Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Место и роль курдского народа в региональном политическом процессе Намли Февзи

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Намли Февзи. Место и роль курдского народа в региональном политическом процессе : автореферат дис. ... кандидата политических наук : 23.00.02 / МГУ.- Москва, 1998.- 26 с.: ил. РГБ ОД, 9 98-2/4117-9

Введение к работе

Актуачьность исследования. Национальный вопрос безусловно является одним из наиболее значимых в совремешюй мировой политике. Основной его аспект - право нации на самоопределение - является предметом и обьектом противоположных толкований. Бесспорно, чтоего решение предполагает обеспечение нормальной жизнедеятельности нации на защищаемой территории, функционирование и развитие родного языка, национальной культуры, традиций и обычаев, обсспечеіше благосостошшя нации. Гораздо сложнее обстоит дело с формированием национальной государственности, недопущение ее образования лежит в основе многих конфликтных ситуаций.

В качестве темы исследования избрана курдская национальная проблема, являющаяся одной из основньгх национальных проблем современности.

На территории Курдистана, страны самобытной культуры, с высоко развитым уровнем национального самосознания, богатейшими традициями нгщионалыю-освободителыюй борьбы, проживает 30 млн. населения.

Несмотря на то, что к>рды являются одной из древнейших национальных групп, в силу ряда причин они не смогли до сих пор образовать единое государство, проживая на территории четырех государств: Турции, Ирана, Ирака и Сирии. Главное в курдской проблеме - это борьба против ассимиляции за выживание курдского народа, обеспечение самоопределения и свободы, как важнейшего фактора этого выживания и в конечном итоге формирования самостоятельного национального государства.

Сложность и острота курдской проблемы усиливается тем, что этнический
фактор переплетается с рсгиоіюльиьім и транснациональным. D дета курдов активно
вмешиваются их соседи, в дела которых в свою очередь вмешиваются государства,
далеко от них расположенные - поскольку Курдистан является одним из важнейших
стратегических районов мира и владение, контроль над ним создает множество
геополитических преимуществ. Таким образом, в Курдистане имеет место
сложнейшее переплетение этнических, локальных, региональных,

транснациональных экономических, политических, культурных проблем и

противоречий. Обострило курдский вопрос и превращение мира из двухполюсного в однополюсный после распада СССР.

Актуальность проблемы обуславливается тем, что существует очень сильная

I, его идеологизащія и фальсификация, весьма широкомасштабная пропогандистская

і кампания, полностью извращающая курдский вопрос. Вокруг него определенными

силами создано столько совершенно неверных толкований, что действительность

требует сутубо трезвого и научного анализа. Следует сказать о том, что публикация

подлинно научной литературы в регионе всячески сдерживается и подавляется.

Существует множество вопросов, на которые надо дать научный ответ - каков генезис

протяжении многих столетий он так жестоко подавлялся и угнетался, почему не

достиг национального единства, образования государства? Вопросов анологичного

плана стоит великое множество и на все необходими дать строго научный ответ.

Происходит дальнейшая шггернационализация курдского вопроса, связанная с национально-освободительной борьбой, политикой международного капитала в данном регионе.

Грубейшим образом нарушаются права человека. В отношении курдоЕ проводится политика геноцида,- поэтому наиболее актуальной проблемой сейчас является проблема сохранения и выживания курдского народа. На протяжении почті; двадцати лет турецкая армия ведет против него настоящую войну, испытывая в неї новейшие виды вооружения. Турция разрушает сами социальные основы жизнь курдов, экономику, культуру, быт. Здесь усиленно насаждаются мафиозные структуры, нарко-бизнес, преступность, контрабанда оружием, нищета. Все делаете* для разрушения национально-освободительного движения, ликвидации духовног культуры, духовного производства. Используются самые разнообразные методы дл5 недопущения образования национальных государственных структур в страна? региона. При этом особый упор делается на различные противоречия, которые превратились в серьезігую преграду на пути к освобождению. В Турции, Иране і

5 Сиріш эти попытки особенно усилились с 1992г., когда были образованы парламент и

правительство южного Курдистана и появились реальные условия создания

подлинного самоуправления в пределах Иракского государства. Ситуация накалилась

до такого предела, что страны Европейского Союза обусловили членство Турции в

этом сообществе решением вопроса о национальных правах курдов. Но Турция

отнюдь не спешит выполнить это условие. И можно сказать", что государства региона

усиливают борьбу против его решения.

Проблема выживания многочисленного курдского народа является одним из

наиболее устойчивых и острых конфликтов в современном мире. Без решения этого

вопроса нельзя обеспечить прочный и стабильный мир на Ближнем и Среднем

Востоке, обеспечить безопасность.

