Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Религиозная активность в структуре интегральной индивидуальности Смирнов Денис Олегович

Религиозная активность в структуре интегральной индивидуальности
<
Религиозная активность в структуре интегральной индивидуальности Религиозная активность в структуре интегральной индивидуальности Религиозная активность в структуре интегральной индивидуальности Религиозная активность в структуре интегральной индивидуальности Религиозная активность в структуре интегральной индивидуальности Религиозная активность в структуре интегральной индивидуальности Религиозная активность в структуре интегральной индивидуальности Религиозная активность в структуре интегральной индивидуальности Религиозная активность в структуре интегральной индивидуальности
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Смирнов Денис Олегович. Религиозная активность в структуре интегральной индивидуальности : Дис. ... канд. психол. наук : 19.00.01 : Пермь, 2001 186 c. РГБ ОД, 61:02-19/152-5

Содержание к диссертации

Введение

Глава I РЕЛИГИОЗНАЯ АКТИВНОСТЬ КАК ПРЕДМЕТ ИНТЕГРАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА

1.1. Психологическая характеристика религиозности и ее влияние на психику и поведение человека . 6

1.2. Развитие категории активности в отечественной психологии. 43

1.3. Активность в структуре интегральной индивидуальности человека. 58

1.4. Постановка проблемы и задачи исследования. 64

Глава II. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ.

II.1. Организация исследования и характеристика испытуемых. 67

II.2. Методики изучения религиозной активности. 69

II.3. Методики изучения свойств интегральной индивидуальности. 74

II.4. Введение интегративных показателей шкал для используемых психометрических методик. 78

Глава III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ РЕЛИГИОЗНОЙ АКТИВНОСТИ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

III. 1. Результаты исследования структуры религиозной активности . 89

III.2. Результаты исследования религиозной активности в структуре интегральной индивидуальности. 94

III.3. Результаты исследования влияния уровня развития религиозной активности на интегральную индивидуальность. 104

Глава IV. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ВЛИЯНИЙ МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИХ ПОЗИЦИЙ НА РЕЛИГИОЗНУЮ АКТИВНОСТЬ И ИНТЕГРАЛЬНУЮ ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ.

IV. 1. Результаты исследования структуры религиозной активности в зависимости от мировоззренческой позиции. 117

IV.2. Результаты исследования выраженности индивидуальных особенностей в зависимости от мировоззренческой позиции 127

IV.3. Результаты исследования характера взаимосвязи компонентов религиозной активности и свойств интегральной индивидуальности в зависимости от мировоззренческой позиции. 132

IV.4. Результаты исследования межуровневых связей интегральной индивидуальности в зависимости от мировоззренческой позиции. 138

IV.5. Результаты исследования структуры интегральной индивидуальности у лиц с различной мировоззренческой позицией. 142

ОБЩИЕ ВЫВОДЫ 154

Список литературы 156

Приложение 172

Введение к работе

Независимо от того, какую мировоззренческую позицию занимает человек, позицию теиста или атеиста, Бог — религия, как культурно-психологический феномен, занимает определенное место в его жизни. Дело в том, что в течение десятков, а может быть сотен тысяч лет, религия оказывала колоссальное влияние на филогенез человечества и онтогенез отдельного индивида. Такое положение вещей является общим в истории становления всех народов и культур. Поэтому, несмотря на глобальные перемены в сознании людей за последние, пусть даже, сто лет, данное явление вряд ли можно считать отмирающим социально- психологическим рудиментом. Ведь религия кроме социальных, экономических и политических причин имеет еще и глубинные психологические корни. В этой связи религиозность как неотъемлемое явление внутреннего и внешнего мира человека требует детального изучения с целью определения объективного влияния на индивидуальные особенности и развитие личности.

