Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Этнополитические конфликты на Северном Кавказе: теория и реальность Кравцова Людмила Алексеевна

Этнополитические конфликты на Северном Кавказе: теория и реальность
<
Этнополитические конфликты на Северном Кавказе: теория и реальность Этнополитические конфликты на Северном Кавказе: теория и реальность Этнополитические конфликты на Северном Кавказе: теория и реальность Этнополитические конфликты на Северном Кавказе: теория и реальность Этнополитические конфликты на Северном Кавказе: теория и реальность Этнополитические конфликты на Северном Кавказе: теория и реальность Этнополитические конфликты на Северном Кавказе: теория и реальность Этнополитические конфликты на Северном Кавказе: теория и реальность Этнополитические конфликты на Северном Кавказе: теория и реальность
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Кравцова Людмила Алексеевна. Этнополитические конфликты на Северном Кавказе: теория и реальность : теория и реальность : Дис. ... канд. полит. наук : 23.00.02 Пятигорск, 2005 170 с. РГБ ОД, 61:05-23/341

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. ЭТНОПОЛИТИЧЕСКИЕ КОНФЛИКТЫ: ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ 18

1.1. Социальный конфликт как предмет научного анализа 18

1.2. Этнополитический конфликт как разновидность социального конфликта 34

1.3. Управление этнополитическим конфликтом как теоретическая проблема 68

ГЛАВА 2. ЭТНОПОЛИТИЧЕСКИЕ КОНФЛИКТЫ НА СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ В СИСТЕМЕ ПОЛИТИЧЕСКИХ ИНСТИТУТОВ И ПРОЦЕССОВ 80

2.1. Геополитическое положение Северо-Кавказского региона как конфликтогенный фактор 80

2.2. Современная этнополитическая ситуация на Северном Кавказе: конфликтогенные детерминанты 99

2.3. Роль государственной национальной политики РФ в урегулировании этнополитических конфликтов на Северном Кавказе 126

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 147

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ

ЛИТЕРАТУРЫ 151

ПРИЛОЖЕНИЕ 168

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Социально-экономические и политические реформы, осуществляемые в современной России, вызвали существенные трансформации в жизни общества. Радикальные перемены, происходящие в России, породили немало проблем, среди которых особое место занимает проблема межэтнических взаимодействий. Попытки изменить, реформировать советскую политическую систему привели к обострению её внутренних противоречий и, в конечном счете, к её краху в 1991 г., сопровождавшемуся распадом Советского Союза. Кризисные явления в экономике, разрыв хозяйственно-экономических связей, инфляция и падение

уровня жизни населения, усиливая социальную напряженность в обществе, проецировались в сферу межэтнических отношений. Рост этнического самосознания, тенденции к суверенизации нередко приводили к столкновению интересов народов и этнических групп, как в социально-экономической, так и политической сфере. Наиболее отчетливо эти процессы можно наблюдать на Северном Кавказе, который характеризуется высоким уровнем полиэтничности. События последних лет, военные действия в Чеченской Республике, конфликт и длительное противостояние между Северной Осетией-Аланией и Республикой Ингушетией, межнациональные противоречия и конфликты в Карачаево- Черкесской Республике, рост терроризма и экстремизма - вот тот социально-политический фон, который характеризуется многими конфликтогенными

факторами.

Нужно отметить, что в период существования Советского Союза,

проводившаяся на Северном Кавказе, как и во всей стране, политика

интернационализма способствовала созданию единого, во многом

взаимодействующего хозяйственного, социального и политического организма.

Также было достигнуто определенное единство народов региона на базе

интегративных интернационалистических идей и идеологии развитого социализма.

С распадом СССР многие экономические, хозяйственные, социальные и

культурные связи оказались разрушенными и парализованными, что проявилось

в безработице, снижении уровня жизни, миграции. Эти обстоятельства во

многом обусловили напряженность в регионе и стали детонатором

межэтнических противоречий и этнополитических конфликтов. Вместе с

ростом терроризма и экстремизма все указанные обстоятельства стали почвой,

на которой этнополитические конфликты приобрели существенную динамику.

С историческим фактом распада Советского Союза современная Россия во многом утратила прежние геополитические и геостратегические позиции. И это, прежде всего, отразилось на Северном Кавказе, который закономерно является областью геополитических устремлений различных стран мира. США, Англия, Франция, Турция, Иран, Саудовская Аравия рассматривали распад Советского Союза, дестабилизацию обстановки в регионе как способ ослабления позиций России на Кавказе. Наличие управляемого конфликта на Северном Кавказе, по мнению ряда западных государств, существенно ослабит Россию как геополитического конкурента, предоставит возможность вмешиваться в её внутренние дела, воздействовать на внешнюю политику Российской Федерации1. Действительно, ослабленное и дезорганизованное государство в современных условиях не может в полной мере обеспечить собственный суверенитет, и вынуждено идти на уступки притязаниям тех государств и центров политического давления, которые стремятся утвердить или восстановить своё геополитическое влияние.

В этой связи представляется актуальной проблема исследования причин, сущности, движущих сил этнополитических конфликтов на Северном Кавказе, как в теоретическом, так и практическом плане. Эта проблема выступает составной частью обеспечения национальной безопасности Российской Федерации и включает в себя сохранение государственного суверенитета, территориальной целостности, защиту духовно-нравственного наследия,

исторических традиций и норм общественной жизни, сохранение культурного

достояния всех народов России, формирование государственной политики в

области межэтнических отношений.

