Введение к работе
АКТУАЛЬНОСТЬ настоящего исследования определяется обращением к типологическому изучению этико-философской позиции писателей.
ПРЕДОЕТ исследования - философия личности-у Тургенева и Гончарова, концепция человека и принципы его изображения, соотнесенность з структуре личности литературного героя "естественного",, "природного", "эстетического" и "нравственного".
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ исследования: выявить типологическое сходство и индивидуальное своеобразие писателей в'решении проблемы человека и принципов его изображения, уяснить этико-философский генезис тургеневских и гончаровских представлений о соотношении "естественного", "природного" и "нравственного", "эстетического" и "нравственного" в структуре личности персонажей," раскрыть смысл и характер названных соотношений в образной системе романов.
ОБЪЕКТОМ исследования з диссертации являются три романа Гончарова, трактуемые им как единое целое, а также первые четыре романа Тургенева, представляющие в творческой эволиции писателя определенный этап. Выбор произведений обусловлен тем, что в них изображен один и тот же временной пласт - эпоха 40-х - начала 60-х годов - с характерными для пэе социальными, философскими, этическими, эстетическими отношениями. Романы рассматриваются в проблемном аспекте с целью выявления внутренней логики образного мышления их создателей, целостности их мировосприятия.
НАУЧНАЯ ДОСТОВЕРНОСТЬ работы определяется тем, что в ней, кро-
ме художественных произведений, используется эпистолярное и публицистическое наследие писателей.
МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ ОСНОВОЙ исследования являются достижения современной философии, эстетики, теории и истории литературы, законы диалектики, принципы конкретно-исторического и типологического-ма-тодов исследования.
ТЕОРЕТИЧЕСКУЮ ОСНОВУ диссертации составляют работы по методологии и методике типологического исследования, коллективные и индивидуальные труды, посвященные истории русской литературы в/п 19 века, в особенности, творчеству И.С.Тургенева и И.А.Гончарова. Теоретическая основа предмета исследования складывалась с учетом работ А.И.Батюто, А.М.Буланова, Г.А.Вялого, В.М.Головко, В.И.Кулешова, Г.Б.Курляндской, Ю.В.Лебедева, В.М.Марковича, В.И.Мельнике, В.А.Недзвецкого, О.Н.Осмоловского, М.Т.Пинаева, Н.И.Пруцкова, П.Г. Пустовойта, В.Н.Тихомирова, У.Р.Фохта, М.Б.Храпченко к других.
МЕТОД исследования определяется структурно-типологическим подходом к изучению материала с использованием конкретно-исторического принципа анализа.
НАУЧНАЯ НОВИЗНА. В диссертации впервые выявляются различные типы и вида типологической связи между творчеством Тургенева и Гон чарова; в сравнительно-типологическом аспекте рассматривается эти-ко-философская позиция писателей, выявляется философский генезис тургеневских и.гончаровских представлений о соотнесенности в струи туре личности.человека "естественного", "природного"t "эстетическс го" и."нравственного". Рассмотрение концепции личности под названным углом зрения позволило обнаруаить существенные для художественной системы писателей приемы и средства, которые до сих пор оставались вне учета.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ РАБОТЫ. Материалы и результаты иссле дования могут быть использованы при чтении вузовских лекционны: курсов и спецкурсов по истории русской литературы XIX века, спецкурсах по творчеству Тургенева и Гончарова.
АПРОБАЦИЯ РАБОТЫ. Основные положения и выводы исследования бы ли изложены в докладах на межвузовских (Научно-практическая конфэ ренция, посвященная 170-летию со дня рождения И.С.Тургенева.- Оре 1988; Научно-практическая конференция "Язык Тургенева и Толстого" Никольское-Вяземское, Тульской обл., 1991; Научно-практическая ко ференция: "Орловщина: вчера и сегодня" (Бахтинские чтения).- Оре 1993), внутривузовских научных конференциях (1989-1992). Диссерте
ция обсуждалась на кафедре русской литературы Орловского государственного педагогического института и Московского педагогического университета.
СТРУКТУРА РАБОТЫ. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, приложения и списка использованной литературы. КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ.