Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование межнационального согласия в Республике Саха (Якутия) Топорков Владимир Васильевич

Формирование межнационального согласия в Республике Саха (Якутия)
<
Формирование межнационального согласия в Республике Саха (Якутия) Формирование межнационального согласия в Республике Саха (Якутия) Формирование межнационального согласия в Республике Саха (Якутия) Формирование межнационального согласия в Республике Саха (Якутия) Формирование межнационального согласия в Республике Саха (Якутия) Формирование межнационального согласия в Республике Саха (Якутия) Формирование межнационального согласия в Республике Саха (Якутия) Формирование межнационального согласия в Республике Саха (Якутия) Формирование межнационального согласия в Республике Саха (Якутия)
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Топорков Владимир Васильевич. Формирование межнационального согласия в Республике Саха (Якутия) : Дис. ... канд. политол. наук : 23.00.02 Москва, 1997 161 с. РГБ ОД, 61:98-23/39-0

Содержание к диссертации

Введение

Глава первая. Теоретические и практические вопросы формирования межнационального согласия 20 - 76

1. Сущность нации, национальных отношений и межнационального согласия 20 - 36

2. Этнические и этнодем о графические факторы формирования межнационального согласия в Якутии 37 - 54

3. Двуязычие в становлении межнационального согласия 55-76

Глава вторая. Деятельность государственных органов и общественных объединений по формированию и укреплению межнационального согласия в Республике Саха (Якутия) 77 - 149

I, Деятельность государственных органов республики по регулированию межнациональных отношений 77 - 109

2. Роль общественных объединений и движений в консолидации народов Якутии, формировании межнационального согласия 110 - 131

3. Состояние массового сознания как фактора межнационального согласия, государственной

национальной политики 132 - 145

Заключение 146 149

Список литературы 150 - 161

Введение к работе

Актуальность исследования определяется тем, что Российская Федерация - многонациональное государство, в котором живет более 130 народов, обладающих своей спецификой, социально-профессиональной структурой, особенностями хозяйственной деятельности, языком, самобытностью материальной и духовной культуры. Преобладающее большинство народов на протяжении веков сложились как этнические общности на территории России и в этом смысле являются ее коренными народами. Все коренные народы имеют национальную государственность в той или иной форме.

Вместе с тем, характерной особенностью является дисперсное проживание многих народов на территории различных республик, краев, областей и округов Российской Федерации. По существу, большинство субъектов Российской Федерации в настоящее время являются многонациональными по составу населения. Многонациональность республик и других субъектов федерации - явление прогрессивное, позитивное. Она благоприятствует обмену достижениями народов в материальной и духовной сфере, лучшему взаимопониманию людей разных национальностей, а это в свою очередь ведет к сближению народов.

Следует отметить, что в последние годы этнополитическая ситуация в Российской Федерации характеризуется известным напряжением и остротой. Непосредственное влияние на сложные процессы в межнациональных отношениях оказывает целый ряд объективно складывающихся тенденций и противоречий: а) между стремлением каждого народа к самоорганизации, самоутверждению и объективными процессами интеграции общества в целом; б) между повышением самостоятельности субъектов Российской Федерации и объективной потребностью сохранения и упрочения общероссийской государственности в интересах всех народов; в) между всевозрастающим интересом к этнической самобытности и исторически сложившейся духовной общностью народов России.

К регионам, где возможность возникновения напряженности на этнической почве и конфликтогенность высока, в первую очередь, относятся: территории, непосредственно прилегающие к границе с государствами, где происходят гражданские и межэтнические конфликты; места сосредоточения и расселения беженцев и вынужденных переселенцев; территории со сложной экологической обстановкой, создающей угрозу разрушения жизненной среды обитания народов.

На этнополитическую ситуацию в стране оказывают непосредственное воздействие: социально-экономические трудности и ослабление хозяйственных связей между регионами; нарушение прав человека в соблюдении единых стандартов в реализации социальных благ, в том числе по этническим признакам; усиливающаяся тенденция к росту безработицы, особенно в районах Севера и других отдаленных местах.

Принятие Конституции Российской Федерации, подписание Федеративного договора и ряда договоров между федеральными органами власти и органами власти субъектов Российской Федерации о разграничении полномочий снизили в определенной степени остроту напряженности в межнациональных отношениях.

Республика Саха (Якутия) - субъект Российской Федерации. В сентябре 1990 г. Якутия провозгласила Декларацию о государственном суверенитете. Вслед за этим историческим документом, бьш подписан Федеративный Договор, принята Конституция Республики Саха (Якутия). Все это определило становление и развитие основ государственности

Республики Саха (Якутия), принципиально отличной от провозглашенной в 1922 г. и принесшей очевидные результаты. Становление государственности Республики Саха (Якутия) проходит в условиях новой этнической ситуации. По данным последней переписи в республике проживают 106 этносов, из которых около 80 - ее постоянные жители. В современных политических и экономических условиях создается новая полиэтническая общность - якутяне, а источником власти на всей территории Республики Саха (Якутия), носителем государственного суверенитета согласно Конституции Республики Саха (Якутия) является ее многонациональный народ.

Качественное содержание современного социально-экономического, политического и духовного развития создает благоприятные предпосылки для формирования таких отношений между людьми и народами, при которых будет стабильно обеспечен прогресс во всех сферах жизни. Однако это не означает, что в республике развитие межнациональных отношений идет гладко, без преодоления противоречий и проблем. Как в целом по России, в Республике Саха (Якутия) имеются трудности и нерешенные проблемы в сложнейшей сфере человеческих отношений этнонациональной. Это во многом обусловлено и тем обстоятельством, что государственная национальная политика не является приоритетной, а многие из ее положений остаются декларированными.

