Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Представления о праве и правосудии в Толедском королевстве VII в.: римская традиция и ее интерпретация : по сочинениям Исидора Севильского Криницына, Елена Сергеевна

Представления о праве и правосудии в Толедском королевстве VII в.: римская традиция и ее интерпретация : по сочинениям Исидора Севильского
<
Представления о праве и правосудии в Толедском королевстве VII в.: римская традиция и ее интерпретация : по сочинениям Исидора Севильского Представления о праве и правосудии в Толедском королевстве VII в.: римская традиция и ее интерпретация : по сочинениям Исидора Севильского Представления о праве и правосудии в Толедском королевстве VII в.: римская традиция и ее интерпретация : по сочинениям Исидора Севильского Представления о праве и правосудии в Толедском королевстве VII в.: римская традиция и ее интерпретация : по сочинениям Исидора Севильского Представления о праве и правосудии в Толедском королевстве VII в.: римская традиция и ее интерпретация : по сочинениям Исидора Севильского
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Криницына, Елена Сергеевна. Представления о праве и правосудии в Толедском королевстве VII в.: римская традиция и ее интерпретация : по сочинениям Исидора Севильского : диссертация ... кандидата исторических наук : 07.00.03 / Криницына Елена Сергеевна; [Место защиты: Ин-т всеобщ. истории РАН].- Москва, 2011.- 349 с.: ил. РГБ ОД, 61 12-7/115

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. Место права в образовании исидора севильского и в его основных произведениях ... 94

1. Право в образовании Исидора Севильского 94

2. Библиотека Севильи по данным «Этимологии» 104

3. Проблема знакомства Исидора с греко-римской классической культурой 109

3.1. Римское классическое наследие в пятой книге «Этимологии» 109

3.2. Греческая философия в «Этимологиях» 115

4. Место правовых сюжетов в структуре произведений Исидора 130

4.1. Грамматика и богословие: две книги «Дифференции» 130

4.2. Теологические трактаты: «Синонимы, или Стенания грешной души» и «Сентенции» в трех книгах 136

4.3. Предтеча канонического права: трактаты «О церковных службах» и «Монашеский устав» 148

4.4. Энциклопедия «Этимологии, или Начала» 158

ГЛАВА II. Ключевые понятия римского права в интерпретации исидора севильского 177

1. Принципы выделения ключевых понятий 177

2. Представление о справедливости в трудах Исидора (iustitia и aequitas): земной и божественный уровни 179

2.1. Iustitia 180

2.2. Aequitas 183

3. Понятие права и закона (ius и lex) 192

3.1. Определение права (ius) и его структура 192

3.2. Закон (lex) 199

4. Понятия несправедливости и противозаконности (iniustitia, iniquitas, iniuria) 213

5. Понятия преступления (crimen) и греха (delictum, peccatum) 224

5.1. Грех (delictum, peccatum) 224

5.2. Преступление (crimen) 229

6. Iudex в произведениях Исидора: от судьи к СУДИИ 234

ГЛАВА III. Влияние концепций исидора на законодательство толедского королевства 250

1. Исидор на П-ом Севильском соборе (619 г.) 250

1.1. Разрешение конфликтов между епископами 251

1.2. Вопросы церковной дисциплины 254

1.3. Каноны о низших чинах клира 258

1.4. Каноны, касающиеся монастырей 259

1.5. Каноны о христианской вере 264

2. Исидор на Ш-ем Севильском соборе (622 - 624 г.) 266

3. Исидор на IV-ом Толедском соборе (633 г.) 268

3.1. Регламентация церковной службы и порядка проведения соборов 268

3.2. Обязанности и полномочия епископа 273

3.3. Каноны, регламентирующие жизнь клириков 280

3.4. Каноны, касающиеся монахов, дев и вдов, посвятивших себя Богу, и кающихся 282

3.5. Антииудейские каноны 288

3.6. Постановления, касающиеся вольноотпущенников церкви 293

3.7. Правовые основы «политической теологии» (75-ый канон) 295

4. Составление «Испанского канонического свода» как итог деятельности Исидора-правоведа 306

Заключение 312

Источники и литература 324

Введение к работе

Актуальность темы. Толедское королевство, ставшее преемником Тулузского королевства вестготов (ок. 418-506/7 гг.) и просуществовавшее до начала VIII в. (711/713 гг.), занимает особое место в ряду романо-варварских королевств. В VII в. его культура, опиравшаяся на прочные античные традиции, сложившиеся в испанских провинциях Римской империи и Нарбоннской Галлии, достигла небывалой высоты, что было связано с интеллектуальной деятельностью наиболее образованной части епископата, и прежде всего-великого Исидора Севильского (ок. 560-636). Учитывая, что значительную роль в культурной жизни королевства играло право, изучение роли античной (в данном случае-римской) правой традиции в становлении и развитии культуры толедского периода представляется весьма продуктивным.

