Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА I. Социально-гносеологическая основа диалектического единства знаний и убеждений в политическом сознании развитого социалистического общества 20
I. Политическое сознание как элемент общественной жизни и вид социального познания 20
2. Динамика взаимоотношении знаний и убеждений в процессе развития политического сознания 44
3. Коммунистическая идейная убежденность и сознательность как выражение единства политических знаний и убеждений 60
ГЛАВА II. Воздействие соіщлшо-политических и социально-психологических факторов на становление и развитие диалектического единства политических знаний и убеждений 78
I. Реальная общность коренных интересов общества - основополагающий фактор диалектического единства политических знаний и убеждений 78
2. Влияние социально-психологических факторов на процесс превращения политических знаний в политические убеждения 103
3. Практика совершенствования развитого социализма - движущая сила и критерий единства политических знаний и убеждений 124
Заключение 141
Литература 147
- Политическое сознание как элемент общественной жизни и вид социального познания
- Динамика взаимоотношении знаний и убеждений в процессе развития политического сознания
- Реальная общность коренных интересов общества - основополагающий фактор диалектического единства политических знаний и убеждений
- Влияние социально-психологических факторов на процесс превращения политических знаний в политические убеждения
Введение к работе
Актуальность темы» Построение в СССР развитого социалистического общества, постоянное возрастание материального и духовного потенциала страны создали благоприятные условия для осуществления программных целей Коммунистической партии в области формирования коммунистического сознания советских людей. "КПСС рассматривает коммунистическое воспитание трудящихся как важный фронт борьбы за коммунизм. От успехов идеологической, политико-воспитательной работы все больше зависят ход экономического, социально-политического и культурного развития страны, полная реализация возможностей развитого социализма".
Указанная основоположниками марксизма-ленинизма необходимость утверждения коммунистических убеждений в сознании широчайших масс трудящихся2 приобретает особое значение в условиях зрелого социализма, когда в обстановке непосредственного созидания нового общества возможно их практическое воплощение в действительность, превращение в реальную движущую силу. Диалектика движения социализма по пути коммунистического прогресса такова, что чем выше ступень его развития, чем больше
1 0 дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспитательной работы. Постановление ЦК КПСС от 26 апреля 1979 г.-М.: Политиздат, 1979, сб.
2 См., напр. Энгельс Ф. К истории Союза коммунистов.- Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.21, с.221; Ленин В.И. Наша ближайшая задача.- Поли. собр. соч., т.4, с.189; Что делать?-Полн. собр. соч., т.6, с.69; Проект резолюции об отношении
к учащейся молодежи.- Поли. собр. соч., т.7, с.253; Первоначальный вариант статьи "Очередные задачи советской власти".-Поли. собр. соч., т.36, с.127.
динамизм общественной мысли, тем значительнее требования к уровню коммунистической идейной убежденности и политической сознательности трудящихся. "Смысл решений июньского Пленума в том и состоит,- подчеркивал Генеральный секретарь ЦК КПСС товарищ К.У.Черненко,- чтобы привести в движение все творческие силы, заключенные в сознательности и идейной убежденности масс. Ведь это основа их трудовой и общественной активности" . Первостепенную роль в обеспечении выполнения "большой и
о
напряженной работы по совершенствованию развитого социализма" играет формирование зрелого политического сознания, представляющего собой основу последующей творческой деятельности. Общественная значимость политического сознания связана с возрастанием влияния субъективного фактора, который способствует вовлечению в активную, сознательную и планомерную историческую деятельность широчайших масс трудящихся, придавая ей тем самым качественно новый характер.
1 Наряду с важной ролью политической формы общественного сознания в жизни развитого социалистического общества, ее сложностью и многогранностью, также и определяющее место в идео-логической борьбе делают ее исследование особенно актуальным . Необходимо учитывать, что понятия "знание", "убеждение" и другие близкие понятия исследуются в таких течениях буржуазной философской мысли, как экзистенциализм, прагматизм, лерсона Черненко К.У. Народ и партия едины: Речь на встрече с избирателями Куйбышевского избирательного округа г. Москвы 2 марта 1984 г.- М.: Политиздат, 1984, с. 13.
2 Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 10 апреля 1984 г.- М.: Политиздат, 1984, сб.
3 См.: Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 14-15 июня 1983 г.- М.: Политиздат, 1983, с. 52,68,74.
лизм, постпозитивизм. В ряде направлений буржуазной социологии и социальной психологии рассматриваются вопросы, связанные с формированием и функционированием политического сознания масс, которым дается решение в соответствии с классовыми интересами буржуазии. Поэтому анализу политического сознания в современной советской и зарубежной литературе уделяется большое внимание. Однако многие существенные стороны проблемы требуют дальнейшего глубокого изучения, в том числе вопросы диалектической взаимосвязи знаний и убеждений в политическом сознании.
