Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Исламский радикализм на постсоветском пространстве: идеологические и организационные аспекты Егупов Александр Викторович

Исламский радикализм на постсоветском пространстве: идеологические и организационные аспекты
<
Исламский радикализм на постсоветском пространстве: идеологические и организационные аспекты Исламский радикализм на постсоветском пространстве: идеологические и организационные аспекты Исламский радикализм на постсоветском пространстве: идеологические и организационные аспекты Исламский радикализм на постсоветском пространстве: идеологические и организационные аспекты Исламский радикализм на постсоветском пространстве: идеологические и организационные аспекты Исламский радикализм на постсоветском пространстве: идеологические и организационные аспекты Исламский радикализм на постсоветском пространстве: идеологические и организационные аспекты Исламский радикализм на постсоветском пространстве: идеологические и организационные аспекты Исламский радикализм на постсоветском пространстве: идеологические и организационные аспекты
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Егупов Александр Викторович. Исламский радикализм на постсоветском пространстве: идеологические и организационные аспекты : Дис. ... канд. полит. наук : 23.00.02 : Краснодар, 2005 193 c. РГБ ОД, 61:05-23/148

Содержание к диссертации

Введение

1. Сущность современного исламского радикализма 16

1.1. Содержание понятия "исламский радикализм" варианты интерпретаций 16

1.2. Предпосылки возникновения и формы проявления исламского радикализма на постсоветском пространстве 41

2. Идеология исламского радикализма на постсоветском пространстве 61

2.1. Типологии идеологических течений исламского радикализма 61

2.2. Тенденции изменений идеологии исламского радикализма на постсоветском пространстве 80

3. Организационное строение радикальных исламских организаций в России 102

3.1. Радикальные исламские организации в контексте современных теорий организаций 102

3.2. Политическая активность радикальных исламских организаций на Северном Кавказе и

Центральной Азии: сравнительный анализ 126

Заключение 151

Библиографический список 160

Приложения 178

Введение к работе

Актуальность темы исследования. События современности заставили ученых и политиков искать объяснение радикальному исламу. Теоретическая интерпретация проблемы могла бы стать отправным пунктом для решения проблем, которые обострились во многих регионах мира - в Чечне и Дагестане, в Закавказье и Ферганской долине, в Поволжье и на Крымском полуострове, Таджикистане - везде, где ныне действуют движения, ориентированные на насильственные изменения в политической, социальной, экономической сфере сферах жизни, использующие радикальные действия и руководствующиеся определенными положениями, почерпнутыми в нормативном наследии ислама.

На рубеже XX - XXI столетий влияние ислама на политическую жизнь постсоветского пространства стало устойчивым фактором. Главными его причинами являются наличие многомиллионной общины верующих; осознание мусульманами своих специфических интересов; происходящие в мусульманских регионах, а также в зонах цивилизационных контактов конфликты; влияние зарубежья. За 1991 - 2004 гг. на постсоветском пространстве возникли исламские политические группировки, действующие как на международном, так и федеральном, региональном уровнях. Одни из них пытаются сотрудничать с властями, другие - выступают с радикально-оппозиционных позиций.

Обращение мусульман к своей традиционной культуре в поисках духовной опоры, стремление отстоять свою самобытность и свои многоплановые интересы обусловлены глубокими структурными изменениями в социально-политической и культурной жизни современного мира.

События последних лет в России (террористические акты в Москве и Волгодонске, захват заложников в «Норд-Осте» 2002 г. и, наконец, события в Беслане 2004 г.) подтверждают, что исламский радикализм, реально воздействует на политический процесс и серьезно дестабилизирует обстановку на постсоветском пространстве. Слабая эффективность

противодействия новым угрозам говорит не только о слабости государства (осознание чего и заставило Президента РФ В.В. Путина предложить ряд идей об усилении и централизации государственной власти), но и о необходимости переосмыслить научные знания о исламском радикализме.

Новый виток активности исламистских движений на постсоветском пространстве произошел при проведении военных действий стран НАТО в Афганистане и Ираке (2001-2005 гг.), что в значительной мере затронуло интересы стран Центральной Азии. Постсоветские общества и элиты еще только учатся выстраивать межконфессиональные отношения, пытаются определить свой курс в отношении мусульманского зарубежья. Ясно одно - в силу геополитического положения, особенностей истории и культуры исламский фактор будет оказывать устойчивое влияние на внутриполитическую ситуацию в России и на ее внешнюю политику.

