Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Жизненные принципы в личностном саморазвитии человека Низовских, Нина Аркадьевна

Жизненные принципы в личностном саморазвитии человека
<
Жизненные принципы в личностном саморазвитии человека Жизненные принципы в личностном саморазвитии человека Жизненные принципы в личностном саморазвитии человека Жизненные принципы в личностном саморазвитии человека Жизненные принципы в личностном саморазвитии человека
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Низовских, Нина Аркадьевна. Жизненные принципы в личностном саморазвитии человека : диссертация ... доктора психологических наук : 19.00.01 / Низовских Нина Аркадьевна; [Место защиты: Моск. пед. гос. ун-т].- Москва, 2010.- 673 с.: ил. РГБ ОД, 71 12-19/7

Содержание к диссертации

Введение

Часть I. Теоретические основы проблемы жизненных принципов как средства личностного саморазвития человека

Глава 1. Личность как субъект саморазвития 17

1.1. Саморазвитие как фундаментальная способность и специфическая деятельность человека 17

1.2. Личность как инстанция саморазвития человека 25

1.3. Структура саморазвивающейся личности 75

1.4. Сознание как орган личностного саморазвития человека 93

1.5. Роль субъективного в самоосуществлении личности 100

1.6. Онтогенез личностного саморазвития человека 109

Глава 2. Мотивация личностного саморазвития человека 114

2.1. Базовые мотивы личностного саморазвития 114

2.2. Осознание мотивов саморазвития как его условие 140

2.3. Ориентировочное значение мотивации личностного саморазвития человека 144

Глава 3. Психологические средства личностного саморазвития 150

3.1. Понятие психологических средств и проблема психотехники личностного саморазвития человека 150

3.2. Виды психологических средств личностного саморазвития 164

3.3. Жизненные принципы личности 200

Часть II Эмпирическое исследование жизненных принципов как средства личностного саморазвития человека

Глава 4. Исследование жизненных принципов как феномена, отражающего идеополе общественного сознания 232

4.1. Методика ретроспективной анкеты принципов (Н. А. Низовских) 232

4.2. Анализ жизненных принципов женской выборки 236

4.3. Анализ жизненных принципов мужской выборки 296

Глава 5. Психосемантическое исследование жизненных принципов личности 332

5.1. Проблема эмпирического исследования личности 332

5.2. Построение субъективных семантических пространств как основной метод психосемантики 341

5.3. Рефлексивные самоотчеты в исследовании самосознания личности...346

5.4. Психосемантическое исследование ценностных отношений личности методами атрибуции мотивов жизненным принципам и реконструкции жизненных принципов через контекст структуры самосознания личности 347

5.4.1. Методы исследования

5.4.1.1. Психосемантическая методика атрибуции мотивов жизненным принципам личности (Н. А. Низовских, В. Ф. Петренко) 347

5.4.1.2. Метод реконструкции жизненных принципов через контекст структуры самосознания личности» (В. С. Мухина) 355

5.4.2. Результаты исследования и их обсуждение 356

Заключение и выводы 403

Библиографический список ...411

Приложение 1. Словарь жизненных принципов женской выборки 450

Приложение 2. Словарь жизненных принципов мужской выборки 586

Приложение 3. Перечень мотивов к методике атрибуции мотивов жизненным принципам личности

Введение к работе

Актуальность исследования определяется значимостью личностного саморазвития человека для его психологического благополучия, физических, социальных и духовных достижений. Психологическая готовность к саморазвитию позволяет человеку при решении жизненных задач опираться на ресурс целенаправленных личностных самоизменений.

Представления о личностном саморазвитии во времени существенно обогащаются: саморазвитие рассматривается как фундаментальная способность человека становиться и быть субъектом своей собственной жизни; в психологии утвердилась идея о личности как инстанции саморазвития (личность рассматривается как субъект и объект развития); признается, что для истинной личности собственное развитие является высшей ценностью и главной потребностью. Идея саморазвития является одной из сущностных в психологии личности. Вместе с тем вопросы феноменологии личностного саморазвития человека требуют дальнейшего изучения.

Продуктивной для психологии личности является идея о жизненных принципах как средстве личностного саморазвития человека.

Жизненные принципы – фундаментальная психологически значимая позиция. Понятие «жизненные принципы» релевантно понятию «внутренняя позиция человека», поскольку феноменологически жизненные принципы представляют собой определенные ценностные суждения, идеи, избранные человеком в качестве основополагающих, определяющих его поступки. Посредством жизненных принципов, выступающих ценностными ориентирами, человек определяет и переопределяет себя, руководит собою, выступает как творящая себя личность. Наличие осознанных жизненных принципов свидетельствует о личностной позиции человека в мире.

Значимость анализа жизненных принципов в процессах личностного саморазвития определяется парадигмой потенциальной множественности возможных путей развития человека как личности. Исследование жизненных принципов как средства личностного саморазвития актуально для многих отраслей психологии.

Общей методологической основой исследования выступают идеи Аристотеля, И. Канта, Г. В. Ф. Гегеля, К. Маркса о роли социального окружения в становлении и бытии человека.

Аристотель придавал принципиальное значение социальной сущности человека, в частности он указывал на значение суждений в организации индивидуальной жизни человека. По мысли философа, «дело человека – некая жизнь, а жизнь эта – деятельность души и поступки при участии суждения». Задача человека – найти «верное суждение» для осуществления сознательного выбора поступка. Аристотель полагал, что именно сознательный выбор – стремящийся ум (то есть ум, движимый стремлением) или же осмысленное стремление (то есть стремление, движимое мыслью) – выступает в качестве начала, которое и есть сам человек. В нашем исследовании мы исходим из этих положений Аристотеля для теоретического осмысления сущностной роли жизненных принципов в личностном саморазвитии человека.