Такой анализ предполагает прежде всего выяснение тех внутренних качеств знаний и убеждений, которые предопределяют их диалектическое единство. Отсюда вытекает также необходимость показать динамику закономерного процесса массового появления политических убеждений в условиях зрелого социализма, их более глубокого, осознанного характера; определить роль социально-политических и социально-поихологических факторов в формировании политических убеждений, изучить, чем обусловлено их закрепление в практической деятельности, в реальной социально-политической действительности.
На этой основе представляется возможным раскрыть закономерности формирования политического сознания, политической убежденности трудящихся, показать их зависимость от характера общественного и политического строя, степени развития общества, а также определяющее влияние общественных отношений на формирование коммунистической идейной убежденности и политической сознательности советских людей.
Исследование этих вопросов способствует раскрытию возрастающей роли марксистско-ленинской научной политической идеологии в условиях, когда созданы оптимальные возможности для на
учного управления социальными процессами, в том числе и в сфере политических отношений. Это поможет понять механизм формирования политической сознательности масс, что имеет теоретическое и практическое значение, поскольку в процессе совершенствования зрелого социализма возрастает роль субъективного фактора, сознательной, творчески преобразующей деятельности людей в обществе.
Степень разработанности проблемы. Вопросы, затронутые в данном исследовании, привлекают в последние годы все большее внимание советских и зарубежных философов, социологов, психологов и педагогов. В монографических исследованиях и статьях I Бабенко В.В. Марксистско-ленинская философия и мировоззренческие убеждения человека.- Киев; Одесса: Вища школа, 1979; Василенко В.І. Людина І світогляд.- К.: Політвидав України, 1974; Вопросы воспитания политической убежденности и социалистической сознательности в свете решений ХХУ съезда КПСС -М,: Изд-во АОН при ЦК КПСС, 1977; Додонов В.И. Формирование коммунистической убежденности.- М.: Высшая школа, 1975; Знания - убеждения - деятельность,- Саратов: Изд-во Сара-товск. ун-та, 1975; Назарова Н.С. Формирование коммунистической убежденности молодежи.- Киев; Одесса: Вища школа, 1981; Носков А.П., Яновский Р.Г. Два уровня сознания и политические убеждения.- Новосибирск: Наука. Сибирское отделение, 1974; Самсонов P.M. Социальная психика и идеология.- Ереван: Айастан, 1970; Смирнов Г.Л. Советский человек. Формирование социалистического типа личности.- М.: Политиздат, 1980; Смирнов Л.А. Убеждение как филооофская категория.- Калинин: Изд-во Калининск. ун-та, 1973; Тарасенко И.К. Коммунистическая убежденность.- Минск: Нар. асвета, 1973; Фомин В.Н. Формирование коммунистической убежденности личности,- Киев:
рассматриваются различные проблемы, связанные с закономерностями формирования коммунистического сознания трудящихся масс, влиянием идеологии на социальную психологию, распространением и закреплением идей в сознании людей, а также с сущностью и структурой убеждений.
В этих работах показана роль и значение целенаправленного процесса формирования у советских людей глубокой коммунистической идейной убежденности, предлагаются рекомендации по совершенствованию этого процесса.
Обстоятельно исследуется взаимосвязь различных социально-политических факторов в формировании коммунистической сознательности трудящихся .
Особый интерес представляют работы, в которых рассматриваются вопросы, связанные со спецификой роли политики в жизни социалистического общества, общественно-политической деятельности. Это труды Н.И.Азарова, Г.А.Белова, А.К.Белых, Н.Б.Бик-кенина, Ф.М.Бурлацкого, А.С.Вишнякова, Т.В.Горбуновой, Ю.Е. Грабаровского, В.В.Журавлева, В.Н.Зенкова, В.Ж.Келле, М.Я.Ко-вальзона, Н.И.Михальченко, В.П.Пугачева, Н.М.Сашшникова, А.К. Уледова, Ю.М.Хрусталева, В.И.Шинкарука, В.А.Ядова и др. В этих исследованиях политическое сознание рассматривается в качестве одного из элементов политики как общественного явления, определяется его место в политическом развитии классов, - Наукова думка, 1983; Чагин Б.А. Структура и закономерности общественного сознания.- Л.: Наука, Ленинградское отделение, 1982 и др. I Остряков В.В., Степановичюс А.И. Социально-политические факторы формирования коммунистической сознательности трудящихся.- М.: Мысль, 1967; Буева Л.П. Социальная среда и сознание личности.- М.: Изд-во Моск. ун-та, 1968.
в решении тех или иных политических задач. Анализируются также основные компоненты политического сознания.
Менее исследованной является проблема знания как особого явления общественной жизни, особого социального феномена; недостаточно проанализировано также философское понятие убеждения. Это превде всего касается политических знаний и убеждений, чем, в частности, и обусловлен интерес к исследованию их диалектического единства и особенностей. Плодотворным представляется анализ А.К.Уледовым "сознания общества" наряду с "обще т ственным сознанием . Сознание общества является более богатым
и емким по содержанию, чем общественное сознание, составляющее сердцевину последнего.
