Содержание к диссертации
Введение
Глава I. Политизация ислама 10
1.1. Фундаментализм в исламе 25
1.2. Исламское «возрождение» в Центральной Азии 39
Глава II. Исламский фактор в Республике Казахстан 79
2.1. Современная религиозная ситуация в Республике Казахстан 88
2.2. Государственная политика Республики Казахстан в сфере религии 101
Заключение 110
Библиография 115
Приложение на 15 листах
- Фундаментализм в исламе
- Исламское «возрождение» в Центральной Азии
- Современная религиозная ситуация в Республике Казахстан
Введение к работе
Актуальность темы исследования. Постсоветский период развития независимых государств Центральной Азии отмечен значительным усилением влияния религии на различные сферы общественной жизни, в том числе внешнюю и внутреннюю политику, а также резкой активизацией деятельности мусульманских религиозных организаций.
Свою роль играют и внешние факторы, включая географическую близость к Афганистану, Пакистану, Ирану, Турции, арабским странам.
Так называемая политизация ислама затронула все пять новых независимых государств, хотя степень ее влияния на политическую жизнь республик не одинакова.
Актуальность настоящего исследования вытекает из тесной взаимосвязи геополитического положения Центральной Азии, геостратегических интересов мировых держав в регионе. Это нашло отражение как во взаимодействии и в соперничестве различных политических сил в регионе, так и в специфике, определившей внешнеполитические курсы и ориентиры централь-ноазиатских государств.
Мусульманский мир является одним из основных центров влияния современности. Исламский фактор всё активнее воздействует на политику, экономику, международные отношения.
Под исламским фактором следует понимать два разнонаправленных процесса. Во-первых, проникновение ислама в политический сектор жизни общества, часто именуемый исламизацией; во-вторых, политику властей в самой стране в отношении мусульманской религии.
В свою очередь исламизации свойственны, как минимум две одновременно проявляющихся тенденции: возрождение ислама, как религии и использование исламской «оболочки» в качестве идеологии, которую различные экстремистские, террористические группировки взяли на вооружение в борьбе за власть.
Анализ конфессиональной ситуации в Центральной Азии вызван насущной необходимостью изучения перспектив развития региона.
Объектом настоящего диссертационного исследования является политизация ислама в современном политическом процессе. При этом особое внимание уделяется новым вызовам и угрозам.
Предмет исследования - это исламский фактор в Республике Казахстан, его влияние на политические, экономические, социальные процессы в Республике Казахстан.
Целью работы является изучение процессов в Центральной Азии, в контексте религиозно-конфессионального фактора в регионе в целом, и конкретно в Республике Казахстан.
Для достижения поставленной цели ставятся и решаются следующие научные задачи:
исследование значения исламского фактора в системе международных отношений;
анализ новой геополитической ситуации в Центральной Азии в условиях глобализации;
раскрытие значения региона в борьбе с международным терроризмом, религиозным экстремизмом.
разработка прогностических сценариев развития ситуации в цен-тральноазиатских государствах;
изучение современной религиозной ситуации в Республике Казахстан и тенденций её развития.
Степень научной разработанности проблемы. Историографический анализ рассматриваемой темы был сделан на основе изучения широкого круга работ казахстанских, российских и значительного объема зарубежной научной литературы.
Диссертант предлагает следующую классификацию источников:
Первую группу источников исследования составляют работы, в которых затрагиваются теоретико-методологические аспекты проблемы. Это исследования по геополитике, национальной безопасности, внешней и внутренней политике.
Они не только позволяют выработать методику исследования, но и дают общие ориентиры по процессам, идущим в мировых и региональных державах.
