Содержание к диссертации
Стр.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ОБЪЕКТИВНАЯ НЕОБХОЖМОСТЬ ВЗАИМОСВЯЗИ ФИЛОСОФИИ И ЧАСТНЫХ НАУК
I. В.И.Ленин о союзе философии и
естествознания ...... .*. 14
2. Развитие ленинской идеи союза философии и
частных наук в документах КПСС 40
ГЛАВА П. ФИЛОСОФСКИЕ (МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ) СЕМИНАРЫ - ОБЩЕ-СТВЕННО-НЮБХОдайЯ ФОРМА СОЮЗА ФИЛОСОФИИ И ЧАСТНЫХ НАУК
I. Организация философских (методологических)
семинаров 70
2. Функции философских (методологических)
семинаров 90
ГЛАВА Ш. РОЛЬ ФИЛОСОФСКИХ (МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ) СЕМИНАРОВ В АКТИВИЗАЦИИ, ПОВЫШЕНИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ И КАЧЕСТВА НАУЧЙЫХ ИССЛЕДОВАНИИ
I. Совершенствование деятельности философских
(методологических) семинаров, повышение
эффективности и качества работы 102
2. Некоторые проблемы развития и совершенство
вания деятельности философских (методологи
ческих) семинаров (на примере ленинградских
научных учреждений АН СССР) 126
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 149
БИБЛИОГРАФИЯ 154
Введение к работе
Актуальность проблемы. На ХХУТ съезде КПСС подчеркивалось, что "строительство нового общества без науки просто немыслимо". В процессе коммунистического преобразования общества творческая деятельность вообще и научное творчество в особенности приобретают существенное значение во всех сферах общественной деятельности. Наука занимает ведущие позиции в важнейших областях знания, она становится производительной силой, поэтому вклад каждого ученого в развитие общества возрастает.
Развитие естественных наук, как и любой отрасли человеческих знаний, невозможно без глубокого осмысливания выполненных работ, без правильного определения главного направления дальнейших исследований, без детального анализа всей совокупности явлений, относящихся к данной проблеме или тесно связанных с ней. Когда наука от сбора и описания фактов и процессов переходит к теоретическим выводам, ученый не может обойтись без философских обобщений. Весь вопрос заключается в том, какую философию ученый берет на вооружение: материалистическую или идеалистическую, диалектическую или метафизическую.
Формирование мировоззрения каждого ученого становится актуальной задачей.Она носит всеобщий,а не частный характер. Одним из важнейших моментов формирования личности ученого является понимание и укрепление связи философии с частными науками, творческое применение диалектического материализма в практике научных исследований. Диалектический материализм, возникший в результате исторического развития философии и естествознания,представляет собой единственную философию,опирающуюся на прочный фундамент всей
Материалы ХХУІ съезда КПСС. - М.: Политиздат, 1981,с. 42.
- 4 -современной науки. Марксистская философия является общей методологией всех конкретных наук и позволяет исследователям рассматривать изучаемые ими проблемы с позиций диалектического материализма, ориентироваться в мире сложных и многообразных явлений,преодолевать односторонность в подходе к предмету исследований, отличать главное от второстепенного, необходимое от случайного, выявлять основные критерии и закономерности процессов и явлений.
В материалах июньского (1983 года) Пленума ЦК КПСС отмечено, что "Советское общество вступило в исторически длительный этап развитого социализма; его всестороннее совершенствование - наша стратегическая задача". В условиях обострившейся идеологической борьбы между двумя противоположными социально-экономическими системами, одной из важнейших задач коммунистической партии является совершествование и всех форм идеологической работы, повышение ее эффективности. Важным направлением этой деятельности является борьба против буржуазных, ревизионистских и реформистских концепций. Решающее значение в формировании ученого нашей страны имеет марксистско-ленинское мировоззрение, образующее основу активной жизненной позиции ученого и его трудовой деятельности. В осуществлении поставленных задач большую роль играют такие формы и методы воспитания научной интеллигенции, в которых сочетаются политическая учеба и повышение теоретического уровня научных исследований. К ним относятся философские (методологические) семинары. Решения ШУ,ХХУ,ХХУ1 съездов партии и постановления ЦК КПСС по развитию содержания и организации всей идеологической работы имеют самое непосредственное отношение к совершенствованию работы
Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 14-15 июня 1983 г. - М.: Политиздат, 1983, с.30.