Если понятие "общественное сознание" выработано для обозначения сознания, являющегося отражением общественного бытия, как той основы, которую оно осознает, то понятие "сознание общества" выработано для обозначения сознания в его включенности в жизнедеятельность людей, когда оно соотносится со своими субъектами, которые им обладают и руководствуются в своей деятельности. Сознание общества, по мнению А.К.Уледова, представляет собой духовную реальность во всем ее богатстве и разнообразии идей, взглядов, представлений, мнений и т.д., присущих обществу в исторически конкретный период времени. Оно выступает как внутренний элемент жизнедеятельности, образа жизни людей. На сознание общества как сознание, включенное в жизнедеятельность масс, распространяется ленинское положение об активности сознания . Безусловно, правомерно говорить об активности
1 Уледов А.К. Вступительная статья.- В кн.: Гырдев Д. Актуальные проблемы общественного сознания. М.: Прогресс, 1982,
с. 12-14.
2 См.: Ленин В.И. Конспект книги Гегеля "Наука логики". Поли.
сознания и в его соотнесенности с общественным бытием. Но с еще большим основанием можно говорить об активности сознания, когда речь вдет о сознании общества, его включенности в реальную жизнь людей. В этом случае оно выступает как необходимый компонент деятельности и отношений людей, как проявление субъективного фактора общественной жизни. Сознание общества включает в себя социальные и естественнонаучные знания, которые в силу общественной потребности реализуются в социальной практике и тем самым "внедряются" в сознание масс . Это сознание характеризует конкретное состояние общества в отношении распространенности в нем тех или иных знаний.
Поскольку "сознание общества" приобретает реальный характер лишь в случае, когда речь идет о сознании исторически конкретного общества как определенном типе сознания с присущими ему особенностями, представляется целесообразным, в соответствии с темой исследования рассмотреть политическое сознание зрелого социалистического общества» Оно включает в себя политические знания, которые в силу общественной потребности реализуются в социально-политической практике и, превращаясь в политические убеждения, "внедряются" в политическое сознание масс, являющееся непосредственным реальным политическим сознанием общеотва на конкретном историческом этапе его развития.
Место массового сознания как непосредственного реального, практического сознания классов и других больших социальных общностей людей в общественном сознании достаточно четко определяется в работах Б.А.Грушина, А.К.Уледова, Д.М.Гилязитдино-- собр. ооч., т.29, а.194,
I Уледов А.К. Духовная жизнь общеотва: Проблемы методологии исследования.- М.: Мысль, 1980, с.187-189.
ва, Э.Я.Баталова и др. . При этом подчеркивается, что в развитом социалистическом обществе массовое сознание, сохраняя классовый характер и складываясь на основе социалистических интересов и коммунистических идеалов рабочего класса, становится сознанием советского народа как нового типа социальной и интернациональной общности людей. Методологическим принципом, способствующим пониманию природы массового сознания, может служить высказывание В.И.Ленина о том, что понятие "массы" - изменчиво, соответственно изменению характера борьбы. В начале борьбы достаточно было нескольких тысяч настоящих революционных рабочих, чтобы можно было говорить о массе... Когда революция уже достаточно подготовлена, понятие "массы" становится другииг.
1 Массовое сознание не одинаково по состоянию распространенности в нем знаний на теоретическом и эмпирическом уровнях по-знания действительности и находится в зависимости от этапов исторического развития общества. Но такие сферы массового сознания, как рациональная (знания и представления), чувственно Грушин Б.А. Мнение о мире и мир мнений.- М.: Политиздат, 1967; Уледов А.К. Структура общественного сознания.- М.: Мысль, 1968; Гилязитдинов Д.М. Пропаганда марксистско-ленинской теории и формирование политического сознания в развитом социалистическом обществе,- Уфа: Башк. кн. изд., 1974; Современное политическое сознание в США. / Под ред. Ю.А.Замош-кина и Э.Я.Баталова.- М.: Наука, 1980.
2 См.: Ленин В.И. Ш конгресс Коммунистического Интернационала 22 июня - 12 июля 1921 г. Речь в защиту тактики Коммунистического Интернационала I июля. Полн. собр. соч.,т.44, с.31.
3 Уледов А.К. Структура общественного сознания, с.271.
