израиле, для разработки подходов к окончательному урегулированию Ближневосточного конфликта. Кроме того, материалы диссертации могут найти применение и в учебном процессе при изучении курсов политологии, политической социологии, этнополитологии, политической
истории и других социально-политических дисциплин.
Апробация работы. Диссертация обсуждена на заседании кафедры
международных политических процессов философского факультета Санкт-Петербургского государственного университета.
Структура работы. Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, восьми параграфов, заключения и библиографии.
Палестинские арабы и возникновение Государства Израиль
Прежде чем затронуть вопросы сфер и форм социально-общественной и политической интеграции арабского национального меньшинства в Израиле необходимо проследить основные этапы и специфику процесса интеграции и его развития.
В среде арабского населения произошел значительный шаг вперед, весьма существенное изменение в сфере понимания и представления в области социально-общественной и политической жизни. Однако данный вопрос будет рассмотрен и проанализирован подробно далее, на следующем этапе данного исследования.
Если нам необходимо будет отобразить данный процесс в виде политической карты арабского сектора Израиля, то мы сможем наблюдать, что в последние годы происходят значительные изменения в сфере социально-общественных и политических представлений, в области их понимания в среде арабского меньшинства.
Существует множество вопросов, различных мнений вокруг проблемы связей-контактов между различными культурами/цивилизациями с точки зрения их традиций, преданий, идеологии. Это происходит, когда общества или социальные группы одной культуры встречаются в каком-либо месте с представителями другой культуры, чтобы начать сосуществование вместе. Здесь возникает весьма важный и, пожалуй, ключевой вопрос: Как? Какова форма этих контактов между этими двумя различными культурами? Существует ли согласие, общность в понимании и социальном восприятии у обеих сторон.
Как уже говорилось выше, для понимания места арабского населения Израиля, анализа степени глубины интеграции его (населения) гармоничным образом во все сферы жизни в стране, необходимо проследить, достаточно ясно отобразить процесс изменения и развития, а также попыток движения в этом направлении в равной степени как со стороны правящих структур страны, так и со стороны самого арабского меньшинства, дабы интегрировать в политический аппарат и различные институты власти. Однако необходимо также проследить формы данного интеграционного процесса, а также факторы воздействия, которые привели к созданию картины образа политического поведения арабского меньшинства Израиля. Такая политическая интеграция и, пожалуй, согласие проявляются в некоторых сферах жизни, на некоторых ее уровнях. При этом стоит отметить, что такой опыт интеграции изучается со стороны правительственных структур, однако и определяется, направляется ими. А, следовательно, эта интеграция не может быть полной и всеобъемлющей, но сильно ограничена, затрагивает лишь определенные сферы, далекие от областей, имеющих первостепенную экономическую значимость или центров, влиятельных в государстве.
Появление традиционного руководства при образовании государства Израиль
При образовании государства Израиль сионистское руководство сосредоточило внимание на сотрудничестве и взаимодействии с традиционным руководством, игнорируя роль образованного поколения, в силу того, что арабская семья была консервативна и патриархальна. Понимая это и все вытекающие из этого последствия властные структуры начали с того, что стали создавать в каждой арабской деревне отдельное руководство.
Курс сионистского правительства добился значительных успехов в деле изменения специфики политической жизни в арабском обществе в первые годы создания государства Израиль, что было осуществлено путем внедрения новых форм политической власти.
В период английского мандата (с 1914 до 1947 года) у власти находилось традиционалистское руководство из избранных. Власть придержащие в стране слои происходили из этого традиционального руководства, которое имела свято хранимые его связи с обществом, в окружении которого оно жило. Однако после создания государства Израиль и иммиграции руководства и слоев наиболее крепких в экономическом отношении, а также образованной прослойки общества, в стране осталось разрозненное, неорганизованное в социальном, общественном и политическом отношениях арабское меньшинство. Именно на этом этапе проявляется особая роль, которую играли монистские партии, чтобы создать такое руково- j дство, которое могло бы представлять это национальное меньшинство. Однако целью создания такого руководства было приобретение голосов в случае проведения выборов, т.е. являлась исключительно популистским мероприятием.