Степень разработанности проблемы. Последнее десятилетие

характеризуется усилением интереса ученых к исследованию природы и

специфики этнополитических конфликтов. Исследователи активно ведут поиск

индикаторов конфликтности, а также выявление конструктивных способов

анализа, прогнозирования и управления конфликтными ситуациями. В

настоящее время исследования за рубежом ведутся, прежде всего, в рамках

этносоциологии - П. Ван дер Берг, А. Инкельс, А. Кардинер, Д. Лейтин, С.

Либерзон, Р. Линтон, Т. Парсонс, Э. Шилз, культуроантропологии —

• Б. Андерсон, К.Гирц, С. Нанда и политической психологии - В. Вундт, Г. де Вое, Э.Левинас, Р. Линтон.

Значительный интерес представляют работы западных авторов, посвященные этническим конфликтам в постсоветском пространстве. Следует иметь в виду, что исследования западных специалистов подчас носят ш идеологически ангажированный характер и не всегда объективны в оценках.

Для определения причин конфликтов в современном мире, в том числе этнополитических, С. Хантингтон выдвинул концепцию глобального кризиса цивилизации. Сутью кризиса, по его мнению, является культурная несовместимость народов, прежде всего, еврохристианской и азиатско-мусульманской цивилизаций1.

Значительный интерес представляет собой концепция, выдвинутая известным советологом З.Бжезинским в книге «Большая шахматная доска». Автор приходит к выводу о существовании такой территориальной субстанции, как «Евразийские Балканы», являющейся центром столкновения геополитических интересов многих государств. «Евразийские Балканы» представляют собой значительно больший по территории, более

дезинтегрированный в религиозном и культурном плане регион, чем Балканы

реальные. Кроме того, 3. Бжезинский указывает на то, что в связи с распадом СССР, влияние которого в этом регионе было определяющим, образовался «вакуум силы», что ещё более способствует растущей нестабильности в этом регионе1.

Иной подход к данной проблеме предлагает швейцарский историк У. Альтерматт, рассматривающий «этнополитическую нестабильность» в Восточной Европе в контексте общеевропейской тенденции формирования национальных государств. Стремление к созданию независимых государств на основе права наций на самоопределение типично для самого крайнего

•у

восточного региона Европы и имеет ярко выраженный конфликтогенный характер.

Взгляды У. Альтерматта частично разделяет Э. Геллнер, полагающий, что события конца XX века в Восточной Европе являются продолжением процесса образования национальных государств, происходивших в Западной Европе начиная со времени Французской революции 1789 года. Э.Геллнер полагает, что историческое развитие обусловлено переходом от одного типа связи культуры и власти к другому таким образом, что национализм в Европе возникает от стандартизации и соединения национальной культуры и власти в условиях индустриализма Закономерно, что «политические единицы обретают четкие очертания, совпадающие с единицами культур. Каждая культура требует себе политической крыши, и принципом легитимизации государств власти становится охрана интересов данной культуры»3.

Представленные выше точки зрения на глобальные причины и предпосылки этнополитических конфликтов имеют, бесспорно, под собой фактическую основу, но в то же время в основном акцентируют внимание на отдельных мотивах социального и политического действия. В связи с этим выработанные на Западе технологии не носят универсального характера и в большинстве своем не могут быть применимы к российской действительности.

В этой связи, для изучения этнополитических конфликтов в России нужен

оригинальный подход с учетом исторической действительности формирования

России как многонационального государства. В этом отношении богатый

материал для анализа и систематизации конфликтов содержат труды

отечественных ученых, теоретиков и практиков этнополитологии. При этом

развитие исследований в данном направлении берет своё начало от работ,

Ю. Бромлея, Л. Выготского, Л. Гумилёва, И.Ильина, В. Ключевского, В.

Козлова, И. Кона, А. Леонтьева, Н. Лосского, А. Лурия, В. Соловьева.

Начиная с 90-х годов XX в. проблемы межнациональных отношений нашли отражение в работах ученых Р. Абдулатипова, С. Арутюнова, Ю.Арутюняна, А. Гаджиева, Л. Дробижевой, А. Здравомыслова, Э. Паина, В. Тишкова, В. Широнина и др.

Вышедшая на Западе монография известного историка и этнографа В.Тишкова «Ethnicity, Nationalism and conflict in and after the Soviet Uinion» («Этничность, национализм и конфликты до и после распада Советского Союза»)1 представляет собой анализ этнополитической ситуации с конца 80-х по конец 90-х гг. В. Тишков приходит к выводу о том, что на постсоветском пространстве «этничность» играет многогранные роли: это и наиболее доступная основа для политической мобилизации и средство для удержания власти в трансформирующемся обществе. Работа уникальна тем, что здесь впервые дана достаточно полная характеристика чеченского кризиса, основными причинами которого, по мнению исследователя, стали политические амбиции лидеров и участников конфликта.

В то же время известный политолог К. Гаджиев в монографии «Геополитика Кавказа» акцентирует внимание на особенностях геополитических концепций каждого государства и общих тенденциях геополитических амбиций государств этого региона. В данной работе предпринята попытка комплексного исследования важных геополитических проблем, подчеркивается влияние на стабильность в регионе фактора

становления новых государств и влияние России на постсоветском пространстве.