Трансформация представлений о праве и правосудии и эволюция юридического языка является неотъемлемой частью исторической судьбы античной культуры в раннем Средневековье. Это обстоятельство и обуславливает актуальность темы диссертационного исследования, в котором право рассматривается как неотъемлемая часть общего культурного контекста эпохи. Изучение представлений о праве и правосудии рассматриваемого периода, осуществленное с учетом специфики юридической терминологии, отраженной в произведениях Исидора Севильского, позволит не только выявить ключевые особенности правосознания, сложившегося на рубеже Античности и Средневековья, но и приблизиться к пониманию правовых представлений, свойственных людям переломных исторических эпох в целом.

Хронологические рамки диссертационной работы в основном совпадают с периодом жизни Исидора Севильского-ок. 560-636 гг. Вместе с тем, корректное исследование представлений севильского епископа о праве и правосудии возможно только в диахроническом аспекте, поскольку оно невозможно без учета данных дополнительных источников, относящихся к более раннему времени: эпохам классической Античности, поздней Римской империи, а также первому столетию Средневековья.

В качестве объекта исследования в рамках настоящей работы избраны шесть произведений Исидора, в которых его представления о праве и правосудии получили наиболее полное освещение («Дифференции», «Синонимы», «Сентенции», «Монашеский устав», «О церковных службах» и «Этимологии»), изученные с учетом данных значительного круга дополнительных источников нарративного и нормативного характера.

Предметом исследования являются представления Исидора Севильского о праве и правосудии.

Цель и задачи исследования. Цель диссертационного исследования состоит в том, чтобы на материале сочинений Исидора Севильского раскрыть процесс формирования представлений о праве и правосудии в эпоху романо-варварских королевств. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие взаимосвязанные исследовательские задачи:

Выявить место правовых сюжетов в контексте испанской культуры рубежа Античности и Средневековья и определить их значение в творчестве Исидора Севильского;

Выявить те категории права, которые епископ Севильи считал принципиально важными, и определить особенности их интерпретации в трудах Исидора;

Определить историческое место сочинений севильского епископа в процессе эволюции представлений о праве и правосудии от античных к средневековым;

Раскрыть степень влияния идей Исидора на соборное законодательство его времени (в том числе, показать особенности составленной им ранней версии «Испанского канонического свода»);

Определить степень преемственности исидоровых представлений о праве в культуре раннего Средневековья.

Источники. Основными источниками настоящей работы являются шесть произведений Исидора Севильского, в которых наиболее полно отразились его представления о праве и правосудии. «Этимологии, или Начала» в 20 книгах, главное произведение севильского епископа, представляют собой энциклопедию, в которой раскрывается значение основных терминов практически всех областей знания. Метод Исидора заключается в обнаружении этимологии, через которую он и пытается понять смысл явления. Этот подход он применяет и к юриспруденции: так, в первой части пятой книги (De legibus et temporibus) он рассматривает по преимуществу (хотя и не только) понятия частного права, а в девятой фе Unguis, gentibus, regnis, militia, civibus, qffinitatibus)-npzimyi3Xвенно публичного. Далее, в первой книге «Дифференций» севиль-ский епископ анализирует различия некоторых синонимов, в том числе и относящихся к юриспруденции. Определения, которые даются к этим понятиям, помогают существенно уточнить общую картину правовых взглядов Исидора.

Два богословских произведения-ч<Сентенции» и «Синонимы»-отражают его представления об идеальном устройстве общества. Принципиальное значение для настоящей работы имеет третья книга «Сентенций», в которой Исидор сформулировал образ иде-

ального правителя, а также неправедного судьи. Напротив, в «Синонимах» автор среди прочего наставляет читателя в том, как следует вершить правосудие, что позволяет реконструировать представления Исидора о том, каким должен быть идеальный судья. Наконец, в «Монашеском уставе» и трактате «О церковных службах» епископ Севильи регламентирует, соответственно, образ жизни и обязанности монахов и клириков. Таким образом, как их содержание, так и отраженная в них понятийная система имеют прямое отношение к формирующему каноническому праву. По этой причине оба текста и использованы в диссертационном исследовании.

Дополнительные источники настоящей работы подразделяются на две группы. Первую составляют собственно источники по истории Толедского королевства. Среди них следует выделить произведения самого Исидора («История готов, вандалов и свевов», «Книга о знаменитых мужах»), сочинения его учеников и последователей (переписка Браулиона Сарагосского, «Перечень трудов божественного Исидора» того же автора, «Книга о знаменитых мужах» Ильдефонса Толедского и др.), а также нормативные памятники («Бревиарий Алариха», «Вестготская правда» («Книга приговоров») короля Рецесвинта, «Испанский канонический свод» (Collectio canonica Hispand) и др.). Означенный круг текстов помогает определить место сочинений Исидора в контексте общей культуры его эпохи.

Кроме того, в ходе исследования привлекались и нарративные источники, имеющие вспомогательное значение. Они представлены сочинениями римских и христианских авторов. В состав этой группы текстов входят ряд произведений Марка Туллия Цицерона, Тита Ливия, Горация, Вергилия, поздних грамматиков, риторов и антикваров, а также трактаты наиболее значимых позднеантичных и раннесредневековых христианских писателей: Аврелия Августина, Иеронима Стридонского, Амвросия Медиоланского, Григория Великого и нек. др. В совокупности, анализ данных перечисленных выше источников позволяет составить целостное представление о том, как изменились представления о праве и правосудии по сравнению с римской эпохой, и какую роль в этой эволюции сыграл Исидор Севильский.