Актуальность выбранной темы определяется кризисной ситуацией современного Российского общества, где целый ряд проблемных явлений формирует необходимость в психологическом знании о природе религии;

1) ценностная дезориентация и духовный вакуум общественного сознания;

2) явление аномии в молодежной среде, суть которой - игнорирование социальных ценностей и норм, влекущее за собой асоциальное поведение;

3) широкое распространение традиционных и нетрадиционных конфессий, ставящее вопрос о характере влияния различных вероучений на человека;

4) кризис социального института религии, как проблема устоявшегося догмата и актуальных религиозных потребностей верующих;

5) индивидуальный духовный кризис, имеющий место в жизни каждого человека, суть которого состоит в необходимости осознания и определения экзистенциальных основ бытия;

6) наконец, в свете трагических событий 2001 года проблема поощрения с позиций религиозных догматов преступлений против человечества.

Научная новизна исследования состоит в том, что впервые религиозность как «религиозная активность» исследуется в качестве целостного многокомпонентного психологического явления, включенного в систему индивидуальных свойств и представляющего собой аспект общих активностных отношений «человек - мир».

Теоретическое значение работы заключается во введении в систему научного знания нового психологического понятия - религиозная активность, что, с одной стороны, открывает новую предметную область исследованиям в русле теории интегральной индивидуальности B.C. Мерлина, с другой - проливает свет на природу высших проявлений активности, и, наконец, представляет попытку структурного рассмотрения религиозности в системе индивидуальных свойств человека с психологических позиций.

Практическое значение состоит в разработке и

стандартизационной проверке психологического инструментария для изучения уровня, структуры религиозной активности и особенностей религиозной мотивации. Полученные результаты, могут быть использованы для разработки учебных курсов, предметом которых выступает психический аспект религиозности. Кроме того, выявленные закономерности, имеют значение для конфессиональных сообществ при организации общинной жизни и проведении программ по оптимизации отношений с магистральной культурой.

Объектом исследования стала религиозная активность.

Предметом выступило изучение религиозной активности в структуре индивидуальных свойств.

Цель - определение особенностей взаимовлияний религиозной активности и структурных характеристик интегральной индивидуальности.

Гипотеза: в начале исследования было выдвинуто предположение

о том, что религиозная активность есть целостное многокомпонентное

психологическое образование, обладающее системообразующей функцией в

структуре интегральгой индивидуальности, т.е. играет роль опосредующего

звена в связях разноуровневых индивидуальных свойств.

Гипотеза определила следующие задачи исследования:

1. Дать определение понятия религиозная активность и составить ее структуру.

2. На основе теоретической модели разработать методику исследования религиозной активности.

3. Эмпирически установить место религиозной активности в структуре интегральной индивидуальности.

4. Эмпирически выявить влияние мировоззренческих позиций на особенности религиозной активности и структуры интегральной индивидуальности

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Религиозная активность представляет собой целостное психологическое образование, структуру которого составляет единство 4х компонентов: мотивационного, мировоззренческого, атрибутивно-действенного и аффективно результативного.

2. Религиозная активность детерминируется симптомокомплексом разноуровневых индивидуальных свойств.

3. При высоком уровне развития религиозная активность выполняет системообразующий) функцию в структуре интегральной индивидуальности, то есть определяет характер взаимосвязей между ее разноуровневыми свойствами.

4. Мировоззренческая позиция, как формально- содержательное выражение религиозной активности, определяет своеобразие интегральной индивидуальности человека.

Апробация работы. Основные положения и результаты проведенного исследования докладывались и обсуждались на:

- Научно- практической конференции психологов Урала в Екатеринбурге в 1998 и 2001 годах. (Екатеринбург, 1998г.).;

- V студенческой научно- практической конференции кафедры социальной работы Пермского государственного университета (Пермь, 1998.);

- XIII и XVI Мерлинских чтениях (Пермь, 1998, 2001)

Результаты исследования были опубликованы:

- Изучение религиозной активности в структуре интегральной индивидуальности старших школьников// Практическая психология 1998. Ежегодник. Томі : Матер, региональной науч. практ. конф. 30 марта - 3 апреля 1998г./ Урал. гос. пед. ун-т Екатеринбург, 1998. С.66-68

- Описание процедуры стандартизации психометрической методики - «Опросник религиозной активности»// Пасхи. Научный психологический журнал. 1999, №1-2. - Екатеринбург : Ур. гос. пед. ун-т, 1999. С159-172

Изучение религиозной активности в структуре интегральной индивидуальности старших школьников// Вестник ПГПУ. серия «Психология». №1-2. 2000. С.71-81.