В 90-е годы расширился круг проблем, касающихся национальных отношений, исследуемых российскими учеными. Научная мысль стала раскованной, многие ученые отошли от прежних догматических представлений, установок, перестали приукрашивать действительность, затронули многие, ранее запретные темы, более объективно рассматривают реалии национальной сферы. Были опубликованы многочисленные монографии, брошюры, статьи, в которых во многом по-новому ставились и освещались проблемы национальной политики и межнациональных отношений. Внимание в основном было сосредоточено на кризисных явлениях в национальных отношениях: сепаратистских тенденциях, распаде СССР, межнациональных конфликтах, беженцах, событиях на Северном Кавказе, в частности, вокруг Чечни и т.п.

Бесспорно, эти вопросы необходимо было проанализировать, сделать соответствующие выводы. Большой вклад в разработку проблем федерализма и национальных отношений внесли ученые Р.Г. Абдулатипов, Г.В. Атаманчук, Э.Н. Баграмов, Б.Н. Бессонов, А.Ф. Болтенкова, А.И. Вдовин, М.Н. Губогло, Л.М. Дробижева, Г.С. Иларионова, В.Н. Иванов, А.В. Никонов, Г.Т. Тавадов, В.Н. Тишков, В.П. Торукало, Е.С. Троицкий, В.Н. Шевченко и др. В их работах исследованы многие новые вопросы, возникшие в ходе развития национальных отношений в СССР и Российской Федерации за последнее десятилетие.

Следует отметить, что в научной литературе последних лет основное внимание уделялось критическим ситуациям, межнациональным конфликтам, противоречиям между федеральным центром и субъектами Федерации. Эти и другие проблемы, связанные с вопросами межнациональных отношений, в последнее время стали тесно увязываться с проблемами строительства государственности, идеями гражданского общества. В этой связи заслуживает внимания работа "Реформирование России: мифы и реальность (1989 - 1994)'1. О значении книги говорит название разделов: углубление кризиса, угроза распада России, обнищание и люмпенизация населения, политика всеобщей пауперизации, разрушение интеллектуального потенциала, катастрофа наступает, распад государства, рост миграции, паралич производства, крах радикализма, усиление негативных тенденций, делигитимизация власти и т.д.

Через весь труд проходит мысль, что "в течении периода реформ продолжает доминировать вектор разрушения, основанный на шоково- 1 Реформирование России: мифы и реальность (1989-1994). /Авторы-составители: Г.В. Осипов (руководитель), В.Н. Иванов, В.К. Левашов, В.В. Локосои, А.Т. Леонтьев. -М., "Acadeinia", 1994. монетаристской модели преобразований, осуществляемой радикально-корпоративными реформаторами".

К сожалению, теоретическая платформа исследования не достаточно отчетлива, поскольку в своем исследовании авторы ориентируются, в основном, на "социально-значимые факторы".

Нельзя не обратить внимание и на получившую широкое распространение в среде российских политологов точки зрения о бессубъектности того, что принято называть гражданским обществом. Имеется в виду отсутствие организованных, институционально представленных в политическом процессе социальных групп. На наш взгляд, ошибочно игнорировать или в какой-то степени умалять значение таких потенциально мощных факторов воздействия на политические процессы, как самочувствие, настроения, интересы граждан, не относящихся к элитным группам. В этом отношении определенный научный интерес представляет сборник материалов международного симпозиума "Становление институтов гражданского общества. Россия и международный опыт", организованный по инициативе Российского независимого института социальных и национальных проблем и фонда им. Ф. Эберта (ФРГ)1. Импонируют выводы участников конференции - ученых В.В.Петухова, А.Л.Андреева, В.В.Журавлева и других о том, что за последние годы в обществе и в умонастроениях россиян произошли существенные сдвиги. Политическую ресоциализацию или возрастание интереса к политике значительных слоев населения подтверждают мониторинговые наблюдения.

Примечательно, что предпочтение отдается наиболее эффективным, с точки зрения демократических стандартов, формам и методам достижения политических интересов и, что самое важное, мирному пути - 1 Становление институтов гражданского общества: Россия и международный опыт. Материалы международного симпозиума. 31 марта - 1 апреля 1995 г. - М., 1995 через гражданский мир, общественное единение и межнациональное согласие.

Конечно, зафиксированную тенденцию было бы неправильно переоценивать. Однако, крайне важно осмыслить ее теоретически. Вместе с тем, как видно из проведенного анализа, в научной литературе последних лет практически отсутствует теоретическое осмысление роли межнационального согласия, основных форм и методов его достижения. Этот пробел ощутим в связи с реальными процессами строительства государственности и гражданского общества. Именно этот аспект научной проблемы, избранной нами для диссертационной работы, послужил основанием для выбора его методологических основ.

В условиях полиэтнического государства вопросы национальной политики и межнациональных отношений являются непременным атрибутом исследования проблем национальной государственности субъектов федерации. В свою очередь, исследование проблем национальной государственности субъектов РФ нацеливает научно-исследовательский поиск в направлении проблематики теории и практики соотношения таких явлений и процессов, как "федеральный центр - республики", "государство - общество", "тоталитарность - гражданское общество". Рассмотрение этих дихотомий в разрезе социально-исторических особенностей формирования российской государственности и государственности субъектов федерации в аспекте государственной национальной политики и федеративных отношений закономерно требует внимания к вопросу соотношения и теоретической интерпретации таких понятий, как "этнос" и "национальные меньшинства", "нация, как ступень этнического развития" и "нация, как согражданство", "национальное" и "межнациональное" и т.д.

В ходе изучения отечественной и зарубежной научной литературы и публицистики, в процессе разработки программы исследования и проведения теоретико-прикладных изысканий мы столкнулись с рядом проблем. Основной из них является сравнительная неизученность проблематики соотношения явлений и процессов сфер национального и вопросов государственности в теоретическом аспекте этнополитики. Возникла парадоксальная ситуация, когда практика оказалась неподтвержденной теорией - прогностические функции гуманитарной обществоведческой науки не проявились. На наш взгляд, опыт проведения государственной национальной политики в отдельных субъектах, представляющих по сути уменьшенные модели общероссийских процессов, практика государственного строительства и взаимодействия государства и общества, роль неформальных общественных институтов в строительстве основ (компонентов) гражданского общества, имеет непосредственное значение в становлении федеративной политики.

