Содержание к диссертации
Введение
I Глава. Ценностные аспекты взаимоотношения общества и природы . ю
I 0 взаимосвязи естественного и социального в экологии человека 10
2 Марксизм-ленинизм об обусловленности экологической деятельности человека ценностной природой его потребностей 25
3 Аксиологические (правовые,эстетические,нравственные) аспекты регулирования природопреобразущего поведения человека 42
II Глава. Этико-вдеологические аспекты формирования экологического сознания человека 78
I Социально-нравственные проблемы экологии человека как объект современной идеологической борьбы 78
2 Этические принципы формирования экологического мышления и поведения человека в условиях НТР 94
3 Некоторые методологические проблемы воспитания экологической культуры в развитом социализме 117
4 0 необходимости и путях создания марксистской экологической этики 135
Заключение 145
Библиография 151
- Марксизм-ленинизм об обусловленности экологической деятельности человека ценностной природой его потребностей
- Аксиологические (правовые,эстетические,нравственные) аспекты регулирования природопреобразущего поведения человека
- Социально-нравственные проблемы экологии человека как объект современной идеологической борьбы
- Некоторые методологические проблемы воспитания экологической культуры в развитом социализме
Введение к работе
В последнее десятилетие вокруг взаимоотношений человека и природы идут острейшие дискуссии. Дискуссии эти связаны с появлением еще неизвестных вчера проблем, поставленным стремительным развитием научно-технической революции. Правильное понимание этих проблем заключается не только в том, как разумно использовать природные ресурсы, управлять процессами природопользования, но в том, чтобы раскрыть ценностный базис отношения современного человека к природе.
Понимания взаимоотношения человека и природы, которое ныне характеризуется как "глобальная" экологическая проблема, можно достигнуть лишь при условии ее рассмотрения в конкретных социальных условиях. Взаимосвязь человек-природа выступает в реальности как человек-общество-природа, то есть только в русле решения проблем общество-природа лежит путь к гармонии человека и природы. Поэтому решение экологических проблем зависит от достигнутого прогресса не только в экономико-производственных и научно-технических областях знания, но и от понимания его социально-культурных и аксиологических оснований.
Аксиологические и в первую очередь нравственно-этические основания решения экологических проблем можно разделить на те, от которых зависит социально-этические регулирование рационального природопользования (включая сюда и социально-эт ическое регулирование науки и техники\ и на аксиологические основания ценностного отношения человека к природе с учетом возможности их сознательного управления и воспитания. Именно этот круг проблем и лежит в основе нашего диссертационного исследования. Его актуальность связана с выдвинутыми на ХХУІ съезде КПСС задачами совершенствования государственного управления и контроля в области природопользования, привлечения широкой общественности к охране природы, воспитания бережного, ответственного отношения к природной среде Л
Актуальность данной темы определяется также остротой современной экологической ситуации в мире, порождающей необходимость переосмысления старых и привычных ценностных ориентации, замены традиционного стиля поведения человека по отношению к природе, а также остротой современного идеологического противоборства вокруг проблем социальной и глобальной экологш. И, наконец, актуальность избранной темы диктуется тем, что она до сих пор еще не стала предметом серьезного научного анализа, выходящего за границы тех или иных эмоциональных оценок и малопродуктивных моралистских назиданий о ценности природы для человека или о ценности самого человека. В существующей ныне огромной литературе по экологии человека в значительной мере взят акцент на экономических, географических, научно-технических аспектах разрушения и охраны окружающей среды, в то время как социально-нравственные аспекты экологии человека изучены недостаточно. Разумеется, во многих работах советских и зарубежных авторов в той или иной степени эти аспекты учитывались и разрабатывались.
Так, в работах Е.К.Федорова, Э.В.Гирусова, И.Б.Новика, Г.С.Гу-дожинко, А.Т.Шаталова говорится, что экологическая проблема в наши дни приобретает комплексный характер, не только в силу многосторонних связей и взаимозависимости природных и социальных факторов экологии человека, но и по причине многочисленных следствий их воздействия на его сознание и поведение. Во многих работах, посвященных экологическим проблемам (В.А.Анучин,М.И.Будько,
I/ Материалы ХХУІ съезда КПСС. М., Политиздат, 1981, с. 184.