эмоциональная и оценочная (отношенческая), присутствуют на уровнях как теоретического, так и обыденного сознания, которые в сознании масс тесно переплетаются и взаимосвязаны. Распространенность идей и взглядов, превращение их в убеждения людей, когда они становятся достоянием широких слоев населения, характерны для массового сознания зрелого социалистического общества "Массовое сознание складывается и функционирует под влиянием как общих, так и специфических объективных условий и факторов (уровень разшітия производительных сил, условия и характер труда, социальное положение, уровень социальной жизни и др.). Вместе с тем, в социалистическом обществе все большее значение приобретают субъективные условия и факторы (достигнутый уровень сознательности, организованности, сплоченности, дисщшлинированности, образования и т.д. социальных групп, классов, наций, народа), которые слособст т
вугат проникновению специализированного сознания в массы" . Социалистическое политическое сознание, овладевая умами многомиллионных масс трудящихся, становится необходимым атрибутом субъективного фактора в процессе революционного преобразования мира и развития социалистического общества. Речь в данном случае идет о политическом сознании зрелого социалистического общества, о политической сознательности как массовом явлении, так как именно они должны рассматриваться в ряду основных условий развитости, зрелости социалистического общества.
В имеющейся литературе далеко не исчерпана многообразная проблематика политического сознания социалистического общества. Что же касается политического сознания трудящихся І Уледов А.К. духовная жизнь общества: Проблемы методологии исследования, с. 197-198.
масо как духовного феномена, то этот вопрос остается малоисследованным и нуждается в дальнейшем анализе. Необходим конкретный анализ многих понятий, связанных с решением практических вопросов политического воспитания трудящихся в условиях зрелого социализма. Особенно интересной в этом отношении представляется нам проблема формирования у широких масс трудящихся политических убеждений в развитом социалистическом обществе.
Цель и задачи исследования. Основная цель диссертационной работы состоит в системном диалектико-материалистическом анализе проблемы единства знаний и убеждений в политическом сознании развитого социалистического общества. Этот анализ направлен на выявление тех внутренних качеств, которые предопределяют их диалектическое единство, механизм взаимосвязи, общность основы взаимодействия.
Особое внимание обращается на то, что социальная сущность политического сознания состоит в отражении общественного бытия людей в совокупности различного рода взглядов, идей через призму коренных интересов советского народа. Это предопределяет сущность классового политического сознания трудящихся масс в условиях зрелого социализма как высшего, качественно нового уровня духовного развития дружественных классов нашей страны.
При рассмотрении вопросов коммунистической идейной убежденности и социалистической сознательности акцент делается на выявлении определяющего влияния их политической природы, раскрытии общего механизма их функционирования, представляющего собой единство рациональной и чувственно-эмоциональной сторон. Исследуется каким образом содержание политических знаний влияет на процесс перехода от идей к деятельности. Осуществ
ляется этот анализ в единстве социально-гносеологического , социально-политического" и социально-психологического аспектов исследования.
В соответствии с поставленной целью определены основные задачи исследования:
- рассмотреть исходные марксистско-ленинские методологические положения, дающие возможность научно обоснованно охарактеризовать природу и структуру политических убеждений, что
1 Данный аспект, являясь сравнительно мало разработанным, заставляет при анализе общественных явлений не упускать из виду зависимость духовной жизнедеятельности людей от материальной и вместе с тем акцентировать внимание на особенности общественного сознания как с точки зрения специфики, характера, способов отражения в нем действительности, так и с точки зрения социально-исторической и классовой обусловленности социальных функций. Гносеолого-социологический аспект позволяет раскрывать жизнедеятельность людей в единстве материальной и идеальной сторон. Он дает возможность показать реальное значение, реальную роль тех или иных представлений не только в системе общественного сознания, но и общества в целом. (Уледов А.К. духовная жизнь общества: Проблемы методологии исследования., с. 39; Москвичев І.Н. Социалистическое общественное сознание: методологические проблемы.- М.: Мысль, 1982, с.16). Вышесказанное, на наш взгляд, сохраняет силу и при анализе социалистического политического сознания, разумеется с учетом его специфики.
2 Подобный подход при анализе общественных явлений позволяет более отчетливо видеть как постоянный характер социальной детерминированности этих явлений, так и историческую ограниченность их политической обусловленности.
позволяет исследовать их формирование как процесс превращения политических знаний в убеждения, в элементы политического сознания масс;
- проанализировать политическую форму отражения действительности, различные уровни этого отражения на различных этапах развития социалистического общества;
- исследовать политические убеждения как специфический результат познания общественных явлений политическим сознанием общества зрелого социализма, их значения как определяющего фактора в системе политических факторов познания общественной жизни;
- установить характер зависимости между научно обоснованным объективно истинным содержанием политических знаний и степенью прогрессивности, твердости и глубины политических убеждений в различные периоды зрелости социалистического общества;
- на основе имеющихся результатов уточнить представления о процессе возникновения убеждений и политических убеждений в частности, рассмотреть их сущность в философско-социологичес-ком плане как своеобразного результата познавательно-преобразовательной деятельности людей в обществе;
- показать закономерный характер массового появления научно обоснованных политических убеждений в условиях развитого социалистического общества. Выяснить объективные условия, определяющие формирование политических убеждений трудящихся в условиях зрелого социализма и, прежде всего, единства коренных интересов дружественных классов нашего общества и грандиозных преобразований в социально-экономической, политической и духовной жизни развитого социалистического общества. Выявить роль субъективного фактора в формировании политических
убеждений широких масс трудящихся на научно-теоретическом уровне;
- провести анализ роли и значения социально-психологических факторов (чувств, эмоций, воли), а также практической деятельности людей в процессе становления их убеждений;
- охарактеризовать некоторые особенности и пути формирования коммунистической идейной убежденности и политической сознательности у широких масс трудящихся в условиях зрелого социалистического общества.
