Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Человеческая телесность: онтологические начала и методологические основания Фролова Светлана Владимировна

Человеческая телесность: онтологические начала и методологические основания
<
Человеческая телесность: онтологические начала и методологические основания Человеческая телесность: онтологические начала и методологические основания Человеческая телесность: онтологические начала и методологические основания Человеческая телесность: онтологические начала и методологические основания Человеческая телесность: онтологические начала и методологические основания Человеческая телесность: онтологические начала и методологические основания Человеческая телесность: онтологические начала и методологические основания Человеческая телесность: онтологические начала и методологические основания Человеческая телесность: онтологические начала и методологические основания Человеческая телесность: онтологические начала и методологические основания Человеческая телесность: онтологические начала и методологические основания Человеческая телесность: онтологические начала и методологические основания
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Фролова Светлана Владимировна. Человеческая телесность: онтологические начала и методологические основания : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.01.- Саратов, 2000.- 160 с.: ил. РГБ ОД, 61 01-9/261-4

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Проблемное поле человеческой телесности: опыт философской рефлексии 16

1. Тело в философских учениях о человеке (историко-философский анализ)

2. Телесность в структуре человеческого бытия: классические и постклассические концепции 43

Глава II. Пространственные и информационные структуры человеческой телесности 77

1. Проблемы телесности во взаимосвязи внутреннего и внешнего пространств человека 77

2. Телесность как информационная система 114

Заключение 141

Библиография

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Философское исследование телесности является обязательным элементом проблемы человека во всех многообразных характеристиках его сущности и существования. Актуальность темы в настоящем связана с современным состоянием учения о человеке в целом, антропологическим кризисом, необходимостью философской рефлексии научных данных о человеке и его теле.

Новейшие достижения науки и техники, новый образ жизненного пространства информационного общества изменяют социальные отношения производства, потребления и коммуникации, остро ставят проблемы духовных ценностей и развития телесной организации человека. Разработка постмодернистской проблематики в культуре и искусстве придала существенную роль различным представлениям о теле. Развитие высокотехнологичной научной медицины и генетики порождает сложные философские, правовые, нравственные вопросы, касающиеся человеческой телесности. Сущность, существование и самоидентификация человека все чаще рассматриваются через преломление человеческого тела. Изменения в отношениях между полами, феминистская критика подчиненного положения женщины в обществе способствуют повышению интереса к социокультурным аспектам человеческой телесности. Многочисленные эмпирические исследования тела в психологии, социальной психофизиологии, применение телесных техник в психотерапии способствуют увеличению внимания к человеческой телесности, как среди ученых, так и среди широкой общественности.

Новые открытия тела в различных областях теоретического знания и усиленная дифференциация современной науки ведут к разложению на множество составляющих самого объекта исследования. Возникает задача философского осмысления множества различных представлений о теле и приведения их в целостную систему. Сегодня необходим не только дифференцированный анализ тела как объекта и тела как субъекта, а интегративный анализ совокупности различных его состояний, качеств, способностей, объединяемых в понятие телесности.

Современное исследование человеческого тела в философии столкнулось с невозможностью рассмотрения не только человека, но и человеческого тела в отрыве от его духовности, сознания, мышления, памяти, как и с невозможностью исследования сознания и мышления в отрыве от человеческого тела. Становится ясно, что телесность не может быть отрефлексирована посредством традиционных философских категорий, разработанных в классических парадигмах человека. Возникает проблема осознания телесности как особого типа целостности человека, целостности, имеющей особую бытийственность и пространственные измерения.

В проблемное поле современного философского анализа телесности входят вопросы о границах телесности и человеческого тела, диалектики внутреннего и внешнего уровней телесности, свободы и детерминированности телесной организации человека в разных типах культур. Логической точкой пересечения философских и социокультурных аспектов телесности предстает язык тела. Для социокультурной антропологии знаковые структуры тела остаются источниками социальных метафор, для философской антропологии тело выступает как субстрат естественных и искусственных языков.

Обсуждение пограничных для философского и гуманитарного знания проблем телесности и поиск положительных результатов может усилить методологические функции философского знания в антропологии и социологии тела, активизирует междисциплинарные исследования трансформации телесности человека и общества, личностного измерения телесных феноменов, знаково-символических характеристик телесности и ее коммуникативных функций.

К числу актуальных проблем философского исследования человеческой телесности относится инновационное усвоение опыта понимания человеческой телесности с точки зрения информационных процессов. Это обусловлено новыми открытиями человеческого тела в нейропсихологии, современными исследованиями мозга, формированием информационно-кибернетического подхода в современном научном мышлении, интенсивным развитием синергетики, разработкой концепции энерго-информационного обмена в природе.

Степень разработанности проблемы. Работы отечественных и зарубежных философов по проблемам человеческой телесности довольно многочисленны. Для классификации современных философских течений могут быть приняты различные теоретические основания. Для одних исследователей таким основанием могут быть современные философско-антропологические парадигмы человека, по мнению других, таким основанием могут быть историко-философские традиции понимания тела.