Методологические основы исследования. Заявленная тема носит междисциплинарный характер, что заставляет обращаться как к общенаучным методам исследования, так и к специальным. Методологической основой диссертационного исследования является принцип историзма, под которым подразумевается изучение объекта исследования в его развитии от самых истоков. В данном случае имеется в виду как изучение терминологии, использовав-

шееся для обозначения понятий закона, права и правосудия, так и рассмотрение самой сути изучаемых концептов от римского права до Исидора Севильского.

Исследование представлений Исидора о праве и правосудии предполагает изучение его интеллектуальной биографии. Данная методология была разработана в рамках «новой биографической истории»1, в центре внимания которой как раз и находятся проблемы самоидентификации личности и ее индивидуальных интересов2. В рамках настоящей работы исследование личности и творчества Исидора Севильского позволяет очертить круг его источников и определить основы формирования его правовых представлений.

Далее рассматриваются особенности интерпретации ключевых понятий римского права. В диссертационном исследовании анализируется терминология, обозначавшая категории справедливости, права, закона и т.п., и уже через нее постигается суть юридических явлений от классического римского права до эпохи Исидора. Наиболее плодотворными методами для проведения данного анализа являются метод диахронического исследования и метод лексико-семантического анализа текста, разработанные структуралистами Ф. де Соссюром и Э. Бенвенистом . Согласно их точке зрения, лингвистическое исследование должно учитывать как диахронический, так и синхронический аспекты языка; без этих двух составляющих исследование невозможно адекватно оценить происходящие в языке изменения. Такой подход получил продолжения в работах ряда отечественных и зарубежных авторов4.

1 Levi G. Les usages de la biographie // Annates E.S.C. 1989. 44 (6). P. 1325-
1336. См. также об этом: Репина Л.П. От «истории одной жизни» к «пер
сональной истории» // История через личность. Историческая биография
сегодня. М., 2005. С. 56-58.

2 Репина Л.П., Зверева В.В., Парамонова М.Ю. История исторического
знания. М, 2008. С. 262-268; Репина Л.П. От «истории одной жизни» к
«персональной истории» // История через личность. Историческая био
графия сегодня / под ред. Л.П. Репиной. М., 2005. С. 55-74; Петрова М.С.
Просопография как специальная историческая дисцилина (на примере
авторов Поздней Античности). Макробий Феодосии и Марциан Капелла.
СПб., 2004.

3 См. подробнее: де Соссюр Ф. Курс общей лингвистики. М, 1960 passim;
Бенвенист Э. Предисловие автора // Он же. Словарь индоевропейских
социальных терминов. М., 1995. С. 26-34.

4 Carcaterra A. Struttura del linguaggio giuridico-precettivo romano. Bari,
1968; Idem. Semantica degli enunciati normativo-giuridici romani. Interpretatio
juris. Bari, 1972; Thomas Y. La langue du droit romain. Problemes et
methodes.// Archives de philosophic du droit. Le langage du droit. XIX. Sirey,

Помимо названных методов исследования текста, в работе использовались и другие исследовательские методы, такие, как исто-рико-юридический и историко-филологический.

Степень изученности проблемы. История королевств вестготов как часть истории испанского государства оказалась в центре внимания исследователей на рубеже XVIII-ХГХ вв., в эпоху становления современного национального сознания европейцев. К этому периоду относится появление фундаментальных работ Э. де Инохосы, Э. Переса-Пужоля, К. Санчеса-Альборноса и др., посвященных, в основном, политической и социальной истории королевства, а также истории развития его институтов. Исследователи едины во мнении, что перелом в истории Толедского королевства следует связывать с принятием готами Никейского символа веры в 589 г. С этого события начался период т.н. «симфонии» королевской власти и ортодоксальной церкви. Наиболее образованная часть епископата стала играть заметную роль в государственном и местном управлении, в сфере идеологии, а также в формировании права.

Одним из наиболее ярких выразителей идеи «симфонии» был Исидор Севильский (ок. 560-636). С его творчеством принято связывать расцвет культуры Толедского королевства VII века. Историография, посвященная Исидору Севильскому, достаточно обширна5. Однако на первое место по значению для развития исидо-

1974; Dubouchet, P. Semiotique juridique: introduction а ипе science du droit. P., 1990. О юрислингвистике см. Гапев Н.Д. На стыке языка и права (несколько тезисов по юрислингвистике) // Актуальные проблемы филологии. Тезисы докладов / Под ред. В.А. Пищальниковой. Барнаул, АТУ, 1998; Он же. Юридический аспект языка в лингвистическом освещении // Юрислингвистика-1: проблемы и перспективы. Барнаул, АГУ, 1999; Голик Ю.В., Энгвер НИ. Герменевтика: юридический и филологический аспекты // Юрислингвистика-1: проблемы и перспективы. Барнаул, АГУ, 1999. и др.