Степень научной разработанности проблемы. Исламский радикализм является формой проявления как политических идеологий, так и политических организаций. Методологические основы анализа идеологических учений созданы в работах К. Маннгейма, 3. Баумана. Прикладной анализ политических идеологий современности проведен усилиями В.П. Макаренко, О.Ю. Малиновой, А.И. Соловьева, И.В. Кудряшовой.1 Организационные аспекты радикального ислама могут быть истолкованы в контексте общих теорий организации и политического институционализма (Дж. Гринберг, Р. Бэйрон, Д. Норт, Дж. Марч, Й. Ольсен).2

Исламский радикализм стал предметом изучения сразу после его возникновения. Ныне существующие радикальные исламские движения берут начало с образования в Египте в 1929 г. организации экстремистского толка «Братья-мусульмане». Тем не менее идейные основания радикализма

формировались на протяжении всего существования ислама как религиозной системы.

Вклад в изучение политических аспектов ислама внесли зарубежные исламоведы и востоковеды. Среди них - А.Массэ, Г.Э.Грюнебаум, Ф.Роузентал, Д.С.Тримингэм, М.Ходжсон, С.Х. Наср, С. Хантингтон3. В своих трудах они ставили цель - проследить историю развития ислама и его отдельных течений, выявить факторы религиозно-политических конфликтов, в том числе способствовавшие оформлению салафитской идеологии.

Российское исламоведение имеет давнюю историю и накопило солидные традиции. Его научные школы основаны еще до 1917 года и продолжены В.В.Бартольдом, М.А. Батунским, А.Е.Крымским. Их традиции и достижения развивали А.Е. Беляев, Л.Р.Полонская, Л.И. Медведко, А. Ахмедов. Наиболее важные труды по социальным и политическим аспектам ислама создали Г.М.Керимов, Т.С.Саидбаев, Т.М.Степанянц4. Основные усилия исследователей были сосредоточены на роли ислама в истории, философии и политической жизни зарубежного Востока. В их трудах также затрагиваются проблемы современной общественной мысли, социального и политического развития исламских стран.

Теоретические аспекты политического ислама являются составной частью исследований социологии религий и взаимодействий политики с конфессиональными учениями. Базовые работы по данным аспектам темы создали В.И. Гараджа, Т.С. Саидбаев, С.Б.Филатов, Л.Андреева. Применительно к исламу религиозно-политические взаимодействия изучены А.А. Игнатенко, З.И. Левиным, И.П. Добаевым. Они выявили

гносеологические, онтологические и психологические, социальные основания ислама, его отдельных направлений и течений.5

Политологи А.В. Малашенко, Д.Б. Малышева, Д.В. Микульский,6 рассматривают фундаментализм как теорию. Исламский радикализм, по их мнению, является практическим воплощением фундаментализма, то есть формой деятельности. В идеологическом отношении "классические" фундаменталистские организации выступают сегодня за "очищение" традиционного ислама. Они обвиняют в продажности официальных служителей культа, призывают к созданию "идеального" мусульманского общества, функционирующего согласно Корану, "неповрежденной" Сунне и законам шариата. Характерной чертой современного исламского фундаментализма можно считать то, что его сторонники внутри исламского движения борются против традиционалистов и модернистов.

В ряду современных отечественных ученых, исследовавших различные аспекты мусульманской цивилизации, исламского права, а также политических аспектов данной религии, можно назвать: Г.М.Керимова, Г.В.Милославского, Н.И. Кирея, Ю.Г. Смертина, А.В.Сагадеева.7 Ряд исследователей движения радикального ислама - А.Ю.Умнов, И.П.Добаев, Р.Г.Ланда указывают на особенности возрождения фундаментальных основ религии - теологические и политические. Если в первом случае речь идет о теории идеального исламского государства, то во втором следует говорить о борьбе фундаменталистов за захват власти насильственным путем и утверждение политической модели государства, основанной на шариате.

Наибольшую актуальность приобрели вопросы, связанные с распространением идеологии исламского радикализма на постсоветском пространстве. В отечественной и зарубежной востоковедной науке продолжается дискуссия о соотношении внутренних и внешних причин соединения ислама и политики. Российские исследователи, которые наиболее активно разрабатывают данную проблематику, (А.А.Игнатенко, Р.Г.Ланда, А.В.Малашенко, Л.Р.Сюкияйнен, И.В.Кудряшова и др.9), высказывают противоречивые точки зрения как на сам феномен исламского радикализма, так и на степень влияния внешнего фактора на радикализацию ислама в странах СНГ.

Исследователи З.С.Арухов, Н.В.Жданов, С.А.Мельков, К.И.Поляков10 изучают проблему современного исламского радикализма на различных уровнях (общероссийском, региональном). Они рассматривают тему применительно к одному из идеологических течений в исламе -фундаментализму. Эти авторы исследуют данную проблему на материалах той или иной страны мусульманского мира, а реже - на материалах регионов России и стран постсоветского пространства.

