Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Истоки социально-политической активности женщин в Западной Европе в 70-80 гг. XX века 14
1.1. История женского движения в европейских странах 15
1.2. Проблемы равенства социальных прав и возможностей мужчин и женщин 22
1.3. Сущность и основные направления современного феминизма 26
1.4. Оппозиция женскому движению со стороны общества 41
Глава 2. Основные тенденции женского движения в 70 - 80-е гг. XX века 62
2.1. Содержание демократического женского движения 62
2.2. Особенности участия женщин во внутренней общественно-политической жизни своих стран 82
2.3. Влияние и тенденции изменения позиции католической церкви на положение женщины в европейских странах 92
2.4. Прогностические варианты изменения роли женщины в семейно-брачных отношениях 104
2.5. Современное женское движение в различных европейских странах и его особенности в России 111
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 158
Литература 164
- История женского движения в европейских странах
- Сущность и основные направления современного феминизма
- Содержание демократического женского движения
Введение к работе
Актуальность проблемы. В XX веке произошло резкое изменение роли женщины во всех сферах жизнедеятельности общества. Она прочно заняла значимое место в экономике, политике, культуре. Значимое, важное, но не равноправное. В начале XXI века, так же как и в начале XX века, пока рано говорить о достижении равноправия женщин и мужчин.
Длительная борьба женщин за равноправие привела к определенным изменениям общественного сознания во взглядах на социально-политическую роль женщины, но, несмотря на это, фактическое равноправие не достигнуто.
В теоретическом плане проблема женского равноправия, начиная с XIX века, является объектом пристального внимания политологов, философов, социологов, однако интенсивность гендерных изменений такова, что многие актуальные факты действительности остаются без теоретического осмысления и обоснования. В силу этого практические решения в этой сфере зачастую основываются не на научных рекомендациях, а на конъюнктурных интересах, не на научной методологии, а на методе "проб и ошибок". В этой связи значительный теоретический и практически-политический интерес представляет опыт европейского женского движения. Актуальность его политологического исследования обусловлена следующими обстоятельствами.
Во-первых, в условиях формирования гражданского общества, предполагающего существенное возрастание в общественной жизни новых "нетрадиционных" элементов политической системы, наряду с существующим госаппаратом управления, политическими партиями и так далее, возрастает значимость различного рода общественных организаций, объединений, учреждений, к числу которых относится и женское движение, оказывающее все большее влияние на жизнь общества. Женское движение является одним из значимых общественных движений демократической ориентации, координирующим свои действия в международном масштабе. В зависимости от своей политической направленности женские организации и объединения
4 отстаивают экономические интересы, социальные потребности, политические права женщин. Более того, действуя совместно с профсоюзным, молодежным, экологическим, пацифистским и другими общественными движениями, женские организации вносят существенный вклад в борьбу народов за общественный прогресс, социальную справедливость, демократию, сохранение мира на планете, утверждение гуманистических принципов в отношениях между людьми.
Во-вторых, практика остро нуждается в теоретическом обосновании тех новых явлений в тендерных отношениях, которые появились на рубеже веков. В русле феминологии возникает множество школ и направлений, исследующих различные аспекты тендерных ролей. Отсутствие философско-политического обоснования, недостаточная разработанность общей методологии современных тендерных процессов сдерживает исследования различных сторон женского движения и роли женщин в современном обществе.
В-третьих, несмотря на то, что как международные, так и национальные законодательные акты исходят из принципа равноправия, на практике женщины не обладают равноправием в общественной жизни и деятельности. Наблюдается ярко выраженное противоречие между новыми потребностями и отсутствием условий в обществе для их удовлетворения: возрастает общественное самосознание женщин, их больше не удовлетворяет навязанный им стереотип социальных ролей, где семья и материнство являются единственными ценностями. На этой основе в середине XX века складываются новые потоки движения, возникают новые организации и группы со своими программами действий. В 70 - 80-х гг. XX века наступает качественно новый этап в развитии женского движения, характеризующийся ростом его массовости, изменением и расширением социальной базы, прежде всего за счет «новых» средних слоев, сменой его лозунгов и целей. Этими обстоятельствами и обусловлен выбор данного периода настоящего диссертационного исследования.
В-четвертых, актуальность исследования обусловлена также тем, что Европейскими странами накоплен огромный опыт, который может применяться в практике женского движения в России. В вопросах зарубежного опыта предполагается не только использование несомненных достижений, но и учет неизбежных промахов и недостатков. Автор диссертационного исследования рассматривает противоречия, крайние точки зрения и теоретическое многообразие современного феминизма через призму политической ситуации, складывающейся в современной России.