Наряду с воззрениями Аристотеля в основе нашего исследования лежат идеи И. Канта. В своем понимании мира и человека философ отводил принципам весьма значительное место. Термин «принцип», как полагал И. Кант, обычно обозначает такое знание, которое можно применить как принцип. И. Кант приписывал способность давать принципы разуму, в отличие от рассудка, способного давать правила. Принципы значимы для достижения мудрости и составляют стержень человеческого характера: поступать согласно твердым принципам, значит противостоять природе и самому делать себя.

Кроме того, значимым основанием наших исследований, выступило положение Г. В. Ф. Гегеля о том, что особенностью европейцев является обладание ими в качестве своего принципа и характера конкретно-всеобщим, самое себя определяющей мыслью; индивидуум-европеец исходит в своих частных действиях из твердо установленных всеобщих принципов. Опасность для человека таится в таком положении дел, когда власть рассудительности и всеобщего, власть теоретических и моральных принципов уступает силе природного начала, обычно им подчиненного и ими скрытого; но человек может вступить в разлад с действительностью и тогда, когда он придерживается односторонних принципов.

В то же время мы исходим из представлений К. Маркса о том, что принципы – это продукт исторической деятельности людей, утверждения о вечных принципах беспочвенны. Люди, устанавливая общественные отношения соответственно развитию их материального производства, «создают также принципы, идеи и категории соответственно своим общественным отношениям». В частности, из экономических условий существования вытекают отношения человека к человеку. Изучать эти вопросы – значит изображать людей как действующих лиц и авторов их собственной истории.

Психологические аспекты феномена жизненных принципов личности изучаются нами в контексте научной школы феноменологии бытия и развития личности В. С. Мухиной. Теоретически обосновать роль жизненных принципов как средства саморазвития позволяет понятие «Великое идеополе общественного сознания», введенное В. С. Мухиной и определяемое ею как «великое пространство, объективно существующее и вмещающее в себя опыт познавательной деятельности всего человечества и открытое для взаимодействия с ним».

В нашем исследовании мы исходим из того, что носителями идей, извлекаемых человеком из идеополя общественного сознания, в частности, являются жизненные принципы личности.

Наряду с указанными положениями основополагающее значение для построения концепции жизненных принципов как средства личностного саморазвития человека имеют разработанные В. С. Мухиной понятия «внутренняя позиция человека» и «структура самосознания личности». Внутренняя позиция, по определению В. С. Мухиной, – это «особое ценностное отношение человека к себе, к окружающим людям, к собственному жизненному пути и к жизни вообще». Жизненные принципы, по сути своей, – это и есть внутренняя позиция, определяющая поведение и характер действий человека. Жизненные принципы сущностно связаны с самосознанием человека, которое, по мысли В. С. Мухиной, имеет следующую исторически сложившуюся социально обусловленную структуру: имя собственное, соединенное с личным местоимением, за которым стоят физический облик, индивидуальная духовная сущность, самоутверждение; притязание на признание; половая идентификация; психологическое время личности; социально-нормативное пространство. Жизненные принципы соотносимы со всеми компонентами самосознания: притязаниями, половой идентичностью, психологическим временем личности, с ее ценностными ориентациями и социально-нормативным пространством. Мы полагаем, что посредством жизненных принципов личность определяет и осмысливает свое «я», свои притязания, свои временные перспективы, долженствование и права.

Автор ориентирован и на другие сложившиеся в психологии подходы, в числе которых концепция опосредованности высших психических процессов системами значений, разработанная в рамках научных школ (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия); концепция личности С. Л. Рубинштейна; теория личных конструктов Дж. Келли; концепция Д. А. Леонтьева о смысле как интегративной основе личности; концепция семантического пространства как операционального аналога индивидуальной системы значений В. Ф. Петренко; концепция Дж. Бьюдженталя о приоритетной роли субъективного в самоосуществлении человека; концепция отраженной субъектности А. В. Петровского и В. А. Петровского и др.

В центре нашего исследования – личность, управляющая собственным развитием посредством жизненных принципов.

Объект исследования – личность как субъект саморазвития.

Предмет исследования – жизненные принципы как внутренняя позиция личности, а также стоящие за ними категориальные структуры общественного и индивидуального сознания, опосредствующие личностное саморазвитие человека.

Цель исследования – выявление структуры и содержания жизненных принципов человека как средства его личностного саморазвития.

Гипотезы исследования:

I. Структура и содержание жизненных принципов как внутренней позиции конкретного человека обусловлены его принадлежностью к социокультурной общности, возрастно-половым статусом, уникальным жизненным опытом.

II. Жизненные принципы отдельного человека вырастают из сферы идеополя общественного сознания и опосредствуют личностный способ бытия и личностное саморазвитие.

III. Представленная в жизненных принципах личности внутренняя позиция как ценностное отношение к миру имеет особую структуру – глубинные системы значений, которые выявляются методами психосемантики. Эта структура может быть упорядоченной и неупорядоченной.

IV. Жизненные принципы личности формируются внутри конкретных социальных групп и представляют собой относительно постоянные системы ценностных отношений.

V. Жизненные принципы соотносятся со структурой самосознания личности: ценностным отношением к имени, притязаниями, половой идентификацией, психологическим временем, долженствованием и правами. Отстаивание жизненных принципов, а также их переозначивание и переосмысление выступают показателями личностной позиции в отношении к ценности саморазвития.

Для достижения цели исследования в соответствии с гипотезами были поставлены следующие теоретические, методологические и эмпирические задачи:

проанализировать и обобщить сложившиеся в зарубежной и отечественной психологии подходы к проблеме личности как субъекту саморазвития;

описать сущность и феноменологию функционирования личности как субъекта саморазвития в парадигмах культурно-исторического и психосемантического подходов, концепции феноменологии бытия и развития личности;

концептуализировать жизненные принципы как имплицитные средства личностного способа жизнедеятельности и саморазвития человека;

выявить и проанализировать структуру и содержание ценностных отношений, представленных в жизненных принципах женщин и мужчин;

реконструировать жизненные принципы через контекст структуры самосознания личности;

исследовать возможности построения и анализа семантических пространств, моделирующих глубинные системы значений индивидуального сознания, лежащих в основе жизненных принципов участников исследования.

