Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Философский анализ специфики взаимосвязи отчуждения и освоения Шинкова Светлана Сергеевна

Философский анализ специфики взаимосвязи отчуждения и освоения
<
Философский анализ специфики взаимосвязи отчуждения и освоения Философский анализ специфики взаимосвязи отчуждения и освоения Философский анализ специфики взаимосвязи отчуждения и освоения Философский анализ специфики взаимосвязи отчуждения и освоения Философский анализ специфики взаимосвязи отчуждения и освоения
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Шинкова Светлана Сергеевна. Философский анализ специфики взаимосвязи отчуждения и освоения : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.01 Магнитогорск, 2007 146 с., Библиогр.: с. 127-146 РГБ ОД, 61:07-9/658

Введение к работе

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в настоящее время меняются условия взаимодействия человека с миром. В процессе освоения действительности индивидом происходит перманентный рост его возможностей. Всестороннее развитие потенциального содержания человека, обретая статус действия природного закона, становится условием развития цивилизации. Одновременно возрастают и требования к людям, предъявляемые технизированным миром, что влияет как на физическое состояние практически каждого человека, так и на его психическое здоровье. Человеческая жизнь претерпевает существенные изменения в связи с усложнением содержания социальных, политических, экономических связей в обществе. При этом усиливается отчуждение во всех сферах общественной жизни, возникают новые факторы, детерминирующие отчужденное состояние человека.

Отчуждение является неотъемлемым позитивным моментом и процессом в формировании личности до тех пор, пока его воздействие на человеческое «Я», на сознание и самосознание индивида не становится однозначно разрушающим. Деструктивный характер проявления отчуждения преодолеть достаточно трудно. Человеку необходимо постоянно осваивать мир и анализировать свое место в социальной реальности, осознавать свое понимание ее, критически осмысливать ценностные ориентиры, предлагаемые ему социумом. В противном случае обществу угрожает опасность конформизма, превращения людей в «социальные атомы».

Жизнь показывает, что невозможно рассматривать сущность отчуждения, нивелируя освоение. Отчуждение и освоение являют собой диалектически связанные категории, с использованием которых может быть осуществлен всесторонний анализ различных уровней бытия человека и социума. Отчуждение и освоение – это атрибутивные характеристики человеческого сознания и бытия. В силу этого они, а также их взаимоотношение относятся к сфере «вечных» философских проблем, актуальность разработки которых носит непреходящий характер.

Степень разработанности проблемы. Анализируемая литература по исследуемой проблеме свидетельствует о том, что уже философами Древней Греции многие смысложизненные и мировоззренческие вопросы разрабатываются в контексте процесса «отчуждение–освоение». Такой подход обнаруживается в учениях Гераклита, Платона, Аристотеля.

Проблеме отчуждения и его преодолению уделялось внимание средневековыми философами. В концепциях Августина Блаженного, Фомы Аквинского мы обнаруживаем не только акт создания мира Богом посредством отчуждения, но и антропологический аспект отчуждения в акте грехопадения. Освоение здесь проявляется как обретение человеком истинного знания о Боге, о заложенных Им в мире потенциях, о причинах фактического отчуждения, о специфике связи Бога и человека. Средневековую традицию анализа отчуждения и освоения развивают современные религиозные философы Ю.М. Бохеньский, Ж. Маритен, П. Тейяр де Шарден, П.Тиллих.

В философии Нового времени и Просвещения в трудах таких мыслителей, как К.А. Гельвеций, Ж.-Ж. Руссо, Дж. Локк, Т. Гоббс, отчуждение и освоение рассматривались в политическом и юридическом аспектах в контексте анализа прав и свобод граждан в государстве. Философы стремились обосновать и распространить идею о том, что избавление от деструктивных последствий отчуждения возможно через освоение людьми правового пространства, осознания ими общих целей, которые могут быть достигнуты посредством координированного действия всех людей в обществе на основе справедливого законодательства.

В современной отечественной философии роль отчуждения и освоения в политике и праве исследуется В.Е. Гулиевым, В.Е. Давидовичем, Ю.А. Ждановым, Ю.В. Карпенковым, А.А. Костиным, В.В. Низовцевым, З.Ш. Саидовым, А.А. Топорковым, Е.В. Фигурой и другими.

