Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Тренинг метафоричности как условие самореализации личности Лебединская Светлана Владимировна

Тренинг метафоричности как условие самореализации личности
<
Тренинг метафоричности как условие самореализации личности Тренинг метафоричности как условие самореализации личности Тренинг метафоричности как условие самореализации личности Тренинг метафоричности как условие самореализации личности Тренинг метафоричности как условие самореализации личности Тренинг метафоричности как условие самореализации личности Тренинг метафоричности как условие самореализации личности Тренинг метафоричности как условие самореализации личности Тренинг метафоричности как условие самореализации личности Тренинг метафоричности как условие самореализации личности Тренинг метафоричности как условие самореализации личности Тренинг метафоричности как условие самореализации личности
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Лебединская Светлана Владимировна. Тренинг метафоричности как условие самореализации личности : диссертация ... кандидата психологических наук : 19.00.01 / Лебединская Светлана Владимировна; [Место защиты: Том. гос. ун-т].- Томск, 2009.- 197 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-19/247

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Проблема самореализации личности: анализ основных концепций и методологических подходов

1.1. Самореализация личности как предмет психологического исследования.

1.2. Возможности актуализации самореализации личности в коммуникативном процессе тренинга 25

1.3. Теоретическое обоснование использования средств метафоризации для актуализации самореализации личности 37

Выводы по главе 58

Глава 2. Методология исследовательской программы

2.1. Схема эмпирического исследования личностной динамики в условиях метафоризации коммуникативного процесса 60

2.2. Теоретико-методологические основы программы тренинга метафоричности 82

Выводы по главе 101

Глава 3. Эмпирическое определение возможностей актуализации самореализации личности средствами метафоризации коммуникативного процесса

3.1. Оценка личностной динамики участников тренинга 103

3.2. Исследование качественного своеобразия потенциала самореализации личности 118

3.3. Выявление взаимозависимости транскоммуникативных проявлений в метафорической вербализации и самоактуализации личности 143

Выводы по главе 152

Заключение 155

Литература 159

Приложения 185

Введение к работе

Актуальность выбранной темы исследования определяется закономерностями современного этапа развития психологической науки, который обозначает перед нами необходимость раскрытия природы душевной'жизни человека не как отдельно взятого в исследовательских, целях субъекта, а в целостности своих эмоциональных, ценностно-смысловых, коммуникативных феноменов жизни. В-психологии назрела необходимость исследования личности в концептуальных моделях, преодолевающих w расширяющих пределы жесткой научной'парадигмы-академической психологии.

Уже у представителей* гуманистической психологии- зазвучали- идеи открытости личности и- определения коммуникативных условий, необходимых для) полноценной-самоактуализации и самореализации человека'(Э: Шостром',. 1992'; К. Роджерс, 1994; Г. Олпорт, 2002; А. Маслоу, 2002;).

Сложность,. многогранность человека, его открытость миру акцентируется в психологической' парадигме, рассматривающей, человека* как психологическую систему (0:М!. Краснорядцева, 1998; В'.Е. Клочко; 1999; Б.С. Братусь, 2000; Л.А. Коростылева, 2001; А.Г. Асмолов, 2002; Э.В. Галажинский, 2002).

В работах М.М. Бахтина (1994), М. Бубера (1995), Л. С. Выготского (2001); Дж. Мида(2005) постулируется коммуникативный, диалогический, контекст обретения человеком1 смысловых отношений с реальностью. Теория лин-гвистической относительности (Б. Уорф, 1960;Э. Сепир, 1993) выходит на проблему взаимосвязи языка, культуры и. норм поведения, обозначая, необходимость междисциплинарного изучения этих феноменов как целого.

Во многих психологических подходах акцентируется внимание на взаимосвязи' между речевым проявлением индивида, а в частности метафорическими, символическими* процессами* и стремлением человека к реализации смысла себя, открытости миру (К. Гольдштейн,. 1948; Р. Ассаджиоли, 1994; К.Г. Юнг, Р. 1995; Ж. Лакан, 1996; А. Маслоу, 1997 и др.). В современной пси-

хологической науке проблемы изучения языковых феноменов во взаимосвязи с экзистенциальными ценностями, глубинными проявлениями личности, процессом ее самореализации представлены в работах В.И. Кабрина (1992, 2005); Э.И. Мещеряковой (2001); Д.В. Труевцева (2002); Н.З. Бикмухаметовой (2002) и др. Взяв за основу коммуникативный подход, исходным постулатом которого является понимание первичности коммуникативного процесса, в который погружен человек относительно всех остальных форм его активности, мы выходим на новый уровень понимания универсума человеческой жизни. В феномене и понятии коммуникации главное - это передача информации, имеющей жизненный смысл. В. контексте проблемы самореализации личности это передача* смысла себя - как способ выхода за собственные пределы.

