Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Закон перемены труда и всестороннее развитие личности Гаджиева Гюльнара Сабир кызы

Закон перемены труда и всестороннее развитие личности
<
Закон перемены труда и всестороннее развитие личности Закон перемены труда и всестороннее развитие личности Закон перемены труда и всестороннее развитие личности Закон перемены труда и всестороннее развитие личности Закон перемены труда и всестороннее развитие личности Закон перемены труда и всестороннее развитие личности Закон перемены труда и всестороннее развитие личности
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Гаджиева Гюльнара Сабир кызы. Закон перемены труда и всестороннее развитие личности : ил РГБ ОД 61:85-9/540

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. Сущность перемены труда и основные формы ее воздействия на всестороннее развитие личности 13-93

1. Философско-социологическое содержание категорий "личность" и "перемена труда". 13

2. Диалектика разделения и перемены труда в процессе всестороннего развития личности . 51

3.Социализация личности в процессе интеграции материального и духовного производства 77

ГЛАВА II. Основные тенденции перемены труда и всестороннее развитие личности в условиях совершенствования зрелого социализма 94-160

1. Перемена труда и закон возвышения потребностей 94

2. Закон перемены труда и сочетание умственного и физического труда . 118

З.Роль свободного времени в процессе перемены труда и во всестороннем развитии личности Заключение 161

Список использованной литературы 166

Введение к работе

Научно-техническая революция на современном этапе нашего общественного развития характеризуется ускоренным развитием производительных сил, совершенствуются не только средства производства, но и сам человек как главная производительная сила общества. Суть диалектики этого процесса состоит в том, что развитие научно-технической основы производства необходимо и объективно вызывает существенные изменения в характере и содержании труда, что в свою очередь, расширяет простор для реализации сущностных сил человека, самоутверждения его как личности» Прогресс производительных сил в социалистическом обществе есть в то же время "развитие богатства человеческой природы как самоцель". Как подчеркнул тов. К.У.Черненко, "формирование нового человека - не только важнейшая цель, но непременное условие коммунистического строительства."

Особенностью НТР при социализме является то, что наряду с профессиональной дифференциацией и разделением труда, она вызывает и интеграционные процессы в области труда, содержание которого обогащается элементами "упражнения" творческих, умственных сил человека. Процессы профессиональной дифференциации и универсализации, вызываемые социальным и научно-техническим прогрессом нашего общества, - необходимое и объективное условие проявления закона перемены труда и всестороннего развития личности.

Действуя в соответствии с основным экономическим законом социализма, перемена труда в социалистическом обществе, где "... каждый может совершенствоваться в любой отрасли..." , содействует достижению основной цели социалистического общественного производства - всестороннему развитию личности работника. "Труд-главная сфера жизнедеятельности человека, и важно постоянно обогащать его содержание, усиливать творческий характер". Современное производство дает индивиду возможности осуществлять на производстве различные функции творческого характера, совмещенные в профессиях широкого профиля. Без этого, без социального и духовного развития личности и общества невозможно поднять экономику на качественно новый уровень. Однако это вовсе не значит, как отметил тов. К.У.Черненко в своей речи на встрече с избирателями, что труд является забавной, развлечением. "Он и при коммунизме остается, говоря словами Маркса, "дьявольским серьезным делом."

Глубокое изучение диалектики перемены труда и всестороннего развития личности обусловлено тем, что развертывающаяся в обществе НТР с особой остротой ставит вопрос о развитии человека, его способностей и задатков. Еще большую актуальность придает этой проблеме построение в СССР зрелого социалистического общества, в связи с чем в этой области появилось много новых явлений и процессов, изучение которых позволит углубить наше познание проблематики труда и личности. Ускорение, интенсификация темпов развития труда и производства, его автоматизация и кибернетизация - это объективные факторы, усложняющие процесс формирования личности работника, реализации его способностей и знаний в процессе перемены труда. Данная проблема усугубляется урбанизацией и технизацией жизни человека, увеличивающими объем воздействия на психику человека. Как в подобных условиях, рожденных НТР, реализуются сущностные силы человека? В чем выражается влияние прогресса науки и техники на развитие способностей и потребностей субъекта материально-производственной деятельности в условиях перемены труда на современном производстве? Эти и другие вопросы имеют не только научно-теоретическое, но и общественно-практическое значение, так как при этом разрабатываются теоретические и методологические основы практики всестороннего развития личности. Приступая к исследованию диалектики перемены труда и всестороннего развития личности, автор исходил из указания партии на то, чтобы " отправляясь от уже добытых истин, двигаться вперед, расширяя наш теоретический горизонт, углубляя представление о важнейших закономерностях экономического, социально-политического и духовного прогресса страны."