Классификация современных философских подходов к проблеме человеческой телесности, тела может основываться на следующих теоретических предпосылках: во-первых, историко-философских традициях понимания человеческого бытия (онтологическое основание); во-вторых, на обобщении достижений естественно-научного и гуманитарного знания о человеческом теле (методологическое основание). Эти основания достаточно подвижны и могут быть взаимодополняемы при анализе современного уровня философского осмысления проблемы телесности.

Проблема телесности в философии в общем плане и в соотношении с сознанием рассматривалась в различных ракурсах А. Бергсоном, Э. Гуссерлем, М. Мерло-Понти, Ф. Ницше, Ж.П. Сартром, М. Хайдеггером. Органическая взаимосвязь современных парадигм человека и историко-философских проблем телесности обнаруживается в работах, посвященных проблемам тела и души как внешнего и внутреннего. Концепция «феноменального тела» М. Мерло-Понти высветила непродуктивность противопоставления «духовного» «телесному»1. Феномен телесности как неразличенности «внутреннего» и «внешнего» стал предметом мыслительного анализа А. Арто, С. Беккета, Ж. Делеза.

Онтологические основания человеческой телесности разворачиваются в анализе телесности как определенного типа целостности, характеризующейся полярными сопряженностями , как структуры, имеющей свои границы3, обусловленной законами симметрии-асимметрии . Новая тематизация телесности реализуется в феноменологическом подходе (в работах В. Подороги, Ж.-Л. Нанси).

Аксиологические проблемы взаимоотношений тела и души, плоти и духа получили свое выражение в теологических учениях и религиозной философии. Анализ рассмотрения тела в христианстве представляет особый интерес для многих современных философов . Аксиология человеческого тела получает развитие в работах по инвайронментальной философии (исследования А.В. Баранова, Э.В. Гирусова, М.В. Куликовой, Э. Левинаса, О. Леопольда, Дж. Пассомора).

Тело рассматривается как продукт развития культуры6. За последние десятилетия значительно усилилось социокультурное направление в осмыслении человеческой телесности. В рамках этого направления телесность понимается как социокультурный феномен - преобразованное под влиянием социальных и культурных факторов тело человека, обладающее социокультурными значениями и смыслами и выполняющее определенные социокультурные функции . В отечественной философии социальная телесность рассматривается с позиций категории социального бытия Л.В. Жаровым. И.М. Быховская выделяет природное, социальное и культурное тело человека. Построением моделей телесности в рамках культурно-исторического подхода занимается П.Д. Тищенко. Исследования телесной организации человека в структуре социального пространства представлены работами М. Мосса, М. Дуглас, Б. Тернера. Проблема приобретения социальных качеств человеческим телом становится предметом специальных исследований, посвященных анализу социализации телесности в процессе онто- и антропосоциогенеза8. В качестве социокультурного средства передачи информации в ходе социализации телесности выступает социальная память (И.С. Кон, ЯК. Ребане, В.Б. Устьянцев).

В связи с пониманием тела как первого пространства человека и проблемой структурной организации телесности особое значение приобретает категория «жизненное пространство», активно используемое в современной философии и основательно подвергнутое рефлексии О.Ф. Филимоновой. Значительный научный интерес для развития теории человеческой телесности представляют исследования по политической антропологии О. Дериси, О.Ю. Рыбакова, С. Эспинозы.

История тела стала предметом изучения во многих отраслях гуманитарного знания и в медицинской антропологии. Причем каждая из воспроизведенных историй тела не похожа по своему содержанию на другую, поскольку в одном случае это история сексуальности (М. Фуко), в другом -историческая психология тела (В. Шкуратов), в третьем - это история анатомических и физиологических исследований тела (Г. Глязер).

Широко распространившееся среди философов, социологов, культурологов понимание тела как первого источника знаков, символов и коммуникации (О. Шпенглер, М. Бахтин, Б. Тернер, К.Г. Юнг) способствует осмыслению человеческой телесности как знаковой системы. Телесная экспрессия и телесные переживания задают условия для различения внешнего (Э. Гидденс, А. Пиз, Р. Бердуайстел, Г. Калеро, Дж. Ниренберг, Р. Шефлен) и внутреннего (Ж.-О. Ламетри, Г. Буркхард, 3. Фрейд, А. Лоуэн) языков тела. В исследованиях К.Г. Юнга убедительно показано, что в телесность человека может включаться не только собственное «Я», но и «Я Другого», архетипы социального бессознательного . Механизмами формирования внутренних структур телесности благодаря усвоению структур социальной среды являются интериоризация (П. Жане, Ж. Пиаже) и идентификация (3. Фрейд, Э. Эриксон).