Методы исследования. Разработка и применение методического инструментария осуществлялись в рамках подхода к исследованию феноменологии бытия и развития личности В. С. Мухиной и психосемантического подхода, развиваемого В. Ф. Петренко.

Применялись следующие методы: 1. Ретроспективная анкета жизненных принципов (Н. А. Низовских). 2. Метод реконструкции жизненных принципов через контекст структуры самосознания личности (В. С. Мухина). 3. Психосемантическая методика атрибуции мотивов жизненным принципам личности (Н. А. Низовских, В. Ф. Петренко), включающая исследование психологического портрета и самоотчетов личности.

Выборка. Исследование проведено на выборке 1535 респондентов в возрасте от 17 до 63 лет, получающих или уже имеющих высшее образование; из них женщин – 1027, мужчин – 508. В контексте исследования испытуемые были поделены на группы по половому признаку.

Достоверность результатов исследования и обоснованность выводов определяются методологическими положениями, выступившими основой исследования, теоретическим анализом поставленной проблемы, адекватностью моделей и методов исследования целям и задачам работы, сочетанием количественного и качественного анализа результатов, применением процедур математической обработки данных.

Научная новизна и теоретическое значение исследования

1. Сформирована концепция жизненных принципов как имплицитного средства личностного саморазвития человека. Данная концепция расширяет представления о феноменологии бытия и развития личности. Жизненные принципы рассматриваются как личностная внутренняя позиция человека в мире. Феноменологически жизненные принципы проявляются в речевых высказываниях и выступают носителями руководящих идей, позволяющих человеку создавать новое в своем самосознании, переживаниях и поведении. Жизненные принципы имеют выражение не только в вербальных формулировках, но и непосредственно в поведении, в отношениях с другими людьми, с миром, что может не совпадать с вербально оформленными правилами жизни. Представленные в жизненных принципах личности ценностные отношения имеют внутреннюю структуру, которая может быть упорядоченной и неупорядоченной.

2. Сформулированы положения о том, что жизненные принципы отдельной личности вырастают из сферы идеополя общественного сознания, формируются внутри конкретных социальных групп, выступают как относительно постоянные системы ценностных отношений. Выявлено и описано содержание ценностных отношений, представленных в жизненных принципах испытуемых мужчин и женщин. Показано, что жизненные принципы определяют отношение мужчин и женщин к миру: отношение к духовным ценностям, отношение к себе, отношение к другим людям, человечеству, природе, отечеству.

3. Установлено, что большинство жизненных принципов заимствуется у родителей; значительная часть принципов формулируется самостоятельно; существенный вклад в выработку жизненных принципов вносят окружающие люди: родственники, учителя, наставники и др.; важным источником жизненных принципов являются Библия, устное народное творчество, литература, средства массовой информации и в целом идеополе общественного сознания.

4. Созданы словари ценностных суждений жизненных принципов женской и мужской групп.

5. Определено понятие личностного саморазвития как специфической полимотивированной внутренней и внешней деятельности человека по созданию нового в своем сознании, переживаниях и поведении при помощи специальных психологических средств. Выделены и описаны ведущие мотивы личностного саморазвития человека: мотивация к подражанию, потребность в любви и признании, стремление к независимости, стремление к обогащению своих сущностных сил, самоутверждение, самореализация, самовыражение, самосовершенствование, достижение чувства полноты существования и др.

6. Сформулирована и обоснована концепция психологических средств личностного саморазвития как орудий и способов воздействия человека на самого себя и свою жизнедеятельность с целью достижения целенаправленных самоизменений. Выделены некоторые виды психологических средств личностного саморазвития человека: речевое высказывание (афоризмы, пословицы, поговорки, прецедентные тексты и др.); нарративы (жизненные истории, автобиографические воспоминания); образ (идеал, соборная личность и др.); действие (молитва, ведение дневника, визуализации и др.); символ; произведения искусства.

7. Обоснована возможность реконструирования жизненных принципов через контекст структуры самосознания личности: жизненные принципы соотнесены с именем, притязанием на признание, половой идентификацией, самобытием в прошлом, настоящем и будущем, долженствованием и правами. Отстаивание, переозначивание и переосмысление жизненных принципов определены как показатели личностной позиции в отношении к ценности саморазвития.

Основные положения, выносимые на защиту:

I. Структура и содержание жизненных принципов как внутренней позиции конкретного человека обусловлены следующими факторами: принадлежностью к социокультурной общности, половозрастным статусом, жизненным опытом, внутренней субъективной реальностью, структурой самосознания. Жизненные принципы отдельного человека могут быть либо осознанными и системно организованными, либо неосознанными и бессистемными. Односторонние, бессистемные квазипринципы, не осознанные и не осмысленные самим человеком, не могут выступать средством личностного саморазвития. Средством личностного саморазвития могут выступать системно организованные, осознанные и осмысленные самим человеком жизненные принципы. Содержание жизненных принципов обусловливает множественность возможных вариантов развития личности.

II. Жизненные принципы отдельного человека вырастают из сферы идеополя общественного сознания и, выступая в своей совокупности как жизненная философия, идеология человека, выражающая его отношение к духовным ценностям, самому себе, другим людям, человечеству, природе, отечеству, опосредствуют личностный способ бытия и личностное саморазвитие.

III. Жизненные принципы, феноменологически представляющие собой речевые высказывания, отражают руководящие идеи, определяющие личностную позицию человека в мире. В жизненных принципах представлены сущностные интенции и характеристики конкретной личности.

IV. Представленные в жизненных принципах личности ценностные отношения имеют внутреннюю структуру – системы значений и смыслов, выявляемых методами психосемантического анализа.

V. Жизненные принципы конкретной личности формируются внутри конкретных социальных групп и представляют собой относительно постоянные системы ценностных отношений. Ценностные отношения, содержащиеся в жизненных принципах представителей отдельных социальных групп, являют собой относительно постоянные конструкты.