Степень разработанности проблемы. Важное значение для изучения проблемы всестороннего развития личности и перемены труда при социализме играют труды советских философов и социологов. Они способствуют раскрытию механизма этого процесса, представляют серьезную методологическую основу для разработки указанной проблемы.

По вопросам, относящимся непосредственно к марксистско-ленинской проблематике личности и труда, за последние годы опубликовано много работ. Общефилософские, общесоциологические проблемы личности и труда нашли отражение в работах П.Н.Федосеева, Ф.В.Константинова, Т.И.Ойзермана, М.Т.Иовчука, Г.Е.Глезермана, В Г.Афанасьева,Л.Н.Когана, В.П.Тугаринова, А.Ф.Шиткина,Я.Е.Кряяева, И.С.Кона, И.П.Буевой, Г.М.Андреевой,С.М.Ковалева,А.К.Куры-лева, А.А.Зворыкина, Г.Н.Волкова и др./См.например,"Социализм и личность","Социология и идеология","Проблемы человека в современной философии" и т.д./.Ряд работ, имеющих большую исследовательскую ценность, посвящен проблемам, непосредственно связанным с формированием нового человека,перспективами его развития, с изменением характера и содержания труда.1 В ятих работах разрабатываются методологические и теоретические вопросы формирования всесторонне развитой личности и роли труда в этом процессе, обобщается большой фактический материал, дающий наглядное представление об особенностях развития личности при социализме и капитализме, рассматривается взаимодействие социальной сферы и личности и т.д. Для исследования диссертационной проблемы особую ценность имеют работы, в которых дается освещение вопросов пере мены труда и всестороннего развития человека. Авторы этих работ основное внимание уделяет изучению отдельных сторон становления всесторонне и гармонически развитой личности в условиях сближения умственного и физического труда, изменений в профессиональной структуре работников, в условиях их работы, выяснению различных социальных аспектов перемены труда, анализу влияния научно-технического прогресса на характер занятий в свободное время и т.д. При освещении диссертационной проблемы соискатель широко опирается на всю литературу, имеющего отношение к данной области исследования.

Вместе с тем следует отметить, что до сих пор отсутствует цельное комплексное исследование диалектики перемены труда и всестороннего развития личности, особенностей ее проявления в условиях зрелого социализма. Необходимость такого рода исследования диктуется логикой коммунистического строительства, основной целью которого является формирование всесторонне развитой личности»Изучение тенденций перемены труда на современном этапе НТР и ее роли в становлении личности коммунистического типа на базе анализа эмпирического материала конкретно-социологических исследований, проведенных на промышленных предприятиях Азербайджанской ССР, с привлечением результатов других однотипных исследований, непосредственно заслуживает внимания теории и практики воспитания нового человека.  

Философско-социологическое содержание категорий "личность" и "перемена труда".

Научный анализ условий и форм воздействия перемены труда на формирование и развитие личности является важной предпосылкой исследования проблем воспитания нового, всесторонне развитого человека, закономерностей и тенденций формирования его образа жизни, проявления его творческих, сущностных сил в условиях зрелого социализма.Все это поможет показать всемирно-исторические преимущества социалистического строя перед капиталистическим. Такое исследование является важным средством борьбы против современной буржуазной идеологии, искажающей сущность процесса становления личности и роли об"ективных законов,1 в том числе и законов разделения и перемены труда в этом процессе.

Исследование диалектики перемены труда и развития человека как суб"екта деятельности прродило необходимость рассмотрения ряда основополагающих понятий и категорий,связанных с проблематикой личности И труда. Среди этих вопросов важное место по весьма серьезным причинам занимает проблема личности. Несмотря на то, что в современной обществоведческой литературе существует более 70 определений,толкований понятия личности, все же нет общеприемлемой дефиниции, способной удовлетворить "вкусы" спе циалистов различных общественных дисциплин, занимающихся пробле т матикой человека-индивида-личности.

Конечно, в трактовке понятия личности нет еще полноты и четкости, содержание его не раскрыто до конца.Однако ставить вопрос 0 том, чтобы разработать такое определение этого понятия,которое удовлетворяло бы все науки о человеке, на наш взгляд, было бы не совсем правильно,ибо каждая из этих наук имеет свой предмет исследования и потому осуществляет свой специально-теоретический подход к проблематике личности.Что же касается общеприемлемого философского определения понятия личности,то это уже дано классиками марксизма-ленинизма и служит методологической предпосылкой для освещения проблемы личности с позиции любой обществоведческой теории.

