Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Познавательные способности сердца: религиозно-философская традиция и современные интерпретации Хвастунова Юлия Викторовна

Познавательные способности сердца: религиозно-философская традиция и современные интерпретации
<
Познавательные способности сердца: религиозно-философская традиция и современные интерпретации Познавательные способности сердца: религиозно-философская традиция и современные интерпретации Познавательные способности сердца: религиозно-философская традиция и современные интерпретации Познавательные способности сердца: религиозно-философская традиция и современные интерпретации Познавательные способности сердца: религиозно-философская традиция и современные интерпретации Познавательные способности сердца: религиозно-философская традиция и современные интерпретации Познавательные способности сердца: религиозно-философская традиция и современные интерпретации Познавательные способности сердца: религиозно-философская традиция и современные интерпретации Познавательные способности сердца: религиозно-философская традиция и современные интерпретации
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Хвастунова Юлия Викторовна. Познавательные способности сердца: религиозно-философская традиция и современные интерпретации : Дис. ... канд. филос. наук : 09.00.01 : Барнаул, 2005 131 c. РГБ ОД, 61:05-9/583

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Место сердца в религиозном познании мира 15

1 . Методологические особенности исследования проблемы сердца в науке и философии 15

2. Сердце в даосском учении 25

3. Концепция «сердечного познания» в индуизме 35

4. Исихазм и его видение сердца 46

Глава II. Сердце и его познавательный потенциал в русской и западной философской традициях 58

1. Сердце как объект анализа в русской религиозной философии 58

2. Особенности «сердечного познания» в западной философии: Б. Паскаль, М. Шелер, Т. де Шарден, П. Сорокин 78

Глава III. Познавательные способности сердца, в свете современной естественнонаучной и философской мысли 89

1. Сердце - психофизиологический центр личности 90

2. Сердце как орган эмоционально-когнитивного и духовно-нравственного познания 98

3.Интегральная философская модель сердца 111

Заключение 121

Список литературы 125

Введение к работе

Актуальность диссертационного исследования

В настоящее время многие ученые в мире занимаются исследованиями причин кризиса современной техногенной цивилизации. При этом основное внимание уделяется проблемам политики, экономики, экологии и т.п. Перечень глобальных проблем велик, но суть не в том, чтобы находить все новые их аспекты, а в том, чтобы вычленить основную доминанту (порождающую причину) техногенного кризиса. Одной из таких причин является духовное (нравственное) неблагополучие человека и общества в целом. Поэтому в первую очередь необходимо обратиться к нравственно-этической стороне кризиса, охватившего общество. К сожалению, человек XXI века все более проявляется как личность с гипертрофированным интеллектом и недостатком таких качеств как сердечность, отзывчивость, способность к самопожертвованию. Современная наука, игнорирующая тему сердца, привела к формированию бессердечного интеллектуализма и технократизма. Для последнего же порой не существует категорий нравственности, совести, уважения к человеческому достоинству. Отсюда — сомнительные эксперименты с геномом человека, практически бесконтрольные операции по пересадке органов и перемене пола. Все это чревато гибелью человеческой цивилизации. Еще русский религиозный философ И.А. Ильин писал: «Мышление без сердца .[...] оказывается бесчувственным, равнодушным, релятивистским (Все условно! Все относительно!), машинообразным, холодным и циничным...»[65, с.96]. Поэтому сегодня, как никогда ранее, ученым полезно обратиться к

4 религиозной философии и к религиозным традициям различных народов, где проблемы нравственных устоев жизни и сердца как оси моральной личности, всегда стояли и стоят на первом месте. Так, много указаний, свидетельствующих о важной роли сердца, сохранилось в религиозных традициях. В даосизме сердце «синь» - это эмоционально-гносеологический центр личности; в индуизме - «хридая» - глубинное сокровенное вместилище духа - атмана; у суфиев - калб - важнейший орган человека, обеспечивающий целостность познания;- в исихазме говорится об умном сердце; а в буддизме - праджня - парамитой - «сердечное познание» и т.д. Обращаясь к этим фактам, философия сегодня должна поставить своеобразный кантовский вопрос: как возможно такое сердечное познание, единодушно признаваемое сторонниками различных религиозных учений?

Внутри самих наук, изучающих сердце, сегодня также накапливается все больше фактов, которые требуют обстоятельного гносеологического осмысления. Это касается особой роли сердца в информационном обеспечении жизнедеятельности организма, соотношения физиологического сердца с душевно-духовным. Такой вопрос тем более закономерен, если учесть, что сердце признается важным органом самопознания и познания других «я» не только в религии, но и в философии, и в психологии. В целом, сердечное познание — это такая тема, которая должна рассматриваться комплексно, с обобщением всего массива фактов и концепций, начиная с религии и заканчивая естественнонаучными дисциплинами, и, конечно, особую роль в таком синтезе знаний призвана сыграть философия.

Кроме того, и в современной медицине накопилось достаточное количество фактов, требующих самого пристального внимания к проблеме сердца. Очень остро стоит проблема реабилитации сердечников после аортокоронарного шунтирования и пересадки сердца; открытым остается вопрос о его клонировании или замене на искусственное сердце. Так, ученые сегодня не могут гарантировать возврат к полноценному образу жизни на долгий срок и оптимальное психическое (душевно-духовное) здоровье тому,

5 кому пересадили сердце. Чем больше мы будем знать о сердце, тем лучше и качественнее сможем ответить на ряд вопросов, интересующих человечество с древних времен. Например, почему абстрактные знания не делают человека лучше, добродетельней? Почему возможен феномен злого гения? Почему человек так несчастлив в этом мире, который отечественный философ Г.С. Батищев называет «объектно-вещная цивилизация»? Откуда у одних есть вера в сердце, а у других ее нет? Словом, как сказал Б. Вышеславцев, нам необходимо преодолеть «склероз сердца, которым поражена вся современная цивилизация» [29,с.74]. Степень разработанности проблемы