Колоссальная сложность курдского вопроса, его большая историческая

давность, вмешательство в него многих держав, которые имеют разнообразные, часто

противоречивые интересы и цели,- все это обуславливает актуальность темы и

требует самого тщательного и взвешенного научного анализа.

Степень разработанности проблемы. Существует весьма многочисленная и

разнообразная литература о курдах и курдском национальном вопросе.Однако

практически отсутствуют обобщающие работы по рассматриваемой проблематике.

Поскольку существуют самые различные подходы к генезису курдов, автор прежде

всего опирался на исторические работы, где затрагиваются разные аспекты курдской

культуры, языка, религии, фольклора. К первым сведениям об истории народа

относятся работы курдских историков и хронистов средних веков. Привлекают

внимание работы историка ХШ в. Ибн ал-Азрака (Стамбул, 1985), посвященные

социально-поліггическому положению курдской династии Мерванидов и ее

отношениям с державами региона. Шарафхан Бидлисы в работе "Шарафнаме"

(Москва, 1976), написанной в 1594-1597 гг., излагает историю курдского народа до

конца XVI в. Работы Ахмеда Хани в XVII в. Хроники Хусрава ибн Мухаммада Бани

Ардалана (Стокгольм, 1995) и "Тарихи Ардалан" Мах Шараф-ханум Курдистшш, так

же как и работы М.М.Баязиди, написанные в ХГХ в (Москва, 1963). Среди работ

курдских авторов, использованных при написании диссертации, необходимо назвать работы МАЗаки "Kurdistan tarihi" (Стамбул, 1976), К.Курдо "Tariha Edebiyata Kurd" (Стокгольм, 1983), К.А.Мазхара "Birinci Dunya savasi yillarinda Kurdistan ve ermeni soykirimi1' (Стокгольм, 1991), Ш.Х.Мгои "Курдский национальный вопрос" (Москва, 1991), Дж. Джелиля "Kurt Ayaklanmasi" (Стокгольм, 1992), "Jiyana rewsenbiri u siyasi ya kurdan" (Упсала, 1985), К. Буркая "Kurtler ve Kurdistan" (Стамбул, 1992), Мальмисашыжа "Kurt milliyetciligi ve doktor Abdullah Cevdct" (Упсала, 1986), "Cizira Botanli Bedirhaniler" (Стокгольм, 1994), "Kemal Fevzi ve kurt orgutleri icindeki rolu" (Стамбул, 1993), M. Байрака "Kurtler ve ulusaldemokratik mucadeleleri" (Стамбул, 1992), Н.Дерсими "Hatiratim Dersim ve kurt milli mucadelesine dair" (Стамбул, 1993), И.Голдаша "Kurdistan Teali Cemiyeti" (Стамбул, 1987), Ф. Булута "Belgelerle Dersim raporu" (Стамбул, 1991), "Devletin Gozuyle Turkivcde Kurt isyanlari" (Стамбул, 1989) и др.

Привлечены работы, касающиеся национальных вопросов вообще. Из советских и зарубежных авторов можно упомянуть Е.В.Бромлея "Совремешше проблемы этнографии" (Москва, 1981), "Очерки теории этноса" (Москва, 1983),"Традиции в современном обществе" (Москва, 1984), "Этно-социальные процессы..." (Москва, 1987), Л.Н.Гумилева "Этносфера - история людей" (Москва, 1995), "Этногенез и биосфера земли" (Лешпптрад, 1990), А.С.Мыльникова "Расы и народы" (Москва, 1990), В.Пучкова "Этнос и религия" (Москва, 1987), Ю.И.Семеновой "Социально-политические организмы, этносы, нации" (Этнографическое образование, №3, 1996), Л.М.Дробижевой "Традиции в современном обществе" (Москва, 1990), В. Иорданского "Этнос и нация" (МЭМО,№3, 1992), Е.С.Троицкого "Нация как научная категория" (Москва, 1990), М.Б. Курюкова "Эпичность, безэтничность, этшгческая непрерывность" (Москва, 1987), Е.Балибара и И.Валлерстейна "Irk, ulus, sinif belirsiz kimlikler" (Стамбул, 1993), Е.Ж.Гобсбавма "Milletler ve milliyetcilik" (Стамбул, 1994), Е.Гелнера "Uluslar ve ulusculuk" (Стамбул, 1992). Вопросы колошіализма и национальные вопросы рассматриваются в работах М Манацаканяна "Колоішализм и его исторические

7 формы" (Москва, 1976), Г. Кумара "Народ в колониях" (Москва, 1949), Э.Вильямса

"Капитализм и рабство" (Москва, 1950), С.Тюльпанова "Колониальная система

капитализма и ее распад" (Москва. 1958), Е.Тарле "Очерки истории колониальной

политики западноевропейских держав" (Москва, 1965), А.Празаускаса "Этнос,

политика и государство в современной Индии" (Москва, 1990), П.Шаститко

"Ленинская теория и национально-колониальный вопрос" (Москва, 1988), Р.