В. Широнин в книге «Под колпаком контрразведки. Тайная подоплёка перестройки» выдвигает весьма оригинальную версию распада Советского государства1. Автор приводит факты, свидетельствующие о высокой степени вмешательства во внутриполитическую жизнь страны зарубежных правительственных, неправительственных организаций, а также спецслужб. Основной вклад в дезинтеграцию СССР, по его мнению, сыграли народные фронты, инспирированные и поддерживаемые из-за рубежа, что во многом провоцировало межэтнические противоречия и этнополитические конфликты.

Работа А. Здравомыслова «Межнациональные конфликты в постсоветском пространстве» представляет собой продолжение его книги «Социология конфликта». Анализируя межнациональные конфликты, автор подводит читателей к пониманию необходимости перехода к рефлексивной национальной политике, определяемой по-новому с каждым изменением политической ситуации. Обоснование такой политики состоит в предложенной релятивистской теории национальных сообществ. Исследователь предлагает рекомендации в сфере практического осуществления общегосударственной национальной политики.

Проблемы межнациональных отношений в России и этнополитических конфликтов на региональном уровне заняли значительное место в работах С. Абдокова, А. Авксентьева, В. Авксентьева, М. Ардавова, М. Аствацатуровой, В. Ачкасова, И. Бабкина, М. Беджанова, А. Бороноева, Г. Бройдо, С. Вострикова, М.Губогло, О. Гусейнова, О. Дамениа, Г.Денисовой, А. Дзадзиева, В. Дзидзоева, 3. Жаде, В. Зотова, В. Иванова, А. Коркмазова, М. Куличенко, М.Кучукова, В. Лунева, С. Лурье, Г. Малаховой, О. Малиновой, Н. Медведева, В. Нахушева, О. Новиковой, В.Панина, А. Панарина, С. Передерия, Г. Предвечного, В. Тертыченко, X. Тхагапсоева, А. Уткина, У Фольца, Л.

Хоперской, А. Хоц, В. Чагилова, В. Черноуса, А. Шадже, В. Шнюкова, М.

Шульмана1.

Ученые определяют важнейшие аспекты межнациональных отношений, выявляют причины противостояния этнических групп, анализируют ксенофобию, этноэгоизм, экстремизм в контексте политических процессов в регионе. Специалисты изучают и обобщают политическую практику, государственное строительство, национально-государственное и национально-культурное самоопределение, культуру, традиции, религиозность, историческое сознание в целях выяснения причин напряженности в межнациональных

отношениях.

Важным аспектом исследований является взаимодействие органов государственной власти и местного самоуправления с институтами гражданского общества в противодействии межэтнической напряженности1.

Анализ факторов конфликтности в различных сферах общественной жизни Северо-Кавказского региона, как и выработка рекомендаций по урегулированию конфликтных ситуаций содержатся в независимом экспертном докладе "Пути мира на Северном Кавказе", подготовленного коллективом экспертов под руководством В.А. Тишкова .

Проблемы раннего предупреждения конфликтов на основе этнологического мониторинга в субъектах региона ставятся в бюллетенях Сети этнологического мониторинга и раннего предупреждения конфликтов .

Наиболее острые противоречия межэтнических и этноконфессиональных отношений, террористические акты и их последствия находятся в центре внимания Ассамблеи народов РФ, Северо-Кавказское отделение которой осуществляет этноконфликтологический менеджмент в регионе4.

Различные аспекты этнополитических отношений, прежде всего, конфликтогенные, широко представлены в диссертационных работах, защищенных в последние годы .

Таким образом, этноконфликтология представляет активно развивающуюся область политологических исследований, ставящих одной из важнейших задач нахождение парадигмы разрешения этнополитических

противоречий. Однако исчерпанной тему назвать нельзя. Необходима цельная концепция, учитывающая специфику межнациональных отношений в конкретных странах и регионах, в частности, на Северном Кавказе. Сложность изучаемого предмета требует комплексного подхода к его рассмотрению. Комплексный подход предполагает совмещение различных проблемных пластов, будь то истоки возникновения межнациональных конфликтов, их типология, способы регулирования и управления. Особый интерес представляет сопоставление теоретических моделей этнополитических конфликтов как разновидностей социальных с их конкретными модификациями в политической практике. Наиболее актуально проведение такого сопоставления применительно к Северо-Кавказскому региону, который отличается высоким уровнем

• полиэтничности и многоконфессиональным составом населения.

Актуальность проблемы исследования и состояние её научной разработанности оказали влияние на выбор темы диссертации, определили её цели и задачи.

Объектом исследования выступают этнополитические конфликты в Северо-Кавказском регионе в постсоветский период.

Предметом диссертационного исследования являются особенности динамики этнополитических конфликтов на Северном Кавказе и способов их урегулирования.

Цель исследования состоит в определении специфики этнополитических конфликтов в Северо-Кавказском регионе.

Достижение указанной цели предполагает постановку и решение следующих задач:

- уточнить понятие «социальный конфликт» и систематизировать знания о динамике его развития;

- дополнить представления о соотношении этнополитических противоречий и конфликтов;

- конкретизировать возможности использования различных способов

управления этнополитическим конфликтом в зависимости от стадии

эволюции конфликта;

- сопоставить теоретические модели этнополитических конфликтов с реальными этнополитическими конфликтами в Северо-Кавказском регионе;

- выявить и обобщить конфликтогенные детерминанты современной этнополитической ситуации на Северном Кавказе;

- определить наиболее эффективные пути урегулирования и разрешения этнополитических конфликтов в регионе.

Теоретическая и методологическая основа исследования. Теоретической основой диссертации являются концепции межэтнической напряженности и теории этнического конфликта, изложенные в трудах отечественных и зарубежных ученых, посвященных исследованию межнациональных отношений и проблемам их регулирования.