Актуальность обращения к исследованию возможностей актуализации самореализации личности средствами метафоризации коммуникативного процесса определяется в первую очередь базисностью метафорического моделирования смыслов в языке в целом, его генетической первичностью в построении картиньъмира. Исследования Bt философском, лингвистическом, психологических подходах (Б. Уорф, 1960; Т.В. Арютюнова; 1990; Э. Кассирер, 1990; Г.С. Баранов, 1993; Г.Н. Скляревская, 1993; М. Хайдеггер, 1993; М. Berman, D.Broun, 2000; Г.С. Абрамова, 2001; О.А. Свирепо, 2004; S. Guttenplan, 2005. и др.) показали роль метафор не только как риторического языкового средства, а как концептуальной основы, человеческого способа восприятия мира. Метафора в этом контексте становится основой смыслового взаимодействия человека с социокультурным пространством.

Концептуальные положения коммуникативного подхода позволяют исследовать метафорическую феноменологию в транскоммуникативном аспекте, что дает возможность выхода на проблему создания целостных технологий и тренинговых стратегий, представляющих особую важность для практической психологии.

Целью работы является изучение возможностей актуализации самореализации личности средствами метафоризации коммуникативного процесса.

Объектом исследования является самореализация личности. Предмет исследования - условия актуализации самореализации личности средствами метафоризации коммуникативного процесса тренинга.

Гипотеза исследования конкретизируется следующими положениями:

  1. Опора на концепцию транскоммуникации позволяет определить основные характеристики процесса метафоризации, создающего условия для актуализации самореализации личности, что может являться основой для создания целостной схемы тренинга метафоричности.

  2. В условиях метафоризации коммуникативного процесса интенсифицируется динамика транскоммуникативных состояний личности, и актуализируются глубинные, архетипические элементы коммуникативного мира личности, что будет содействовать смысловой интеграции личности как открытой, самореализующейся системы.

Задачи исследования:

  1. Определить методологические основания использования средств метафоризации для актуализации самореализации личности.

  2. Определить закономерности актуализации самореализации в коммуникативном процессе метафоризации.

  3. Проанализировать проявление транскоммуникативных тенденций личности в процессе метафоризации.

  4. Выявить тенденции взаимозависимости транскоммуникативных проявлений в метафорической вербализации и самоактуализации личности.

  5. Разработать модель тренинга метафоричности и определить его возможности в актуализации самореализации по личностной динамике участников.

Теоретико-методологическая база исследования

В качестве предпосылок исследования выступили методологические принципы гуманистической психологии (К. Гольдштейн, 1948; К. Роджерс, 1994; А. Маслоу, 1997), принципы интегративности и системности в изучении самореализации личности (В.Е. Клочко, 2000; Л.А. Коростылева, 2001; Э.В.

6 Галажинский,. 2002), идеи теории лингвистической относительности, постулирующие интегративньш взгляд на природу языка, взаимосвязанного со всеми проявлениями «реальной человеческой жизни» (Б. Уорф, 1960; Э. Сепир, 1993), положения структурализма в. лингвистике (К. Леви- Стросс, 1994; Р. Барт, 1994; М. Фуко, 1994; Ж. Лакан, 1996), обозначившие необходимость использования естественного языка, как означающей системы^ для исследования «сложных объектов*, человеческой духовной культуры», подходы к изучению метафоры представителей современной теории языковой картины, мира (Дж. Лакофф, М. Джонсон, 1990): В качестве базовой теоретической модели исследования- принят коммуникативный подход В'.И.. Кабрина(1985,1992, 2002!; 2004, 2005).

При разработке-модели тренинга,,мы,основывались на положениях о*ра-боте групп ноэтического опыта (В.И. Кабрин, 2002, 2005), представлениях о целостности человека в. метафорических, символических процессах; идеях о возможной реализации архетипов.в различных символических и метафорических формах в трансперсональной-психологшг (К.Г. Юнг, 1995, 2003; Рґ Ас-саджиоли, 1994), на разработках в области практического применения-метафор-в'психодиагностической, коррекционной и терапевтической работе (Н! Пезеш-кян, 1993; М. Эриксон, 1994; Дж. Миллс, Р: Кроули, 2000; Л. Кроль, 2001; Н. Оуэн, 2002).

