Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Эволюционные формы христианской государственности: политико-правовой анализ Богданов Андрей Николаевич

Эволюционные формы христианской государственности: политико-правовой анализ
<
Эволюционные формы христианской государственности: политико-правовой анализ Эволюционные формы христианской государственности: политико-правовой анализ Эволюционные формы христианской государственности: политико-правовой анализ Эволюционные формы христианской государственности: политико-правовой анализ Эволюционные формы христианской государственности: политико-правовой анализ Эволюционные формы христианской государственности: политико-правовой анализ Эволюционные формы христианской государственности: политико-правовой анализ Эволюционные формы христианской государственности: политико-правовой анализ Эволюционные формы христианской государственности: политико-правовой анализ
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Богданов Андрей Николаевич. Эволюционные формы христианской государственности: политико-правовой анализ : Дис. ... канд. юрид. наук : 23.00.02 : Ростов н/Д, 2005 168 c. РГБ ОД, 61:05-12/1111

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Христианская государственность как политико-правовой феномен (теоретико-методологический анализ) 11

1. Понятие христианской государственности 11

2. Теократические принципы организации верховной власти: альтернативные основания 25

3. Правовое христианское государство: концептуальные основания формирования государственно-правовой идеологии 39

Глава 2. Эволюция христианской государственности как правовой формы 66

1. Процессы становления христианского политико-правового режима: институционально-правовые императивы 66

2. Формирование государственно-религиозных отношений в России: правовой аспект 96

3. Православная христианская государственность как вариант правовой трансформации современной России 130

Заключение 152

Литература 156

Введение к работе

Актуальность темы диссертационного исследования. Роль и место христианских государств в мировой истории трудно переоценить. По существу закладка основ современной западноевропейской цивилизации и культуры проходила под непосредственным влиянием христианства. В определенные исторические периоды христианство как глобальная мировая религиозная система пронизывало все формы существования государства и общества.

Актуальность и значимость христианской государственной идеи вполне реально обозначены в современных политических процессах столкновения цивилизаций, утверждающих таким образом свою конфессиональную идентичность.

Другой актуальный аспект возрождения интереса к
(t трансформации христианской государственности продиктован

ситуацией востребованности целостных духовных элементов в государственно-правовой идеологии современной России, где христианство может сыграть роль интеграционной ценностной системы, в определенной степени задающей цели и средства реализации национальной и государственной политики.

Необходимость изучения христианской государственности обусловлена также ее огромным реальным и потенциальным социокультурным легитимационным ресурсом, предметной направленностью нормативно-ценностной системы, политико-правовым авторитетом христианской церкви в мировом и российском масштабах.

Степень научной разработанности проблемы.

Многие аспекты политического взаимодействия христианского
государства и общества детально описаны в философской,
религиоведческой и политологической литературе.

Наиболее изученным представляется вопрос соотношения государства и христианской церкви в реализации общественной политики, представленный еще в трудах евангелистов Луки, Марка, Матфея, апостолов Павла и Петра.

Институциональное оформление государственно-правовой идеологии христианства, детерминированное фактором утраты полноты и вселенскости христианской церкви, внутренним католическим и православным разделением, обобщенно концептуализировано в рамках папоцезаристского (теократического), цезарепаписткого (имперского), симфонического (дуалистического) направлений.

Развернутое католическое обоснование религиозной

составляющей в различных формах государственности представлено в трудах Оригена, Тертулиана, Августина, Ф. Аквинского. Католическое определение государственного строения дает катехизис католической церкви, в котором сущность и содержание совместной государственно-религиозной политики осмысливаются в теократическом ключе.

Протестантские цезарепапистские воззрения на христианскую государственность характерны для М. Лютера, Кальвина и других.

Православный аспект христианской государственности подробно разработан в трудах И. Дамаскина, Иоанна Златоуста, Иоанна Кронштадского, В. Зеньковского, К. Победоносцева, Л. Тихомирова, П. Казанского, Ф. Степуна, Н. Черняева, И. Ильина, Н. Алексеева, Б. Савицкого и других.