Ю#Саттаров, Ю.П.Трусов, И.Д.Лаптев и др.) сделаны плодотворные разработки по созданию новой науки - социальной экологии, которая призвана сыграть важную роль в разработке правильной стратегии во взаимоотношении общества и природы. В работах В.Ф.Бартова, Б.Б.Го-ризонтова, Э.А.Араб-оглы, А.К.Жирицкого, И.Т.Фролова и др. убедительно раскрывается мысль, что современная экологическая ситуация усугубляется существованием частной собственности на средства производства и природные ресурсы, создающей принципиальные трудности в решении глобальной экологической проблемы.
Вместе с тем плодотворное изучение связей между общественным развитием и экологическим отношением предполагает и исследование социально-нравственных аспектов человеческой экологии, под которыми мы понимаем прежде всего выяснение роли и места морального сознания и поведения человека в экологических отношениях и особенно в связи с современной экологической ситуацией. Социально-нравственные аспекты экологии человека охватывают также и аспекты формирования его экологического сознания, и в частности освоение им экологического знания и роль последнего в образовании общекультурных представлений и норм поведения. Сегодня растущее осознание глобальных экологических опасностей, понимание социального смысла тех предостережений, которые дает нам экологическая наука, все более приводит к более ощутимому повороту "в сознании современного человека, к изменению шкалы ценностей, причем все явственнее обнаруживается приоритет гуманистических и социальных целей, в том числе и в отношении научно-технического исследования в узком смысле". '
Утверждение новой системы ценностей и мотивов человеческой деятельности, направленной на преобразование и использование при-
I/ И.Т.Фролов. Наука и гуманистические идеалы в решении глобальных проблем. - Вопросы философии, 1979, № б, С.ІІ5-ІІ8. роды, гуманного отношения к человеческой и внечеловеческой црироде во многом зависит от целенаправленного управления всем процессом коммунистического воспитания, которое должно быть ориентировано на формирование "богатого и всестороннего, глубокого во всех его чувствах и восприятиях человека". '
Цель и задачи исследования
В диссертации преследуется цель - доказать, что проблема человека, формирования его идейно-нравственных чувств и убеждений должна ставиться и решаться в неразрывной связи с современной экологической ситуацией. Одновременно преследуется цель показать, что ценностные ориентации человека по отношению к природной окружающей среде зависят от уровня его общей воспитанности, его нравственной культуры, его духовных и эстетических потребностей.
Для реализации этих целей предусматривается решить ряд основных задач: рассмотреть аксиологические аспекты взаимоотношения общества и природы, показать, что в процессе "обмена веществ" с природой человек стремится сохранить и приумножить естественные и социальные ценности своего существования; обобщить различные точки зрения и позиции по вопросу об уровнях и направлениях экологии человека и проанализировать переплетение в них экологической и морально-эт ической проблематики; исследовать ценностный базис основных потребностей современного человека и его влияние на мотивацию экологического поведения;
Т/Маркс К., Энгельс Ф. Из ранних произведений. М., 1956, е.594. показать взаимосвязь ценностно-ориентационной и уцравлен-ческо-организационной деятельности в регулировании природопреоб-разующего поведения человека; показать социально-классовую обусловленность глобальной экологической проблемы и суть глубокого расхождения между марксистским и буржуазным подходами в ее решении; рассмотреть пути и средства формирования экологического сознания человека в условиях НТР, обратив внимание на имеющиеся здесь особенности и противоречия; раскрыть единство рациональных и эмоциональных сторон в отношении "человек-природа" и роль моральных факторов в воспитании должного экологического сознания и поведения личности в развитом социализме; наметить некоторые возможные пути создания марксистской экологической этики.
Методологическая база и теоретические источники исследования
Теоретико-методологической базой работы послужили произведения К.Маркса, Ф.Энельса и В.И.Ленина, Программа КПСС, решения ХХУ, ХХУІ съездов КПСС, Конституция СССР, Постановление ЦК КПСС "Актуальные вопросы идеологической, массово-политической работы партии" (июнь 1983 г.). Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР по охране природы и рациональному использованию природных ресурсов.