Ценные положения о роли сердца в жизни человека содержатся в книгах и трактатах, относящихся к религиозным традициям. Так непосредственными источниками исследования стали религиозные трактаты, авторство которых приписывается таким мудрецам как: Лао Цзы («Дао дэ Цзин»), учитель Чжуан («Чжуан Цзы»), Чжио Би Цянь, Сун Цзянь и Инь Вэнь. Феномен сердца был также рассмотрен в книгах философов древней Индии, таких как «Бхагавадгита» и Упанишады. Обстоятельное обсуждение проблемы сердца, основанное на интерпретации классических индийских текстов, можно найти в работах ученых востоковедов: А. Я. Сыркина, Б. Л. Смирнова, А. Каменской, В. В. Антонова, В. С. Семенцова, А. А. Маслова, Е. А. Торчинова и т.д. В диссертации были использованы работы современных философов - востоковедов: В. В. Бродова, Н. В. Исаева, В. В. Малявина, Т. П. Григорьевой, С. Чаттерджи, Ян Хин Шуна, С. Радхакришнана, А. Е. Лукьянова, а также работы Мирча Элиаде.

Мистическая линия в понимании феномена сердца и его роли в познании Бога, мира и человека была представлена в трудах исихастов: Исаака Сирина, Макария Египетского , в работах Иоанна Дамаскина ,

Исаак Сирин Слова подвижнические //Букварь школьника. Сотницы. Начала познания вещей божественных и человеческих. М., 2001 - 704 с. Макарий Египетский Новые духовные беседы. М., 1990.

Максима Исповедника1, схимонаха Иллариона2, Григория Паламы3, Симеона Нового Богослова4, Иоанна Кронштадского5, в работах Нила Сорского и Максима Грека, Иоанна Дамаскина, Иоанна Мейендорфа, Игнатия Брянчининова8, работы монахов — исихастов, представленные в «Добротолюбии», а также труды Паисия Святогорца (Эзнепизис)9и Феофана Затворника10.

Феномен сердца в классической западной философской мысли исследован довольно скудно. Научная исследовательская мысль в таких своих направлениях как позитивизм и марксизм обнаружила полное равнодушие к проблеме сердца.

Следует отметить работу западного философа Б. Паскаля11 «Мысли», где дана характеристика «логики сердца "ordre du coeur"», раскрывающая экзистенциальное понимание сердца, а также рассмотрено соотношение разума и сердца. Бесспорно, Блез Паскаль явился своеобразным первооткрывателем философской проблематики сердца, которую и подхватили несколько позже русские религиозные философы.

3 Иоанн Дамаскин Точное изложение православной веры. М., 1997.

1 Максим Исповедник Полное собрание сочинений в 2 т.., 1993.

2 Схим. Илларион На горах Кавказа. Издание 4-е., Воскресение. СП б., 1998.

3 Григорий Палама Триады в защиту священнобезмолвствующих в 3-х т.
М.,1994.

4 Симеон Нового Богослов «Слово о вере», «Слово о трех образах молитвы»//
Букварь школьника. Сотницы. Начала познания вещей божественных и
человеческих. М., 2001 — 704 с.

5 Иоанн Кронштадский Моя жизнь во Христе: Мысли христианина. Барнаул,
1999.

6 Иоанн Дамаскин Точное изложение православной веры М., 1997.

7 Иоанн Мейендорф Введение в святоотеческое богословие. Рига, 1992.
Жизнь и труды святителя Григория Паламы СП б., 1991. История церкви и
восточно-христианская мистика М., 2000.

8 И. Брянчининов. Сочинения еп. И. Брянчининова. М., 1991.
'Паисий Святогорец (Эзнепизис) Слова в 2 т. Салоники - Москва.2002.

10 Феофан Затворник Полное собрание писем в 2 т. Паломник, 1994.

11 Паскаль Б. Мысли М., 1994.

Наиболее исследованной данная проблематика предстает в русской религиозной мысли XIX - начала XX века. Тема сердца (например, анализ и систематизация идеи сердца в Библии) развивалась в философских учениях славянофилов И.В. Киреевского и А.С. Хомякова. Одной из значительных классических работ является труд Б.П. Вышеславцева1 «Сердце в христианской и индийской мистике», а также «Значение сердца в философии и религии». Он один из первых провел религиоведческий анализ феномена сердца, сравнив традиции его осмысления'в индуизме и христианстве.

Разные аспекты темы сердца раскрывали крупные русские религиозные мыслители - И.А. Ильин2, П.Д. Юркевич3, П.А. Флоренский4, В.В. Зеньковский5, С.Л. Франк6. К исследованию проблематики сердца, в рамках религиозной философии, одним из первых проявил интерес М.М. Тареев7, но его работы практически не переиздавались, и, безусловно, его можно считать одним из родоначальников «философии сердца» в русле православного учения. М. М. Тареев развивает идею сердца как некоего центра человеческой личности, способного воспринять веру, дающего познания Божественного мира. Сердце, по М.М. Тарееву есть орган, в котором совмещаются две разнородные стихии: небесная и земная. Человек по сути своей антиномичен, и эта антиномия лежит в глубине его сущности, в его сердце. Тареев, как и все вышеуказанные отечественные мыслители, отдает

1 Вышеславцев Б.П. Сердце в христианской и индийской мистике. Значение
сердца в философии и религии.//Путь № 1 .сент. 1925.

2 Ильин И.А. Путь к очевидности. М., 1993. Аксиомы религиозного опыта
М., 1993.

3 Юркевич П.Д. Философские произведения. М., 1990.

4 Флоренский П.А. Сочинения в 4 т. М., 1998. Иконостас М., 1993. Имена М.,
1998.

5 Зеньковский В.В. Принципы православной антропологии. Основы
христианской философии. М., 1992.

6 Франк С.Л. Реальность и человек СП б., 1997. Предмет знания об основах и
пределах СП б.,1995. Духовные основы обществам., 1992.

7 Тареев М. М. Основы христианства в 4-х т. Сергиев Посад, 1908.

