Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Этноконфессиональная ситуация в Северо-Кавказском регионе как угроза национальной безопасности России Лукьянов Алексей Григорьевич

Этноконфессиональная ситуация в Северо-Кавказском регионе как угроза национальной безопасности России
<
Этноконфессиональная ситуация в Северо-Кавказском регионе как угроза национальной безопасности России Этноконфессиональная ситуация в Северо-Кавказском регионе как угроза национальной безопасности России Этноконфессиональная ситуация в Северо-Кавказском регионе как угроза национальной безопасности России Этноконфессиональная ситуация в Северо-Кавказском регионе как угроза национальной безопасности России Этноконфессиональная ситуация в Северо-Кавказском регионе как угроза национальной безопасности России Этноконфессиональная ситуация в Северо-Кавказском регионе как угроза национальной безопасности России Этноконфессиональная ситуация в Северо-Кавказском регионе как угроза национальной безопасности России Этноконфессиональная ситуация в Северо-Кавказском регионе как угроза национальной безопасности России Этноконфессиональная ситуация в Северо-Кавказском регионе как угроза национальной безопасности России
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Лукьянов Алексей Григорьевич. Этноконфессиональная ситуация в Северо-Кавказском регионе как угроза национальной безопасности России : 23.00.02 Лукьянов, Алексей Григорьевич Этноконфессиональная ситуация в Северо-Кавказском регионе как угроза национальной безопасности России (Философско-политологический анализ) : Дис. ... канд. полит. наук : 23.00.02 Москва, 2004 199 с. РГБ ОД, 61:04-23/253

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования религиозного фактора и этнополитических процессов ...18.

1.1. Религиозный фактор как социальное явление: сущность, содержание, функции 18

1.2. Этнополитика как феномен общественной жизни 36

1.3. Взаимосвязь религиозного фактора и этнополитических процессов на Северном Кавказе 56

Глава 2. Основные направления учета этноконфессиональной ситуации на Северном Кавказе в интересах обеспечения национальной безопасности Российской Федерации 78.

2.1. Особенности религиозно-политической ситуации в Северо-Кавказском регионе 78.

2.2. Специфика этнополитической ситуации на Северном Кавказе 110.

2.3. Приоритетные направления совершенствования национальной политики России на Северном Кавказе с учетом воздействия этноконфессионального фактора 129.

Заключение 161.

Список литературы 170.

Приложение 178.

Введение к работе

События последнего десятилетия со всей очевидностью продемонстрировали значение Северо-Кавказского региона для Российской Федерации как стратегически важного, во многом определяющего состояние ее национальной безопасности и перспективы реализации национально-государственных интересов. Современное кризисное развитие внутриполитической обстановки на Северном Кавказе, комплекс неурегулированных межнациональных конфликтов, активизация экстремистских религиозно-политических сил, рост сепаратизма и непосредственно чеченский кризис оказывают значительное дестабилизирующее влияние на политические процессы как в самом регионе, так и в целом в Российской Федерации. Речь идет о комплексном влиянии факторов кризисного, деструктивного характера, определяющих Северный Кавказ одним из наиболее конфликтных и нестабильных регионов в составе России.

Среди факторов, играющих особую роль в дестабилизации обстановки на Северном Кавказе особое место занимают этнополитический и религиозный, которые взаимодействуя, создают этноконфессиональную ситуацию в регионе.

Актуальность диссертационного исследования обусловлена целым рядом объективных причин и обстоятельств.

Во-первых, значением для России Северного Кавказа в политическом, геополитическом, геостратегическом, экономическом планах. Его объективной вовлеченностью в сферу российских национальных интересов. Кроме того, важнейшее значение северокавказского региона определено его ролью в обеспечении военной безопасности Российского государства, который на протяжении столетий выполняет функции естественного военно-

У-"

оборонительного рубежа. В то же время регион, по существу, является "окном России в Азию", остается связывающим звеном с ведущими азиатскими государствами и необходимым компонентом черноморской, ближневосточной и центрально-азиатской политики Российского государства. На этом фоне

особую озабоченность вызывают интересы США, Турции, Саудовской Аравии к Северо-Кавказскому региону.

Во-вторых, этноконфессиональной ситуацией, сложившейся на Северном Кавказе. Несомненно, что рост национального самосознания и религиозной активности является не только компенсацией за разочарование в былой идеологии и политике «старшего брата», но и совершенно естественным процессом восстановления частично уничтоженных, частично деформированных при царском режиме и советской власти прежних ценностных проявлений. Кроме того, появление экстремистских взглядов в религиозной и национальной сферах - явление, ставшее следствием социально-экономического и политического кризиса в России, перехода от одной общественной системы к другой.

Наличие этнокультурного и конфессионального многообразия хотя и не является первопричиной противоречий и конфликтов на Северном Кавказе, тем не менее становится фоном, на котором эти конфликты разворачиваются.

Следует отметить, что в условиях повсеместно разбросанных по региону зон этноконфессионального пограничья само по себе взаимодействие идентичностей также может обострять отношения между различными этническими и религиозными общинами.

В-третьих, национальные и религиозные идеи и лозунги становятся инструментами политической интриги, и их сознательно используют практически все действующие на Северном Кавказе политические, национальные, религиозные объединения. Ко всему этому следует присовокупить то важное обстоятельство, что для обеих доминирующих на Северном Кавказе конфессий — православия и ислама (для него это особенно характерно - прим. автора) — не существует изначально жесткого деления мира на духовное и светское, что на практике приводит к их вмешательству в общественную и политическую жизнь.

В-четвертых, активизацией фактора этнокультурной идентичности как на государственном, так и на региональном уровне. Причем в обоих случаях —

идет ли речь о представителях большинства или меньшинств — он способствует формированию обостренного чувства обособленности от членов других этнических и конфессиональных сообществ, что конечно же негативно влияет на строительство, возрождение и оздоровление российского государства.