VI. Психосемантический анализ позволяет выявить проблемы и противоречия, а также скрытые потенциалы ценностных отношений личности, заданных ее жизненными принципами. Исследование жизненных принципов одного и того же человека через определенные промежутки времени позволяет отслеживать личностные самоизменения человека в системе его собственных субъективных шкал.

VII. Жизненные принципы соотносятся со структурой самосознания личности: ценностным отношением к имени, притязаниями, половой идентификацией, психологическим временем, долженствованием и правами. Отстаивание жизненных принципов, а также их переозначивание и переосмысление выступают показателями личностной позиции в отношении к ценности саморазвития.

Практическая значимость исследования. Анализ жизненных принципов как средства личностного саморазвития человека выявил новые возможности для психологической помощи, нацеленной на содействие саморазвитию личности. В образовательной и консультативной практике открываются перспективы работы с жизненными принципами личности. Значение феномена жизненных принципов человека в том, что они имеют своим истоком идеополе общественного сознания, формируются внутри конкретных социальных групп и становятся в итоге личностной позицией человека в мире, во многом определяя социальную успешность, достижения и благополучие человека. Жизненные принципы должны учитываться в общей характеристике личности. Бессистемные, неконструктивные квазипринципы не могут обеспечить прогрессивное личностное саморазвитие человека. Средством прогрессивного личностного саморазвития может стать система осознанных, гибких, соединяющих с миром конструктивных принципов. Результаты исследования жизненных принципов как средства личностного саморазвития человека могут применяться в образовательной практике с детьми, учащимися, студентами, в подготовке и повышении квалификации психологов, социальных работников, педагогов, менеджеров, бизнесменов и других специалистов. Исследование способствует повышению эффективности психологического консультирования посредством включения в арсенал консультанта методов изучения и, при необходимости, трансформации жизненных принципов клиента. Применение в практике социально-психологической помощи человеку методов работы с жизненными принципами позволяет специалистам преодолевать позицию «относительного дистанцирования» от включенности в процессы социализации.

Апробация и внедрение работы. Результаты исследования отражены в докладах и публикациях материалов на международных, всероссийских и межрегиональных научно-практических конференциях. Основные положения и результаты диссертации представлены на международных конференциях (Москва, 1996; Москва, 2000; Киров, 2003; Москва, 2005; Сочи, 2006; Киров, 2008; Киев, 2008; Киров, 2009); Российско-Белорусской научно-теоретической конференции (Киров, 2003); Всероссийских конференциях (Киров, 1996; Москва, 1997; Казань, 2000; Киров, 2002; Рязань, 2002; Арзамас, 2003; Казань, 2004; Казань, 2005; Таганрог, 2005; Киров, 2006; Киров, 2007; Краснодар, 2008); межрегиональных и региональных конференциях (Пермь, 1996; Елец, 1997; Киров, 1998, 2000, 2002, 2003, 2004, 2005; Рязань, 2004; Пермь, 2005); областных научных и научно-практических конференциях (Киров, 1996, 1997, 1999, 2004, 2005, 2010). Апробация исследования также осуществлена в выступлении на круглом столе IV съезда РПО (Ростов-на-Дону, 2007); в рамках Всероссийской школы молодых ученых Института психологии РАН (Москва, 2005); в выступлении на секции Международного Форума «Образ российской психологии в регионах страны и в мире» (Сочи, 2006).

Основные положения диссертационного исследования используются на факультете психологии Вятского государственного гуманитарного университета при проведении авторского курса «Психология саморазвития», при чтении лекций и проведении семинарских и практических занятий по психологии развития и возрастной психологии. Авторские разработки применены в диссертационных исследованиях Э. В. Бушковой-Шиклиной (Н. Новгород, 2007), Ю. Семенова (Курск, 2004), в выпускных квалификационных работах, выполненных на факультете психологии ВятГГУ (Е. А. Ронжин, 2010; М. С. Тюлькин, 2010; В. М. Шкурихина, 2008). Результаты проведенного исследования внедряются в деятельность Кировского института повышения квалификации и переподготовки работников образования.

Исследование на тему «Применение психосемантического метода атрибуции мотивов жизненным принципам в профессиональном саморазвитии психологов и педагогов» получило финансовую поддержку Министерства образования Российской Федерации (грант № 183-33 по разделу 0602281216).

Материалы диссертационного исследования обсуждались на заседании кафедры психологии развития факультета психологии и педагогики МПГУ (2008, 2010), в лаборатории психосемантики и общения МГУ им. М. В. Ломоносова, на заседании кафедры общей психологии МГУ им. М. В. Ломоносова (2006), заседаниях кафедры практической психологии и научных сессиях Вятского государственного гуманитарного университета (2004, 2005, 2006, 2007, 2008, 2009, 2010).

По теме диссертации опубликовано 56 работ, в том числе десять публикаций в журналах, рекомендованных ВАК, две монографии (2000, 2007).

Структура и объем диссертации. Текст диссертации изложен на 449 страницах (без учета приложений), включает введение, пять глав, заключение, библиографический список; приложения представлены на 224 страницах. Библиографический список составляет 454 названия, в том числе 34 – на иностранных языках.

Саморазвитие как фундаментальная способность и специфическая деятельность человека

В современной науке прочно утвердилась идея о саморазвитии как специфической особенности и фундаментальной способности человека. В человеке, в отличие от животных, природа и существование не совпадают; посредством собственного сознания человек может в определенной степени влиять на свою эволюцию, он становится личностью постольку, поскольку участвует в собственном развитии {Мэй, 20016, с. 171). Потребность в саморазвитии относится к высшим человеческим потребностям {Маслоу, 1999, с. 169). Саморазвитие выступает как фундаментальная способность человека «становиться и быть подлинным субъектом своей собственной жизни» {Слободчиков, Исаев, 2000, с. 146-147). Быть человеком, и значит быть субъектом самоизменения {Михайлов, 1990, с. 195).