8 предпочтение «сердечному», интуитивному познанию, ставя его выше рассудочного, по крайней мере в религиозной сфере.

Феномен сердца рассматривается А.Ф. Лосевым в его работе «Личность и Абсолют», где сердце является одним из важных компонентов триады - «точкой абсолютной интеллигенции». Оно есть источник, из которого проистекают чистый Ум (сверх-логического характера) и чистое Стремление.

. Особое внимание феномену сердца уделил еп. Лука Войно-Ясенецкий , написавший работу «Дух. Душа и Тело», где выделил основные функции сердца в библейском тексте и сопоставил их с современными медицинскими данными.

К одним из выдающихся современных мыслителей, чье творчество явилось своеобразным синтезом различных гуманитарных дисциплин, необходимо отнести Питирима Сорокина3. Он внес существенный вклад в исследование общественных отношений и, в частности, в изучение феномена альтруистической любви и деятельной, сердечной нравственности.

В западной философской мысли одним из наиболее крупных мыслителей XX века является Макс Шел ер4, который писал о «логике чувства», противопоставляя ее «логике интеллекта». М. Шелер развивал интегральную концепцию человека, где упор делается на пробуждении чувства нравственных ценностей, например, чувства любви. Он утверждал, что глубинным основанием человеческого существа является не разум, не воля, а чувства и эмоции. Немецкий мыслитель касается проблемы сердца в таких трудах как «Ordo amoris», «Положение человека в космосе», «Формы

1 Лосев А.Ф. Личность и Абсолют. М., 1999 - 719 с.

2 Еп. Лука Войно-Ясенецкий. Дух. Душа и Тело М., 1997.

3 Сорокин П. Социальная и культурная динамика СП б., 2000. Человек.
Цивилизация. Общество М., 1992. Главные тенденции нашего времени М.,
1997. Дальний путь. Автобиографический роман. Сыктывкар, 1991.

4 Шелер М. Избранные произведения. М., Гнозис, 1994.

9 знания и общество», «Формализм в этике и материальная этика ценностей» и других.

На основе восточной религиозно-философской традиции особое понимание сердца и сердечного познания было дано в работах Е.П. Блаватской, Н.К. и Е.И. Рерихов и в учении Живой Этики в целом.

В современный период феномен сердца исследовался философом С.С. Хоружим1 в русле теоретического осмысления исихастского учения о синергии. Для целостного философского истолкования проблемы сердца важны также теоретические работы Б.В. Маркова , Г.С. Стрельцовой , Л.Г. Апенышевой.

Важный теоретический естественнонаучный материал, касающийся сердца, содержится в работах таких авторов как В.И. Шумаков, А.И. Поликарпов, Д.Л. Длигач, Б.С. Кулаев, Н.Н. Богданов, B.C. Гасилин, Л.Э. Этинген, Д.А. Авдеев, М.Д. Гурьев, В.Т. Невярович. В настоящий момент в области медицины появляется все больше доказательств важности сердца в бытии личности и всей ее познавательной деятельности. Ученые соединяются в междисциплинарные сообщества по исследованию сердца, нарастает число публикаций, где оно предстает не только в своей физиологической, но и психологической и когнитивной функциях. Важным дополнением к теоретической базе работы явилась медицинская клиническая статистика, данные кардиологии и смежных с ней наук. Особенно важным эмпирическим материалом для философских обобщений, касающихся сердца, служат работы таких исследователей как Ф. Алев, Д.Б. Тожиев, Ю.А. Замотаев, Ю.В. Мандрыкин, В.А. Косов.

1 Синергия. Проблемы аскетики и мистики православия./ ред. С.С. Хоружего.
М., 1998.

2 Марков Б.В. Философская антропология: Очерки истории и теории СП б.,
1997. Философская антропология. СП б., 1997.

3 Стрельцова Г.С. Паскаль и европейская культура М., 1998. Блез Паскаль М.,

1979.

10 Не смотря на такую широкую панораму работ, исследования феномена сердца еще далеко не закончены. Во-первых, пока отсутствуют систематические исследования, где обобщались бы данные по сердцу религиозного, философского и научно-экспериментального характера. Во-вторых, практически отсутствуют работы методологического плана, где исследовались бы границы научно-рационального познания феномена сердца и возможность его синтеза с внерациональными формами постижения бытия. В-третьих, мало разработанными, но исключительно актуальными являются темы сердца в искусстве и в повседневном бытии человека. Данная диссертационная работа предполагает разработку первого из вышеотмеченных аспектов и ориентируется в первую очередь на обобщение и систематизацию теоретико-познавательного материала, накопленного по проблеме сердца в разных культурных и религиозно-философских традициях.

Объектом диссертационного исследования являются представления о сердце в религии, философии и современной науке.

Предмет исследования - место и функции сердца в познавательной деятельности человека, представленные в религиозных, философских и научных концепциях.

Целью диссертационной работы является доказательство правомерности и необходимости включения феномена сердца в состав современных гносеологических и антропологических исследований, без чего целостное понимание человека и закономерностей его познавательной деятельности оказывается невозможным. Достижение поставленной цели требует решения следующих задач:

  1. выявить и сопоставить представления о познавательных функциях сердца в восточной и западной религиозной мысли;

  2. определить основные гносеологические функции сердца на материале его философских исследований в XIX - XX вв.;

  1. проанализировать, насколько религиозно-философские представления о сердце (и прежде всего его познавательных функциях) согласуются с современными естественнонаучными и медицинскими данными;

  2. наметить дальнейшие пути синтетического научно-философского исследования сердца.