Ко второй группе примыкают труды общего характера, посвященные становлению суверенитета и задачам обеспечения безопасности Республики Казахстан.2
Бажанов Е.П. Актуальные проблемы международных отношений. М., 2001. Бажанов Е.П. Современный мир. М., 2004; Бурсов A.B. Россия - ЕС: принципы сотрудничества // Дипломатический ежегодник. М., 2001; Бурсов А.В. Русская Православная Церковь и партнерство России с ЕС // Религия и дипломатия // Материалы научной конференции. М., 2002; Гаджиев К.С. Введение в геополитику. М., 1998; Долгов К.М. Ислам и культурное взаимодействие Востока и Запада // Ислам и современные международные отношения // Материалы международной научной конференции. M., 2001; Долгов К.М. Религия, власть, политика, дипломатия // Религия и дипломатия // Материалы научной конференции. М., 2002; Донцов В.Е. Современные исламские движения и организации на Ближнем Востоке в системе международных отношений. М., 2001; Донцов В.Е. Некоторые аспекты взаимодействия ислама и современных международных отношений // Ислам и современные международные отношения // Материалы международной научной конференции. M., 2001; Жданов H.B. Исламская концепция миропорядка. M., 2003; Задохин А.Г. Россия и Евразия. М., 1998; Задохин А.Г. Внешняя политика России: национальное сознание, национальные интересы. М., 2002; Иванов И.С. Внешняя политика России и мир. М., 2000; Игнатенко А.А. Ислам и политика. М., 2004; Кадымов Г.Г. Ислам на евразийском пространстве // Ислам и современные международные отношения // Материалы международной научной конференции. М., 2001; Кадымов Г.Г. Зарождение субрегиональных структур «южного пояса» у России // Восток и Россия на рубеже 21 века. М., 1998; Ланда Р.Г. Политический ислам: предварительные итоги. М., 2005. Ли В.Ф. Теория международного прогнозирования. М., 2000; Мухаметшин Ф.М. Взгляд на исламский фундаментализм. М., 1998; Примаков Е.М. Мир после 11 сентября 2001г. и войны в Ираке // Дипломатический ежегодник. М., 2003; Прозорова Г.К. ОИК в системе современных международных отношений // Ислам и современные международные отношения // Материалы международной научной конференции. М., 2001; Рудов Г.А. Россия и Центральная Азия - вопросы сотрудничества и безопасности // Материалы международной конференции. М., 2003; Сюкияйнен Л.Р. Ислам на постсоветском пространстве: взгляд изнутри. М., 2001. Шестопал А.В. Многополярность и перспективы регионального полицентризма // Дипломатический ежегодник. М., 2001; Шутов А.Д. МИД России и страны СНГ (десятилетний опыт) // Дипломатический ежегодник. М., 2001; Шутов А.Д. «Союз четырех» как оптимальный поиск // Дипломатический ежегодник. М., 2003. 2 . Ертысбаев Е. Казахстан и Назарбаев: логика перемен. Астана, 2001; Мансуров T.A. Казахстан и Россия:
суверенизация, интеграция, опыт стратегического партнерства. М., 1997; Мансуров T.A. Казахстанско-российские отношения в эпоху перемен. М., 2001; Назарбаев H.A. В потоке истории. Алматы, 1999; Назарбаев H.A. Доклады, выступления, статьи. М., 1997; Назарбаев H.A. Критическое десятилетие. Алматы, 2003; Назарбаев Н.А. Стратегия трансформации общества и возрождения евразийской цивилизации. М., 2002; Нысанбаев А. Эволюция политической системы Казахстана. Алматы, 2001; Токаев К. Под стягом независимости: очерки о внешней политике Казахстана. Алматы, 1997; Токаев К. Внешняя политика Казахстана в условиях глобализации. Алматы, 2000.
Третью группу представляют исследования зарубежных, российских и отечественных исследователей, посвященные специфике гео- и внутриполи-тических, социально-экономических и иных процессов в Центральной Азии.
Внимательное изучение этой группы источников позволило автору не только провести анализ внутреннего развития Казахстана, но и увязать его с ситуацией в регионе в целом. Содержащийся в этих работах материал позволил диссертанту глубже вникнуть в предмет исследования, раскрыть поставленную цель и задачи диссертационной работы.