В-пятых, так как Северный Кавказ продолжает оставаться регионом традиционных стратегических интересов России, районом политического, военного и информационного противоборства со странами Запада и мусульманского Востока, то одной из весьма актуальных задач общественных наук и в первую очередь политологии и культурологии, является теоретическое осмысление процесса строительства национальных субъектов с новым содержанием, отвечающим сложившейся этноконфессиональной ситуации. В этой связи представляется чрезвычайно важным корректное осмысление вопроса о том, каким образом, насколько продуктивно традиционный комплекс национальной политики России соответствует современным сферам общественного бытия на Северном Кавказе. Очевидно, оптимальным результатом могла бы стать выработка концепции национального развития Северного Кавказа.

В настоящее время со всей остротой ощущается недостаточная разработанность теоретических положений и практических рекомендаций по проведению национальной политики государства в условиях экстремистской деятельности отдельных националистических и религиозно-политических объединений на Северном Кавказе. Особенно данный пробел ощущается в условиях обострения этноконфессиональной ситуации в регионе.

Исходя из вышеизложенного, автор выдвинул гипотезу о нарастании и серьезной опасности этноконфессионального фактора для национальной безопасности России на Северном Кавказе, в условиях обострения религиозной и этнополитической ситуации и необходимости целенаправленной, адекватной деятельности государственных и общественных институтов по устранению этой угрозы.

Степень научной разработанности темы. За 90-е годы XX века накоплен и в достаточной степени осмыслен большой эмпирический материал по указанной проблеме. Вместе с тем разнообразие и темпы происходящих на Северном Кавказе трансформаций дают новый, зачастую весьма противоречивый материал, требующий как сиюминутного анализа, так и более глубокой рефлексии, вписывания его в общий контекст историко-культурной эволюции расположенных в регионе этнообществ. Работы по данной проблеме можно разбить на следующие группы.

Первую группу составляют монографии, диссертационные исследования, статьи периодической печати, посвященные актуальным методологическим проблемам теории наций и национальных отношений, как многогранному комплексному учению, в которых достаточно полно и всесторонне освещены проблемы этнополитики. К числу авторов, занимающихся указанными вопросами необходимо отнести Р.Г. Абдулатипова, С. Алексеева, Ю.В. Арутюняна, Ю.В. Бромлея, А.П. Бутенко, О. А. Белькова, В. И. Вдовина, О. Васильева, Г. Галиева, Л.Н. Гумилева, А.К. Гливаковского, А. Дробижеву, М.С. Джунусова, Б.Б. Жамсуева, В. Иорданского, П. Иванчишина, В.Н. Иванова, В.И. Козлова, И. Кленова, МИ. Кулиниченко, Г. С. Котанджяна, И.Н. Маркова, Н.В. Миронова, Т. Мурзаева, Н.И. Никулина, Н. Новосадова, Э.А. Позднякова, В.П. Суставова, Т. В. Таболину, Г.Т. Тавадова, В.Тишкова, В.М. Шевцова, Э.Ю. Юсупова1 и др. Наряду с тем, что некоторые работы отражают политические

1 См.: Абдулатипов Р.Г. Человек. Нация. Общество. - М., 1991 г.; Национальный вопрос и власть //Народ. Депутат, 1992, № 3; Принципы национальной политики. - М., 1994 г; Алексеев С. Место этнических традиций в цивилизационном процессе. - М., 1996; Арутюнян Ю.В., Дробижева Л.М. Русские в распадающемся Союзе //Отечественная история, 1992, № 3; Бромлей Ю.В. Этносоциальные процессы в СССР. - М., 1986 г.; Опыт типологизации этнических общностей //Сов. этнография, 1972. - № 5; Бутенко А.П. Тоталитаризм в России и пути его преодоления //Соц-полит. журнал, 1994, № 11-12; Бельков О.А. Этнополитические факторы военной опасности//Военная мысль, 1993, .№7; Вдовин ВИ. Этнополитика и формирование новой государственности в России //Кентавр, 1994.Октябрь; , Марков Н.Н. Государственная национальная политика России на Северном Кавказе (философско-политологический анализ). - Автореф. диссерт. канд. полит, наук. - М.: АФПС РФ, 2001. - 24 с; Мурзаев Т. Северный Кавказ в поисках региональной идеологии. - М.,

аспекты национальных отношений внутри бывшего Союза и между народами разных государств (Р.Г.Абдулатипов, Г.Т. Тавадов, Ю.В. Арутюнян, В.П. Суставов), отдельные работы написаны с позиций решенности проблем национальных отношений, идеологизированы и не исследуют реальные процессы в области национальной политики (М.С.Джунусов, М.И. Кулиниченко, Э.Ю. Юсупов).

Несмотря на солидный список исследований проблем теории наций и национальных отношений и значительные достижения в этой области, некоторые важные их аспекты пока ещё разработаны недостаточно и требуют своего научно-теоретического осмысления и дальнейшего изучения. Речь, прежде всего, идет о недостатке работ философско-политологического характера, в которых бы освещались проблемы национальной политики России на Северном Кавказе в условиях обострения этноконфессиональной ситуации.