В данном диссертационном исследовании представлен соответствующий опыт Республики Саха (Якутия) по реализации Концепции государственной национальной политики, важнейшим компонентом которой является формирование межнационального согласия.

К основным методологическим принципам исследования мы относим историко-логическое описание и объяснение, восхождение от практики к теории, попытку феноменологического объяснения сущности происходящих явлений и процессов в рассматриваемой сфере общественных отношений.

На наш взгляд, в национальном развитии народов страны на современном этапе формирования федеративных отношений практика этих отношений все более выдвигает на передний план процессы формирования социальных общностей, к основным институциональным признакам которых относятся осознаваемые (на латентном или проявленном уровнях) объединяющие черты гражданского единства, а не единства этнонационального. Последнее, будучи актуализированным в период 80-х -пер. пол. 90-х гг., постепенно, в условиях дезинтегративных процессов (распад СССР, конфликты в РФ), уходит на второй план, сохраняясь лишь в тех субъектах федерации, где в составе населения преобладает моноэтничность. В определенной степени эти процессы проявляются и в некоторых национальных республиках, где государственно-управленческие функции осуществляются непосредственно или от лица национально-элитных группирований народов, конституционно или неформально являющихся титульными.

Однако на уровнях федеральном и региональном (последнее предполагает объединение по историческим хозяйственно-экономическим и социальным показателям, например некоторые республики Поволжья т.д.), более уместно говорить о постепенном формировании единства на основе согражданских отношений. Речь идет о формировании таких исторических общностей, как "россияне" и, в данном случае - "якутяне".

С конца 80-х гг. в обществоведческих науках начинают формироваться исследовательские традиции рассмотрения проблематики национальных процессов и межнациональных отношений с обновленных, реалистических позиций анализа. Научный мир по новому открывает для себя опыт, накопленный в теории и практике зарубежных стран, прежде всего Европы и США.

В центре научных исследований находятся различные аспекты этнических и национальных проблем, от вопросов психологии до национально-территориальной государственности, федеративных отношений. Накопленный в последние десятилетия опыт научных изысканий позволяет сделать некоторые выводы и обобщения. Так, в частности, методологически характерным является рассмотрение межнациональных отношений в широком социальном контексте, с учетом глобальных общецивилизационных процессов. Впервые появляются работы, написанные на основе применения традиций феноменологической и структурно-функциональной школ.

Безусловно, эти тенденции содержат и дают новый импульс научным обществоведческим изысканиям в области национальных процессов и межнациональных отношений. В этом плане особый интерес представляют научные взгляды и оценки в отношении понятий "нация" и "этнос".

На наш взгляд, формирование наций - это всегда результат соотношения реально-исторических общественных процессов и долгой работы политиков и интеллектуалов. Однако работа по созданию наций могла в одних случаях не начинаться вовсе, в других - не получить завершения, в третьих - прерываться.

В соответствии с точкой зрения, все более завоевывающей позиции в современной гуманитарной науке, решающим фактором существования наций является сохранение (несмотря на возможную утрату независимости) репрезентативного ведущего слоя - элиты - как носителя политического и национального сознания, а также профессиональной культуры.

Развитие данного процесса в рамках исторического бытия составляет довольно длительный период. Тем не менее, главным направлением в разрешении возможных противоречий между этническим и гражданским является представление свободы в выборе пути развития народам, переживающим этап этнонационального самоопределения при наличии всеобщего контролирующего наблюдения со стороны мирового сообщества с точки зрения соблюдения прав человека.

В этом плане весьма интересной и плодотворной представляется нам информационная концепция этноса А.А. Сусоколова, согласно которой этнос может представлять собой своеобразный "информационный фильтр", который в отличие от большинства других субкультур современного общества, является своеобразным гарантом устойчивости этнических норм и ценностей, выполняя функции дополнительной психологической опоры для его членов. Этнос не создается искусственно и не возникает как реакция на новую информационную ситуацию, которая начала развиваться в процессе урбанизации и окончательно сложилась под влиянием современной информационной революции, связанной с широким распространением технических средств коммуникации. Нижние слои структуры (модель по вертикали) традиционной этнической культуры -производственная, экологическая - во многом размывается научно-технической революцией. Верхние же, - духовная, поведенческая культура, самосознание - как бы обретают новую функциональную нишу в современном обществе, обещая спасение от чрезмерных информационных перегрузок. Информационная модель этноса объясняет также, почему всплески этничности (рост национального самосознания, конфликты, возникающие на национальной почве и др. явления) происходят чаще всего в городах. Дело в том, что именно в городской субкультуре в наибольшей степени сказываются информационные перегрузки современного человека, а следовательно особенно сильно ощущается потребность в "информационных фильтрах".

Информационная модель этноса позволяет объяснить различия между городом и селом как взаимодействующих элементов структуры национальных культур. В то время, когда село является эпицентром хранения ценностей традиционной культуры, город выполняет определенные генерирующие функции, выступая центром развития профессиональной культуры, а значит и этнокультурной трансформации.

Информационная модель формирования, развития и функционирования этноса в том смысловом поле, в котором она используется в анализе национальных отношений, вполне соответствует методологическому делению по функциональным характеристикам, предложенному Э.В. Сикевич. Речь идет о регулятивной, инструментальной, психологической и информационной функциях. Исследователь считает, что этнос выступает в качестве своеобразного информационного фильтра. В современном обществе на человека обрушивается постоянный и неупорядоченный в своем воздействии на конкретного индивидуума поток разнообразной информации. Этничность (здесь - отношение, принадлежность к этносу) в определенном смысле упорядочивает, систематизирует эту информацию, а этнокультурные ценности служат своеобразной системой координат.