Однако для выяснения свойств,черт и сторон, характеризующих человека как личность, необходимо рассмотреть ряд уже существующих дефиниций, с тем чтобы затем перейти к изложению марксистско-ленинской концепции личности.

Начнем с того,что в литературе дана обстоятельная критика попытки наделить личность такими свойствами,чертами,которые выделили бы ее среди всей массы людей и отделили бы ее в отдельную самостоятельную группу необыкновенных индивидуальностей.Не собираясь подробно останавливаться на этом вопросе,скажем, что та кая попытка была уже предпринята в работе "Социология в СССР". Разумеется, выделение особых свойств в нечто такое,что ставит человека в особое положение в обществе,противопоставляет его остальной его части, нельзя воспринимать как серьезное толкование понятия личности.".,. Проблема личности может быть разрешена,если в каждом человеке видеть личность. Если личность проектируется только в некоторых людях по какому-либо специальному выбору, нет проблемы личности-,-писал А.С.Макаренко.

Ускоренное развитие общественного прогресса и научно-технической революции, вызвавшее изменение места и роли человека в обществе,обогащение его духовного мира, небывалый рост его познавательных потенций, расширивших рамки творчески-преобразующей человеческой деятельности, усложнение ее социальных функций,как никогда, усилили внимание к проблеме личности.Чем шире и глубже человек проникает и осваивает окружающий мир, чем богаче становятся его личностные особенности, черты, тем значительнее сама личность,и, напротив, чем богаче, сложнее внутренний мир человека, тем шире он включен в сеть общественных отношений, тем глубже, основательнее проявляются его личностно-сущностные силы во все большем числе сфер общественной жизни.

Диалектика разделения и перемены труда в процессе всестороннего развития личности

Функционирование и развитие общества обусловлены действием законов различных структурных уровней. Если одни из них выражают об"ективные связи между элементами в отдельных его подсистемах, то другие характеризуют отношения между самими общественными подсистемами и развитие общества в целом. Многообразная специфика общественных законов выражается в механизме их действия и отражается в способах познания и использования. Они различно проявляются на различных ступенях развития общества и в различные периоды развития отдельных формаций. Эта специфика связана с тем, что социальные законы действуют и проявляют себя в деятельности масс людей; представляют по преимуществу закон-тенденцию, проявляющую себя как равнодействующая многочисленных сил, человеческих интересов, действий; повторяемость реализуется в общественном законе при существенно изменившихся обстоятельствах; большинство общественных законов недолговечно по сравнению с законами природы. Специфика эта дополняется также особенностями познания и использования общественных законов.

Историческое развитие, разумеется, является результатом сознательной деятельности народных масс. Люди ставят перед собой определенные цели и добиваются их реализации. Но сама эта деятельность в конечном счете определяется об"ективными законами общественного развития, что собственно говоря, суть марксистского положения первичности общественного бытия /экономического базиса/ и вторичности, производности общественного сознания /надстройки/.Отсюда развитие общества представляет собой результат взаимодействия об"ективных и суб"ективных факторов, диалектическое единство которых на каждой исторической ступени придает своеобразие действию общественных законов. Единство всех сфер жизни общества как сложной системы обусловливает связь и взаимодействие всех законов, определяющих конкретно-историческую форму общественного развития.

В этой работе не ставится задача выяснения места и роли закона перемены труда в системе общественных законов, поскольку, во-первых, в определенной степени этот вопрос освещен другими

I исследователями , во-вторых, для нас важно проследить диалектику взаимодействия законов перемены и разделения труда в процессе всестороннего развития человека. Отметим лишь, что общественные законы реализуются через борьбу людей за свои интересы. В классово антагонистическом обществе общественный интерес раскалывается, приобретает классово-специфический характер: различаются коренные интересы прогрессивных и реакционных классов. Если интересы того или иного класса соответствуют потребностям общественного прогресса, содействуют тенденции движения шбщества вперед,то такие классовые интересы способны подняться на уровень общественных интересов.В таком случае деятельность этого класса не препятствует, а напротив, способствует прогрессу производительных сил. Таким классом может быть и господствующий. Так, буржуазия в эпоху буржуазных революций выражала более высокий,чем феодальный, тип производственных отношений, В эпоху же империализма буржуазия становится реакционным классом, так как цели ее деятельности противоречат потребностям общественного прогресса, а она сама как класс выражает исторически отживший свой век тип производственных отношений.Интересы только рабочего класса как носителя исторически более прогрессивных производственных отношений приобретают форму всеобщего общественного интереса.Указанное антагонистическое противоречие между коренными интересами рабочего класса и буржуазии об"ективно отражает и противоречие между основным экономическим законом и законами перемены труда и всестороннего /гармонического/ развития при капитализме.