Наконец, следует особо подчеркнуть, что актуальность исследования напрямую связана с важнейшей чертой женского движения: возникнув как общественно политическое движение за равноправие мужчин и женщин, женское движение переросло в движение за общественный прогресс, и те задачи и цели, которые ставят перед собой участницы движения, касаются отнюдь не только женщин, они значимы для развития всего общества в целом по пути гуманизма.
Все это в совокупности определяет целесообразность научно-политологического исследования основных тенденций женского движения в европейских странах в 70 - 80-гг. XX века.
Степень научной разработанности. Женское движение является объектом серьезного теоретического осмысления. Исследования этого рода проводятся практически во всех развитых странах, и, разумеется, в России.
Что касается России, то за последнее время наблюдается возросший интерес к данной тематике. Изменения, произошедшие в российском обществе в конце XX века, коснулись всех слоев населения, и женщины не были исключением. При этом они оказались наименее защищенными, в обществе резко обозначилась проблема определения социально-правового статуса женщины/Вместе с тем в этот период возросла социальная и политическая активность значительной части женщин.
Общие проблемы положения женщин в России анализируются в работах Айвазовой С, Бабаевой Л., Шинелевой Л., Зуйковой Е.1.
Женская проблематика чрезвычайно многообразна, она содержит большой спектр проблем. Так, роль женщин в общественном производстве рассматривается в работах Швальбе Б., Швальбе X., Михайлюк В.Б.2. Проблеме совмещения женщинами работы и семейных обязанностей посвящены, например, следующие работы: Машика Т., Бойко В., Шинелевой Л.3. Участие женщин в принятии политических решений рассматривается в работах Васецкого Н., Айвазовой С, Михайлюк В.4.
История женского движения в России представлена работами Хасбулатовой О., Стеллецкого Н., Хвостова В., Шабановой А., Коллонтай А.5.
Таким образом, вопросы положения российских женщин, а также проблематика женского движения в России представлены в целом ряде работ, как общего направления, так и по отдельным аспектам.
Женское движение в европейских странах имеет давние традиции, опыт женского движения изложен в многочисленных работах активисток: Bonnie Charles Blush, Charlotte Bunch, Beauvoir S., Deckard B.S., Janeway E., Mead M., Mitchell J6.
1 Айвазова С. «Женщины и общество. Тендерное измерение политического процесса» - М., 1996. Бабаева Л.
«Женщины России в условиях социального перелома: работа, политика, повседневная жизнь» - М., 1996.
Шинелева Л. «Гендерная политика в условиях системного кризиса в России» - М., 1998. Зуйкова E.M.,
Кулагина В.И. Женщина в обществе и семье. - Ниж.Новгород, 1991.
2 Швальбе Б., Швальбе X. «Личность, карьера, успех» - М., 1993. Михайлюк В.Б. Использование женского
труда в народном хозяйстве. - М.:Экономика, 1970.
3 Машика Т. «Занятость женщин и материнство». - М., 1989. Бойко В.В. Рождаемость: социально-
психологические аспекты. - М.,Мысль,1985. Шинелева Л.Т. Гендерная политика в условиях системного
кризиса в России. M., 1998.
4 Васецкий Н. «Женщины: во власти и без власти». - М., 1997. Айвазова С. Женщины и общество. Тендерное
измерение политического процесса. М, 1996. Михайлюк В.Б. Легенда и правда о женском труде. -
М.:Политиздат, 1981.
5 Хасбулатова О. «Эволюция российской государственной политики в отношении женщин: обзор
исторического опыта. Интеграция женщин в процессе общественного развития». - М., 1994.
Стеллецкий Н. Христианское назначение женщины и женская эмансипация нашего времени. Киев. 1909.
Хвостов В.М. Женщина и человеческое достоинство: исторические судьбы женщины. Природа женщины.
Женский вопрос. - M., 1914. Шабанова А.Н. Очерк женского движения в России. - СПб., 1912. Коллонтай А.
Социальные основы женского вопроса. М., 1908.
6 Bonnie Charles Blush. Woman to Woman. European Feminists. - NY, 1974. Charlotte Bunch. Feminism in the 80s.
Facing down the right. -NY, 1988. Feminists Manifesto. - NY, NY Radical Feminists, 1969. Beauvoir S. The Second
Sex. NY, 1953. The Women's Movement: Political, Socioeconomic and Psychological Issues. NY, e.a. Harper and
Row, 1975. Janeway E. Man's World, Woman's Place: a Study in Social Mythology. NY, Dell. publ. со, 1971. Mead
.7
70-80 гг. XX века - это новый период женского движения (первый завершился получением женщинами избирательных прав в начале XX века), он характеризуется борьбой женщин за достижение фактического равенства во всех областях жизни.