Кроме того, в процессе работы над диссертацией были использованы работы таких советских ученых, как П.Н.Федосеева, Е.К.Федорова, И.П.Герасимова, В.А.Ковды,М.И.Будыко, В.Г.Афанасьева, И.Б.Новика, И.Т.Фролова, В.В.Загладина, Э.В.Гирусова, С.Н.Соломиной, О.Н.Яницкого, А.К.Жирицкого, Т.С.Хачатурова,П.Г.Олдака,
Ю.А.Школенко, В.Ф.Бартова, В.С.Лямина, А.И.Титаренко, С.Ф. Аниси-мова, А.А.Гусейнова, В.М.Лейбина, Б.А.Вороновича, Г.Хозина, Э.А. Араб-оглы, И.Д.Лаптева и многих других. Были использованы работы некоторых зарубежных, авторов, таких как Ги Биолы, Г.Холла, Сен-Марка, Б.Коммонера, Д.Ж.Форрестера, Г.Одума и Э.Одума и др. По-миио этого, в процессе работы над диссертацией были использованы материалы из журналов "Вопросы философии", "Философские науки", "Вестник Московского университета", "Природа и человек", "Природа", "Наука и жизнь", статьи из центральных газет. (См.библиографию в конце диссертации.)
Полученные конкретные результаты и их научная новизна
Общая научная новизна исследования определяется тем, что в ней предпринята попытка рассмотреть некоторые социально*нравет-венные детерминанты, обусловливающие ценностные аспекты отношения человека к природной среде и вызывающие определенные типы экологического сознания и поведения.
В диссертации получены следующие конкретные результаты:
Раскрыто содержание принципиальных положений марксизма-ленинизма по вопросу о взаимосвязи природы и общества через призму соотношения социального и естественного в развитии человека. Обоснован тезис о несостоятельности рассмотрения человека в раздвоенном виде (в качестве биологической и социальной сущности) и доказано, что естественное в человеке не элли-минируется под воздействием социальных и культурных условий, а приобретает лишь определенное социальное качество.
Показана необходимость комплексного, междисциплинарного подхода в исследовании экологии человева, представляющей собой интегральный объект, требующий систематизации и обобщения различных значений. Доказано, что только диалектико-материалистическая методология, единство естественно-научных и социокультурных подходов,могут быть основанием для гуманистического решения экологической проблемы
В работе обосновывается необходимость создания единой системы нравственного и экологического воспитания, обосновывается положение о возрастании социально-нравственных моментов в экологической деятельности человека.
На основе анализа фактических и теоретических материалов установлено, что институциональные мероприятия по преодолению создавшейся тревожной экологической ситуации могут быть эффективными лишь тогда, когда они опираются на достаточно высокий уровень развития экологического сознания. И в этой связи показаны пути и средства его формирования в условиях развитого социализма.
Выявлены ошибки и ограниченности буржуазных концепций экологии человека, абсолютизирующих роль нравственных моментов в преодолении экологического кризиса или напротив чрезмерно уповающих на научно-техническое, а в целом технократическое "лечение" недугов буржуазной цивилизации. Впервые в литературе предпринята попытка сформулировать основные принципы марксистской экологической этики.
Марксизм-ленинизм об обусловленности экологической деятельности человека ценностной природой его потребностей
Важнейшим моментом марксовой трактовки отношения человека и природы, концентрирующей в себе ее конкретно гуманистический смысл, является то, что отношение это связывается с возможностями всестороннего развития человеческой индивидуальности, т.е. с развитием богатства как богатства субъективности мира человека. В этом пункте особенно наглядно выступает связь марксовой философско-исторической концепции с коммунистическим переустройством общества, утверждающим "универсальность индивида не в качестве мыслимой или воображаемой, а как универсальность его реальных и идеальных отношений .