Понятие христианской государственности

Необходимость изучения форм христианских государств подчеркивается их огромным реальным и потенциальным легитимационным ресурсом, необратимым процессом укрепления общественной роли и значимости христианских Церквей во всем мире и в России.

В современных условиях этот духовный поиск еще более актуален: после десятилетий культурного упадка российскому обществу как никогда важно вернуть утраченное было понимание религиозно-нравственных основ государственного устройства.

Политическая власть как фактор действия, влияющий на ход событий, является основой государственности. Божественное происхождение этой силы в форме верховной власти на протяжении тысячелетий человеческой истории не подвергалось сомнению, служа прочной религиозной основой человеческого общежития.

Признание этого непреложного факта привлекало мыслителей к творческому поиску прочной духовной опоры формам традиционной государственности.

Эта религиозно-нравственная основа государственной жизни лишь частично представлена в общественном сознании, часто трактующего государство лишь как механическую систему поддержания только материального благополучия граждан.

В этой связи научное исследование категории «христианская государственность» должно быть ориентировано на последовательное рассмотрение родовой категории «теократическая государственность» и её особого вида - христианского.

Дефиниция государственности до сих пор не разработана правовой и политической наукой. Отдельные попытки представить её содержание в научной литературе до сих пор не имеют системной, общеупотребительной основы. Несмотря на углубленные исследования различных проявлений государственности, проводившееся выдающимися представителями как отечественной, так и зарубежной науки - внутреннее содержание государственности оставляет и до сих пор место для различных толкований и споров.

Для целей нашего исследования методологически плодотворной является концепция А.В.Лубского, который под государственностью понимает совокупность взаимосвязанных государственных и общественных механизмов, основанных на единой легитимирующей национальной идее .

Для исследования содержания государственности, по существу, необходимо изучить, как взаимодействуют между собой свойства государственности, как именно выражается присутствие власти и принуждения и единой, политически организованной и осознанной идеи. Причем в этом контексте «политической организацией мы называем ту часть общественной организации, которая сознательно исполняет направляющие и сдерживающие функции для общественных целей»2.

Итак, в государственности различают два основополагающих элемента: государство, как государственно-властный механизм и верховную власть, как идейную парадигму его функционирования, имеющих, тем не менее, единый социальный фундамент — нацию, представляющую совокупность обособленных индивидов.

Для таких индивидов - членов социальных групп - государство становится действительно нужно и необходимо в тот момент, когда переплетаются интересы этих групп, порождая их взаимную диалектическую борьбу. В этой ситуации становится необходимым высший объединительный и интегрирующий импульс формирования соответствующей верховной власти.

Социальный фундамент для государства представляет народ как совокупность комплиментарных этносов, объединенных материально и нравственно: на основе общности территории, географических условий, языку, верований, исторических условий и т. д.

Только в такой совокупности социальных групп может возникнуть потребность в государстве, т. е. высшем союзе, построенном не на частном или групповом интересе, а на интересе общем, универсальном, обеспечивающим всем союзное существование. Поэтому государству необходима связь с «нацией», «народом», с совокупностью частных групп. Никакая специальная группа не несет в себе государственности, но лишь все они вместе, в своем сложном разнообразии, создают идею государства.

Однако сущность государства может мыслиться в другом, институциональном аспекте «государство представляет организацию народной жизни, сохраняющейся и обновляющейся в непрерывной смене поколений». Такое понимание государства предполагает постановку неких общих задач, неизменных при неизбежной смене поколений. Поэтому государство немыслимо без идеи верховной власти, наличие этой идеи и есть основной признак существования государства.

Л.А.Тихомиров разработал универсальное определение государства в виде «союза членов социальных групп, основанного на общечеловеческом принципе справедливости, под соответствующей ему верховной властью».4

Бесспорно, для того чтобы полноценно осуществлять управление и обустройство общественной жизни государству необходимо монопольно использовать власть, идейно, по своим задачам, возвышающуюся над всеми другими типами власти. Иными словами, государственная деятельность требует для выполнения своих целей -верховенства.