Таким образом, в определении этноса основное значение придается единству языка, менталитета, общественного сознания, культуры, а в большинстве случаев и территории, экономическим взаимосвязям. Важную роль играет общность исторического происхождения (генезиса).

В конкретно-исторической обстановке в том или ином регионе формирование нациообразующих процессов в соответствии с особенностями исторических условий может пойти по двум основным вариантам. Первый из них - образование нации как государственно-политической этнической общности (моноэтнической); второй образование нации как государственно-политической общности нескольких этносов, современным вариантом которого выступает федеративное полиэтническое государство.

В контексте данного диссертационного исследования представленная информационная модель этноса применима по отношению к анализу явлений и процессов этнонационального плана, а определение "нация" используется в смысле общегражданского государственного единства социальной общности полиэтнического государства. Однако, в применении таких понятий, как "национальная политика", "национальные и межнациональные отношения" преобладает тяготение к этнонациональной трактовке. В этой связи в теоретической интерпретации понятия "нация" нам близка дефиниция, предложенная В.Иорданским, : "нация - это внутренне противоречивое, динамическое, демократическое сообщество граждан, этнически, зачастую неоднородное, но группирующееся вокруг одного этноса; обладающее принятым в качестве средства внутринационального общения национальным (общегражданским) языком или языками, при локальном распространении иных языков; лишенное в ряде случаев собственного пространства, однако чаще располагающее национальной территорией, которая включает анклавы, заселенные другими национальностями, и образует аналогичные вкрапления на чужой территории; создавшее культуру, представляющую органический сплав культур, сплотившихся в сообществе народов; сознающее общность прошлого, настоящего и будущего, общность исторических интересов, а также собственную духовную индивидуальность'1.

В условиях интегративных тенденций общественного, социального развития, важнейшую роль в формировании климата межнационального взаимодействия выполняет общение. В самом общем виде межнациональное общение можно представить как разновидность социального общения. Среди философов, социологов, психологов, занимающихся проблемами общения, не сложилось единого понимания в дефинировании категории "межнациональное общение" и компонентов ее системы. Так, деятельности ая сторона общения разрабатывается Б.Г.Ананьевым, М.С.Каганом, А.А.Леонтьевым и др.

Одним из субъектов федерации, в котором достигнуты определенные результаты в формировании межнационального согласия и стабильности этнополитической ситуации является многонациональная Республика Саха (Якутия). Это во многом обусловило научно-исследовательский интерес к изучению вопросов межнациональных отношений и национальной политики, которые рассматривались в аспектах межкультурного взаимодействия, этноспецифических и профессиональных компонентов структуры национальной культуры, языковых процессов и т.д. Так, в области исторического знания по данному кругу проблем в республике известны труды А.И.Гоголева, В.Н.Иванова, Ф.Г.Сафронова, Г.П.Башарина;1 на позициях этнопсихологии и социологии работают 1 Гоголев А.И. Якуты: проблемы этногенеза и формирования культуры. - Якутск, 1993; Иванов В.Н. Пересечение исторических судеб: народы, люди. - Якутск, 1995; Сафр о но в Ф.Г. Русское население Якутии и XVII веке // История Якутской АССР. -Т.2. -М.: Изд-во АН СССР, 1957; Башарин Г.П. Общественно-политическая обстановка в Якутии. - Якутск: Нац. кн. изд-во Бичик, 1996.

У.А.Винокурова, А.Д.Бравин, И.Е.Спиридонова, И.И.Подойницына,1 к числу исследователей, рассматривавших эти проблемы с точки зрения социально-философского и обществоведческого подходов, относятся И.А.Аргунов, В.Д.Михайлов2 и др.

Научный интерес представляют труды, подготовленные на основе докладов и выступлений участников Всесоюзных, региональных и республиканских научно-практических конференций. Среди них материалы Всесоюзной научной конференции "Национальные отношения в регионах страны; история и современность"3, дающие комплексное представление о региональных аспектах национального вопроса и национальной политики. При всем разнообразии позиций и взглядов в статьях ученых и специалистов П.С.Максимова, Д.Н.Миронова, В.Н.Иванова,

Р.К.Литвиновой и др. преобладает стремление пересмотреть старые, устоявшиеся представления и подойти к анализу национальных отношений с новых, объективных позиций.

Отражением интеграции научных исследований по отдельным актуальным вопросам современного общественного развития, в т.ч. и социально-культурного, явились материалы региональной межотраслевой научно-практической конференции "Человек и Север", состоявшейся 12-13 октября 1992 г. в г. Якутске.4

Проблемам развития народов арктической зоны мира была посвящена международная конференция "Языки, культура и будущее 1 Винокурова "У.А. Ценностные ориентации якутов в условиях урбанизации. - Новосибирск: ВО "Наука", 1992. Бравин А.Д. Национально-специфическое в духовной культуре (на материале Якутской - Саха ССР). Дисс.... канд. филос, н. -СПб, 1991; Спиридонова И.Е. Современные этнокультурные процессы в Якутии (по материалам республиканского социологического иссл-ия) // Культурное взаимодействие народов Республики Саха (Якутия): история и современность: Сб. научн. трудов. - Якутск, ИГИ АН РС(Я), 1995; 2 Аргунов И. А. Социальное развитие якутского народа: историко-социологическое исследование образа жизни. -Новосибирск: Наука, 1985; Михайлов В.Д. Суверенизация как форма защиты этнических интересов (на примере Республики Саха (Якутия)) и региональные проблемы межнациональных отношений в России: Материалы Всероссийской конференции. - Омск, 1993. i Национальные отношения в регионах страны: история и современность. Материалы Всесоюзной научной конференции. 27-28 июня 1991 г., г. Якутск.-Ч. 1 и 2,-Якутск: ЯНЦ СО РАН, 1992. 4 Человек и Север: исторический опыт, современное состояние, перспективы развития: Материалы региональной межотраслевой научно-практической конференции. Якутск, 12-13 октября 1992 г. Ч. 1-3. -Якутск: ЯНЦ СО РАН, 1992. народов Арктики". В докладах участников этой конференции П.А.Слепцова, В.А.Роббека, В.Н.Иванова, Т.В.Аргуновой, С.Н.Горохова, Б.Н.Попова и др. рассматриваются широкий круг вопросов: правовая и социальная защита народов Севера, языки и фольклор, возрождение традиционных культур, основные этапы заселения и освоения человеком арктической зоны.'