Подвижное сочетание онтологического и социокультурного оснований телесности обнаруживается в работах, связанных с проблемой человеческого тела в формировании информационной картины мира и осмысления человеческой телесности посредством коммуникаций. Философские исследования природы информации (в работах Д.И. Дубровского, В.М. Глушкова, И.Б. Новика, А.Д. Урсула), информационной картины мира (в исследованиях Т.В. Андриянова, А.Д. Гиляровского, С. Нейла, Дж. Росса, Ф. Фейеша), информационно-культурологический подход к моделированию социокультурной среды личности (Г.А. Голицын, И.И. Ашмарин) открывают новые возможности в осмыслении человеческого тела. Существующее в науке понимание информации как любых возможных изменений дает способ представления телесности как пластичной, динамичной сложной информационной системы. В связи с характеристиками информационности и пластичности возникают вопросы о возможностях функционирования и развития телесности. Основами для такого исследования являются разрабатываемые в философии концепции развития человека (в работах Н.Г. Козина, И.Т. Фролова), учитывающие его универсальные критерии и объективные основания.

Значительным импульсом для философского осмысления человеческой телесности являются дисциплинарные исследования человеческого тела. В научном поле взаимодействия философских и дисциплинарных концепций человеческого тела особенно перспективным на современном этапе оказывается историко-генетический аспект. В то же время дисциплинарные подходы к проблеме тела не дают возможности раскрыть интегральную сущность различных измерений жизни человека в социуме, в его культурно-смысловых и пространственных структурах.

Проведенный обзор современных исследований позволяет выявить не только новые инновационные результаты осмысления человеческой телесности, но и обозначить пока еще не решенные проблемы. Среди них следует отметить разноплановость суждений о телесности как интегральной характеристике человека. В этой связи проблема внешнего и внутреннего состояний телесности не получила последовательной философской рефлексии.

Феномен социализации телесности не получил достаточно целостного онтологического рассмотрения. В социокультурном направлении исследования телесности сохраняется влияние социоцентризма, абсолютного приоритета культуры, общественных форм жизни над природными предпосылками человеческого бытия. Среди структуралистов бытует убеждение, что человек есть слепок формирующих его культурных условий. Индивид отражает изменчивые формы структуры культуры. Без внимания остаются внутренние способности телесности к саморазвитию. .

Остаются нерешенными ряд проблем единства исторического и логического, подходов. О единстве исторического и логического в исследовании проблемы человеческой телесности можно сказать, что логика развития философской мысли отразила логику самой предметности человеческой телесности. Поколения философов искали специфику телесного бытия человека либо в вещественной определенности человеческого тела, его чувственных свойствах, либо в сверхчувственных свойствах духа. Обсуждение проблемы «тело - дух» на уровне индивида не давало подлинного понимания ни телесности, ни духовности человека.

На практически-познавательное отношение к человеческой телесности в отечественной философии в 30 - 80-ые годы оказали мощное влияние ценностные установки и ориентации, характерные для диалектического и исторического материализма. Теоретический и практический негативизм по отношению к телу человека, его качествам и функциям отражал общую мировоззренческую установку, в которой человек рассматривался как средство для достижения высоких внечеловеческих целей, а человеческая телесность оставалась маргинальной проблемой.

Не прослежено формирование онтологических начал целостности человеческой телесности. Не получила последовательной философской рефлексии проблема внешнего и внутреннего состояний телесности, проблема их взаимного дополнения. Остаются без достаточного философского осмысления многие научные данные об особенностях телесной организации человека, в том числе нейрофизиологические основы различения восприятия человеком внешнего и внутреннего мира и знаково-символических функций.

Выявленные в ходе анализа современных концепций человеческой телесности проблемы образуют объект исследования диссертационной работы.

Цель и задачи исследования. Целью диссертационного исследования является философский анализ целостности человеческой телесности в единстве онтологического и методологического аспектов.

Поставленная цель обусловливает постановку и решение следующих задач:

- анализ философских традиций понимания человеческой телесности;

- выявление парадигмальных оснований и подходов к человеческой телесности в современной философии;

- определение проблемного поля и семантических границ понятия телесности;

- методологический анализ структурной организации телесности через призму пространственных категорий внутреннего и внешнего;

поиск интегративных оснований функционирования структурной организации телесности.

Методологическая и теоретическая основа исследования включает: философские категориальные структуры и принципы исследования человеческой телесности (категории внутреннего и внешнего, принципы системности, дополнительности); опыт методологического синтеза диалектического, ретроспективно-исторического, феноменологического, социокультурного и интегративного подходов в осмыслении телесного пространства.

Теоретические источники исследования составляют философские воззрения Л. Фейербаха о вхождении тела в сущность человека; интерпретация телесности человека в аспекте субъективности и объективности, внутреннего и внешнего (А. Арто, М. Бахтин, М. Мерло-Понти, Ф. Ницше).

В ряду методологических положений, разработанных в философии и принятых диссертантом, находятся следующие: 1. Тело является первым пространством человека и природной основой для его становления. 2. Понятие телесности отлично от понятия тела и не сводимо к нему. Телесность является интеграцией сознательного и бессознательного опыта человека, совокупностью духовных и материальных качеств человеческого тела.