В базовых работах по теории феминизма рассматриваются основные положения проблематики женского движения: В 1952 году вышла книга феминистки Симоны де Бовур «Второй пол». Уже название говорит о том, что отношение к женщине в обществе - второстепенное. Влияние этой книги было огромно. Автор провела биологический, антропологический, культурный анализ причин, почему женский род стал чем-то второсортным, низшим, ущербным. Книга изменила взгляды многих, она говорит о притеснении женщин и превосходстве мужчин (см. сноску 6 на предыдущей стр.).
В теориях радикального феминизма содержатся резкие, противоречащие общепринятым нормам идеи. Это такие авторы, как Adam R, Decter М., Goldberg S.1 Одной из первых и самых значительных феминисток-радикалов является Суламифь Файерстоун. В своей книге «Диалектика секса» она призывала разработать марксистскую теорию в биологическом направлении по отношению к женщинам. Теория классов предстала у неё в виде теории классов/полов, где экономическая зависимость классов/полов женщин стала вторичным результатом биологической и психологической зависимости от мужчин.
Феминистки-радикалы утверждают, что в семье женщина подвергается экономической зависимости, психологическому унижению, сексуальной эксплуатации. Женщина вынашивает и растит детей, ведет домашнее хозяйство. Самое радикальное требование самого радикального крыла -упразднение роли матери и, таким образом, семьи. «Брак означает рабство для женщины и ясно, что женское движение должно сосредоточить свои усилия на
М. Male and Female: a Study of Sexes in a Changing World. NY, 1949. Mitchell J. Woman's Estate. NY Vintage Books, 1973.
8 том, чтобы устранить институт брака. Свобода женщины не может быть завоевана без отмены брака» .
Некоторые феминистки специально сгущают краски, для того чтобы быть услышанными. Мужской стереотип у них выходит резко отрицательным. Утверждения, что мужчины никогда серьезно не относятся к женщинам, всегда сексуально озабочены, все склонны к жесткости и насилию превращают мужчин в нечто нечеловеческое. Об этом пишут такие авторы, как Gene Marine3. Цель подобных утверждений - заставить мужчин признать, что проблема существует. Для политики радикализма характерны такие резкие утверждения, они призваны привлечь внимание общественности своими шокирующими резкими выпадами.
Общественное мнение настроено по отношению к женскому движению неоднозначно. Более того, у женского движения много противников. Довольно значительное число авторов-мужчин, а также некоторые авторы-женщины высказываются против женского равноправия, за сохранение патриархальной культуры. Это отражено в следующих работах: Elizabeth Gould Davis, Elshtein Y., Dworkin A.4.
Некоторые ученые резко выступают против практики феминизма. К таким явным противникам феминизма относится Стивен Гольдберг1. В своей книге «Неизбежность патриархата» этот автор выступает против тех, кто верит в прошлое или будущее матриархата, при этом он пользуется данными антропологических и биологических исследований. Во всех обществах, по его мнению, мужчины властвуют над женщинами. Власть мужчин, согласно Гольдбергу, обусловлена их "чрезвычайно мощной агрессивностью" {superior power of aggression), не только в смысле физического насилия, но в их
1 Adam R. A Women's Place, 1910-1975, London, Chatto and Windus, 1975. Decter M. The New Chastity and Other
Arguments against Women's Liberation, London, Wildwood House, 1973. Goldberg S. The Inevitability of Patriarchy,
NY, William Morrow, 1973.
2 Sheila Cronan, "Marriage in Koedt et al", Radical Feminism, 1981.
3 Gene Marine "A Male Guide to Women's" Liberation, NY, Holt, Rinehart and Winston, 1972. John Gordon "The
Myth of the Monstrous Male and Other Feminist Fables", NY, Playboy Press, 1982.
4 Elizabeth Gould Davis. The First Sex. Harmondsworth, Penguin, 1974. Elshtein Y. Public Man, Private Woman:
Women in Social and Political Thought, Oxford, Robertson, 1981. Dworkin A. Women Hating, NY, Dulton, 1974.
9 внутренней необходимости доминировать в своей среде. Обращаясь к биологическим исследованиям животных и человека, Гольдберг утверждает, что большая мужская агрессивность характерна для всех типов животных, и особенно для человека. Эта разница дает мужчинам как клану стартовое преимущество, которое позволяет им лучше справляться с элементами социальной среды, где агрессивность ведет к успеху.
Джордж Гилдер2 утверждает, что биологические различия существенны для социальных целей. Слово «самоубийство» в названии книги подразумевает судьбу, на которую обрекает себя общество, если оно вдохновляет женщину отказаться от роли матери как определяющей основы ее жизни. Женщины социализируют и гуманизируют мужчин, переделывают и ограничивают мужскую агрессивность, и это дает возможность цивилизованного развития общества.