Отдавая себе отчет в сложности и многогранности проблемы, автор не претендует на ее полное освещение в рамках диссертации.
Теоретические источники и методологические основы исследования. Теоретическими источниками диссертационного исследования послужили труды К.Маркса, Ш.Энгельса, В.И.Ленина, программные теоретические партийные документы, решения съездов КПСС и пленумов ЦК КШС, постановления ЦК КПСС, Конституция (Основной закон) Союза Советских Социалистических Республик, речи и статьи К.У.Черненко.
Методологической основой философского анализа диалектического единства знаний и убеждений в политическом сознании развитого социалистического общества выступают: марксистско-ленинское учение об определяющей роли общественного бытия по отношению к общественному сознанию; диалектико-материалисти-ческие принципы понимания классовой природы политики и политического сознания как общественных явлений; марксистско-ленинское учение об общественном сознании, диалектико-материа-листические принципы его анализа: объективный, партийный, конкретно-исторический подход к духовным явлениям; марксистско-ленинское учение о практике как основе социального поз
нания и преобразования общественно-политической жизни; марксистско-ленинское понимание возрастания роли масс и массового сознания, происходящего вместе с ростом "широты исторических действий" .
Современный уровень разработки проблемы в отечественной литературе способствовал более глубокому анализу вопроса, во многом определил выработку концепции диссертанта. В содержательно-методологическом плане, помимо названных публикаций, диссертант опирался на работы таких исследователей, как Г.Е.Гле-зерман, М.Т. Иовчук, Б.М.Кедров, ВД.Келле, М.Я.Ковальзон,П.В. Копнин, М.Б.МИТИН, Т.И.Ойзерман, А.Г.&гаркин, В.П.Тугаринов, А.К.Уледов, П.Н.Федосеев, В.И.Шинкарук.
Научная новизна исследования состоит в постановке и системном анализе малоразработанных вопросов, связанных с диалектическим единством знаний и убеждений в политическом сознании развитого социалистического общества. Диссертант стремился также по-новому подойти к решению проблем, уже выдвинутых в имеющихся работах по данному вопросу.
К положениям, претендующим на научную новизну и имеющим теоретическое и практическое значение, диссертант относит следующие :
- В работе в социально-гносеологическом аспекте анализируется природа и сущность политических знаний и политических убеждений. Убеждения рассматриваются как результат познавательно-преобразовательной деятельности людей в обществе, в частности политические убеждения - как результат познания законов I Ленин В.й. УШ Всероссийский съезд Советов 22-29 декабря 1920 г. Доклад Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета и Совета Народных Комиссаров о внешней и внутренней политике 22 декабря.- Полн. собр. соч., т.42, с.140.
общественного развития и осуществления общественных преобразований. Определено также отношение к таким понятиям, как коммунистическая идейная убежденность и политическая сознательность, идейность, идейная зрелость и др., показаны общие и особенные черты данных понятий.
- Политические знания и политические убеждения исследуются в их диалектическом единстве в разрезе массового политического сознания развитого социалистического общества как неотъемлемой части коммунистического мировоззрения. Такой подход к исследованию диалектического единства политических знаний и убеждений позволяет осуществить более полный анализ их объективной обусловленности в обществе зрелого социализма, роли субъективных предпосылок в формировании идейно-политической (идеологической) и социально-психологической сторон политических убевдений и их закрепления в непосредственной практической деятельности советских людей. Диссертантом рассматриваются малоизученные вопросы эволюции содержания и формы политических убевдений в массовом политическом сознании общества по мере его развития. Анализируется динамика изменения взаимоотношений структурных элементов политических убеждений на различных уровнях развития политического сознания социалистического общества.
- Обосновывается положение о наличии связи между общественно-политическими отношениями развитого социалистического общества, определяемыми реальной общностью коренных интересов всех классов, социальных слоев, наций» народностей нашей страны и уровнем развитости политических убеждений трудящихся масс, сказывающейся на содержании политического сознания общества.
- Анализируются тенденции взаимоотношений, взаимовлияния политических знаний и убеждений. Обращается внимание на то,что
ІВ целом рост политических знаний ведет к росту политических убеждений масс. Наличие знаний способствует последующему совершенствованию и обогащению самих знаний, когда они, апроби-руясь социальной практикой, приобретают более объективный, доказательно обоснованный характер. При этом критерием зрелости политического сознания советских людей будет являться наличие убеждений, а критерием зрелости политических убеждений - наличие доказательств, основывающихся на научном диалекти-ко-материалистическом мировоззрении. Действуют эти и другие тенденции весьма сложно, временами противоречиво - как в силу специфики процесса усвоения знаний, так и в силу взаимодействия политических знаний с другими духовными феноменами, в связи с чем анализируется влияние социально-психологических факторов на процесс становления политических убеждений масс.