Традицию представителей немецкой классической философии И. Канта, И.Г. Фихте, Ф.В.Й. Шеллинга, Г.В.Ф. Гегеля, в учениях которых отчуждение и освоение обретают статус атрибутов не только человеческого сознания, но и Абсолюта, общественного устройства, продолжают в XX веке персоналисты Ж. Лакруа, Э. Мунье, Дж. Ройс, Дж. X. Хауисон. Отчуждение и освоение – это две стороны, характеризующие деятельность сознания и выступающие предпосылками возникновения и осуществления познавательного процесса. Работа по выявлению специфики отчуждения и освоения с этих позиций была продолжена В.У. Бабушкиным, В.Н. Зайченко, В.Н. Кузнецовым, М. Лилла, Г. Лукачем, А.М. Максимовым, В.А. Погосяном, С.П. Поцелуевым, Ю. Селивановым, Е.М. Солиной, Л.Р. Сулеймановым и другими отечественными и зарубежными исследователями.

С диалектико-материалистических позиций, характерных для философии К. Маркса и Ф. Энгельса, отчуждение рассматривается как кризисное состояние человечества, которое необходимо и возможно преодолеть через освоение материально-производственной сферы. Данный вариант трактовки взаимосвязи отчуждения и освоения представлен в концепциях таких мыслителей, как К. Акселос, Э.М. Викторов, К. Голд, Р.К. Горман, В. Горозия, Р.А. Емельянов, В. Зита, Э.В. Ильенков, В.Л. Иноземцев, К.М. Какабадзе, И.Н. Кальной, Л.Н. Коган, Д.К. Лукач, С. Лукес, В.В. Макаров, И.С. Нарский, А.П. Огурцов, Т.И. Ойзерман, С. Перкинс, К.В. Петков, Т. Таирако, С.В. Шачин.

Эвристически эффективным в исследовании отчуждения и освоения оказалось применение социологизаторского подхода, основу которого заложили Э. Блох, Г. Зиммель, В. Дильтей, Ф. Ницше, О. Шпенглер, М. Хоркхаймер, Т. Адорно, Г. Маркузе. Сторонники этого подхода, к которым можно отнести А.К. Абишеву, Р. Арона, Н.А. Вторушина, Э. Дюркгейма, Ч.Г. Зигфрида, Г.Н. Киреева, С.М. Ковалева, И.С. Кона, А.В. Матреночкина, Р.Мертона, Х. Ортега-и-Гассета, К. Поппера, В.С. Степина, П.А. Сорокина, А. Суворова, С.В. Тихонову, А.С. Фролова, полагают, что причинами, условиями и источниками преодоления отчужденного состояния человека в мире являются социальные факторы, а освоение понимается ими как анализ человеком социального отчуждения и специфики своей включенности в социальную структуру.

Для исследователей, являющихся сторонниками учений З. Фрейда, К.Г. Юнга, Э. Фромма и К. Хорни характерен психологизаторский подход к осмыслению освоения и отчуждения. В их концепциях отчуждение и освоение характеризуют не только сознание, но и бессознательное, деятельность которого обусловливает усиление отчуждения в социуме за счет интенсификации самоотчуждения. Освоение же понимается ими как способ обретения человеком внутренней гармонии через прояснение структуры и способа функционирования своего бессознательного. В частности, анализу специфики человеческой психики и сознания как истоков внутриличностного и межличностного отчуждения, детерминирующих возникновение и усиление социального отчуждения, и трансформацию способов освоения мира, посвящены работы таких авторов, как Е.Б. Беззубова, А.Н. Долгов, И.В. Журавлев, И.А. Зайцева, В.В. Пшенников, М.Ю. Руденко, А.Ш. Тхостов, М.В. Шугуров, Г.М. Эмрих.