В методологическую основу диссертации положена совокупность философских, политологических, и иных научных методов, включающих анализ и синтез, сравнение и обобщение, многосторонний подход. При достижении заявленной цели и решении поставленных в работе задач были использованы, прежде всего, принципы системного и комплексного подхода, объективности, научного анализа фактических данных, всестороннего подхода к объекту исследования.

Изучение этнополитической напряженности и конфликтов осуществлено посредством политологического анализа, для чего использованы методы прикладной политологии при анализе нормативно-правовых документов и политических концепций, а также процессов включения этничности в систему политических отношений. В работе применен метод case-study для анализа конкретных этнополитических ситуаций на региональном уровне, а также использован метод контент-анализа при изучении нормативно-правовых и политических документов.

Научная новизна исследования состоит в том, что:

- уточнены сущность и содержание понятий «социальный конфликт» и

«этнополитический конфликт» и обосновано, что в современных условиях

W

этнополитические конфликты выступают, прежде всего, факторами отрицательного воздействия на всю систему социально-экономических и политических отношений;

- обосновано положение о том, что на современном этапе исторического процесса геополитическое положение Северного Кавказа становится одним из ведущих конфликтогенных факторов;

- на основе исследования комплекса социальных и экономических условий, способствующих формированию этнополитической нестабильности, уточнены факторы, определяющие содержание и динамику этнополитических конфликтов;

• - проведено сопоставление моделей этнополитических конфликтов с реальными этнополитическими конфликтами на Северном Кавказе и доказана необходимость использования ситуативного подхода как наиболее эффективного для изучения специфики этнополитических конфликтов в регионе;

- конкретизированы пути совершенствования государственной национальной политики Российской Федерации как инструмента урегулирования этнополитических конфликтов на Северном Кавказе.

На защиту выносятся следующие основные положения: 1. Источником развития в обществе являются определенные противоречия, не имеющие антагонистической природы, предполагающие соблюдение норм морали, права. Конфликт является следствием обострения противоречия, в котором налицо столкновение интересов и пренебрежением не только правом и моралью, но и набором общечеловеческих ценностей. Крайнее обострение и особенно затягивание конфликтной ситуации, оказывающее деструктивное воздействие на общественный организм и его различные стороны, может

• привести к деформации важнейших сфер общественной жизни.

2. Этнополитические конфликты, сопровождающиеся действиями,

направленными на разжигание национальной и религиозной вражды,

унижение национального достоинства, пропаганду этнической исключительности, превосходства, либо неполноценности лиц, народов по признаку их национальной или религиозной принадлежности, влекут за собой причинение физического, морального или материального ущерба, массовые убийства. Они ведут не к «обновлению и творчеству», а наоборот, отбрасывают общество назад в развитии, обусловливая спад в экономике, стагнацию в социальной сфере, кризис в политических институтах и процессах. В целях избежания деструктивного влияния противоречий на общественный организм, необходимо осуществлять их разрешение на начальной стадии, не допуская развитие противоречия до стадии обострения и возникновения конфликта.

Многочисленные теоретические модели этнополитических конфликтов далеко не тождественны реальной практике на Северном Кавказе, которая гораздо более сложна и дифференцирована, что предполагает ситуативный подход как наиболее эффективный для изучения специфики этнополитических конфликтов в регионе.

Причинами этнополитических конфликтов на Северном Кавказе на современном этапе выступают как противоречия, идущие из исторического прошлого, так и противоречия, присущие самой динамике национальных процессов в изменяющемся обществе. Детерминантой межнациональной напряженности являются ухудшение социально- экономической жизни населения, ослаблением государственной поддержки социально незащищенных групп населения. Рост социального неравенства стимулирует межэтническую напряженность,

трансформирует отношения между этническими группами в целом. Эти изменения обусловлены, прежде всего, социальными условиями, в которых происходит этническое взаимодействие, одной из форм выражения которых являются новая социально-этническая стратификация общества.

5. Значимым фактором, способствующим дестабилизации обстановки на

Северном Кавказе, является конкуренция геополитических интересов мировых государств - лидеров в регионе. С целью ослабления позиций на Северном Кавказе как геополитического конкурента определенные круги США, Турции, Ирана, Саудовской Аравии предпринимают действия в разжигании межнациональной розни в регионе, в нагнетании напряженности на южных границах бывшего СССР и нынешней России.

6. Главным условием стабилизации национальных отношений в России является формирование правового, цивилизованного государства, реального гражданского общества. С целью преодоления идеологического вакуума, чреватого кризисом этнической идентичности с проявлениями национализма и этноконфессионального радикализма, необходима цементирующая идеологическая основа. Только в обществе, в котором соблюдается приоритет общечеловеческих ценностей, господствует справедливый порядок, справедливые социальные отношения, возможно снизить конфликтность, несущую деструктивные элементы в межэтнических отношениях и этнополитических процессах. Теоретическая значимость исследования состоит в развитии теоретико- методологической базы исследования этнополитических конфликтов, а также сопутствующих понятий и категорий, в дальнейшем изучении национальных и межэтнических отношений в российском обществе.

Практическая значимость исследования проявляется в том, что комплексный конфликтологический анализ реальной ситуации на Северном Кавказе в соотнесении с теоретическими моделями этнополитических конфликтов, позволил уточнить природу, специфику, формы проявления этнополитических конфликтов, а также выявить пути их предупреждения и урегулирования. Это может способствовать выработке эффективной национальной политики и её реализации. Выявленные политические механизмы урегулирования этнических конфликтов и возможности позитивного влияния на этнокультурные и этнополитические противоречия позволяют использовать их

при построении моделей разрешения возникающей напряженности на региональном и местном уровне.