Таким образом, рассмотренные в диссертации источники и научные труды позволяют всесторонне изучить исламский фактор в Республике Казахстан и Центральной Азии.
Методологической основой диссертационного исследования является комплекс научных методов: статистический, аналитический, сравнительный, контент - анализ документов.
Carlton D. and Scharf L. International terrorism and world security. 1995; Cathbertson I. The new great game. London, 1996; Dugard J. International terrorism: problems of definition. L., 1994; Esposito J. The Islamic threat: myth or reality? NY, Oxford University Press, 1992; Malisie R. Islam in the world. Oxford University Press, New York, 1994; Mortimer E. Christianity and Islam. International Affairs, 1991; Sivan E . Radical Islam II Modern politics. New Hawen, 1995; Wilkinson P. Government and opposition. Three questions on terrorism. L., 1997; Afghanistan and Post-Soviet Central Asia: Prospects for Political Evolution and the Role of Islam. Washington D.C.: USIP, 1992; Ahrary M. and Beal J. The New Great Game in Muslim Central Asia. Washington D.C.: Institute for National Strategic Studies, National Defense University, 1996; Anderson J. The International Politics of Central Asia. Manchester Univ. Press, 1997; Crithchlow J. Islam in Soviet Central Asia: Renaissance or Revolution? //Religion in Communist Land. 1990. №3. 196-212p.; Olcott M. Central Asia's New States. Washington D.C., 1996; Huntington S. The Clash of Civilizations. Foreign Affairs, summer 1993; Charabagli R. Development Strategies for Central Asia in the 1990s in Search of Alternatives II Third world guart. L., 1994. Vol.15. № 15. P. 103-119; Central Asia and The World: Kazakhstan, Uzbekistan, Tadjikistan, Kyrgystan, Turkmenistan I Ed. by Mandelbaum II M., NY.: Council on foreign relation press. 1994. VIII. P.43; Central Asia II Current history. Philadelphia, 1994. Vol.38. №4. P.145; Nabi E. Ethnicity and Islam in Central Asia II Central Asia surrey. Abingdon, 1993. Vol.12. P.155; Акимбе-kob С. Афганский узел и проблемы безопасности Центральной Азии. Алматы, 2003; Бжезинский 3. Великая шахматная доска. М., 1999; Джекшенкулов А. Новые независимые государства Центральной Азии в мировом сообществе. М., 2000; Касенов У. Безопасность Центральной Азии. Алматы, 1998; Кривей, Е. Ислам в Центральной Азии. М., 1999; Кушкумбаев С. Центральная Азия на путях интеграции: геополитика, этнич-ность, безопасность. Алматы, 2002; Санаи М. Отношения Ирана с центральноазиатскими странами СНГ. М., 2002.
Научная новизна диссертации заключается в следующем:
Осуществлен комплексный анализ конфессионального фактора и его взаимосвязи с внутриполитическими, социально - экономическими процессами в Центральной Азии и конкретно в Казахстане.
Осмыслена роль и место центральноазиатского региона на новом этапе его развития.
Показано воздействие новых геополитических реалий на государства Центральной Азии.
Выявлены особенности и характер взаимоотношений Республики Казахстан с другими субъектами международного права в рамках двух- и многосторонних отношений.
Впервые вводится в научный оборот значительный объем документов и фактологический материал, полученный из ранее не публиковавшихся или не использованных источников.
Основные положения, выносимые на защиту:
В результате распада СССР и образования новых независимых государств, Центральная Азия вышла на авансцену геополитики. Вокруг возникшего «геополитического вакуума» разворачивается большая геостратегическая борьба. В регионе обострилась проблема распространения религиозного экстремизма. Существует угроза того, что при нарастании экономического и социального кризиса «исламисты» могут попытаться придти к власти. Ситуация в Афганистане и события в Кыргызстане, Узбекистане являются тревожным симптомом возможной эскалации напряженности в регионе.