5 Аннотированный указатель основных работ об Исидоре, вышедших с 1935 по 1975, был составлен Дж. Хилгартом. См. Hillgarth J.H. The Position of Isidorian Studies: a critical Review of the Literature since 1935 // Isi-doriana. Coleccion de estudios sobre Isidore de Sevilla, publicados con ocasion del XIV Centenario de su nacimiento por M. C. Diaz у Diaz. Leon: Cenro de estudios "San Isidoro", 1961. P. 11-74; Idem. The Position of Isidorian Studies: a critical Review of the Literature 1936-1975 // Idem. Visigothic Spain, Byzantium and the Irish. London: Variorum reprints, 1985. P. IX, 817-905. Работы европейских и американских историков, выпущенные в период с 1985 по 2003 гг., учтены в библиографическом справочнике по истории Толедского королевства, составленном Альберто Феррейро: FerreiroA. The Visi-

роведения следует поставить фундаментальную монографию Ж. Фонтена, в которой впервые была рассмотрена проблема источников «Этимологии»6, а, следовательно, и роль Исидора в сохранении и интерпретации античного наследия. Среди отечественных исследователей, специально занимавшихся творчеством Исидора, необходимо назвать В.И. Уколову, предметом исследования которой стал феномен энциклопедизма Исидора Севильского и его роль в становлении средневековой культуры .

При всей несомненной научной значимости этих работ вопрос о роли епископа Севильи в формировании правовой традиции эпохи не получил в них подробного освещения. Исследований, посвященных правовым взглядам Исидора, очень немного. В целом, их можно достаточно четко разделить на две группы. Одни исследователи (Б. Кюблер, X. де Чуррука, А. Гарсия Гальо де Диего) на материале «Этимологии» изучали проблему усвоения епископом Севильи римского юридического наследия. Так, X. де Чурукка показал, что сама манера аргументации Исидора, который ссылается одновременно и на юридические, и на богословские трактаты, и на литературные произведении, лишь бы доказать свою точку зре-ния,-это манера аргументации ритора, а не юриста8. А. Гарсия Гальо первым уверенно констатировал положение, априори выглядящее наиболее логичным: Исидор не был юристом в прямом, техническом, смысле этого слова, и поэтому гораздо больше его занимала философско-моральные аспекты правовой системы.

Для других исследователей (П. Сежурне, П. Казье, М. Рейдел-ле) Исидор был важен и интересен, прежде всего, как ревнитель веры и творец канонического права; соответственно, его творчество рассматривается ими именно с этой позиции. Так, цель П. Сежурне состояла в том, чтобы выявить совпадения произведений Исидора и постановлений соборов, на которых он председательст-

goths in Gaul and Spain, A. D. 418-711. A Bibliography. Leiden, New York, Kobenhavn, Koln, 1988. P. 299-409.

6 Fontaine J. Isidore de Seville et la culture classique dans l'Espagne
wisigothique. Paris, 1959. 2 vol.

7 Уколова В.И. Исидор Севильский как деятель культуры раннего средне
вековья // Проблемы испанской истории. М., 1984. С. 176-190; Она же.
Исидор Севильский и античная философия // Средние века. 48. 1985.
С. 27-37; Она же. Античное наследие и культура раннего Средневековья
(конец V - середина VII в.). М., 1989.

8 ChurmcaJ. de. Las fuentes de la definition de codicilo en san Isidore de
Sevilla // AIIDE. 1964. P. 5-30; Idem. Presupuestos para el estudio de las
fuentes juridicas de Isidore de Sevilla//AHDE. 1973. P. 429-443.

вовал9. Источником для исследований подобного рода служат, как правило, только «Сентенции». Таким образом, правовое наследие Исидора Севильского рассматривалось с позиций либо римской, либо христианской культуры. Представляется, что это во многом искусственное деление мешает адекватному пониманию исторического значения правовой деятельности Исидора.

Научная новизна работы состоит в том, что ее автор впервые как в отечественной, так и в зарубежной науке проводит комплексное исследование правовых представлений Исидора Севильского и его вклада в развитие юридической мысли.

Практическое значение исследования заключается в том, что как материалы, так и результаты диссертации могут быть использованы в дальнейших исследованиях истории культуры и образования в раннем Средневековье, а также истории античной и средневековой Испании в целом. Выводы, полученные в ходе исследования, могут быть использованы при разработке как общих курсов по истории древнего мира и Средних веков, так и ряда специальных курсов, а также учебных пособий к указанным выше курсам.

Апробация работы. Диссертация была обсуждена в Центре истории римского права и европейских правовых систем Института всеобщей истории РАН. Основные положения исследования отражены в научных статьях автора. Доклады по теме диссертации обсуждались на международных и российских конференциях:

1. VII Российско-испанский коллоквиум историков «Новые перспективы в изучении истории Испании». Москва, 30 сентября-3 октября 2008 г.

  1. V постоянно действующий научный семинар «Римское право и современность»: «Защита прав и система исков в римском и современном частном и публичном праве». Воронеж, 25-30 октября 2008 г.

  2. Круглый стол «Письменное измерение средневековой культуры: рукопись, текст, контекст». Санкт-Петербург, 17 апреля 2009 г.

  3. V международная конференция «Римское частное и публичное право: многовековой опыт развития европейского права». Суздаль-Москва, 25-30 июня 2009 г.