В диссертационном исследовании используются методологические программы дисциплинарных наук: концепция двухпроцессного механизма функционирования мозга К. Прибрама, концепция алекситимии П. Сифнеоса, а также эмпирический материал психологии и медицины.

Научная новизна исследования.

- С новых теоретических позиций дается обобщенная характеристика проблемного поля человеческой телесности.

- По-новому определены категориальные различия тела и телесности. Дается философская рефлексия человеческой телесности через пространственные и информационные категории.

- Концепция телесности впервые рассмотрена с позиций многоуровневости структурной организации и креативной динамичности целостной системы.

- Выявлены принципы взаимодействия внешнего и внутреннего векторов телесного пространства, определен методологический потенциал активизации внутреннего фактора развития человеческой телесности.

- Впервые к анализу человеческой телесности применена современная информационная парадигма.

- С новых теоретических позиций проведен философский анализ нейрофизиологических основ дифференциации внутреннего и внешнего в экзистенциальном пространстве человека.

Положения, выносимые на защиту.

1. Анализ развития философских представлений о человеческой телесности в историко-философском процессе показал невозможность рассмотрения телесности в отрыве от духовности. В философии закрепляются категории внешнего и внутреннего бытия человека, достигается осознание человеческой телесности как ценности. Установлено, что в классической философии формируются основы для феноменологического и социокультурного подходов к исследованию телесности в современной постклассической философии.

2. Телесность является: интегральной характеристикой экзистенциального опыта человека; комплексом природных, социальных и культурных качеств человеческого тела; полем взаимодействия внутреннего и внешнего жизненного пространств человека; овладевшим в ходе социализации различными языками телом.

3. Исходным жизненным пространством человека является его тело. Познание этого пространства и овладение им в онтогенезе и культуро- и социогенезе определяет познание и овладение внешним миром и диалогичность со всеми другими жизненными пространствами человека.

4. Диалектика внутреннего и внешнего в телесности человека раскрывается во взаимодействии а) внешних природных (географических, климатических, временных физических и филогенетических), внешних культурных (культурно-исторических, социокультурных) факторов; б) внутренних природных (индивидуально-генетических, биологических, физиологических) и внутренних культурных (духовных, мировоззренческих) факторов. Внешнее поведение человека во многих отношениях является обратной стороной формирования структуры внутреннего телесного опыта. Внутренние структуры субъективного опыта телесности обретают социальный и культурный уровень бытия под влиянием социальных и культурных факторов.

5. Телесность человека является многомерной, креативной, целостной информационной системой. Основополагающим принципом целостности человеческой телесности является информационное взаимодействие различных ее уровней, позволяющее поддерживать соответствие между внутренними и внешними потоками информации и развитие способности диалога между «внешними» и «внутренними» состояниями тела. Знаки и символы, как акты внешнего и внутреннего в пространстве телесности, соединяются в одну языковую структуру.

6. Рефлексия является способом гармонизации человеческой телесности, усиливая смысловую направленность взаимодействия различных ее уровней посредством перекодирования и переоценки информации, способствует объективизации внутренних переживаний человека. На функциональные изменения телесности влияет эмоциональная значимость информации, ее интерпретация и индивидуальные смыслы. Посредством внешних и внутренних информационных взаимодействий человека формируются внутренние смысловые структуры в организации телесного пространства.

7. Развитие человека становится возможным не только посредством расширения возможностей телесного пространства, но и благодаря оптимизации внутреннего вектора пространства телесности, включая внутренние культурные ценности и смыслы, потребности роста, индивидуальное мировоззрение и активность в построении образов внутреннего и внешнего мира, творческую активность и развитие способностей принятия решений.

Теоретическая и практическая значимость работы. Результаты диссертационного исследования имеют теоретическое значение для развития идеи телесного начала человеческого бытия в онтологии и феноменологии философии, могут использоваться для развития методологии дисциплинарных наук о человеке. Основные положения и выводы диссертационной работы могут использоваться в разработке учебных курсов по социальной философии, психологической и медицинской антропологии.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав (каждая содержит два параграфа), заключения и библиографии. Во введении обосновывается выбор и актуальность темы, анализируется современный уровень разработанности выбранной проблемы в научной литературе. Формулируется цель и задачи исследования, излагаются его научная новизна, положения, выносимые на защиту, теоретическая и практическая значимость работы. В первой главе «Проблемное поле человеческой телесности: опыт философской рефлексии» рассматриваются образы тела в философских учениях о человеке в неразрывной связи с духовностью, выясняется значение понятия телесности для исследования человеческого бытия, выявляется генезис и развитие философских воззрений телесности по ряду направлений. Во второй главе «Пространственные и информационные структуры человеческой телесности» выявляются сущностные характеристики телесности. Проблема телесности анализируется во взаимосвязи с внешним и внутренним пространством человека. Рассматривается социализация телесности, ее границы, осуществляется поиск принципов ее целостности. В заключении диссертации подводятся основные итоги исследования, намечаются возможные пути дальнейшего развития проблемы.