Практическая значимость работы состоит в том, что результаты исследования могут быть применены при разработке государственных мероприятий в области совершенствования национальной политики на региональном, краевом и местном уровнях. Результаты исследования могут быть использованы органами государственной власти, местного самоуправления, общественными организациями и движениями, при организации взаимодействия в целях достижения общественного консенсуса, взаимовыгодного компромисса, распространение терпимости, противодействия ксенофобии, бытовому и гражданскому национализму.

Также результаты исследования могут использоваться в смежных отраслях знания: истории, социологии, культурологии, регионоведения. Материалы диссертационного исследования могут быть применены в курсах социологии, политологии, конфликтологии, преподаваемых в вузах.

Апробация работы. Основные теоретические положения и практические выводы диссертационного исследования обсуждены на кафедре управления, политологии и социологии Пятигорского государственного лингвистического университета и рекомендованы к защите по специальности - 23.00.02 -Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии.

Основные идеи диссертации изложены в ряде опубликованных работ и представлены на IV Международном конгрессе «Мир на Северном Кавказе через языки, образование, культуру» (Пятигорск, 2004), а также на Научно-методических чтениях Пятигорского государственного лингвистического университета «Университетские чтения» (Пятигорск, 2002, 2003, 2004, 2005).

Положения и выводы диссертации нашли своё отражение в семи публикациях автора общим объёмом 1.88 п. л.

Объём и структура работы. Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, содержащих шесть параграфов, заключения,

• библиографического списка используемой литературы, включающей в себя 200

наименований, и приложения. Объем диссертации 170 страниц машинописного

текста.

Этнополитический конфликт как разновидность социального конфликта

Этнополитический конфликт, как феномен в структуре социума, многогранное явление. В нем в единый узел сплетаются самые различные по содержанию и характеру социальные связи, как материальные, так и духовные: экономические, политические, правовые, нравственные.

Прежде чем говорить об этническом конфликте в общем плане, необходимо уточнить некоторые категории и понятия. Первый, наиболее сложный вопрос, связан с самими феноменами этноса, этничности, национальности. Данные понятия по праву рассматриваются в качестве базовых для исследования таких проблем, как предпосылки, причины и пути предупреждения межэтнических конфликтов. В самой упрощенной форме вопрос стоит так: провоцирует ли этничность конфликты? И, следовательно, зависит ли степень конфликтогенности общества от уровня его полиэтничности?

Дискуссии, связанные с определением понятия «этнос», еще не завершены, однако основные их итоги выступают уже достаточно определенно. «Этнос (этническая общность) - это особый исторически возникший вид устойчивой социальной группировки людей, представленный племенем, народностью, нацией»1. Это особая форма коллективного существования людей, которая складывается и развивается естественно историческим путем, она не зависит от воли отдельных входящих в него людей и способна к устойчивому многовековому существованию за счет самовоспроизводства2.

Этносом является только та совокупность людей, которая осознает себя как таковую, отличая себя от других аналогичных общностей. Это осознание членами этноса своего группового единства принято именовать этническим самосознанием, внешним выражением которого является само название (этноним). Самосознание членов этноса как бы фокусирует представления об общности территории («родной земли»), языка («родного языка»), отличительных способностях культуры и психики, а также о какой-то общности происхождения и исторических судеб, входящих в него людей.

Этническое самосознание, сформировавшись в ходе этногенеза, фактически выступает затем не только как важнейший признак этнической

Большой энциклопедический словарь. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: «Большая Российская энциклопедия», 1997.-С.-1456. 2 Тавадов Г.Т. Этнология. Словарь-справочник / Г.Т. Тавадов. - М.: Социально-политический журнал, 1998. - С А17. 36 принадлежности (оттесняющий в этом отношении даже родной язык), но и как сила, объединяющая членов этноса и противопоставляющая их в этическом отношении другим этносам. В ходе исторического процесса может значительно измениться этническая территория, а некоторые части этноса могут даже отколоться от его основного ядра; может измениться словарный состав языка, его морфологические, синтаксические и другие особенности, а некоторые части этноса вообще могут сменить язык, т.е. подвергнуться языковой ассимиляции; может сильно измениться материальная и духовная культура и т.д., но пока у входящих в этнос людей сохраняются специфические этнические черты и самосознание, этнос продолжает существовать как таковой1. Укрепление этнического самосознания обычно сочетается со стремлением этноса к собственной социально-территориальной (в том числе - государственной) организации, которая также обеспечивает устойчивое существование этноса, сохранение многих из названных выше элементов и, прежде всего территориального единства. Таким образом, этнос может быть определен как исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающих общими относительно стабильными особенностями языка и культуры, а также созданием своего единства и отличия от других подобных образований (самосознанием), фиксированным в самоназвании (этнониме). Что касается термина «национальность», то он уже давно широко применяется для обозначения всех этнических образований развитых цивилизаций. Кроме того, термин «национальность» утвердился в практике переписей населения и других форм учета населения для обозначения принадлежности тех или иных граждан к определенной этнической общности.

Находящиеся на территории какого-либо государства части этносов, основная масса членов которых проживает за его пределами, принято называть «национальными (этническими) меньшинствами», однако этому термину иногда придается оттенок национального неравноправия, и в тех случаях, когда

37 этого хотят избежать, употребляется термин национальная (этническая) группа.