Социально-политические аспекты ислама в Северо-Кавказском регионе изучались еще в 1970-80-х гг. А.В.Авксентьев, Х.Б. Мамлеев проводили прикладные исследования ислама11. Публикации по современным политическим аспектам ислама на Северном Кавказе, принадлежат: Н.М.Емельяновой, В.О. Бобровникову, А.В. Кудрявцеву, А.А. Ярлыкапову, Э.Р. Кисриеву. Эти исследователи создали основы современных научных традиций познания политизированных форм ислама на Северном Кавказе. Ваххабизм на Северном Кавказе большинством авторов рассматривается как составная часть фундаментализма и как его более крайнее проявление — экстремизм. Однако против использования ваххабизма как термина-«страшилки» выступает ряд зарубежных политологов — М.Эткин, Э.Сиван, Д.Эспозито13, а также отечественные ученые — А.В. Малашенко, З.С. Арухов, Д.В. Макаров и другие14.

Исламский радикализм в странах Центральной Азии разносторонне изучен в работах: А.Алишевой, Б.М.Бабаджанова, Э.Мамытовой, Д.Назирова, А. Табышалиевой, О.А. Молдалиева.15 Данные авторы рассматривают динамику становления политического ислама на территории республик Центральной Азии.

Проблемы проявлений исламского радикализма на постсоветском пространстве, его воздействий на политические процессы до сих пор относятся к разряду малоизученных и нуждающихся в дополнительном изучении. В литературе по теме отсутствуют системные исследования идеологических и организационных аспектов исламского радикализма на Северном Кавказе во взаимосвязи с политическими процессами, происходящими в традиционных центрах исламского мира, в том числе в Центральной Азии.

Объектом исследования является исламский радикализм, под которым понимается совокупность идеологических взглядов, основывающихся на исламских учениях фундаменталистского толка, но догматизирующих их, а

также реализующихся в деятельности религиозно-политических организаций умеренно-радикального и ультрарадикального толка.

Предмет исследования - формы проявления идеологии и организационного строения исламского радикализма на постсоветском пространстве в контексте сравнительного анализа двух трансграничных регионов: Северного Кавказа и Центральной Азии.

Цель и задачи исследования - выявить идеологические и организационные аспекты исламского радикализма на постсоветском пространстве в их взаимосвязи.

Для достижения цели решаются следующие задачи:

- систематизировать интерпретации понятия «исламский радикализм» и дать его авторскую трактовку;

- выявить предпосылки возникновения и формы проявления исламского радикализма на постсоветском пространстве;

- проанализировать проблемы типологии идеологических течений исламского радикализма;

- раскрыть основные тенденции изменений идеологии исламского радикализма на постсоветском пространстве;

- определить организационное строение радикальных исламских организаций в контексте современных теорий организации;

- охарактеризовать цели, формы и средства политической активности радикальных исламских организаций на постсоветском пространстве.

Хронологические рамки исследования включают в себя период с конца 1980-х по 2004 гг. Определение начального рубежа связано с тем, что именно в это время происходит мобилизация оппозиционных движений, обретение исламским радикализмом влияния на Северном Кавказе и Центральной Азии. Циклическое возрастание и снижение роли исламского радикализма в различных регионах бывшего Советского Союза, происходящее по принципу «сообщающихся сосудов», является характерной чертой рассматриваемого периода.

Территориальные рамки исследования. В связи с тем, что исламский радикализм расширяет ареал своего влияния, рамки исследования

включают в себя регионы на постсоветском пространстве, где этот феномен имеет наиболее выраженный характер. Таковы Северный Кавказ и Центральная Азия, условия в которых оказались благодатными для развития исламских радикальных движений.

Теоретико-методологической основой диссертационного

исследования выступает системный подход. Он позволяет обеспечить максимально возможное полисистемное знание об объекте исследования. Исследуя влияние системообразующих принципов социума на религиозную ситуацию в районах распространения исламского радикализма, необходимо учитывать такую характерную особенность современного этапа развития, как усиление взаимосвязи, взаимозависимости разнообразных факторов и их комплексное влияние на процесс развития. Различные экономические, социальные, политические проблемы, возникающие перед обществом на глобальном, региональном и национально-государственном уровнях, не изолированы друг от друга.

Ключевые элементы исламского радикализма, идеологические и организационные аспекты - удачно аналогизируются с элементами модели политической системы Д. Истона, который рассматривал темпоральную характеристику развития системы в категориях "входа" и "выхода". Это и позволило рассматривать исламский радикализм как совокупность идеологических взглядов, основывающихся на исламских учениях фундаменталистского толка, но догматизирующих их, а также реализующихся в деятельности религиозно-политических организаций.

