Введение к работе
Актуальность темы диссертационного исследования. В силу своего геополитического положения Северный Кавказ оказывает значительное влияние на политико-правовые процессы в современной Российской Федерации. На Северном Кавказе нет ни одной правовой или политической проблемы, в которой прямо или косвенно не присутствовал бы конфессиональный, исламский компонент И это объясняется тем, что большинство коренных этносов Северного Кавказа - мусульмане. Исторически так сложилось, что в данном регионе находится один из основных исламских центров России
Ислам - мировая монотеистическая религия - исторически на Северный Кавказ был привнесен извне За многовековую историю народы Северного Кавказа подвергались влиянию различных религиозных конфессий, пройдя своеобразный эволюционный путь от язычества к христианству, а затем к исламу
На сегодняшний день псевдоисламские институты являются орудием борьбы против России, однако нельзя не учитывать тот факт, что ислам может стать важным фактором стабильности на юге страны и залогом прогрессивного развития культуры и самосознания народов Северного Кавказа Привлечение ислама к решению государственно-правовых, политических, иных "мирских" вопросов нельзя считать искусственным В исламе нет жесткого деления на духовное и светское, он в большей степени социален и политичен. Так, политическая функция ислама обнаруживается на протяжении всей истории мусульманского мира
Значительные геополитические перемены, происходящие в последние десятилетия, заставляют по-новому взглянуть на роль ислама, который становится все более весомым фактором в мировой политике. Еще в конце 70-х - начале 80-х годов XX века так называемый "исламский бум"
способствовал политизации ислама и исламизации политики в мусульманских странах Одной из основных причин этого явления выступает тот факт, что ислам как целостная религиозная система претендует на всеобъемлющее регулирование всех сторон жизнедеятельности мусульман Этому способствуют исторически сложившиеся и закрепившиеся в общественном сознании представления о неразделенности в исламе религии и политики, духовного и светского, ислама и образа жизни мусульман в целом Во многих мусульманских странах существуют правительства, партии, движения и группировки, придающие исламским принципам политическое значение и стремящиеся перестроить общество в соответствии с исламскими идеалами
В настоящей работе предпринята попытка рассмотреть государственно-правовой аспект исламских традиций в развитии элит и этнократи-ческих политических режимов на Северном Кавказе. Средоточие религии, в нашем случае ислама, власти и этноса представляет на сегодняшний день немаловажный интерес в связи с тем, что оказывает существенное влияние на современную политику. Это немаловажно и актуально, потому что взаимодействие религиозных и этнократических тенденций в современном мире многократно усиливает их претензии на определяющее место в жизни своих народов и стран, а также порождает сложные и специфические явления, затрудняющие функционирование общественных отношений
Таким образом, актуальность выбранной темы состоит в том, что в настоящее время обостряется конфликт между государственно-правовыми и политическими процессами В условиях усиления миграционных процессов этот конфликт распространяется на территории многих ранее неисламских государств Обострение ситуации на Северном Кавказе - события в Беслане, Нальчике, Чечне - актуализировало проблему перспективного сохранения этнократий в республиках, их способность к модерниза-
ции и урегулированию межконфессиональных и внутриисламских отношений, поставило задачу концептуализации данной проблемы и выработки политико-правовых механизмов регулирования государственно-религиозных отношений в правовом поле.
Степень научной разработанности проблемы. Различным аспектам данной темы посвящено большое количество научных исследований. Политическая доктрина ислама рассматривается в работах исламских богословов Ибн Ханбала, Ибн Таймийи, Аль-Кайима, Аль-Иаудуди и др, а также в трудах таких ученых, как А. Мец, В В. Бартольд, А.В. Васильев, Л В. Васильев, Н В. Жданов, Ф.И. Хачим, 3 С Арухов, Л Р Сюкияйнен, А А. Игнатенко, А В. Малашенко и др.
Распространение ислама на Северном Кавказе и его влияния на властные отношения и правовую культуру горских народов проанализировали М А. Абдулаев, И П Добаев, А Р. Шихсаидов, К.М Хайбабев
Так, А Р. Шихсаидов реконструировал исламизацию Северного Кавказа в период раннего средневековья, М А. Абдулаев выявил влияние ислама на государственно-правовую мысль народов Дагестана; И П Добаев сделал акцент на институциализации исламского радикализма в различные периоды истории Северного Кавказа.