философских (методологических) семинаров. Особое внимание этой проблеме было уделено на июньском (1983 г.) Пленуме ЦК КПСС. В материалах Пленума указано: "И самое важное - общественные науки обязаны неуклонно руководствоваться революционной теорией, умело применять испытанную марксистско-ленинскую методологию научного поиска".
Важность задачи формирования марксистско-ленинского мировоззрения, развития способности к самостоятельному творческому мышлению и коммунистического сознания у советских людей была еще раз
подчеркнута в речи Генерального секретаря ЦК КПСС товарища
р К.У.Черненко на Пленуме ЦК КПСС 10 апреля 1984 года.
Решения партии нацеливают на совершенствование форм и методов идеологической работы, форм осуществления и дальнейшего развития союза философии с частными науками. Значение философских (методологических) семинаров как формы работы с научной интеллигенцией отмечены в докладе на июньском (1983 г.) Пленуме ЦК КПСС Они содействуют выбору оптимальных направлений дальнейшего развития науки, развитию и укреплению союза марксистско-ленинской философии и частных наук, способствуют формированию и углублению коммунистического мировоззрения научных кадров, сознательному применению марксистско-ленинской диалектики, повышению качества проводимых исследований, уровня преподавания естественных, общественных и технических наук.
Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 14-15 июня
1983 г. - М.: Политиздат, 1983, с.34.
Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 10 апреля 1984 г.
М.: Политиздат, 1984, с.18.
Пленум Центрального Комитета КПСС, 14-15 июня 1983 г.: Стеногр.
отчет. - М.: Политиздат, 1983, с.41.
- б -
Философские (методологические) семинары являются объективно-необходимой, эффективно-организационной формой развития и укрепления союза марксистско-ленинской философии и частных наук. В них находят свое отражение ленинские положения о союзе философии и естествознания, о сознательном овладении философией марксизма и использовании диалектического и исторического материализма в практике научных исследований, о поиске организационных форм такого союза, без чего нельзя добиться действительного и устойчивого прогресса ни в области частных наук, ни в сфере самой философии. В то же время, наряду с другими существующими формами, они являются наиболее эффективной формой идеологической работы среди научной интеллигенции. Организационно философские (методологические) семинары включены в систему марксистско-ленинского образования. В материалах ХХУІ съезда КПСС философские (методологические) семинары характеризуются как конкретная форма "творческой постанов-
р ки партучебы в ряде производственных коллективов" страны.
В настоящее время философские (методологические) семинары завоевали большой авторитет среди научных работников и преподавателей вузов. Об этом свидетельствует динамика роста их количества и растущая популярность среди научной и творческой интеллигенции.
Степень разработанности проблемы. Многообразные функции и задачи философских (методологических) семинаров постоянно привлекают внимание исследователей. За последнее время опубликован ряд работ, посвященных деятельности семинаров г.г. Москвы, Ленинграда, Новосибирска и других городов страны, которые являются значительным вкладом в теоретическое обобщение опыта работы
1 Материалы ХХУІ съезда КПСС. - М.: Политиздат, 1981, с.76.
семинаров в различных регионах СССР. В этих работах постоянно развивается и качественная сторона проводимых исследований, изучаются новые и малоизученные аспекты этой проблемы.
Вопросы формирования марксистско-ленинского мировоззрения трудящихся, в том числе у научных работников и преподавательских кадров вузов, составляющие существенную сторону работы философских (методологических) семинаров, нашли отражение в выступлениях Генерального секретаря ЦК КПСС товарища К.У.Черненко и члена Политбюро ЦК КПСС, первого секретаря МГК КПСС товарища В.В.Гришина. В разработку практических и теоретических аспектов деятельности семинаров сделали вклад партийные работники: товарищи В.А.Медведев, А.М.Роганов, Р.Г.Яновский и др. Значительное теоретическое и практическое развитие актуальных аспектов этой проблемы внесли советские ученые, академики А.П.Александров, В.А.Амбарцумян, Н.И.Вавилов, С.И.Вавилов, В.Л.Гинзбург, Н.П.Дубинин, Л.Ф.Ильичев, Б.М.Кедров, Ф.В.Константинов, М.Б.Митин, Ю.А.Овчинников, Н.Н.Семенов, П.Н.Федосеев, В.А.Фок и др., члены-корреспонденты Э.А.Асра-тян, Ю.А.Дцанов, М.Э.Омельяновский, Г.Л.Смирнов и др.