Глобальными задачами мирового сообщества, на ближайшие годы, становятся, борьба с международным терроризмом, а также с наркотрафиком и незаконной торговлей оружием. В рамках решения этих задач Центральная Азия занимает важное геостратегическое положение.
Все пять государств центральноазиатского региона - это страны с преобладанием населения, исповедующего ислам. Этот фактор играет важную роль, особенно если учесть набирающую силу тенденцию религиозного
возрождения на территории бывшего СССР. Это обстоятельство, в частности, активно используется теми внешними силами, представляющими радикальный ислам, которые выступают за объединение всех, или, по крайней мере, большей части государств этого региона на основе ислама и создание «священного исламского государства».
4. Социально-экономическая составляющая - это один из важных факторов национальной безопасности государства. В республиках Центральной Азии предпринимаются меры, направленные на стабилизацию экономического положения и предотвращение дальнейшего падения жизненного уровня населения. Существующие проблемы в экономике и социальной сфере, порождают недовольство и оппозиционные настроения среди населения, что в свою очередь служит основой для распространения религиозного радикализма политической направленности.
Практическая значимость результатов диссертационного исследования обусловливается ее теоретическим и прикладным аспектами.
Результаты могут быть применены при дальнейшей разработке государственной политики Казахстана в области религии.
Собранные и систематизированные материалы могут быть использованы как учебное пособие для высших учебных заведений, по дисциплинам «современные международные отношения», «политические проблемы международных отношений и глобального развития», «регионоведение».
Информационную базу диссертации составляют официальные документы по проблемам внешней политики и национальной безопасности, документы министерств и ведомств, в силу своей специфики недоступных широкому кругу исследователей, а также данные официальной статистики, материалы международных конференций, послания Президента Казахстана.4
Государство и общество в странах постсоветского Востока: история, современность, перспективы // Материалы международной конференции. Алматы, 1999; Документы ООН А/С. 6/418; Ислам и национальная безопасность новых независимых государств Центральной Азии // Материалы международной конференции. Алматы, 2002; Ислам и проблемы безопасности стран Центральной Азии // Материалы международной конференции. Алматы, 2002; Конституция Республики Казахстан. Алматы, 2000; Материалы Министерства культуры, информации и общественного согласия Республики Казахстан; Материалы Совета по связям с
Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии, приложений.
Во введении определяются актуальность и новизна темы, предмет, цель и задачи диссертации, характеризуются теоретическая, методологическая, информационная базы исследования.
религиозными объединениями при Правительстве Республики Казахстан; О механизмах обеспечения межэтнической, межкультурной и межрелигиозной стабильности и согласия // Материалы межпарламентской конференции. Брюссель, 2005; Послание Генерального Секретаря ООН К. Аннана участникам Съезда мировых религий и традиционно-национальных религий; Послание Президента Республики Казахстан Назарбаева Н. народу Казахстана «Казахстан - 2030. Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев». Алматы, 1997; Послание Президента Республики Казахстан Назарбаева Н. народу Казахстана «Казахстан на пути ускоренной экономической, социальной и политической модернизации». Астана, 2005; Проблемы религиозного экстремизма в Центральной Азии // Материалы международной конференции. Алматы, 2001; Пути достижения межконфессионального согласия // Материалы республиканской научно-практической конференции. Алматы, 1999; Религия и общество: новые реалии. Материалы Национальной высшей школы государственного управления при Президенте Республики Казахстан. Алматы, 1997; Сборник документов по международному праву. Алматы, 1998.
Фундаментализм в исламе
Использование религиозного фактора приобретает особую актуальность в переломные периоды исторического развития тех или иных стран и регионов54. Как правило, когда речь идет о религиозном фундаментализме, то это не речь о какой-либо одной из мировых религий, а о политических движениях, использующих религию как средство достижения определенных целей.