В диссертации использован цивилизационный метод исследования применительно к политическим институтам и идеологиям. Наиболее ценными в теоретическом отношении были работы А.Тойнби, П.А. Сорокина, С. Хантингтона, Б.С. Ерасова. Производными от теорий цивилизации являются концепции политической модернизации восточных обществ (Ш.Эйзенштадт, Г.Э. Грюнебаум, Дж. Коулмен, В.Г. Хорос).

С учетом быстрых изменений исламского радикализма в регионах на постсоветском пространстве в рамках системного подхода необходимо выделить системно-генетический аспект. Системно-генетический аспект

характеризуется большей ориентированностью на историзм рассмотрения исследуемого объекта. Применительно к исламскому радикализму в Центральной Азии и на Северном Кавказе это означает необходимость его рассмотрения в общей цепи связанных с ним исторических событий, а также учета перспектив будущего развития. Применение системно-генетического анализа в рамках системного подхода позволяет сконцентрироваться на гуманитарных аспектах исследования. Поскольку та или иная социальная общность окончательно не оформилась как система, постольку в ней сохраняют свое определяющее значение разного рода "случайности", связанные с проявлением многообразия поведения людей, сложностью мира человеческой культуры.

Также рассмотрен культурно-исторический аспект. Его значимость непосредственно для изучения исламского радикализма обусловлена достаточно большим национальным, культурным, религиозным своеобразием рассматриваемых регионов и тем, что процессы складывания общностей, конфессионального состава, формирования основ государственности идут одновременно с национальным, культурным и религиозным самоопределением регионов в сложных реалиях современного мира.

Необходимо также выделить историко-географический метод. Его содержание определяется влиянием географической среды на развитие исламского радикализма посредством специфики этнопсихологии, исторических циклов культурного самоопределения и развития.

В работе применяется сравнительный метод, позволивший сопоставить предпосылки развития исламского радикализма в рассматриваемых трансграничных регионах на постсоветском пространстве и определить организационное строение радикальных исламских организаций в контексте современных теорий организации.

Эмпирическая база диссертационной работы состоит из следующих видов документов, выделенных по общности происхождения, содержания и назначения.

1. Основные вероучительные источники ислама — Коран и Сунна Пророка, многочисленные труды мусульманских богословов (улемов) и

знатоков мусульманского права (факихов), приверженцев различных идейных направлений и течений. Данные источники могут использоваться как умеренными религиозными движениями, так и радикалами. Фундаментализм является одной из устойчивых тенденций, соперничающих в рамках исламской политической традиции с модернизмом.

2. Труды средневековых мусульманских богословов. Аль-Ашари разработал мусульманскую схоластическую теологию (калам), которую

1 (\ IT

дополнил и развил аль-Газали . Аш-Шахрастани исследовал мусульманские и другие религиозные и философские учения и секты древности и средневековья, в том числе школы греческой философии, гностицизма, языческие верования Средней Азии. Труды средневековых салафитских авторов: Ибн Ханбала, Ибн Таймийи, Аль-Кайима позволяют более отчетливо понять суть их расхождений с преобладающей традицией ислама.

3. Произведения политических деятелей (выступления, газетные и журнальные статьи, брошюры, интервью) характеризуют публичное обоснование идей и действий. Особенно важны работы С. Аль-Фаузан, А. Маудиди, С. Кутба, Р. Хомейни, М. Хатами и других авторов18. В частности, Р. Хомейни в 1971 издал свою основную работу - «Исламская власть», в которой выдвинул идею теократического государства во главе с высшим лидером, знатоком законов.

4. Публицистика (агитационные материалы, газетные и журнальные публикации) играет важную роль в формировании общественного мнения. Значение публицистики растет благодаря Интернету. Наиболее важную информацию по теме содержат сайты: Совета Муфтиев России, газеты «Дагестанская правда», газет «Ассалам», «Чеченское общество», «Северный Кавказ», Независимого исламского информационного канала, журналов: «Звезда Востока», «Мусульманский вестник», «Ислам для всех», «Нур-ул

Ислам» и сайта Кавказ-центр. Многие сообщения на этих сайтах ярко выражают идеи религиозного радикализма и экстремизма. Они позволяют проанализировать идеологические ценности и стиль аргументации, лозунги радикалов.

5. Статистические материалы (данные социологических опросов Фонда «Общественное мнение», материалы переписей населения в странах СНГ и зарубежного Востока) дают представления о численности и географическом размещении мусульманских общин в странах СНГ, о динамике общественного мнения в отношении ислама.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в следующем:

- выявлена сущность и специфика термина "исламский радикализм" и дано его рабочее определение;

- проведена типологизация идеологических течений исламского радикализма;

- установлены основные направления развития исламского радикализма на постсоветском пространстве за 1991 - 2004 гг.;

- проведен сравнительный анализ особенностей исламского радикализма на примере двух регионов: Северного Кавказа и Центральной Азии;

- раскрыто взаимовлияние идеологических течений и организационного строения радикальных исламских группировок;

- выявлена идеологическая и организационная специфика исламского радикализма на постсоветском пространстве.