1994; Галиев Г. Проблемы социальной технологии преодоления межнациональных конфликтов и гармонии межнациональных отношений. - Уфа, 1997; Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера земли. - Л., 1990.; Гливаковский А.К. Национальная безопасность России и геополитика //Кентавр, 1991,октябрь-декабрь; Джунусов М.С. Общественный прогресс и национальные отношения. - Алма-Ата, 1976; Суверенитет: терминологизация и детерминологизация. Пагубность ложной стереотипизации суверенитета в массовом сознании. - М., 1997; Жамсуев Б.Б. Национальная политика современной России: становление и перспективы. — Дис.канд. политол. наук. - М., 1999 - 176с; Иорданский В. Этнос и нация // МЭ и МО, 1992 № 3; Иванчишин П. Общество. Государство. Власть. - М., 1994; Иванов В.Н. Межнациональные отношения в России: состояние и перспективы // Соц-полит. журнал № 4, 1993; Козлов В.И. Главный национальный вопрос в России вчера и сегодня //Этнополис, 1992, № 2; Клёнов И. ^геополитический конфликт: генезис, сущность, пути урегулирования. - М., 1996; Кулиниченко М.И. Нация и социальный прогресс. - М.: Мысль, 1983; Котанджян Г.С. Этнополитология консенсуса - конфликта. 1992; Миронов Н.В., Тавадов Г.Т. Федерация и национальные отношения в современных условиях //Соц-полит. журнал, 1994, № 7-8; Тишков В. Этнонационализм и новая Россия // Свободная мысль, 1992,.№4; Таболина Т.В. Зарубежная этнополитология о современных межнациональных отношениях в СССР. - М.,1991; Никулин Н.И. Национальная политика России. История и современность. — М., 1993; Новосадов Н. Конфликты в межэтнических и межнациональных отношениях. —Екатеринбург, 1995; Поздняков Э.А. Нация. Национализм. Национальные интересы. — М., 1994; Суставов В.П. Национальный вопрос в оборонном строительстве государства и коалиций государств. — М.: ГА ВС, 1992; Шевцов В.М. Этнополитика: сущность и содержание. - М.: ВУ, 2001; Юсупов Э.Ю. Национальные процессы в СССР. - М.: Наука, 1987 и др.

Вторую группу составляют научные работы, которые исследуют особенности проявления экстремизма, сепаратизма в различных сферах, в том числе и религиозной.1 Исследования данной группы раскрывают особенности проявления угроз в религиозной сфере.

Абазов Р., Василивецкий А., Пономарев В. (под редакцией А.Верховского). Ислам и политическая борьба в странах СНГ. -М.: Панорама, 1992; Абдулатипов Р.Г. Судьбы ислама в России. — М.: Мысль, 2002. — 317 с; Арестов В.Н. Религиозный экстремизм: содержание, причины и формы проявления. - Харьков, 1987. -147 с; Арухов З.С. Экстремизм в современном исламе. - Махачкала, 1999. — 162 с; Ахмедов А. Ислам в современной идейно-политической борьбе. - М.: Политиздат, 1985; Бакаев Ю.Н Религиозный фактор в истории России// Научные и методологические проблемы преподавания гуманитарных и социально-экономических дисциплин. - Хабаровск, 1998. - Вып.1 - С.32-38; Гараджа В. Политика и религия. - М.: Наука и религия, №3,1991.-С.2-3, №5.-С.2-3; Герейханов Г.П. Религиозная ситуация на Северном Кавказе и ее учет в управленческой деятельности органов и войск ФПС России (философско-политологический анализ): Автореф. канд. филос. наук. - М.: АФПС, 1999. - 20 с; Дорошенко Е.А. Шиитское духовенство в современном Иране. - М.: Наука, 1985; Ильин И.В. О терроре и терроризме: природа, сущность, причины, проявления // Информационный сборник «Безопасность». - 2001. - №7 - 12. - С. 312-342; Курбанов Г. Религия и политика террора. - Махачкала: «Народы Дагестана», 2002. - ПО с; Коровинов А.В. Исламский экстремизм в арабских странах. - М., 1990. - С.7-10; Крицкий Е.В. Религиозный фактор в этнополитической ситуации на Северном Кавказе //Религия и политика в современной России. - М., 1997. - С 39-46; Краснов М.П. Политический экстремизм - угроза государственности // Российская юстиция.-1999. - № 4. - С. 22-28; Лопаткин Р. А. Экстремизм религиозный // Политическая энциклопедия. - М.: Мысль, 2001. -Т.2. - С. 637-638; Малышева Д.Б. Религия и общественно-политическое развитие арабских и африканских стран. - М.: Наука, 1986; Мчедлов М. Религиозная ситуация в России: реалии, противоречия, прогнозы. - М.: Свободная мысль №5,1993.- С. 52-62; Непесов М.М. Современный терроризм: социальные истоки, цели, проявления. - М., 1984. - 63с. Организованный политический экстремизм // Российский монитор. - М., 1996. - Выпуск №7. С.29-43; Носков Ю.Г. Религиозный фактор в системе национальной безопасности. - М.: ВУ, 1997. - С.37,97; Нуруллаев А.А. Религиозный фактор в национальных процессах // Государственно-церковные отношения в России: Курс лекций. - М.:РАГС, 1994. -Ч. 1. — С. 100; Одинцов М.И. Государство и церковь: История взаимоотношений, 1917-1938 гг. - М.: Знание, 1991; Религия и политика в посткоммунистической России /Материалы «круглого стола»/Вопросы философии №7,1992.-С.6-33; Полонская Л.Р. Советский исламский фундаментализм: политический тупик или альтернатива развития // Азия и Африка сегодня. 1994, №1; Рагузин В. Роль религиозного фактора в межнациональных отношениях. - М.: РАГС, 1998, - С .28; Саидбаев Т.С. Политика и религия. - М.: Соц-политические науки, № 9, 1991.- С.45-53; Степаньянц М.Т. Мусульманские концепции в философии и политике. -М.: Наука, 1982; Филатов СБ. Католическая церковь и внешняя политика США //США: экономика, политика, идеология, № 5, 1984.-С.40-50; Филатов СБ. , Фурман Д.Е. Религия и политика в массовом сознании. - М.: Социолог. Исследования, №7, 1992.-СЗ-12; Шведов В. Религия и политика. - М: Межд.жизнь, №5, 1992.-С48-59.