Методы исследования:

А. Теоретический анализ литературных источников подтеме исследования; В'. Эмпирическое определение возможностей средств метафоризации в актуализации самореализации личности и исследование качественной специфики потенциала самореализации: 1.) Экспериментальная апробация тренинга метафоричности, центральным^звеном которого является моделирование коммуникативных, ситуаций с использованием метафоры.; 2.) методы сбора эмпирических данных: Метод моделирования* коммуникативных миров (ММКМ) В.И. Кабрина; Тест самоактуализации личности. (CAT); разработанный М. Крозом под руководством Л.Я: Гозмана; Методика «Определение страте-

гий самоутверждения», разработанная Е.Н. Никитиным и Н.Е. Харламенковой на основе классификации типов самоутверждения Р. Альберти и М. Эмонса; Методика исследования самоотношения, разработанная В.В. Столиным, СР. Пантелеевым; Опросник для диагностики способности к эмпатии А. Мехра-биена и Н. Эпштейна; материалы сбора данных в рамках качественного анализа (тексты дневников и индивидуальные сказки участников-тренинга); С. Для обработки данных применялись следующие методы: контент-анализ; методы математической статистики (методы описательной статистики, непараметрический критерий Вилкоксона для установления значимости различий; корреляционный анализ с использованием коэффициента корреляции Пирсона. Статистическая обработка результатов проводилась с использованием компью-тернойшрограммы Statistica 6. for Windows.

Исследовательская база

В исследовании принимали участие студенты Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета в количестве 74 человека, из них 39 девушек и 35 юношей. В тренинге участвовали студенты 2—3-х курсов разных факультетов. Возрастной диапазон испытуемых: 18 лет - 35 человек, 19 лет - 39 человек.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивались согласованностью исходных методологических позиций автора; использованием комплекса надежных и валидных методик, адекватных цели и задачам исследования; применением количественных и качественных методов анализа результатов; репрезентативностью выборки; статистической значимостью эмпирических показателей.

Научная новизна исследования состоит в том, что:

1) Определены методологические основания использования средств метафоризации для актуализации самореализации личности. Выделены основные характеристики процесса метафоризации (креативность, многомерность, транскоммуникативность, архетипичность и др.) как целостного коммуника-

тивного процесса, создающего условиядля осознания и раскрытия внутренних ресурсов и потенциала самореализации личности.

2) Выявлены закономерности актуализации самореализации в-коммуникативном процессе метафоризации: расширение границ коммуникативного опыта- динамика транскоммуникативньшсостояний личности; актуализация архетипических уровней коммуникативногог мира,— что способствует смысловой интеграции-личности.

3)' Метафорическая феноменология- проанализирована и; исследована в транскоммуникативном контексте: описаны проявления транскоммуникативных тенденций] ае именно стресс-транс-формациишереживаний^,проявляющейся вщинамике метафорической вербализации:

4)* Выявлены: тенденции^ взаимозависимости транскоммуникативных;
проявленийв метафорической вербализациишотекстамфефлексивныхотчетов:'
исамоактуализацииіличности; v

Теоретическая значимость работыхостоит в следующем::

1'); Интегрированы представления о. коммуникативных факторах само-реализации личности, которые можно определить как транскоммуникативные: возможности личности; отражаемые в; параметрах ее; транскоммуникабельности, что дополняет существующие представлениям о феноменологии коммуникативного; мира личности..

2)> Дополнены и,расширены представления об; использовании коммуникативных средств (метафоризации) для актуализации самореализации лично-сти. «Метафора» рассматривалась не как статическое; понятие, а как элемент динамически; развивающегося коммуникативного процесса; в .который личность включается в' целостности; своих языковых, эмоциональных № поведенческих проявлений:,

Практическая; значимость проведенного; исследования; определяется тем, что::

1) Разработанная модель тренинга может быть использована в прак
тической работе в рамках дополнительного образования для развития транс
коммуникабельности личности, актуализации самореализации личности.

2) .Описанные принципы транскоммуникативного анализа метафоры
определяют возможность его использования в индивидуальной и групповой
консультативной, диагностической и коррекционной работе для отслеживания
специфики качественных личностных изменений.

3)* Выделенные в работе этапы и способы организации процесса ме-тафоризации могут послужить, основой для планирования разных форм тре-нинговой работы.