Проблема женского равноправия тесно связана с проблемой современной семьи. Многие зарубежные авторы рисуют непривычную картину разнообразия форм семейных отношений в современном обществе: Toffler A, Glazeer-Maldin N., Janeway Е., Mead М.3
Образ женщины 70-х гг. XX века - бизнес леди (superwoman) с молниеносной карьерой, домом и семьей, достигающей всего и ничего не теряющей. Успех таких книг как Коллетт Даулинг «Комплекс Золушки»4, которые призывают женщин отбросить сомнения и страхи в отношении успеха и конкуренции с мужчинами показал, что образ superwoman жив. Но при этом подтвердились опасения женщин в том, что можно легко добиться успеха без особых затрат.
В некоторых культурах отношение к женщине всегда было очень строгое, так как женщина рассматривалась как нечто опасное, приносящее хаос и
'Steven Goldberg " The Inevitability of Patriarchy ", NY, William Morrow, 1973
2 Gilder G.F. Sexual Suicide. NY, Quadrangle, 1973.
1 toffler A. The Fractured Family, NY, 1978. Glazeer-Maldin N. ed., Old Family - New Family. International
Relationship, NY, e.a. Van Nostrand, 1975. Janeway E. Man's World, Woman's Place: a Study in Social Mythology,
HY, Dell. publ. со., 1971. Mead M. Male and Female: a Study of Sexes in a Changing World, NY, 1949.
*.Collett Dawling "The Cinderella Complex "Women's Hidden Fear of Independence, NY,Summitl981
ю
несчастья 1. Таковы следы в иудейско-христианской традиции, легенды и мифы всех культур полны женщинами - демонами, начиная с богини Кали и кончая фуриями древней Греции. При этом женщина вызывает страх из глубины мужского сознания 2. Главенствует здесь страх всемогущей матери, всевластной богини детства, когда она карает и милует, любит и отвергает.
Итак, анализ работ зарубежных авторов показывает, что в европейских странах накоплен огромный опыт по вопросам женского движения, разработаны теоретические вопросы женской проблематики различных направлений. Поскольку большинство работ о женском движении за рубежом представлено на иностранном языке, они не доступны широкому кругу лиц.
Автором диссертационного исследования предпринята попытка проанализировать те новые политические процессы, которые появились в европейском женском движении в 70-80гг. XX века.
Одной из причин обращения к названной проблеме явилось то, что как у отечественных, так и у зарубежных специалистов по проблемам женского движения остаются неполно освещенными такие важные проблемы, как оппозиция женскому движению со стороны политической власти, СМИ, противоречивость проявлений самого женского движения.
Изменения семейно-брачных отношений на рубеже XX-XXI веков привлекают многих специалистов, при этом многообразие точек зрения и полярность подходов к этой проблеме и ее решению оставляют ее открытой -она требует дальнейшего изучения.
Анализ литературы показывает, что значительная часть зарубежных авторов чрезвычайно пристрастна в изложении своей точки зрения, многие идеи и выводы можно, скорее, назвать вызовом традиционным представлениям, чем теориями, которые возможно воплотить на практике.
Таким образом, несмотря на возросший интерес к таким вопросам, как положение женщин, равноправие мужчин и женщин, изменение тендерных
1 Fatima Mernissi, Beyond the Veil, NY, Wiley, 1975.
2 Wolfgang Lederer The Fear of Woman, NY, Harcourt Brace Yovanovich, 1968.
ролей, семейно-брачных отношений, женского движения следует отметить, что женская тематика требует дальнейшего изучения, причем именно в наше время решение женского вопроса стало насущной проблемой современности.
Объект исследования представляет собой Европейское женское движение как значимая важная социально-политическая, экономическая и духовная составляющая развития современной цивилизации.
Предметом исследования в данной работе являются направления, тенденции, особенности Европейского женского движения 70-80 гг. XX века. Исторический опыт Европейского женского движения дает основание для его использования в политической практике России.
Общий замысел работы заключается в том, чтобы исследовать политические процессы, динамику изменения содержания, форм, методов женского движения в 70-80гг. XX века, определить основные тенденции этих изменений, выявить возможность использования положительного опыта Европейского женского движения в политической практике Российской Федерации.
Задачи исследования:
изучить специфику женского движения в Европейских странах в 70-80гг. XX века;
выявить и раскрыть теоретические концепции современного феминизма;
систематизировать основные направления оппозиции современному женскому движению;
проанализировать общедемократическое содержание женского движения 70-80-гт. XX века;
исследовать тенденции изменения роли женщин в общественно-политической жизни общества;
изучить специфику современных семейно-брачных отношений и изменение роли женщины в этих отношениях;
- рассмотреть возможность использования положительного опыта
Европейского женского движения в политической практике России.
Методологическую основу исследования составляет комплексное использование различных методов и видов научного анализа: диалектический, системный, феноменологический, герменевтический; теоретические методы-приемы: социально-политический анализ, структурно-функциональный анализ, синтез, моделирование, аналогия, контент-анализ и другие.