- В диссертации подчеркивается, что усвоение политических знаний массами, при наличии диалектического единства политических знаний и убеждений ведет к росту коммунистической идейной убежденности и политической сознательности, находящих свое отражение в усилении общественной и политической деятельности советских людей, в практике совершенствования развитого социализма.
Эти положения выносятся на защиту.
Теоретическая и практическая значимость диссертации состоит в том, что ее положения могут быть использованы:
- при дальнейшем исследовании природы и структуры политической формы общественного сознания, диалектической взаимосвязи знаний и убеждений, природы и структуры идейной убежденности, политической сознательности,научного мировоззрения,
закономерностей их формирования и развития;
- при анализе характера влияния экономических, социально-политических и духовных факторов на процесс образования политических и иных убеждений;
- при определении наиболее эффективных конкретных путей совершенствования политико-идеологической работы по формированию и развитию массового политического сознания, коммунистической идейной убежденности, по идейно-политическому воспитанию советских людей;
- при составлении комплексных планов коммунистического воспитания трудящихся;
- в контрпропагандистской работе для критики современных буржуазных концепций, извращающих сущность политических убеждений масс и их роли в современном общественном развитии;
- преподавателями - при чтении курсов исторического материализма; идеологическими работниками - в процессе проведения идейно-воспитательной работы; пропагандистами - при чтении лекций и проведении бесед с трудящимися; студентами - при изучении общественных наук, а также в системе партийного и комсомольского просвещения.
Политическое сознание как элемент общественной жизни и вид социального познания
Диалектико-материалистический анализ политического сознания общества имеет в основе представление о политике как специфической области общественных отношений с характерной для нее социальной деятельностью, содержание, сфера и функции которой обусловливаются материальными общественныгш отношениями и изменяются в ходе исторического развития общества. Поэтому политические явления, отражаемые в политическом сознании, должны рассматриваться во взаимосвязи с анализом материальных процессов, которые их порождают.
Политическое сознание - это прежде всего элемент общественной жизни. Его нельзя понять вне связи с политикой, политическими отношениями, политической деятельностью классов. Политика, родившись вместе с разложением общества на классы и становлением государственности, имеет своим содержанием отношения по поводу государственной власти, общественно-политического строя. В.И.Ленин рассматривал политику как "участие в делах государства, направление государства, опре-I Диалектический подход позволяет понять суть изменения как содержания, так и форм общественного сознания у различных классов в определенные исторические эпохи и в разных общественно-экономических формациях. (Хрусталев Ю.М. Диалектика развития общественного в сознании личности,- М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981, с. 44). -деление форм, задач, содержания деятельности государства" .
Он определял политику как отношения между классами , госу-дарствами, между нациями . Вместе с тем он конкретизировал содержание политики, указав, что самое существенное в политике - это "устройство государственной власти"4, отношение "всех классов и слоев к государству и правительству" .
Классы, являясь носителями наиболее социально значимых, существенных моментов жизни общества, выступают как субъекты социального познания0 и действия.
Следовательно, к области политики относятся прежде всего такие классовые отношения, существо которых составляет борьба классов за политическое господство, за государственную (политическую) власть или, иными словами, политические отношения. Политические общественные отношения между классами, нациями, другими социальными общностями осуществляются в массовой деятельности, в борьбе и сотрудничестве. Взаимоотношения классов, их борьба выступают важнейшей социальной причиной возникновения и существования политических отношений, политических учреждений и политического сознания, т.е. структуры политики как общественного явления.
Содержание политики определяется объективно существующими интересами соответствующего класса или классов, которые, являясь побудительной силой, обусловливают соответствующую политическую деятельность классов.
Политическое сознание, как и политика в целом, вызывается к жизни общественной потребностью в осмыслении, выражении и осуществлении господствующим классом (классами) коренных экономических интересов для управления обществом. Любой общественно значимый вопрос приобретает политический характер, если его решение прямо или опосредствованно связано с проблемой власти . Политическая власть, являясь одним из важнейших проявлений социальной власти, характеризуется тем, что тот или иной класс имеет реальную возможность проводить и осуществлять свою волю, навязывать ее другим классам и социальным слоям, делать ее всеобщей волей в том случае, если коренные интересы классов совпадают . Это совпадение может быть реальным или иллюзорным. Содержание классовых отношений определяется поэтому прежде всего тем, как соотносятся между собой коренные классовые интересы, насколько правильно они осознаны и верно осуществляются в политике.
Политические идеи, теории охватывают общественные отношения всех сфер материальной и духовной жизни классового общества, придавая в той или иной мере выраженный классовый характер всем формам общественного сознания.