Теоретико-методологическая база диссертации

Методология данного исследования определяется поставленными целью и задачами. Методологическим основанием работы является диалектический метод - принцип всесторонности рассмотрения предмета, принцип развития, принцип постижения предмета в единстве его противоположных свойств, структур и тенденций. Используется также принцип дополнительности Нильса Бора, согласно которому рациональные интерпретации дополняют привлечением данных из внерациональных форм постижения. В работе также использованы элементы герменевтического и компаративистского подходов, а также метод проблемно-теоретической историко-философской и историко-религиоведческой реконструкций. Привлекались также метод сравнительного анализа и метод «косвенной ассоциации» по П. Сорокину. Методологически значимыми для диссертационного исследования явились теоретические идеи о месте и функциях сердца в познавательной деятельности, представленные в трудах С.С. Хоружего, Г.С. Стрельцовой, Г.С. Батищева, Б.В. Маркова и А.В. Иванова. В третьей главе работы использован гипотетико-дедуктивный метод с фактологической проверкой следствий из выдвигаемой гипотезы.

Новизна научного исследования заключается в следующем:

1. Доказана диалектическая противоречивость сердца, как объекта философского анализа, в котором теснейшим образом переплетены физиологические и психологические функции, материальные и

12 идеальные процессы, личное и сверхличное содержание. Это делает сердце особо сложным объектом рационального осмысления.

  1. Показана близость в понимании сердца и «сердечного познания» в восточных и западных религиозных учениях (оно трактуется как важнейший орган познания, Богопознания и как онтологический центр личности).

  2. Дан комплексный анализ философии сердца в западной и русской философских традициях. Выявлены следующие познавательные функции сердца: функция Богопознания, самопознания и эмпатии, как эмоционального познания другого «я».

  3. Показана связь физиологического и духовного аспектов сердца, где, в частности, прослеживается отчетливая корреляция между физическими заболеваниями сердца, психоэмоциональной дезинтеграцией личности и духовно-нравственными проблемами современного общества.

  4. На основе диалектической методологии интегрирован философский, религиозный и научный аспекты изучения феномена сердца. Предложена интегральная модель сердца как многоуровневой системы, имеющей физиологическое, психическое и духовное измерения.

Основные положения диссертации, выносимые на защиту

1. Наиболее ярко и полно феномен сердца и сердечного познания были рассмотрены в следующих религиозных традициях Запада и Востока: даосизме, индуизме и исихазме. Эти традиции обнаруживают сходство в понимании сущности и познавательных функций сердца: сердечное познание генетически предшествует интеллектуальному, а в функциональном плане необходима гармония сердца и разума. В экзистенциальном плане сердце представляет собой носитель глубинных духовно-психических качеств личности. Такой взгляд находит определенное подтверждение в современной науке.

  1. Специфика сердечного познания, наиболее систематически проанализированная в русской религиозной философии, заключается в следующем: во-первых, сердце является важнейшим органом Богопознания и самопознания, а также познания других человеческих «я». Оно обладает собственной «логикой чувств», не уступающей логике интеллекта, и играет важную роль в нравственном познании.

  2. На основе физиологических, медицинских и психологических исследований деятельности сердца правомерно выделить три уровня его деятельности: 1) психофизиологический; 2) эмоционально-познавательный; 3) духовно - нравственный. Два последних уровня деятельности носят когнитивный характер с отчетливо выраженной интуитивной доминантой.

  3. Игнорирование роли сердца в психоэмоциональном и познавательном бытии человека, что было характерно для узко материалистического и атеистического научного дискурса двух последних веков, обернулось многими деструктивными экзистенциальными и социокультурными явлениями, характерными для современности.

Практическая значимость полученных результатов

Материалы, представленные в диссертации, могут быть использованы при разработке таких курсов как гносеология, этика и аксиология, история русской философии, философия религии, религиозная антропология. Результаты работы могут быть положены в основу теоретического курса по истории религиозной гносеологии, элективных курсов по религиоведению и культурологии в вузах и факультативных занятий в средних школах. Теоретические положения диссертации были использованы при разработке лекций по религиозной философии и проведении факультативов и семинарских занятий по русской религиозной философии, этике, антропологии и истории религий. Апробация работы

14 Основные положения данной диссертационной работы излагались автором на российских, региональных и вузовских научных конференциях: «Интеллектуальный потенциал молодых ученых России» (АлтГУ, 2003 и 2004 гг.); «Евразийство: теоретический потенциал и практические приложения» (АлтГУ, 2004 г.), на семинарах аспирантов кафедры философии естественных факультетов, науки и техники АлтГУ. Структура и основное содержание работы

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

Методологические особенности исследования проблемы сердца в науке и философии

Современная гносеология уделяет большое внимание мозгу как материальному носителю познавательных способностей человека, но необходимо признать, что важным физиологическим основанием психики и сознания, и в частности познавательной деятельности следует признать не только мозг, но и сердце.

Во-первых, роль мозга не является абсолютно доминирующей и единственной, поскольку в организме человека существует несколько центров по переработке информации. Кроме того, в обыденном опыте роль мозга характеризуется некоторою ограниченностью, а сердце постоянно проявляет себя в повседневной жизни. В современной философии и науке накопилось значительное количество фактов, свидетельствующих о крайней важности проблемы сердца вообще и «сердечного познания», в частности.

Во-вторых, накопленный объем знаний, предоставляемый разными религиозными и философскими традициями, в частности русской религиозной философией, явственно свидетельствует об определенной сходности (идентичности) понимания роли, функций и структуры сердца. Такой огромный и практически одинаковый исторический опыт многих культурных традиций явно не может быть признан абсолютным заблуждением. Об этом мы еще будем подробно говорить ниже.

В-третьих, современная наука уже экспериментально открывает новые данные о роли сердца в психическом бытии и познавательной деятельности личности. Следовательно, современная гносеология не должна игнорировать сердце и те факты, которые накоплены о нем в разных культурных традициях и сферах культуры. Они требуют своего философского анализа и обобщения. Игнорирование же темы сердца в философии — это косвенное поощрение разнообразных иррационалистических спекуляций вокруг данной темы, что свойственно низкопробной оккультно-мистической литературе, заполнившей книжные прилавки.

В данной диссертационной работе не ставится целью апеллирование к личному опыту, интуиции и интроспекции, а предполагается принятие рационально-отстраненной философской установки относительно такого объекта исследования, каким является сердце.