Третья группа научных трудов сконцентрирована на исследовании сущности и содержания национальных интересов России вообще и их специфике применительно к условиям Северного Кавказа. Среди публикаций, посвященных данной проблематике, известны работы О.А. Белькова, И.В. Бочарникова, В.В. Барабина, Г.А. Горобцова, М.В. Гацко, М.А. Гареева, И.С. Даниленко, В.Д. Дзидзоева, П.М. Иванова, И.А. Климова, И.С. Моренова, С.А. Мелькова, В.В. Попова, В.И. Ремарчука, В.М. Родачина, Тихомирова Ю.А., В.М. Шевцова1 и др.

Среди исследований отечественных кавказоведов, акцентирующих внимание на военно-политической проблематике, следует выделить работы Б.

Бельков О.А. Влияние развития национальных отношений на совершенствование военной организации соц. Государства. - М., 1973.; Проблемы и пути военного обеспечения национальных интересов России /Круглый стол. Армия и общество //Полис, 1994. - № 4; Бочарников И.В. Военно-политические интересы России в Закавказье: исторический опыт и современность. Дисс. Канд. полит, наук. - М.: ВУ., 1996.; Барабин В.В. Военно-политическая деятельность государства в системе национальной безопасности (соц-филос. анализ). Дисс. ... доктора филос. наук. - М: ВУ., 1999; Горобцов Г.А. Социальный потенциал оборонной мощи соц. общества. -М., 1989.; Гацко М.В. Угрозы интересам национальной безопасности России и проблемы их предотвращения. Дисс. ...канд. филос. наук. - М.: В А им. Дзержинского, 1996.; Гареев М.А. Национальная безопасность России как теория и практика национальной и международной безопасности /Безопасность. Информационный сборник, 1993.; Даниленко И.С. Межнациональные отношения и Армия //Военная мысль, 1988. - № 12.; Дзидзоев В.Д. Национальная политика СССР, межнациональные отношения и национальные движения на Северном Кавказе: Дис....д-ра ист. наук. - Спб., 1992. - 446 с; Иванов П.М. Партия войны - Северный Кавказ. - Нальчик, 2000 г.; Климов И.А. Армия и политика. - М., 1980.; Мельков С.А. Военное содержание национальной политики государства в условиях реформирования российского общества. Дисс.... канд. филос. наук. -М.: ВУ, 1998.; Попов В.В. Государственная национальная политика России в XIX веке: Военно-исторический аспект на материалах Закавказья, Северного Кавказа и Средней Азии: Дис... д-ра ист. наук. - М., 1997. -340с; Ремарчук В.И. Межнациональные конфликты и их влияние на ВС. - М., 1994.; Родачин В.М. К вопросу о понятии, системном характере и системе национальных интересов России /в кн.: Анализ систем на пороге XXI века: материалы Международной конференции, том 4/. - М.: Интеллект, 1998; он же. Национальные интересы России и их защита в пограничном пространстве /в кн. Гуманитарные основы управленческой деятельности в войсках Пограничной службы России: Учебник в 2-х томах/. - М.: АФПС, 2000, т.1., ч.2., гл.6. - С. 255-272; Тихомиров Ю.А. Влияние геополитических факторов на пограничную политику РФ в Северо-Кавказском регионе. Дисс. ...канд. полит, наук. - М.: АФПС РФ, 2001. - 178 с; Шевцов В.М. Национальные отношения и их влияние на военный потенциал государства (на примере России). Дисс. ...доктора филос. наук. -М.: ВУ, 1997.

Гаджиева, П.Г. Буткова, Н.Ф. Дубровина, В.А. Потто, Р.А. Фадеева и др.1 Характерными чертами трудов и исследований, названных авторов является их фундаментальность и реалистичность в оценке исторических событий на Кавказе.

Четвертую группу работ составляют статьи, монографии, диссертационные работы зарубежных авторов, которые посвящены исследованию преимущественно конфликтных аспектов национальных движений при особом внимании к их социальной детерминированности, а также политической и идеологической практике2. Зарубежная библиография исследования военно-политических проблем Кавказского региона представлена работами Д. Бэдли, Д. Лэнга, Э. Фуллера и др.3

Анализ вышеперечисленных источников свидетельствует об огромном внимании ученых к проблеме этнополитики и религиозного экстремизма. Вместе с тем, в рассматриваемых работах мы не всегда находим конкретных предложений, направленных на достижение мира и согласия в Северо-Кавказском регионе, на обеспечение национальной безопасности и сохранение государственной целостности Российской Федерации.

Актуальность вышеперечисленных проблем, степень их научной разработанности и исследования позволило выделить объект, предмет, цель и задачи диссертационного исследования.

Бутков П.Г. Материалы для новой истории Кавказа. - Спб. 1869; Гаджиев Б. Шамиль. От Гимр до Медины. - Махачкала, 1992.; Дубровин Н.Ф. Обзор войн России от Петра Великого до наших дней. - Спб. 1885-1898; Смирнов Н.А. Политика России на Кавказе в XYI-XIX веках. - М.: Соцэкгиз, 1958; Потто В.А. Кавказская война. - Ставрополь: «Кавказский край», 1993; Фадеев Р.А. Шестьдесят лет Кавказской войны. - Тифлис, 1860; Фадеев А.В. Россия и Кавказ первой трети XIX века. - М.: изд. АН СССР, 1960.

2 См., Parenti М. Ethnic politise and the persistence of ethnic identification || The American
science review. 1967.; Rocket R Ethnic nationalities in the Soviet Union. New York, 1981.; Kotze
D/ Nationalism: A comparative Study. Cape Town, 1981 и др.