Р. Барт, Г. Гадамер, Ж. Делёз, Ж. Деррида, Ю. Кристева, Ж.-Ф. Лиотар, М. Фуко, развивая представление о структуре языка как первопричине всякого отчуждения и детерминанте различных форм освоения, положили начало осмыслению данных феноменов в русле философии языка и герменевтики. Постмодернисты понимают под освоением осознание обусловленности человеческого сознания той языковой метареальностью, в которой происходило формирование личности; в данном случае речь ведется о прояснении смыслов и значений языка, правил языковых игр, об осмыслении трансформации семантического пространства языка в зависимости от контекстов. Взаимосвязь отчуждения и освоения, детерминированная языковой метареальностью и проблемами ее семиотического и семантического анализа, анализируется в произведениях таких авторов, как Н.С. Автономова, Д.В. Анкин, Х. Арендт, Э. Бенвенист, У.К. Гэй, И.П. Ильин, П. Козловски, В.А. Кутырев, Ж. Лакан, Н.И. Лопханова, Н.Б. Маньковская, Д.У. Орлов, Е.Г. Орлянская, Ж. Отье-Ревю, Ф. де Соссюр, Г.А. Тульчинский, М.А. Чешков, Т. Чэнтер.

В нашей работе объектом исследования выступают отчуждение и освоение как атрибутивные характеристики человеческого бытия и сознания. Предметом исследования является диалектика взаимосвязи отчуждения и освоения.

Целью работы является проведение философского анализа специфики взаимосвязи отчуждения и освоения.

Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач:

раскрытие взаимосвязи категорий «отчуждение» и «освоение», выявление их онтологического и гносеологического содержания;

исследование специфики основных методологических подходов к изучению отчуждения и освоения в доклассической, классической и неклассической философии;

анализ специфики освоения социума человеком в условиях отчужденного мира;

рассмотрение особенностей отчуждения и освоения в интерсубъективных взаимодействиях;

определение роли категорий «отчуждение» и «освоение» в контексте анализа рефлексивной деятельности сознания.

Научная новизна работы заключается в следующем:

разработана авторская типология представлений об отчуждении и освоении в доклассической, классической и неклассической философии;

обоснован онтологический статус категорий «освоение» и «отчуждение», который состоит в том, что они характеризуют особенности взаимоотношения между человеком и миром. В связи с этим постулируется положение о неотъемлемости процесса «отчуждение–освоение» от деятельностного характера природы человека;

обнаружено изменение характера освоения личностью семантической и содержательной наполненности мира в условиях усиления отчуждения в обществе;

в контексте анализа интерсубъективных взаимодействий выявлены факторы, ведущие к возникновению отчужденного состояния в межличностных взаимоотношениях, а также обоснован отчужденно-осваивающий характер процесса преодоления отчуждения;

доказано, что рефлексивную деятельность сознания можно представить как видопроявление процесса «освоение–отчуждение».

Методологическая и теоретическая основа исследования. Методологическую основу анализа взаимосвязи категорий «отчуждение» и «освоение» составили диалектические принципы единства исторического и логического, восхождения от абстрактного к конкретному, всесторонности, реалистичности, объективности, рациональной обоснованности и доказательности.

В процессе исследования феноменов отчуждения и освоения в рамках аналитико-критической традиции западной философской мысли использовался компаративистский подход, герменевтический и аналитико-синтетический методы, что позволило типологизировать разнородные и разнообразные философские представления об отчуждении и освоении.

Теоретическая и практическая значимость работы. Полученные в диссертации результаты имеют важное концептуальное и эвристическое значение: способствуют более глубокому пониманию сущности ряда современных проблем бытия человека; создают предпосылки для выявления одного из оснований построения адекватной картины становления и развития личности в современных условиях.

Решение поставленных в диссертации задач способствует разработке нетрадиционных методологических подходов к изучению категорий «отчуждение» и «освоение». Рассмотрение этих категорий в единстве как атрибутивных характеристик человеческого бытия создает предпосылки эффективного выявления причин кризисных явлений в современном обществе и условия их разрешения. Данные диссертационного исследования могут быть использованы при подготовке учебных материалов по философии, разработке и чтении общих и специальных курсов по онтологии и теории познания.

Апробация диссертационного исследования. Основные идеи диссертации прошли апробацию в практическом преподавании автором курса философии в Оренбургской государственной медицинской академии, в докладах и на заседаниях кафедр философии и других общественных наук в городах Оренбурге и Магнитогорске, на научно-практических конференциях различного уровня, а также отражены в публикациях, список которых приведен в конце автореферата.

Структура диссертационной работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы, включающего ____ наименований. Содержание изложено на ____ страницах машинописного текста.

Похожие диссертации на Философский анализ специфики взаимосвязи отчуждения и освоения