Особый интерес в контексте диссертационной работы представляют материалы региональной научной конференции "Толерантность как способ выживания народов в условиях Севера"2. Конференция рассмотрела важнейшие направления разработки проблемы толерантности: философии духовности, межэтнические отношения, экологические вопросы живых и социальных систем.

Следует отметить большую научную ценность, актуальность и практическую значимость публикаций в сборниках научных трудов последних лет, где на конкретных фактах и социологических данных показаны региональные особенности, исторические основы, современное состояние межнациональных отношений и развития наций и народностей Якутии3.

Косвенное, но не менее актуальное значение для исследования имели труды по вопросам народонаселения как этносоциальной категории. В их числе монографии В.Б.Игнатьевой "Национальный состав населения Якутии" и Е.Н.Федоровой "Народонаселение Якутии"4, где подробно и в тесной взаимосвязи рассматриваются вопросы воспроизводства, движения 1 Языки, культура и будущее народов Арктики: Материалы международной конференции. (Якутск. 17- 21 июня 1993 г.) - Якутск: ЯНЦ СО РАН, 1994. 2 Толерантность. Материалы региональной научно-практической конференции "Толерантность как способ выживания народов в условиях Севера". (Якутск. 28-29 апреля 1994 г.) - Якутск: ЯНЦ СО РАН, 1994. 3 Интернационализация духовной жизни народов Якутской АССР: Сб. науч. тр. -Якутск: ЯНЦ СО АН СССР, 1989; Межнациональные отношения в регионе (по материалам Якутской АССР): Сб. науч. тр. - Якутск: ЯНЦ СО АН СССР, 1990; Социальное и этническое развитие народов Северо-Востока Российской Федерации. Сб. науч. тр. - Якутск: ЯНЦ СО РАН, 1992; t>raoc: традиции и современность: Сб. науч. тр. - Якутск: ЯНЦ СО РАН, 1994; 60 пет научного поиска. Сб. науч. тр. - Якутск: ЯИЯЛИ АН РС(Я), 1995; Культурное взаимодействие народов Республики Саха (Якутия): история и современность. Сб. науч. тр. -Якутск: ИГИ АН РС(Я), 1995. 4 Игнатьева В.Б. Национальный состав населения Якутии (Этностатистическое исследование). -Якутск, 1994; Федорова Е.Н. Народонаселение Якутии. - Новосибирск: ВО "Наука", 1993. и расселения населения. Показаны количественные и качественные изменения демографических процессов в республике за последние 20-30 лет. Подробно рассмотрен комплекс вопросов, отражающий динамику национального состава населения, а также факторов, влияющих на изменения составляющих его компонентов.

Предпосылки возникновения якутско-русского двуязычия, его характер и темпы становления в связи с объективным историческим процессом распространения русского языка, а также экстенсивные и интенсивные параметры рассмотрены в монографии Т.В.Аргуновой "Якутско-русское двуязычие (социологический аспект)"'.

Заслуживает внимания выдвинутый В.Н.Ивановым в его книге "Пересечение исторических судеб: народы, люди" тезис о влиянии на сохранение стабильности и гражданского согласия в регионе органичного и объективного процесса взаимодействия культур народов Якутии2.

Безусловно важна в научном и методологическом плане "Концепция государственной национальной политики Республики Саха (Якутия)", изданная в 1997 г. в г. Якутске3.

Предпринятый обзор литературы по теме диссертационной работы свидетельствует о том, что научное изучение проблемы межнационального согласия находится как бы на этапе своего становления. Ее сложность и многогранность требуют специального научного исследования, призванного осветить важнейшие условия и направления, формирующие межнациональное согласие как фактор межэтнической консолидации.

Следует особо подчеркнуть, что теоретическую базу исследования обогатили труды Президента Республики Саха (Якутия) М.Е.Николаева.4 В 1 Аргунова Т.В. Якутско-русское двуязычие (социолингвистический аспект). -Якутск: ЯНЦ СО РАН, 1992. 2 Иванов В.Н. Пересечение исторических, судеб: народы, люди. - Якутск: ЯНЦ СО РАН, 1995. J Бравин А.Д., Литвинова Р.К., Топорков В.В. Концепция государственной национальной политики Республики Саха (Якутия). -Якутск, 1997. 4 См.; "Выбираю свободу и человека", "Любовь к жизни", "По пути к возрождению народов Якутии", "О Декларации о государственном суверенитете ЯАССР", "Путь к суверенитету: Избранные речи и статьи", "По пути к возрождению народов Якутии", "Арктика: боль и надежды России", "Федеративный договор - документ долговременного действия", "Республика Саха (Якутия): суверенитет состоялся", "Россия - держава северная: Федеративный договор и государственность", них автор затрагивает широкий аспект вопросов, касающихся современной этнополитической ситуации в РС(Я), государственной национальной политики и межнациональных отношений, строительства государственности и федеративных отношений, возрождения и развития национальных культур и традиций, религии.

М.Е.Николаев впервые сформулировал и дал научное разъяснение таким понятиям, как "якутяне" и "многонациональная сообщность северных россиян".

Анализ научных работ, источниковой базы, посвященных современному состоянию межнациональных отношений, показывает, что в целом в них адекватно отражены происходящие в республике процессы в национальной сфере. Заслуживает самого пристального внимания и попытка выявить положительный опыт по формированию межнационального согласия. Однако обращает на себя внимание, что ряд актуальных проблем остаются малоисследованными. К числу таких проблем относятся, во-первых, проблемы повышения роли межнационального согласия как фактора развития и укрепления государственности, и, во-вторых, что на наш взгляд, крайне важно, выявление роли этнополитических факторов формирования межнационального согласия. Исследование этих проблем имеет не только научное, но и важное практическое значение.