3 См.: Бэдли Д. Русское завоевание Кавказа (Baddeley J. The Russian conquest in
Caucasus. - London, 1908); Лэнг Д. Последние годы грузинской монархии 1658-1832. (Lang
D. The last years of the Georgian monarche 1658-1832, New York, 1957; Фуллер Э. Российская
стратегия в Закавказье после кончины СССР. / Россия и современный мир. - М.: ИНИОН. -
1995. -Вып.2. и др.

Объект исследования - сфера межнациональных и межконфессиональных отношений, этнополитических и религиозно-политических процессов на Северном Кавказе.

Предмет исследования - генезис этноконфессиональной ситуации, её сущность, содержание, разновидности и специфика, а также определение путей совершенствования деятельности государственных и общественных институтов в нейтрализации угроз национальной безопасности России в Северо-Кавказском регионе.

Цель исследования заключается в философско-политологическом анализе этнополитических, этноконфессиональных процессов в Северо-Кавказском регионе и выработке приоритетных направлений совершенствования национальной политики России на Северном Кавказе с учетом воздействия этноконфессионального фактора.

Для достижения этой цели в диссертации ставятся и решаются следующие задачи.

1. Осуществить теоретический анализ сущности, содержания
этноконфессиональной ситуации как объекта комплексного гуманитарного
исследования.

2. Выявить особенности религиозно-политической ситуации в Северо-
Кавказском регионе, тенденции её развития и угрозы, влияющие на
безопасность в религиозной сфере.

3. Определить специфику этнополитической ситуации на Северном
Кавказе, её влияние на национальную политику российского государства и
зависимость от динамики развития этносоциальной структуры и политической
ситуации в регионе.

4. Обосновать приоритетные направления совершенствования
национальной политики России на Северном Кавказе с учетом воздействия
этноконфессионального фактора.

Границы исследования определены временными рамками с 80-х годов XX века и ближайшими перспективами до 2010 года; философско-

политологическим аспектом анализа темы; пространственно-географическими пределами Северо-Кавказского региона Российской Федерации.

Теоретико-методологическую базу исследования составляют теоретические положения, вытекающие из общей теории политики и философии, экономики и права, конфликтологии, теории национальной безопасности; основные выводы и положения теории национальных отношений, содержащиеся в федеральных законах, Указах Президента и постановлениях Правительства Российской Федерации по вопросам национальной политики.

В процессе исследования в основу положен метод философско-политологического анализа общественных явлений и процессов в сочетании с философским и общенаучными методами, в том числе системного подхода и анализа, исторического, логического и статистического исследования, сравнения и обобщения, анализа и синтеза, монографического исследования.

Эмпирической базой диссертации послужили: социально-политические, этнорелигиозные, экономические и военные реалии, проявившиеся на Северном Кавказе; контент-анализ материалов отдельных периодических изданий; результаты и выводы научно-исследовательских работ; законы, постановления, указы исполнительной и законодательной власти по вопросам национальной политики; материалы конференций, съездов и форумов, посвященные проблемам религиозного и этнополитического развития на Северном Кавказе; литературные источники, публикации в периодической печати и информационные передачи в электронных СМИ, а также информация, полученная из всемирной компьютерной сети Internet; информационные системы и электронные базы данных правовой информации; личный опыт автора, долгие годы исследующего указанные проблемы.

Научная новизна исследования заключена в комплексном анализе сущности и содержания этноконфессиональной ситуации на Северном Кавказе как угрозы национальной безопасности Российской Федерации. В диссертации дана структура этноконфессиональной ситуации, формы её проявления,

взаимосвязь с другими общественными явлениями, разработаны основные направления противодействия угрозам национальной безопасности России с учетом этноконфессиональной ситуации в Северо-Кавказском регионе. На защиту выносятся следующие положения исследования:

1. Религиозный фактор остается сложным социальным явлением,
несмотря на научно-технический прогресс и достижения человечества. Он
активно детерминирует этнополитические процессы, в корне меняет
общественно-политическую обстановку на Северном Кавказе, воздействуя на
общество, политику, культуру, государственную власть, национальное
сознание народов. Всё это создает угрозы национальным интересам России в
регионе.

2. Изучение взаимоотношений государства с этническими группами,
показало, что последние часто испытывают неравенство в различных сферах
общественной жизни, особенно на Северном Кавказе. Данное обстоятельство
выдвигает на передний план необходимость изучения проблем этнополитики на
государственном уровне. В связи с чем предлагается авторское понимание
категории этнополитики. Этнополитика - это политическая деятельность
различных этносов, определяемая активностью политического режима,
состоянием социально-экономического строя, отношениями между ее
субъектами (этническими движениями, организациями, лидерами) и другими
социальными общностями, отражением ее духовной составляющей (культуры,
идеологии, психологии), а также правовым (или неправовым) полем в целях
достижения своих национальных интересов.

3. Особенностью, определяющей религиозно-политическую ситуацию на
Северном Кавказе, выступает активность процессов, происходящих в
христианском и мусульманском обществе. Взаимоотношения между
последователями этих конфессий строятся преимущественно в традиционно
доброжелательном, мирном, обоюдно терпимом мире. Однако, внутренние
процессы, происходящие в глубинах православия и ислама, характеризуются
крайне противоречивыми негативными тенденциями, в основе которых лежат:

расслоение, возникновение противоположных взглядов на те или иные догмы религии, возникновение новых религиозных объединений, нетерпимость к противоположной точке зрения и др.

  1. В силу целого ряда причин возникло новое геополитическое и геостратегическое положение Северного Кавказа, в результате чего в регионе сложилась необычная, по сравнению с другими регионами Российской Федерации, этнополитическая ситуация, которая имеет ярко выраженную специфику. Этнополитическая ситуация на Северном Кавказе представляет собой целостную систему общественных связей, включающую в себя экономические, политические, силовые, правовые, моральные, идеологические, психологические, территориальные, языковые и другие отношения, имеющие различные состояния.