Положения, выносимые на защиту: 1. В отечественной политической практике и научной традиции понятие "исламский радикализм" приобрело широкое смысловое значение, вобрав в себя черты фундаментализма, салафизма, ваххабизма и характеризуя собой различные компоненты: идеологические и организационные.

2. Исламский радикализм - это совокупность идеологических взглядов, основывающихся на исламских учениях фундаменталистского толка, но догматизирующих их, а также реализующихся в деятельности религиозно-политических организаций умеренно-радикального и ультрарадикального толка.

3. Северный Кавказ и Центральная Азия - одни из самых конфликтогенных регионов на постсоветском пространстве. Это объясняется тем, что помимо факторов напряжённости, характерных для всего постсоветского пространства, данные регионы обладают долгосрочными своеобразными чертами, обуславливающими вероятность насильственных конфликтов. Среди особенностей перечисленных регионов можно выделить этнические, религиозные, территориальные особенности.

4. Выбор типологии течений исламского радикализма должен сочетать такие индикаторы как идеологические взгляды, религиозные догматы, концепции и лозунги. Повседневные практики радикализма основаны на объективных социальных условиях в регионе и вместе с тем неразрывно связаны с социокультурными традициями, групповыми интересами, динамическими состояниями массового сознания.

5. Идеологические течения на Северном Кавказе подразделяются на: умеренно-радикальные, радикальные и ультрарадикальные; в Центральной Азии - умеренные, радикальные, ультрарадикальные. Исламский радикализм на постсоветском пространстве реализует националистические и сепаратистские устремления.

6. Исламский радикализм выражается в деятельности не только государств, но и элит, групп интересов, партий, движений, неправительственных организаций и т.д. Особенности радикальных исламских структур в контексте современных теорий организаций можно проследить, применив системный подход. Он позволяет выделить два варианта организаций как закрытые либо открытые системы. Во всем многообразии радикального исламского движения можно выделить два основных организационных направления: умеренно-радикальное (его можно

подразделить на формальный и открытый) и ультрарадикальное (неформальный и закрытый типы организаций).

Научно-теоретическая и практическая значимость диссертации определяется новизной поставленных проблем. Выводы и положения диссертационного исследования представляют интерес для научного осмысления политических идеологий, для анализа исламского радикализма в организационном и социологическом аспектах. Положения исследования могут быть учтены и использованы органами государственной власти для преодоления негативных последствий религиозного экстремизма. Материалы диссертации полезны для анализа и прогнозирования региональных политических процессов в районах распространения ислама. Материалы исследования могут применяться в учебном процессе по специальностям «Политология», «Философия», «Социология»: при чтении учебных курсов «Религиоведение», «Политика и религии», «Политическая конфликтология».

Апробация результатов исследования. Основные положения и выводы диссертации нашли отражение в 7 научных публикациях, изложены в выступлениях на Международной и 4 Всероссийских научных конференциях. Материалы диссертации применены автором при чтения лекций и проведении семинарских занятий по курсу «Религиоведение» на факультете управления Кубанского государственного университета, в разработке спецкурса «Терроризм и антитеррористические операции в регионе», а также при реализации гранта Фонда Дж. и К. Макартуров "Развитие социологической и конфликтологической сети на Кавказе" (2003-2004 гг.). Диссертация обсуждена на заседании кафедры политологии и политического управления Кубанского государственного университета и рекомендована к защите.

Структура диссертационной работы состоит из введения, трёх глав, заключения, библиографического списка, приложений.

Содержание понятия "исламский радикализм" варианты интерпретаций

В данном параграфе будет: а) предпринят анализ основных понятий "фундаментализм", "салафизм", "ваххабизм", "исламский радикализм", "исламский экстремизм" с целью выявления и описания их инструментально-аналитических характеристик; в свою очередь, это позволит: б) выяснить, что собой представляет термин "исламский радикализм", какие задачи позволяет решать введение данного определения, и в) какие аспекты политической реальности целесообразно изучать при помощи данного понятия.

Значительная часть человечества остается религиозным и религиозное мировоззрение для него является преобладающим. На языке религии верующие осознают и формулируют для себя социальные процессы и идеалы. Оценивая политические события, вырабатывая отношение к правящему режиму сотни миллионов людей руководствуются установками исповедуемой религии. В свое время Ж. Ж. Руссо заметил, что "самый сильный никогда не является достаточно сильным, чтобы подчинять, если не преобразует силу в право и повиновение в долг"20. Если на протяжении столетий политика превращала силу в право, то религия как раз способствовала преобразованию повиновения в долг (См. приложение 1).