Основные положения, выносимые на защиту:

  1. Процесс метафоризации, разворачивающийся в следующей последовательности: коммуникативная ситуация - конструирование метафоры* на основе метафорического перенесения, иносказания — трансформация метафоры - интеграция метафоры - осмысление и преобразование коммуникативной ситуации - создает условия для актуализации самореализации личности. Основной функцией процесса метафоризациив^этом контексте является-возможность предвосхищения, проигрывания различных вариантов коммуникативной ситуации в метафорической форме, что расширяет границы коммуникативного опыта личности.

  2. Метафоризация коммуникативного процесса интенсифицирует динамику транскоммуникативных состояний личности, проявляющуюся как стресс-транс-формация- переживаний, способствующих смысловому синтезу разнопорядковых коммуникативных миров личности.

  3. Метафора в коммуникативном процессе актуализирует архетипы, что позволяет человеку установить смысловую связь с глубинными, мифологическими уровнями его коммуникативного мира.

  4. Данные закономерности содействуют смысловой интеграции5 личности, позволяя'человеку осознать и раскрыть свои внутренние ресурсы и потенциал самореализации.

*\

5) Концепция транскоммуникации позволяет создать целостную схему тренинга метафоричности, критерием эффективности которого является положительная личностная динамика по параметрам: транскоммуникабельности; уровня самоактуализации; выбираемых стратегий самоутверждения в общении; характеристик самоотношения и уровня развития эмпатических тенденций.

Апробация результатов исследования. Апробация работы проведена на кафедре социальной и гуманистической психологии факультета психологии Томского государственного университета. Внедрение результатов исследование осуществлялось в с 2004 по 2007 год в. Забайкальском государственном гуманитарно-педагогическом университете им. Н.Г Чернышевского. Основные положения и материалы диссертации были представлены и докладывались на конференциях разного уровня: на всероссийской научной конференции молодых ученых «Наука. Технологии. Инновации» (Новосибирск, 2007); на международных научно-практических конференциях «Образование и воспитание в двадцать первом веке: глобальный и региональные аспекты» (Чита, 2003), «Психология и современное общество: взаимодействие как путь развития» (Санкт-Петербург, 2008), «Теоретические проблемы этнической и кросскуль-турной психологии» (Смоленск, 2008). По теме диссертации опубликовано 8 печатных работ.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения. В приложение вынесены: таблицы статистических данных, используемый стимульный материал для тренинга. Общий объем диссертации (без списка литературы и приложений) составляет 158 страниц. В работе содержится 10 таблиц, 13 рисунков. Библиография включает 278 наименований, из них 24 источника на иностранном языке.

Самореализация личности как предмет психологического исследования.

Как отмечает в;своей?работе Л!А. Коростылева;. феномен самореализации имеет, явно выраженный сложньїшмеждисциплинарньїйіхарактер;.представляющий? интерес для? многих наук о человеке: «Тем не менее,, несомненно, что: проблема самореализация личности имеет, прежде всего, психологическую: природу, и многие-особенностишзакономерностшсамореали-зации личности могут быть выявлены посредством психологической науки; спривлечением междисциплинарных знаний» [107,. с.2 Г].

В психологии; назрела необходимость исследования; личности в концептуальных; моделях, преодолевающих и расширяющих пределы жесткой научной- парадигмы академической психологии.- В своей; работе- мы акцентируем внимание на коммуникативной природе личности, изучая самореализацию в. методологическом1 ключе коммуникативного? подхода; разработанного ВЇ.ИЇ Кабриным [90;.....101];

Выдвинутый персоналистами? постулат об? уникальности;: самоценности личности был дополнен концепцией диалога, в которой неповторимое, инди . видуальное Я всегда открыто диалогично и обращено: к, другому (Бубер;Мі, Бахтин М.М.). М; Бубер [34,35] усматривал в. диалоге сущностное свойство человеческой природы; и;утверждал, что: любое Я может существовать и раскрывать заложенные в нем онтологические возможности лишь в изначальном отношении к Другому, т.е. в отношении «Я-Ты». В" диалогической1 модели М.М. Бахтина «...быть — значит общаться диалогически:.. Два голоса — минимум жизни, минимум бытия» [23 і с:338-339]. ММ: Бахтин акцентирует внимание- на том, что в методологическом векторе изучения; личности требуется следование личности?становится диалогом» [24, с: 120]: современной; психологии: мьг можем наблюдать возвращение культурно-исторического! контекста обретения человеком смысловых: отношений; с реальностью: как:контекста:.собственно коммуникативного, диалогического, акцентированного в работах М:М; Бахтина;. Л:Є. Выготского; Дж. Мида: [3; 36; 69; 86; 91; 107]:

Коммуникативный подход определяет; коммуникацию-как; «универсаль-нышсмыслообразующий; эволюционный; вектор?жизни» [92, с:45]1 Bt феномене и; понятии; коммуникации главное- это-передача информации; имеющешжиз-ненный смысл. Ві контексте проблемы самореализации личности это: передача смысла себя; способ выхода за собственные пределы. Как пишет В!И. Кабрин, «коммуникативность как интегральная характеристика личности имеет значительно большую глубину и- радиус действия, нежели принято думать, в нее: может включаться генетический опыт прошлых поколений и жизней; ключ к. которому вобычных условиях чаще всего недоступен:, Человек при таком рассмотрении оказывается сложным; созвездием; разнокачественных и разнопорядковых коммуникативных миров (геномного, клеточного; организменного, индивидного, социального, культурного; духовного ..), сообщаемость,которых: образует центральную проблему и парадокс реального единства; цельности человека» [92, с. 8] і

Для того чтобы, наиболее полно; представить коммуникативный мир человека, необходимо представить личность, как встречу человека с миром. И насколько безгранично понимание мира и человека, настолько безгранична эта встреча. Встреча в рамках теории коммуникативного мира - это не сам физический процесс, а «психологическое переживание, которое свободно, которое преодолевает даже невозможность встречи одного без другого... Мир — как зеркало для встречи с собой...» [94, с. 6]. Следует отличать встречу от просто взаимодействия: встреча происходит в тот момент, когда мы уходим от ограниченности восприятия объекта, простой констатации его существенных признаков и начинаем чувствовать его гармонию в целом, как гештальт, как некий динамический образ, открытую систему. Подлинная встреча, как магия искусства расфокусирования взгляда при рассматривании стереоскопических изображений, открывает новое измерение, новый смысл, дающий возможность человеку быть коммуникабельным в событии встречи. Коммуникабельность выступает в качестве интегральной характеристики личности как реально и потенциально открытой системы, то есть системы живущей, реализующейся и развивающейся освоением реального коммуникативного пространства.

Отталкиваясь от координат коммуникативного пространства жизни личности и ее самореализации в этом пространстве, можно проследить движение психологической науки к изучению личности в. ее целостности, многомерности, открытости, трансцендентности, в контексте основных психологических парадигм, образующих коммуникативный психологический универсум [97; 101].

Схема эмпирического исследования личностной динамики в условиях метафоризации коммуникативного процесса

Исходя из основных положений коммуникативного подхода, центральной становится задача понимания коммуникации как самого чувствительного И многомерного инструмента исследования- наиболее тонких явлений мира. Понятие «коммуникация» давно стало общеупотребительным, однако спектр мнений относительно данного» понятия, очень широк. Многие исследователи-[8; 28; 258] определяют основное содержание коммуникации как обмен информацией-, протекающий в той или иной деятельности. В работах А.Н. Леонтьева [134] отмечается; что люди не просто обмениваются значениями, а стремятся выработать при этом общийсмысл.

Эволюция! представлений о коммуникации идет к пониманию- ее- каю «смыслообразующего, смыслотворческого процесса: любой формы, и уровня; поскольку в живых системах информация, имеющая жизненный смысл, не просто передается, но трансформируется и творится, воплощаясь при этом в самых различных кодах (языках) - от генетического до культурного» [92, с.7]. Коммуникативный подход как считает В.И. Кабрин, постулирует ценность коммуникативного опыта личности и необходимость исследования реальных коммуникативных отношений и процессов, в которых человек раскроется «как он есть в трансцендентной1 значимости своих проблем» [97, с.6]. В этом контексте исследование — это не познание субъектом объекта в традиционном смысле, а внутренняя; точнее интра-, транс-, или метакоммуникативная пере-ориентация!Исследователя«в коммуникативном поле, где он должен контролировать необходимый и-достаточный комплекс коммуникативных переменных, непосредственно порождаемых развернутой, концептуальной параметрической моделью коммуникативного процесса, соответствующего актуальной проблемной ситуации.

В; основу нашего исследования положено представление о метафоричности транскоммуникативного процесса, что позволяет подойти к рассмотрению возможностей: актуализации самореализации личности в естественноШсмыс-лообразующей коммуникации.