- Религиозная активность и бытийный конфликт// Конфликт и личность в изменяющемся мире. Материалы междунар. науч.-практ. 2-5 окт.2000г. - Ижевск, 2000. С.28-30.

- Предварительные результаты изучения религиозной активности в структуре интегральной индивидуальности //Дни науки УрГИ. Гуманизация знания и образования в контексте современной модернизации России. Материалы для науч. конф. - Екатеринбург, 14-15 мая 2001. С.339-348

- Стандартизация методики изучения религиозной активности// Под знаком У. Научно-психологический альманах. -Астрахань, 2001. (принято в печать)

- Подтверждено участие во Всероссийском конкурсе на лучший пакет психологических диагностических методик в системе образования Российской Федерации 2001 года. Наименование пакета «Методика изучения религиозной активности», регистрационный номер №2.

Структура и объем работы Диссертация состоит из введения, четырех глав, выводов, списка литературы и приложений. Работа изложена на 171 страницах машинописного текста. Список литературы насчитывает 210 наименований.

Работа продолжает линию системного исследования индивидуальности человека, которая проводится в русле дальнейшего развития теории интегральной индивидуальности в Пермском государственном педагогическом университете.

Психологическая характеристика религиозности и ее влияние на психику и поведение человека

Генетически религия выступает в качестве предмета объективного познания в рамках теологии и теософии. В этом смысле она понимается непосредственно из этимологического значения латинского слова «religio», обозначающее «связь», «набожность», «святость», «предмет культа». С этих позиций религия получает надприродный, надчеловеческий, надобщественный статус и утверждает в себе процесс духовного становления человека, выражающийся в воссоединении с Богом. Здесь «Она есть сила, связующая миры, мост между тварным миром и Духом Божественным» [109, с. 16-17].

Богословско-теологической трактовке противостоит естественнонаучное определение, объясняющее данный феномен как продукт познавательной, чувственной и предметной деятельности самого человека, выраженный в его отчуждении от своей собственной сущности [180, с. 701]. Отсюда "Всякая религия является не чем иным, как фантастическим отражением в головах людей тех внешних сил, которые господствуют над ними в их повседневной жизни, в которой земные силы принимают форму небесных." [169, с. 1129]. Как видно, данное представление выстраивается на основе анализа общественных отношений, где религия занимает место среди надстроичных явлений в качестве формы общественного сознания (наряду с наукой, искусством, политикой и т.д.). Проецируясь на почву общественного бытия, она овеществляется в культовых сооружениях (храмы, мечети, церкви), в изваяниях и изображениях Божеств, произведениях религиозного изобразительного искусства и литературы, а также в объективной стороне культовой деятельности. Отражением ее поступательного изменения в ходе исторического развития выступают преобразования религиозных культур в связи с переходом от одной исторической формации к другой. В социальной же сфере религия представляется различными типами общественных образований (религиозные движения, институты, группы, общины, собрания), а ее культурологическое значение раскрывается через морально-этические принципы, заповеди, традиции и эсхатологические ценности. Наконец, на индивидуальном уровне религия определяется как религиозность, внешне оформляясь в культовое поведение (обряд, ритуал, песнопение, жест поклонения и т.п.), на внутреннем плане она приобретает психологическое содержание в качестве религиозных потребностей, мотивов, переживаний, верований, настроений, откровений, а также представлений о Боге.

Таким образом, религия как сложное многоуровневое социально-психологическое образование выступает предметом комплексного изучения различных научных дисциплин. С позиций же психологии, особенностью исследования религиозных проявлений выступает их психическая представленность, вне зависимости от их реальной или фантастической природы. Данное понимание позволяет избежать идеологической дилеммы о существовании и ценности внематериальных объектов, перемещая локус своего внимания на отношения субъекта с его нуминозной сферой.