  4. Введение в историю византийского права (от Юстиниана до Василик). Центр истории древнего права. Павия (Италия), 7-Ю сентября 2009.

  5. Круглый стол «Право в средневековом мире. А судьи кто?». Москва, МГУ, 30 сентября - 1 октября 2009 г.

9 Sejourne P. Le dernier pere de l'eglise. Saint Isidore dc Seville. Son role dans Г histoire du droit canonique. Paris, 1929.

7. VI постоянно действующий научный семинар: «Римское право и современность». «Право лиц: индивидуум и коллектив в римском и современном частном и публичном праве». Неаполь (Италия), 25-30 октября 2010.

Структура исследования. В соответствии с заявленными исследовательскими задачами, диссертационное исследование включает в себя введение, три главы основной части, заключение, список источников и литературы, а также перечень принятых сокращений.

Теологические трактаты: «Синонимы, или Стенания грешной души» и «Сентенции» в трех книгах

Исидор написал книгу «Синонимов» уже будучи епископом Севильи, но ранее 631 г. Эту датировку легко установить по его письму Браулиону, которое он отправил тому вместе с готовым произведением. Письмо адресовано архидьякону Браулиону, а поскольку известно, что епископом он стал в 631 г., то «Синонимы» не могли быть написаны позднее этой даты . По свидетельству того же Браулиона, «Синонимы» были созданы для утешения души и для того, чтобы поддерживать в человеке надежду на прощение его грехов177.

Интересна история создания этого произведения. В прологе, обращаясь к читателю, Исидор признался, что поводом для написания послужило случайно попавшее к нему в руки небольшое произведение (букв. «листочек»: schedula), также озаглавленное Synonymam. Исследователи полагают, что Исидор имел в виду Synonyma Ciceronis . «Синонимы Цицерона» были созданы в позднеантичную или раннесредневековую эпоху в качестве учебного пособия по грамматике. Римскому оратору они приписывались потому, что в рукописи основной текст предварялся письмом (также подложным) Цицерона к некоему Ветерию. «Синонимы Цицерона» сохранились во многих редакциях, самой полной из которых считается та, что начинается со слов accusit, lacescit. Она содержит приблизительно 250 синонимических рядов180. Они расположены в алфавитном порядке, каждый ряд включает в себя от двух до семи понятий, различие между которыми не

К сожалению, основанием для отождествления schedula, найденной Исидором в своей библиотеке, и «Синонимов Цицерона» служит только. общее название. Сам текст предисловия не дает на то больше никаких оснований. При этом остается неясным, что же в сухом грамматическом справочнике могло так потрясти епископа Севильи, что заставило его создать нечто подобное на благо обездоленных {miseris condere) Этот вопрос остается нерешенным. В частности, французский исследователь Ж. Фонтен находил «Синонимы» весьма похожими на пособие по риторике . Отчасти это действительно так, ведь Исидор описывает состояние скорби души, используя ряд синонимичных конструкций; аналогичным образом он дает . советы и от лица разума184.

Все это заставляет полагать, что Исидор использовал и другие,, христианские источники. Исследователи считают, что в концептуальным; плане таковым стали «Моралии на книгу Иова» папы Григория Великого . Григорий, родившийся в 540 г. в Риме, получил хорошее по тем временам іЬХІї образование, предусматривающее усвоение тривиума и квадривиума. Современники и потомки восхищались его эрудицией и литературным, .r- Xl . талантом . Так, Григорий Турский писал, что будущий понтифик .;: Х?.

Уколова В.И. Античное наследие и культура раннего Средневековья (конец V — середина VII в.). М., 1989. С. 178; Evans G.R. The Thought of Gregory the GreatCambridge, превосходил всех в науках . Ильдефонс Толедский, автор второй половины VII в., считал Григория равным Антонию в святости, Киприану Карфагенскому - в красноречии и Августину — в мудрости . Кроме того, епископ Толедо полагал, что счастливым может быть лишь тот, кто прочитал все произведения Григория189. Их число очень велико190. Григорий писал как тонко разработанные теологические трактаты, понятные лишь образованной верхушке клира, так и более доступные для понимания произведения, предназначенные стать сборниками наставлений и примеров для проповеди среди малообразованных прихожан191.

Однако среди всех его сочинений едва ли не самыми популярными в Средние века были «Моралии на книгу Иова», которые были начаты в конце 570-х гг. и закончены в Риме в 591 г. Они были написаны по просьбе старшего брата Исидора, Леандра Севильского . Григорий и Леандр познакомились в Константинополе, когда первый исполнял обязанности папского посла (с 579 по 585 гг.), а второй, вероятно, спасался от гонений Леовигильда194. В «Моралиях» Григорий толкует аллегории, содержащиеся в библейской Книге Иова, и строит на их основе рассуждения о добродетельной и благочестивой жизни195. Книга предваряется предисловием, в котором излагаются ее основные постулаты. Здесь Григорий касается проблемы авторства Книги Иова, но затем приходит к выводу, что эта проблема надумана, так как автора все равно вдохновлял Святой дух196. Затем он описывает добродетели Иова и постигшие его несчастья, которые Григорий считает происками Сатаны. Отдельный параграф посвящен главным добродетелям Иова — терпению (patientia) и мудрости (sapientid), благодаря которым он мужественно перенес испытания .