Отдельные характеристики этнократии, этнократических режимов были даны в работах Л.М. Дробижевой, А Г Здравомылова, Т.Д Мамсурова, М О Мнацаканяна, В А Тишкова, X Г. Тхагопсоева, В Филиппова и др
При анализе проблемы властных отношений В.Н. Иванов обращает внимание на этнократические тенденции, которые проявляют себя в процессе формирующегося российского федерализма, нередко осложняя поиск рациональных путей его развития и функционирования
Более глубоко исследовал понятие "этнократия" А.В. Лубский С его точки зрения, данное понятие пока является настолько амбивалентным, противоречивым, что возникает сомнение в возможности оперирования
им в научном анализе, тем более, оно, по его наблюдениям, как правило, используется в идеологическом словаре национализма.
Ж.Т Тощенко обращает внимание на то, что этнократия - власть не этноса, а этнической группы, захватившей власть в стране.
В.И Гараджа, З В Сикевич, Д И Фурман и др рассматривают взаимодействие этнического и религиозного в социальном или культурном контексте. Некоторые авторы в своих работах анализируют современные взаимоотношения этнонациональных проблем и религии. Среди них А Верховский, Е. Михайловская, Н Митрохин, М Прибыловский
Несмотря на большое количество литературы, детальное исследование отдельных аспектов проблемы, сравнительно мало издано работ, посвященных формированию этнократических элит и политических режимов на Северном Кавказе, роли в данном процессе исламских государственно-правовых традиций
Таким образом, роль этнонационализма и этноэтатизма в политико-правовых процессах на Северном Кавказе исследуется в социологических, политических, исторических трудах отечественных и зарубежных авторов Эти явления в их конкретной разработке сделали актуальным обращение ученых к понятийно-категориальному аппарату таких комплексных и междисциплинарных отраслей знания, как юридическая конфликтология, юридическая антропология, правовая этнология, конфликтологическая геополитика Однако в большинстве исследований подобного рода анализу подвергаются лишь отдельные аспекты государственно-правового регулирования этнополитических процессов, причем обычно в контексте общих проблем политологии и теории права В этой связи ощущается потребность в разработке локальных политико-правовых концепций, таких, например, как институционализация государственно-правовых феноменов в их связи с динамикой этнонационального самоопределения, которые должны способствовать выработке адекватных форм по-
строения отношений в рамках федерализма и конституционализма, переходу от их теоретического осмысления к созданию правовых методов регулирования и профилактики конфликтов. Недаром В.А. Тишков подчеркивает, что в России "необходима фундаментальная чистка правового поля, дабы обеспечить более корректное обращение с этнокультурной субстанцией"1
Цель и задачи диссертационного исследования. Цель - выявить влияние исламских государственно-правовых традиций на региональные политико-правовые процессы на Юге России, формирование в них этно-кратических режимов и динамику взаимодействия с ними
Для достижения цели диссертационного исследования потребовалось решить следующие задачи:
- проследить трансформацию политических и правовых функций
ислама и исламизма в современном мире,
определить специфику глокализации в возрождении исламских государственно-правовых традиций в России,
проанализировать соотношение этноэтатизма и исламских государственно-правовых традиций,
проследить динамику становления и эволюцию этнократических режимов в республиках на Северном Кавказе,
выявить формы этнократий и государственно-правовые исламские традиции в исламе на Северном Кавказе,
показать формы исламизма в политико-правовых процессах в республиках на Северном Кавказе
Объектом диссертационного исследования выступают традиции ислама в современных политико-правовых процессах на Северном Кавказе
' Тишков В А Этничность и право в современной России // Правовые аспекты этнических отношений в России М Деловая столица, 2004 С. 10
Предметом диссертационного исследования является исламский фактор в развитии региональных политико-правовых процессов на Северном Кавказе и функционировании этнократий
Методологическая основа диссертационного исследования. В
работе использовались системный, сравнительный, структурно-функциональный подходы, методы юридической этнологии и юридической конфликтологии Автор опирался на результаты анализа политико-правовых, социальных и религиозных изменений, общественных явлений, существующих в мусульманском мире. Применение указанных методов позволило определить специфику процессов, происходящих на Северном Кавказе, осуществить комплексный подход к решению данной проблемы
Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем
уточнено понятие политических и правовых функций ислама и исламизма в современном мире,
показано влияние роли глокализации в возрождении ислама на специфику проявления глокализации на Северном Кавказе,
критически осмысленно соотношение этноэтатизма и исламских государственно-правовых традиций,
определены основные этапы становления этнократий и политических режимов на Северном Кавказе;
выявлены и концептуализированы основные формы этнократий в контексте государственно-правовых традиций в исламе;
показаны формы проявления исламизма в политико-правовых процессах в республиках на Северном Кавказе
Основные положения, выносимые на защиту:
1. В настоящее время политико-правовая функция ислама становится ведущей и состоит в его адаптации к современным политико-правовым трансформациям, связанным с процессами модернизации и глобализации,
резкими переменами во всех сферах повседневной жизни, урбанизацией, изменениями политико-правовой структуры, размыванием традиционных ценностей
Политико-правовая функция исламизма в своей основе противостоит исламу - исламу модернизирующемуся, демократизирующемуся, либерализирующемуся, исламу секуляризирующемуся, то есть адаптирующемуся к изменяющейся политико-правовой реальности.