Так, анализ литературы позволил определить как минимум шесть исследовательских направлений, проливающих свет на психологическое содержание религиозности человека: 1) теологическое, 2) психоаналитическое, 3) феноменологическое, 4) трансперсональное, 5) психотерапевтическое, 6) диалектико-материалистическое.

Теологический подход к изучению психологических феноменов религиозности возникает одновременно с зарождением самой религии. Действительно, каждая духовная традиция аккумулирует в себе и пытается систематизировать богатейший опыт подвижничества своих последователей; содержит описания сакральной организации человека, Теоса и характера их отношений; являет собой способ опознания, достижения, контроля и развития духовных состояний. Очевидно, что такое понимание имеет огромное значение в изучении религиозной психики, так как представляет собой взгляд изнутри, то есть с позиции людей непосредственно переживающих Дух. В дальнейшем мы остановимся лишь на взглядах наиболее известных философов, психологов-теологов XX века (А. Бойзен, Р. Отто, Э. Старбэк, Э. Трельч и др.; отечественные исследователи: С.Н. Булгаков, ПА. Флоренский, Н.Я. Грот, С.Л. Франк и др.).

class2 ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ class2 .

Методики изучения религиозной активности

Для изучения религиозности в исследовании использовались три психометрические методики:

№ 1. Шкала «Стремление к Богу», дополнительно введенная в методика "Ценностных ориентации» (Е.Б. Фанталова, 1996), что позволяет диагностировать выраженность религиозных идеалов в системе ценностей.

№ 2 Методика изучения религиозной активности (МИРА)166-168].

На основе вышеописанной модели РА, состоящей из мотивационного, мировоззренческого, атрибутивно- действенного и аффективно-результативного компонентов был составлен следующий операциональный конструкт, включающий в себя 6 первичных шкал, и 2 суммарных показателя:

1. Шкала религиозных переживаний, представляет собой суммарный показатель трех шкал религиозных переживаний: астенических, стенических, предрелигиозных. Утверждения были составлены путем систематизации результатов неструктурированных бесед с верующими и анализа психологической и религиозной литературы. Высокий показатель говорит о многообразии личного религиозного опыта и отражает субъективный результат теистических трансцендентных устремлений человека.

2. Шкала астенических религиозных переживаний (11 пунктов). Синтаксическая структура утверждения: «В контакте с Божественным я испытывал (а) астенические чувства». Пргшер: «Я испытывал чувства вины пред Богом за совершенные проступки». Психологическое содержание: Высокий показатель говорит о глубоких и многообразных чувствах по отношению к Божественному, в которых человек ощущает слабость, несовершенство, неполноценность, боль перед Теосом.

3. Шкала стенических религиозных переживаний. (15 пунктов). Синтаксическая структура утверждения: «В контакте с Божественным я испытывал(а) стенические чувства». Пргшер: «Меня охватывало чувство благодарности Богу». Психологггческое содержание: Высокий показатель говорит о глубоких и многообразных чувствах по отношению к Божественному, в которых человек ощущает прилив сил, энергии, восторг, вдохновение и т.п..

4. Шкала предрелигиозных переживаний. (10 пунктов). Синтаксическая структура утверждения: «Я испытывал(а) необычные, неописуемые состояния расширения сознания». Пример: «В моей жизни происходили такие события, объяснить которые можно только наличием потусторонних сил». Психологическое содержание: Отметим, что в отличие от двух предыдущих, данные чувства хоть и направляют человека в сферу трансценденции, однако не несут в себе связи с Теосом.

5. Шкала внутренней- внешней религиозной мотивации (11 пунктов) разработана на основе опросника «Внешней- внутренней религиозной ориентации» Ф. Олпорта (1997).