Наша исходная методологическая позиция здесь вполне кантовская. Мы хотим получить ответ на вопрос: «Как возможны разнообразные познавательные функции сердца, представленные в различных религиозных и философских концепциях прошлого, если их исследовать с высоты современной науки и философии?»

Классическая рационалистическая гносеология уделяла явно недостаточное внимание таким формам познания как интуитивное самоуглубление, мистическое озарение, созерцание, эмпатия, неразрывно связанным с человеческим сердцем. Но при этом всегда имплицитно подразумевалось, что истинное познание есть нечто большее, чем деятельность интеллекта, а познавательный процесс не ограничивается лишь рассудочно-рациональным постижением действительности. Рассудок, связанный с работой мозга, характеризуется в первую очередь переработкой информации, передаваемой внешними органами чувств. Рассудочно-рациональное постижение мира всегда имеет прежде всего аналитический характер познания, когда объект исследуется по частям, с абстрагированием от многих сложных связей и отношений. Сердце же, как свидетельствуют . многочисленные данные религиозного и философского опыта, обладает способностью интуитивно схватывать предмет познания в его целостности и многообразных связях с другими объектами. Такой способ познания характеризуется созерцательностью, и весьма опосредованной связью с вербальными способностями нашего сознания. Показательно, что такому самоуглубленному и молчаливому сердцу в различных традициях Востока и Запада приписываются вполне определенные познавательные функции: это и функция Богопознания, и самопознания, и, наконец, познания другого «я», связанные с непосредственным эмоциональным постижением предмета, даром как бы непосредственно «вживаться» в него. Отсюда вытекают и все последующие существенные характеристики «сердца», как онтологического центра человеческого существа, его этического и экзистенциального ядра. Рассудок же человека обладает способностью ценностно-нейтрального постижения мира. Не случайно в литературном наследии часто встречается образ «злого гения» или бессердечного интеллектуала, не способного правильно постигать и изменять ни себя, ни окружающий мир, не знающего ни любви, ни отдохновения. Человек, ориентированный лишь на рассудочно-рациональное постижение мира, оказывается, в сущности, глубоко ущербным, чуждым жизни, т.е. личностью, не состоявшейся в полном смысле этого слова. Кроме того, накопление информации, увеличение объема знания без нравственного совершенствования часто приводят человека в состояние опустошенности, неудовлетворенности и даже смертельного уныния, заканчивающихся самоубийством. Не случайно в книге Екклесиаста проводится такая мысль, что «...во многой мудрости много печали; и кто умножает познания, умножает скорбь» [11, Еккл. 1,18].

Словом, без сердечного измерения человеческого бытия последнее оказывается принципиально одномерным, а значит роль сердца надо обязательно серьезно и обстоятельно изучать. В частности, для рационального и систематического философского раскрытия феномена сердца и «сердечного познания» надлежит ответить на ряд вопросов: почему в познании, так или иначе, постоянно возникает тема сердца? В чем особенность сердечного познания? Можно ли выделить «чистые» формы познавательных возможностей сердца, присущие только ему? Почему интеллект не дает полной гносеологической картины? В чем ограниченность и даже опасность его «единовластия» в сознании? Какова структура сердца и сердечного познания в частности? Можно ли говорить об уровнях сердечной деятельности, скажем, выделяя такие «уровни» как: телесный, душевный и духовный? Следует ли анатомическое сердце отделять от сердца метафизического, глубинного? Какими категориями возможно рационально описать сердечное познание и сердце в целом? Можно ли, наконец, говорить о «взрослении», совершенствовании жизни сердца в человеческом обществе, или идет некая деградация сердечного познания? Таков круг проблем, который будет обсуждаться в работе.

В начале нашего исследования необходимо оговориться, что мы на протяжении двух первых глав работы, будем использовать методы философской и религиоведческой компаративистики, а также теоретической проблемной историко-философской и историко-религиоведческой реконструкции, которые помогают выявить базовые смыслы и гносеологические функции, приписываемые сердцу. Здесь важно обнаружить и то общее, что говорится о сердце в различных религиозных и историко-философских традициях.

Сердце в даосском учении

Даосская ключевая формула гласит «Истинный даос - это человек, достигший тождества с Дао, вернее ставший отблеском Дао, пребывающий в недеянии (у-вэй), находящийся в «извечной самопотере», абсолютно гармоничный с миром и пребывающий в незнании, т.е. в интуитивном познании Дао». Теория познания в даосизме начинается с противопоставления «знания» (чжи) - незнанию. Под (чжи) подразумевается закостеневшая образованность, «ложь века сего». Незнание же есть интуитивное (сердечное) спонтанное проникновение в Дао. Для восприятия Дао человек имеет особый орган - сердце (синь). Большинство востоковедов сходятся в мысли, что сердце (синь) — есть конгломерат духовно — психических свойств человека, обладающий рядом гносеологических характеристик. Вообще иероглиф синь мог иметь четыре основных смысла: 1) функциональный орган — средоточение сознания и психических возможностей; 2) квинтэссенция возможностей любой живой и неживой природы, а также человека; 3) функции сознания, психики и познания; 4) обозначение субъективно идеального. Графически элемент сердца, как ключевой знак иероглифа, обычно свидетельствует об отношении понятия к психогносеологической и эмоциональной сфере. Например, Чжу Си рассматривал иероглиф синь как мать знаков. Сердце понимается также и как дворец духа, окно в духовный мир и т.д. [см. 79].

Позже в китайской философской мысли было развито целое учение о сердце и его роли в религии. Основоположником сердечной теории, разработанной в период с 12 - нач. 17 в. является Лу Цзююинь, говоривший, что «Вселенная - это мое сердце, мое сердце — это вселенная». Знаменитый философ этого же периода Ван Янмин (Вен Шоужэнь ) развил концепцию «детского сердца», которую продолжил Ли Чжи (16 - нач. 17 в.), отождествлявший сердце ребенка с истинным сердцем. Теория о сердце как о Великом пределе была разработана представителем нумерологического направления Шао Юнем и называлась Тай цзы [79].