Этнос нельзя искусственно сформировать или произвольно расформировать. Основой любого этноса являются люди, вступающие в разнообразные отношения между собой и осознающие свои этнические признаки и особенности1. В связи с этим важное значение приобретает понятие этничности.

Как правило, этничность формируется и существует в контексте того социального опыта, с которым идентифицируют себя сами люди или идентифицируются другими людьми как члены определенной этнической группы. С внутригрупповой точки зрения, этничность основывается на комплексе культурных черт, по которым члены данной этнической группы отличают себя от всех других групп, даже близких в культурном отношении2. Различия, которые они проводят по отношению к другим, обычно довольно определенны, тогда как внешние представления о группе основываются зачастую на ее стереотипных характеристиках.

Первым необходимым условием существования этничности является наличие дихотомического отношения «мы - они»3. Если такого отношения не существует, то нет смысла говорить об этничности, поскольку она предполагает отношения между группами людей, члены которых рассматривают друг друга как различающиеся по каким-либо культурным характеристикам. Кроме того, этничность не существует вне сравнения и вне коммуникации. Только в ходе взаимодействия с иной этнической группой может проявиться своя этническая «индивидуальность»4.

Этничность включает в свое содержание также культурный и символический аспекты. Современное общество состоит из различных областей культуры, границы которых определяются не территорией или государством, не формальным членством в группе, а возможностями коммуникационных систем. 38 По мере своего развития общество становится все более структурированным, в нем усугубляется социальная дифференциация, различия начинают преобладать над подобием, и в этих условиях объединяющим культуру началом служит совместная символическая среда. Понятная всем членам этнической группы и общепринятая ими система символов способствует культурной консолидации в пределах данной этнической группы и осознанию членами группы своего единства .

Геополитическое положение Северо-Кавказского региона как конфликтогенный фактор

Северный Кавказ составляет неотъемлемую часть России, занимая 2,1% территории страны, где проживает 11,8% населения Российской Федерации1. Это самый южный пограничный регион России, через который осуществляются экономические и иные связи с закавказскими республиками, а через Каспийское и Черное моря, где находятся незамерзающие морские порты, - с множеством других стран. С военно-стратегической точки зрения значение Северного Кавказа для Российской Федерации определяется его выгодным геополитическим положением в контексте защиты её стратегических и геополитических интересов, обеспечения политической и социально-экономической стабильности на южных рубежах, сохранения своего влияния в обширном регионе, охватывающем весь Кавказ, Средний и Ближний Восток, Центральную Азию. Поскольку многие угрозы национальной безопасности России исходят изнутри самой России, особую актуальность приобретают способность и готовность оперативно и адекватно реагировать не только на внешние вызовы, но и на вызовы, бросаемые стране внутренними экстремистскими и сепаратистскими силами. На Северном Кавказе все противоречия и конфликты, характерные для Российской Федерации в целом, проявляются в наиболее сложной форме.

На современную общественно-политическую ситуацию в Северо-Кавказском регионе решающее влияние оказывает целый ряд факторов, которые определяются, прежде всего, геополитическими характеристиками2. Политические процессы прошлого и динамика современного политического развития субъектов Северного Кавказа, в том числе политизация национального самосознания, повышение уровня суверенности субъектов, противоречивые отношения с федеральным центром и сложные отношения с различными международными силами обусловлены тем, что данный регион рассматривается как область не только разнообразных геополитических устремлений, но и как некоторая «карта, которая разыгрывается» с целью оказания давления на Россию . Для осмысления данного тезиса требуется выявление геополитического значения Северного Кавказа, применительно к политико-правовому пространству России.

Геополитика, как отмечает К. Гаджиев2, «понятие, характеризующее теорию и практику международных отношений, основанных на взаимоувязывании и учёте географических, геостратегических, социально-культурных, социально-политических, этнологических, демографических, хозяйственно-экономических и других факторов». Эти факторы, взятые в комплексе в своей исторической ретроспективе, учёте сложившихся реалий и перспективе определяют то, что те или иные регионы рассматриваются как сфера влияния, зона воздействия или область интересов той или иной страны или группы стран. Геополитические интересы мотивируют политику протекционизма в той или иной форме по отношению к регионам, которые рассматриваются как область геополитических интересов, противодействия реализации интересов третьих стран в этом регионе, подключения данного региона, тех или иных его властных, политических образований к финансовому, экономическому или военному потенциалу для укоренения своих геополитических интересов.

Как отмечает А.Гадло, «Северный Кавказ - такой регион, который будучи частью Российской империи, Советского Союза, а ныне, Российской Федерации, всегда обоснованно был зоной, в которой пересекались геополитические интересы разных стран»3. Как часть Российской Федерации, Северный Кавказ не может быть прямо объявлен какими бы то ни было государствами территорией, принадлежащей к сфере их геополитических интересов. Это противоречило бы практике сложившихся международных отношений и международному праву. Однако косвенно, в неявной форме такой тезис провозглашается. Он провозглашается как защита прав малых народов и национальных меньшинств, а также репрессированных народов, как международная помощь развивающемуся региону, как поддержка интересов «братьев по вере»1, как некоторые формы национальной солидарности и т. п. Такие явные и неявные геополитические устремления в отношении Северного Кавказа имеют разные государства, в частности, государства Среднего Востока , равно как и другие государства, которые реализуют свою международную политику на Среднем Востоке3. Геополитические интересы или геополитические устремления сами по себе не являются, согласно существующим международным нормам, вмешательством в дела другого государства, но подобные геополитические интенции часто служат идеологической основой для оправдания международного политического давления в той или иной форме. Подобные геополитические «притязания» на значимость своей роли на Северном Кавказе обусловлены особенной ролью этого региона.