  2. Анализ влияния этноконфессионального фактора на общественно-политическую и социально-экономическую обстановку в регионе предполагает выделение основных направлений совершенствования национальной политики России на Северном Кавказе. Среди них особое место отводится: совершенствованию нормативно-правовой базы развития национальных отношений; устранению причин межнациональных противоречий и конфликтов, условий и факторов обострения военно-политической напряженности в регионе; разработке и реализации действенной государственной программы социально-экономического развития; совершенствованию духовных и социокультурных основ межнациональных отношений в Северо-Кавказском регионе.

Практическая значимость результатов исследования заключается: во-первых, в том, что результаты исследования могут быть использованы в научных целях в рамках дальнейшей разработки проблем взаимоотношений «государства - религиозных объединений - общества», «государства -этнических групп - молодежи», «этнических групп - религиозных объединений - государства», «религиозных объединений - этнических объединений -экстремистских организаций; во-вторых, основные положения и выводы

диссертации могут быть использованы в проведении региональной национальной политики; в-третьих, исследование может представлять интерес в составлении учебных программ и тематических планов, разработки памяток, лекций, специальных курсов, методических рекомендаций по изучению проблем этнополитической и этноконфессиональной обстановки; в-четвертых, материалы диссертации могут быть использованы в деятельности основных институтов обеспечения безопасности Российской Федерации.

Достоверность научных результатов обеспечена методологической обоснованностью исходных позиций; совокупностью методов, адекватных целям, задачам и логике исследования; сопоставимостью полученных данных с практическим опытом и действительностью.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и выводы диссертации обсуждались на кафедре гуманитарных и социально-экономических дисциплин Пограничной академии ФСБ России, излагались на кафедре гуманитарных и социально-экономических дисциплин Московского экономико-правового института, на занятиях со студентами Института социально-экономического развития ЦФО, а также на различных конференциях, посвященных проблемам этнополитики и религии в 2003-2004 гг. (например, выступление на межвузовской конференции «Терроризм - угроза стабильности развития России». - МОСУ, 10.03.2004 г.).

Структура диссертации включает введение, две главы, заключение, список литературы и приложение.

Во введении обосновывается актуальность избранной темы, раскрывается степень её научной разработки, определяются объект и предмет исследования, гипотеза, цель и задачи, характеризуются методологические основы анализа решаемых задач, их теоретические и эмпирические источники, подчёркиваются научная новизна и практическая значимость исследования, формулируются положения, выносимые на защиту, отражается степень апробации полученных выводов и результатов.

В первой главе «Теоретико-методологические основы исследования

религиозного фактора и этнополитических процессов» изучается религиозный фактор и этнополитика как социальное явление, рассматриваются их сущность, содержание, функции. Исследование взаимосвязи религиозного фактора и этнополитических процессов позволяет определить феномен общественной жизни - этноконфессиональную ситуацию на Северном Кавказе.

Во второй главе «Основные направления учета этноконфессиональной ситуации на Северном Кавказе в интересах обеспечения национальной безопасности Российской Федерации» раскрывается природа, социально-философские и политические корни этноконфессиональной ситуации как общественного явления, её сущность, структурные и содержательные элементы, тенденции развития, роль в общественной жизни. Целостная характеристика религиозной ситуации на Северном Кавказе дополняется конкретизацией многообразия отдельных её проявлений. В главе с политологических позиций рассматривается этнополитическая ситуация в регионе, ее характерные черты. Обобщающий философско-политологический анализ этноконфессиональных факторов переосмысливает их значение для национальной безопасности юга России, позволяет предложить основные направления по совершенствованию ее национальной политики в Северо-Кавказском регионе.

В заключении диссертации сделаны обобщающие выводы по теме исследования, предложены практические рекомендации по учету специфики функционирования государственных и общественных организаций в сфере противодействия угроз, возникающих в результате активизации этноконфессионального фактора на Северном Кавказе.

В приложении изложен дополнительный материал, характеризующий процессы в религиозной и этнополитической сферах и на которые делаются ссылки в тексте диссертации.

Основные положения диссертации изложены в публикациях:

1. Лукьянов А.Г. Взаимосвязь религиозного фактора и этнополитических
процессов на Северном Кавказе /Научно-практическое пособие. - М.:
Пограничная академия ФСБ РФ, 2003. - 23 с. (1,0 печ. лист).

2. Лукьянов А.Г. Приоритетные направления совершенствования
национальной политики России на Северном Кавказе с учетом воздействия
этноконфессионального фактора /Научно-практическое пособие. - М.:
Пограничная академия ФСБ РФ, 2004. - 24 с. (1,0 печ. лист).

3. Лукьянов А.Г. Этноконфессиональная обстановка на Северном Кавказе
как источник террористической активности /Материалы конференции. -
МОСУ, 2004. - 12 с. (0,5 печ. листа).

Религиозный фактор как социальное явление: сущность, содержание, функции

Анализ общественной жизни России, как и большинства многонациональных и поликонфессиональных обществ и государств, показывает, что процесс возрождения религии зачастую связан с ростом конфликтности. В связи с этим, понятие «религиозный фактор» становится все более употребляемым в политологии, этнологии, философии, религиоведении, социологии, и др. науках. Активное использование этого понятия требует уяснения его сущности, содержания, формы существования.

Прежде всего, отметим, что свои рассуждения мы будем строить на богатом материале исследователей В. Рагузина, Н.И. Кареева, С.А. Войтовича, А.А. Нуруллаева, Ю.Г. Носкова, Г.П. Герейханова и др.

Анализ первоначального значения понятия «фактор» показывает, что нынешнее понимание его содержания трансформировалось. Достаточно сказать, что В. Даль дает следующие толкования слову «фактор»: «Фактор -комиссионер, исполнитель частных поручений; сводчик, кулак; в типографии: распорядитель всеми работами; в математике: множитель и вообще член, входящий в сложный вывод» 1.