В сфере религии наиболее полно о сердце написано в трактатах Чжуан - Цзы, Гуан - Цзы, Дао дэ цзин и Мэн - Цзы. Все религиозные писатели сходятся во мнении, что синь является органом познания Дао и интуитивного чувствования Истины.

Уже в древнем мистическом трактате «Дао дэ цзин» содержится мысль о том, что в момент рецитации человек гармонизирует биение сердца, а от него и ритм всего организма с ритмом Вселенной. Первоначальное учение говорило о духовном совершенствовании, очищении синь и познании Дао. Лао-Цзы не признавал знание, как простое накопление информации, не позволяющее видеть мир в цельности. Он высмеивал человеческую культуру, как искусственную систему, заключающую человека в иллюзорный вещный мир. Такая культура (вэньхуа) не дает возможности интуитивного познания Дао. Стать отблеском Дао возможно через осуществление принципа «единого сердца». Единосердие или сопереживание, вкупе с постом и простотой открывают некий сакральный путь — сверхзнания, ведущий к Дао. Благодаря интуитивному знанию сердца, даос может осуществлять «странствование духа». Именно сердцем «синь» регулируется духовная энергия «ци», способная вызвать в человеке успокоение мыслей и сосредоточение на Дао. Великий путь познается в акте интуитивного прозрения - озарения сердца, в одно мгновение «не сходя с места». Условием мгновенного озарения является постоянное стремление к добру и моральному совершенствованию. Отсюда идеал даоса - это мудрец, сочетающий внешнюю простоту (в одежде, речах и поведении) с внутренним духовным богатством.

Итак, на основании даоского учения об интуитивном познании (незнание) можно выявить важную характеристику сердца - его способность вневременного (мгновенного) гнозиса. Сердце, очищенное от страстных наслоений, приобретает свою изначальную способность быть вне времени, вне долгих логических операций, без которых не может обходиться интеллект. Стремление к духовному и убегание от славы, богатства и общества - вот идеал раннего даосизма. Спасение осуществляется через личный пример и просветление, которое может подвигнуть другого человека к желанию познать Дао. Еще одна важная характеристика сердца — его абсолютная имманентность по отношению к внутреннему миру человека и его способности познавать. Сердце нельзя чему - то научить, как это делается с интеллектом, оно само и только в себе способно понимать необъяснимым образом, поэтому «истинное незнание» передается в молчании, в «беседе сердец» или сердечном безмолвии (цинтань).

Второй по значению книгой в даосской традиции является «Чжуан — Цзы», в которой сердце раскрывается как многофункциональный орган, способствующий духовному совершенствованию. Приводится ряд любопытных сравнений: сердце, словно зеркало, «сердце, как угасший пепел», сердце - пустота и т.д. Все эти определения говорят о важной характеристике сердца - его бесстрастности, абсолютном покое и непривязанности к материальному (в идеальном состоянии). Причем одним из главных определений сердца является его целостность, монолитность, которая нарушена в реальности, но к которой сердце должно бесконечно стремиться. Не случайно у большинства народов сердце переводиться как середина, центральность, сосредоточенность. Этот филологический нюанс говорит об истинной природе сердца как физического, так и духовного. Одним из значительных образов сердца в трактате является образ зеркала, о котором Чжуан - Цзы повествует следующее: «Настоящий человек пользуется своим сердцем, словно зеркалом. Не следует за вещами, не идет им навстречу, но и не удерживает. Поэтому преодолевает вещи, но остается невредимым» (47, с. 198). Главные качества необходимые сердцу — это пустота, покой, безмятежность, безразличие, уединение, тишина, недеяние [47, с.229]. Причем покой в религиозном контексте предполагает достижение состояния молчания ума, прекращение собственной умственной деятельности, и, как следствие, - восхищение ума. В китайской даосской терминологии это, прежде всего состояние недеяния (у-вей), пустотности и открытости мудреца для Дао.

Также в «Чжуан — Цзы» осуществлена одна из первых попыток проследить человеческую эволюцию. Здесь эволюция, а вернее деградация человеческой цивилизации, представлена через поэтапное огрубление, раздвоение и наполнение пороками человеческого сердца [48, с.244-245].

Главное же для человека — это достижение целостности его духа и сердца. «Мудрый в покое [...] поэтому свойства его целостны, а разум не страдает [...] поэтому иметь сердце, свободное и от печали, и от веселея, -это высшее в покое; не противиться - высшее в пустоте» [48, с.247-248,309]. Чтобы достичь пустоты сердца, необходимо быть безыскусным, стать как бы младенцем. Кстати, сравнения мудреца с младенцем можно проследить во многих религиозных источниках. Именно в состоянии младенчества, чистого нерасчлененного сердца (духа), открытости миру и Богу возможно спасение и просветление.

Сердце как объект анализа в русской религиозной философии

Основательная разработка «философии сердца» в русской философской и богословской мысли началась с конца XIX - начала XX века, но истоки ее следует искать в творчестве Г.С. Сковороды и П.Д. Юркевича. Мы не ставим своей целью дать детальное описание учения каждого конкретного философа, поскольку оно достаточно полно представлено в трудах ряда современных исследователей. Например, в трудах Б.В. Маркова, Г.Я. Стрельцовой, Л.И. Мерцаловой и в работах более ранних мыслителей, например, у П. Флоренского, М.М. Тареева и т.д. В диссертационной работе сделана попытка, выделить основные положения «философии сердца», используя накопленный материал в трудах русских философов. Сердце как орган познания и Богопознания.

Сердце необходимо рассматривать в первую очередь как гносеологическую категорию, из которой вытекают все последующие его существенные характеристики как центра человеческого существа, его этического, экзистенциального, бытийственного ядра.