2. Глокализация - это сочетание глобальных и локальных факторов в развитии территорий. Исламские государственно-правовые традиции выступают фактором, определяющим специфику глокализации, т е локального своеобразия проявления модернизации и глобализации в политико-правовом процессе в республиках Северного Кавказа
3 Практически во всех республиках Северного Кавказа сложились этноклановые элиты, которые контролируют политические и правовые, экономические властные институты При наличии дефицита ресурсов это обостряет межэтнические и внутриэлитные противоречия и конфликты Властные элиты идеологически обосновывают исключительность титульных этносов в государственно-правовой сфере республик на основе этноэтатизма, который легитимирует этнизацию политических режимов, механизмов формирования и функционирования республиканских органов власти и управления. Ислам является систематизирующим элементом этнической идентичности и религиозной составляющей идеологии этноэтатизма.
4. Этнократии являются традиционными институтами для республик на Северном Кавказе.
Они обладают гибкими адаптационными возможностями, например, успешно приспособились после Кавказской войны (1817-1865) к социально-политической системе Российской империи
В советский период они мимикрировали под коммунистическую политику СССР и номенклатурные принципы формирования высшей бюрократии. В постсоветское время приняли демократичную форму, сохраняя при этом традиционный этноклановый механизм формирования.
5 Этнократии на Северном Кавказе представлены следующими ос
новными формами
авторитарная, использующая неформализованный симбиоз российских государственно-правовых институтов с исламскими государственно-правовыми традициями (Чеченская Республика),
согласительно-пропорциональная этноклановая система, одним из регуляторов которой выступает ислам (Дагестан),
умеренно-модернизированные этнократии, включающие ислам как дополнительный легитимирующий фактор (Ингушетия, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкессия, Адыгея)
6 Исламизм проявляется в республиках на Северном Кавказе в та
ких нелегальных политико-правовых процессах, как сепаратизм, экстре
мизм и терроризм Исламизм стремится к формированию параллельной
государственно-правовой системы на основе фундаменталистской трак
товки шариата, создания в перспективе исламского государства на Север
ном Кавказе Он выступает в качестве одного из вызовов национальной
безопасности и угрозы целостности России, требует выработки системы
идеологических, экономических, политико-правовых и силовых методов
его подавления и профилактики
Научно-теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы в процессе конституционного строительства в современной Российской Федерации и в ее республиках на Северном Кавказе
Обоснованные в работе выводы могут найти практическое применение в правоприменительной деятельности органов государственной власти, правоохранительных органов.
Материалы, представленные в нем, могут быть полезны при анализе проблем исламских государственно-правовых традиций в республиках на Северном Кавказе, определении их места в современном мировом процессе и при поисках путей разрешения религиозных политико-правовых конфликтов
Результаты данного исследования могут быть использованы в учебном процессе при чтении учебных курсов и спецкурсов по юридической антропологии, теории государства и права, политологии, истории политических учений, политической идеологии, исламоведению, конфликтологии и т д.
Апробация результатов исследования. Диссертация обсуждена на кафедре государственно-правовых и политико-философских дисциплин Ростовского юридического института МВД РФ Основные положения исследования апробированы в докладах на международных, всероссийских и межвузовских конференциях, "круглых столах" и нашли отражение в 11 публикациях автора, три из которых опубликованы в изданиях Перечня ВАК Минобрнауки России
Структура диссертации. Поставленная цель, предмет, объект и задачи исследования предопределили структуру работы Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих шесть параграфов, заключения и списка литературы