Объектом исследования являются межнациональные отношения в процессе строительства государственности в Республике Саха (Якутия).

Предмет исследования - исторические предпосылки становления государственности в многонациональной Якутии, пути достижения стабильности в межнациональных отношениях и ее влияние на государственное развитие Якутии. "Самоуправление и ответственность", "Мой народ и моя республика", "Основа формирования новой Якутии - образованность и нравственность", "Поговорим начистоту", "Мы построим новую Якутию: Пять леї Конституции Республики Саха (Якутия)", "Новая Якутия: Начало" и др. публикации

Цель исследования - раскрытие роли межнациональных отношений в формировании морально-политического состояния общества и в развитии государственности Республики Саха (Якутия).

В соответствии с поставленной целью в ходе исследования автор сформулировал и решает следующие задачи: рассмотрение исторических условий становления многонациональное Республики Саха (Якутия) наряду с раскрытием особенностей формирования государственности Якутии; - анализ современной этноязыковой ситуации в республике; - раскрытие роли межнационального согласия в развитии и укреплении государственности Якутии; - выявление основных этнополитических факторов формирования межнационального согласия.

Эмпирическую базу исследования составили некоторые архивные документы, материалы государственных органов статистики и мониторинговых, конкретных социологических исследований, официальные документы и данные текущих архивов законодательных и исполнительных органов власти, прежде всего Министерства по делам народов РС(Я), общественного движения "Ассамблея народов Республики Саха (Якутия".

Безусловно, важнейшее место в ряду теоретических и методологических основ диссертационного исследования занимают политико-правовые документы, регулирующие вопросы национальной политики и межнациональных отношений как в Российской Федерации, так и в Республике Саха (Якутия): Конституции Российской Федерации и Республики Саха (Якутия), Концепции государственной национальной политики РФ и РС(Я), Законы РФ О свободе вероисповеданий, О реабилитации репрессированных народов, О реабилитации репрессированных народов, О реабилитации жертв политических репрессий, О языках народов РСФСР, О беженцах, О вынужденных переселенцах, Об общественных объединениях, О национальной автономии в РФ, О свободе совести и религиозных объединениях, Федеративный Договор, Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Саха (Якутия), Соглашение между Правительством РФ и Правительством РС(Я) о разграничении полномочий по отдельным предметам совместного ведения РФ и РС(Я), Законы РС(Я): О языках, О статусе коренных малочисленных народов Севера и др.

На основе проведенного исследования автором сделан ряд выводов и заключений, имеющих научную и практическую значимость. Научную новизну исследования можно, по меньшей мере, отнести к следующим положениям:

1) полиэтнический состав населения Республики Саха (Якутия) формировался исторически, между всеми этносами складывались мирные взаимоуважительные отношения; якутская нация формировалась на основе сплочения нескольких этносов в единый народ с этнонимом "саха", а одним из главных факторов формирования ее государственности является межнациональное согласие; выдающаяся роль в формировании государственности якутского народа, в экономическом, социальном, культурном прогрессе якутской нации принадлежит русскому народу; огромную роль в укреплении государственности в Республике Саха (Якутия) играют этн о политические факторы, поскольку республика является многонациональным регионом; современная этнополитическая ситуация в Республике Саха (Якутия) характеризуется относительной стабильностью, межнациональным согласием; реальное воздействие на формирование межнационального согласия и стабильности оказывает государственная национальная политика Республики Саха (Якутия), практическая деятельность Министерста по делам народов РС(Я), общественных организаций, в т.ч. национально-культурных объединений.

Практическая значимость исследования, обусловленная значимостью национального фактора в укреплении и развитии государственности, заключается в возможности использования средств и методов государственного регулирования сферы национальной политики и межнациональных отношений.

Выводы и предложения, сделанные в диссертации, могут быть реализованы с целью укрепления стабильности в межнациональных отношениях, формирования атмосферы гражданского мира и межнационального согласия.

Основные выводы и предложения автора апробированы в непосредственной практической деятельности в Министерстве по делам народов РС(Я). Диссертант являлся автором проекта и руководителем авторского коллектива по разработке Концепции государственной национальной политики Республики Саха (Якутия), одобренной Правительством республики 13 октября 1995 года. Результаты исследования автором использованы в многочисленных докладах и выступлениях на международных, общероссийских и республиканских научных конференциях, симпозиумах и "круглых столах".

Сущность нации, национальных отношений и межнационального согласия

Проблема наций и национальных отношений в обществе принадлежит к числу актуальных теоретических и практических проблем нашего времени. Необходимость исследования этого вопроса диктуется исключительно сложной, напряженной и во многих случаях даже кризисной ситуацией в России и странах бывшего СССР. Рост национального самосознания, проявившийся в росте национальных движений, межнациональной напряженности, конфликтах и образование целого ряда независимых государств, способствует возникновению весьма разнообразных, часто альтернативных взглядов на природу межнациональных отношений, их место среди других общественных явлений, на тенденции их развития, пути и способы решения назревших проблем.

Сегодня идет интенсивный поиск новых форм отношений между людьми различных национальностей, подходов к вопросам национальной политики. В этом процессе методологически важна разработка современной концепции наций и национальных отношений.