О развитии человека как едином непрерывном процессе самодвижения с «непрестанным возникновением и образованием нового, не бывшего на прежних ступенях» писал в свое время Л. С. Выготский, отмечая, что концепция самодвижения воплощается, в частности, в теориях «творческой эволюции, направляемой автономным, внутренним, жизненным порывом целеустремленно саморазвивающейся личности, волей к самоутверждению и самосовершенствованию» {Выготский, 1984а, с. 247—248). Л. С. Выготский полагал, что «человек не только развивается, но и строит себя», в связи с чем он писал о гуманизации психологии, о конструктивизме в ней {Выготский, 1986, с. 58). Созданная. Л. С. Выготским культурно-историческая концепция получила мировое признание как один из самых крупных вкладов в разработку проблем психологии развития {Баттерворт, Харрис, 2000, с. 36).

Хотя стремление человека к саморазвитию архетипично (К. Юнг), в реальной жизни не каждый «озадачен» данной идеей. Наряду с тенденцией к росту и активности, как пишет А. Маслоу, «одновременно и парадоксальным образом существует врожденная человеческая тенденция к инерции» (Цит. по: Гобл, 1999, с. 373). Саморазвитие «не единственно возможный и даже не самый распространенный вектор развития личности» даже в рамках европейской культуры {Слободчикое, Исаев, 2000, с. 193-194). Следует также принять во внимание, что саморазвитие может выступать не только как стремление изменять себя, но и как стремление остаться верным самому себе. В. И. Слободчиков понимает саморазвитие «либо как сознательное изменение, либо столь же сознательное стремление сохранить в неизменности собственную самость» {Там же, с. 193).

Понятие «личностное саморазвитие» до настоящего времени не имеет строгой определенности {Битянова, 1998, с. 40). В. Ф. Моргун и Н. Ю. Ткачева (1981) говорят о новом уровне развития личности, когда оно «становится сознательным, целенаправленным самоосуществлением, самосовершенствованием» (с. 29). При переходе от детства к зрелости, с точки зрения этих авторов, «то, что раньше было определяемым (личность ребенка), становится определяющим (личность взрослого)» (с. 39). Д. А. Леонтьев (1997) характеризовал саморазвитие как деятельность, направляемую человеком на самого себя прежде всего с целью обогащения своих сущностных сил (с. 171). Л. НІ Куликова (2001) описывает саморазвитие как сознательно и планомерно осуществляемый процесс, «детерминируемый изнутри, а не извне, поскольку его мотивация и движущие силы складываются внутри личности, а не вне ее» (с. 212). Представленные определения указывают на две существенные характеристики саморазвития:, его деятельностную природу и внутреннюю детерминацию.

В данном диссертационном исследовании личностное саморазвитие человека изучается1 в контексте научной школы феноменологии бытия и развития личности В. С. Мухиной (1995, 2007) и психосемантического подхода, разрабатываемого в отечественной психологии В. Ф. Петренко (1983; 1988; 2007). Эти теоретические основания не стали препятствием для осмысления других подходов к пониманию проблем личностного саморазвития человека. Напротив, задав определенное смысловое поле, они в значительной степени содействовали интеграции в контекст исследования положений других концепций и теорий.

Концепция феноменологии бытия и развития личности и психосемантика позволяют рассматривать личностное саморазвитие с позиций творческой эволюции человека. Идея эволюции как качественного развития различных форм материи и духа является важнейшим атрибутом современного научного сознания. В. И. Слободчиков и Е. И. Исаев пишут о фундаментальном переосмыслении эволюционного принципа, лежащего в основе научных представлений о развитии. Эволюция - это «не только разворачивание (рост и увеличение) изначально заданного, а прежде всего - исторический процесс прогрессирующих изменений некоей системы (ее созревание; дифференциация, усложнение, совершенствование) под воздействием внешних и внутренних условий, сохраняющей в главном и до определенного уровня свою самотождественность. Всякое кардинальное изменение (метаморфоза) этой системы предполагает переход, (скачок)- на другой уровень ее организации и новый уровень самотождественности» (Слободчиков, Исаев, 2000, с. 19). Личностное саморазвитие и может быть понято как внешне, так и внутренне обусловленный процесс прогрессирующих самоизменений личности, сохраняющей в главном свою самотождественность. До определенного момента личностные самоизменения представляют собой лишь дифференциацию, усложнение, совершенствование наличествующих структур личности как психологической системы. И только кардинальное изменение системы личности переводит ее на новый уровень организации, новый уровень самотождественности, новый уровень функционирования.

Необходимость обращения к эволюционной парадигме в понимании природы личностного саморазвития продиктована также тем, что данная парадигма, как пишет В.Ф. Петренко (2002), «фиксирует возможность изменения законов функционирования системы по мере прохождения ею некоторого временного отрезка, траектории, исторической эпохи, цикла развития, жизненного пути» (с. 113). Должен быть учтен и еще один аспект данной парадигмы: «Другой вектор становления эволюционного сознания, представленный синергетикой, или теорией диссипативных структур (И. Пригожий, Г. Хакен), связан с вызревающей парадигмой потенциальной множественности возможных путей развития, множества траекторий, где "ставшее" актуально существующее бытие есть только одна из воплотившихся реализаций потенциально возможного, только одно из устойчивых состояний, к которым могла бы прийти эволюционирующая система» (Там же). Множественность возможных путей личностного саморазвития человека, которое направляется его собственной волей, очевидна.

Одним из условий прогрессивного творческого саморазвития является его ориентация на связь с эволюционными процессами, разворачивающимися в мире. Так, М. Крэмптон (1994) считает, что «будучи людьми, мы можем открыть принципы и методы эволюционного процесса — процесса самосозидания, - а также применить их в своей жизни. По мере развития нашей способности к сознательному сотрудничеству с эволюционным процессом углубляется и наше понимание цели, смысла и ценности жизни» (с. 286). Ориентация на связь с эволюционными процессами - не единственное условие, необходимое для творческого саморазвития человека. Например, в традициях христианства одним из таких условий будет «забота» о душе.