Представление о справедливости в трудах Исидора (iustitia и aequitas): земной и божественный уровни

Можно было бы предположить, Исидору был известен «Кодекс» Юстиниана, или же некоторые ранние конституции, впоследствии сохранившиеся только в нем. Например, они могли быть включены в недошедшие до нас части кодексов Григория или Гермогениана. Однако в рассматриваемых нами ранних конституциях ипотека почти неотличима от залога (pignus vel hypotheca) , так что, даже если Исидор и знал эти конституции, он не смог бы понять из них, что такое ипотека. Следовательно, мы должны предположить, что Исидору были известны или сами «Дигесты» или (что более вероятно) те оригинальные сочинения, из которых они были составлены (Gai De formula hypothecaria, Marciani Adformulam hypothecariam etc.). He следует также отвергать предположение Р. Хиберта и Р. Ментшаки, по которому в распоряжении Исидора мог находиться недошедший до нас учебник права, составленный на основе «Кодекса Феодосия» во второй половине V в. Так или иначе, вследствие недостатка источников этот вопрос остается открытым.

После сообщения об ипотеке автор переходит к узуфрукту (ususfructus) и способам приобретения вещи (usucapio, mancipatio, cessio). В этом случае его источниками, по мнению X. де Чурруки, могли быть письма Августина и грамматические комментарии, например, комментарий Сервия к «Энеиде»334. В заключении же Исидор возвращается к купле-продаже, рассмотренной в предыдущем разделе. Здесь он определят то, без чего она невозможна, — pretium (цена) и тегх (товар). Наконец, в заключительных параграфах речь идет о публичных преступлениях (De criminibus in lege conscriptis) и наказаниях (De poenis in legibus constitutis). Аналогичные разделы в «Институциях» отсутствуют. На разборе же преступлений частного характера Исидор по каким-то причинам не останавливается335. В целом, можно предположить, что материал в разобранных выше главах распределен чрезвычайно неравномерно: на каких-то институтах автор останавливается подробно, о каких-то вовсе не упоминает. Вероятно, это связано не только с его личными интересами, но с его представлениями об актуальности рассматриваемой темы. Тем не менее, епископ стремился выстроить какую-то связную систему подачи материала, весьма отличную от принятой сегодня. Он исходит из предмета своего изложения, поэтому рассказывает отдельно о юридических документах, потом о вещах, потом о преступлениях и о наказаниях. В результате одну и ту же тему он рассматривает с разных сторон в разных разделах (как, например, hereditas и testamentum, pretium и emptio-venditid), а рассуждения о контрактах и обязательствах у него рассредоточены по всей книге.

Итак, при составлении пятой книги источниками Исидора были сочинения классических римских юристов. Он пользовался «Институциями» Гая, которые, как кажется, имели хождение и как самостоятельное произведение, а не только как часть «Бревиария Алариха». Также он был знаком с «Сентенциями» Павла, сохранившимися в той же вестготской компиляции и, очевидно, слышал о его Responsa (а может быть, читал и это произведение). Кроме того, на построения Исидора сильное влияние оказал Ульпиан. Неясно, в каком виде бытовали его трактаты, возможно, что в виде компендиума или учебника по праву.

Разница в интересах римских юристов и Исидора видна очень четко. Правоведы древности, в частности Гай, стремятся дать исчерпывающую характеристику того или иного института. В их произведениях очень много детальных, подробнейших описаний разного рода казусов, оно изобилует конкретными данными, а язык насыщен юридической терминологией. При этом определения играли вспомогательную роль: с них начинают рассматривать понятия, но затем обращаются к конкретным казусам. Напротив, для Исидора установление значения слова и его происхождения является главной целью, продиктованной жанром его сочинения.

Есть еще одно отличие. При определении юридических, казалось бы, явлений Исидор ссылается не только на авторитет Павла , и даже не только на произведения Цицерона , чье значение для римского права трудно переоценить, но и на сочинения других античных авторов (Плавта, Невия338, Вергилия339, Петрония340), а также на библейские тексты (Псалмы и Послание к Евреям)341. Так, при разграничении понятий facinus и. flagitium он опирается на трактат Августина «О христианской доктрине»342. В произведениях все разнородные источники пользуются у него равным уважением, римских юристов мы также.можем найти отсылки к,авторитету Гомера , , , у реже — Платона, Аристотеля, иногда Вергилия и других писателей, но они -; призваны, скорее, проиллюстрировать конкретный пример. Главными источниками выступают труды профессиональных юристов, с которыми соглашаются или полемизируют. Несколько иной подход у Исидора. Похоже, независимо от их жанра.

Вопросы права разбираются не только в пятой, но и в девятой книге, , ; 41 «О языках, народах, царствах, службе, гражданах и родстве» (De Unguis, gentibus, regnis, militia, civibus, qffinitatibus), посвященной публичному и семейному праву. Здесь рассказывается об устройстве человеческого общества и его главнейших институтах344.

После разделов, посвященных языкам и народам, Исидор приступает к ; f?$" структуре управления государством. Начинает он с этимологии слов «царь» Н}ш (rex) и «царство» (regnum). Для Исидора rex подразумевает просто правителя V; как такового, и имеет скорее даже положительную коннотацию, чем \}[ нейтральную. Так, епископ писал, что правителем (rex) называется тот, кто ,f.;-Vi поступает правильно, и напротив, ошибаясь, он теряет это имя345. В д/«1 подтверждение своих слов Исидор даже привел древнюю пословицу: «Ты \ - ";:" будешь правителем, пока будешь поступать правильно, в противном случае г / - ; не будешь».

Понятия несправедливости и противозаконности (iniustitia, iniquitas, iniuria)

Разумеется, для доказательства знакомства Исидора с трактатом Гермогениана этого недостаточно, но и исключать такую возможность нельзя. На подобное представление Исидора мог. натолкнуть отрывок из речи Цицерона в защиту Рабирия Постума, где говорится, что войны прекратились по праву народов {jure gentium) . После такого определения Исидор логично переходит к военному праву (ius militare), которое уже вьгходит за рамки предложенной им же классификации. Оно в сторогом смысле является не правом, а кодексом поведения. Например, оно устанавливает размер г жалования, иерархию , званий, знаки отличия, регламентирует дележ добычи . Параллелей с произведениями римских юристов в этом случае нет. Ius militare в этом контексте вообще выглядит как дополнение к-ius gentium или как его составная часть.

Такое определение ius gentium в системе Исидора оно выглядит. довольно логичным. Если цивильное право регулирует взаимоотношения внутри отдельного государства, то право народов — взаимоотношения этого./; г., государства с другими . Поэтому на первый план выходят вопросы воины и vV.. мира, к которым Исидор добавил еще запрет на заключение смешанных браков. Вслед за этим Исидор помещает определение публичного права, тогда 5 -",. как определение права частного опускается. Согласно «Этимологиям», публичное право — это право «священников, епископов и магистратов» , что полностью совпадает с классификацией Ульпиана: римский юрист делил ius publicum на те же части . Первую часть рассуждений римского юриста, что публичное право служит пользе государства, тогда как частное — отдельных лиц90, Исидор мог просто не знать или сознательно вырезать, чтобы не утомлять читателей. После этого Исидор переходит к источникам римского права. Определив ius Quiritum как право, касающееся исключительно римлян, он кратко характеризует закон, плебисцит, сенатусконсульт, конституции принцепсов и эдикты, ответы знатоков права. Римские юристы, например, Гай и Папиниан, не выделяли право квиритов в самостоятельную отрасль права: для них оно было тождественно цивильному праву и состояло из тех же источников, которые перечислил Исидор91. В этой части последний следует за «Институциями» Гая , соблюдая ту же структуру, но излагая его тезисы своими словами. Лишь в определении ответов знатоков права он, вероятно, опирался на Лактанция93. Далее следуют различные виды законов, его функции и основные черты, о чем подробнее будет сказано ниже. Подведу итог. Не вызывает сомнения, что Исидор так или иначе знал произведения основных римских правоведов: Гая и Ульпиана, в меньшей степени Павла, Папиниана и, возможно, Гермогениана. Есть основания предполагать, что отдельные трактаты были знакомы ему по отрывкам из недошедших до нас учебников и компендиумов: это объясняет, почему редкие определения римских юристов приведены не полностью. Тем не менее римское наследие Исидором переосмыслено. Так, он привел собственное определение ius gentium и придумал ius militare. Правовая категория закона (lex) является одной из основных в трудах Исидора. По мнению севильского епископа, закон — это «вид права»94. Исидор выводил слово lex из слова legendo; таким образом, отличительная черта закона, по его мнению, состоит в том, что его можно огласить95. Очевидно, что представленное толкование очень древнее. Так, Марк Теренций Варрон объяснял leges как "lectae" - собранные и представленные Цицерон также выводил термин lex из глагола legere, в который он вкладывал значение «выбирать»97. Согласно его точке зрения, закон отличают справедливость, воздающая каждому по заслугам, и возможность выбора. Первое свойство закреплено в греческом языке (ведь слово VO[IOQ «закон» одного корня с глаголом vk\xo «уделять»)98, а второе - в латинском. Что же это за выбор? Принято считать, что это отсылка к практике комиций, т.е., к выбору народа99. В то же время речь может идти о выборе между преступлением и законопослушностью. Например, во второй книге Цицерон объясняет слово «закон» как предпочтение справедливого и истинного начал100. Представленные интерпретации не отменяют, а дополняют друг друга. Исидор же счел верной античную этимологию, но по каким-то причинам отверг значение «собирать» и остановился на значении «читать». Очевидно, за его толкованием стоит реальная практика законотворчества.