Ход событий в России, на всем пространстве бывшего СССР подтверждает, что национальные отношения обусловлены не только социально-экономическими, политическими, культурными и другими процессами, но и обладают относительной самостоятельностью в своем развитии. Они способны оказывать воздействие на все сферы жизни общества, активизировать или, наоборот, дестабилизировать общественную ситуацию и негативно влиять на социально-экономические и политические преобразования. Поэтому национальные проблемы необходимо решать в общем контексте со всеми другими преобразованиями в жизни государства. Далее, рассматривая вопрос об изменении характера межнациональных отношений, надо помнить и о том, что сегодня речь идет не об их улучшении или гармонизации, а о качественном преобразовании и радикальном обновлении всех сторон и аспектов этих отношений. Наконец, современная нестабильность и отсутствие надежных механизмов социальной защиты населения создают положение, при котором национальный фактор все более становится не только объединяющим, но и компенсирующим нарастающую неуверенность в завтрашнем дне. Реанимация национального фактора может привести (что зачастую и случается) к проявлению национальной предубежденности, эгоизму и экстремизму в отношениях между людьми, а в конечном счете - вызвать серьезные межнациональные и межэтнические конфликты.

Все это обусловливает необходимость на новом уровне исследовать проблему наций и национальных отношений, освободить их от целого ряда противоречий, стереотипов, предвзятостей, политических и теоретических ошибок.

В первую очередь следует выяснить, в чем же заключается сущность нации, каковы законы ее возникновения, развития и функционирования в обществе.

В 60-е годы развернулась дискуссия (в которой приняли участие философы, историки, этнографы, представители других наук) по всему комплексу проблем, связанных с нацией, национальным и интернациональным. В ходе дискуссии было отмечено, что определение нации, данное И.В.Сталиным, неполно, что непременным свойством национальных общностей является наличие у них определенной социальной структуры и самосознания (в том числе и самоназвания).1

Дискуссия способствовала преодолению ряда упрощений и открыла новые возможности для исследования проблемы наций и межнациональных отношений.1

- образование и развитие советского народа можно понять только в неразрывной связи с общественным характером собственности на средства производства, порожденными ею социалистическими экономическими отношениями и интеграцией экономики всех союзных республик в единый народнохозяйственный комплекс в процессе интернационализации их хозяйственной жизни;

- определяющую роль в социально-политическом содержании советского народа играют социально-классовые факторы, что, однако, не означает умаления значимости интернациональных и национальных факторов в общности экономической и политической жизни, в духовном и нравственно-психологическом единстве;

- одной из важных особенностей советского народа является то, что его признаками не могут стать признаки и черты входящих в него общностей, если они не становятся, как это имеет место с признаками рабочего класса, всеобщим достоянием;

- укрепление и развитие советского народа не ведут к ослаблению социальной роли или, тем более, к исчезновению составляющих его общностей; наоборот, вхождение этих общностей в состав советского народа означает для них приобретение нового источника для своего дальнейшего и всестороннего прогресса,1

В конце 80-х - начале 90-х годов традиционное определение нации по-прежнему широко представлено в философской литературе. Так, Э.А.Баграмов считает: "Нация - это историческая общность людей. Возникая в условиях поднимающегося капитализма, она продолжает свое развитие на новом социальном фундаменте - на определенных этапах коммунистической формации. Ее основными признаками является общность экономической жизни и связанная с нею общность языка, территории, особенностей культуры и духовного облика". Правда, автор уточняет дальше: "Главное здесь... не количество тех или иных признаков, которое в конкретно-исторических условиях формирования наций (например, в условиях современной Азии и Африки) может быть несколько иным, а именно подчеркивание исторического и экономического фундамента нации" }

Двуязычие в становлении межнационального согласия

Демократическая основа гармонизации межнациональных отношений, формирование культурных модусов межнационального общения органически связаны с национально- языковыми процессами, протекающими в стране и в ее регионах. Под понятием "этноязыковых процессов" мы подразумеваем функциональное развитие языков и их взаимодействие в реальном речевом поведении людей разных национальностей во всех областях жизни. Язык в данной ситуации выступает не только как материальное средство коммуникации и передачи информации, но и как одно из главных средств социализации. Язык возникает и развивается прежде всего как способ общения. Он же является одним из главных наци о образующих факторов. И.Дьяконов считает, что каждая нация имеет "три корня" - происхождение ее языка, биологических генов и культуры.1

У М.Н.Губогло "родной язык, будучи средством национального самосознания, т.е. сознания принадлежности к близким по крови и духу -по природе и по культуре - людям, притом не только ныне здравствующим, но и уходящим своими корнями в доисторические времена, а также в бесконечное будущее, дает субъекту силу возвыситься на своим эмпирическим бытием и стать субъектом культурного творчества".2

Немецкие философы Гер дер и Гегель первыми стали рассматривать язык как созидательную силу, которая участвует в образовании истории и культуры.3

Таким образом, язык выступает и как средство общения, и как средство культурного сотворчества. В силу этого он представляется как особая, общечеловеческая самоценность, а отношение к нему тем самым приобретает нравственный аспект.

Вполне допустимо, на наш взгляд, выделять такие уровни языкового общения, как межнациональный и внутринациональный. Применительно к современным этноязыковым процессам в нашей стране такое "paздeлeниe,, находит свое практическое проявление в наличии двух взаимосвязанных тенденций языковой жизни: во-первых, в выполнении русским языком функции языка межнационального общения и сотрудничества народов России; во-вторых, в функциональном возрождении и развитии национальных языков.

Отмеченные принципиальные положения дополняют показатели теоретико-прикладных социологических исследований в сфере языковых процессов. Как видно из таблицы 2, сближающим началом нации более половины респондентов - якутов и эвенов считают язык. У них же национальный язык более всего сохранен в статусе родного.

Возрождение и развитие национальных языков и широкое распространение русского языка, как языка межнационального общения -процессы взаимосвязанные, взаимообусловленные, подтверждающие единство процессов национальной дифференциации и межнациональной интеграции. Протекает этот двуединый этноязыковой процесс в стране и в нашей республике крайне противоречиво.