Теоретико-правовую базу исследования составляют Международные правовые документы, труды классиков мировой философской и политологической мысли, работы теоретиков феминистского движения на иностранных языках, монографии и научные статьи отечественных исследователей женского движения.
Научная новизна исследования состоит в том, что:
осуществлен анализ политических предпосылок и условий формирования западноевропейского женского движения как составляющей современной цивилизации;
исследована диалектика общего и особенного в содержании женского движения в различных странах Европы во второй половине XX века;
выявлены тенденции практики современного женского движения и их обращение в теории феминизма;
предложен вариант систематизации институтов, выступающих в качестве оппозиции современному женскому движению;
определены основные закономерные тенденции в изменении содержания женского движения во второй половине XX века;
исследована специфика роли женщины в «традиционных» для нее сферах тендерных отношений;
к элементам научного подхода можно отнести и то, что в отечественный научный оборот введен новый материал из общественной жизни Западной Европы: диссертантом изучено свыше 40 научных работ, не переведенных на русский язык.
Практическая значимость работы. Результаты диссертационного исследования могут быть использованы в законотворческой деятельности при осуществлении социальной политики государства; при выработке стратегии и тактики тендерной политики. Исторический и социально-политический опыт Европейского женского движения может быть использован отечественными женскими организациями.
Материалы исследования могут быть использованы в воспитательных учреждениях (начиная с детских), в учебно-воспитательном процессе ВУЗов, при чтении курсов общей и прикладной политологии, феминологии и семьеведения, истории политических движений и других.
Результаты исследования могут быть использованы при подготовке учебников, учебных пособий и спецкурсов.
В своей совокупности исследования названных проблем представляют собой решение научной задачи, имеющей важное социально-политическое значение.
Апробация работы. Материалы диссертации обсуждались на кафедре Политологии и социальной политики Московского государственного социального университета. Основные положения и выводы исследования были изложены в выступлениях на секции II Международного социального конгресса "Россия в системе глобальных координат", на конференции "300 лет Российской журналистики, на "IX годичных чтениях МГСУ" и в научных публикациях автора.
Структура работы определяется логикой поставленных задач. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и источников.
История женского движения в европейских странах
Для того чтобы представить полную картину женского движения, следует обратиться к его истокам, рассмотреть, с чего оно начиналось, с какими проблемами сталкивалось, каковы были первые успехи и неудачи. Обратимся к таким странам, как Великобритания, Германия, Франция, Скандинавские страны. Эти страны выбраны автором потому, что они относятся к самым развитым европейским странам и характерные черты женского движения выражены в них более четко. Следует сразу сказать, что первой своей задачей участницы женского движения во всех странах выдвигали одно и тоже требование права голоса. Они считали, что это право даст им возможность участвовать в принятии решений и, таким образом, изменить положение женщины. Во всех странах организаторами этого движения выступили образованные женщины из привилегированных слоев общества. Во всех странах женщины не получили, а завоевали право голоса в упорной борьбе (сначала шло резкое неприятие женских требований).
К числу некоторых особенностей женского движения в различных Европейских странах относятся следующие.
Первые женские политические группы в Великобритании возникли в 30-е гг. XIX века с целью борьбы против рабства в различных странах мира. В 1840 году представительницы среднего класса впервые создали организацию борьбы за права женщин в Шеффилде и Манчестере. Первой постоянной организацией стал Манчестерский комитет за предоставление права голоса женщинам, основанный в 1867 году Лидией Беккер и насчитывавший первоначально 5 тысяч членов. Два года спустя получили право участия в голосовании незамужние женщины - домовладелицы. В эти годы в сферу экономической жизни впервые интегрируются представительницы средних слоев населения, имеющие такие профессии, как учительница, медсестра, машинистка, счетовод. Именно эти слои начинают требовать всеобщее избирательное право. Хэрриет Тейлор, жена философа Дж. С. Милля, была первой английской писательницей, открыто и активно выступавшей в защиту прав женщин. Она убедила своего мужа предложить в парламенте в 1867 г. поправку к избирательному закону, которая бы позволила англичанкам участвовать в голосовании. Поправка была отклонена; с этого времени и до конца XIX века аналогичные предложения вносились каждый год и неизменно отклонялись. В 1868 г. Милль в сотрудничестве с женой написал работу «О подчинении женщины», в которой защищал идею равноправия полов1. В 80-90 гг..XIX века феминистское движение в Англии приобрело больший размах, что было связано прежде всего с деятельностью созданного Л. Беккер национального союза общественной борьбы за предоставление права голоса женщинам. Союз объединил разрозненные до того местные группы, но цели его были ограниченными: добиться избирательного права для представительниц среднего класса.