Русский историк и социолог Н.И. Кареев в начале XX века в статье «Фактор» для энциклопедического словаря Ф.А. Брокгауза и И.А. Эфрона писал: «В историко-философской и социологической литературе слово Ф. употребляется в смысле движущих сил исторического процесса (Ф. цивилизации, Ф. прогресса и т.п.) или в смысле общих условий, среди которых этот процесс совершается. В первом смысле между историческими Ф. различаются культурные, экономические, политические и т.п., смотря по тому, какие человеческие интересы и потребности, страсти и стремления вызвали те или другие события или содействовали развитию того или иного процесса. Во втором смысле Ф. истории называют такие условия, как физические свойства страны (климат, почва и т.п.), та или другая ее населенность, расовые особенности народа и т.п. Вследствие обозначения одним и тем же словом и движущих сил, и общих условий происходит немало недоразумений в теоретическом отношении к историческому процессу»1.

Известно, что и социологи уделяют огромное внимание факторному анализу. Так, социолог С.А. Войтович дает следующее определение: «Фактор социальный - движущая сила развития общества; явление или процесс, обусловливающий те или иные социальные изменения. В основе выделения Ф.с. лежит такая связь социальных объектов, при которой одни из них (причины) при определенных условиях с необходимостью порождают другие социальные объекты или их свойства (следствия). В качестве Ф.с. выступает прежде всего деятельность людей, обусловливающая в конечном итоге все многообразие социальной жизни общества».

Политолог В. Рагузин считает, что слово «фактор» можно рассматривать как «общенаучное понятие, охватывающее целый ряд философских понятий, таких как причина, движущая сила, условия, обстоятельства, так или иначе детерминирующих процессы становления, развития, изменения тех или иных общественных явлений или заметно влияющих на них. Богатство и разнообразие содержания общенаучного понятия «фактор», отмеченные Н.И. Кареевым в начале века (т.е. в то время, когда оно еще только входило в категориальный аппарат общественных наук) как определенное неудобство в теоретическом отношении, в настоящее время, когда оно стало общеупотребительным, выглядят скорее как достоинства этого понятия, позволяющие одним словом охватить целый ряд однопорядковых явлений».

Взаимосвязь религиозного фактора и этнополитических процессов на Северном Кавказе

Рассмотрение столь сложного явления как взаимосвязь религиозного фактора с этнополитическими процессами на Северном Кавказе целесообразно начать с цитаты: «Этноэгоизм, этноцентризм и шовинизм, проявляющиеся в деятельности ряда общественных формирований, а также неконтролируемая миграция способствуют усилению национализма и регионального сепаратизма, религиозного экстремизма и создают благоприятные условия для возникновения конфликтов»1. Следовательно, этнический и религиозный экстремизм ставятся в один ряд как наиболее вероятные угрозы национальной безопасности России, что требует более детального изучения отношений между ними и особенно в Северо-Кавказском регионе.

Как мы уже отмечали религия, будучи специфической подсистемой общества, многообразными связями переплетена с другими компонентами общественной системы. Она является существенным и постоянно действующим фактором общественной жизни и проявляется посредством выполнения определенных социальных функций, через деятельность религиозных институтов, организаций, верующих масс. Для религий характерны как этносегрегирующая функция, ведущая к противопоставлению народов и последователей разных вероисповеданий, так и интегративная и регулятивная функции, которые позволяют устанавливать связи между единоверцами, поддерживать конфессиональную и этническую общность, регулировать поведение людей1. Эти функции на протяжении веков использовались для обеспечения целостности общества, ослабления существующих противоречий, улаживания межэтнических и других конфликтов.

Как показывает опыт истории, объединению людей самых различных национальностей, сближению народов, взаимовлиянию и взаимообогащению их культур, сглаживанию межнациональных противоречий способствовали такие мировые религии, как буддизм, христианство и ислам. Исторически усиление религиозного фактора совпадает с переломными этапами общественного развития, с периодами ломки старого уклада жизни и рождения нового, сопровождающимися социальными потрясениями, духовными кризисами, как общественного масштаба, так и на личностном уровне, вызванными утратой привычных ценностных ориентиров.

Именно такой период в своем развитии переживает сейчас российское, в том числе и северокавказское общество. Эта ситуация рождает общественный спрос на религию, усиливает социальные ожидания, обращенные к религиозным организациям.

С началом демократических преобразований масштабы влияния, роль и значение религии в обществе заметно расширились, возвысился их общественный престиж и авторитет, в результате чего религии стали существенным фактором общественного развития в современной России, особенно на Северном Кавказе1.

С одной стороны процесс реформирования социально-экономической и политической системы в России нормализовал государственно-конфессиональные отношения, а с другой стороны расширил поле деятельности религиозных объединений, позволив проводить пропаганду различных вероучений (в том числе экстремистского толка - прим. автора) в различных сферах общественной жизни. Это, в свою очередь, создало для религиозных объединений возможность активно влиять на различные стороны общественно-политической, социально-экономической, культурной, духовно-нравственной, милосердно-благотворительной сфер жизни общества, реализуя тем самым социальные функции религии и ее институтов.

Так как наши географические границы исследования определены Северным Кавказом, то есть необходимость ближе познакомиться с регионом. Северный Кавказ - это один из самых полиэтнических и поликонфессиональных регионов России, мира. Здесь проживают представители более ста народов, принадлежащих к различным языковым группам и исповедующим многие религии. Современный Северный Кавказ в конфессиональном плане -регион преимущественно исламский.