Методологическим аспектам и специально-научным вопросам союза философии и естествознания посвящены работы советских философов: П.В.Алексеева, Л.Б.Баженова, В.Н.Боряза, В.С.Готта, К.Х.Делокарова, А.Я.Ильина, В.В.Казготинского, Ю.В.Сачкова, Э.П.Семенюка, Е.Ф.Солопова, Л.Н.Суворова, А.Д.Урсула, В.П.Чекури-на, Г.Х.Шингарова и др.
Проблема союза марксистско-ленинской философии, естественных и общественных наук ими исследовалась в различных аспектах: прежде всего - рассматривается значение идеи В.И.Ленина о союзе философии и естествознания для их взаимного обогащения и развития. В работах советских ученых дается партийная критика современной
буржуазной идеологии, немарксистских концепций развития науки. Показаны пути и методы формирования научного мировоззрения, коммунистического сознания ученых и преподавателей высшей школы; определены задачи развития диалектико-материалистической методологии на современном этапе, методы совершенствования различных форм идейно-политического образования и воспитания трудящихся масс.
Зарубежные ученые, например, Народной Республики Болгарии, Германской Демократической Республики и других стран также уделяют внимание этим вопросам.
Однако, имеется еще ряд мало исследованных аспектов этой многоплановой проблемы. Так, например, недостаточно рассмотрены задачи философских (методологических) семинаров в содействии развитию науки и ускорению научно-технического прогресса в условиях зрелого социализма, их мировоззренческая, идеологическая, идейно-воспитательная функции, связь этих функций с функциями философии и другие вопросы.
Цель исследования: показать роль философских (методологических) семинаров в укреплении связи философии с частными науками, как формы идеологической работы с научными кадрами, способствующей развитию науки и воспитанию научной интеллигенции.Достижению цели работы способствовало решение следующих задач:
I. Исследовать развитие союза философии и естествознания в условиях зрелого социализма, как последовательное внесение марксистской идеологии в сознание научных кадров и роль философских (методологических) семинаров в этом процессе.
Работы некоторых авторов указаны в библиографии.
2. Показать природу и функции философских (методологических) семинаров, как особую форму идейно-теоретической деятельности высшего звена партийно-политической учебы квалифицированных научных кадров, путем анализа деятельности московских и ленинградских учреждений АН СССР, Сибирского отделения АН СССР и других научно-исследовательских организаций и высших учебных заведений, представляющих наибольший интерес при исследовании этой проблемы, так как в настоящее время имеется достаточная неоднородность, неодинаковый уровень развития философских (методологических) семинаров.
Идейно-теоретической и методологической основой исследования послужили труды классиков марксизма-ленинизма, относящиеся к данной проблеме, Программа КПСС, материалы съездов партии, Пленумов и постановлений ЦК КПСС. Наряду с другими методологическими принципами философии особую роль играет методологический принцип союза философии и естествознания, обоснованный В.И.Лениньм.При написании диссертации были изучены и проанализированы работы советских философов, крупнейших ученых-естествоиспытателей, в которых содержится разработка проблем методологических семинаров и союза марксистско-ленинской философии с частными науками.
Научная новизна исследования заключается в том, что в нем:
показано значение ленинского учения о союзе философии и частных наук на основе теоретического обобщения опыта деятельности философских (методологических) семинаров в условиях зрелого социализма;
показана роль КПСС по постановке задач, определению функций и совершенствованию деятельности философских (методологических) семинаров;
исследована деятельность философских (методологических) семинаров, как одной из практически существующих форм союза
диалектико-материалистической философии и частных наук, проанализированы основные тенденции развития семинаров;
показана специфика деятельности философских (методологических) семинаров, особенность решаемых ими задач, выполняемых функций и взаимосвязь функций семинаров с основными фундаментальными функциями философии;
обосновано практическое значение семинаров в решении задач, определенных в партийных документах.
Объект исследования. Рассматривалась система философских (методологических) семинаров, как особая форма реализации союза марксистско-ленинской философии и частных наук в современных условиях, позволяющая сочетать идейно-политическое воспитание с научно-исследовательской деятельностью среди высококвалифицированной научной интеллигенции. Исследовались данные о деятельности философских (методологических) семинаров в НИИ и вузах городов Ленинграда, Москвы, Новосибирска, Казахской ССР и других регионов страны.