Игнорирование мощного мобилизационного потенциала, которым располагают религии, слабое знание или незнание этнической психологии, путей и методов влияния религий на формирование этнонационального самосознания и межнациональных установок, характерные для многих политиков регионального и даже федерального масштаба, приводят к принятию неверных решений в сфере государственно-конфессиональных отношений, которые крайне отрицательно сказываются на этнонациональных контактах, способствуя обострению межэтнических противоречий.

Политический процесс может приводить к переменам в религиозной сфере. С другой стороны, внутрирелигиозные изменения и конфликты могут приводить к серьезным политическим последствиям. Примером первого порядка может служить история возникновения двух течений в исламе: шиизма и суннизма.

Необходимо разграничить основные понятия, такие как "фундаментализм", "салафизм", "ваххабизм", "исламский радикализм", "исламизм", "исламский экстремизм". В литературе все перечисленные понятия тесно переплетены и иногда отождествляются: фундаментализм -салафизм, салафизм - ваххабизм, исламский радикализм - исламизм, радикализм - экстремизм. На данном этапе исследования необходимо разграничить данные понятия, что позволит сконцентрировать внимание на объекте исследования. Начать рассмотрение предложенных определений необходимо с фундаментализма.

Фундаментализм - идея, согласно которой необходимо возвращение к некоему первоначальному, обычно сакральному тексту; он направлен главным образом не против современности, а против традиции, исказившей исходную идею. Его конкретные формы и проявления зависят от специфики культуры (например, исламский фундаментализм).

Фундаментализм - общественное, идеологическое, религиозное движения, провозглашающие приверженность исходным идеям, принципам, ценностям, определенных учений, доктрин, выдвигающие требования появившихся в ходе их развития извращений, уклонов, ересей и восстановления первоначальной чистоты, "возвращения к истинам". Он возникает в условиях кризиса какого-либо движения и, как правило, противостоит, в т.ч. насильственными средствами, процессу перемен, обновлению.

Само понятие "фундаментализм" первоначально применялось в США для характеристики ряда христианских групп, образованных ортодоксальными представителями евангелической церкви (преимущественно кальвинистами, пресвитерианами и баптистами) во второй половине XIX в., а затем антидарвинистов в ходе "обезьяньего процесса" в 20-е годы XX в.23. В 1909 — 1915 гг. увидели свет несколько выпусков бюллетеня "Основы" ("The Fundamentals"), которые "закрепили" это название. Лишь позже указанный термин стал употребляться западными исследователями при изучении ислама, иудаизма и других религий. Причем

зачастую он толковался очень широко — как возвращение к началам религиозно-цивилизационного единства, выведение религиозно-политических принципов из вечно священного текста. В наши дни данное понятие используют при описании теоретической и практической активности множества политико-религиозных движений и организаций — исламских, иудаистских, протестантских, католических, православных, индуистских, буддистских, которые действуют в Юго-Восточной и Центральной Азии, в Северной Африке и на Ближнем Востоке, в Европе и США. Размах процесса, вовлеченность в него государств и народов делают фундаментализм не только влиятельным фактором, но и субъектом политики.

Протестантский фундаментализм базируется на идущей от XVIII в. пуританско-консервативной традиции (признание абсолютной верности Священного Писания и восприятие библейских текстов как исторических фактов), а также на отношении к американскому государству как к "новому Израилю", от которого зависит спасение других народов. Протестантский фундаментализм широко распространен в США24, где миллионы его сторонников отстаивают исходные христианские ценности. Имеются также группы, исповедующие радикальный антисемитизм, например "христиане идентичности". Согласно их представлениям, мир делится на "потомков Адама" — белых людей, или "истинных израэлитов", и "детей сатаны" — евреев и прочих "нечистых".

Типологии идеологических течений исламского радикализма

В данном параграфе будут выявлены формы выражения исламского радикализма в идеологических принципах, ценностях, требованиях и лозунгах, интерпретированы взаимодействия данных элементов идеологии. Предстоит раскрыть степень корреляции между идеологическими принципами и их практическим воплощением. Во-первых, это позволит разобраться с такими употребляемыми понятиями, как традиционализм, фундаментализм, салафийя, ваххабизм; во-вторых, даст возможность определить их соотношение с распространенными политическими установками.

В средние века религия была господствующей формой идеологии. Политические и социальные течения принимали религиозную форму или прикрывались религиозной оболочкой. Поиски новых идеологических форм, новых идеологических посылок для выражения нового общественного содержания - дело сложное. Мелкие социально-политические движения были вынуждены довольствоваться старыми идеологическими прикрытиями. Чаще всего они использовали ту религию, которая была в наличии. Для истории мусульманских стран это было еще более характерно, чем для христианских.