Динамика взаимоотношении знаний и убеждений в процессе развития политического сознания
Становление и развитие политического сознания трудящихся масс в социалистическом обществе исторически и логически связано с развитием и упрочением социализма в нашей стране. В связи с этим обогащение политического сознания масс новыми идеями происходит непрерывно. Политическое сознание является концентрированным выражением общественных отношений, истории социалистического общества, перспектив его развития.
В ходе социалистических преобразований происходит процесс изменения объема политических знаний масс и, соответственно, глубины восприятия политических отношений.
Это можно увидеть при рассмотрении первой и третьей программ партии. Содержание распространяемых среди трудящихся масс идей в первой программе партии состоит в основном из критики буржуазного строя и доказательства необходимости его свержения . Третья же программа партии требует, "чтобы трудящиеся глубоко понимали ход и перспективы мирового развития, I Коммунистическая партия Советского Союза в резолюциях и решениях съездов, конференций и Пленумов ЦК. T.I.- М.: Политиздат, 1983, с, 62-63. правильно разбирались в событиях внутри страны и на международной арене, сознательно строили жизнь по-коммунистически"1.
Политическое сознание, как уже упоминалось, носит конкретно-исторический характер и изменяется в зависимости от характера эпохи. "Обогащение его познавательного содержания обусловлено как характером и развитием социального субъекта познания, так и развитостью, степенью проявления сущностных черт его объекта (то есть самого общества") .
Степень развития познавательного содержания политического сознания масс в условиях зрелого социалистического общества определяется содержанием политических знаний, глубиной охвата ими связей социальной действительности, уровнем развития логического аппарата аргументированности, соотношением в нем чувственного и рационального, абстрактного и конкретного.Пос-кольку содержание политического сознания это не только политические знания, но и отношение к ним, то обогащение познавательного содеркания политического сознания проявляется и в политических убеждениях, диалектически взаимосвязанных с политическими знаниями.
Убеждения, рассматриваемые как целостная система интеллектуальных (рациональных), чувственно-эмоциональных и волевых элементов, пребывают в постоянном развитии. Динамику развития познавательного содержания политического сознания можно понять лишь учитывая сложную структуру убеждений и динамику взаимоотношений политических знаний и убеждений. Для этого необходимо, в частности, проанализировать место и роль каждого элемента убеждений в структуре политического сознания.
Связи между элементами политических убеждений неодинаковы в различные периоды развития политического сознания. Политическое сознание трудящихся масс в нашей стране прошло в своем развитии ряд этапов - от стихийного революционного сознания до сознания, основанного на научном диалектико-материа-листическом мировоззрении, базирующемся на знании марксистско-ленинского учения. Характерным для взаимосвязи между элементами политических убеждений является постоянное изменение. Изменяются как отдельные элементы убеждения, так и вид убеждений, присущих политическому сознанию социалистического общества. Отдельные элементы убеждений могут приобретать ведущее значение, другие - более ограниченное. В разном соотношении они создают и разные виды убеждений. В политическом сознании социалистического общества могут существовать убеждения о доминирующей рациональной или эмоциональной окраской. И те и другие могут носить узкопрактичный характер, если они опираются преимущественно на собственный опыт. Процесс взаимосвязи этих элементов - знания, опыта, чувств и воли является характерным для развития убеждений.
Соотношение между элементами политических убеждений изменяется вместе о обогащением познавательного содержания политического сознания. По мере развития социалистического общества расширяются и углубляются его интересы, изменяются представления о совершенстве, общественно-политический идеал наполняется все более глубоким содержанием.
Реальная общность коренных интересов общества - основополагающий фактор диалектического единства политических знаний и убеждений
Строительство нового, коммунистического общества ведется сознательно всеми его членами. Коммунизм как должное представляет собой реальную возможность, которая превращается в действительность благодаря сознательной деятельности миллионов. Естественно, что без определенных знаний,готовности, желания и умения их использовать невозможно целенаправленное воздействие на ход развития общества, планирование общественных процессов и управление ими. В то же время, в силу сознательного характера деятельности людей, необходимо учитывать множество факторов, разнообразных по своей природе и роли. Основополагающим среди них является реальная общность коренных интересов общества, обеспечивающая диалектическое единство политических знаний и убеждений. Материалистическое понимание динамического развития общества зрелого социализма невозможно без выяснения роли и характера интересов, побуждающих людей к деятельности.
Объективный анализ общественных процессов показывает, что одного желания, энтузиазма недостаточно для вовлечения масс в продолжительную активную деятельность. Об этом предупреждал В.И.Ленин, говоря, что новую экономику следует строить "не на энтузиазме непосредственно, а при помощи энтузиазма, рожденного великой революцией, на личном интересе, на личной заинтере сованности" . Необходима реализация интересов и ее видимая, понятная перспектива. Одна из важнейших задач теории и практики коммунистического строительства и состоит в том, чтобы учитывать и использовать интересы, способствовать их осознанию и проявлению осознания в активной сознательной деятельности на благо общества. Для этого нужно познать связь, соотношение интересов, от чего зависит форма и способ реализации интересов, а в конечном итоге и уровень развития сознания социалистического общества. Задача становления социалистического политического сознания должна включать в себя как необходимый момент определение и учет общественных интересов.