Правовое христианское государство: концептуальные основания формирования государственно-правовой идеологии

Правовое христианское государство - достаточно искусственная модель, если рассматривать его в рамках либеральной теории государства и права. Однако христианское государство как особая форма государственности имеет свое идеологическое и государственно-правовое обеспечение, что позволяет исследовать этот феномен, используя политико-правовую методологию.

Христианское государство, на наш взгляд, плодотворно исследовать в двух сферах: христианско-теократической и христианско-правовой, каждая из которых опирается на собственную систему взаимосвязанных элементов.

В христианско-теократической сфере «царство и сила и величие» принадлежит одному Богу. Бог, согласно канонам Библии - «Царь царей». Господство и власть, как часть священной иерархии относится к полноте существа Бога, по образу которого был создан человек. Последний был призван управлять миром вместе с Богом и в своей принадлежности к человечеству должен основывать свои отношения с людьми.

Общественные отношения между мужчиной и женщиной, родителями и детьми и вся родовая система образуют основу иерархического порядка, в котором могло бы найти свое воплощение естественное право, что одновременно означало бы осуществление естественной теократии.

Из-за грехопадения вместо природной гармонии любви в человеческой жизни появились дисгармония и борьба. В общественной жизни людей власть для осуществления своей идеальной задачи принимает форму права и принуждения. Она стала сложным, противоречивым целым, инструментом в борьбе против греха и одновременно инструментом греха. То, что должно было быть только средством, т.е. применение насилия, становится часто самоцелью, посредством чего естественно-человеческое (в противоположность божественно-сверхъестественному) одерживает верх.

Тем не менее, государственно-организованная власть дохристианского времени обычно осознает свое призвание и подчиняется неписанным требованиям естественного права. Это выражается в почитании законов своей страны, которые считаются священными (Сократ, Платон, античное общество и римское право). Но государственная власть знает также о своем религиозном обосновании, что находит свое обоснование в языческих теократиях, где фараон — бог и сын божий.

В Церкви ветхого завета власть является еще непосредственным инструментом теократического порядка. Моисей - вождь и законодатель; закон как Откровение Бога; судьи как слуги Божий. Появление власти царя, хоть и является началом определенной секуляризации и в это смысле частичным отходом от Бога, происходит, однако путем помазания царей и благословения Бога; цари остаются непосредственными носителями теократии. Из ее среды выступают Давид и Соломон как характерные образы теократических властителей, которые определены по Священному плану предками сына Давида, Иисуса Христа.

Религиозное искушение для царей состоит в уходе в язычество, которое по Священному Писанию стало причиной гибели царства Израиля и Иуды. Соответствующее искушение для природно-языческих царств образует феномен злоупотребления властью, как инструментом преследования корыстных целей вместо идеальной цели.

Христианство, в котором Царство Божие возникает среди царств этого мира, не отрицает власть как естественную основу жизни. Идеал христианского государства является обязательным для христианского сознания. Все должно быть подчинено Христу, поэтому церковь как инструмент Царства Божия должна сделать все естественные предпосылки человеческой жизни «церковными» (христианскими). В этом аспекте государство в своей области также должно служить целям построения Царства Божия.

В действительности, государство может быть христианским государством только условно, как, впрочем, и все другие относительные величины.

Процессы становления христианского политико-правового режима: институционально-правовые императивы

В первом десятилетии XXI в. мир вновь захвачен демократическими переменами. Практически везде процессам освобождения от власти различного рода авторитарных режимов сопутствует укрепление влияния демократических.

Однако среди теоретиков нет полного единства в том, что следует понимать под политико-правовым режимом, какие существуют типологии политического режима, могут ли они выступать в качестве реальной альтернативы универсальным моделям либеральной демократии. Различия форм правления, необходимо искать в специфике политической жизни, функционировании политических институтов.

Политическая жизнь представляет особую форму реализации интересов государства, партий и объединений, классов, наций, социальных групп, добровольных организаций и людей по сознательному использованию власти, удовлетворению и достижению политических целей, определению ориентации, мотивов, установок. Политическая жизнь находит свое четкое выражение во властных отношениях, которые всегда направлены на защиту, закрепление и развитие достигнутых позиций, создание новых предпосылок для дальнейшего упрочения существующей власти34.