В XXI в., как и в конце XX в., мировое сообщество пребывает на идеологическом распутье. Прежние доминантные идеологии истощились, но спрос на идеологии остается высоким, свидетельством чему являются продолжающиеся споры вокруг вечных вопросов, связанных с растущим неравенством, нестабильностью, организацией власти и безопасности мира. Технологический и функциональный подходы, модель рационального приспособления к среде не могут полностью заменить привычные идеальные структуры, так как лишают общество внутренней динамики и влекут за собой дегуманизацию общественной жизни. С другой стороны, в период радикальных социальных трансформаций, обострения социальных и политических проблем, сопровождающих процессы модернизации и глобализации, теряются ориентиры поведения и действия, основа, по определению К. Маннгейма, "для той интерпретации самого себя и мира, которая требуется даже при самом простом действии, основанном на каком-либо оценочном решении"64, и одновременно усиливаются приверженности первичным идентичностям: религиозным и этническим.

Основные тенденции в религиозном мировоззрении и идеологии нельзя рассматривать в отрыве от светской мысли и идеологии. При разрешении богословских вопросов, таких, например, как выработка тех или иных трактовок шариата, соотношение ханафитского и шафиитского мазхабов, роль в современном постсоветском обществе суфизма и других религиозных авторитетов, исламские лидеры манипулируют светскими социальными категориями.

Идеология - не только одна из организационных, регулятивных и контрольных систем, направляющих жизнь общества и человека, непосредственно связанная функционально политической системой общества, политическим режимом государства, политической этикой. Из исходных посылок идеологии, ее отношения к действительности, из воплощения идеологии реальных социальных, политических и других процессов, возникли представления о разных по содержанию и целям видах политической идеологии: прогрессивная, либеральная, революционная, консервативная, радикальная, реакционная, националистическая и т.д.65

Важно разобраться в идеологии исламского движения на постсоветском пространстве, в том, насколько оно органично вписывается в феномен политизации ислама во всем мусульманском мире.

Идеология присутствует во всех областях жизнедеятельности человека (в том числе и в религии). Важно отмечать не сам факт наличия идеологии в той или иной сфере жизнедеятельности, а определить её актуальность, характер, основные её цели, задачи, формы, направленность. При этом "идеологическая составляющая" должна быть созидающей, конструктивной, позитивной и т.д. Например, идеология "защиты прав человека". Идеология есть осознание людьми своих интересов, текущих выгод и более высоких, "смысложизненных" призваний, оценка с этих позиций всевозможных явлений природы и общества.

Практическая деятельность невозможна вне идеологии, вне политики (ценностные ориентиры и линия поведения есть у каждого активного участника событий), но при этом она (идеология) не должна сводиться к расстановке ценностных указателей и выдвижению политических требований. Человеческая практика по своей специфике сознательна, субъективна, пронизана принятием решений. Но она имеет и объективные закономерности, включая те, которые формируют характер самих идеологий, позволяющих этой практике продолжаться, изменяться без расстройства и хаоса общественной жизни.

Идеология - система взглядов и идей, в которых выражается отношение к той или иной действительности, взгляды, интересы, цели, намерения, умонастроения людей, классов, партий, субъектов политики и власти тех или иных эпох, поколений, общественных движений...

Исламская идеология на постсоветском пространстве представлена тремя направлениями - суфизмом (тарикатизмом), догматическим богословием, а также салафийей. На концептуальном уровне все три направления могут быть определены как более или менее организованный поток массового сознания и классифицированы как умерено-радикальные, радикальные и ультрарадикальные идеологические направления.

Два первых направления - суфийское и богословско-догматическое -взаимопереплетены и могут быть отнесены к умеренно-радикальным идеологиям. Что касается салафийи, то с одной стороны, она является оппонентом первых двух направлений, а с другой - некоторые наиболее образованные ее последователи не отвергают суфийских представлений. Данное направление в идеологическом плане относится к радикальному.

Радикальные исламские организации в контексте современных теорий организаций

В данном параграфе будут рассмотрены радикальные исламские организации в контексте современных теорий организации, выявлены особенностей организаций с позиций системного подхода, где на первом плане выступают: а) деление организации на подсистемы; б) вертикальные и горизонтальные связи организации. Исследование организаций возможно в двух направлениях, когда организация рассматривается как закрытая или как открытая система, по степени взаимодействия с внешней средой; а также как формальная или неформальная структура, в зависимости от характера ее взаимодействия с органами государственной власти. Сравнение схем, построенных на основе системного подхода, показывает, что при системном подходе основное внимание будет уделяться подсистемам организации и связям между отдельными системными единицами. На основании полученных результатов будут сделаны выводы о возможности типологизации исламских радикальных организаций.