В 1903 г. был создан активный Женский социальный и политический союз. Эта организация с самого начала получила поддержку значительного числа женщин-работниц. Руководители союза решили отказаться от прежней тактики «благонамеренных действий» и предприняли шаги, которые не могли не привлечь внимания к женскому вопросу. Новая тактика включала срыв различных респектабельных политических собраний, драки с полицией, приковывание себя цепями около дома английского премьер-министра, шумные демонстрации и т.п. Грубые репрессивные меры полиции в отношении демонстрантов настраивали в их пользу общественное мнение страны. В течение десятилетия тысячи женщин были подвергнуты аресту, многие находились в тюремном заключении, объявляли голодовки. На протяжении всего этого периода либеральный кабинет и либералы в парламенте не допускали принятия новых избирательных законов. Что касается лейбористской партии, то она в 1912 г. в условиях нарастающего женского движения решила поддержать такой новый избирательный закон, который бы давал право голоса женской части населения страны.
Начавшаяся в августе 1914 г. Первая мировая война привела к почти полному прекращению деятельности суфражисток (от aarii.suffrage -избирательное право. Так назывались участницы движения за предоставление женщинам избирательных прав). Война изменила экономическое положение женщин, сотни тысяч которых пошли работать на военные заводы, в госпитали. И в 1918 г. английское правительство, наконец, ввело всеобщее избирательное право, распространявшееся на мужчин и женщин. Но если мужчины получали право голоса с 21 года, то женщины только с 30 лет. Эту разницу объясняли тем, что женщины составляли больше половины населения страны и могли повлиять на итоги выборов. В 1928 г. возрастной ценз для женщин-избирателей был снижен до 21 года. На этом первый этап женского освободительного движения в Великобритании закончился. Задача была выполнена. Женщины получили равное избирательное право с мужчинами.
Сущность и основные направления современного феминизма
Женское движение неоднородно по составу, оно состоит из многих различных крупных организаций и мелких групп, созданных на время, для решения какого - либо определенного вопроса. Нет и единой теории, а есть многообразие взглядов, позиций и подходов к решению женского вопроса. Но есть общие фундаментальные понятия, которые признаются всеми участницами.
Слово феминизм происходит от латинского femina - жена, женщина. Во-первых, феминизм - это политическая теория, связанная с характером глобального угнетения женщин и их подчинения мужчинам. Во вторых, это движение женщин, ставящее своей целью добиваться равноправия женщин во всех сферах общественной жизни.
Термин женское движение шире, поскольку он включает в себя не только борьбу женщин за свои права, но и другие выступления женщин -против агрессии и войны, в защиту окружающей среды и т.д.
В научной и публицистической литературе зарубежных стран эти термины используются идентично, и выступления женщин по специфическим проблемам рассматриваются как часть общего женского движения.
Неравноправное обращение с женщиной из-за ее пола называется сексизм. Этот термин возник с начала женского движения по аналогии с термином расизм. Женщины поняли, что с ними обращаются как с низшими существами просто потому, что они женщины. Если чернокожих считали умственно низшими существами, ненадежными, безответственными, не поднимающимися выше уровня развития детей, то термин сексизм по отношению к женщинам означает то же самое. По словам Джулиет Митчел (Juliet Mitchell)1 «сексист - это тот человек, что осознанно или неосознанно признает мужское превосходство над женщинами, просто из-за того, что он мужского рода». Следующее понятие - патриархальность. Первое значение слова "патриархальный" означает возглавляемый отцом, старейшиной. В теории феминизма патриархальность трактуется как система взглядов и традиций с позиций мужчин, в интересах мужчин. Современное общество, таким образом, предстает как общество патриархальной культуры, где все общественные институты не нейтральны, а сориентированы в интересах мужчин.
Тендерные роли, от английского gender - род, это роли мужчин и женщин в обществе, где за основу берутся не биологические, а социальные функции. Тендерные исследования - это исследования социальных ролей мужчин и женщин в обществе.
Женское и феминистское движения по своей структуре, направленности, конкретным задачам и методам их решения исключительно сложно и многообразно. Одним из критериев его классификации является социально-политический. В соответствии с ним различают следующие направления движений: либеральное, социалистическое и радикальное. Базой для разработки теории послужили работы известных английских, американских, французских теоретиков и идеологов феминизма.
1. Либеральное направление женского движения исходит из того, что освобождение женщин можно осуществить с помощью реформ, не меняя основ общества.