Тело в философских учениях о человеке (историко-философский анализ)

В центре исследовательского внимания данной работы находится человеческая телесность как совокупность различных качеств, состояний и способностей человеческого тела. Онтологическое измерение телесности сосредотачивает видение на наиболее общих сущностных характеристиках телесного бытия человека, независимо от его частных форм. Р. Декарт писал, что чем больше мы наблюдаем «качеств или состояний» какой-либо вещи или субстанции, «тем яснее мы эту вещь познаем»10. И хотя можно согласиться с ним, что относительно нашей души философия их отмечает гораздо больше, чем относительно чего-либо иного, все же появление любого образа тела в философских представлениях наполняло его проблемное поле новыми качествами и смыслами. Ранние представления о человеческом теле возникли на дофилософском этапе первобытного мышления как следствие антропоморфизации мира. На предфилософском этапе образы человеческого тела заняли большое место в мифологическом и религиозном сознании, отразились в формах искусства и быта, пришли в обыденное сознание. В современности осознается связь между тайной мудростью древних, принципами герметики, нашедшими отражение в древнейших формулах: «Макрокосм - в микрокосме», «Познай себя - познаешь мир», «Все в Едином - Единое во всем», и знаменитыми концептуальными схемами суждений диалектического способа мышления, терминами структурность, системность, когерентность, иерархичность, целостность11. С возникновением философии вопрос о специфике тела человека приобрел мировоззренческие грани на понятийно-категориальном уровне. Систематизация взглядов на человеческое тело впервые была осуществлена в духовной жизни античного мира. Философская мысль античной Греции была тесно сплетена с греческой мифологией. Как нам представляется, в мифологическом сознании формируются первоначальные образы телесного бытия человека, оказавшие влияние на становление и развитие философских представлений о человеке и его телесной организации.

Можно выделить три мифологических образа тела. Первый основан на антропоморфных мифах, отражающих единство телесного бытия с миром движущихся природных тел во вращающемся макрокосме. Второй образ тела созвучен религиозным представлениям о человеке, где телесное начало предстает как временное вместилище души. Третий образ выражает преклонение перед совершенством человеческого тела, осознание в мифологических взглядах ценности здорового, гармонично развитого тела. Образы человеческого тела в мифологической и философской картинах мира подвергаются анализу в философских исследованиях по античной культуре. Господствующее космологическое мышление в древнегреческой философии способствовало, по мнению А.Ф. Лосева, восприятию человека в непосредственном телесном бытии, соизмеримом с внешним миром тел, образующих гармонически устроенный космос . Именно в системе познавательных средств космологического мышления зарождаются идеи о природной основе человеческого тела, внутренней связи человеческой телесности с природными силами. Стремление установить причинную обусловленность представлений о человеке с достижениями греческой цивилизации характерно для А. Боннара. По его мнению, «человек и мир в представлении греческой цивилизации является отражением один другого -это зеркало, поставленное друг против друга и взаимно читающие одно в другом»13. Эти слова можно отнести и к греческой философии, в которой развивается принцип подобия: человек подобен устройству космоса. Человек не существует сам по себе, а только соответственно порядку полного смысла космоса.

Рассмотрение Космоса в качестве огромного человекоподобного организма характерно для пифагорейцев. Тело человека предстает как фрагмент гармонично организованного Космоса, который в свою очередь являет собой одухотворенное и совершенное тело. В пифагорейских учениях появляется теория гармонии всего сущего, и в том числе человеческого тела, что основывается на числовых соотношениях и противоположностях в теле. Душа для пифагорейцев, по свидетельству Аристотеля, есть некая гармония, то есть «смешение и сочетание противоположностей» и подобно ей «тело также составлено из противоположностей»14.

Философ - моралист Сенека вслед за своими предшественниками -греческими стоиками развивает идею о подобии человеческого тела устройству Космоса и единстве божественного и человеческого мира. Люди связаны между собой так же как члены единого тела и созданы природой из одной и той же материи для одних и тех же целей . Отталкиваясь от космологического образа тела греческих стоиков, Сенека стремится найти в гармонии тела с миром природы объединяющее нравственное начало, перевести идею человеческой телесности в сферу нравственных отношений между людьми. Натурфилософские взгляды античных философов на человеческое тело вытекают из общих представлений о человеке. Включенность человека в Космос, в природу понимается как растворенность человека в природе и ее стихиях, а качественная его специфика выделяется посредством осознания духовного начала человеческого бытия.

Телесность в структуре человеческого бытия: классические и постклассические концепции

Философская рефлексия по поводу человеческой телесности является обязательным элементом проблемы человека во всех многообразных характеристиках его сущности и существования. На историческом пути осмысления специфики телесности человека были различно представлены общекультурные понятия тела и духа и философские категории бытия и мышления. Современные философские подходы к исследованию телесности во многом формировались под влиянием идей, выдвинутых в классической немецкой философии. Выяснение общих черт и особенностей философского видения телесности в классических и постклассических теориях человека способствует более глубокому анализу онтологических начал человеческой телесности.