Существующее в социалистическом обществе многообразие интересов можно дифференцировать по следующим основаниям: по объекту, по общественному носителю, по средствам удовлетворения, по направленности, по степени общности, конкретности проявления и др. Можно говорить об экономических, политических, духовных и т.д. интересах, а также о коренных и текущих, частных, длительных и временных, отдаленных и ближайших, общественных, классовых, групповых, личных и т.д.
В понимании природы, характера интересов, как и в понимании природы и характера потребностей, в литературе нет единого мнения. Иногда интересы по существу отождествляются с потребностями. В других случаях такие авторы, как Г.Е.Глезер-ман, Г.М.Гак, Д.И.Чесноков, В.С.Морозов и др., отмечая специфику интереса, указывают на его объективность и обусловленность социальными факторами. В частности, Г.Е.Глезерман указывает: "Сама по себе интересы объективны, они определяются I Ленин В.И. К четырехлетней годовщине Октябрьской революции.- Поли. собр. соч., т.44, с. 151. условиями жизни их носителей". Встречается также определение интереса, в котором он рассматривается как явление субъективного порядка. Так, Б.В.Сафронов и Л.Н.Дорогова подчеркивают, что интерес представляет собой не что иное, как осознание, субъективное выражение объективных потребностей... . В.Д.Резанов, в свою очередь, отмечает: "С принципиальной точки зрения не могут существовать ни потребности, ни интерес объективно (в онтологическом плане). Известно, быть объективным озна-чает не что иное, как быть независимым" . Можно ли найти потребность и интерес, которые были бы независимы от человека? Ответ на этот вопрос дается отрицательный. Такое понимание природы интереса разделяют Т.Г.Ковалевский, В.И.Приписнов и др. Существуют также взгляды на природу интереса,согласно которым интерес есть единство объективного и субъективного. Их разделяют, в частности, А.Г.Здравомыслов, В.Г.Нестеров, М.Михайлов и А.Мотылев. Придерживающийся такого же мнения Т.А.Кулиев пишет: "Интерес, на наш взгляд, нельзя рассматривать только как объективное или только как субъективное явление в его чистом виде. Оно представляет собой единство того и другого" .
Влияние социально-психологических факторов на процесс превращения политических знаний в политические убеждения
Политические убеждения вырабатываются прежде всего под влиянием осознанных классовых интересов, предопределяющих необходимость внесения в массы марксистско-ленинской теории, в которой научно обоснованы интересы рабочего класса, всех трудящихся. Поскольку же в убеждениях проявляется отношение людей к событиям внутри страны и внешнеполитической жизни, постольку они имеют, помимо интеллектуального и социально-ценностного, также волевое и эмоциональное содержание. В механизм взаимосвязи политической идеологии и классовых интересов обязательно включается социальная психология.
Социальная или общественная психология - это особая область формирования, функционирования и развития общественного сознания. Социальная психология, отражая уровень и определенную сторону общественной жизни, определяется общественным бытием. Она - плод совместной деятельности людей, результат социального опыта различных классов и общества в целом. Ее специфичность состоит в отражении действительности с помощью чувств, настроений и т.п. Социально-психологические состояния и переживания людей оказывают влияние на все области общественных отношений. Все формы общественного сознания, и в том числе политическая, неразрывно связаны с общественной психологией, включая органическую взаимосвязь идеологических процессов с различными социально-психологическими компонентами. Идеологические ценности становятся достоянием людей тогда,как неоднократно указывал В.И.Ленин, когда завоевывают их эмоционально-чувственный мир, превращаясь в стойкие, глубокие убеж-денияг. Только через психологические образования происходит реализация идеологических принципов в практической деятельности. Одновременно с рациональным восприятием реальной действительности действует и эмоциональное, поэтому знания могут превратиться в убеждения лишь при наличии положительного чувственно-эмоционального отношения.
Проблема влияния социально-психологических факторов на формирование политической убежденности трудящихся масс имеет теоретическую и практическую значимость, актуальность, обостряющуюся в связи с тем, что классовый противник усилил свои попытки "оказывать разлагающее воздействие на сознание советских людей". Для того, чтобы успешно решать проблемы формирования политической убежденности советских людей в развитом социалистическом обществе необходимо учитывать особенности психологии трудящихся масс, способность социальной психологии играть как положительную, так и отрицательную роль, облегчать или тормозить процесс усвоения новых политических знаний, Следует иметь в виду особенности отражения в сознании отдельных классов, социальных слоев условий ихжизнедеятельности, а также принимать во внимание социально-психологические механизмы, регулирующие взаимоотношения в обществе.