Принципы либерализма восходят к XVIII веку, эпохе Просвещения, когда высшей ценностью признавалось свобода индивида. Либеральный феминизм обоснован в работах Джона Милля, Гарриет Тейлор, где ясно показаны противоречия между демократическими ценностями либерализма и подчинении женщин. Либералы верят в то, что прогрессивные реформы могут привести к настоящему равенству женщин как индивидов, без революционных изменений в экономической, политической и культурной сферах. В либеральном феминизме отмечается, что такие общественные институты, как семья, система образования, средства массовой информации определенным образом влияют на формирование стереотипа норм поведения мужской / женской роли, но этот процесс в обществе совершается неосознанно и становится частью человеческой личности. Так, мальчиков приучают к конкурентности, сдержанности в эмоциях, смелому взгляду на окружающий мир, а девочек учат послушанию, эмоциональности, способности находить удовлетворение в семейной жизни. Эти социальные роли становятся статусом поведения, они и дают женщине второстепенное положение. По выражению Симоны де Бовур, «женщиной не рождаются, женщиной становятся». Для либералов — феминисток в этой ситуации нет виноватых, также это не является неизбежным следствием биологических различий, или чертой определенной социально - экономической системы. Тендерные роли вырабатывались на протяжении долгого исторического периода, и теперь являются частью общей культуры. Но, поскольку их создали сами люди, они могут быть изменены людьми.
Для этого необходимо изменить систему воспитания, стереотипа ролей, который продолжает дискриминацию женщин. В результате произойдет изменение мужских и женских ролей, и от этого выиграют как женщины, так и мужчины.
Таким образом, цель либерального феминизма - вывести существующий социальный и экономический статус женщин на более равноправный уровень.
В большинстве своем феминистки - либералы признают тот факт, что мир - это арена состязания и борьбы, где есть победители и побежденные. Феминистки - либералы не требуют каких-либо преимуществ для женщин в виде льгот в области образования, найма на работу или продвижения по службе. Они просто хотят, чтобы женщинам был дан шанс. Либеральный феминизм охватывает широкую сферу деятельности женщин: сюда относятся и кампании по какому-нибудь одному определенному вопросу (например, женщины в политике, или равная оплата за равный труд) а также долговременные трудоемкие направления деятельности по изменению общественного мнения в перераспределении тендерных ролей.
Содержание демократического женского движения
Активизация женского движения, как и других массовых общественных движений, обусловлена обострением кардинальных проблем мирового развития. Одни из них носят глобальный характер: выживание и развитие человечества, экологическая безопасность, растущий разрыв в социально-экономическом положении развитых стран и стран «третьего мира» и т. п. Другие связаны с эволюцией общегосударственного развития на национальном уровне, охватывающей целый комплекс социальных, политических, психологических, гуманитарных проблем, которые не только не нашли должного решения, но, напротив, приобрели особую остроту, будучи объективными обстоятельствами.
Подъем современного женского движения характеризуется не только количественными масштабами, но и целым рядом качественных изменений. Новые черты современного женского движения - небывалый размах, расширение социальной базы и политизация требований, разнообразие форм и методов борьбы, идейно-политического спектра участвующих в ней женских организаций, объединений и групп - обусловлены изменившимися ролью и местом женщин в социально-классовой структуре и всей жизни современного общества, выявляющими глубокое противоречие между неуклонно растущим вкладом женщин в общественный прогресс, борьбу народов за мир и устойчиво сохраняющимися в большинстве стран, их социально-экономическим и политическим неравенством идискриминацией.
: Наряду с традиционными демократическими организациями, в мире
.- существуют женские секции социалистических," социал-демократических и других политических партий, национально-освободительных движений, профсоюзов, а также множество разнообразных как по политической ориентации, так и по содержанию и формам деятельности женских организаций: пацифистских, либеральных, феминистских, профессионально просветительских, реформистских, клерикальных, благотворительных и пр.
Активное участие женщин всех регионов в социально-экономичесюй и политической жизни, их борьба за национальное и социальное освобождение, равноправие женщин и благополучие детей стали базой сотрудничества на самой широкой основе женских организаций и движений различной политической ориентации.
Мощным импульсом дальнейшего развития этого сотрудничества на новом уровне явилось проведение по инициативе Международной демократической федерации женщин (МДФЖ) при поддержке других НПО Международного года женщины (1975 г.) и Десятилетия женщины ООН (1976 - 1985 гг.).
Важные политические и международно-правовые документы, принятые в ходе десятилетия (1976 - 1985 гг.), послужили реальной юридической основой развития и углубления сотрудничества женских организаций, групп и движений различной направленности, а также других прогрессивных сил - антивоенных объединений, молодежных, профсоюзных, религиозных организаций, движении за мир и солидарность, парламентариев и политических партий, деятелей науки, культуры, средств массовой информации, а также ООН иее специализированных учреждений.