В философской культуре немецкого Просвещения философская антропология постепенно оформляется в самостоятельную область философской рефлексии. Вопрос об активности сознания позволил обосновать идею взаимодействия субъекта и объекта. Это сказалось и на трактовке телесности и духовности человека. Значительные успехи в формировании проблемного поля человека в философии Канта обусловлены его интересом к началам осмысления человеческого бытия. Философия в ее обращенности к человеку, как полагал Кант, не может исходить лишь из ситуации философствующего субъекта, а должна «предвосхищать» ее. Поэтому для философского наследия Канта ключевой проблемой оставался поиск ответа на вопрос «Что есть человек?» На различных этапах философского творчества философ находит разные ответы на этот вопрос. В докритический период в кантовской трактовке этих проблем явственно проступают черты антинатуралистического подхода. Кант строит трехчленную схему, начиная от задатков животности человека как живого существа, . затем - задатки человечности (живое и разумное существо) и, наконец, высшая форма личного бытия существа не только разумного, но и способного отвечать за свои поступки. В основном труде докритического периода «Всеобщая естественная история и теория неба» философ, обсуждая причины несовершенства природы человека, осознает глубину и сложность постановки ключевых проблем философской антропологии, замечая: «До сих пор мы как следует не знаем, что такое действительно человек...» . Такое вопрошание направлено на отказ от традиционно механистического воззрения на человека, сложившегося в философии XVII века. И Кант стремится наполнить космологический взгляд на человека новым философским смыслом. С его точки зрения, человек «получает все свои понятия и представления от впечатлений, которые Вселенная через его тело взывает к его душе..., способность человека мыслить полностью зависит от свойств материи, с которой связан ее творец» . В этом рассуждении философа удивительным образом и с определенной логической последовательностью увязываются между собой онтологические, гносеологические и аксиологические аспекты проблемы человека.

Устанавливая связь между совершенством духовного и телесного в человеке, И. Кант считает, что это совершенство наиболее полно проявляется в нравственном поведении . Убеждение философа, что «только разумное существо» имеет добрую волю, которая выражает способность действовать в соответствии с категорическим императивом, открывает возможность использовать концепцию этического рационализма для исследования социокультурных аспектов человеческой телесности. Реальным направлением развития человеческой телесности под влиянием норм доброй воли философ считает заботу человека о сохранении своей жизни и здоровья. Эти моральные нормы образуют ценностное ядро обязанностей человека по отношению к самому себе. В круг нравственных норм, дополняющих нравственное пространство человеческой телесности, И. Кант включает добродетели правдивости, честности, искренности, собственного достоинства. В сочинении «Метафизика нравов» мыслитель создает модель внутреннего и внешнего пространства человеческой телесности. В этом пространстве происходит развитие телесных, душевных и духовных сил человека . Идея Канта о нравственных основаниях пространства человека представляется весьма актуальной для современной социальной антропологии.

Иные проблемы человеческой телесности раскрываются в философском наследии И.Г. Фихте. В основе его понимания человеческого бытия лежит представление о физической природе человека «не-Я», которой противопоставлено «Я». Нравственное поведение «Я» наталкивается на естественные склонности и влечения человеческого тела. Суть деятельности человеческого «Я» состоит в подчинении своей чувственной природы. «Бренная плоть» и ее слабости, по Фихте, - главный враг духа. Следует отметить, что осмысление человеческой телесности в структуре человеческого бытия формируется под влиянием философии И. Канта и направляется к рассмотрению природных и ценностных начал человеческой телесности.

Антропология Фихте представляет собой попытку рассмотреть «телесное воплощение души». Это привело к пониманию тела как реального выражения души. По мнению философа, неоправданно деление индивида на душу и тело и его образование из этих двух частей, причем после смерти тела остается одна душа. «Я» само по себе есть принцип и, как таковой, чистая мысль, оно вполне нечувственно и сверхчувственно. Фихте считает, что свободное, творческое воображение создает душу как образ этого «Я». В свою очередь «Я» как чистый ноумен не нуждается в образе, оно само делает себя воспринимаемым через обнаружения своего созерцания.

Создавая философские конструкции человека как существа наделенного разумом и способностью к рефлексии, Фихте использует принцип двойного отражения, выраженного посредством «Я» и «не-Я». Причем, между ними устанавливаются сложные взаимоотношения. «Я и не-Я должны быть независимы друг от друга, но между ними должна быть гармония»79. Фихтевское исходное Я, согласно разъяснениям самого Фихте, не есть ни индивидуальное Я, ни субстанция, но представляет собой нравственную деятельность абсолютного сверхсознания. Из этого исходного Я Фихте выводит отдельное Я. Под этим Я он понимает уже не абсолютный, а ограниченный человеческий субъект (эмпирическое Я), которому противостоит тоже эмпирическая природа (не-Я).