Разделение законодательства Вестготской Испании на королевское и церковное носит весьма условный характер. Законодательство церковное, т.е., каноны соборов, затрагивало также и светские вопросы, точно так же, как и король мог издать постановление, касающееся церковной жизни. Как проходило принятие новых постановлений? Вестготские епископы до мельчайших подробностей разработали и письменно зафиксировали порядок проведения собора. Он основывался на четвертом каноне IV-ro Толедского собора 633 г., затем был дополнен новыми правилами. Последняя редакция была произведена, вероятно, около 681 г101. Согласно этому документу, постановления зачитывались архидьяконом вслух и подлежали обсуждению . По правилам, высказывать мнение имели право исключительно епископы, заседавшие в базилике св. Леокадии (с 653 г. — в базилике свв. Петра и Павла) в Толедо. Если же кто-то из собравшихся снаружи желал пожаловаться или внести свое предложение, он мог сделать это через архидьякона церкви св. Леокадии или свв. Петра и Павла, который бы вынес это на обсуждение участников собора103.

Каноны, касающиеся монахов, дев и вдов, посвятивших себя Богу, и кающихся

Следующие два канона касаются лиц, прислуживающих в церкви. В восьмом рассматривается случай с неким рабом по имени Елисей. После того, как епископ от имени церкви отпустил его на волю, Елисей перестал оказывать ему какое бы то ни было почтение, а церкви нанес ущерб . Епископ потребовал вернуть неблагодарного в рабское состояние, и его требование было удовлетворено. Перед нами типичный для римской практики случай истребования в рабство вольноотпущенника, не соблюдающего свои обязанности по отношению к патрону ; и в этом участники собора вполне отдавали себе отчет. Так, церковь, при которой Елисей был рабом, носит эпитет patrona. Кроме того, участники прямо отсылают к церковным постановлениям и мирским законам, касающимся статуса вольноотпущенников . Таким образом, в данном случае нормы римского права стали образцом для формирования права церкви.

И напротив, источником следующего, девятого, канона стало не светское законодательство, а постановление Халкидонского собора и положения из Священного Писания. Опираясь на них, отцы севильского собора запретили мирянам занимать должность церковного старосты (peconomus) . Участники указали еще одну причину: такого старосту нельзя предать епископскому суду, а, следовательно, его деятельность сложно контролировать40.

Эти два постановления касаются сферы имущественных отношений церкви Толедского королевства, которые были еще недостаточно регламентированы. Эти нормы создавались равным образом под влиянием классического римского права и постановлений вселенских соборов.

Участники собора приняли два постановления относительно монастырей. Что представлял собой монастырь? С его описания Исидор Севильский начал свой устав. Обитель монахов должна выглядеть неприступной: она окружена! стеной, ворота в которой всего одни. Есть еще черный ход, он ведет в монастырский огород41. Кельи братьев расположены невдалеке от базилики, на расстоянии от них находится больница42. Кроме того, на территории монастыря расположена трапезная и рядом кладовая со съестными припасами43.

В тексте постановления Севильского собора для обозначения монахов используется слово coenobitae (дословно - «киновиты»). Оно происходит от греческого KOIVOQ, т.е. общий, и /Зшс, жизнь, и именно так его понимает и Исидор Севильский. Далее он раскрывает это определение: образ жизни монахов-киновитов напоминает ему образ жизни первых христианских общин. Перед принятием пострига будущий монах должен был раздать или продать свое имущество и отказывается от собственности на будущее44.

В начале VII в. число подобных обителей на территории Пиренейского полуострова росло. Однако возрастающее влияние монастырей приводило к конфликту внутри епархии. Десятым каноном участники собора в Севилье запретили епископам разрушать монастыри, как древние, так и основанные недавно45. Этот канон иллюстрирует противостояние епископа и монастыря. Действительно, епископ являлся главой своей епархии: он совершал важнейшие таинства, ему были подсудны клирики (им же и рукоположенные), в некоторых случаях он судил и мирян46. Напротив, жизнь монастыря целиком находилась в руках аббата, что и вызывало недовольство епископов. Как можно судить, однажды дело дошло до открытого противостояния, в результате чего кто-то из епископов велел разрушить монастырь (неизвестно, какой именно). В назидание остальным собор под председательством Исидора предписал, чтобы обитель была восстановлена силами и средствами всех без исключения епископов47. Сверх того, каждый, кто в будущем покусится на монастырь, будет предан анафеме . Позже, в 633 г., отцы IV-ro Толедского собора ограничат вмешательство епископа в жизнь монастыря49.

Возникали и женские обители. Так, уже следующий (по отношению к разобранному выше) канон постановил, чтобы женские монастыри находились под надзором самых благочестивых монахов, которые должны были не только управлять хозяйством, но и наставлять сестер в вере50. По мнению отцов собора, монахини, избавленные от суетных забот, смогут полностью посвятить свое время спасению душ51.

Интересно, что в римском праве, по крайней мере, классического периода, женщина, даже совершеннолетняя, никогда не была самостоятельным лицом; те, кто были лишены отца или мужа, находились под опекой (tutela mulierumf1. Гай сообщает, что древние считали женщин существами легкомысленными {propter levitatem animi), а потому нуждающимися в постоянной опеке. Впрочем, это никогда не относилась к весталкам - в римском обществе они пользовались уважением и свободой53.

Похожие диссертации на Представления о праве и правосудии в Толедском королевстве VII в.: римская традиция и ее интерпретация : по сочинениям Исидора Севильского