Владение русским языком как языком межнационального общения позволяет установить взаимопонимание между представителями различных национальностей, расширяет доступ к достижениям науки, техники, отечественной и мировой культуры. Русский язык расширяет коммуникативные и познавательные возможности человека любой национальности, способствует адаптации к инонациональной среде, привнося в индивидуальное сознание групповые (наднациональные) и межгрупповые установки. Вместе с тем. реализуемая в недавнем прошлом, политика, направленная на "этническую консолидацию", "сближение", а в последующем на "слияние национальных культур и языков", привела к реальной языковой деградации целых национальных культур. Появились понятия "перспективности одних и бесперспективности других языков", "закономерного отмирания некоторых языков", "добровольного перехода на русский язык".

Деятельность государственных органов республики по регулированию межнациональных отношений

Гражданское согласие является одной из высших ценностей совместного проживания всех многонациональных сообществ. В Республике Саха (Якутия) гражданское согласие формируется двояким путем. Во-первых, достижением сбалансированности интересов личности, общества и государства. В этом плане задача состоит в том, чтобы права и свободы личности, материальные и духовные ценности общества не вступали в противоречие со стремлением государства укреплять самого себя. Для оптимального решения этой задачи необходимо гражданское общество. Во-вторых, требуется согласовать интересы и потребности многонационального населения республики. И этот процесс стимулируется становлением гражданского общества, подводящего к общему знаменателю жизненно важные интересы людей.

Таким образом, гражданское общество представляется тем социальным образованием, которое объективно укрепляет гражданское согласие, ведущее к стабилизации межнациональных отношений. Гражданское согласие обеспечивает динамическое равновесие между интересами общества и государства, закладывающее возможности реализации прав и свобод каждого человека, независимо от его национальности, пола, возраста и других социальных качеств. Нет сомнения в том, что все граждане республики безотносительно к этнической принадлежности желают достойно жить, удовлетворяя свои материальные и духовные потребности. На этой основе формируется социальная общность. С гражданским согласием связана и реализация принципа федерализма. В политологическом смысле суть федерализма в том, что устанавливается единый государственный порядок с помощью механизма согласия. В основе федеративного государства лежит согласие всех частей этого государства. Идея подлинного федерализма заложена в основу Декларации о государственном суверенитете, реализована в Конституции Республики Саха (Якутия), закреплена в Федеративном Договоре, основанном на четком разграничении полномочий и компетенции федеральных органов государственной власти и органов власти субъектов Федерации - в целях укрепления самостоятельности суверенных республик и одновременно укрепления целостности федеративного государства.

Диалектика такова, что без равноправных отношений и без добровольного делегирования полномочий нет и единства, и целостности.

Межнациональное согласие, как феномен состояния общественного сознания, представляет собой внешнее выражение весьма глубокого явления, относящегося к самим устоям жизни любого многонационального общества, поскольку всякое общество людей - это целостный социальный организм, имеющий свое самосознание, свое "мы". Народы Якутии не составляют исключения. Более того, это, пожалуй, самый заметный результат длительного совместного проживания.

Гражданское согласие имеет объективные истоки и субъективные основания. Каковы эти истоки и основания?

К объективным можно отнести: во-первых, общие для всех народов Якутии экстремальные природно-климатические условия проживания; во-вторых, образ жизни, обусловленный природой и климатом (характерно, что не принявшие традиционный образ жизни северян не выдерживали долго); в-третьих, наличие общих экономических, политических и социальных интересов. Ясное осознание взаимозависимости интересов -практически единственный путь сохранения целостности как Российской Федерации, так и Республики Саха (Якутия). При всех трудностях, проблемах мнимых и реальных, перегибах и отклонениях, несправедливостях и обидах в межнациональных отношениях, без учета общих интересов общность не формируется; в-четвертых, общность исторических судеб.

Теперь субъективные истоки. Во-первых, обоюдная добрая воля народов, осознание и принятие взаимотерпимости в качестве исключительно важного, ничем другим не заменимого способа выживания в экстремальных природно-климатических условиях; во-вторых, религиозная толерантность (ни православие, ни традиционные верования якутов, эвенов, эвенков и юкагиров не содержат ксенофобию-неприятие, боязнь чужестранцев); в-третьих, отсутствие расистской идеологии в России как прежде, так и теперь.

Исторически сложилось так, что народу саха и русским принадлежала и принадлежит консолидирующая роль. Они должны способствовать развитию этнических и духовно-культурных особенностей национальных групп, укрепляя тем самым гражданскую стабильность. У русских и народа саха есть испытанная веками традиция: жить в мире и согласии со всеми народами как с многочисленными, так и с малочисленными.

В 1996 году Республика Саха (Якутия) отметила 120-летие со дня рождения выдающегося сына якутского народа А.Е.Кулаковского. Создатель своеобразной философии свои представления об основаниях "правильного пути" в концентрированном виде излагает в знаменитом стихотворении "Благословение по-старинному". Характерно название, исходящее из глубин якутского менталитета, где поклонение слову, почитание словозвучания приоритетно. Это отражено и в поговорке древних якутов: "проклятье, как эхом, отзывается кровью, благословение, как эхом, отзывается любовью". В стихотворении говорится о том, что только добро и любовь могут вызвать покровительство добрых духов. Благодаря доброму расположению небесных покровителей становится возможным "теплую юрту" возвести, "жаркий очаг" развести, "золоченную коновязь" установить, "двор широкий, наполненный тучным скотом" заиметь, неуязвимым от козней врагов стать. По представлениям якутов не может быть полным счастье без детей и благодарной памяти потомков. И это будет означать, что человек сумел "из текущих быстро прозрачных струй зачерпнуть жизни большое ведро". "Богатством и славой" превзойдя родителей, молодые никогда не будут окружены "почтением", если отойдут от завета предков: "конному ночлег предлагайте, пешего едой угощайте". Таким образом, в этом произведении добро и любовь являются первоначалом нравственных традиций древних якутов, выдвигаемого А.Е.Кулаковским в качестве предпосылки "правильного пути" жизни человека.

Похожие диссертации на Формирование межнационального согласия в Республике Саха (Якутия)