Целью капитализма как индустриального общества об"ективно должна стать человеческая личность, ее всестороннее совершенствование, а действие закона перемены труда должно обеспечивать реализацию этой цели.Однако в реальной действительности все оборачивается иначе. Реализация указанной цели, при капитализме невозможна, так как при господстве частнокапиталистической формы собственности производство служит не удовлетворению материальных и духовных потребностей трудящихся, а наращиванию прибылей буржуазией, владеющей средствами производства.

Перемена труда и закон возвышения потребностей

Освещая проблему перемены труда, необходимо подчеркнуть что, во-первых,она тесно, органически связана с внутренней структурой потребностей личности,со всем комплексом ее социальных запросов и,во-вторых, развитие и расширение крута потребностей личности,в свою очередь, стимулирует перемену труда,расширяет поле проявления ее как социологического закона.В то же время очевидно,что всесторонней является такая личность,которая в процессе осуществления перемены труда или родов деятельности реализует присущие человеку виды потребностей - материальные,познавательные эстетические, нравственные,общественно-политические,потребности в общении,в мировоззрении, в труде.

Естественно,что чем большее место в структуре запросов личности занимают указанные потребности,тем выше социальная активность этой личности,тем всестороннее и богаче ее развитие.Для каждого этапа развития нашего общества эта зависимость характеризуется определенными количественными и качественными параметрами, обусловленными уровнем зрелости системы общественных,и в первую очередь экономических отношений.Потребности людей,как известно, возникают и развиваются в процессе развития материального и духовного производства,которое служит не только воспроизводству человека и общества,но и их потребностей,определяет их характер и уровень развития. Не все существующие в обществе потребности адекватно отра жают достигнутый уровень в развитии общественного производства в силу того, что они обладают и внутренней логикой своего развития, относительно самостоятельны и их обратное влияние на развитие общества и личности может быть различным:могут замедлять,либо ускорять общественные процессы.Конечно, для прогресса общества и личности важны те из них, которые связаны с перспективным развитием общественного производства.

Совершенно справедливо отмечает Л.Н.Коган,когда пишет,что всесторонне развитие личности не означает,что она одновременно может реализовать все свои потребности во всех видах деятельности, что ее характеризует "выбор в каждом из этих видов деятельности конкретных занятий,наиболее соответствующих индивидуальным способностям и потребностям,обеспечивающих максимальное развитие индивидуальности.

Рассмотрим некоторые понятия и термины,имеющие важное методологическое значение. С этой целью воспользуемся уже с имеющимися в литературе определениями потребности,интереса, мотива.В литературе имеются множество трактовок этих понятий.Приведем одну из них.Так, по определению Н.Н.Михайлова,"потребность-это состояние суб"екта,складывающееся на основе противоречия между имеющимся и необходимым /или представляющемся суб"екту необходимым/ и побуждающее его к деятельности по устранению данного противоречия. Данная трактовка совпадает с определениями дру гих авторов и наиболее распространена.Ее достоинство,кроме все го прочего в том,что данное определение дает нам возможность рассматривать потребность как побудитель деятельности,импульс активности суб"екта,направленной на устранение указанного проти-воречия.Преодоление этого противоречия лежит на пути реализации потребности,которая снимает с суб"екта негативное психологическое состояние, вызванное с одной стороны неудовлетворенностью, об"ективными условиями и, с другой,желанием,стремленинм,установкой и ориентацией суб"екта на те или иные общественные ценности. С понятием "потребность" связано понятием "интерес".Проблемам интереса, соотношению об"ективного и суб"ективного в нем, его природы,вопросам сознания и интереса в особенности в последние годы, посвящены многие исследования. Невпадая в дискуссию с различными точками зрения на природу интереса,отметим, что при всех существующих различиях трактовок этого понятия имеется и нечто общее между ними, которое можно свести к следующему: интерес,как и потребность, категория исторического материализма /хотя и с некоторыми оттенками,наряду с другими категориями, например,личность,производственные отношения и т.д.,используется и в других областях науки/; интерес - это потребность,осознанная индивидом в условиях,когда назрели условия для их удовлетворения; интерес есть форма выражения об"ективного противоречия между потребностью суб"екта и существующими условиями их удовлетворения; интерес - ведущий побудительный фактор,человеческой деятельности."