Одним из первых философов на Руси, писавших о сердце, является Г.С. Сковорода, рассматривавший его как орган богопознания и самопознания. Личность, по мнению Г.С. Сковороды, путем погружения в глубины своего сердца, полного пороками и страстями, через смирение, покаяние достигает чистоты и начинает зреть Бога, причем видение Бога сказывается самым положительным образом на самом человеке. Он преображается и этот процесс, начинаемый изнутри (из сердца) просветляет всю личность: ее дух, душу и тело.

Русский философ П.Д. Юркевич, сравнивая значение головы и сердца в духовной жизни человека, пришел к выводу, что сосредоточением земной жизни является сердце. Голова - это видимая вершина той жизни, которая первоначально и непосредственно коренится в сердце [244, с.74-75]. Голова - это посредник между душой и внешним миром, а также она есть «правитель» всех душевных действий. Душа же, по П.Д. Юркевичу, коренится в сердце, но проявляется вовне посредством деятельности головного мозга.

Онтологическим, глубинным основанием нашего мышления являются влечения и желания сердца. П.Д. Юркевич утверждал, что именно сердце есть истинное место рождения глубоких идей, место рождения первичной интуиции автора, которые и составляют духовное богатство человечества. Познание носит внутренний характер, сердце способно мгновенно, интуитивно улавливать истину. Сердце может обнаруживать и понимать такие душевные состояния, которые по своей тонкости, преимущественной духовности и жизненности не поддаются отвлеченному знанию разума [244, с.70-71]. Функция же сознания (имеется в виду деятельность органов чувств совместно с головным мозгом), заключается в том, что оно оперирует с уже данными идеями, заключая их в рамки логической ясности и определенности. Уже в простом представлении - начальная стадия познавательного процесса существуют два момента: а) знание внешних предметов, которое запоминается в этом представлении; б) то, душевное состояние, которое условливается этим представлением и знанием [244, с.85-87]. Необходимо помнить, что не всякое знание полезно и необходимо, а только то, которое подкреплено нравственным сердечным началом. По П.Д. Юркевичу, уразуметь сердцем - значит понять; познать сердцем — понять всецело. Итак, центром познания и понимания, по мнению русского мыслителя, является сердце. Именно в нем человек судит, верит, угадывает, говорит и т.д.

Продолжил традицию мистико-духовного понимания феномена сердца в русле религиозно-философского направления М.М. Тареев. Его работы, дореволюционные и в большинстве не переизданные, раскрывают наличие глубокой пропасти между познанием (научным познанием) и ведением (религиозным познанием). Настаивая на нравственно-субъективном методе познания, М.М. Тареев понимает религиозную философию не как комплекс представлений, сооруженных усилиями чистого рассудка (логическая система), а как некое синтетическое знание, создаваемое посредством разума вкупе с интуитивным познанием (сердечным ведением). Живя мудростью человеческого сердца, знание соединяет естественное с благодатным в сердечных глубинах. Настоящая философия невозможна в рамках чисто дискурсивного мышления, поскольку такая философия не будет соответствовать реальности, не будет адекватно отражать мир и человека. Обратимся собственно к «кардиологическим» аспектам концепции М.М. Тареева.

Видение сердечной составляющей в его работах в целом осуществляется в рамках православной традиции, но имеет некоторые нюансы. Так проблема христианского ведения скорее всего была воспринята М.М. Тареевым у св. отцов, а именно из учения Исаака Сирина, который различал три способа ведения в соответствии с троичностью структуры человека: тела, души и духа. Сердце по Тарееву, — это место, где рождается религиозное чувство как таковое. Именно в сердце возникают вера и любовь. Последняя « [...] приобретает в сердце человеческом (подобно всем религиозным чувствам) действительное значение, лишь становясь любовью в Боге к людям [...] сострадай и божественная любовь воплотится в твоем сердце, [...] пустит корни»[181, с.115]. Познание Бога совершается в глубинах души, в сердце христианина. М.М. Тареев развивает мысль, высказанную в Нагорной проповеди: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф 5, 8). Мыслитель не является оригинальным в отношении богословского внимания к проблеме сердца, но он, несомненно, является одним из первых философов, рационально раскрывающих характеристики сердечного ведения. Познание истины происходит не путем количественного накопления информации, а посредством правильного восприятия жизни, т.е. через свободное несение скорбей и тягот жизни. Философ предельно четко разводит в гносеологии два вида знания: божественное и человеческое, которые существуют параллельно друг другу. Оба вида познания никоим образом не ущемляют друг друга и могут существовать в человеке как две самостоятельные стихии. Знать по-человечески, можно не нарушая единства с тем, что называется знать по-божески. Пример такого гармоничного сосуществования двух видов знания можно увидеть в образе святых, пророков, в кратковременных ситуациях в жизни человека. М.М. Тареев приводит в пример личность Христа, в котором наряду с божественным абсолютным знанием органично сосуществовало человеческое знание.

Сердце - психофизиологический центр личности

Существует мнение, что сердце человека - это прежде всего орган управления физиологической жизнью организма, причем во всех его аспектах. Анатомическая структура сердца такова, что оно способно выдержать около ста тысяч сокращений в день. Только за одни сутки сердце перегоняет через себя около 10-ти тонн крови. Без сомнения, сердце — это очень надежный механизм. Возникает вопрос: почему у нас сердец не два, как легких или почек, а одно, как и мозг? Правда, в сердце наблюдается определенная, двойственность, например, два желудочка, как в головном мозгу два полушария. Но подобная двойственность лишь только подчеркивает единство, центральность и главенство сердца. Не случайно П.А. Флоренский приводил такой факт, что клетки сердца отмирают в самую последнюю очередь, на сорок девятый день, а вот функционировать наше сердце начинает с первых дней жизни- эмбриона. Есть также еще одно любопытное наблюдение: выяснилось, что при кремации тела сердце сгорает в самую последнюю очередь, и если в среднем тело мужчины сгорает на час дольше, чем тело женщины, то если кремируют супружескую пару, их тела сгорают одновременно, а сердца в последнюю очередь. Данные факты наталкивают нас на мысль о некой структурообразующей роли сердца не только с точки зрения физиологии человека, но и его психической жизни.