Исламский радикализм существует не только как некая система представлений, но реализуется в деятельности конкретных мусульманских государств, партий, движений, групп и т.д. Деятельность радикальных исламских организаций обширна и многообразна. Исламисты используют весь арсенал имеющихся в их распоряжении средств и методов: от законных до противоправных, вплоть до террористических.

Сегодня исламские радикалы находятся у власти только в Иране и Судане. В 1996-2001 гг. Афганистаном управляли представители радикального движения «Талибан», в Турции исламисты входили в правительственную коалицию до конца июня 1997 г., а в Йемене - до мая 1997 г.

В других странах они действуют либо легально, либо нелегально, подвергаясь преследованиям со стороны правящих режимов, либо находятся на полулегальном положении. И везде, кроме Ирана и Судана, они находятся в оппозиции к правящим режимам, выступают их основными противниками.

Представляется необходимым определить особенности радикальных исламских организаций в контексте современных теорий организаций.

В современной научной литературе существует множество определений организации, из которых обычно выделяются концепция организации как рациональной системы или системы, направленной на достижение цели. В соответствии с точкой зрения одного из основоположников современной американской теории управления Ч. Барнарда109 организация — это такой вид кооперации людей, которая отличается от других социальных групп сознательностью, предсказуемостью и целенаправленностью. Барнард и его последователи в основном рассматривали совместные действия людей, их кооперацию, а уже потом необходимость достижения целей.

Другое направление лучше всего характеризует точка зрения теоретиков организации Д. Марча и Г Саймона, согласно которой организация — это сообщество взаимодействующих индивидов, являющееся самым распространенным в обществе и содержащее центральную координирующую систему. Высокая специфичность структуры и координация внутри организации отличают ее от диффузных и неупорядоченных связей между неорганизованными индивидами. Все это придает организации сходство с отдельным биологическим организмом.

Американские социологи П. Блау и У. Скотт представляют третье направление в определении организации111. В этом определении указывается основная, по их мнению, характеристика сложившейся организации — то, что она для достижения специфических целей должна быть формализована, т.е. обладать формальной структурой.

По мнению американского исследователя организаций А. Этциони, организации — это социальные объединения (или человеческие группы), сознательно конструируемые и реконструируемые для достижения специфических целей, характеризуемые сознательным членством в организации и сознательными действиями ее членов112.

Анализ этих направлений в определении организации позволяет выделить две специфические черты, отличающие организации от других видов социальных групп.

Во-первых, организации — это прежде всего социальные группы, ориентированные на достижение взаимосвязанных и специфических целей. Каждая организация целесообразна в том смысле, что действия ее членов определенным образом скоординированы для достижения общего для нее результата во вполне определенной области человеческой деятельности. Так, предприятие существует для обеспечения выпуска конкретной продукции, политическая партия — для реализации политической программы, больница — для лечения больных.

Во-вторых, организации — такие группы, которым свойственна высокая степень формализации их внутренней структуры в том смысле, что правила, регламентация, распорядок охватывают практически все сферы поведения ее членов. Эти правила ясно и точно сформулированы и охватывают все роли и ролевые связи, предписывают ролевые действия независимо от личностных качеств индивидов, занимающих те или иные позиции в структуре организации. Директор, его заместители и помощники или рядовые исполнители — все они подчинены правилам, определяющим их обязанности, взаимоотношения на службе и субординацию независимо от личностных качеств.

Представляется возможным в данном исследовании исходить из интернационистской модели организации. Начиная от Ч. Бернарда, далее у Г. Саймена, Дж. Марча, Дж. Миллера и других, организация рассматривается как система длительных взаимодействий между участниками. Причем индивиды вносят в организацию собственные ожидания и ценности, руководствуются своим представлением о ситуациях. Цели, структура организаций являются в некоторой мере продуктом этих взаимодействий (наряду с формальными). Наилучшим способом изучения в таком случае представляется системный анализ построения организации с учетом границ ее формализации и неформальных последствий внутригрупповых отношений.

Рассмотрим политических и религиозных субъектов данной системы. Здесь можно выделить две группы. К первой группе относятся формальные исламские структуры: муфтияты, общины, движения и объединения. Самыми большими формальными структурами являются исламские страны. Неформальные исламские организации (запрещенные экстремистские и террористические организации, незаконные вооруженные бандформирования) составляют вторую группу субъектов. Конкретные цели для каждой из этих групп будут различны, и зачастую диаметрально противоположны.

Похожие диссертации на Исламский радикализм на постсоветском пространстве: идеологические и организационные аспекты