С самого дня образования сионистского государства не существовало никакой арабской партийной организации, которая требовала бы равных прав для граждан арабского сектора Израиля. Единственная организация, и то не исключительно арабская, а совместная арабо-иудейская, - это коммунистическая партия, которая выдвигала на рассмотрение положение арабской части населения Израиля и его права. Что же касается других организаций, которые лишь носили название арабские, То они в действительности следовали в фарватере руководящей линии сионистских организаций.
Старое, традиционное руководство осознавало, что на нем лежит обязанность, святой долг являть собой часть политического аппарата в израильских правящих структурах. Однако в среде руководства сионистских партий в первые годы образования государства Израиль существовали сомнения в том, что существует необходимость дать возможность традиционным арабским лидерам войти в правящие структуры страны и включить их в ряды сионистских партий, несмотря на то, что традиционное арабское L руководство питало весьма сильную симпатию к этой идеи и было склонно принять решение о вхождении в эти партии.
С началом функционирования государства Израиль, после прохождения двух стадий выборов, сионистские партии начали пересматривать свои расчеты в связи с сомнениями, которые вызывало вхождение, включение в членство этих партий представителей арабского населения. В их среде возникает тенденция к тому, чтобы рассматривать арабское меньшинство как силу в предвыборной борьбе и в процессе голосования, и которой считаться вовсе не обязательно. Вследствие этого возникло и представление относительно вопроса о вступлении их (т.е. арабского меньшинства) в эти партии, а также по вопросу о вхождении / проникновении различных партий на основе разнообразных идеологических доктрин в арабскую среду. Однако важнейшим пунктом для представителей арабского сектора была степень их значимости в политическом плане на выборах (особое значение это имело и для сионистских организаций, для которых это представляло первостепенное значение; их политический вес в ходе выборов, а не что-либо другое, как, например, вопрос об улучшении условий жизни этого национального меньшинства; поэтому ни в одном проекте политических программ, составленных в этих партиях, не говорилось ни слова о необходимости решения неотложных проблем, имеющих судьбоносное значение для арабского меньшинства; более того, если бы перед процессом недопущения выкристаллизовывания, образования и деятельности национального руководства ставились бы преграды и препоны, то это могло бы в будущем создать угрозу балансу системы власти, т.е. подложить под аппарат власти мину замедленного действия).
Становление политической системы Государства Израиль
Если обратить внимание на систему политической власти в различных странах западного мира (более конкретно в Европе), то можно заметить, что с течением времени от первых опытов демократии политические системы власти в этих странах претерпели значительные изменения.
Что отличает любой демократический режим в любом государстве? Это то, что система власти выкристаллизовывалась и старалась в результате мощного воздействия факторов влияния, носящих различный характер: социальный, общественный, культурный, цивилизационный, под которые подпадало население этих стран.
Такие реалии вменяются в обязанность, должны происходить в любой стране, строящей демократический режим. Поэтому необходимо, чтобы то специфическое развитие, которое прошло с израильским обществом (от простых поселений до создания собственного независимого государства), также имело бы для этого сильный импульс, фактор влияния на формирование вида и реалии режима политической власти в Израиле, на качественный путь развития институтов власти, на идеологию государства, а также на структуру экономики. Все это вместе взятое влияет самым непосредственным и явным образом на власть, которая начинает выкристаллизовываться, формироваться, переходя из аморфного состояния в политическую реалию.
Поэтому для того, чтобы наиболее четко и ясно представить себе политическую картину системы власти в государстве Израиль, необходимо выявить и осознать, понять какие же это были факторы-предпосылки исторического, культурного - цивилизационного и наследственного характера, которые оказали влияние на формирование структуры власти и политического режима в Израиле.