Северный Кавказ ввиду своего геополитического положения и этнической структуры населения занимает особое место в межнациональных процессах, происходящих в современной России. После распада СССР, Северный Кавказ оказался приграничной территорией. Нынешняя граница России на юге проходит по Главному Кавказскому хребту, и так как в течение почти двух столетий после включения Закавказья в состав России она не являлась государственной границей, то, соответственно, не имеет необходимого для государственной границы обустройства. В то же время охрана границ новых независимых государств Южного Кавказа с Ираном и Турцией организована неудовлетворительно, а сами государства Южного Кавказа — это регион острейшей этнополитической напряженности и нескольких актуализированных этнических конфликтов. Два северокавказских этноса - осетины и лезгины, являющиеся коренными титульными российскими народами, оказались после распада СССР разделёнными государственной границей. Такое же разделение постигло русских, украинцев, белорусов, армян, азербайджанцев, грузин, проживавших в союзных и автономных республиках и областях СССР1. «Северный Кавказ всегда играл роль моста между Европой и Азией и служил своего рода коридором для многочисленных миграций. Эта специфика геополитического положения региона имела как положительные, так и выраженные негативные черты для народов, его населяющих. Являясь перекрёстком торговых путей (одно время здесь проходил знаменитый «шёлковый путь»), Северный Кавказ был ареной военных столкновений между местным и пришлым населением, а позднее оказался вовлеченным в геополитическое соперничество мировых и региональных держав»2.

Выработка и практическая реализация государственной национальной политики Российской Федерации на Северном Кавказе должна учитывать особенности его исторического развития и геополитические характеристики региона. Это связано, как пишет В.Юрченко, прежде всего с тем, что «Северный Кавказ - уникальное в своём роде географическое, политическое и культурно-историческое пространство, в котором соприкасаются и исторически долгое время соседствуют два типа цивилизации — западная и восточная, разные типы укладов, мировоззрений, идеологий и что очень важно — разные мировые религии, прежде всего православие и ислам»3.

Юрченко В.М. Геополитические аспекты конфликтности Северокавказского региона / В.М. Юрченко // Человек и общество: Материалы международной научно-практической конференции. Спб., 1997. - С. 56. является важным фактором развития народов и государств этого региона,

России в целом, а также целого ряда стран, исторические судьбы которых связаны с северокавказским политическим и культурным пространством. Будучи регионом, в котором соприкасаются два мира - христианский и мусульманский, Северный Кавказ по своей роли в мире сопоставим с Балканским регионом Европы. Все указанные факторы предопределили то, что Северный Кавказ всегда был областью геополитических интересов разных стран Европы и Азии. Это в античные времена - Древняя Греция, Персия и Рим. Позднее — Византия, Арабский Халифат, Турция, Российская империя, Англия, Германия1. В противостоянии в XX в. между США и СССР Северный Кавказ всегда рассматривался как зона геополитического столкновения интересов, зона конкурентного политического процесса. В этом отношении Северный Кавказ, как и Кавказ в целом был определенной «буферной зоной» и областью разграничения сфер влияния .

Роль государственной национальной политики РФ в урегулировании этнополитических конфликтов на Северном Кавказе

Конец 80-х - начало 90-х годов XX в. ознаменовался сложными и противоречивыми политическими процессами мирового масштаба. Одним из них является распад СССР и появление самостоятельных государств, среди которых и Российская Федерация. За короткий период времени страна переместилась из одной политической системы в другую, изменилось государственное устройство, институты власти и её атрибуты. В России сформировалась политическая система с новыми формами собственности и социальными отношениями. Реформы 90-х гг. XX в., переход на принципы рыночной экономики, образовавшийся идеологический вакуум, отсутствие общенациональной идеи привели к кризису системы управления, к коренным изменениям во всех сферах социально-экономической, политической и идеологической жизни России. Серьёзным препятствием в движении Российской Федерации вперёд по пути экономических реформ являются обострение этнополитических противоречий внутри страны и проблемы взаимоотношений с бывшими советскими республиками. Конфликтная ситуация в странах, образованных на территории бывшего СССР, обусловлена многими причинами, давними и сегодняшними, политическими (централизм и унитаризм власти, насильственное присоединение и репрессирование народов), экономическими (экономический кризис, безработица, обнищание), социально-психологическими

(этнокультурные барьеры общения, негативные формы национального самоутверждения, открытый национализм, амбиции этноэлиты), территориальными и другими. Конфликтная ситуация в большинстве случаев складывается как результат комплекса причин и условий.

При целостности жестко централизованного и фактически унитарного Советского государства межнациональные отношения не вызывали особой тревоги. С одной стороны, человек любой национальности сознавал себя гражданином всего федеративного пространства, с другой - партийные и государственные структуры твёрдо проводили политику интернационализма. В процессе начавшейся перестройки, гласности и суверенизации национально-территориальных образований обнажились многие проблемы национальной политики и актуализировались скрытые межнациональные противоречия. Националистически настроенные и стремящиеся к власти и собственности группы во многих союзных и автономных республиках стали соотносить кризисные явления с политикой федерального центра и интернационализмом.