Проблемы телесности во взаимосвязи внутреннего и внешнего пространств человека

Рассмотрение телесности в опыте онтологического постижения позволило выявить множественность ее измерений: телесное и духовное; пространственное и временное; биологическое, социальное и культурное. «Краеугольным камнем» бытия телесности становится единство внешнего и внутреннего ее существований. Это наиболее отчетливо способствует системному видению телесности, в анализе которого одним из исходных является структурный подход. Применительно к телесной системе наиболее естественным и органичным будет рассмотрение ее пространственных структур, учитывающее не только понимание тела как «места», но и различные его уровни, проекции, эквивалентность центра и периферии, глубины и ширины, внешнего и внутреннего.

Выявление возможной общей основы конструирования целостной системы знания о различных аспектах телесности неизбежно сопряжено с обращением к современной науке, в которой в последние годы значительно нарастает поток эмпирических данных о человеческой телесности. Включение их в проблемное поле телесности обязательно предполагает расширение компетенции методологического анализа сложных познавательных ситуаций, выработки оснований создания и оценки всего спектра концепций в этой области. Методологический анализ должен охватывать как конкретно-научную специфику и ее возможности оценки отдельных аспектов, так и характер их соотношения и теоретического осмысления. По справедливому замечанию Н.П. Депенчука, бурно возрастающая специализация научных исследований и дифференциация науки вызывает стремление противостояния этим процессам. Это находит свое выражение в развитии методологии интегративных процессов . Философская онтология становится Способом объединения различных разделов естествознания и общественных наук, посвященных проблемам человеческого тела и телесного бытия, вырабатывая формы и методы интеграции научного знания и установления определенного единообразия теоретических языков для создания новой системы понятий, обладающих единой структурой.

Исследование человеческого тела в философии и науке столкнулось с невозможностью рассмотрения человека и человеческого тела в отрыве от его духовности, сознания, мышления, памяти. Понятие о человеческом теле и его качественных характеристиках эволюционировало длительное время в рамках общих философских представлений о человеческом. Во всех концепциях человека выделялись две основные его части: тело и душа как внешнее и внутреннее. Акцентирование сознания то на одной, то на другой из двух частей и разведение или сведение их воедино изменялось, чередовалось во времени и пространстве различных культур. От представления о всеобъемлющей целостности человека как микрокосма сознание устремлялось к более близкой фиксации на отдельных его частях. Это способствовало более пристальному, но «разорванному» представлению о человеке и привнесению в новую познавательную картину ценностного отношения с постановкой вопроса: «какое из двух начал ценнее - душа или тело»?

На наш взгляд, существующая в сознании дихотомия души и тела вписывается в общую проблему диалектики внешнего и внутреннего. Выделение внешнего и внутреннего в человеке имеет свою эволюцию в философской мысли и в человекознании. Простое разделение человека на тело (внешнее) и душу (внутреннее) в античной мысли приобрело иную диалектическую форму в немецкой классической философии в виде взаимодействия Я (внутреннего, духовного) и не-Я (тела). Иную форму этих взаимодействий мы видим у Бергсона, выделившего «Я» внутреннее и «Я» внешнее. Этот ряд продолжается осмыслениями тела как внешнего и как внутреннего в современных философских изысканиях142. Диалектика внешнего и внутреннего перемещается на само тело человека, тем самым усложняя представления о нем и обогащая его характеристики. «Внутреннее» и «внешнее», являясь пространственными категориями, в философском постижении человека связываются с трактовками сущностного и несущностного. Так, под влиянием философских исследований в современной гуманистической психологии выделяются внутреннее Я - сущность индивида, подлинный субъект жизни, трансперсональная, внеличностная и внесоциальная, психическая реальность, существующая независимо и вне социальных норм, стереотипов, ценностных систем, и.внешнее Я - личность, понимаемая как социальное образование, внешняя «оболочка» сущности, Я без желаний, целесообразность

Тело человека, мыслимое в категориях внутреннего и внешнего, можно представить как внешнее экспрессивное тело, позволяющее наиболее явно проявиться самовыражению человека, и как внутреннее тело - синтез телесных ощущений и переживаний, сопровождающих любую мыслительную деятельность. В истории философии тело не раз рассматривалось извне и изнутри. Психофизиологические полюса тела: видимое физическое обличие (корпоратура) и совокупность внутренних органических ощущений, напряжений мускулов, влечений, желаний, потребностей.

Что является сущностным в теле: внешнее или внутреннее? Для В. Подороги тело - это, прежде всего, внутреннее, тело - субъект, оно-то и является сущностным. В фокусе исследований Ж.-Л. Нанси - тело как субъект, но его сущностное является внешним, проявляющим себя в мире.

Телесность как информационная система

.С выделением различных уровней телесности встают вопросы о взаимодействии между ними, о возможности сохранения целостности человека. Возникает необходимость выбора системообразующих факторов. Наряду с поиском общего интегрирующего фактора системы телесности выделяются аспекты, связанные с раскрытием ее внутренних свойств. Среди различных аспектов исследования систем наряду с системно-структурным и системно-компонентным подходами важную роль играют системно-функциональный и системно-интегративный подходы.