В 2001 г. в республиках Северного Кавказа насчитывались мусульманских организаций - 1499, из них: в Дагестане - 1099, Кабардино-Балкарии -130, Карачаево-Черкесии - 92, Чечне - 150, Ингушетии - 6, Адыгее -15, Северной Осетии - 7; культовых зданий - 2255, из них: в Дагестане - 1585, Чечне - 300, Кабардино-Балкарии - 130, Карачаево-Черкесии-108, Ингушетии -85, Адыгее-28, Северной Осетии-19. За последние десять лет в северокавказском регионе простроено 1322 мусульманских культовых здания, строится 39. Государством передано мусульманским организациям 486 и планируется передать 32 культовых здания1. Большая разница в количестве мусульманских организаций и культовых зданий объясняется наличием незарегистрированных мусульманских групп, пользующихся культовыми зданиями, а также молельных зданий и помещений, используемых не на постоянной основе, арендуемых и др.

Особенности религиозно-политической ситуации в Северо-Кавказском регионе

Как уже отмечалось в последние годы многие исследователи развернули полемику о месте и роли религии в общественной жизни. Исключения не составляют и ученые, занимающиеся вопросами влияния религии на общественные процессы в Северо-Кавказском регионе, среди которых В.В. Черноус, И.П. Добаев, К.М. Ханбабаев, В.Х. Акаев, И.М. Сампиев, М.П. Телякавов, З.С. Арухов, С.А. Воронцов, Г.П. Герейханов, И.С. Моренов и др. Используя источники указанных авторов и авторские наработки, попробуем определить специфику религиозно-политической ситуации в Северокавказском регионе и ее угрозу национальной безопасности.

Существуют несколько подходов в определении понятия «религиозная ситуация», среди которых - «Религиозная ситуация - вид социальной ситуации, зависящий от состояния сакральных и секулярных процессов в обществе, которые детерминируют религиозное сознание, отношения, деятельность, институты и направлены на достижение религиозно-политических целей в тот или иной период времени»1.

Будучи разновидностью религиозной ситуации, религиозно-политическая ситуация имеет с нею ряд общих черт. Она является следствием существующих социально-экономических, политических, идеологических, этнических, религиозных и других противоречий. Религиозно-политическая ситуация складывается в результате развития отношений между различными социальными слоями, группами, классами, партиями, нациями, государствами и коалициями, в результате столкновения их интересов и соответствующих действий, взаимодействий и противодействий религиозно-политических сил.

Вместе с тем религиозно-политическая ситуация имеет и свой специфический признак, то, что позволяет говорить именно о религиозно-политической ситуации. В ней значительную роль играют наличие политических задач, достижение которых предусматривает использование религиозной и даже военной силы, их количество, качество, размещение, прямое или косвенное использование как особого средства достижения политических цепей.

С учетом сказанного религиозно-политическую ситуацию молено определить как расстановку на определенный момент времени различных религиозных и политических сил, состояние отношений между ними, связанные с достижением политических интересов одной из сторон.

О серьезном отношении религиозных, общественных, политических и государственных организаций к вопросам, связанных с религиозно-политической ситуацией на Северном Кавказе свидетельствует множество конференций, посвященных данному вопросу, среди которых: научно-практическая конференция «Межрелигиозный мир и согласие как условие мирного будущего народов Северного Кавказа» в 1998 г; «Этноконфессиональные отношения на Северном Кавказе: единство и противоречия» 2001 г; Этноконфессиональные отношения как фактор общественной жизни народов Северного Кавказа» 2002 г; I-III Международные конгрессы по программе «Мир на Северном Кавказе через языки, образование, культуру» 1999-2002 гг.; «Северный Кавказ и Дагестан: этнополитическая ситуация и пути ее стабилизации» 2002 г. и др.

Географические границы исследования обязывают нас с геополитической позиции подойти к изучению религиозно-политических процессов в Северокавказском регионе. Несомненно, что в современных условиях все большую актуальность, вес и влияние приобретает региональный фактор.

Прослеживается четко выраженная тенденция к превращению регионализма в общемировую тенденцию, в контексте которой регионы начинают играть растущую роль в жизни различных стран и народов, а также в общемировых процессах в целом. Северокавказский регион примечателен тем, что в нем продолжается диалектический процесс взаимовлияния ислама «теоретического» и «бытового», «официального» и «народного», ортодоксального и с примесью экстремизма Кроме того, решение проблемы соотношения ислама единого и ислама регионального имеет важное научно-методологическое значение. В основе этого решения лежит признание того объективного фактора, что наряду с общеисламскими принципами, объединяющими весь мусульманский мир, существуют различные региональные формы бытия ислама, в том числе на Северном Кавказе.

Итак, Северный Кавказ представляет собой специфический регион, где сошлись ведущие мировые религии (христианство, ислам, буддизм), стороны света (Запад и Восток, Север и Юг), континенты (Европа и Азия). Он соседствует с Украиной, Болгарией и Румынией (через Черное море), Центральной Азией (через Каспий), Ираном, Турцией и далее с арабским миром. Регион имеет выход к трем морям — Каспийскому, Черному, Азовскому и располагает развитой транспортной сетью, являющейся составной частью транспортно-коммуникационной системы России. Здесь соприкасаются многие народы, культуры, конфессии, проживает множество народов и этнонациональных групп, имеющих друг к другу немало претензий территориального и иного характера. Можно сказать, что Северный Кавказ обладает своим особым обликом, своими специфическими особенностями, отличающими его от всех других регионов.

Северокавказский регион занимает 2,1% территории Российской Федерации, где проживает 11,8% населения страны. С военно-стратегической точки зрения значение Северного Кавказа для Российской Федерации определяется его выгодным геополитическим положением в контексте защиты ее стратегических и геополитических интересов, обеспечения политической и социально-экономической стабильности на южных рубежах, сохранения своего влияния в обширном регионе, охватывающем весь Кавказ, Средний и Ближний Восток, Центральную Азию .

Похожие диссертации на Этноконфессиональная ситуация в Северо-Кавказском регионе как угроза национальной безопасности России