В наши дни появилась реальная угроза государственному единству и территориальной целостности Российской Федерации. Как отмечает Президент РФ В. Путин в послании Федеральному Собранию РФ «...крушение Советского Союза было крупнейшей геополитической катастрофой века. Для российского народа оно стало настоящей драмой. Десятки миллионов наших сограждан и соотечественников оказались за пределами российской территории. Эпидемия распада к тому же перекинулась на саму Россию»1. В связи с этим возникает острая потребность в выявлении условий и факторов, составляющих интеграционный потенциал российской многонациональной государственности, а также путей и механизмов консолидации наций, этнических групп, регионов.

Российская Федерация является многонациональным государством, поэтому демократизация межнациональных отношений, строительство подлинного федерализма — это вопросы, от решения которых в значительной степени зависит построение в стране гражданского общества.

Для формирования адекватной национальной политики нужны новые концептуальные подходы, а, прежде всего - осознание того, что национальный вопрос не должен занимать второстепенное место или быть картой, разыгрываемой в политических баталиях . В ходе его осознания перед обществом встают все новые задачи. Действия в этой сфере должны учитывать реальное состояние и перспективы национальных отношений в Российском государстве.

Однако четко сформулировать приоритеты национальной политики -важно, но недостаточно. Необходимо, чтобы эта политика была облечена в форму авторитетных правовых документов, имела статус уровня федеральной законодательной нормы. Государственная национальная политика, межнациональные отношения должны иметь свой правовой механизм регулирования в виде соответствующих федеральных и региональных законов .

Все российские народы равноправны и ни один из них не может быть ограничен в своих правах на политическое, социальное, экономическое и национально-культурное. Все это создает предпосылки для формирования российского народа как единой нации. Представители самых разных этносов и религий в России ощущают себя действительно единым народом. Используют все свое национально-культурное богатство и многообразие в интересах всего общества и всего государства. Необходимо сохранить и укрепить наше национальное историческое единство.

Но, говоря о равноправии российских народов, необходимо помнить, что каждый российский народ различен по особенностям своего исторического, национально-культурного развития, по традициям, по обычаям, по численности. Этнокультурные потребности народов России могут удовлетворяться при наличии соответствующих государственных и правовых механизмов. К сожалению, приходится признать, что такие механизмы находятся пока в зачаточном состоянии, особенно на федеральном уровне. Поэтому необходимо создавать единое правовое поле в сфере национальной политики и выстраивать государственную исполнительную вертикаль.

Национальная политика может стать консолидирующим фактором лишь в том случае, если она будет отражать всё многообразие интересов народов России, иметь в своем арсенале четкие механизмы их согласования. В этой связи особое значение приобретает общность позиций органов государственной власти и местного самоуправления, различных политических и государственных сил в национальном вопросе, основанных на конституционных принципах, научно обоснованных выводах и рекомендациях.

В 1996 году Указом Президента Российской Федерации была утверждена Концепция государственной национальной политики Российской Федерации2. В новых политических условиях был сделан первый шаг на пути формирования осознанной, взвешенной национальной политики. В Концепции нашла отражение система современных взглядов, принципов и приоритетов, которым должны руководствоваться в своей деятельности в сфере национальных отношений органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, национальные общественные объединения, национально-культурные автономии и граждане. Концепция учитывает необходимость обеспечения единства и целостности России в новых исторических условиях развития российской государственности, согласования общегосударственных интересов всех населяющих её народов, налаживания их всестороннего сотрудничества, развития национальных языков и культур.

При этом Концепция исходит из того, что государственная стратегия в сфере регулирования межнациональных отношений должна основываться на принципах Конституции РФ, общепризнанных нормах международного права и находить свое выражение в законодательных актах страны, а также в законодательстве субъектов РФ.

Согласно принятой Концепции, основными принципами государственной национальной политики в Российской Федерации являются равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от его расы, национальности, языка, отношения к религии, принадлежности к социальным группам и общественным объединениям, запрещение любых форм ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности, сохранение исторически сложившейся целостности Российской Федерации, равноправие всех субъектов Российской Федерации во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти, гарантия прав коренных малочисленных народов в соответствии с Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации, право каждого

гражданина определять и указывать свою национальную принадлежность без всякого принуждения, содействие развитию национальных культур и языков 131 народов Российской Федерации, своевременное и мирное разрешение противоречий и конфликтов, запрещение деятельности, направленной на подрыв безопасности государства, возбуждение социальной, расовой, национальной и религиозной розни, ненависти либо вражды, защита прав и интересов граждан Российской Федерации за её пределами, поддержка соотечественников, проживающих в зарубежных странах, в сохранении и развитии родного языка, культуры и национальных традиций, в укреплении их связей с Родиной в соответствии с нормами международного права1. Основные цели государственной национальной политики Российской Федерации состоят в обеспечении условий для полноправного социального и национально-культурного развития всех народов России, упрочении общероссийской гражданской и духовно-нравственной общности на основе соблюдения прав и свобод человека и гражданина и признания его высшей ценностью2.

Одним из важнейших условий стабилизации национальных отношений в Российской Федерации является, на наш взгляд, совершенствование форм национальной государственности.

Проблема национальной государственности является одной из наиболее сложных в национальной политике любого многонационального государства. В ней сталкиваются вопросы соотношения национального и общегосударственного, задачи межнационального сосуществования, определения основ взаимодействия различных национальных структур и выработки механизмов урегулирования межнациональных конфликтов.

Похожие диссертации на Этнополитические конфликты на Северном Кавказе: теория и реальность