Базовые мотивы личностного саморазвития

В отечественной и зарубежной литературе, как показывают обзоры, представлено значительное количество исследований мотивации различных видов деятельности и поведения человека {Ильин, 1998, с. 161-192). Среди данных исследований нет работ, специально посвященных мотивации личностного саморазвития. Вместе с тем, мотивация является краеугольным камнем личностного способа существования и саморазвития человека. Мотивы относятся к базовым качествам индивида, определяющим его «компетенции на работе» {Спенсер, 2005); процесс мотивации выступает ключевым элементом в достижении эффективной саморегуляции, в частности, в процессах обучения {Zimmerman, 2008). Что побуждает и направляет стремление человека к личностному саморазвитию? Не ставя цели полного охвата проблемы, рассмотрим три ее аспекта: 1) базовые мотивации личностного саморазвития; 2) осознание мотивации личностного саморазвития как его условие; 3) ориентировочное значение мотивации личностного саморазвития.

До настоящего времени в психологии ведутся дискуссии по вопросу о базовых мотивациях личности. Принципам гомеостазиса и гедонизма противопоставляются принципы самоактуализации, стремление к осуществлению смысла и ориентация на ценности. Эти дискуссии носят в основном теоретический характер. Так, Л. И. Анцыферова (1993), не соглашаясь с X. Томэ, с точки зрения которого гомеостатический принцип является базовой мотивацией человека, аргументирует свое несогласие тем, что это не согласуется с действиями самоактуализирующихся личностей, описанных в работах Г. Ол-порта и А. Маслоу (с. 16). Неправомерность абсолютного противопоставления принципов гомеостазиса, гедонизма и ценностно-смысловых мотивов становится понятной, если рассматривать человека как телесно-душевно-духовное единство. А. Маслоу (1999) указывал на «необходимость и- целесообразность осознания того, что существует иерархия удовольствий, начиная, к примеру, от избавления от боли, включая удовольствие от горячей ванны, радость от общения с друзьями, наслаждение прекрасной музыкой, счастье от рождения ребенка, экстаз высшей любви и вплоть до слияния с Б-ценностями» (с. 314). Подобная иерархия, с точки зрения А. Маслоу, позволяет решить проблему гедонизма, эгоизма, долга и т.д., поскольку, «если отнести высшее удовольствие к удовольствию вообще, тогда вполне справедливым станет то, что и полностью человечные люди тоже стремятся лишь к удовольствию, то есть к метаудовольствию». А. Маслоу называет это «мета-гедонизмом», и указывает на то, что «на данном уровне не существует противоречия между удовольствием и долгом, поскольку высший долг человека - это, конечно же, долг правды, справедливости, красоты и т.д., что также представляет собой и высшие радости, которые способны испытывать особи данного вида» {Талі лее). Разговор о низкопотребностном гедонизме, высоко-потребностном гедонизме и метапотребностном гедонизме представляет собой путь снизу вверх, предполагающий различные операциональные и доступные проверке следствия. С точки зрения Маслоу, «чем выше лежит рассматриваемый феномен, тем более редок он в популяции, тем выше число необходимых для него условий, тем более благоприятной должна быть социальная ситуация, тем более высоким должно быть качество образования и т.д.» {Там же).

Подобные рассуждения мы могли привести и в отношении гомеостазиса. Если понимать гомеостатический принцип как стремление человека поддерживать постоянство своего внутреннего мира, душевный покой, согласие с самим собой, стремление к душевной гармонии - то обозначенное выше противоречие также снимается: внутренний покой, гармония, душевный комфорт могут достигаться и путем самоактуализации («найти покой в буре»). Такие тенденции в поведении человека В. А. Петровский (1992) относит к неадаптивно мотивированной активности. В свете последних достижений нейрогастроэнтерологов, гипотетически описывающих работу пищеварительного тракта как «брюшного мозга»; вероятно, следует различать, но не противопоставлять мотивацию биологического генеза и мотивацию социально детерминированную, тем более что для субъекта они выступают как единая субъективная психологическая реальность.

Теоретическая и эмпирическая разработка проблемы базовых мотиваций человека до настоящего времени остается чрезвычайно актуальной. Отсутствие мотивации, по замечанию Г. Селье, является душевной трагедией. Моти-вационная сфера субъекта многогранна и на протяжении жизни претерпевает значительные изменения. Простота и однозначность мотивов ребенка раннего возраста сменяется к концу дошкольного детства достаточно сложной их иерархией, что позволяет в этом возрасте говорить о «фактическом складывании личности» растущего человека (А. Ы. Леонтьев). Среди мотиваций дошкольника и младшего школьника - подражание, потребность в любви, притязание на признание (В. С. Мухина), потребность в общении, игровые, познавательные мотивы, мотивация достижения и избегания неудач, соревновательные мотивы, нравственные, альтруистические мотивы, эгоистические побуждения и др. В подростковом и старшем школьном возрасте мотивация поведения и деятельности значительно усложняется. Появляются новые виды мотивов, ранее невозможные. Среди них: потребность быть и казаться взрослым, стремление к самопознанию, саморазвитию, самовыражению, потребность в риске, удовлетворении сексуальных потребностей и др. Для периода зрелости становятся» актуальными мотивация профессиональных достижений, потребность в деяниях во имя человечества, духовные искания.

В структуру личностных образований конкретного человека входят далеко не все из возможных мотиваций. Возникновение, осознание, принятие, реализация, угасание мотива — все это значимые и иногда критические моменты жизнедеятельности человека. Так, в случае угасания мотива необходимо привлечение личностью других мотивов, которые бы усиливали, дополняли или полностью замещали действие мотива угасающего (Анцыферова, 1981, с. 13). Дополнительные мотивы человек ищет через обращение к значимым для него людям, через актуализацию тех значимых социальных отношений, которые когда-то способствовали формированию его ценностей (Там же). В этой способности человека произвольно создавать новые системы мотивов Л. И. Анцыферова усматривает истоки активного внутреннего начала личности. Дополнительные мотивы человек может извлекать из книг, кинофильмов, общения с новыми людьми, духовными наставниками, то есть из социального, культурного и природного окружения. Подчеркнем, что корни мотивации находятся одновременно и в социокультурной его жизни, и в природе самого человека, и в его внутренней субъективной реальности: не только обстоятельства жизни, но и развитие организма человека, особенности его функционирования, а также побуждения внутренней субъективной реальности запускают новые системы мотивации.