В качестве конкретного материала преимущественно использованы: Архив Центрального Совета философских (методологических) семинаров при Президиуме АН СССР, отчеты о деятельности философских (методологических) семинаров, различные методические материалы и нормативные документы. Относительно регионального ограничения необходимо принять во внимание, что в каждом научном центре, городах и национальных республиках имеется большое количество семинаров, поэтому нет возможности проанализировать их деятельность в одной работе. Исследование деятельности философских (методологических) семинаров отдельных регионов страны осуществлялось на основе широкого анализа и обобщения статистических данных, учебных планов, материалов, характеризующих состояние и результативность,
- II -
эффективность работы семинаров.
Научно-практическое значение исследования. Результаты данного исследования представляют интерес для руководителей и консуль тантов философских (методологических) семинаров, их слушателей, пропагандистов, научных работников и работников партийных комитетов, занимающихся вопросами партийной учебы и науки. Практическое значение данное исследование имеет для преподавателей марксистско-ленинской философии. В работе сделаны обобщения и выводы, выработаны соответствующие рекомендации, направленные на совершенствование работы философских (методологических) семинаров, повышение их эффективности в формировании марксистско-ленинского мировоззрения научных кадров и проведении научных исследований.
Анализ деятельности философских (методологических) семинаров позволяет выработать обоснованные и конкретные рекомендации по проведению организационных мероприятий, направленных на совершенствование структуры системы семинаров, принципов организации и управления. Сформулировать предложения, нацеленные на повышение качества работы философских (методологических) семинаров, на достижение в их работе уровня органического единства философско-ме-тодологических аспектов специальных проблем. Поставить вопросы, требующие теоретической разработки, которые имеют значение для дальнейшего совершенствования деятельности системы философских (методологических)семинаров.
Апробация исследования. Основные результаты проведенного исследования отражены в тезисах докладов "Философские (методологические) семинары-форма реализации ленинской идеи союза философии и естествознания" на конференции "Философские (методологические) семинары: опыт, проблемы, перспективы развития" (Новосибирск, 1984 г.) и "Роль философских (методологических) семинаров в
формировании мировоззрения научных и преподавательских кадров" на научно-практической конференции "Роль активных форм и методов в повышении качества и результативности марксистко-ленинского образования" (1984 г.) пропагандистов Бабушкинского района г.Москвы.
Диссертация обсуждалась на заседании кафедры философии Московского государственного педагогического института им.В.И.Ленина (1984 г.). Основное содержание диссертации опубликовано в двух научных статьях.
Структура диссертации. Диссертация изложена на 189 страницах машинописного текста и состоит из введения, трех глав, заключения. В том числе к тексту диссертации прилагается список библиографической литературы, содержащий 329 наименований, на 36 страницах. Все рассмотренные вопросы в диссертации логически связаны и последовательно изложены в работе. К.Маркс и Ф.Энгельс установили общие закономерности взаимосвязи философии и частных наук. В.И.Ленин в ряде философских работ развил учение диалектического материализма, обосновал союз философии и естествознания, сформулировал основные положения о необходимости сознательного применения принципов диалектического материализма учеными-естествоиспытателями в практической деятельности. Это новый - ленинский этап в развитии марксистско-ленинской философии.
Творческое развитие идеи В.И.Ленина о союзе философии и частных наук нашло свое воплощение в Программе КПСС и в решениях съездов партии, Пленумов ЦК и постановлениях ЦК КПСС. В них содержится глубокая и всесторонняя дальнейшая разработка материалистической диалектики и на этой основе определены основные направления научных исследований, повышения их эффективности. В работе рассмотрение партийных документов в основном ограничивается периодом проведения ХХУІ съезда КПСС и подготовки к проведению ХХУП съезда
- ІЗ -
КПСС потому что:
во-первых, именно в этот период в документах партии уделяется максимальное внимание роли философских (методологических) семинаров;
во-вторых,были достигнуты наиболее совершенные формы работы философских (методологических) семинаров и потребовалось обобщить и распространить этот опыт работы.
Некоторые вопросы теоретического характера и практической деятельности философских (методологических) семинаров рассмотрены в последующих разделах диссертации.