Остановившись на исторических предпосылках развития израильского общества, стоит отметить, что оно (израильское общество) возникло при отсутствии каких-либо связей, отношений между историей того еврейского населения, которое проживало на территории, где позднее было создано государство Израиль и теми, кто бежал сюда и поселился здесь. Это произошло по следующей причине: большую часть (если практически не всю) свою историю евреи проживали на различных территориях, в различных государствах, разбросанные по всему миру; но они несли с собой частицу своей культуры, хранили ее и жили ею. Несмотря на то, что лишь незначительная часть еврейского населения проживала на территории современного государства, и это было слабое меньшинство, а большая же часть евреев проживала в различных странах Европы, Азии и Америки, но ему (еврейскому населению) удалось создать свое государство. Именно поэтому такое обстоятельство, о котором говорилось выше: рассеянность по месту проживания, гонение - имело огромное влияние на развитие израильского общества и на формирование системы власти в Израиле и появлению такого политического режима, который сейчас есть в Израиле.
Исторические факторы - предпосылки, повлиявшие на формирование режима власти в Израиле
На протяжении 400 лет (с 1517 и вплоть до 1918 года) данной территорией управляли турки. Отличительной чертой власти в этот период был ее централизм. Все завоеванные турками страны и территории управлялись губернаторами, вали, которые назначались в каждую страну личным указом султана. Как правило, это были люди из числа наиболее преданных султану.
Главной и основной функцией центральных властей был сбор налогов с захваченных провинций. Такое положение было обусловлено тем, что центральная власть в Османской империи не могла обеспечить полное господство и центральное управление обширными районами - территориями, которые входили в состав огромной Османской империи.
В период с 1880 по 1899 год в Османской империи проходил процесс реформ, получивший в исторической литературе название танзимат (реформы, направленные на улучшение государственного аппарата и армии империи). В этот период произошли изменения в судебной власти в империи, в ее управленческом аппарате с целью укрепления центральной власти и укрепления правящего режима. В ходе этого реформационного процесса произошли следующие изменения:
а) разделение района Ближнего Востока на две провинции и автономную зону, по-турецки санджак. Далее перечисляются эти вилаеты (провинции):
1) вилает Бейрут (сюда входила также часть палестинских земель);
2) провинция Дамаск (Вия Сирия);
3) автономная зона (Иерусалим).
Палестино-израильский регион подразделялся на три санджака: Ак-ка, Набулус и Иерусалим;
б) произошли также изменения в системе и порядке сбора налогов таким образом, что районы не получали автономной власти, вместо этого взамен местному управляющему, или губернатору, назначался представитель центральных властей, который и осуществлял эти функции.
В области судебной власти были проведены классификация и сбор различных законов, т.е. была проведена кодификация всех законодательных актов в этой сфере и объединение всех этих законов в единый сборник, дабы он бы являлся единственным и основным источником, по которому бы разбирались судебные дела и который был бы обязателен для исполнения всеми гражданами и жителями регионов.
Ряд законов из данного кадастра, в частности законы, касавшиеся земельного кодекса (порядок регистрации), а также закон об османских общественных союзах, были заимствованы и приняты к исполнению властями британского мандата. А затем эти законы были переняты таким образом и вошли в законодательный свод государства Израиль1.
В религиозном отношении большинство населения Османской империи являлись мусульманами. Однако другая часть являла пеструю картину религиозных групп. Но судебная и исполнительная власть, дарованная этим общинам османами, должны были быть приняты каждой религиозно-национальной группой (милетом), дабы издавать предписания - решения относительно дел личного характера, как-то: наследие, брак и так далее.
В результате передачи центральной османской.властью право местного судопроизводства в делах личного характера милетом на местах традиционное руководство, а именно шейхи племен, крупные владельцы собственности, духовные лидеры - приобрели весьма существенную силу. Одновременно это руководство стало использовать помощь центральных властей, т.е. центрального государственного аппарата Османской империи в Стамбуле, для укрепления и усиления своего господства - власти над местным населением.
Однако османский период правления на палестинской земле мешал развитию региона, его модернизации, а также препятствовал любой возможности установления здесь демократического режима.
Период британского мандата
В 1918 году произошла оккупация палестинской территории Британской империей. Вплоть до 1920 года в регионе сохранялся режим военного управления. После чего данный режим стал гражданским управлением в связи с тем, что Британская империя получила право мандатного управления данной территорией от Лиги наций.