Так, сердце человека имеет самое прямое отношение к нервной системе организма и способно выполнять множество функций. Его за это называют и «насосом», и «часами», и «певцом жизни», и «электрической станцией» и т.д. От сердца постоянно исходит огромной мощности ритмическая центростремительная импульсация, адресованная не только вазомоторному центру, но и всей центральной нервной системе. Сердце испускает приблизительно в двадцать раз больше импульсов, чем приходит к сердцу «команд» от мозга. Поэтому сердце можно назвать органом, управляющим всем телом. Причем, сердце - это именно секундомер, поэтому не случайно сбои в кратковременной памяти появляются, когда в организме ломаются часы, отсчитывающие небольшие промежутки времени. Косвенно это подтверждает тот факт, что больные атеросклерозом отличаются сонливостью. Ясно, что постоянная ритмическая импульсация, исходящая от сердца, служит своеобразным набатом, побуждающим наш мозг к деятельности, позволяя нам вспоминать необходимое. Подобное утверждение имеет параллель с философским представлением о сердце -«чувствилище» [49, с. 147-148]. Отсюда необходимо сделать предположение, что чувство времени у человека, во многом основано на сердечной деятельности. Причем сердце являет собой основу ритмики не только физической, но и психоэмоциональной жизни человека. Сердце и в самом деле «поет» (сравни «Поющее сердце» И.А. Ильина). В нем возникают, распространяются и поглощаются в крови определенные звуки. Сердце, захваченное духовной любовью, начинает биться по особому — действительно «петь» особую песню, когда внутри него раскрывается со всей силой глубинное нравственное «я» человека. Последнее, кстати, в свою очередь положительно влияет на физическое здоровье человека.

Исследования в Институте экспериментальной патологии и терапии АМН СССР выявили в сердечно-сосудистой системе топографическую сопряженность органов или частей тела с определенными участками сердца. Причем явление сопряженности имеет прямую и обратную связь и может действовать автономно от нервной системы. Топографическая взаимосвязь объясняет «причину возникновения инфаркта миокарда у людей, перенесших хирургические операции, сопровождающиеся перевязкой артерий, 12-перстной кишки, нефроэктомии [...] После таких операций, в случае смертельного исхода, патологоанатомы обнаруживали у мест перевязанных артерий тромбы сердечного происхождения с включенными в них волокнами миокарда... »[38, с.112-113]. Данная закономерность открывает новое видение патогенеза сердечно-сосудистых заболеваний. Причина болезни сердца может быть связана с состоянием в периферических органах. Любопытно, что «сердце в момент опасности для выживания какого-либо органа отзывается на запрос его клеток не только подбором необходимого состава крови, но жертвует и собственными тканями, чтобы тампонировать ими брешь в его сосудах»[38, с.112-113]. В психологическом плане это явление косвенно подтверждает явно недооцененную роль сердца, его более значимую позицию в отношении контроля целостности человека, его физического и духовного здоровья. В каком-то смысле сердце и потоки крови в организме - это еще одна управляющая система, существующая наряду с нервной системой, по-крайней мере здесь циркулируют большие объемы информации.

Важные факты о психических функциях сердца предоставляют современные тендерные исследования. К примеру, обнаружено, что мужчины переносят инфаркт в 2 раза чаще, чем женщины. Это объясняется тем, что у женщин есть свой половой гормон — эстроген, определенная концентрация которого в крови препятствует сердечным заболеваниям [150, с Л 70]. Женщин также реже подвергают баллонной ангиопластике или операции аортокоронарного шунтирования (АКШ) [150, с. 174-175]. Интересны исследования влияния применения противозачаточных таблеток. Оказывается, применение оральных контрацептивов значительно увеличивает опасность сердечных заболеваний для женщин, поскольку в них избыточное количество эстрогена, приводящее к повышению давления [150, с. 178]. Итак, мужчин, перенесших инфаркт гораздо больше, чем женщин, отсюда можно сделать предположение, что дело не только в эстрогене, но и в том, что по религиозным представлениям, у женщины ряд познавательных сердечных функций более развит (преобладает), нежели у мужчин, например эмоциональное постижение мира. Женщины более сердечные, интуитивные, чем мужчины, поэтому они более мягкие по природе, менее злые, и это, по-видимому, дает возможность сердцу работать в более оптимальном психофизическом режиме. Еще один момент. Современные статистические данные показали, что хотя инфаркт миокарда встречается у женщин реже, разрывы сердца у них происходят чаще, чем у мужчин. Обнаруживается нарушение целостности стенки левого желудочка сердца (обычно в передней ее части). В целом же, внезапной смертью умирают преимущественно мужчины (внезапное хаотичное подергивание (фибрилляция) сердца) [232, с.28-30].

Из вышесказанного можно предположить, что выделение в сердечной деятельности физического и психического уровней функционирования, причем находящихся в тесной связи друг с другом, имеет серьезные научные основания. Предсердия физического сердца могут являться местом локализации психо - эмоциональной сферы, в связи с этим необходимо по-новому взглянуть на трансплантацию: искусственные сердца и другие новшества в этой области. Кстати, в религиозной литературе одним из символов сердца являются две сомкнутые спирали - единство сознательного и бессознательного [241, с.53-54]. Интересно, что направление мышечных волокон в сердце человека, в особенности в пределах желудочков, также образует спираль. Такой тип строения позволяет уместить структуры больших линейных размеров на ограниченном участке, такова, например, двойная молекула ДНК. Не случайно у реципиента с больным сердцем стараются сохранять предсердия, богатые рецепторами, вместе с ушками предсердий для исключения отторжения чужого сердца при пересадке, поскольку пересаженное сердце не посылает центрам информации о своей работе.

Похожие диссертации на Познавательные способности сердца: религиозно-философская традиция и современные интерпретации