"С развитием человека,-писал Маркс,-расширяется ... царство естественной необходимости,потому что расширяются его потребно 2/ сти" . Расширение потребностей человека,являясь историческим
процессом, в то же время было обусловлено в различные времена различными ценностными ориентациями. Мы не ставим задачу исторического обозрения взаимосвязи ценностей и потребностей. Для нас важно показать, что экологическая деятельность человека, включающая экологические восприятия и оценки, принятие решений и реальные действия в окружающей среде в значительной степени обусловлены историческим типом взаимосвязи ценностей и потребностей. Для того, чтобы установить, какой тип этой взаимосвязи характерен для современного человека, мы отвлечемся от его социально-классовой обусловленности и обратимся к анализу общего отношения между экологической деятельностью современного человека, его потребностями и ценностями. Категория деятельности является одной из центральных в марксистской философии и получает все большее отражение в экологической литературе, поскольку на современном этапе развития социально-природных комплексов и системы "природа-общество" в целом она становится решающим фактором их самоорганизации. В настоящее время вызывает большую тревогу "обратная" сторона человеческой деятельности: высокая энерговооруженность человека, стимулированная научно-техническим прогрессом и, в свою очередь, стимулирующая его, значительно поднимает уровень его жизни. Однако она запечатлевается и в таких непредвиденных осложнениях человеческого бытия, как загрязнение воды, воздуха, почвы продуктами неполного сгорания, истощение доступных современным технологиям энергетических ресурсов (большинство авторов считает, что запасы горючих ископаемых будут истощены уже в обозримом будущем) и многие многие другие.
Какими потребностями стимулирована экологическая деятельность человека, которая имеет свои объективные основания, как и цели, преследуемые человеком? Никто не может сделать что-нибудь, -писал К.Маркс, - не делая этого вместе с тем ради какой-либо из своих потребностей и ради органа этой потребности... . Глубокий анализ роли потребностей человека произведен А.Н.Леонтьевым, в выводах которого определяется роль потребностей в деятельности человека. Эта роль заключается в том, что в результате изменения круга предметов и способов удовлетворения потребностей развиваются и сами потребности. Их развитию способствует развитие производства; иначе говоря, человек вместе с предметами производит и потребности. Развитие деятельности человека и производства порождает все новые и новые потребности. Развитие двуховной деятельности порождает потребности, которые могут быть удовлетворены только при наличии "плана сознания". При этом формируются и предметно-функциональные потребности, такие, как потребность в труде, в художественном творчестве, охоте и др. Таким образом, хотя у человека имеются витальные потребности, детерминированные его биологической природой и общие с потребностями животных, человеку свойственны и другие потребности, которые определяются его социальной природой. Сфера потребностей человека разделима на две части. И хотя удовлетворение витальных потребностей человека остается обязательным условием его жизни, высшие, социальные потребности, обычно занимают доминирующее положение. "... Развитие человеческих потребностей начинается с того, что человек действует для удовлетворения своих элементарных витальных потреб ностей, но далее это отношение обращается, и человек удовлетворяет свои витальные потребности для того, чтобы действовать .
К сожалению, до сих пор в марксистской литературе еще не выработано общепризнанного определения потребностей. Вот определения, имеющиеся в литературе подходы к этой проблеме:
1. Потребность - это нужда, объективно необходимое условие жизнедеятельности системы .
2. Потребность - не сама необходимость, но ее идеальный образ, отражение в сознании субъекта .