Фундаментализм любой конфессии может при определенных условиях стать идеологической основой политизации религии и экстремизма55.
Так называемый исламский фундаментализм, как отмечает российский правовед Л.Р.Сюкияйнен56, представляет собой, прежде всего, политическое явление и не имеет прямого отношения к истокам ислама.
По сути, это использование политикой религии в преступных целях. Прилагательное «исламский» определяет лишь конфессиональную принадлежность фундаменталистов, уверенных в необходимости собственных действий.
В условиях усиления глобализации и вестернизации, феномен исламского фундаментализма стал одной из основных характеристик современности, в качестве ответной реакции на их негативные последствия.
Основной особенностью отношений власти и религии в последние три десятилетия становится конфликт с радикальным политическим исламом, являющийся рубежом, отделяющим ориентированных на социальное переустройство и модернизацию, от тех кто делает ставку на неоконсервативную реставрацию в духе мусульманской общины времен Пророка, а также использующих исламскую «оболочку» для проведения различных экстремистских и террористических акций. При этом в многочисленных публикациях последнего времени до сих пор не существует устойчивых общепринятых обозначений этого процесса.
Используемые в настоящее время термины - «фундаментализм», «радикализм», «исламизм», «ваххабизм» - часто путаются и не являются бесспорными. Сами мусульмане тех, кто проповедует реисламизацию по критериям «чистого», первоначального ислама, называют «ал-исламийюн» («исламисты»).
В исламе следует различать и исламизм, и фундаментализм и терроризм. Исламизм - это использование радикальной формы исламского фундаментализма для достижения политических целей. Крайним видом его проявления является терроризм57.
Фундаментализм, как понятие присущ любой религии - это обращение к духовным первоисточникам вероучения, происходящее при резком изменении условий жизни. Без него религия, как правило, вырождается и превраща ется в ширму для получения каких-либо материальных и политических выгод определенными лицами или группами .
Сами мусульмане называют это движение не фундаментализмом, а са-лафизмом - от выражения «ас-салат ас-салих» (праведные предки), то есть его сторонники должны во всех своих действиях, нормах и правилах следовать догматам первоначального ислама59.
Однако здесь следует помнить об относительной ограниченности положений, регулирующих все аспекты жизни мусульман: готовые правила поведения можно обнаружить не более чем в 300 аятах Корана и 500 хадисах.
Египетский юрист Мухаммад Сайд аль-Ашмави в книге «Политическии ислам» отмечает, что Коран «содержит только немногочисленные нормы, касающиеся отношений между людьми, и эти немногочисленные нормы не регулируют все отношения».
Конец «холодной войны», распад Советского Союза привели к «вакууму опасности»6 , что породило поиск новых врагов. Для одних врагом является экономический вызов, бросаемый Японией и Европейским Союзом. Для других таковым является исламский мир с более чем миллиардным населением, составляющим большинство в 50 странах мира и быстро растущее мусульманское меньшинство в Европе и Америке. Некоторые видят в исламе идеологическую альтернативу Западу, способную вытечь за национальные границы, и боятся, воспринимая его, как феномен, политически и культурно не совместимый с западным обществом, другие рассматривают ислам просто, как демографическую опасность62.
Почти по всем границам исламского мира идут войны или растет военная напряженность. Появилось понятие «исламской дуги нестабильности»63,
охватывающей огромный район Ближнего и Среднего Востока, Афганистан, Кашмир, некоторые бывшие советские республики Средней Азии и Закавказья.
В западном и постсоветском исламоведении, при анализе современных процессов реисламизации, почти как синонимы, употребляют термины: «исламский фундаментализм», «исламский терроризм», «радикальный ислам», «воинствующий ислам», «политический ислам», «чистый ислам».