Проблемы политической и социальной интеграции арабского населения на начальных этапах существования Государства Израиль
После войны 1948 года, или как называют эту войну палестинцы «год катастрофы», большинство политического руководства и образованного слоя палестинского общества бежало в соседние арабские страны. На территории же страны осталось меньшинство, утратившее свое руководство, своих лидеров, которые управляли ими. Арабы из этнической группы, представлявшей большинство на территории Палестины, превратились в меньшинство: если вплоть до 1947 года численность арабского населения страны достигала цифры в 1 294 000 человек1, то после войны 1948 года, а затем после эмиграции значительной части арабского населения в соседние арабские страны, численность жителей данной территории арабского происхождения, не эмигрировавших, а оставшиеся на Родине, составляло уже всего 156 тысяч человек.
Израиль признан в мире как еврейское государство. Однако не каждый его житель является коренным евреем. В стране существует также арабское меньшинство, которое составляет около 17% всего населения государства Израиль.
В декларации независимости Израиля говорилось о том, что Израиль есть государство народа еврейского, которое стремится, и впредь будет делать так, чтобы объединить евреев всего мира на территории национальной родины еврейского народа, которой является Израиль.
Общая численность населения в стране составляет 6,6 млн. человек, из них 1,2 млн. - арабское меньшинство.
Из вышеуказанных социологических данных о численности населения в государстве Израиль становится очевидным, что преобладающее большинство населения страны образуют представители одной национально-этнической группы, которой в стране является еврее-иудейская группа. Такое положение или ситуация в демографической структуре общества государства Израиль оказывает огромное влияние на политическое положение в стране, т.е. на внутригосударственную обстановку, выражающееся или выливающееся во внутренние конфликты - конфронтации. Это вызывает различные позиции и точки зрения по вопросам, касающихся положения арабского меньшинства в стране.
Так, существует такой взгляд, согласно которому предлагается и настоятельно рекомендуется конфисковать все земли, принадлежащие арабскому меньшинству страны. Есть и другое мнение, в соответствие с которым предлагается выселить, насильственно переселить арабское меньшинство (такой позиции придерживаются, например, лидеры партии Молидит-Кахана).
Арабское население страны претерпевает бедствие как национальное меньшинство от отсутствия равенства. Это легко можно заметить, если обратиться к следующему: дефицит бюджета местных властей, компенсаций и прочих выплат государственного страхования, которые определяются лишь тем, кто проходят военную службу; аналогично дело обстоит с принятием на работу в сферу государственных учреждений правительства, государственного аппарата и прочего арабов, получивших высшее (университетское) образование.
Все же произошли значительные изменения в образе политического поведения / мышления представителей арабского меньшинства. Причиной этого стало повышение уровня образования и грамотности среди арабского населения Палестины, что привело к появлению и росту политического сознания среди представителей арабского меньшинства в стране. В частности, повышение уровня образования способствовало и воздействовало на изменение образа жизни арабской семьи.
Рост уровня жизни в арабском секторе в Израиле, а также появление на рынке труда еврейского сектора новой силы - арабско-палестинской молодежи привело к тому, что отец, как глава семьи, стал утрачивать свою абсолютную и исключительную власть над членами семьи. На этот процесс также сильно повлияли последовательные конфискации земли, что привело к тому, что глава семейства утратил центр силы, ибо он держался за него для улучшения своего положения при распределении земельного наследия.
С самого начала арабам было дано право на некоторое участие в политической жизни страны, а именно участие в свободных выборах в Кнес-сет, израильский парламент, хотя положение арабского меньшинства, которое осталось в стране после образования государства Израиль, дало возможность установить над ним господство.
В первые годы после образования государства Израиль арабское население страны было менее сознательным в политическом отношении, потеряв свое национальное руководство, своих национальных лидеров. Это вынудило правительство к тому, чтобы прикладывать усилия, работать над поддержкой центров традиционного руководства кланов. Целью такой политики было установить господство - власть над арабским населением страны, что можно было достигнуть посредством группы или определенного числа лиц из тех, кто уже обладал определенной силой, властью и авторитетом среди арабского населения, а также посредством сохранения внутреннего разделения, раздробленности в среде арабского меньшинства в стране, и даже более всячески побуждая и стимулируя эту деинтегра-цию в палестинском обществе путем препятствия возникновения общественно-национального самосознания и объединению вокруг левых партий.