Аксиологические (правовые,эстетические,нравственные) аспекты регулирования природопреобразущего поведения человека
Преобразующее воздействие человеческой деятельности на биосферу приняло беспрецедентные масштабы. Сравнить его можно только с последствиями геологических процессов. За последние 200 лет площадь лесов уменьшилась вдвое (на леса приходится в настоящее время 26% суши). Ежегодно человек извлекает из недр более 100 млрд. тонн руды, горючих ископаемых и строительных материалов, выплавляет около 800 млн.т различных металлов, производит примерно 60 млн. т неизвестных в природе синтетических материалов. На полях за год рассеивается свыше 400 млн.т минеральных удобрений и до 4 млн.т ядохимикатов. При этом только в водоемы сбрасывается более 600 млрд.куб м промышленных, коммунальных и сельскохозяйственных стоков, нейтрализация которых требует 5-12 кратного разбавления природночистой водой. Только в США в середине 60-х годов было переработано около 4 млрд.т первичного сырья растительного, животного и минерального происхождения. В этой массе вес остаточных материалов составил около 2,3 млрд.т, причем 3/4 их были выброшены в атмосферу. В ФРГ в 1970 году общий объем отходов достиг 260 млн т . Таким образом, при капитализме природа и ее ресурсы жестоко и бессмысленно расхищаюгся. Иначе и не может быть - отношения общества всеобщего отчуждения, где человек противостоит человеку как соперник сопернику, точно так же противопоставляет его природе.
Характер развития производительных сил и социально-экономических отношений детерминирует характер воздействия общества на природу. Способы производства материальных благ и их смена в ходе истории человечества определяют особенности взаимодействия общества и природы. Этот вывод подтверждается историей развития общества. Все антагонистические общественно-экономические формации были нацелены на присвоение, захват, рассматривали природу лишь как склад материалов, сырья, через призму своих частнособственнических интересов. Научно-техническая революция сделала природопреобразовательную практику капитализма еще опаснее, ибо многократно усилила возможности реализации экономических целей капитализма, распространила поползновения империализма на сферу экологии, активизировала поиск империалистическими государствами ресурсов по всему миру. И хотя, по мнению некоторых буржуазных ученых, "модели потребительского поведения начинают реагировать на растущее осознание опасностей, которым подвергаются окружающая среда" , хотя в капиталистических странах проводятся отдельные, и порой существенные, природоохранительные мероприятия, сущность отношений общества частной собственности с природой остается прежней, исключающей сколь-нибудь последовательную планомерность, системность в освоении богатств окружающего мира, а значит, и возможность поставить весь процесс этого освоения на научную основу и оптимизировать его. Указывая на это, К.Маркс писал, что "производство, основанное на капитале... создает систему всеобщей эксплуатации природных и человеческих свойств... природа становится всего лишь предметом для человека, всего лишь полезной вещью... Капитал разрушителен по отношению ко всему этому..." . Социалистическая система природопользования, возникшая с появлением первого в мире социалистического государства, стала складываться как система рационального использования и охраны природы в интересах широких масс трудящихся. Это было практическим проявлением теоретических положений классиков марксизма. Принципы бережного, хозяйского отношения к природе, ее охраны и воспроизводства с целью улучшения условий жизни и здоровья советских людей прочно вошли в систему социалистического природопользования. С первых дней становления Советское государство проявляло огромную заботу о том, чтобы создать подлинно рациональную систему природопользования, основанную на глубоком познании законов природы и их оптимальном использовании. "Человеческие проекты, не считающиеся с великими законами природы, приносят только несчастье" , - обращал внимание В.И.Ленин на слова К.Маркса. При жизни В.И.Ленина было опубликовано 234 декрета и других распоряжений природоохранительного содержания. В этих декретах содержатся почти все основные положения, которые теперь рассматриваются как теоретическая база в деле охраны природы.
Социалистическое природопользование имеет много успехов в деле охраны и рационального использования природных ресурсов. Продолжая развивать положения о коммунистическом отношении человека к природе и конкретизируя их применительно к практике периода развитого социализма, Коммунистическая партия и Советское правительство считают, что научно-технический прогресс должен сочетаться с хозяйским отношением к природе и не должен служить источником опасного загрязнения окружающей среды.
Социально-нравственные проблемы экологии человека как объект современной идеологической борьбы
Суть современной экологической проблемы заключается в том, что на определенной стадии развития цивилизации человечество поставлено перед необходимостью срочно спасать среду своего обитания. Хотя эта необходимость продиктована прежде всего потребностью выжить, все же немалую роль играют здесь социально-нравственные факторы, связанные с ростом народонаселения, с проблемой ресурсов (водных, энергетических, пищевых и т.п.), с воздействием человека на среду и ее защиты, с управлением окружающей средой, с влиянием экологии человека на культуру, традицию, психологию и мораль.