Особо значение для личностного саморазвития имеют высшие мотиваци-онные образования. Л. И. Божович (1988) и ее сотрудниками исследовали направленность личности как ее фундаментальную характеристику. Было установлено, что «в процессе развития складывается относительно устойчивая иерархия мотивационной сферы человека; причем, устойчивость ей, а следовательно, и человеческому поведению придают мотивы, идущие от высших системных новообразований» (с. 113). Решающим для личности является то, «какие по своему содержанию и строению мотивы занимают в мотивационной иерархии доминирующее положение» (Там же). Содержание доминирующих мотивов определяет направленность личности. Вопрос о становлении устойчивых мотивационных образований - один из центральных в исследовании личностного развития. С. Л. Рубинштейн (1959) писал о том, что «узловой вопрос — это вопрос о том, как мотивы (побуждения), характеризующие не столько личность, сколько обстоятельства, в которых она оказалась по ходу жизни, превращаются в то устойчивое, что характеризует данную личность» (с. 134).

Методика ретроспективной анкеты принципов (Н. А. Низовских)

Актуальность исследования жизненных принципов как феномена, отражающего идеополе общественного сознания, связана с существующим ныне представлением о кардинальном изменении ценностных ориентации в современном мире. По словам Р. Мэя (20016), сегодня «поставлены под угрозу или полностью утеряны практически все ориентиры, например: в сексе, браке, религии» (с. 70). В. И. Олешкевич (2002), исследуя трансформацию ценностей,, произошедшую в начале XX века в Европе и в США, приходит к выводу о том, что новые ценности ориентированы не на систематический труд и достижение социального и материального успеха в жизни, не на отсроченное подкрепление, а на личное счастье и удовлетворенность жизнью в настоящий момент (с. 169). Мы видим, что ценности, о которых пишет В. И. Олешкевич, заключают в себе оппозицию: «Систематический труд и отсроченный успех в жизни» г «Личное счастье и удовлетворенность жизнью в настоящий момент». Данные.типы ценностей задают различные способы жизнедеятельности человека, и, по сути, являются характеристикой эпох. Изменения,,происходящие в ценностной сфере, интересны по ряду причин.

В психологии все более утверждается взгляд, в соответствии с которым ценности могут предсказывать.поведение и эмоции человека (Locke,.Sadler, 2007): Кроме того, должна быть принята во внимание точка зрения-А. Л. Венгера (2004), который убежден в том, что в психологических исследованиях мы не можем «ограничиться констатацией наличных ценностных ориентации общества, а должны еще решать вопрос о том, какие изменения этих ориентации желательны, а какие деструктивны» (с. 7). Эта задача тем более актуальна, что современные средства массовой информации, обслуживающие главным образом интересы рынка, закладывают смутные и сомнительные ориентиры и ценности (Холлюгорова, Гаранян, 2004, с. 19). Научная мысль должна потрудиться над тем, чтобы содействовать осмыслению ценностей современного человека. Как полагает В. Ф. Петренко (2002), гуманитарные науки, и психология, в частности, не только описывают социальную жизнь и внутренний мир человека, но и, создавая системы понятий, модели, категории, опосредствующие восприятие и осознание мира, других людей, самих себя, по принципу кольцевой каузальности, конструируют и саму эту социальную действительность, и духовный мир человека.

В исследовании ценностных ориентации существуют различные подходы. Наиболее часто в психологии для исследования ценностей применяются методики М. Рокича и Ш. Шварца. В этих и других методиках респондентам предлагается ранжировать готовые наборы ценностей или оценить заданные ценности с точки зрения их применимости к индивидуальной жизни, в частности, как своих руководящих принципов (Ш. Шварц).

Нами был предложен новый методический подход к изучению ценностных ориентации, а именно анализ ценностных ориентации и отношений, представленных в жизненных принципах личности. Была разработана методика, получившая первоначально название «Ретроспективная анкета установок», которая, по совету В. С. Мухиной, была переименована, и получила название «Ретроспективная анкета жизненных принципов». В данной анкете ценности не предлагаются в готовом виде, респонденты, формулируя свои жизненные принципы, обнаруживают свои ценностные пристрастия. В жизненных принципах человека, как в капле воды, отражается Великое идеополе общественного сознания, а именно та его часть, в которой представлены идеи, необходимые человеку для организации личностного способа бытия и личностного саморазвития.

Предметом нашего изучения являются жизненные принципы как внутренняя позиция личности, и стоящие за ними категориальные структуры общественного и индивидуального сознания, опосредствующие личностное саморазвитие человека.

Нас интересуют ценностные отношения к себе, к другим людям, к природе, к труду и т.д., которые содержатся в жизненных принципах женщин и мужчин. Каковы особенности структуры и содержания этих принципов? Что в них является инвариантным, а что претерпевает со временем изменения? Что выступает в качестве источников жизненных принципов для мужчин и женщин? На эти вопросы мы дадим ответы, проанализировав данные, полученные при помощи авторской ретроспективной анкеты жизненных принципов. Представим описание бланка методики и инструкции к ней.

«Каждый человек в своей жизни руководствуется определенными правилами. Эти "правила" (жизненные принципы) приходят к нам разными путями. Одни установки дают родители, близкие люди, учителя. Например, в детстве ребенку говорят: "Будь умницей!" или "Нельзя брать чужое". Другие правила мы извлекаем из книг, телепередач, песен, стихов, или формулируем сами, опираясь на жизненный опыт. Например, "Не позволяй душе лениться..." или "Не верь мужчинам!" У каждого человека свой набор таких жизненных принципов.