Закон перемены труда и сочетание умственного и физического труда

К.Маркс,говоря о законе перемены труда, раскрывал его сущность, исходя из условий капиталистического общественного производства, расколотого, как и само общество,на антагонистические противоположности - на сферу материального и духовного производства.Равным образом на антагонистические противоположные сферы расчленяется и сам труд - на умственный и физический.Естественно, в таких общественных условиях действие закона перемены труда должно быть ограниченным четко социальными границами приложения человеческих сил в указанных обособленных сферах труда и производства.Вряд ли рабочий,заншлающиися преимущественно физическим трудом, мог свободно удовлетворить свою потребность в умственной деятельности,духовной сфере жизнедеятельности.Аналогично обстоит и дело с работниками умственного труда, чья деятельность строго детерминирована социально-классовыми антагонизмами буржуазного общества.

При социализме же,когда эти социальные перегородки уничтожены, индивид обретает возможности и располанает необходимыми условиями для реализации своих материальных и духовных потребностей в их различном сочетании вплоть до полной гармонии,которая станет всеобщей при собственно коммунизме.Естественно,формы проявления закона перемены труда обогащаются,получают дальнейшее развитие в соответствии с темпами и глубиной социально-прогрессивных изменений в обществе и , в первую очередь, в сфере общественного производства.Одним из таких форм проявления этого закона при социализме является чередование, сочетание функций умственного и физического труда в процессе повседневной производственной жизнедеятельности суб"екта.

Поскольку,далее,труд является главной ареной самоутверждения, самореализации личности,то,стало быть, перемена труда является существенной основой всестороннего развития личности,или точнее определяющим фактором формирования существенных базовых качеств и сторон личности, ее социального ядра.Все првчие качества и стороны личности складываются и развиваются,опираясь именно на эти ее базовые качества и стороны.Поэтому процесс совмещения или перемены функций умственного и физического труда в процессе производства как одна из форм проявления закона перемены труда -важнейший фактор и необходимое об"ективное условие всестороннего развития личности,гармонии ее интересов и потребностей, сознания и поведения."Каждый трудоспособный взрослый человек должен подчиняться общественному закону природы,а именно:чтобы есть, он должен работать,и работать не только головой,но и руками."1

Из сказанного следует,что действие закона перемены труда нельзя сводить только к одной или нескольким формам его проявления и тем более к тем,которые имели место на капиталистическом производстве.Чем более развитым,зрелым будет становиться социалистическое общество,тем больше будут давать о себе знать все новые и новые формы проявления этого закона.Поэтому мы выражаем согласие с Д.И.Кайдаловым в том смысле,что не следует упрощенно подходить к закону перемены труда при социализме и отождествлять его действие с формами проявления при капитализ-ме. Нельзя,как мы уже говорили,ограничивать действие этого закона раджами какой-то одной формы проявления-например,совмеще ниєм или переменой технологических,специализированных,профессиональных функций труда,как это делают Г.Е.Глезерман,И.Н.Сиземс-кая и другие.1 В таком случае перемена труда действительно выступает в качестве фактора формирования многосторонности, а не всесторонности личности.Такое положение дел происходит,кроме всего прочего,еще от того,что в нашей специальной литературе /вновь подчеркивается/ незаслуженно мало отводится места исследованию этого важного социологического закона,который до сих пор толкуется названными выше авторами как закон не общественного /духовного и материального/, а талько материального производства.

К.%ркс, обосновывая необходимость замены старого разделения труда новым при переходе от капитализма к коммунизму,указывал на то,что необходимо признать "перемены труда, а потому и возможно большей многосторонности рабочих,всеобщим законом обществен ного /подчеркнуто нами.-Г.Г./ производства нормальному осу р ществлению которого должны быть приспособлены отношения. Это высказывание К.Маркса,ранее уже приведенное нами в работе, показывает, что речь идет о всеобщем законе как материального, так и духовного производства.0 сочетании материальной и духовной деятельности, интеграции материального и духовного производства говорилось в предыдущей главе.

Похожие диссертации на Закон перемены труда и всестороннее развитие личности