По нашему мнению, телесность - понятие, описывающее не просто структурную организацию (в отличие от тела), а живую динамику, пластичность, любые изменения указанной структуры. Гармонизирующим фактором в сохранении целостности человека, как нам представляется, служит информационный обмен между различными уровнями телесного пространства.

В современной теории существуют три основных понимания информации: коммуникативное, функциональное и атрибутивное. Атрибутивная концепция рассматривает информацию как отражение разнообразия в любых объектах и процессах в живой и неживой природе. Информация представляется мерой неоднородности распределения материи и энергии в пространстве и времени, которая сопровождает все протекающие в мире процессы. Коммуникативная концепция определяет информацию как передачу сведений, сообщений. Н. Винер предложил использовать понятие информации в кибернетике - науке об управлении и связи в живых организмах, обществе и машинах204. Информация стала пониматься в рамках функциональной концепции как такая форма отражения, которая связана с самоуправляемыми системами. Информация интерпретировалась не как свойство всей материи, а как особенность живых самоуправляющихся систем или же сознательных существ, как основная предпосылка и условие оптимального управления.

Концепция человеческой телесности предполагает три типа ее атрибуции. В первом телесность выступает как свойство, погруженное в пространство индивидуальной жизни, во втором - в пространство межиндивидуальных связей и в пространство бытия других личностей и в третьем - как свойство, погруженное в культурно-историческое пространство бытия. В первом случае наиболее значимым становится функциональное понимание информации. Измерение человеческой телесности, связанное с межиндивидными связями и отношениями, выходит за пределы органического тела, приобретает социальные качества. Во втором случае наиболее адекватен коммуникативный аспект информации, и в третьем - становится наиболее важным понимание информации как свойства отражения. Все это дает способ представления телесности как сложной, многомерной, пластичной информационной системы.

В философской и психологической литературе уже обсуждались вопросы взаимосвязи количества информации и различных характеристик и сторон телесности. Так, например, согласно информационной теории эмоций П.В. Симонова, сила эмоций максимальна, когда количество информации, используемой для целенаправленного поведения, минимально, и обратно, если количество информации приближается к максимому, то сила эмоций уменьшается до минимума205. Количество информации, прежде всего, ее избыточность для живых организмов пытались соотнести с такой характеристикой как надежность, длительность и протяженность во времени. Можно согласиться с мнением Аскина Я.Ф., что «трудно уловить какую-либо закономерную связь между степенью сложности организма и длительностью его существования» . По всей видимости, не только количественные, но и качественные характеристики информации, качество ее интерпретации и использования влияют на те или иные характеристики телесности. В последние годы идея информационного синтеза как основы психических функций была развита A.M. Иваницким применительно к механизмам мышления .П.В. Симонов развивает потребностно-информационный подход к анализу психики и поведения .

Накопленный эмпирическим и экспериментальным путем огромный исследовательский материал об информационных процессах в человеческом организме на молекулярном, генетическом, нейро-гуморальном уровнях, а также информационных процессах в человеческой психике, социальных формах поведения дает возможность рассмотрения человеческой телесности во времени и пространстве как многомерной сложной информационной системы.

Информационные процессы являются особой формой воспроизведения, кодирования, передачи, сохранения, преобразования и использования изменений и структурных особенностей как внутри взаимодействия частей одной целостной системы, так и под воздействием какой-то внешней системы. Включаясь в многомерные информационные связи с внешним миром, информационная система телесности выступает как имеющая свои границы, но относительно открытая, проницаемая система. Она включена в круг действия, функционирования, и все в мире относится к этому кругу и находится в непрерывном взаимодействии.

Информационно-кибернетический подход становится одним из приоритетных подходов современного научного мышления. В самые последние годы наметился существенный сдвиг в области исследования нейронных сетей (нейрофизиология, нейропсихология, нейрокибернетика), создание нейрокомпьютера, нейроинтеллекта как формы «искусственного интеллекта», основанной на сетях, построенных из нейроподобных элементов209. Исследования в области нейро-физиологии мозга и физиологии нервной деятельности не только дали почву для построения кибернетических теорий в науке и изобретений кибернетических машин, но и открывают возможности представления о человеке и о его теле в философии с точки зрения информационных процессов. Вслед за установлением единства законов окружающей действительности кибернетика и теория информации переносят центр тяжести на изучение поведенческой, информационно-функциональной стороны объектов самой различной природы. Информация как единство семантики и сигнала может быть включена в целом не только в сознание, и не только в материю.

Плодотворным оказывается применение теоретико-информационного подхода к проблеме развития . Информационный аспект развития может рассматриваться и в плане философских категорий, и в естественно-научном аспекте. В информационно-кибернетическом плане развитие всегда выступает как управление по принципу обратной связи. Управление всегда носит активный, целенаправленный характер. При этом целесообразность в самом общем случае выступает как тенденция системы к самосохранению в процессе ее функционирования. Накопление информации является необходимым условием сложного поведения, на уровне живых систем она становится фактором устойчивости.

Похожие диссертации на Человеческая телесность: онтологические начала и методологические основания