Построение субъективных семантических пространств как основной метод психосемантики

В психосемантике В. Ф. Петренко, который, по мысли М. Коула, применил «американский технологический инструментарий для решения традиционных российских проблем психологии, идущих от Л. С. Выготского» (Цит. по: Петренко, 1997, с. 5), техника репертуарных решеток обрела собственно «личностное измерение». Психосемантика, как мы уже отмечали, позволяет снять противостояние объектного и субъектного подходов, воссоединить научность и «жизненность» в изучении личности, поскольку суть психосемантического подхода - изучение личности через исследование структур индивидуального сознания.

Методологическим основанием психосемантического подхода является положение А. Н. Леонтьева о пристрастности индивидуального сознания {Петренко, 1988, с. 88-89). Психосемантика позволяет глубоко и разносторонне исследовать структуры сознания, образованные системами значений языка, функционирующими в единстве с чувственной тканью и личностными смыслами человека. Тем самым, как уже отмечалось, психосемантика позволяет изучать личность «изнутри», со стороны значений и смыслов, производных от деятельного бытия человека в мире.

В данном исследовании инструментарий психосемантики был применен для анализа ценностных отношений личности, представленных в ее жизненных принципах. Прежде чем приступить к описанию проведенного исследования, охарактеризуем метод построения субъективных семантических пространств.

Метод построения субъективных семантических пространств является основным методом психосемантики и выступает формой модельного представления индивидуальной системы значений. Семантическое пространство рассматривается в качестве метаязыка описания значений и определяется как «совокупность определенным образом организованных признаков, описывающих и дифференцирующих объекты (значения) некоторой содержательной области» {Петренко, 1988, с. 45). Как пишет В. Ф. Петренко, «геометрические модели семантических пространств дают компактную, высокоструктурированную, визуализированную форму репрезентации "имплицитных моделей личности" в терминах Дж. Брунера, П. Тагиури или "социальных репрезентаций" в терминах С. Московичи» (2002, с. 116). Математически построение семантического пространства является переходом от базиса большей размерности (признаков описания) к базису меньшей размерности (категориям-факторам). Процедура построения семантического пространства, описанная в работах В. Ф. Петренко {Петренко, 1983, 1988, 1997, 2005) и А. Г. Шмелева (1983), включает три этапа. 1 этап. Выделение связей анализируемых объектов. В качестве методик выделения семантических связей используются ассоциативный эксперимент, семантический дифференциал, субъективное шкалирование и т.д. Участник исследования либо осуществляет поиск ассоциаций к заданному списку слов, либо оценивает степень сходства некоторого множества объектов, либо оценивает в п-балльной шкале атрибуцию некоторых признаков предложенному 343 репертуару объектов (понятий, символов, изображений, суждений и т.д.). Результатом первого этапа является построение матрицы сходства анализируемых объектов. 2 этап. Математическая обработка исходной матрицы сходства. Цель данного этапа - выделение с помощью математического аппарата структур, лежащих в основе матрицы сходства анализируемых объектов. В качестве математического аппарата на данном этапе используются многомерное шкалирование, кластерный анализ, разновидности факторного анализа. «Этап математической обработки не порождает нового содержания, а позволяет представить исходные данные в компактной, хорошо структурированной форме, удобной для анализа и дальнейшей интерпретации» {Петренко, 1988, с. 47). 3 этап. Интерпретация выделенных структур. Интерпретация выделенных структур связана с поиском смысловых инвариантов, объединяющих шкалы или объекты, сгруппированные в данный фактор, и осуществляется экспертами. При геометрическом представлении семантического пространства категории-факторы выступают координатными осями некоего n-мерного пространства, где мерность определяется числом независимых, некоррелирующих факторов, а коннотативные значения объектов задаются как координатные точки или векторы внутри этого пространства на основе знания нагрузок объекта по каждому фактору. Структура полученного семантического пространства рассматривается как операциональный аналог категориальной структуры сознания в той или иной содержательной области. Отдельные параметры семантического пространства соответствуют отдельным аспектам когнитивной организации индивидуального сознания.

В качестве показателей когнитивной организации индивидуального сознания выступают: Размерность семантического пространства (число выделенных независимых категорий-факторов), которая соответствует когнитивной сложно сти сознания субъекта в- данной содержательной области. Когнитивная сложность, может" рассматриваться как показатель уровня развития значений в данной содержательной области.; Вїряде исследований- было показано,, что «когнитивная сложность отражает не только дифференцированное сознания субъекта в данной содержательной области, но и взаимосвязана с гибкостью, адаптивностью реального поведения субъекта, коррелирует со степенью свободы личности в принятии решений в анализируемой содержательной области» {Петренко, 1988, с. 76). Содержание выделенных факторов, отражающее основания классификации действительности, свойственные данному индивидуальному сознанию. Перцептуалъная (различительная) сала признака, которая позволяет судить о субъективно наиболее значимых основаниях категоризации. «Субъективно более значимые основания категоризации дают и больший вклад в общую вариативность оценок объектов (вклад в общую дисперсию), а, соответствующие им факторы - координатные оси семантического пространства - более сильно поляризуют анализируемые объекты» {Петренко, 1988, с. 77). Таким образом, отдельные параметры семантического пространства {размерность — число независимых категорий-факторов; содержание факторов; мощность факторов - иерархия факторов по вкладу в общую вариативность оценок объектов) соответствуют отдельным аспектам когнитивной организации сознания личности. В рамках психосемантики проведены многочисленные исследования, которые подтверждают: эффективность, метода, построения субъективных, семантических пространств в изучении личности и личностного способа бытия. человека в мире {Петренко,: 1983, 1986, .1988, 1997, 2002, 2005; Петренко, - Єапсолева, 2005);

Похожие диссертации на Жизненные принципы в личностном саморазвитии человека