Не только политики и публицисты, но даже исследователи порой путают эти понятия, не учитывают существующие между ними различия. Вместе с тем каждый из этих терминов имеет собственное смысловое содержание64.
Современный процесс исламского возрождения на постсоветском пространстве связан с фундаментализмом, понимаемым как возврат к истокам ислама. Времена пророка Мухаммеда фундаменталисты рассматривают как общественный идеал, которому присуща духовная и социальная гармония65.
С победой иранской революции и началом афганской войны в средствах массовой информации, как мировых, так и советских, появились словосочетания «исламский фундаментализм», «мусульманские фундаменталисты».
Исламское «возрождение» в Центральной Азии
В политической жизни постсоветского пространства роль ислама также становится все заметнее. В значительной степени этому способствовали ликвидация тотального государственного контроля над течением религиозной жизни, рост религиозности населения, стремление властей и оппозиционных сил к использованию ислама в своих политических интересах, влияние зарубежных исламских организаций104.
Этот регион характеризуется значительной степенью этноконфессио-нальной устойчивости и самодостаточности, который при определенных условиях может вывести народы Центральноазиатского региона на уровень формирования цивилизационной целостности, подобно цивилизациям Китая и Индии, также отличающихся полиэтничностью и поликонфессиональностью.
Ислам — один из основных системообразующих культурных и политических элементов Центральной Азии. Основная масса населения помимо национальной принадлежности, определяет себя представителями одной религии. Мусульманские народы бывшего Советского Союза, несмотря на антирелигиозную политику, сохранили религиозные традиции105.
Из общего числа населения Центральной Азии - это приблизительно 55 миллионов человек - свыше 40 миллионов принадлежит к мусульманской культуре. Большинство из них - сунниты. Шиитская община представлена мусульманами Туркменистана, исмаилитами проживающими в Горно-Бадахшанской области Таджикистана, в Ферганской долине есть община ваххабитов106.
Исламское возрождение в Центральной Азии само по себе, как явление не ново. В конце 70-х - начале 80-х годов прошлого века подобное происходило на Ближнем Востоке. Повышение роли исламского фактора в политиче ских процессах можно рассматривать как часть единого мирового процесса . Общественно-политические и религиозные силы, желающие воспользоваться возрождением ислама в центральноазиатских республиках в своих
интересах, можно подразделить на следующие группы:
1. представители бывшей местной партийной и государственной номенклатуры, стремятся использовать ислам в целях проникновения в новые политические структуры, укрепления своих пошатнувшихся позиций в структурах власти;
2. различные исламские движения, партии и организации, использующие исламские лозунги для достижения политических целей и захвата власти;
3. мусульманское духовенство, многие из них убеждены, что только возрождение ислама и возврат к ценностям мусульманской религии может помочь выйти из социально-экономического кризиса, в котором оказались республики.
Ислам в Центральной Азии имеет свои особенности, которые определяются историко-географическим фактором досоветского и советского периодов его развития.
В этом регионе два социокультурных полюса. Один - компактно сгруппированные оазисы с оседлым населением, где исламская религия имеет тысячелетнюю историю. Другой полюс - территории евразийских степей, где сложились традиции кочевников - скотоводов. В эти районы ислам пришел значительно позже.
До советского периода политико-культурная структура Центральной Азии уравновешивалась экономическими связями оседлого и кочевого населения в масштабах всего региона109.
В советский период национально-государственного размежевания мусульманское население оказалось в пяти республиках. Так, Ферганский оазис был поделен между Киргизией, Таджикистаном и Узбекистаном. Чашский (Шашский) оазис вошел в состав Узбекистана и Казахстана. Маверанахр -«то, что за рекой» - историческое название территории между Амударьей и Сырдарьей стал частью Туркменистана (восток и юго-восток), Узбекистана и Таджикистана (запад).