Целый ряд социально-нравственных аспектов экологии человека вытекает из зависимости здоровья человека от состояния среды его обитания, из особенностей адаптации человека в условиях усиливающейся урбанизации, из различных форм социально-психологического и социально-бытового напряжения и утомления современного человека, возникновения новых форм патологии и т.п. Это связано с тем, что окружающая среда в современном мире оказывает непосредственное воздействие на развитие всех человеческих качеств-здоровье и продолжительность жизни, физическое и умственное развитие, жизненный уклад и морально-культурные ценности. Именно в связи с тем, что вопрос о взаимоотношении между средой и человеком связан с характером общественных отношений между людьми, он стал сегодня одним из важнейших вопросов идеологического противоборства между социализмом и капитализмом. Несмотря на глобальный характер экологической проблемы, формы, способы и методы ее решения являются различными при капитализме и социализме.
В настоящее время на Западе существуют две основные полярные концепции экологической проблемы: концепция "экологического оптимизма" и пессимистическая концепция нулевого или ограниченного роста представителей "глобальной экологии", к которой близки многие антитехницистские тенденции этической, гуманистической оппозиции технико-экономическому прогрессу.
Сторонники первой, технократическо-техницистской концепции полагают, что экологический кризис может быть преодолен посредством экологически направленных технологических усовершенствований. Такое представление возникает обычно тогда, когда истоки экологического кризиса усматриваются в сфере самой техники. Сторонники второй концепции исходят из того, что в сфере самой техники и материального производства экологическую проблему не решить и требуется радикальная переоценка всех ценностей, создание на основе "экологической модели" нового субъекта поведения - "экологического человека".
Поскольку взгляды сторонников техницистской концепции хорошо известны, для нас представляет интерес критический анализ взглядов буржуазных ученых, ориентированных на то, чтобы предотвратить кризис буржуазной цивилизации с помощью "тотальной" экологизации общественного сознания и установления пределов роста экономического развития. Сторонники пессимистического, алармистского направления обычно, говоря об экологическом кризисе западной цивилизации, склонны переносить это явление на человечество в целом, закрывая глаза на то, что именно при капитализме научно-технический прогресс способствовал обострению экологической ситуации. Они призывают поэтому все человечество к отказу от всех существовавших до сих пор ценностей, к выдвижению на первый план экологической проблемы и к созданию "экологизированной культуры".
В рамках этой концепции, как верно отмечает И.Т.Фролов, "происходит возрождение на экологической почве ряда утративших свою былую популярность теоретических конструкций типа теории "конвергенции", "постиндустриального общества" и др. Появляются и новые, например, связанная с экологической проблемой концепция "качества жизни". Значит ли это, что основное содержание буржуазных концепций претерпевает коренные изменения? Хотя соображения экологического характера способствуют известной модернизации буржуазного сознания, буржуазным ученым так и не удается "разглядеть" социальную сущность природопользования, социальное происхождение экологических проблем. Более того, остаются неизменными апологетическая сущность и классовая направленность соответствующих экологических построений. И тогда суть их сводится к одному: затушевать социально-экономические и политико-идеологические причины ухудшения состояния природной среды в развитых капиталистических странах, представить в искаженном свете процессы, происходящие в социалистических странах. Например, в рамках экологического варианта теории "конвергенции" предпринимаются усилия, чтобы доказать, что в странах социализма деградация среды приобретает якобы такие же масштабы, которые сейчас наблюдаются в условиях развитых капиталистических государств. Цель этого ясна: доказать, что капитализм может обрести "второе" дыхание, продлить свое существование" .