Главным носителем властных отношений является государство. Оно в лице конкретных органов в центре и в регионах выступает основным субъектом властвования, который определяет главные направления развития политических и правовых отношений. От его способности рационально, своевременно и эффективно обеспечивать взаимодействие между различными экономическими, социальными и культурными институтами, согласовывать интересы всех субъектов политической жизни зависит динамизм общественных процессов. Особую проблему представляет взаимодействие государства с политическими субъектами в контексте структурирования властных отношений в рамках правового режима .

В этой связи, прежде чем приступать к рассмотрению основных составляющих христианского политического режима, его разновидностей и особенностей модификации, нам представляется важным выяснить, какое содержание вкладывают в понятие «политико-правовой режим» в современной науке.

В качестве рабочего можно использовать следующее, весьма распространенное определение: режим есть совокупность властных структур, которые в значительной степени контролируют или задают правовые способы функционирования и воспроизводства сообщества.

Прежде всего, понятие "режим" необходимо соотнести с понятием "верховная власть", занимающим центральное место в политической науке. Без преувеличения можно сказать, что решение, изучение любой конкретной проблемы в политологии обязательно упирается в проблему верховной власти, и поэтому любой, даже кажущийся самым беспристрастным, анализ политической ситуации обязательно содержит в своем основании то или иное представление о сущности власти.

Власть может рассматриваться по-разному, но практически во всех случаях исследователи считают необходимым подчеркнуть, что она представляет собой отношение и включает в себя два основных компонента - приказ и подчинение. "Власть, это возможность приказывать, когда тот, кому приказывают, обязан повиноваться"

Власть, как показал М.Вебер, может осуществляться в двух формах - господства и влияния. Господство представляет собой ситуацию, в которой властвующий обладает способностью добиться выполнения своего приказа, прибегнув для этого, если потребуется, к использованию силы38.

Влияние не обладает подобной мощью "фронтального" принуждения и осуществляется в значительно более мягких формах. Тем не менее, и в данном случае мы имеем дело с проявлением власти, ибо влияющий оказывается в состоянии (хотя и иными методами) добиться желаемого результата от того, кто выступает в качестве объекта влияния.

Здесь уже требуется иное, более емкое определение власти. Удачным представляется, например, то, которое принадлежит американскому политологу Р. Далю. С его точки зрения "власть А над В есть способность добиться того, чтобы В сделал нечто, чего он никогда не сделал бы без воздействия А" .

Рассмотренное таким образом понятие верховной власти оказывается типологически близким понятию политического режима. Различие заключается лишь в том, что режим есть организация власти в масштабах человеческого сообщества, ее структурирование в определенных целях и с использованием специфических методов.

К такому пониманию режима близок и М.А. Хрусталев, полагающий, что понимание режима отнюдь не сводится к выявлению взаимоотношений между институциональными субъектами политики (для этого, по мнению ученого, существуют категории политического и государственного строя)40.

И хотя "исходным аспектом понятия "политический режим" выступает все та же проблема разделения государственной власти", в данном случае она затрагивает взаимоотношения правящей элиты и массы, "под которыми подразумеваются все социальные субъекты политики, а сама элита...берется как малая социальная группа". Это понимание режима, ставящее на первое место взаимоотношения "элита-масса", в целом вписывается в серию приведенных выше определений, ибо, так же как и они, уделяет первостепенное внимание проблеме упорядочения социального (а не только институционального) пространства.

На основании сказанного можно выделить следующие отличительные признаки политико-правового режима.

Во-первых, режим недостаточно связывать лишь с формой правления. Решая задачи социальной и политической стабилизации, он способствует организации значительно более масштабных, макросоциальных процессов. В этом режим близок по содержанию правовой системе, раскрывая ее динамический аспект.

Похожие диссертации на Эволюционные формы христианской государственности: политико-правовой анализ