Несмотря на теперь уже устоявшуюся национально-государственную структуру Центральной Азии основная часть мусульман продолжает идентифицировать себя по отношению к историческим мусульманским ареалам, определенным образом, дистанцируясь от населения степных районов даже в рамках одного государства.
Сегодня наиболее интенсивные процессы исламского возрождения и исламской политической активизации происходят именно по перечисленным географическим и административно-территориальным «разломам».
Современная религиозная ситуация в Республике Казахстан
Созданная в Казахстане модель взаимоотношений государства и религиозных объединений, основана на демократических принципах уважения прав и свобод человека, балансе общественных и религиозных интересов, сотрудничества и стремления к взаимопониманию.
За годы независимости в Казахстане создана соответствующая нормативно-правовая база, обеспечивающая равенство прав и свобод всех граждан независимо от их религиозной и этнической принадлежности204.
Законодательство страны поощряет религиозное многообразие, не ограничивает потребности людей в стремлении следовать определенной вере. Всем религиозным объединениям предоставлены равные условия для деятельности.
Государство последовательно придерживается принципа защиты права граждан на свободу совести и вероисповедания. Подтверждением реального осуществления этого права, закрепленного Конституцией, является функционирование в стране 3259 религиозных объединений, представляющих свыше 40 конфессий и деноминаций.
Религиозным объединениям принадлежат 2369 культовых сооружений, из которых 1643 - мусульманские мечети, 229 - православные церкви и приходы, около 500 - католические, протестантские и другие церкви.
С каждым годом увеличивается число казахстанских паломников, совершающих хадж.
Самыми многочисленными религиозными направлениями по числу последователей, оказывающими доминирующее влияние на культурно-исторические традиции большинства населения страны, являются ислам и православие. Широко также представлены католицизм и протестантизм.
За последние годы значительно повысился их организационный уровень, усовершенствовалась структура управления. Подавляющее большинство мусульман объединены Духовным управлением мусульман Казахстана, православные — митрополичьим округом, включающим три епархиальных управления, католики - митрополией, протестанты - своими республиканскими и региональными центрами205.
Признавая, что религия является неотъемлемым элементом духовно-культурного возрождения народов Казахстана, Правительство уделяет пристальное внимание вопросам взаимодействия с религиозными объединениями.
При Правительстве действует Совет по связям с религиозными объединениями. Аналогичные Советы образованы при областных и городских акиматах. В ряде министерств и ведомств созданы отделы или подразделения, взаимодействующие с религиозными объединениями в рамках своей компетенции.
Радикальные изменения в общественном развитии в результате политических и социально-экономических преобразований, осуществляемых в стране за годы независимости, вызвали существенные изменения в сфере религиозных отношений.
В Казахстане религия отделена от государства, но не отделена от общества и религиозные организации участвуют в общественной жизни, способствуют укреплению мира и гражданского согласия206.
Стало привычным участие лидеров религиозных объединений в общественно-политических мероприятиях, возможность представлять интересы верующих на самом высоком уровне. Религиозные объединения вносят свой вклад в решение социальных проблем, проблем воспитания подрастающего поколения.
В стране установились в целом доверительные отношения между государством и религиозными объединениями. Руководители конфессий являются членами Ассамблеи народов Казахстана.
Отсутствие конфликтов и толерантность межрелигиозных отношений во многом определяются позицией взаимоуважения лидеров основных конфессий страны и целенаправленной работой центральных и местных органов государственной власти, Советов по связям с религиозными объединениями.
На протяжении двенадцати лет независимости Казахстана главным условием построения государственности, успешного проведения реформ была и остается политическая стабильность, основанная на гражданском мире и межнациональном согласии207. В Казахстане проживают свыше 100 этносов.
В Казахстане 35 этнических групп ассоциированы в соответствии с законом «Об общественных объединениях» в 470 национально-культурных объединения, входящих в Ассамблею народов Казахстана, институт, который призван отражать интересы этнических меньшинств и гармонизировать межэтнические отношения.