Возможность такого сотрудничества подтвердили крупнейшие форумы общественности, например московский Всемирный конгресс женщин, созванный МДФЖ под девизом «К 2000 году без ядерного оружия! За мир, равенство, развитие» (1987 г.). Широкий и авторитетный состав конгресса, собравшего более 2800 участников - представителей 105 национальных и 102 международных и региональных организаций и движений, убедительно свидетельствовал о растущей заинтересованности и готовности женщин всех континентов к открытому диалогу по самым жгучим проблемам современности и конструктивному сотрудничеству на платформе общих требований миру, равенства и развития. Несмотря на то, что принцип равноправия положен в основу ряда важнейших международно-правовых актов, провозглашен в конституциях и закреплен в национальных законодательствах большинства стран, в разных регионах мира по-прежнему существует неравенство женщин во всех сферах жизни общества, в основе которого лежит дискриминация в трудовых экономических, социальных, политических и других отношениях. К тому же социальная инфраструктура сильно ограничивает реальные возможности для совмещения производственных и семейно-бытовых обязанностей женщины. Острой проблемой остается и отсутствие реальной охраны труда, защиты материнства и детства. Во многих странах сохраняются консервативные семейные и гражданские кодексы, закрепляющие подчиненное положение женщины в семейных отношениях.
Дискриминация женщин наблюдается в первую очередь в социально-политический жизни. Составляя более половины избирателей, женщины, имеют, как правило, незначительное представительство в парламентах и даже в местных органах власти.
Массовое вовлечение женщин в общественное производство, растущая пролетаризация широких женских масс, закрепляя их двойное угнетение - как составной части работников наемного труда и как особой социально-демографической группы, в значительной степени содействует росту их общественного самосознания. Это, в свою очередь, мобилизует социальную активность женщин, их стремление к пересмотру и расширению выполняемых ими социальных ролей, разрушению навязываемых им традиционных стереотипов и установок на брак, семью н материнство как «всепоглощающих» жизненные ценности женщины, которые надежно обеспечивают устойчивое функционирование дискриминационного механизма современного общества.
Возникшее и постепенно осознаваемое женщинами противоречие между их новыми потребностями и отсутствием реальных условий в обществе для их удовлетворения, между формировавшимся веками, укоренившимся в массовом сознании подчиненным, «второразрядным» статусом женщин и их действительной ролью и потенциальными возможностями явилось важным психологическим фактором, который наряду с глубокими социальными и экономическими причинами вызвал подъем женского движения.
В 70 - 80-е гг. XX века наряду с активизацией деятельности традиционных женских организаций в женском движении многих стран возник целый ряд новых течений, демократических по сути, состоящих из множества различных объединений, всевозможных «инициатив», «действий», «сетей» и т. п. Их появление явилось своеобразной реакцией женщин на прогрессирующее ущемление их прав, дегуманизацию общественных отношений в целом. Создание одних из таких групп или организаций приурочивается к проведению каких-либо кампаний под конкретными лозунгами. Например, «Женщины и бундесвер - нет!» (ФРГ), «Женщины -против закрытия шахт» (Великобритания); объединения учителей, медсестер, государственных служащих - против массовых увольнений и сокращения ассигнований на социальные нужды (Франция, Испания, Италия, Бельгия и другие), различные «инициативные комитеты» в связи с проведением Дня матери. Международного женского дня и т. п.. Другие действуют на долговременной основе, постоянно расширяя свои требования, выступая параллельно, а порой и объединяя свои действия с профсоюзными, антивоенными, традиционными женскими организациями. Так, Демократическая женская инициатива (ФРГ), в рамках которой на общей платформе в защиту прав женщин и борьбы за мир под лозунгом «Мы хотим всего: работы, семьи, мира взаимодействуют представительницы различных политических партий - СДПГ, СвДП, ГКП. «зеленых»,- а также профсоюзов н женских организаций. ДЖИ активно сотрудничает с Международной демократической федерацией женщин, участвует во всех ее крупных акциях.
Притягательность многих новых течений, сумевших вовлечь в свои ряды в прошлом социально пассивные круги женщин, - в концентрации внимания, как правило, на более узких, конкретных проблемах и требованиях, связанных, прежде всего, с повседневными потребностями, с гуманизацией отношения к женщине в обществе и семье, с поиском альтернативных ценностей, способствующих более полной самореализации ее как личности.
Радикализация сознания женщин нашла свое теоретическое осмысление и практическое выражение прежде всего в неофеминизме. Игнорирование обществом интересов и потребностей женщин, навязываемые им стандарты образа жизни, консервативный общественный и брачно-семейный статус женщины наряду с постоянным ухудшением «качества» жизни в целом привели к взрыву недовольства прежде всего среди традиционных и «новых» средних слоев женщин, вылившемуся в широкую волну неофеминистского движения за обновление общества.
Выдвинутые феминистским движением требования устранения этики и идеологии мужского превосходства и «двойной» половой морали, предоставления равных возможностей образования, трудоустройства и продвижения по службе, равного участия в принятии политических решений и так далее выражают насущные потребности широких кругов женщин.