Синтаксическая структура утверждения: "Я обращаюсь к Богу (к религии) т.к.: а) (внутренняя мотивация) нуждаюсь именно (в религии) в контакте с Богом, б) (внешняя) случайно, из интереса, имея иные, нерелигиозные мотивы. Пример: "Я принимал участие в религиозных праздниках скорее: а) из любопытства, б) по мировоззренческим соображениям.

Психологическое содержание: Высокий показатель по данной шкале, говорит о выраженности внутренней религиозной мотивации,, которая является главенствующей в структуре направленности личности. Такие люди не просто знают или предполагают, что Бог есть, но и чувствуют Его в своей жизни. В целом они воспринимают религию как способ обретения свободы, смысла и самоосуществление. Низкий показатель, фиксирует внешнюю религиозную мотивацию, которая основывается на случайном, поверхностном интересе к религии и направлена не на духовные, а чаще на иные ценности. Религия здесь выступает не целью, а средством.

6. Шкала религиозных действий (11 пунктов). Синтаксическая структура вопроса: Как часто (регулярно) Вы совершаете данное религиозное действие?»

Пример: «Читаете ли Вы религиозную литературу: а) каждый день, б) нерегулярно, в) от случая к случаю, г) нет».

Психологическое содержание: Высокий показатель отражает индивидуальный опыт выполнения религиозных действий (участие в церемониях, практическое следование религиозным принципам, обращения к Богу и т.п.)

Результаты исследования структуры религиозной активности

То есть первая группа устремлений неся в себе Теос, наполняет и поддерживает религиозность; а вторая, будучи религиозной по форме, имеет своей целью иной объект и при своем усилении приводит к убыванию, разрушению религиозности. Потому, вслед за Г. Олпоротом (1998) эти мотивации мы будем называть: 1) внутренне религиозной и 2) внешне (или псевдо) религиозной мотивацией. Факторный анализ показателей всех трех методик религиозности выявил следующую структуру РА (табл. 1.4.): Фактор - 1 - получил название «Религиозная активность» (ДОД=29,2%), он вобрал в себя все структурные компоненты РА, показатель ценностных ориентации «Стремление к Богу» и внутренне религиозные мотивы («богоискание», «верующие» и «духовные состояния»), а с противоположенным знаком в него вошли псевдорелигиозные: «материальная необходимость», «желания», «успех», «интерес», любопытство». Этот факт, несколько уточняет результаты корреляционного анализа. Здесь не только, констатируется наличие взаимно противоположенных религиозных интенций, но и фиксируется их единство в структуре РА.

Фактор- 2 - «Околорелигиозные мотивы» (ДОД = 11,0%) образован показателями шкал: «Страх перед Адом», «Стремление попасть в Рай» и, с меньшем весом, «Осознание греха» (раскаянье); а также отрицательными нагрузками - «Познание» (стремление познать, как устроен мир и свое место в нем) и «Развитие» (стремление к духовному росту).

Из таблицы видно, что данный биполярный симптомокомплекс не имеет ни положительных, ни отрицательных связей с ядром РА, что наводит на мысль о его относительной автономии. Здесь, содержание определяется не стремлением к Теосу (как в религиозных мотивах) и не подменой его иным объектом (как в псевдорелигиозных мотивах), а скорее экзистенциальной проблемой отношения к саморазвитию. Так, первая группа (метафизические мотивы), характеризует обращение к религии (к Богу), мотивированное желанием уйти от действительности, выраженное стремлением попасть в метафизическую «лучшую» реальность (Рай), уйти от неудовлетворительного настоящего (Осознание греха), избежать худшего будущего (страх перед Адом).

Вторая же группа (самоактуализационные мотивы) является прямой противоположностью первой. Основываясь на одноименной потребности, они в принципе не имеют никакого объекта своего осуществления, т.к. процессуальны, и нуминозная сфера для их субъекта выступает одним из условий самореализации, что находит соответствие с исследованиями А. Маслоу, обнаружившим религиозные (мистические) наклонности у самоактуализированных личностей [102, 103].

Похожие диссертации на Религиозная активность в структуре интегральной индивидуальности