Именно такова позиция многих членов "Римского клуба", которые, исходя из теории конвергенции, утверждают, что экологическая проблема и способы ее решения одни и те же в капиталистических и социалистических странах. В действительности, экологический кризис и экологические противоречия необходимо рассматривать в ряду других проявлений кризисного состояния капитализма - развитии противоречий государственно-монополистического капитализма; распространении хронической инфляции, росте цен и стоимости жизни, крушении системы регулирования валютных курсов; обострении противоречий между трудом и капиталом; углублении основного противоречия капитализма между общественным характером производства и частной формой присвоения его результатов; обострении социальных противоречий буржуазного общества, росте самосознания трудящихся классов и слоев населения и т.д.; исчерпании ряда внутренних резервов для обеспечения высоких темпов развития экономики; развития на непрочной основе неравноправного обмена в системе капиталистического международного разделения труда; возросшей опасности вооруженных конфликтов и систематической, нарастающей гонки вооружений и т.д.
Некоторые методологические проблемы воспитания экологической культуры в развитом социализме
Коммунизм устраняет из общественной жизни факторы, искажающие гуманистическую сущность культуры, и знаменует, по словам К.Маркса, осуществленный натурализм человека и осуществленный гуманизм природы, действительное разрешение исторически сложившегося противоречия между человеком и природой. Это - состояние исторически зрелого субъекта экологической культуры, гармонизирующего своей деятельностью систему социо-природных взаимосвязей. Экологическая культура здесь непосредственно совпадает с человеческой полнотой и подлинностью отношения к природе в формах практического и духовного ее освоения и является одной из сфер формирования качеств коммунистической личности.
Экологическая культура - это наиболее целостная характеристика личности в ее отношении к природе. Вся совокупность экологических знаний и ценностей, убеждений и ориентации, а также стиль поведения, уклад жизни, уровень экологических потребностей и способы их удовлетворения, характер экологической направленности деятельности выступают критерием культурного развития человека, показателем полноты и богатства внутреннего мира личности. В социалистическом обществе сущность экологической культуры составляет коммунистическое отношение личности к природе, формирование которого является основной задачей природоохранительного образования и воспитания.
В структуре экологической культуры особое место принадлежит нравственному компоненту, который концентрирует в себе наиболее существенные черты общественного и индивидуального отношения к природе. Мораль социалистического общества, исходя из оценки природы как общественного достояния и уникального богатства, всегда соотносит ее с благом человека, с интересами и потребностями всех членов общества. Для коммунистической нравственности не существует антиномии: удовлетворять потребности человека за счет природы или сохранить природу в ущерб благосостоянию людей. Решение этого противоречия она находит в практике социалистического общества, где высшая нравственная ценность человека предполагает и отношение к природе как к самоценности, а гуманное отношение к природе имеет своей целью гуманное отношение к человеку.
В целом можно сказать, что на экологическую культуру (в широком смысле слова) возлагается задача решения экологических проблем и позитивного воздействия на сознание и поведение человека. Она формируется в рамках современной культуры и не может быть изолирована от нее. В данном параграфе нас интересуют вопросы, связанные с воспитанием экологической культуры личности в развитом социализме. Нами сознательно взят акцент именно на эти вопросы, а не вопросы экологического воспитания, поскольку, во-первых, мы полагаем, что понятие "воспитание экологической культуры" шире экологического воспитания, а во-вторых, в настоящее время трудно вообще говорить о последнем как относительно самостоятельной сфере коммунистического воспитания. Существующие в философской литературе суждения о необходимости выделения экологического воспитания как самостоятельного направления в коммунистическом воспитании мы считаем слабо обоснованными, хотя сам термин "экологическое воспитание" в настоящее время широко используется. Так, с точки зрения В.С.Липицкого, "целью экологического воспитания должно быть глубокое осознание людьми идеи оптимального взаимодействия общества и природы (социально-экологического идеала), своей взаимосвязи с природной средой и ответственности за ее состояние, реализующееся в соответствующей деятельности и образе поведения . В данном определении речь, по сути, идет о формировании экологической культуры, которая предполагает и новое отношение к природе (забота о жизни, экологическая ответственность, соответствующее ему мировоззрение, иерархию ценностей и формирование общих принципов деятельности в природном мире и регуляцию (саморегуляцию) поведения человека!
Воспитание экологической культуры призвано в какой-то мере снять возникшие противоречия человека с природой, преодолеть имеющую место отчужденность от нее с тем, чтобы привести человека к "сознательному единению с природой" и выработать у него ответственность за нее.