Абдулатішова "Природа и парадоксы национального" (Москва, 1991), Ю.М. Павлова

"Социально-философские вопросы обществешюго развития" (Москва, 1982).

Современное социально-политическому положению курдов и различным

историческим проблемам посвящены работы турецких авторов: М.Киличбая

"Dogunun Devleti Batinin Cumhuriyeti" (Анкара, 1992), О. Кологлю "Abdulhamit

gercegi" (Стамбул, 1987), III. Мардина "Jon turklerin siyasi fikirleri", "Bediu zaman Said

Nursi olayi" (Стамбул, 1992, 1993), А.Инцела "Turkiye toplumunun bunalimi"

(Стамбул, 1990), С.Кочзша "Kurtlerin kokeni ve doguanadolu gercegi" (Стамбул, 1993).

Значительный интерес представляют работы советских курдологов В.Ф.Минорского "Kurtler" (Анкара, 1976), В.Никитина "Kurtler" (Стамбул, 1978), Е.И.Васильевой "Юго-восточпый Курдистан..." (Москва, 1991), М.С. Лазарева "Империализм и курдский вопрос" (Москва, 1989), М.А.Гасратяпа "Курды Турции в новейшее время" (Ереван, 1990), О.И.Жигалиной "Великобритания на среднем востоке", "Национальное движение курдов в Иране" (Москва, 1990, 1988), Т.Ф.Аристовой "Материальная культура курдов..." (Москва, 1990), М.Руденко "К вопросу о курдской литературе" (Леїшнград, 1960), Ш.М.Мустафаева "Восточная Анатолия..." (Москва, 1994) и других.

Среди трудов зарубежных исследователей необходимо отметить работы Р.Олсона "Kurt milliyetciliginin kaynaklari ve Seyh Sait isyani" (Анкара, 1992), М.М.Ван Брейнессена "Kurdistan uzerine yazilar" (Стамбул, 1992)и др.

Цель и задачи исследования. Целью работы является анализ процесса формирования курдской нации, его особеїшостсй и своеобразия. Проблема

исслёдуегся в двух планах: теоретическом и практическом, определяющих задачи

исследования:

  1. На большом историческом материале проследить судьбу курдского народа и выяснить особенности процесса формирования курдской нации, его движущих сил, переломных периодов;

  2. Оценить влияние на процесс формировшшя курдской нации внешних и внутренних факторов;

  3. Применение методологии оценки формирования нации к курдскому народу и разработка собственных мегодологических подходов. Теоретическая и методологическая основа исследования. Теоретической и

методологической основой диссертации является метод системного анализа. В диссертационном исследовании реализуются такие важнейшие методологические принципы, как принцип монизма, развития, восхождеши от абстрактного к конкретному, единство исторического и логического.

Анализ опирается также на положение об определяющей роли материального производства в общественном и культурном развитии, относительной самостоятельности духовного производства, противоречивости культурно-исторического процесса и общественного развития.

Автор исходил также из положения о том, что законы, действующие в

/ обществе, носят статистический характер, что обуславливает большую роль

1 противодействующих, случайных факторов, а также и того, что при изучении

\ общества и его функциошфования необходимо тщательно исследовать тенденции

\ развития, большую роль субъективных факторов.

Научная новизна заключается в выявлении особенностей и закономерностей формирования курдской нации, анализе и определении роли культурных, экономических, социшіьно-политических и внешнеполитических факторов в процессе ее формирования.

В диссертации дано определение понятия курдская нация.

- Выделены основные этапы ее формирования, складывания идентичности

нации и прежде всего фактора культуры, факторы религии.

- Выявлен механизм сохранешія культуры в условиях политики
ассимиляции.

- Дана классификация основных сил, форм и методов их политики,
направленной на недопущение интеграции курдского народа.

Предложен сценарий решения курдского вопроса.

Введен в научный оборот ряд новых источников. Научно-практическая значимость диссертации состоит в том, что она может

быть использована в учебном процессе при чтении курсов политологии и конфликтологии. Материалы, представленные в ней, могут быть использованы при разработке проблем демократизации международных отношений, путей решения курдского вопроса. Положения, формулировки и выводы диссертации могуг быть использованы в восшггательных, культурных и просветительских целях среди курдов.

Данная работа важна как вклад в изучение курдского народа.

Апробация работы. Диссертация обсуждена на заседании кафедры Мирового политического процесса Московского Государствешгого Университета им. М.В.Ломоносова в мае 1997 года и рекомендована к защите.

Структура диссертации. Робота состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии.

Похожие диссертации на Место и роль курдского народа в региональном политическом процессе