Эмпирическое изучение особенностей: данной; феноменологии предполагало осуществление нескольких этапов исследования;

На первом этапе исследования осуществлялась разработка модели тренинга метафоричности За основу концепции тренинга принята:

- методология гуманистической; психологии выдвигающая идеи: о возможности: гармоничного- развития- личности- ее самоактуализацииу акцентирующая-внимание на взаимосвязи речевого: проявленияшндивида,и еге стремления максимально? самореализовываться? в данной- коммуникативной ситуации;

концептуальные положения коммуникативного:подхода; сфор- мулировавшего гипотезу о транскоммуникации как сверхдинамичном; смыслообразующем процессе гармонизации: разноуровневых миров.человека,:.. открывающем в,немсмысловое единство микро- и-макрокосмоса;:

концептуальные положения; юнгианскогошодхода; выдвигающего идею о возможной реализации архетипов в раз личных символических и метафорических формах. По мнению К.Г. Юнга, так как архетипы, сравнительно автономны; онише могут быть восприняты,с.помощью рациональных средств, а требуют диалектической процедуры, реального контакта с ними, который: может проходить в форме диалога с метафорческим образом.

. Базовой моделью для организации процесса метафоризациипослужила: модель элементарной коммуникативной ситуации, предложенная.В.И . Кабри ным, которая? имеет смыслообразующую: природу ш может быть» сведенаї к. взаимодействию четырех функционально-различимых элементов:[101, c;48L50]f ():

коммуникатор, или: передающий (порождающий) информацию (А);

перципиент, или принимающий (осваивающий) информацию (В);

знак, код, язык, т.е. материал, в котором кодируется информация, в нашем исследовательском контексте этим знаком выступает метафора (Y);

значение, информационная структура или «образ» того, что зафиксировано в информационной модели (X).

Оценка личностной динамики участников тренинга

Из таблицы видно, что произошло увеличение и гармонизация показателей основных невербальных параметров стресс-транс-формации после прохождения тренинга в масштабе коммуникативного времени (Ретроспектива — Актуальность -Перспектива). Вьісокаяістатистическая достоверность изменений подтверждена с помощью нёпараметрического критерия Вилкоксона; (см: при л. 2): по вектору роста в5 интересах, р — 0,012; вектор роста по партнерам р=0;005; по вектору переживаний по интересам р — 0,005; вектор переживаний по партнерам р-0,012 .

Важно отметить, что: по показателю, переживаний на. момент первого среза, наблюдал ось преобладание: негативныхпереживаний, особенно по интересам, что говорит о тенденции коммуникативному стрессу, тогда как после второго: среза. показатель. позитивных; переживаний; стал гораздо выше, что говорит о повышении общей удовлетворенности во внутреннем; и внешнем К-пространстве. и тенденции к; коммуникативному трансу. Анализируя знак:: переживаний по интересам и:по партнерам, мы заметили, что:

испытуемые на момент первого срезаіпо многим;темам (деньги;, учеба; взаимоотношения; с: противоположным: полом) в;масштабе коммуникат тивного времени в прошлом; инастоящем .часто давали крайние, отрицательные : значения; (-3;-2)=и крайние позитивные в будущем (+3), что может говорить, о наличии коммуникативного стресса, неудовлетворенности;собой в.этих сферах и некоторой защитной идеализации будущего; А повторому срезу мьг видим смещение знака переживанишв сторону позитивных оценок по шкале; уже нет таких полярных оценок по проблемным сферам, что может говорить, о произошедшей стресс-транс-формации переживаний о более целостном, осмысленном восприятии трудностей и проблем и, в. целом, об определенной интеграции «времени» в коммуникативном мире респондентов;

по партнерам: на момент первого1 среза; часто наблюдалось однотипное; оценивание переживаний как отрицательных «в. прошлом»,, «настоящем» и «будущем» или как максимально- положительных; в то время- как по второму срезу мы видим появившуюся дифференциацию оценок, что говорит нам о возросшей осознанности отношений с другими, о понимании, принятии личности другого.

По гистограмме мы видим, что на момент первого среза по интересам преобладает вербализация стресса. В смысловых фразах это проявляется, например, так: «учеба - кошмар на улице Вязов»; «родственники - пилы по жизни»; «деньги - их нет и нет жизни»; «это проходит мимо»; «бездонный колодец, ничего не приходит обратно».

Похожие диссертации на Тренинг метафоричности как условие самореализации личности